«Принцип жертвоприношения». Фрагмент лекции Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа из цикла «Просто о трансцендентном»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.6 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Принцип жертвоприношения

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

 

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Я создал эту вселенную, создал богов и создал идею жертвы». Далее Он говорит интересную вещь: «Совершайте жертву и процветайте». Конечно, у большинства людей слово «жертва» ассоциируется с чем-то нездоровым, тем не менее мы видим, что принцип жертвы заложен везде, например, в обществе: все платят налоги. В западном обществе люди гордятся тем, что платят налоги. Они трудятся, затем совершают жертву (жертвуют в центр), а центр распределяет все блага.

#00:00:52#

Почему так устроен мир? Писания объясняют, что существует корень всего — Господь. Жизнь человека сравнивается с баньяновым деревом, где листья, ветки — разнообразные желания и потребности. Мы можем поливать все эти листья и ветки… Еще Козьма Прутков сказал: «Зри в корень!» То есть первопричина — корень, он скрыт, он находится глубоко. В Бхагавад-гите говорится: вселенское дерево ашваттха — это дерево с корнями вверху. Иными словами, корни бытия пребывают в мире сверхсознания. Не в материи мы должны искать ответы на все вопросы, как этим занимаются ученые, но в мире сверхсознания, мире духа. Кто обладает пониманием природы мира, тот ищет корни в мире сверхсознания и видит, что наш мир есть искаженное отражение мира духовного.

#00:02:21#

Жертва — основа всего. Но есть разные типы жертв. Существует жертва в невежестве, когда ты не знаешь что жертвовать, кому и как. Есть жертва в страсти: совершая ее, ты чего-то хочешь (как меценаты: жертвуют за славу, популярность). Это также не подлинная жертва. Пример жертвы в гуне благости: у домохозяина есть огород, и он жертвует пищу преданным, садху. А что может пожертвовать аскет? Я помню, какой-то псевдо-йог привел пример другого йога, который, ничего не имея, предложил Господу Шиве свои испражнения, и Шива принял их. Но это тоже невежество, ведь мы знаем, что Шива любит листья белла и молитвы.

#00:05:12#

Мы можем сравнить отношения души с Господом с отношениями влюбленных. В каком умонастроении мы делаем подношение девушке? Если мы действительно любим человека, даже самый незначительный подарок будет ценен. Цветы, стихи, открытки, в которые вкладываются чувства, гораздо более ценны, чем внешние вещи.

#00:06:37#

Поэтому Кришна говорит: «Ты можешь предложить Мне цветок или воду». В наших отношениях с Господом важна искренность. И Кришна хитрый: Он смотрит не на то, что человек Ему пожертвовал, а на то, что он оставил себе, потому что мы хотим откупиться от Господа или подкупить Его (взяточку за здравие, за упокой). Это называется каитава-дхарма, или материализм, «Бхагаватам» отвергает полностью такое поклонение. «Бхагаватам» говорит, что в основе жертвы должна быть атма-никшепа, или атма-ниведана (предание души).

#00:07:29#

Цветок, листок — это внешнее, нужно вложить душу. Единственное, чем мы обладаем по-настоящему, — это свобода воли души. Больше у нас ничего нет: ни цветок, ни одежда, ни любой другой материальный объект не принадлежит мне, это все дано нам Господом. В этом мире мы все живем в кредит: ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇[1] — все принадлежит Ему. Единственное, что принадлежит нам, — свобода атмы (души). Поэтому единственная подлинная жертва — когда мы всей душой предаемся и говорим Господу: «Я Твой раб».

#00:08:13#

Один кришнаит из «конкурирующей фирмы» сказал мне: «Вы знаете, у вас Шридхар Махарадж все время говорит „рабы Божьи“, но это неприятно слышать даже духовному человеку. Почему бы не сказать „добровольный друг Кришны“ [помощник на общественных началах, свободный депутат Господа]». Я говорю: «Тебе неприятно это слышать из-за гордыни».

#00:09:04#

До какой степени душа и Господь близки? Оказывается, в любви не может быть свободы — лишь рабство. Есть такой советский фильм «Звезда пленительного счастья», он о женах декабристов, великих женщинах. Жены (аристократки) могли оставаться в Петербурге, но все они поехали за своими мужьями на каторгу. Они жили в Сибири в деревнях, как простые сельские женщины. Этот фильм показывает, что их любовь настолько велика, благородна, что они приняли осознанные пожизненные страдания ради своих мужей, своего долга.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇, йат кин̃ча джагатйа̄м̇ джагат / тена тйактена бхун̃джӣтха̄, ма̄ гр̣дхах̣ касйа свид дханам — «Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит» («Шри Ишопанишад», 1).

 

← «Лекция по книге „Мадхурья-кадамбини“ | 3» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура. Шрипад Б. А. Махавир Махарадж. 28 сентября 2016 года | Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Достоинство Шри Чайтанья Сарасват Матха. Часть 3. Принципы духовной практики» (на русском и английском языках). Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 26 марта 2016 года. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования