Шрила Санатана Госвами Прабху спрашивает Шримана Махапрабху: «Кто я? Почему меня преследуют тройственные страдания? Я не могу понять этого. Как я могу обрести благо?»
«Душа по природе своей — вечная слуга Кришны. Душа — это татастха-шакти (пограничная энергия) Кришны, проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него».
«Позабыв Кришну, живое существо с незапамятных времен пребывает в плену внешней энергии Господа. Так иллюзорная энергия (майя) ввергает живое существо в пучину страданий материального мира».
«Как только у живого существа возникает желание наслаждаться материальной природой отдельно от Кришны, оно тут же становится жертвой майи, материальной энергии».
«Околдованное чарами майи, это живое существо теряет ум, словно одержимое призраком. Когда кто-то одержим призраком, он теряет свой ум. Именно это и происходит с живыми существами, привлеченными майей».
«Но если живые существа служат Кришне и Гуру, они не попадают в сети майи, а находят прибежище у лотосоподобных стоп Кришны».
Абсолютная необходимость садху-санги
са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇ са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам мад-анйат те на джа̄нанти на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи
(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.68)
[Вишну объясняет Дурвасе:] «Чистые преданные всегда пребывают в Моем сердце, и Я всегда пребываю в их сердцах. Они не желают знать никого, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них».
[Шриман Махапрабху говорит:] «Я хочу только одного — воспевать Святое Имя Господа Кришны в кругу чистых преданных. Нет иного пути освободиться от невежества».
«Оказавшись в этой ужасной бездне материального существования, живое существо бесконечно страдает. Однако если человек начинает общаться с чистыми преданными и начинает служить Господу Хари, его страдания прекращаются».
«Без милости великой личности человек не может заняться преданным служением Господу Кришне и не может освободиться от оков материального существования».
«Во всех священных писаниях сказано: „Общайтесь с чистыми преданными, общайтесь с садху“. Даже мимолетное общение с чистым преданным может привести к достижению полного успеха».
[Кришна говорит Уддхаве:] «Разумный человек должен избегать дурного общения, отдавая предпочтение общению с чистыми преданными. Их наставления помогут ему разрубить узел материалистичных привязанностей».
[Капиладев говорит Своей матери Девахути:] «Обсуждение Моих чудесных деяний с чистыми преданными услаждает слух и радует сердце. Я — путь освобождения от невежества. Постоянное слушание о Моих чудесных деяниях и служение Мне быстро приводят к возникновению веры, любовной привязанности и истинной преданности».
«Тот, кто одержим желанием мирских удовольствий, стремится к освобождению или хочет обладать сверхъестественными способностями, не способен обрести умиротворение. Преданный Кришне свободен от всех желаний, и поэтому умиротворен».
«Велик тот, кто служит Кришне. Непреданный всегда осквернен и отвратителен. Для преданного служения Господу ни происхождение, ни социальный статус не имеют никакого значения».
«Тот, кто оставил все мирские обязанности и принял прибежище у лотосоподобных стоп Мукунды, больше не является должником и слугой ни полубогов, ни мудрецов, ни своих предков, ни своих родственников, ни каких-либо других живых существ».
«Верховный Господь пребывает в сердце каждого Своего дорогого преданного, того, кто оставил все другие занятия и принял прибежище у Его лотосоподобных стоп, и милостиво прощает его за все неосознанно совершенные грехи».
Шри Гуру
а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣
(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)
[Кришна говорит Уддхаве:] «Он должен считать ачарью подобным Мне, никогда не выказывать ему неуважения, не должен ему завидовать или считать обыкновенным человеком. Ачарья — представитель всех полубогов».
«Я поклоняюсь лотосоподобным стопам Шри Гурудева. И хотя он является возлюбленным слугой Господа, он является Самим Господом. Так говорится во всех священных писаниях, и так чувствуют все чистые преданные».
«Повествования о Господе чисты и подобны нектару. Не слушайте ни слова о Кришне от того, кто не является вайшнавом, так же как не стоит пить молоко, которого коснулась змея».
«О, духовные братья! Имя Кришны никогда не присутствует среди непреданных. Это только звук, Самого Имени в нем нет».
гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум
(«Шримад-Бхагаватам», 5.5.18)
«Тот гуру не является гуру, тот родственник не является родственником, тот отец не является отцом, та мать не является матерью, тот полубог не является полубогом, и тот муж не является мужем, если они не могут спасти нас от неминуемой смерти».
«Все так называемые гуру, родственники, отцы, матери, полубоги или мужья, которые не способны спасти нас от оков материального существования, должны быть мгновенно оставлены».
«Если Кришна не принимает преданного, Он дает ему плотские удовольствия или освобождение. Но Он не дарует ему чистое преданное служение, према-бхакти».
«Тот, кто желает мирских наслаждений или освободиться из плена материи, не сможет возвыситься до уровня чистого любовного служения Господу, даже если он практикует преданное служение».
«Если последователи системы варнашрамы исполняют все обязанности, предписанные для этих сословий и укладов, но не служат Кришне, они неминуемо окажутся в аду».
«Хоть я и обрел рождение в этом мире в человеческом теле, что считается наибольшей удачей, я прожил эту жизнь зря, поскольку не служил Кришне. Кому я могу рассказать о своей скорби?
Я проживал одну жизнь за другой в этом материальном мире, мое время проходило впустую. Я ничего не достиг, я лишь страдал.
Каков же этот мир? Он подобен игре теней. Я чувствовал большую привязанность к этому миру, но мои дни проходили напрасно.
Днем я совершал бессмысленные действия, ночью спал. Я никогда не думал, что смерть от меня так близко».
[Если тот, кто желает мирских наслаждений, освобождения или желает обладать сверхъестественными способностями, начинает служить Кришне, Кришна проливает на него нектар Своих лотосоподобных стоп, даже несмотря на то, что Его об этом не просят. Он считает так:] «Но у Меня-то есть разум! Чего ради Я буду наделять этого глупца мирскими благами? Лучше Я дарую ему нектар Моих лотосоподобных стоп (прему), и он забудет об иллюзорных мирских наслаждениях».
«Шри Гаурачандра призывает: „О, души, пробудитесь! О, души, пробудитесь! Как долго вы еще будете спать на коленях ведьмы Майи? Вы же обещали: ‘О, Господь! Я буду служить Тебе’, но когда вы пришли в этот мир, вы забыли свое обещание и оказались во власти иллюзии. Я пришел, чтобы открыть вам глаза. Кроме Меня, кто еще может быть вашим другом? Я принес вам целительный бальзам, он избавит вас от майи: просто повторяйте харинамамаха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе“».
«Если у человека есть вера, он может заниматься преданным служением. В зависимости от того, насколько сильна его вера, его причислят либо к первой, либо ко второй категории преданных, либо будут считать неофитом».
«Шри Нанда Кумар слышит молитвы того, кто предался Ему, выполняя следующие шесть правил: (1) смирение; (2) самопредание; (3) принятие опеки Господа; (4) поддержание веры в то, что Кришна всегда защитит; (5) совершение только тех действий, которые благоприятны для преданности; (6) полное отвержение всего того, что неблагоприятно для преданности».
«Тот, кто обладает чистым видением, способен видеть во всем лучезарные проявления Кришны. Но как увидит эту Высшую Истину тот, кто ослеплен пылью материального мира?»
«Воплощение духовного существования, сознание и экстаз, Шри Кришна, известный также как Говинда, является Верховным Богом всех богов. Являясь началом всего, Он не имеет начала. Он — изначальная причина всех причин».
«(1) Принять прибежище у лотосоподобных стоп Шри Гуру. (2) Получить у него посвящение. (3) Служить Шри Гуру. (4) Интересоваться истинной религией и изучать ее. (5) Следовать пути истинного преданного (садху)».
«(1) Общаться с истинными преданными (садху). (2) Воспевать святые имена Господа. (3) Слушать священные писания с чистой преданностью. (4) Жить в святом месте. (5) С верой служить Божеству Господа».
«Эти пять видов преданного служения являются лучшими из всех. Даже кратковременная практика служения пробуждает в человеке любовь к Кришне (кришна-прему)».
«Вначале в человеке возникает вера, затем он начинает общаться с истинными преданными (садху), начинает служить Господу, освобождается от сил зла, в нем возникает вкус и привязанность к постоянному преданному служению Господу, и в конечном итоге рождается любовь (према). Таковы этапы пробуждения премы».
[Srila Sanatan Goswami Prabhu enquires from Sriman Mahaprabhu:] “Who am I? Why am I plagued by the threefold misery of material existence? I cannot understand this. How can I be benefitted?
‘sādhya’-‘sādhana’-tattva puchite nā jāni kṛpā kari’ saba tattva kaha ta’ āpani
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 20.103)
“I do not know how to enquire about the goal of life or the means to reach it. Please mercifully explain all these truths to me.”
Aversion to the Supreme Lord is the original cause of all suffering
“The soul is by nature an eternal servant of Krishna. The soul is Krishna’s tatastha-shakti (marginal potency); a manifestation both distinct and non-distinct from Krishna.”
kṛṣṇa bhuli’ sei jīva anādi-bahirmukha ataeva māyā tāre deya saṁsārādi-duḥkha
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 20.117)
“When souls outside the realm of time and space turn away from Krishna and forget Him, Maya subjects them to the various miseries of worldly existence.”
kṛṣṇa-bahirmukha hañā bhoga-vāñchhā kare nikaṭa-stha māyā tāre jāpaṭiyā dhare
(Sri Prema-vivarta: 6.2)
“When souls desire to enjoy separately from Krishna nearby Maya seizes hold of them.”
piśāchī pāile yena mati-chhanna haya māyā-grasta jīvera haya se bhāva udaya
(Sri Prema-vivarta: 6.3)
“Souls seized by Maya become bewildered just like persons who have been possessed by a ghost.”
“When one is possessed by a ghost, one becomes bewildered. This condition befalls souls who have been seized by Maya.”
brahmāṇḍa bhramite kona bhāgyavān jīva guru-kṛṣṇa-prasāde pāya bhakti-latā-bīja
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 19.151)
“While wandering throughout the world, a fortunate soul obtains the seed of the creeper of devotion (faith) by the mercy of Guru and Krishna.”
‘kṛṣṇa-nitya-dāsa’—jīva tāhā bhuli’ gela ei doṣe māyā tāra galāya bāndhila
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 22.24)
“The souls forgot that they are Krishna’s eternal servants. For this mistake, Maya binds them by the neck.”
[Vishnu instructs Durvasa:] “Sadhus are My heart and I alone am their heart. They do not know anyone other than Me, and I do not know anyone other than them.”
[Sriman Mahaprabhu says:] “To chant the Name of Krishna in the association of sadhus’—I desire this alone. There is no other way to conquer material existence.”
e ghora saṁsāre, paḍiyā mānava, na pāya duḥkhera śeṣa sādhu-saṅga kari’, hari bhaje yadi, tabe anta haya kleśa
(Jaiva-dharma)
“A person who falls into this terrible material world never ceases to suffer. Yet if they associate with sadhus and serve Hari, then their distress comes to an end.”
“Without the mercy of a great personality, none of one’s actions are devotion, devotion for Krishna remains far away, and one’s worldly conditioning is not destroyed.”
[Krishna instructs Uddhava:] “An intelligent person should abandon bad association and associate with sadhus. Sadhus cut away one’s unfavourable desires with their instructions.”
[Kapiladev explains to His mother Devahuti:] “Narrations which reveal My glorious nature and greatly please the ear and heart take place within the intimate association of sadhus. I am the path of liberation from ignorance and continuous hearing of narrations about Me with a service temper quickly leads to the sequential development of faith, loving attachment, and devotion.”
“Those who are desire material enjoyment, liberation, or supernatural power are disturbed. A devotee of Krishna is free from of such desires and thus peaceful.”
yei bhaje sei baḍa, abhakta—hīna, chhāra kṛṣṇa-bhajane nāhi jāti-kulādi-vichāra
(Sri Chaitanya-charitamrita: Antya-lila, 4.67)
“Anyone who serves Krishna is great. Non-devotees are fallen and condemned. There is no consideration of the caste, class, and so on, within devotion for Krishna.”
devarṣi-bhūtāpta-nṛṇāṁ pitṛṇāṁ na kiṅkaro nāyam ṛṇī cha rājan sarvātmanā yaḥ śaraṇaṁ śaraṇyaṁ gato mukundaṁ parihṛtya kartam
(Srimad Bhagavatam: 11.5.41)
“One who has completely abandoned all worldly duties and surrendered wholeheartedly unto the ultimate shelter, Mukunda, is no longer a debtor to, nor a servant of, the demigods, the sages, other living entities, relatives, mankind, or ancestors.”
“The Supreme Lord resides in the hearts of His dear devotees who reject all other concerns and serve His lotus feet, and destroys any sin they happen to commit.”
Sri Guru
āchāryaṁ māṁ vijānīyān nāvamanyeta karhichit na martya-buddhyāsūyeta sarva-deva-mayo guruḥ
(Srimad Bhagavatam: 11.17.27)
[Krishna says to Uddhav:] “One should know the acharya to be Me. One should never disrespect him, consider him a mortal, or be envious of him. He is the embodiment of all the demigods.”
sākṣād-dharitvena samasta-śāstrair uktas tathā bhāvyata eva sadbhiḥ kintu prabhor yaḥ priya eva tasya vande guroḥ śrī-charaṇāravindam
(Sri Gurvashtaka: 7)
“I worship the lotus feet of Sri Gurudev. Although he is the Lord’s beloved servant, all the scriptures say, and all the sadhus feel, that he is directly the Lord Himself.”
“Discussions of the Lord are nectarean and pure. One should not hear them, however, from the mouth of a non-devotee, just as one should not drink milk which has been sipped by a serpent.”
“Oh brothers, the Name of Krishna is never present within the association of non-devotees. The external syllables of the Name appear there, but never the Name Himself.”
“That guru is not a guru, that relative is not a relative, that father is not a father, that mother is not a mother, that demigod is not a demigod, and that husband is not a husband, if they cannot save us from imminent death.”
Any so-called guru, relative, father, mother, demigod or husband who cannot save one from the bondage of material existence should be abandoned at once.
The Definitions of Kam and Prem
ātmendriya-prīti-vāñchhā-tāre bali ‘kāma’ kṛṣṇendriya-prīti-ichchhā dhare ‘prema’ nāma
(Sri Chaitanya-charitamrita: Adi-lila, 4.165)
“The desire to gratify one’s senses is called kam (lust). The desire to gratify Krishna’s senses is called prem (love).”
Challenges on the Path of Devotion
bahu janma kare yadi śravaṇa, kīrtana tabu ta’ nā pāya kṛṣṇa-pade prema-dhana
(Sri Chaitanya-charitamrita: Adi-lila, 8.16)
“If one practices hearing and chanting about the Lord for many births (but makes offences) one will not obtain the wealth of prem for Krishna’s feet.”
“When Krishna evades a devotee, He gives them material enjoyment or liberation. He keeps prema-bhakti hidden and does not give it to them.”
bhukti-mukti ādi-vāñchhā yadimanehaya sādhanakarileopremautpannanā haya
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 19.175)
“So long as desires for mundane enjoyment, liberation, and so forth, remain in one’s heart, one may engage in devotional practice but prem will not arise.”
[If persons who desire mundane enjoyment, liberation, or supernatural power somehow or other engage in His service, Krishna bestows upon them the nectar of His lotus feet even though they did not ask for it, considering:] “I am wise, so why should I grant these fools worldly ends? I will give them the nectar of My lotus feet (prem), which will make them forget all worldly ends.”
“Sri Gaurachandra calls, ‘Oh souls, wake up! Oh souls, wake up! How long will you sleep in the lap of the witch Maya?
“‘You promised, ‘Oh Lord, I will serve You,’ as you came into this world but you have forgotten this promise and remained bound by illusion.
“‘I have descended to reclaim you. Other than Me, who else is your friend?
“‘I have brought the medicine to dispel Maya. Pray for this Hari-nam mahamantra—Hare Krishna, Hare Krishna, Krishna Krishna, Hare Hare, Hare Rama, Hare Rama Rama Rama, Hare Hare—and take it.’”
“(1) Humility, (2) self-submission, (3) embracing the Lord’s guardianship, (4) maintaining the faith that ‘Certainly Krishna will protect me’, (5) engaging only in activities which are favorable to devotion, and (6) utterly rejecting everything unfavorable to devotion—Sri Nanda Kumar hears the prayer of one who surrenders in this six-fold way.”
The Nature of Spiritual Existence
aprākṛta vastu nahe prākṛta-gochara veda-purāṇete ei kahe nirantara
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 9.194)
“Supramundane existence is not materially perceptible. The revealed scriptures always say this.”
“Krishna is like the sun; Maya is like darkness. Wherever Krishna is present, Maya is absent.”
sarvatra kṛṣṇera mūrti kare jhalamala se dekhite pāya yā̐ra ā̐khi niramala andhibhūta chakṣu yāra viṣaya dhūlite ki-rūpe se para-tattva pāibe dekhite
“One whose vision is pure is able to see Krishna’s form shining everywhere. But how will one whose eyes are blinded by the dust of mundanity ever be able to see that Supreme Truth?”
īśvarera kṛpā-leśa haya ta’ yāhāre sei ta’ īśvara-tattva jānibāre pare
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 6.83)
“One who has a touch of the Lord’s mercy can understand the nature of the Lord.”
“The embodiment of spiritual existence, consciousness, and ecstasy, Sri Krishna, who is known as Govinda, is the Supreme Lord of all Lords. He has no origin, He is the origin of all, and He is the cause of all causes.”
The Fundamental Practices of Devotion (Bhaktyangas)
Outlined by Sriman Mahaprabhu to Sanatan Goswami Prabhu
“(1) To take shelter at the feet of Sri Guru. (2) To be initiated. (3) To serve Sri Guru. (4) To ask and learn about true religion. (5) To follow the path of the sadhus.”
“(1) To associate with sadhus. (2) To chant the Name of the Lord. (3) To hear the scriptures of pure devotion. (4) To reside in a holy place. (5) To faithfully serve the Lord’s Deity.”
sakala-sādhana-śreṣṭha ei pañcha aṅga kṛṣṇa-prema janmāya ei pā̐chera alpa saṅga
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 22.129)
“These five are the best of all the limbs of devotional practice. Krishna-prem develops from even slight participation in these five limbs.”
prasāda-sevā, karite haya, sakala prapañcha jaya
(Sharanagati: 31.5)
“By honoring prasad, we overcome the entire material world.”
kīrtana prabhāve smaraṇa ha-ibe
(Vaishnava Ke?: 19)
“By the power of kirtan, remembrance of the Lord will develop.”
The Stages in the Awakening of Prem
ādau śraddhā tataḥ sādhu-saṅgo ’tha bhajana-kriyā tato ’nartha-nivṛttiḥ syāt tato niṣṭhā ruchis tataḥ
“First faith arises, then association with sadhus, engagement in service, eradication of evils, constancy, taste, attachment, emotion, and finally love (prem). These are the stages in the awakening of a practitioners’ prem.”
Шрила Санатана Госвами Прабху спрашивает Шримана Махапрабху: «Кто я? Почему меня преследуют тройственные страдания? Я не могу понять этого. Как я могу обрести благо?»
«Душа по природе своей — вечная слуга Кришны. Душа — это татастха-шакти (пограничная энергия) Кришны, проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него».
«Позабыв Кришну, живое существо с незапамятных времен пребывает в плену внешней энергии Господа. Так иллюзорная энергия (майя) ввергает живое существо в пучину страданий материального мира».
«Как только у живого существа возникает желание наслаждаться материальной природой отдельно от Кришны, оно тут же становится жертвой майи, материальной энергии».
«Околдованное чарами майи, это живое существо теряет ум, словно одержимое призраком. Когда кто-то одержим призраком, он теряет свой ум. Именно это и происходит с живыми существами, привлеченными майей».
«Но если живые существа служат Кришне и Гуру, они не попадают в сети майи, а находят прибежище у лотосоподобных стоп Кришны».
Абсолютная необходимость садху-санги
са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇ са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам мад-анйат те на джа̄нанти на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи
(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.68)
[Вишну объясняет Дурвасе:] «Чистые преданные всегда пребывают в Моем сердце, и Я всегда пребываю в их сердцах. Они не желают знать никого, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них».
[Шриман Махапрабху говорит:] «Я хочу только одного — воспевать Святое Имя Господа Кришны в кругу чистых преданных. Нет иного пути освободиться от невежества».
«Оказавшись в этой ужасной бездне материального существования, живое существо бесконечно страдает. Однако если человек начинает общаться с чистыми преданными и начинает служить Господу Хари, его страдания прекращаются».
«Без милости великой личности человек не может заняться преданным служением Господу Кришне и не может освободиться от оков материального существования».
«Во всех священных писаниях сказано: „Общайтесь с чистыми преданными, общайтесь с садху“. Даже мимолетное общение с чистым преданным может привести к достижению полного успеха».
[Кришна говорит Уддхаве:] «Разумный человек должен избегать дурного общения, отдавая предпочтение общению с чистыми преданными. Их наставления помогут ему разрубить узел материалистичных привязанностей».
[Капиладев говорит Своей матери Девахути:] «Обсуждение Моих чудесных деяний с чистыми преданными услаждает слух и радует сердце. Я — путь освобождения от невежества. Постоянное слушание о Моих чудесных деяниях и служение Мне быстро приводят к возникновению веры, любовной привязанности и истинной преданности».
«Тот, кто одержим желанием мирских удовольствий, стремится к освобождению или хочет обладать сверхъестественными способностями, не способен обрести умиротворение. Преданный Кришне свободен от всех желаний, и поэтому умиротворен».
«Велик тот, кто служит Кришне. Непреданный всегда осквернен и отвратителен. Для преданного служения Господу ни происхождение, ни социальный статус не имеют никакого значения».
«Тот, кто оставил все мирские обязанности и принял прибежище у лотосоподобных стоп Мукунды, больше не является должником и слугой ни полубогов, ни мудрецов, ни своих предков, ни своих родственников, ни каких-либо других живых существ».
«Верховный Господь пребывает в сердце каждого Своего дорогого преданного, того, кто оставил все другие занятия и принял прибежище у Его лотосоподобных стоп, и милостиво прощает его за все неосознанно совершенные грехи».
Шри Гуру
а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣
(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)
[Кришна говорит Уддхаве:] «Он должен считать ачарью подобным Мне, никогда не выказывать ему неуважения, не должен ему завидовать или считать обыкновенным человеком. Ачарья — представитель всех полубогов».
«Я поклоняюсь лотосоподобным стопам Шри Гурудева. И хотя он является возлюбленным слугой Господа, он является Самим Господом. Так говорится во всех священных писаниях, и так чувствуют все чистые преданные».
«Повествования о Господе чисты и подобны нектару. Не слушайте ни слова о Кришне от того, кто не является вайшнавом, так же как не стоит пить молоко, которого коснулась змея».
«О, духовные братья! Имя Кришны никогда не присутствует среди непреданных. Это только звук, Самого Имени в нем нет».
гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум
(«Шримад-Бхагаватам», 5.5.18)
«Тот гуру не является гуру, тот родственник не является родственником, тот отец не является отцом, та мать не является матерью, тот полубог не является полубогом, и тот муж не является мужем, если они не могут спасти нас от неминуемой смерти».
«Все так называемые гуру, родственники, отцы, матери, полубоги или мужья, которые не способны спасти нас от оков материального существования, должны быть мгновенно оставлены».
«Если Кришна не принимает преданного, Он дает ему плотские удовольствия или освобождение. Но Он не дарует ему чистое преданное служение, према-бхакти».
«Тот, кто желает мирских наслаждений или освободиться из плена материи, не сможет возвыситься до уровня чистого любовного служения Господу, даже если он практикует преданное служение».
«Если последователи системы варнашрамы исполняют все обязанности, предписанные для этих сословий и укладов, но не служат Кришне, они неминуемо окажутся в аду».
«Хоть я и обрел рождение в этом мире в человеческом теле, что считается наибольшей удачей, я прожил эту жизнь зря, поскольку не служил Кришне. Кому я могу рассказать о своей скорби?
Я проживал одну жизнь за другой в этом материальном мире, мое время проходило впустую. Я ничего не достиг, я лишь страдал.
Каков же этот мир? Он подобен игре теней. Я чувствовал большую привязанность к этому миру, но мои дни проходили напрасно.
Днем я совершал бессмысленные действия, ночью спал. Я никогда не думал, что смерть от меня так близко».
[Если тот, кто желает мирских наслаждений, освобождения или желает обладать сверхъестественными способностями, начинает служить Кришне, Кришна проливает на него нектар Своих лотосоподобных стоп, даже несмотря на то, что Его об этом не просят. Он считает так:] «Но у Меня-то есть разум! Чего ради Я буду наделять этого глупца мирскими благами? Лучше Я дарую ему нектар Моих лотосоподобных стоп (прему), и он забудет об иллюзорных мирских наслаждениях».
«Шри Гаурачандра призывает: „О, души, пробудитесь! О, души, пробудитесь! Как долго вы еще будете спать на коленях ведьмы Майи? Вы же обещали: ‘О, Господь! Я буду служить Тебе’, но когда вы пришли в этот мир, вы забыли свое обещание и оказались во власти иллюзии. Я пришел, чтобы открыть вам глаза. Кроме Меня, кто еще может быть вашим другом? Я принес вам целительный бальзам, он избавит вас от майи: просто повторяйте харинамамаха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе“».
«Если у человека есть вера, он может заниматься преданным служением. В зависимости от того, насколько сильна его вера, его причислят либо к первой, либо ко второй категории преданных, либо будут считать неофитом».
«Шри Нанда Кумар слышит молитвы того, кто предался Ему, выполняя следующие шесть правил: (1) смирение; (2) самопредание; (3) принятие опеки Господа; (4) поддержание веры в то, что Кришна всегда защитит; (5) совершение только тех действий, которые благоприятны для преданности; (6) полное отвержение всего того, что неблагоприятно для преданности».
«Тот, кто обладает чистым видением, способен видеть во всем лучезарные проявления Кришны. Но как увидит эту Высшую Истину тот, кто ослеплен пылью материального мира?»
«Воплощение духовного существования, сознание и экстаз, Шри Кришна, известный также как Говинда, является Верховным Богом всех богов. Являясь началом всего, Он не имеет начала. Он — изначальная причина всех причин».
«(1) Принять прибежище у лотосоподобных стоп Шри Гуру. (2) Получить у него посвящение. (3) Служить Шри Гуру. (4) Интересоваться истинной религией и изучать ее. (5) Следовать пути истинного преданного (садху)».
«(1) Общаться с истинными преданными (садху). (2) Воспевать святые имена Господа. (3) Слушать священные писания с чистой преданностью. (4) Жить в святом месте. (5) С верой служить Божеству Господа».
«Эти пять видов преданного служения являются лучшими из всех. Даже кратковременная практика служения пробуждает в человеке любовь к Кришне (кришна-прему)».
«Вначале в человеке возникает вера, затем он начинает общаться с истинными преданными (садху), начинает служить Господу, освобождается от сил зла, в нем возникает вкус и привязанность к постоянному преданному служению Господу, и в конечном итоге рождается любовь (према). Таковы этапы пробуждения премы».
[Srila Sanatan Goswami Prabhu enquires from Sriman Mahaprabhu:] “Who am I? Why am I plagued by the threefold misery of material existence? I cannot understand this. How can I be benefitted?
‘sādhya’-‘sādhana’-tattva puchite nā jāni kṛpā kari’ saba tattva kaha ta’ āpani
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 20.103)
“I do not know how to enquire about the goal of life or the means to reach it. Please mercifully explain all these truths to me.”
Aversion to the Supreme Lord is the original cause of all suffering
“The soul is by nature an eternal servant of Krishna. The soul is Krishna’s tatastha-shakti (marginal potency); a manifestation both distinct and non-distinct from Krishna.”
kṛṣṇa bhuli’ sei jīva anādi-bahirmukha ataeva māyā tāre deya saṁsārādi-duḥkha
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 20.117)
“When souls outside the realm of time and space turn away from Krishna and forget Him, Maya subjects them to the various miseries of worldly existence.”
kṛṣṇa-bahirmukha hañā bhoga-vāñchhā kare nikaṭa-stha māyā tāre jāpaṭiyā dhare
(Sri Prema-vivarta: 6.2)
“When souls desire to enjoy separately from Krishna nearby Maya seizes hold of them.”
piśāchī pāile yena mati-chhanna haya māyā-grasta jīvera haya se bhāva udaya
(Sri Prema-vivarta: 6.3)
“Souls seized by Maya become bewildered just like persons who have been possessed by a ghost.”
“When one is possessed by a ghost, one becomes bewildered. This condition befalls souls who have been seized by Maya.”
brahmāṇḍa bhramite kona bhāgyavān jīva guru-kṛṣṇa-prasāde pāya bhakti-latā-bīja
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 19.151)
“While wandering throughout the world, a fortunate soul obtains the seed of the creeper of devotion (faith) by the mercy of Guru and Krishna.”
‘kṛṣṇa-nitya-dāsa’—jīva tāhā bhuli’ gela ei doṣe māyā tāra galāya bāndhila
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 22.24)
“The souls forgot that they are Krishna’s eternal servants. For this mistake, Maya binds them by the neck.”
[Vishnu instructs Durvasa:] “Sadhus are My heart and I alone am their heart. They do not know anyone other than Me, and I do not know anyone other than them.”
[Sriman Mahaprabhu says:] “To chant the Name of Krishna in the association of sadhus’—I desire this alone. There is no other way to conquer material existence.”
e ghora saṁsāre, paḍiyā mānava, na pāya duḥkhera śeṣa sādhu-saṅga kari’, hari bhaje yadi, tabe anta haya kleśa
(Jaiva-dharma)
“A person who falls into this terrible material world never ceases to suffer. Yet if they associate with sadhus and serve Hari, then their distress comes to an end.”
“Without the mercy of a great personality, none of one’s actions are devotion, devotion for Krishna remains far away, and one’s worldly conditioning is not destroyed.”
[Krishna instructs Uddhava:] “An intelligent person should abandon bad association and associate with sadhus. Sadhus cut away one’s unfavourable desires with their instructions.”
[Kapiladev explains to His mother Devahuti:] “Narrations which reveal My glorious nature and greatly please the ear and heart take place within the intimate association of sadhus. I am the path of liberation from ignorance and continuous hearing of narrations about Me with a service temper quickly leads to the sequential development of faith, loving attachment, and devotion.”
“Those who are desire material enjoyment, liberation, or supernatural power are disturbed. A devotee of Krishna is free from of such desires and thus peaceful.”
yei bhaje sei baḍa, abhakta—hīna, chhāra kṛṣṇa-bhajane nāhi jāti-kulādi-vichāra
(Sri Chaitanya-charitamrita: Antya-lila, 4.67)
“Anyone who serves Krishna is great. Non-devotees are fallen and condemned. There is no consideration of the caste, class, and so on, within devotion for Krishna.”
devarṣi-bhūtāpta-nṛṇāṁ pitṛṇāṁ na kiṅkaro nāyam ṛṇī cha rājan sarvātmanā yaḥ śaraṇaṁ śaraṇyaṁ gato mukundaṁ parihṛtya kartam
(Srimad Bhagavatam: 11.5.41)
“One who has completely abandoned all worldly duties and surrendered wholeheartedly unto the ultimate shelter, Mukunda, is no longer a debtor to, nor a servant of, the demigods, the sages, other living entities, relatives, mankind, or ancestors.”
“The Supreme Lord resides in the hearts of His dear devotees who reject all other concerns and serve His lotus feet, and destroys any sin they happen to commit.”
Sri Guru
āchāryaṁ māṁ vijānīyān nāvamanyeta karhichit na martya-buddhyāsūyeta sarva-deva-mayo guruḥ
(Srimad Bhagavatam: 11.17.27)
[Krishna says to Uddhav:] “One should know the acharya to be Me. One should never disrespect him, consider him a mortal, or be envious of him. He is the embodiment of all the demigods.”
sākṣād-dharitvena samasta-śāstrair uktas tathā bhāvyata eva sadbhiḥ kintu prabhor yaḥ priya eva tasya vande guroḥ śrī-charaṇāravindam
(Sri Gurvashtaka: 7)
“I worship the lotus feet of Sri Gurudev. Although he is the Lord’s beloved servant, all the scriptures say, and all the sadhus feel, that he is directly the Lord Himself.”
“Discussions of the Lord are nectarean and pure. One should not hear them, however, from the mouth of a non-devotee, just as one should not drink milk which has been sipped by a serpent.”
“Oh brothers, the Name of Krishna is never present within the association of non-devotees. The external syllables of the Name appear there, but never the Name Himself.”
“That guru is not a guru, that relative is not a relative, that father is not a father, that mother is not a mother, that demigod is not a demigod, and that husband is not a husband, if they cannot save us from imminent death.”
Any so-called guru, relative, father, mother, demigod or husband who cannot save one from the bondage of material existence should be abandoned at once.
The Definitions of Kam and Prem
ātmendriya-prīti-vāñchhā-tāre bali ‘kāma’ kṛṣṇendriya-prīti-ichchhā dhare ‘prema’ nāma
(Sri Chaitanya-charitamrita: Adi-lila, 4.165)
“The desire to gratify one’s senses is called kam (lust). The desire to gratify Krishna’s senses is called prem (love).”
Challenges on the Path of Devotion
bahu janma kare yadi śravaṇa, kīrtana tabu ta’ nā pāya kṛṣṇa-pade prema-dhana
(Sri Chaitanya-charitamrita: Adi-lila, 8.16)
“If one practices hearing and chanting about the Lord for many births (but makes offences) one will not obtain the wealth of prem for Krishna’s feet.”
“When Krishna evades a devotee, He gives them material enjoyment or liberation. He keeps prema-bhakti hidden and does not give it to them.”
bhukti-mukti ādi-vāñchhā yadimanehaya sādhanakarileopremautpannanā haya
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 19.175)
“So long as desires for mundane enjoyment, liberation, and so forth, remain in one’s heart, one may engage in devotional practice but prem will not arise.”
[If persons who desire mundane enjoyment, liberation, or supernatural power somehow or other engage in His service, Krishna bestows upon them the nectar of His lotus feet even though they did not ask for it, considering:] “I am wise, so why should I grant these fools worldly ends? I will give them the nectar of My lotus feet (prem), which will make them forget all worldly ends.”
“Sri Gaurachandra calls, ‘Oh souls, wake up! Oh souls, wake up! How long will you sleep in the lap of the witch Maya?
“‘You promised, ‘Oh Lord, I will serve You,’ as you came into this world but you have forgotten this promise and remained bound by illusion.
“‘I have descended to reclaim you. Other than Me, who else is your friend?
“‘I have brought the medicine to dispel Maya. Pray for this Hari-nam mahamantra—Hare Krishna, Hare Krishna, Krishna Krishna, Hare Hare, Hare Rama, Hare Rama Rama Rama, Hare Hare—and take it.’”
“(1) Humility, (2) self-submission, (3) embracing the Lord’s guardianship, (4) maintaining the faith that ‘Certainly Krishna will protect me’, (5) engaging only in activities which are favorable to devotion, and (6) utterly rejecting everything unfavorable to devotion—Sri Nanda Kumar hears the prayer of one who surrenders in this six-fold way.”
The Nature of Spiritual Existence
aprākṛta vastu nahe prākṛta-gochara veda-purāṇete ei kahe nirantara
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 9.194)
“Supramundane existence is not materially perceptible. The revealed scriptures always say this.”
“Krishna is like the sun; Maya is like darkness. Wherever Krishna is present, Maya is absent.”
sarvatra kṛṣṇera mūrti kare jhalamala se dekhite pāya yā̐ra ā̐khi niramala andhibhūta chakṣu yāra viṣaya dhūlite ki-rūpe se para-tattva pāibe dekhite
“One whose vision is pure is able to see Krishna’s form shining everywhere. But how will one whose eyes are blinded by the dust of mundanity ever be able to see that Supreme Truth?”
īśvarera kṛpā-leśa haya ta’ yāhāre sei ta’ īśvara-tattva jānibāre pare
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 6.83)
“One who has a touch of the Lord’s mercy can understand the nature of the Lord.”
“The embodiment of spiritual existence, consciousness, and ecstasy, Sri Krishna, who is known as Govinda, is the Supreme Lord of all Lords. He has no origin, He is the origin of all, and He is the cause of all causes.”
The Fundamental Practices of Devotion (Bhaktyangas)
Outlined by Sriman Mahaprabhu to Sanatan Goswami Prabhu
“(1) To take shelter at the feet of Sri Guru. (2) To be initiated. (3) To serve Sri Guru. (4) To ask and learn about true religion. (5) To follow the path of the sadhus.”
“(1) To associate with sadhus. (2) To chant the Name of the Lord. (3) To hear the scriptures of pure devotion. (4) To reside in a holy place. (5) To faithfully serve the Lord’s Deity.”
sakala-sādhana-śreṣṭha ei pañcha aṅga kṛṣṇa-prema janmāya ei pā̐chera alpa saṅga
(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 22.129)
“These five are the best of all the limbs of devotional practice. Krishna-prem develops from even slight participation in these five limbs.”
prasāda-sevā, karite haya, sakala prapañcha jaya
(Sharanagati: 31.5)
“By honoring prasad, we overcome the entire material world.”
kīrtana prabhāve smaraṇa ha-ibe
(Vaishnava Ke?: 19)
“By the power of kirtan, remembrance of the Lord will develop.”
The Stages in the Awakening of Prem
ādau śraddhā tataḥ sādhu-saṅgo ’tha bhajana-kriyā tato ’nartha-nivṛttiḥ syāt tato niṣṭhā ruchis tataḥ
“First faith arises, then association with sadhus, engagement in service, eradication of evils, constancy, taste, attachment, emotion, and finally love (prem). These are the stages in the awakening of a practitioners’ prem.”