«Концептуальный акцент Шри Чайтанья Сарасват Матха». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Из цикла «Просто о трансцендентном»



скачать (формат MP3, 6.57M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Концептуальный акцент
Шри Чайтанья Сарасват Матха

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

 

Шридхар Махарадж часто приводит выражение одного из великих английских поэтов: «Либо быть царем в аду, либо быть слугой в раю». Наше стремление занять главенствующее положение привело нас в мир материи, где нам позволено это сделать. Но сам по себе мир, в котором мы с вами находимся, двойственный, временный, смертный, иллюзорный. Он не стоит того, чтобы здесь занимать какое-то верховное положение, потому что здесь все иллюзорно, и это верховное положение ценно лишь в понимании нашего ложного эго.

#00:00:57#

Но в мире любви, в мире гармонии, в мире Кришны, где мы должны по своей природе находиться, мы увидим, что положение слуги естественно, потому что мы хотим отдавать и любить. Святые говорят: Кришна является источником любви, а преданные являются любящими. И, анализируя положение любящего, святые писания говорят, что оно выше, то есть любить выше, чем быть любимым.

#00:01:35#

И в этой связи Кришна принимает удивительную форму Шри Чайтаньи, потому что только в форме Шри Чайтаньи Кришна Сам может быть любящим. Сам Кришна — источник любви, Он знает, что Его любят преданные, Он говорит: «Мои преданные испытывают счастье в миллионы большее, чем Я». Об этом написано в четвертой главе «Чайтанья-чаритамриты». Кришна открывает это положение преданного: быть преданным выше, чем быть Самим Господом. Как бы это ни было удивительно, но любить Господа — это удивительная способность.

#00:02:09#

Господь Сам думает иногда: «Как же они Меня любят? Может быть, Я могу испытать это чувство?» Но это вовсе не значит, что Кришна занимает какое-то посредственное положение: как Раса-радж Он может наслаждаться принятием любви Своих преданных, так и в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, испытывая чувство любви. В этой связи мы можем перейти к наиболее поклоняемому аспекту Божественного в нашем Матхе. Это Радхарани, потому что Она любит. Если бы не было Радхарани, был бы только Кришна и преданные, тогда Кришна не был пурнам, полным. Мы видим, что Кришна — это источник Любви, а Радхарани — это Сама Любовь, Которая отдает, поэтому Ее подчиненное, с одной стороны, полностью зависимое от Кришны положение ставит Ее на высочайший пьедестал.

#00:03:13#

В нашей традиции мы поклоняемся Шримати Радхарани, это наш акцент. Неофиты поклоняются Кришне как источнику Любви, но мы поклоняемся Самой Любви, потому что в писаниях говорится, что чему мы поклоняемся, частью того мы и становимся. Поэтому поклонение Радхарани в нашей традиции является принятием Ее прибежища.

#00:03:46#

Возвращаемся к нашей песне, которую пишет Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он рассматривает духовного учителя как энергию Господа. Так же, как и Радхарани — Она Его энергия.

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д...[1]

Радхарани и Кришна — это шакти и шактиман, Они занимают равное положение, тем не менее Радхарани, будучи подчиненной, рассматривается как высочайшая. Почему? Потому что Она приносит счастье Кришне. Кришна приносит счастье всем остальным, Она приносит счастье Кришне.

#00:04:22#

В этой связи Гуру рассматривается также как подчиненная энергия, то есть он удовлетворяет Кришну, и мы видим в нем проявление Радхарани. В высшем смысле, Гуру Махарадж всегда говорил, мы увидим, что настоящий Гуру — это Радхарани. Гуру Махарадж в своих лекциях часто приводит различные истории из священных писаний. Одна из них — история на Кусум-сароваре (мы часто бывали там во Вриндаване).

#00:05:02#

Гопи собирали цветы, и вдруг появилась одна юная девочка. Радхарани сказала: «О, какая прекрасная новая девочка пришла к нам! Кто ее привел?» — «Ее привела Рупа Манджари». (Рупа Манджари — это Рупа Госвами, лидер нашей духовной традиции.) Радхарани была очень довольна: «Да, эта девочка прекрасна. Она может совершать столь много служения, — и прославила Рупу Манджари: — Рупа Манджари занимает столь удивительное положение, она столь многих может привести ко Мне!» Рупа Манджари занимается тем, что ищет удивительных слуг.

#00:05:45#

Это очень возвышенная идея. Может быть, она не связана с нашим сегодняшним положением, тем не менее в мире нашей веры мы всегда должны помнить, что наши учителя связаны с высшим миром, и все, что происходит здесь и сейчас… как ребенок: попадает в детский сад, в школу, начальные классы, потом все это транслируется в его взрослой жизни, может быть, через многие годы. Также мы с вами должны помнить о том, что сейчас, практикуя бхакти-йогу, садхана-бхакти… Что такое садхана-бхакти? Это служение с правилами и предписаниями. Ребенок приходит в музыкальную школу, ему не дают сразу же сыграть сонату или сочинить произведение. Ему говорят: «Играй ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си». Ребенок играет по нотам, долго, может быть, шесть-семь лет, сначала он играет «В траве сидел кузнечик», какие-то простые вещи, потом он играет Баха, Шуберта, Бетховена. Но в какой-то момент, когда он уже овладел техникой игры, и его сознание способно переносить мысли в музыку, тогда он уже может сесть за рояль и начать играть импровизацию.

#00:07:07#

Так же и мы: сейчас играем по нотам «В траве сидел кузнечик», потом еще какие-то песни, еще… Но в определенный момент, когда наше сознание лишится духа эксплуатации, когда бхакти займет наше сердце и сознание, мы сможем проявить некое чувство любви к Господу. Но до этого момента, может быть, предстоит пройти много жизней.

#00:07:33#

Писания не считают, что бхакти — это некая ограниченная идея. Некоторые вайшнавские миссии считают, что ты будешь повторять столько-то кругов, совершать столько-то поклонов, и в конце жизни ты попадешь в мир Кришны. В этом случае эта идея является ограниченной — какой-то одной жизнью или внешними вещами. Мы считаем, что бхакти — явление вечное. Пока мы не обретем с вами вечное положение в вечном мире, мы не сможем обрести до конца бхакти.

#00:08:06#

Говорится:

чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи...[2]

«Я хочу, чтобы из жизни в жизнь эта возможность бхакти приходила ко мне». Шридхар Махарадж говорит о том, что если мы ценим бхакти, тогда бхакти придет к нам. Если мы считаем: «Я попытался попрактиковать бхакти несколько лет — у меня ничего не получилось. Может быть, надо йогой заняться или Шиве поклоняться, или Кали…» Потому что это проще гораздо. Или в христианстве: пришел, покаялся, и ты уже в раю. Тогда мы не можем оценить по-настоящему любовь. Любовь — это вечная цель души. В этой связи мы недостойны бхакти.

#00:08:48#

Но Шридхар Махарадж говорит: если мы верим, что бхакти столь возвышенна, столь прекрасна, может быть, нам придется потратить миллионы жизней, чтобы прийти к бхакти, тогда в этом умонастроении мы достойны практики бхакти, потому что тогда мы понимаем, что это высшая цель бытия живого существа. Харе Кришна!

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; приводится в « Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[2] Чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи, дивйа-джн̃а̄на хр̣де прока̄ш́ито / према-бхакти джа̄ха̄ хоите, авидйа̄ вина̄ш́а джа̄те, веде га̄йа джа̄̐ха̄ра чарито — «Ты — мой господин из жизни в жизнь, тот, кто одарил меня трансцендентным ви́дением. По твоей милости в моем сердце проявилось божественное знание, дарующее преданность и любовь и побеждающее невежество. Ведические писания воспевают твои качества» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити», 3).

 



·• Архив новостей •·

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Концептуальный акцент
Шри Чайтанья Сарасват Матха

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

 

Шридхар Махарадж часто приводит выражение одного из великих английских поэтов: «Либо быть царем в аду, либо быть слугой в раю». Наше стремление занять главенствующее положение привело нас в мир материи, где нам позволено это сделать. Но сам по себе мир, в котором мы с вами находимся, двойственный, временный, смертный, иллюзорный. Он не стоит того, чтобы здесь занимать какое-то верховное положение, потому что здесь все иллюзорно, и это верховное положение ценно лишь в понимании нашего ложного эго.

#00:00:57#

Но в мире любви, в мире гармонии, в мире Кришны, где мы должны по своей природе находиться, мы увидим, что положение слуги естественно, потому что мы хотим отдавать и любить. Святые говорят: Кришна является источником любви, а преданные являются любящими. И, анализируя положение любящего, святые писания говорят, что оно выше, то есть любить выше, чем быть любимым.

#00:01:35#

И в этой связи Кришна принимает удивительную форму Шри Чайтаньи, потому что только в форме Шри Чайтаньи Кришна Сам может быть любящим. Сам Кришна — источник любви, Он знает, что Его любят преданные, Он говорит: «Мои преданные испытывают счастье в миллионы большее, чем Я». Об этом написано в четвертой главе «Чайтанья-чаритамриты». Кришна открывает это положение преданного: быть преданным выше, чем быть Самим Господом. Как бы это ни было удивительно, но любить Господа — это удивительная способность.

#00:02:09#

Господь Сам думает иногда: «Как же они Меня любят? Может быть, Я могу испытать это чувство?» Но это вовсе не значит, что Кришна занимает какое-то посредственное положение: как Раса-радж Он может наслаждаться принятием любви Своих преданных, так и в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, испытывая чувство любви. В этой связи мы можем перейти к наиболее поклоняемому аспекту Божественного в нашем Матхе. Это Радхарани, потому что Она любит. Если бы не было Радхарани, был бы только Кришна и преданные, тогда Кришна не был пурнам, полным. Мы видим, что Кришна — это источник Любви, а Радхарани — это Сама Любовь, Которая отдает, поэтому Ее подчиненное, с одной стороны, полностью зависимое от Кришны положение ставит Ее на высочайший пьедестал.

#00:03:13#

В нашей традиции мы поклоняемся Шримати Радхарани, это наш акцент. Неофиты поклоняются Кришне как источнику Любви, но мы поклоняемся Самой Любви, потому что в писаниях говорится, что чему мы поклоняемся, частью того мы и становимся. Поэтому поклонение Радхарани в нашей традиции является принятием Ее прибежища.

#00:03:46#

Возвращаемся к нашей песне, которую пишет Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он рассматривает духовного учителя как энергию Господа. Так же, как и Радхарани — Она Его энергия.

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д...[1]

Радхарани и Кришна — это шакти и шактиман, Они занимают равное положение, тем не менее Радхарани, будучи подчиненной, рассматривается как высочайшая. Почему? Потому что Она приносит счастье Кришне. Кришна приносит счастье всем остальным, Она приносит счастье Кришне.

#00:04:22#

В этой связи Гуру рассматривается также как подчиненная энергия, то есть он удовлетворяет Кришну, и мы видим в нем проявление Радхарани. В высшем смысле, Гуру Махарадж всегда говорил, мы увидим, что настоящий Гуру — это Радхарани. Гуру Махарадж в своих лекциях часто приводит различные истории из священных писаний. Одна из них — история на Кусум-сароваре (мы часто бывали там во Вриндаване).

#00:05:02#

Гопи собирали цветы, и вдруг появилась одна юная девочка. Радхарани сказала: «О, какая прекрасная новая девочка пришла к нам! Кто ее привел?» — «Ее привела Рупа Манджари». (Рупа Манджари — это Рупа Госвами, лидер нашей духовной традиции.) Радхарани была очень довольна: «Да, эта девочка прекрасна. Она может совершать столь много служения, — и прославила Рупу Манджари: — Рупа Манджари занимает столь удивительное положение, она столь многих может привести ко Мне!» Рупа Манджари занимается тем, что ищет удивительных слуг.

#00:05:45#

Это очень возвышенная идея. Может быть, она не связана с нашим сегодняшним положением, тем не менее в мире нашей веры мы всегда должны помнить, что наши учителя связаны с высшим миром, и все, что происходит здесь и сейчас… как ребенок: попадает в детский сад, в школу, начальные классы, потом все это транслируется в его взрослой жизни, может быть, через многие годы. Также мы с вами должны помнить о том, что сейчас, практикуя бхакти-йогу, садхана-бхакти… Что такое садхана-бхакти? Это служение с правилами и предписаниями. Ребенок приходит в музыкальную школу, ему не дают сразу же сыграть сонату или сочинить произведение. Ему говорят: «Играй ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си». Ребенок играет по нотам, долго, может быть, шесть-семь лет, сначала он играет «В траве сидел кузнечик», какие-то простые вещи, потом он играет Баха, Шуберта, Бетховена. Но в какой-то момент, когда он уже овладел техникой игры, и его сознание способно переносить мысли в музыку, тогда он уже может сесть за рояль и начать играть импровизацию.

#00:07:07#

Так же и мы: сейчас играем по нотам «В траве сидел кузнечик», потом еще какие-то песни, еще… Но в определенный момент, когда наше сознание лишится духа эксплуатации, когда бхакти займет наше сердце и сознание, мы сможем проявить некое чувство любви к Господу. Но до этого момента, может быть, предстоит пройти много жизней.

#00:07:33#

Писания не считают, что бхакти — это некая ограниченная идея. Некоторые вайшнавские миссии считают, что ты будешь повторять столько-то кругов, совершать столько-то поклонов, и в конце жизни ты попадешь в мир Кришны. В этом случае эта идея является ограниченной — какой-то одной жизнью или внешними вещами. Мы считаем, что бхакти — явление вечное. Пока мы не обретем с вами вечное положение в вечном мире, мы не сможем обрести до конца бхакти.

#00:08:06#

Говорится:

чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи...[2]

«Я хочу, чтобы из жизни в жизнь эта возможность бхакти приходила ко мне». Шридхар Махарадж говорит о том, что если мы ценим бхакти, тогда бхакти придет к нам. Если мы считаем: «Я попытался попрактиковать бхакти несколько лет — у меня ничего не получилось. Может быть, надо йогой заняться или Шиве поклоняться, или Кали…» Потому что это проще гораздо. Или в христианстве: пришел, покаялся, и ты уже в раю. Тогда мы не можем оценить по-настоящему любовь. Любовь — это вечная цель души. В этой связи мы недостойны бхакти.

#00:08:48#

Но Шридхар Махарадж говорит: если мы верим, что бхакти столь возвышенна, столь прекрасна, может быть, нам придется потратить миллионы жизней, чтобы прийти к бхакти, тогда в этом умонастроении мы достойны практики бхакти, потому что тогда мы понимаем, что это высшая цель бытия живого существа. Харе Кришна!

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; приводится в « Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[2] Чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи, дивйа-джн̃а̄на хр̣де прока̄ш́ито / према-бхакти джа̄ха̄ хоите, авидйа̄ вина̄ш́а джа̄те, веде га̄йа джа̄̐ха̄ра чарито — «Ты — мой господин из жизни в жизнь, тот, кто одарил меня трансцендентным ви́дением. По твоей милости в моем сердце проявилось божественное знание, дарующее преданность и любовь и побеждающее невежество. Ведические писания воспевают твои качества» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити», 3).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования