«Предвкушение». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 9 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.8 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Предвкушение

(9 августа 2012 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Существует океан сладости. Если его начать вываривать, то из океана получится, например, море густого нектара. Но дальше возникает вопрос: что можно сделать из этого моря нектара? Мы понимаем, что из сиропа можно сделать леденец. Как карамель: сначала сладкая вода, потом что-то густое — но при помешивании, при выпаривании все становится все более и более концентрированным… Однако тот, чья печень поражена желтухой, даже леденец будет воспринимать как что-то горькое. Мы не должны удивляться, что мы не можем до конца почувствовать вкус этой Кришна-лилы, Гаура-лилы.

Но сказано, что этот леденец настолько «медицинский», что соприкасаясь этой субстанцией, слушая описания этих деяний из уст наших гуру и вайшнавов, постепенно мы обретаем некий вкус — «appreciation», как это сказано по-английски, — и наше сердце начинает резонировать с этими идеями. Поначалу эти идеи кажутся нам не столь важными, не столь глубокими. Неофит не придаёт важному значение: неофит, как правило, и является неофитом, потому что придает значение неважному.

Итак, мы говорим о том, что есть океан нектара, если его сконцентрировать — это будет сироп трансцендентной сладости, но если его ещё более сконцентрировать — это будет некий леденец, некая совсем концентрированная субстанция. И это — Гаура-лила.

#00:02:14#

Когда мы говорим о явлении Господа Кришны, мы, в целом знаем, что Господь Кришна явился в конце двапара-юги, и Он явился сам лично.

Существует множество разных Кришен: Кришна Кришне рознь. На всякий случай, тот Кришна, который находится здесь — это изначальный Кришна, Сваям Бхагаван, Говинда, Иштадев. Он находится вместе с Радхарани: мы знаем, что Радхарани всегда занимает положение по левую руку от Кришны. Кришна, который принимает другую форму — это уже Кришна-Дваракеш или Кришна-Васудев, но изначальный Кришна никогда не покидает Вриндаван. Но даже во Вриндаване Кришна распространяется во множество аватаров. Мы знаем истории о том, как Он распространился в телят, пастушков, в сам Вриндаван, в Говардхан — и тем не менее, продолжая распространяться бесконечно, Он остаётся в своём изначальном облике. Так вот, то, что представлено здесь, как в духовном представительстве — это изначальный облик Господа, это Сам Господь.

#00:03:18#

Когда Шрила Шридхар Махарадж пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх, то первый вопрос он задал пуджари: «А как вы понимаете божества, которым поклоняетесь?» Есть разные понимания относительно того, что такое божество. В одной сампрадае говорится, что мурти — это трансцендентное тело, а божество пребывает в нем как душа. Но пуджари находился в линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура — не в линии Мадхава-сампрадаи или Рамануджа-сампрадаи — и сказал очень чётко: «Сакшад. Сам Господь перед тобой. ’Бхиннатван нама-намино — Он неотличен от Имени, от формы, поэтому перед тобой стоит Сам Господь».

Хотя это трудно и почти невозможно понять обусловленным умом — но сейчас перед нами здесь присутствует Вриндаван, Говардхан, Кришна. Мы находимся, фактически, перед входом в зазеркалье, и единственное, что мешает нам пройти в эту реальность — это наше эго. Как только эго и невежество будут устранены — мы сможем увидеть Голоку и Гокулу, неотличные друг от друга.

Игра Гокулы и Голоки — это удивительная реальность. Рупа Госвами и такие писания, как «Гарха-самхита», рассказывают о том, как Нарада приходит на Вайкунтху и видит, что Вайкунтха пуста, что Голока пуста… Часто у нас бывает так, например: «Где все из храма?» — «Они поехали в Москву на другой фестиваль…» И Нарада удивлён, он говорит: «Голока пуста, потому что все съехали на землю». Кто-то может сказать: зачем вам куда-то ехать, если это пурнам, это полное? Но возникает другой вопрос: если что-то происходит в духовном мире, значит, это имеет какой-то глубокий смысл? Соответственно, это Полное, приходя на землю, достигает ещё большей полноты, потому что в Гокула-лиле существуют демоны. И если говорить о милости этой лилы, она способна засасывать, как некая среда, она способна втягивать других живых существ.

#00:05:28#

Но Кришна-лила закрыта. Игра Кришна-лилы — это камерный театр. Хотя там присутствуют якобы демоны, благодаря «Гарха-самхите» мы знаем, что они просто исполняют свои роли, как в любом фильме или в театре. Оказывается, что у каждого демона своя история, он был кем-то в прошлых воплощениях. Все уже вписаны, никого случайного нет. Демоны играют роль случайных участников лилы, но на самом деле это не так.

Но когда речь идет о Гаура-лиле — вот там происходит невероятный катарсис. Потому что Гаура-лила — это Вриндаван, который раздает себя. Ключевые игроки Гаура-Лилы — это те же самые гопи, обитатели духовного мира: хотя такие личности, как Санатана Госвами и вечные спутники Господа и играют роль падших, на самом деле, они такими не являются.

Несмотря на это, Гаура-лила — это лила милости, её природа – давать милость падшим: когда Махапрабху приходит, Он, действительно, спасает всех живых существ. Это называется аударья: Он одаривает всех живых существ.

#00:06:42#

На самом деле, есть такое понятие, как взрыв, и есть такое понятие, как взрывная волна. Подобно тому, как в Чернобыле взрыв произошел сегодня, но радиация может быть сотни лет — так же и мы, по сути дела, находимся в некой радиации Гаура-лилы. Сказано, что Гаура-лила вечно продолжается, и Господь вечно рождается. Шрила Шридхар Махарадж описывает, как это происходит.

Это происходит тогда, когда Нанда и Яшода испытывают глубочайшую разлуку с Кришной, и в какой-то момент они говорят: «У нас никогда не было сына». Сначала им кажется, что Кришна их сын, но когда Он уезжает, покидает Вриндаван, глубина разлуки уводит их в столь глубокое состояние экстаза, что в какой-то момент они думают: «У нас не было сына». Тогда они молятся Кришне:«Стань нашим сыном» — и Он опять рождается, и тогда у них опять всё новое.

#00:07:37#

В материальном мире мы можем это понять в категории того, как смерть обновляет наше бытие: в каждой жизни мы начинаем всё по-новому. Но в духовном мире смерть отсутствует, поскольку смерть мешает севе, служению. Поэтому, с трансцендентной точки зрения, возлюбленный и преданные отдаляются, отдаляются столь далеко друг от друга, что разлука объединяет их столь близко. Поэтому идея разлуки и встречи в высшей степени проявлена в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

На одной из программ я говорил о том, что когда Гурудев сделал самадхи Шрилы Шридхара Махараджа, он сделал храм любви в разлуке. Но позже, когда он явил Махапрабху и Джал Мандир, где Махапрабху играет свои лилы… Махапрабху, куда он решил его поместить? Он решил поместить Махапрабху в одну комнату со Шрилой Шридхаром Махараджем. Потому что в Гамбхире Махапрабху испытывал самые сокровенные переживания. Он жил лишь только молитвами Сварупы и Рамананды, их молитвами, их обезболивающими уколами. Они делали его разлуку еще слаще и продолжали его существование.

#00:09:07#

Опять же, Шрила Госвами Махарадж может прокомментировать это гораздо глубже, но когда Шрила Шридхар Махарадж рассматривал идею Джанмаштами, он не был удовлетворен тем, что будут делать большинство людей в Индии. Они будут говорить о Кришна-Лиле. Но говорить о Кришна-Лиле – это говорить о чем-то закрытом.

Речь идет о реальности. Когда в день Джанмаштами в нашей миссии мы читаем часть «Чайтаньи-чаритамриты» о рождении Шри Чайтаньи Махапрабху, тем самым мы открывает эту реальность для себя. «Йатха̄ гаура-пада̄равинде»: через Гаурангу. Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах1

«Кто поймет меня, моё рождение, моё окружение…» – но как можно понять то, что не подвержено пониманию? Кришна-Лила не подвержена понимаю, она за пределами интеллектуализма. Но через Гаура-Лилу мы сможем войти туда.

Может быть, Шрила Госвами Махарадж еще расскажет несколько слов о том, почему мы читаем Чайтанья-Чаритамриту. Я, может быть, немного приоткрыл некую завесу.

Шрила Б. С. Госвами Махарадж: Through Mahaprabhu, through Gaura-lila we are approaching Krishna-lila. That’s the way.

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Таким образом мы соприкасаемся с высшим планом бытия. Нас не интересует теория. Теория – это важная часть духовной жизни, очень важная часть. Но есть самбандха, абхидейа и прайоджана, и Рупа Госвами – он абхидейа-таттва ачарья, он – процесс.

Всех интересует процесс. Каков процесс, как можно соприкоснуться с Кришной? Поэтому в нашей концепции – Гуру Гауранга Радха Мадхава. Гуру присутствует здесь, потому что если был бы просто Гауранга Радха Мадхава, [соприкоснуться с этим было бы для нас] невозможно…

#00:11:07#

Однажды Гурудева спросили: «Почему Шрила Прабхупада дам нам Гаура-Нитая, а в храме в Сан-Хосе мы поклоняемся Гауранге?» И Гурудев сказал, что это хороший вопрос, потому что Гаура Нитай – это аударья-лила: они раздают себя падшим душам. но когда Гауранга присутствует без Нитьянанды, Он переживает свои внутренние чувства Радхарани. Он находится в умонастроении мадхурьи:

радха-бхава-дйути-субалитам науми кришна-сварупам2

Поэтому Нитьянада Прабху то появляется как Его вечный спутник, то исчезает, чтобы дать Ему возможность пережить то, ради чего Он пришел.

Но я задал Гурудеву вопрос, я сказал: «Как это возможно? Шрила Прабхупада дал Гаур-Нитая. Это значит аударья: он наградил падших душ милостью Гаура-Нитьянанды. Но Вы дали нам ещё более высшую идею, где Махапрабху переживает свои внутренние чувства. Но какова наша возможность? Где тогда присутствует Нитьянанда Прабху? Ведь без Нитьянанды мы не можем осознать это…» И Гурудев подумал, улыбнулся и сказал: «Нитьянанда Прабху в данном случае принимает форму Гуру».

Как в «Чайтанья-Бхагавате» мы узнаем, что Нитьянанда принимает форму постамента, зонта, лампады, мриданги, каратал. Нитьянанда Прабху становится храмом. Он как Ананта. Даже у нас в Тайланде синхасана, на которой находится Гурудев, она из змей: капюшон из змей, как бы Ананта распространяет себя в синхасану. Это Его вечный облик. Распространяя себя в разные формы, делая это доступным, совершая такую форму служения, Он являет своё трансцендентное положение как Гуру. Это было уникальное откровение. Иначе бы то, что дал нам наш Учитель, было бы столь высоким, но не доступным для нас.

#00:13:14#

Он сказал: «Нет-нет, Нитьянанда там тоже присутствует, но Он пришел к вам». Гуру – это не нечто статичное, это нечто динамичное, Гуру – это не портрет, не фотография. Это концепция, это то, что может явить нам истину, даровать нам соприкосновение, «законнектить» нас.

Как между хабом, провайдером и компьютером должен быть вай-фай модуль. Мы можем сказать, что вай-фай модуль не столь значительный, но без вай-фая модуля связь не может осуществляться. Подобным образом Гуру осуществляет эту функцию. Через него проток проходит в сердца живых существ. Поэтому Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Гуру Гауранга Радха Мадхава». Это полная концепция, полноразвитый теизм. Убери оттуда Гуру или Гаурангу – это будет менее доступным, менее достижимым.

#00:14:08#

Некоторые думают: кто у вас на алтаре? Почему трое? Некоторые индусы думают, что это Рам-Сита, некоторые думают, что это, может быть, Лалита и Радхарани…. Можно по-разному смотреть на эту концепцию, может быть, какое-то частичное понимание будет истинным – но не в линии Шри Чайтанья Сарасват Матха, не в линии Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа.

Здесь присутствует полноразвитый теизм. Поэтому мы празднуем рождение Господа Кришны, но подлинным образом для нас Он явился через Махапрабху, о котором мы читаем. Кто-то может говорить: вы не то делаете, не так. И мы можем сказать: да, действительно, праздновать день рождения Кришны таким образом, как празднует его большинство Индии – это праздновать на очень далеком расстоянии. Но если мы говорим о каком-то близком соприкосновении, если мы говорим о близком «коннекте» – тогда мы не сможем это сделать без Махапрабху…

#00:15:15#

Госвами Махарадж сегодня читал прекрасные шлоки из «Према Дхама Дева Стотрам». На самом деле, Шрила Шридхар Махарадж сказал однажды: «Я явил квинтэссенцию, дал свои комментарии – но на эти комментарии позже будут еще комментарии». Я надеюсь, что эти комментарии выйдут из уст Шрилы Госвами Махараджа. Санатана Госвами и другие ачарьи сампрадаи писали комментарии к комментариям. Есть короткие концентрированные комментарии, а есть комментарии раскрывающие. Мы видим, что иногда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень широко раскрывает тему. Кто-то говорит: «Мне больше нравится Бхактивинод Тхакур, он очень коротко говорит». Но Сарасвати Тхакур берёт идеи Бхактивинода и широко их раскрывает, он показывает все гиперлинки.

Сейчас в интернете это модное понятие. Вы понимаете, что если какая-то научная статья в интернете обладает большим количеством гиперлинков, её ценность увеличивается. В научном мире если публикуется какая-то статья или книга, обязательно в конце стоит список использованной литературы. Иногда статья короткая, чисто профессиональная, но автор упоминает: в этой книге то написано, а в этой книге название, и оказывается, что автор столь глубоко рассмотрел эту тему, что он был вынужден процитировать сотни книг, прежде чем написал одну страничку. Можно сказать, что в этой статье сконцентрирована суть, квинтэссенция всех этих книг.

#00:17:24#

Подобно тому, как Чайтанья-чаритамрита — это концентрированная квинтэссенция Бхагаватам, Гаура-лилы и всех священных писаний, Шрила Шридхар Махарадж явил «Према-Дхама-Дева-стотрам» из Гаура-лилы, как леденец, как сокровище, бриллиант, огранил его и сказал: «Вот вам бриллиант. Из множества всего я собрал самое прекрасное».В «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» он говорит: «Великие святые подобно пчелам пьют пчелы нектар стоп Господа и пируют. Их способность пить нектар безгранична. Я же собрал вам капли хари-катхи того уровня». Если сравнить интоксикации по силам, мы знаем, что одну каплю цианистого калия можно развести на триллионы тонн воды. Так же одна капля трансцендентного нектара столь ценна, что она способна очистить сотни, тысячи — стоит только принять её.

#00:18:33#

Сегодня — адхивас, вечер. У христиан тоже есть подобное состояние предвкушения: вот Господь должен явиться, а мы предвкушаем это. В каком смысле мы предвкушаем? Веды говорят: с явлением Господа начинается самая благоприятная жизнь преданного. Поэтому Кришна не устаёт являться для преданного, и преданные, такие даже как Нанда и Яшода, они всегда мечтают, чтобы Кришна родился у них вновь. Для каждого Господь приходит индивидуально. Есть массовый день явления Господа — а есть день явления Господа, когда Он к каждому приходит индивидуально, когда Он за каждым приходит индивидуально. Он приходит в форме преданного, вайшнава. С этим связаны истории, предыстории, о том, как прежде, чем родился Кришна, великие святые появились; прежде, чем родился Махапрабху — Адвайта Ачарья предвещал Его приход. Всегда есть предвестник — тот, кто приходит и предвещает новую эпоху.


Cегодня — особенный день, сегодня мы говорим о столь возвышенных темах, потому что это духовное предвестье, предвкушение. Мы будем очень удачливы, если в эти дни мы будем пить нектар общения с преданными о деяниях Господа. Его деяния описаны в разных писаниях — в Бхагавата-пуране, в Гарга-самхите, — но завтра мы будем читать Чайтанья-чаритамриту, чтобы получить соприкосновение с самой сокровенной частью этих деяний.

Транскрипцию выполнила: Ревати Деви Даси
Редакция: Шьяма Рупа Деви Даси

 


1 Стих полностью: джанма карма ча ме дивйам, эвам̇ йо ветти таттватах̣ / тйактва̄ дехам̇ пунар джанма, найти ма̄м эти со ’рджуна —  «Кто познает истинную природу  Моего рождения и деяний, тот навсегда вырвется из круговорота рождений и смертей» (Шримад Бхагавад-гита, 4.9).

2 «Я склоняюсь перед Ним [Шри Чайтаньей Махапрабху], ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

← «Воображение и/или вера». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 24 марта 2016 года | Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Расписание Шрилы Авадхута Махараджа в Москве и Санкт-Петербурге →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования