«Высшая связь от сердца к сердцу». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Шрипад Б. А. Данди Махарадж. 1 июля 2016 года | Москва, Кисельный | Фестиваль Vedalife



скачать (формат MP3, 38.75M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 
Шрипад Бхакти Ашрая Данди Махарадж

Высшая связь от сердца к сердцу

(1 июля 2016 года, Москва, Кисельный, фестиваль Vedalife)

 

…[Преданные] включены в служение, они уже сами соорганизаторы фестиваля. Мы называем это «передача от сердца к сердцу». Я не считаю себя Гуру, я скорее, можно сказать, Гуру-ученик. Я получила что-то от своих учителей, и сейчас то, что я обрела в своем сердце, я пытаюсь передать вам. Иногда я не чувствую себя способной передать всю глубину того, что я хотела бы передать. Но благодаря тому, что это процесс передачи от сердца к сердцу, то определенным путем, определенным образом эта передача происходит. Даже не все, что выражено словами, а гораздо больше этого — оно передается. У нас замечательные учителя, великие. Мы пытаемся уловить, пытаемся воспринять учение наших учителей и поделиться им со всеми, кто вопрошает, со всеми искренними искателями. И согласно тому, что сказал об этом Шрила Шридхар Махарадж, наш духовный учитель — это самое замечательное дело, которым мы можем быть заняты. Делиться сокровенным с ближними.

#00:03:05#

Потому что самое щедрое, самое ценное, что вы можете дать людям — это поделиться с ними знаниями, знаниями о душе, о Боге, знаниями о смысле существования и о том, как вырваться из этого круговорота рождений и смертей. Мы хотим не только спасти себя, но и помочь другим, и в этом отношении, можно сказать, мы как спутники. Мы принимаем сигнал и передаем его дальше. Сегодня меня попросили говорить на тему: «Передача от сердца к сердцу». И эта тема естественным образом напомнила мне о нашем Гурудеве, который, собственно, олицетворяет эту идею передачи от сердца к сердцу. Наш Гурудев — Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Его сердцу не было предела. В нем находилось место для каждого.

#00:05:00#

[Открывается алтарь.] Джай! Иногда преданные из Южной Америки звонили Гурудеву по телефону и пытались подолгу говорить о чем-то на испанском. Такое общение продолжалось где-то по десять минут. Гурудев слушал, не зная испанского, но говорил им: «Да, классно», и говорил: «Да, хорошо, хорошо, Кришна благословляет вас, ребята!» Они всегда как-то друг друга понимали. Гурудев им говорил: «Это как раз-таки есть передача от сердца к сердцу. Порой знание языка необязательно». Он был рад слышать сладостные голоса своих учеников. Он говорил что-то своим ученикам, точнее, они ему говорили что-то, а он это счастливо принимал. И ученики так же чувствовали особое благословение, особую поддержку от Гурудева, что он им отвечает. Мы можем только вообразить себе, каков Кришна, какова Его природа, но когда мы встречам таких личностей, как Шрила Говинда Махарадж, как наш Гурудев, когда мы видим это абсолютное, удивительное сердце, то нам есть с чем сравнивать. Его сердце гармонировало со всеми живыми существами во Вселенной. До неимоверной степени. Только сам Кришна может удовлетворить наше внутреннее чаяние, наше страстное желание, духовное желание. И об этом говорил Кришна на поле битвы Курукшетра Арджуне. Он говорил: «Для того, чтобы достичь этого положения, просто стань Моим преданным, и таким образом ты достигнешь Меня».

[К собранию преданных присоединяется Данди Махарадж.]

Джай Шрипад Данди Махарадж ки джай!

#00:09:35#

Притху Прабху: Бхакти Лалита говорит Данди Махараджу: «Давайте вместе проведем эту программу, поскольку вы должны были говорить внизу, но все пришли сюда; соответственно, давайте вместе. Тема нашей сегодняшней беседы: «Передача от сердца к сердцу», и я сейчас пытаюсь делиться всем тем, что приходит мне на ум».

#00:10:23#

Бхакти Лалита Деви Даси: Сейчас я говорила о Гурудеве, особенно о том, что он был, собственно, тем олицетворением передачи от сердца к сердцу; о том, с какой любовью и нежностью он относился к своим преданным.

#00:10:39#

Притху Прабху: Ранее Бхакти Лалита сказала, что в Бхагавад-гите Кришна подчеркивает: «Хотя Я равно отношусь ко всем, но это не касается Моих преданных. К ним Я питаю естественную нежность»[1]. Каким образом Кришна может ответить взаимностью? Насколько Он способен удовлетворить чаяния наших сердец?

#00:11:21#

Бхакти Лалита Деви Даси: Кришна говорит: «Стань Моим преданным, и так ты достигнешь Меня. Ты достигнешь Моей обители. Все Мое станет твоим, и ты обретешь в конечном счете всего Меня»[2].

[Говорят на английском с Притху Прабху.]

#00:11:54#

Данди Махарадж: Была история из «Махабхараты», когда супруга Видуры пригласила Господа Кришну. Он пришел к ней, и она приготовила прекрасные бананы для Господа. Но, поскольку она была очень взволнована тем, что Господь присутствует, она от волнения все перепутала — у нее была отдельная корзина для кожуры от бананов, и блюдо, чтобы подавать бананы Господу. От волнения она перепутала местами эти корзины и бананы бросала в корзину, а кожуру клала на блюдо и подавала это Кришне. И Кришна ел эту кожуру с огромным наслаждением, смотрел [на супругу Видуры] и говорил: «Как прекрасно, насколько чудесно, насколько удивительно!» После того, как супруга Видуры поняла, что произошло, она была в очень большом смятении. Спросила у Кришны… Но Кришна сказал: «Эти банановые шкурки слаще для Меня нектара райских планет — [это] то, что ты предлагала с любовью и преданностью. Твоя любовь и преданность гораздо слаще, чем эти бананы. Я принимаю не бананы, Я принимаю любовь сердец Моих преданных».

#00:13:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Притху мне только что напомнил одну историю. Дело в том, что я служила секретарем нашего учителя Шрилы Говинды Махараджа несколько лет. Мы отвечали на электронные письма, но нам было очень сложно отвечать на бумажные письма, которые приходили к Гурудеву. Они никогда не доходили до нас, потому что мы занимались ответом на [электронные] письма. Мы спрашивали, что отвечать, Гурудев говорил, и мы писали ответы преданным. Но так сложилось, что бумажные письма, которые он получал, он носил в кармане или клал к себе под матрас и спал с ними. То есть они никогда до нас не доходили, он жил с [этими] письмами преданных. Иногда он держал письмо и чувствовал выражение сердца преданного. Иногда он медитировал несколько дней и потом вдруг внезапно говорил: «Ответь вот этому преданному то-то и то-то». И мне приходилось в спешном порядке искать его адрес, [думать,] как ему написать, как передать послание от Гурудева. А потом, может быть через год, я находила это письмо где-то под матрасом у Гурудева или в кармане его одежды.

[Обращается на английском к Данди Махараджу.]

#00:16:24#

Данди Махарадж: Иногда мы думаем: «А кто наши герои? Кто объект нашего поклонения? Кому мы поклоняемся? Кто те высшие, самые замечательные, самые значительные существа, личности, на которых мы стремимся быть похожи, которым мы стремимся поклоняться, которых мы ставим на самую высшую ступень нашего алтаря? Кто эти высшие личности?» И там на самом деле не мудрецы, там не гьяни, не философы. Там, если говорить о реальности Вриндавана, то высшее положение занимают преданные. И Вриндаван — это очень простое место, это деревня, сельское место. И известно, что Вриндаван — это самая высшая из обителей Бога, Кришны. Каким образом это высшее положение занимают простые деревенские девушки, пастухи, жители Вриндавана, коровы, птицы Вриндавана, трава Вриндавана, пыль Вриндавана? Они занимают самое высшее место. Даже пыль Вриндавана занимает высшее положение в мире преданности. И по своему положению она гораздо выше, чем любые сокровища райских планет, любые богатства этого мира, любое знание в этом мире. Оно выше. И мы думаем: «Каков тот идеал, который нас привлекает?» И это идеал сердца, а не знания, это идеал чувства, идеал глубокой преданности. Поэтому мы видим, что высшее положение занимают те, кто превзошел знание, и те, кто своим простосердечным служением обрел милость Господа, удовлетворил Его.

#00:19:02#

Мы говорим, что великие ведические брахманы отказались дать Кришне и Балараме плоды жертвоприношения. Сам Господь пришел к ним. Господь вместе со Своим братом пришел к ним и попросил несколько фруктов. Сам Господь просил дать фрукт. И Он говорит в Бхагавад-гите, что Ему нужно от человека. Вообще, что нужно Богу от человека?

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇,
йо ме бхактйа̄ прайаччхати…[3]

«Предложи Мне цветок, плод и немного воды с любовью и преданностью. С любовью и преданностью. Мне не нужны дворцы, Мне не нужны сокровища, Мне не нужна эрудиция. Мне нужно немного воды, фруктов, но главное, чтобы в этом [приношении] было бхакти, в этом была любовь».

Кришна пришел к этим брахманам и попросил их дать немного фруктов, этих даров с ягьи, жертвоприношения. Но брахманы отказали Кришне, самому Богу. Они сказали: «Это не предложено, мы еще это не предложили». Он сказал: «Но Я уже пришел, чтобы принять это. Почему же [вы не отдадите фруктов Мне]?» Они сказали: «Нет, это еще не предложено. Нужно провести специальную церемонию, нужно прочитать специальные мантры. Нужно еще очень долго готовиться, соблюдать правила чистоты, и только потом мы предложим Тебе». И так они отказали самому Кришне, самому Балараме, они не дали им приношение. Самому Богу эти брахманы отказали в своей любви. У них не было преданности, они верили не в преданность Богу, а в силу ведических мантр, в силу знания, в силу учености. Это их привлекало. И даже самому Господу они не отдали того, что Ему причиталось.

#00:21:05#

А жены брахманов не знали этих гимнов, они не знали мантр, но они простосердечно пришли к Кришне и Балараме, и они дали им все, что причиталось. И когда брахманы узнали об этом, они поняли, что совершили ошибку. Они очень сильно раскаивались в своей ошибке. Благодаря силе своего знания, силе и глубине своей учености, они поняли, что перед ними сам Верховный Господь, что сам Господь приходил к ним за этими дарами. Но даже тогда они не пришли к Кришне и Балараме, и даже тогда они не отдали им плодов. Потому что они боялись Камсы, они боялись, что Камса плохо подумает о них. Но их жены не боялись Камсы. Они не боялись ни Камсы, никого другого. Такова была сила их преданности и сила их любви. Каким образом устанавливать взаимоотношения с Кришной? Только через любовь и преданность. Гурудев часто говорил, что нет необходимости много читать, потому что основные истины приходят через служение. Если мы заняты служением и искренне хотим удовлетворить Гуру, все истины откроются естественно. Они не приходят откуда-то извне, они приходят из нашего сердца, из чистого сердца, посвященного преданному служению.

#00:22:34#

йасйа деве пара̄ бхактир йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣ прака̄ш́анте маха̄тманах̣[4]

Той великой душе, кто предан Господу и Гуру как Господу, той великой душе открываются все сокровища ведического знания. Не обязательно быть образованным человеком, умным человеком, талантливым человеком. Не обязательно быть дизайнером, художником, композитором, чтобы удовлетворить Господа. Необходимо только чистое сердце. Мы видим, брахман Судама пришел к Кришне. Он даже не хотел идти к Кришне сам по себе, его достала его супруга. Супруга постоянно говорила, что брахман очень беден, а сам брахман переносил бедность очень спокойно. То есть он совсем не зависел от своей бедности. Будучи на очень глубоком духовном уровне, он совсем не зависел от своей бедности, и он спокойно жил. Он спокойно жил и в мыслях был погружен постоянно в размышления о Кришне. Но его супруга постоянно говорила ему, что им нужно что-то материальное, им нужно как-то устраивать свою жизнь.

#00:23:52#

И однажды ей пришла в голову следующая гениальная идея. Она сказала: «Господин мой, ты же преданный Кришны. Кришна в Двараке, а у Него там богатства. У Него шестнадцать тысяч сто восемь дворцов. Так чего ты? Он же твой друг, вы с Ним вместе учились в гуру-куле. Пойди к Кришне и попроси у Него чего-нибудь. Неужели Ему жалко тебе будет дать что-нибудь?» Но этот брахман сказал в ответ своей супруге: «А что я-то могу дать Кришне? У меня есть что-нибудь, что дать Кришне?» И они с супругой наскребли немного, маленький мешочек дробленого риса. Дробленый рис очень дешев, то есть это даже не рис сам по себе, а очень мелкая крупа, очень дешевый рис. Он взял этот маленький мешочек в узелок, и он сказал: «По крайней мере, это все, что у меня есть. По крайней мере, то, что у меня есть, я могу предложить Кришне». Он взял этот мешочек и направился в Двараку. Он прошел через множество дворцов, множество ворот Двараки. Когда он проходил, он увидел великолепие Двараки: алмазные ворота, мебель из слоновой кости, удивительные ароматы повсюду. Великолепие этого города поразило брахмана. И брахман подумал: «Зачем Господу мой дробленый рис? Как жалок этот подарок! Лучше я Ему ничего не скажу и вообще не буду ничего просить у Него. Я просто приду и выражу Ему свое почтение». И как только брахман вошел во дворец, Кришна увидел его еще издалека. Он сидел, а Рукмини обмахивала опахалом Кришну. Кришна встал со Своего трона и немедленно пригласил брахмана. Но брахман сопротивлялся этому. Тогда Господь очень настойчиво пригласил его, усадил на Свой трон и приказал принести воды. Сам Господь стал омывать стопы брахману. А Рукмини при этом обмахивала его опахалом.

#00:26:06#

Брахман был настолько смущен всем этим. Он сказал: «Как могу я, падшая душа, прийти в Двараку и принимать такие почести?! Каким образом это возможно? Как милостив Господь! Насколько Он высоко ставит брахманов, насколько Он высоко ценит Своих преданных!» Он был очень смущен, и он встал с трона в большом замешательстве. Кришна спросил тут же у брахмана: «Но Я слышал, что ты что-то Мне принес». И брахман сказал: «Нет, я ничего не принес». Он стеснялся сказать Кришне, что у него всего лишь в закутке какой-то мешочек с дробленым рисом. Его настолько смущало это, и брахман решил убежать по-тихому из Двараки, чтобы не смущать Кришну своим присутствием. Но Кришна хитростью вырвал этот мешочек у него из-под мышки, и Он сказал: «Какая радость! Какая радость! Какой нектар!» Он вынул немножко зерен и съел их. Кришна начал танцевать в экстазе, когда Он съел этот рис, дробленый рис от этого бедного брахмана. А брахман был готов провалиться сквозь землю. Кришна же стал есть этот рис. Он ел, ел и вдруг Рукмини Деви закричала: «Хватит! Хватит! Хватит! Если Ты съешь еще немного, то всех моих богатств не хватит, чтобы отблагодарить его. Это слишком много. У меня же не хватит всего моего богатства, а я не кто иная, как источник всех богинь процветания, Рукмини Деви. Но всех моих даров уже не хватит, чтобы наградить этого брахмана. Достаточно!»

#00:28:01#

И брахман ушел с очень возвышенным сердцем, с очень вдохновленным сердцем, потому что он увидел Господа, и он считал, что ему не нужно было выше никакой награды, не было для него выше награды. Он шел домой абсолютно счастливый. Он посетил Двараку, получил даршан Господа, и он ликовал, он был в экстазе. Он ничего не просил материального у Господа, он был чистым преданным, ему ничего не хотелось. Достаточно было поднести Ему подношение, Господь его принял, и брахман был абсолютно счастлив, ему ничего не было нужно. Но когда он вернулся домой, он увидел, что вся его лачуга превратилась в прекрасный дворец, и там у него жена в окружении служанок. Господь так же исполнил желание его жены в этом смысле. Но это не были материальные богатства, это были дары Рукмини Деви, это были дары Лакшми Деви. Кто это сказал? Кажется, Рама Диди сказала, что сама Лакшми Деви поклоняется Господу. [Обращается к Бхакти Лалите Деви Даси. Бхакти Лалита уточняет, что это была Пишима, сестра Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами.] Да, в его храме [храме Шрилы Шридхара Махараджа] сама Лакшми Деви поклоняется Господу. [Притху Прабху уточняет: «Подметает».] Подметает.

#00:29:36#

Это были дары Лакшми Деви, которые были даны брахману Судаме для поклонения Господу. И он использовал эти дары, он использовал эту милость для того, чтобы поклоняться. Он поклонялся Господу, то есть жил в Его дворце, принимая его как дар Господа и стараясь использовать все эти богатства для служения. Он был преданным, когда он был бедным брахманом, и он остался преданным, когда разбогател. Господь принял его сердце, Ему не нужно было ничего от брахмана, никаких материальных даров, никаких заслуг. Он принял сердце. И это отношение — это самое высшее. Это самое высшее сокровище — дары сердца. Как, например, Прахлада Махарадж был маленьким мальчиком, и Дхрува Махарадж был маленьким мальчиком [когда они проявили богатство преданности Богу]. Они не были большими знатоками писаний, не были учеными. Но, благодаря лишь преданности в их сердцах, Господь принял их как Своих фактических преданных и наградил их чистым преданным служением. И тот, и другой были связаны с Нарадой Муни. Благодаря служению Нараде Муни — духовному учителю, благодаря тому, что духовный учитель был удовлетворен их служением, он неким мистическим способом, не интеллектуальным, а неким мистическим, волшебным способом, по милости [даровал им преданность Господу]. Это называется милость вайшнава. По милости вайшнава духовное знание проявляется в сердце.

#00:31:23#

И только милость правит духовным миром. Эта земля — земля милости. Не земля знания, не земля богатства — это земля милости и преданности. В нашем служении мы надеемся только на милость вайшнава. Поэтому мы поем каждый день:

йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до
йасйа̄праса̄да̄т на гатих̣ куто ’пи…[5]

По милости вайшнава мы обретаем милость Господа. Если у нас нет милости вайшнава, то невозможно достичь высшей цели. [Просят микрофон поближе.] Если есть милость преданного, то по его милости возможно обрести милость Господа. А без его милости невозможно достичь высшей цели. Поэтому простосердечное служение — это гораздо выше, чем накопление знаний, чем попытка самоутвердиться, чем попытка очаровать Господа своими великими талантами, богатствами или чем бы то ни было еще. Только чистое искреннее, простосердечное желание служить Его преданным.

#00:32:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Какие-нибудь вопросы, может быть, есть ко мне или к Данди Махараджу? Или к Притху? Я очень счастлива говорить через переводчика, который гораздо более квалифицирован, чем я.

Притху Прабху (смущенно): Это неправда.

#00:33:15#

Вопрос: У меня такой вопрос. Я читала про историю, когда дворец Кришны охраняли два стражника. И когда сыновья Брахмы пришли, они отказались их впустить. Тогда сыновья Брахмы прокляли их, сказали, что они станут врагами Кришны в трех жизнях. Есть такая история. И у меня вот такой вопрос. Они стали врагами Кришны, то есть недостаток был в их преданности. Если кто-то там их проклял, и они стали врагами Кришны… или кто угодно может взять и преданного превратить в непреданного?

Притху Прабху: [Переводит историю.] Как еще раз вопрос звучит?

Вопрос: Почему так произошло? Была ли их преданность какой-то недостаточной? То есть может ли кто-то…

Притху Прабху: Вопрос понятен.

Вопрос: [неразборчиво]… отдалить нас от Бога?

#00:34:57#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего стоит сказать, что это была так называемая лила — игра. Когда есть определенный сценарий, актеры становятся по своим местам, а для того, чтобы божественный спектакль начался, необходимы положительные и негативные герои. Каждый из них играют свою роль честно. Нам всегда советуют находиться в обществе тех, кто желает нам благо. Тех, кто, можно сказать, хорошее для нас общение предоставляет. Говорится, что наше общение определяет наше состояние духа. Потому что даже человек, казалось бы, ведущий святой образ жизни, может быть сбит с этого пути благодаря неблагоприятному общению. И наоборот, даже демон в соприкосновении со святыми способен полностью изменить свою жизнь к лучшему. Также стоит сказать, что Джай и Виджай были привратниками Вайкунтхи. Не дворца, а Вайкунтхи. И они не пустили четырех Кумаров, которые были маленькими мальчиками. Они не признали в них великих святых личностей, и это определенным образом оскорбило их. То есть это было определенное оскорбление в отношении них. Они просто выглядели как маленькие юные мальчики, хотя они жили во Вселенной с незапамятных времен, и они были великими мудрецами. Но из-за того, что они выглядели как маленькие дети — дети пытаются проникнуть на Вайкунтху, стражники преградили им дорогу.

#00:38:45#

[К лекции присоединяется Махавир Махарадж.]

Джай Шрипад Махавир Махарадж ки джай!

И мы никогда не знаем, кто есть кто, поэтому не нужно судить по внешнему о человеке, о ком-либо. Ответила на ваш вопрос?

#00:39:19#

Вопрос: Можно ли сделать так, чтобы благоприятное для нас общение не сменялось через какое-то время неблагоприятным? Чтобы было легче продвигаться по этому, и без того сложному, пути?

Бхакти Лалита Деви Даси: (указывая на Данди Махараджа): Я адресую этот вопрос Махараджу.

[Смех в зале.]

[Махавиру Махараджу преподносят гирлянду. Хором:] Джай!

#00:40:30#

Данди Махарадж: В «Чайтанья-чаритамрите» говорится… Или в «Шримад-Бхагаватам».

махат-сева̄м̇ два̄рам а̄хур вимуктес
тамо-два̄рам̇ йош̣ита̄м̇ сан̇ги-сан̇гам…[6]

Есть две санги: сат-санга и асат-санга. И когда Рупа Госвами в «Упадешамрите» перечисляет принципы, благоприятные для преданности и неблагоприятные для преданности, то и в первом списке, и во втором списке упоминается общение. И если общение со святыми, с вайшнавами исключительно благоприятно для преданности, то так же, напротив, асат-санга или общение с неверующим, с лишенным преданности миром — оно крайне неблагоприятно для преданности. Неправильное, нежелательное общение может убить преданность в сердце. Из этого видно, что огромную важность занимает общение в жизни преданных. И преданный должен очень аккуратно относиться к общению. Очень аккуратно, очень осторожно избирать общение.

#00:42:06#

‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа[7]

Лава-ма̄тра — даже один миг общения с преданными может даровать высшее совершенство. Настолько важно это общение, так важен этот принцип общения. Также там говорится, цитируется не кто иной, как Хираньякашипу в «Бхакти-расамрита-синдху». Его слова цитируются в «Бхакти-расамрита-синдху». Несмотря на то, что [внешне] он был демоном, внутренне он был преданным, и он сказал очень мудрую вещь. Он сказал, что человек подобен кристаллу, который отражает то, что его окружает. Мы наполняемся тем общением, которое имеем. Если у нас правильное общение, оно наполняет нас духовной энергией. Если у нас неправильное общение, оно наполняет нас противоположной энергией, мирской. И когда мы видим примеры великих преданных…

#00:43:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Наверное, здесь нам стоит прерваться. Мы сейчас… Буквально через пять минут у нас начнется арати, а сразу после арати к нам придет Шрила Госвами Махарадж и продолжит наш сегодняшний вечер. Поэтому не переключайте канал, оставайтесь с нами. До конца этой недели оставайтесь с нами, мы проводим специально для вас особые лекции. Махавир Махарадж, можете спеть «хари харайе…»?

#00:44:23#

Махавир Махарадж: У меня нет голоса [неразборчиво, хрипло].

Бхакти Лалита Деви Даси: Думаю, вы просто стесняетесь.

хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а йа̄дава̄йа намах̣

хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а йа̄дава̄йа намах̣
йа̄дава̄йа ма̄дхава̄йа кеш́ава̄йа намах̣[8]

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Само ’хам̇ сарва-бхӯтеш̣у, на ме двеш̣йо ’сти на прийах̣ / йе бхаджанти ту ма̄м̇ бхактйа̄, майи те теш̣у ча̄пй ахам — «Я равно отношусь ко всем, не испытывая ни к кому вражды или пристрастия. Но тем, кто с любовью посвящает себя Мне, Я отвечаю взаимностью» (Бхагавад-гита, 9.29).

2  Ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / мам эваиш̣йаси сатйам̇ те, пратиджа̄не прийо ’си ме — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, жертвуй ради Меня и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю это тебе, поскольку ты — Мой дорогой друг» (Бхагавад-гита, 18.65). Или: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34).

3  Патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇, йо ме бхактйа̄ прайаччхати / тад ахам̇ бхактй-упахр̣там, аш́на̄ми прайата̄тманах̣ — «Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или воду, Я непременно приму его подношение» (Бхагавад-гита, 9.26).

4  «Понять сокровенный смысл шрути сможет лишь тот, кто видит своего Гуру во всем равным самому Богу» («Шветашватара-упанишад», 6.23).

5  Йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до, йасйа̄праса̄да̄т на гатих̣ куто ’пи / дхйа̄йам̇ стувам̇с тасйа йаш́ас три-сандхйам̇, ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, всегда прославляя его и думая о нем — утром, днем и вечером. Только по его милости можно обрести милость Господа. Если же он недоволен кем-то, то несчастному нигде не найти прибежища» (Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», 8).

6  Махат-сева̄м̇ два̄рам а̄хур вимуктес, тамо-два̄рам̇ йош̣ита̄м̇ сан̇ги-сан̇гам / маха̄нтас те сама-читта̄х̣ праш́а̄нта̄, виманйавах̣ сухр̣дах̣ са̄дхаво йе — «Встать на путь освобождения из материального плена можно, только служа великим душам, достигшим духовного совершенства. К ним относятся имперсоналисты и преданные Господа. Тот, кто желает общаться с самим Богом, равно как и тот, кто хочет слиться с Его бытием, должны служить махатмам. Если человек не желает служить им и общается с теми, кто привязан к женщинам и сексу, перед ним открывается прямая дорога в ад. Великие души ко всем относятся одинаково. Они всегда уравновешенны, умиротворены и целиком отдают себя преданному служению. Они свободны от гнева и заботятся о благе каждого. Они никогда не совершают дурных поступков. Таких людей называют махатмами» («Шримад-Бхагаватам», 5.5.2).

7  «Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

8  «Господь Хари, Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой, известным как Ядава, Хари, Мадхава и Кешава!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Нама-санкиртана», 1).




←  День явления Бхагавана Шри Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. 24 февраля 2019 года. Сочи ·• Архив новостей •· «Служение — подлинное благо». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 1 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.6 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 
Шрипад Бхакти Ашрая Данди Махарадж

Высшая связь от сердца к сердцу

(1 июля 2016 года, Москва, Кисельный, фестиваль Vedalife)

 

…[Преданные] включены в служение, они уже сами соорганизаторы фестиваля. Мы называем это «передача от сердца к сердцу». Я не считаю себя Гуру, я скорее, можно сказать, Гуру-ученик. Я получила что-то от своих учителей, и сейчас то, что я обрела в своем сердце, я пытаюсь передать вам. Иногда я не чувствую себя способной передать всю глубину того, что я хотела бы передать. Но благодаря тому, что это процесс передачи от сердца к сердцу, то определенным путем, определенным образом эта передача происходит. Даже не все, что выражено словами, а гораздо больше этого — оно передается. У нас замечательные учителя, великие. Мы пытаемся уловить, пытаемся воспринять учение наших учителей и поделиться им со всеми, кто вопрошает, со всеми искренними искателями. И согласно тому, что сказал об этом Шрила Шридхар Махарадж, наш духовный учитель — это самое замечательное дело, которым мы можем быть заняты. Делиться сокровенным с ближними.

#00:03:05#

Потому что самое щедрое, самое ценное, что вы можете дать людям — это поделиться с ними знаниями, знаниями о душе, о Боге, знаниями о смысле существования и о том, как вырваться из этого круговорота рождений и смертей. Мы хотим не только спасти себя, но и помочь другим, и в этом отношении, можно сказать, мы как спутники. Мы принимаем сигнал и передаем его дальше. Сегодня меня попросили говорить на тему: «Передача от сердца к сердцу». И эта тема естественным образом напомнила мне о нашем Гурудеве, который, собственно, олицетворяет эту идею передачи от сердца к сердцу. Наш Гурудев — Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Его сердцу не было предела. В нем находилось место для каждого.

#00:05:00#

[Открывается алтарь.] Джай! Иногда преданные из Южной Америки звонили Гурудеву по телефону и пытались подолгу говорить о чем-то на испанском. Такое общение продолжалось где-то по десять минут. Гурудев слушал, не зная испанского, но говорил им: «Да, классно», и говорил: «Да, хорошо, хорошо, Кришна благословляет вас, ребята!» Они всегда как-то друг друга понимали. Гурудев им говорил: «Это как раз-таки есть передача от сердца к сердцу. Порой знание языка необязательно». Он был рад слышать сладостные голоса своих учеников. Он говорил что-то своим ученикам, точнее, они ему говорили что-то, а он это счастливо принимал. И ученики так же чувствовали особое благословение, особую поддержку от Гурудева, что он им отвечает. Мы можем только вообразить себе, каков Кришна, какова Его природа, но когда мы встречам таких личностей, как Шрила Говинда Махарадж, как наш Гурудев, когда мы видим это абсолютное, удивительное сердце, то нам есть с чем сравнивать. Его сердце гармонировало со всеми живыми существами во Вселенной. До неимоверной степени. Только сам Кришна может удовлетворить наше внутреннее чаяние, наше страстное желание, духовное желание. И об этом говорил Кришна на поле битвы Курукшетра Арджуне. Он говорил: «Для того, чтобы достичь этого положения, просто стань Моим преданным, и таким образом ты достигнешь Меня».

[К собранию преданных присоединяется Данди Махарадж.]

Джай Шрипад Данди Махарадж ки джай!

#00:09:35#

Притху Прабху: Бхакти Лалита говорит Данди Махараджу: «Давайте вместе проведем эту программу, поскольку вы должны были говорить внизу, но все пришли сюда; соответственно, давайте вместе. Тема нашей сегодняшней беседы: «Передача от сердца к сердцу», и я сейчас пытаюсь делиться всем тем, что приходит мне на ум».

#00:10:23#

Бхакти Лалита Деви Даси: Сейчас я говорила о Гурудеве, особенно о том, что он был, собственно, тем олицетворением передачи от сердца к сердцу; о том, с какой любовью и нежностью он относился к своим преданным.

#00:10:39#

Притху Прабху: Ранее Бхакти Лалита сказала, что в Бхагавад-гите Кришна подчеркивает: «Хотя Я равно отношусь ко всем, но это не касается Моих преданных. К ним Я питаю естественную нежность»[1]. Каким образом Кришна может ответить взаимностью? Насколько Он способен удовлетворить чаяния наших сердец?

#00:11:21#

Бхакти Лалита Деви Даси: Кришна говорит: «Стань Моим преданным, и так ты достигнешь Меня. Ты достигнешь Моей обители. Все Мое станет твоим, и ты обретешь в конечном счете всего Меня»[2].

[Говорят на английском с Притху Прабху.]

#00:11:54#

Данди Махарадж: Была история из «Махабхараты», когда супруга Видуры пригласила Господа Кришну. Он пришел к ней, и она приготовила прекрасные бананы для Господа. Но, поскольку она была очень взволнована тем, что Господь присутствует, она от волнения все перепутала — у нее была отдельная корзина для кожуры от бананов, и блюдо, чтобы подавать бананы Господу. От волнения она перепутала местами эти корзины и бананы бросала в корзину, а кожуру клала на блюдо и подавала это Кришне. И Кришна ел эту кожуру с огромным наслаждением, смотрел [на супругу Видуры] и говорил: «Как прекрасно, насколько чудесно, насколько удивительно!» После того, как супруга Видуры поняла, что произошло, она была в очень большом смятении. Спросила у Кришны… Но Кришна сказал: «Эти банановые шкурки слаще для Меня нектара райских планет — [это] то, что ты предлагала с любовью и преданностью. Твоя любовь и преданность гораздо слаще, чем эти бананы. Я принимаю не бананы, Я принимаю любовь сердец Моих преданных».

#00:13:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Притху мне только что напомнил одну историю. Дело в том, что я служила секретарем нашего учителя Шрилы Говинды Махараджа несколько лет. Мы отвечали на электронные письма, но нам было очень сложно отвечать на бумажные письма, которые приходили к Гурудеву. Они никогда не доходили до нас, потому что мы занимались ответом на [электронные] письма. Мы спрашивали, что отвечать, Гурудев говорил, и мы писали ответы преданным. Но так сложилось, что бумажные письма, которые он получал, он носил в кармане или клал к себе под матрас и спал с ними. То есть они никогда до нас не доходили, он жил с [этими] письмами преданных. Иногда он держал письмо и чувствовал выражение сердца преданного. Иногда он медитировал несколько дней и потом вдруг внезапно говорил: «Ответь вот этому преданному то-то и то-то». И мне приходилось в спешном порядке искать его адрес, [думать,] как ему написать, как передать послание от Гурудева. А потом, может быть через год, я находила это письмо где-то под матрасом у Гурудева или в кармане его одежды.

[Обращается на английском к Данди Махараджу.]

#00:16:24#

Данди Махарадж: Иногда мы думаем: «А кто наши герои? Кто объект нашего поклонения? Кому мы поклоняемся? Кто те высшие, самые замечательные, самые значительные существа, личности, на которых мы стремимся быть похожи, которым мы стремимся поклоняться, которых мы ставим на самую высшую ступень нашего алтаря? Кто эти высшие личности?» И там на самом деле не мудрецы, там не гьяни, не философы. Там, если говорить о реальности Вриндавана, то высшее положение занимают преданные. И Вриндаван — это очень простое место, это деревня, сельское место. И известно, что Вриндаван — это самая высшая из обителей Бога, Кришны. Каким образом это высшее положение занимают простые деревенские девушки, пастухи, жители Вриндавана, коровы, птицы Вриндавана, трава Вриндавана, пыль Вриндавана? Они занимают самое высшее место. Даже пыль Вриндавана занимает высшее положение в мире преданности. И по своему положению она гораздо выше, чем любые сокровища райских планет, любые богатства этого мира, любое знание в этом мире. Оно выше. И мы думаем: «Каков тот идеал, который нас привлекает?» И это идеал сердца, а не знания, это идеал чувства, идеал глубокой преданности. Поэтому мы видим, что высшее положение занимают те, кто превзошел знание, и те, кто своим простосердечным служением обрел милость Господа, удовлетворил Его.

#00:19:02#

Мы говорим, что великие ведические брахманы отказались дать Кришне и Балараме плоды жертвоприношения. Сам Господь пришел к ним. Господь вместе со Своим братом пришел к ним и попросил несколько фруктов. Сам Господь просил дать фрукт. И Он говорит в Бхагавад-гите, что Ему нужно от человека. Вообще, что нужно Богу от человека?

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇,
йо ме бхактйа̄ прайаччхати…[3]

«Предложи Мне цветок, плод и немного воды с любовью и преданностью. С любовью и преданностью. Мне не нужны дворцы, Мне не нужны сокровища, Мне не нужна эрудиция. Мне нужно немного воды, фруктов, но главное, чтобы в этом [приношении] было бхакти, в этом была любовь».

Кришна пришел к этим брахманам и попросил их дать немного фруктов, этих даров с ягьи, жертвоприношения. Но брахманы отказали Кришне, самому Богу. Они сказали: «Это не предложено, мы еще это не предложили». Он сказал: «Но Я уже пришел, чтобы принять это. Почему же [вы не отдадите фруктов Мне]?» Они сказали: «Нет, это еще не предложено. Нужно провести специальную церемонию, нужно прочитать специальные мантры. Нужно еще очень долго готовиться, соблюдать правила чистоты, и только потом мы предложим Тебе». И так они отказали самому Кришне, самому Балараме, они не дали им приношение. Самому Богу эти брахманы отказали в своей любви. У них не было преданности, они верили не в преданность Богу, а в силу ведических мантр, в силу знания, в силу учености. Это их привлекало. И даже самому Господу они не отдали того, что Ему причиталось.

#00:21:05#

А жены брахманов не знали этих гимнов, они не знали мантр, но они простосердечно пришли к Кришне и Балараме, и они дали им все, что причиталось. И когда брахманы узнали об этом, они поняли, что совершили ошибку. Они очень сильно раскаивались в своей ошибке. Благодаря силе своего знания, силе и глубине своей учености, они поняли, что перед ними сам Верховный Господь, что сам Господь приходил к ним за этими дарами. Но даже тогда они не пришли к Кришне и Балараме, и даже тогда они не отдали им плодов. Потому что они боялись Камсы, они боялись, что Камса плохо подумает о них. Но их жены не боялись Камсы. Они не боялись ни Камсы, никого другого. Такова была сила их преданности и сила их любви. Каким образом устанавливать взаимоотношения с Кришной? Только через любовь и преданность. Гурудев часто говорил, что нет необходимости много читать, потому что основные истины приходят через служение. Если мы заняты служением и искренне хотим удовлетворить Гуру, все истины откроются естественно. Они не приходят откуда-то извне, они приходят из нашего сердца, из чистого сердца, посвященного преданному служению.

#00:22:34#

йасйа деве пара̄ бхактир йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣ прака̄ш́анте маха̄тманах̣[4]

Той великой душе, кто предан Господу и Гуру как Господу, той великой душе открываются все сокровища ведического знания. Не обязательно быть образованным человеком, умным человеком, талантливым человеком. Не обязательно быть дизайнером, художником, композитором, чтобы удовлетворить Господа. Необходимо только чистое сердце. Мы видим, брахман Судама пришел к Кришне. Он даже не хотел идти к Кришне сам по себе, его достала его супруга. Супруга постоянно говорила, что брахман очень беден, а сам брахман переносил бедность очень спокойно. То есть он совсем не зависел от своей бедности. Будучи на очень глубоком духовном уровне, он совсем не зависел от своей бедности, и он спокойно жил. Он спокойно жил и в мыслях был погружен постоянно в размышления о Кришне. Но его супруга постоянно говорила ему, что им нужно что-то материальное, им нужно как-то устраивать свою жизнь.

#00:23:52#

И однажды ей пришла в голову следующая гениальная идея. Она сказала: «Господин мой, ты же преданный Кришны. Кришна в Двараке, а у Него там богатства. У Него шестнадцать тысяч сто восемь дворцов. Так чего ты? Он же твой друг, вы с Ним вместе учились в гуру-куле. Пойди к Кришне и попроси у Него чего-нибудь. Неужели Ему жалко тебе будет дать что-нибудь?» Но этот брахман сказал в ответ своей супруге: «А что я-то могу дать Кришне? У меня есть что-нибудь, что дать Кришне?» И они с супругой наскребли немного, маленький мешочек дробленого риса. Дробленый рис очень дешев, то есть это даже не рис сам по себе, а очень мелкая крупа, очень дешевый рис. Он взял этот маленький мешочек в узелок, и он сказал: «По крайней мере, это все, что у меня есть. По крайней мере, то, что у меня есть, я могу предложить Кришне». Он взял этот мешочек и направился в Двараку. Он прошел через множество дворцов, множество ворот Двараки. Когда он проходил, он увидел великолепие Двараки: алмазные ворота, мебель из слоновой кости, удивительные ароматы повсюду. Великолепие этого города поразило брахмана. И брахман подумал: «Зачем Господу мой дробленый рис? Как жалок этот подарок! Лучше я Ему ничего не скажу и вообще не буду ничего просить у Него. Я просто приду и выражу Ему свое почтение». И как только брахман вошел во дворец, Кришна увидел его еще издалека. Он сидел, а Рукмини обмахивала опахалом Кришну. Кришна встал со Своего трона и немедленно пригласил брахмана. Но брахман сопротивлялся этому. Тогда Господь очень настойчиво пригласил его, усадил на Свой трон и приказал принести воды. Сам Господь стал омывать стопы брахману. А Рукмини при этом обмахивала его опахалом.

#00:26:06#

Брахман был настолько смущен всем этим. Он сказал: «Как могу я, падшая душа, прийти в Двараку и принимать такие почести?! Каким образом это возможно? Как милостив Господь! Насколько Он высоко ставит брахманов, насколько Он высоко ценит Своих преданных!» Он был очень смущен, и он встал с трона в большом замешательстве. Кришна спросил тут же у брахмана: «Но Я слышал, что ты что-то Мне принес». И брахман сказал: «Нет, я ничего не принес». Он стеснялся сказать Кришне, что у него всего лишь в закутке какой-то мешочек с дробленым рисом. Его настолько смущало это, и брахман решил убежать по-тихому из Двараки, чтобы не смущать Кришну своим присутствием. Но Кришна хитростью вырвал этот мешочек у него из-под мышки, и Он сказал: «Какая радость! Какая радость! Какой нектар!» Он вынул немножко зерен и съел их. Кришна начал танцевать в экстазе, когда Он съел этот рис, дробленый рис от этого бедного брахмана. А брахман был готов провалиться сквозь землю. Кришна же стал есть этот рис. Он ел, ел и вдруг Рукмини Деви закричала: «Хватит! Хватит! Хватит! Если Ты съешь еще немного, то всех моих богатств не хватит, чтобы отблагодарить его. Это слишком много. У меня же не хватит всего моего богатства, а я не кто иная, как источник всех богинь процветания, Рукмини Деви. Но всех моих даров уже не хватит, чтобы наградить этого брахмана. Достаточно!»

#00:28:01#

И брахман ушел с очень возвышенным сердцем, с очень вдохновленным сердцем, потому что он увидел Господа, и он считал, что ему не нужно было выше никакой награды, не было для него выше награды. Он шел домой абсолютно счастливый. Он посетил Двараку, получил даршан Господа, и он ликовал, он был в экстазе. Он ничего не просил материального у Господа, он был чистым преданным, ему ничего не хотелось. Достаточно было поднести Ему подношение, Господь его принял, и брахман был абсолютно счастлив, ему ничего не было нужно. Но когда он вернулся домой, он увидел, что вся его лачуга превратилась в прекрасный дворец, и там у него жена в окружении служанок. Господь так же исполнил желание его жены в этом смысле. Но это не были материальные богатства, это были дары Рукмини Деви, это были дары Лакшми Деви. Кто это сказал? Кажется, Рама Диди сказала, что сама Лакшми Деви поклоняется Господу. [Обращается к Бхакти Лалите Деви Даси. Бхакти Лалита уточняет, что это была Пишима, сестра Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами.] Да, в его храме [храме Шрилы Шридхара Махараджа] сама Лакшми Деви поклоняется Господу. [Притху Прабху уточняет: «Подметает».] Подметает.

#00:29:36#

Это были дары Лакшми Деви, которые были даны брахману Судаме для поклонения Господу. И он использовал эти дары, он использовал эту милость для того, чтобы поклоняться. Он поклонялся Господу, то есть жил в Его дворце, принимая его как дар Господа и стараясь использовать все эти богатства для служения. Он был преданным, когда он был бедным брахманом, и он остался преданным, когда разбогател. Господь принял его сердце, Ему не нужно было ничего от брахмана, никаких материальных даров, никаких заслуг. Он принял сердце. И это отношение — это самое высшее. Это самое высшее сокровище — дары сердца. Как, например, Прахлада Махарадж был маленьким мальчиком, и Дхрува Махарадж был маленьким мальчиком [когда они проявили богатство преданности Богу]. Они не были большими знатоками писаний, не были учеными. Но, благодаря лишь преданности в их сердцах, Господь принял их как Своих фактических преданных и наградил их чистым преданным служением. И тот, и другой были связаны с Нарадой Муни. Благодаря служению Нараде Муни — духовному учителю, благодаря тому, что духовный учитель был удовлетворен их служением, он неким мистическим способом, не интеллектуальным, а неким мистическим, волшебным способом, по милости [даровал им преданность Господу]. Это называется милость вайшнава. По милости вайшнава духовное знание проявляется в сердце.

#00:31:23#

И только милость правит духовным миром. Эта земля — земля милости. Не земля знания, не земля богатства — это земля милости и преданности. В нашем служении мы надеемся только на милость вайшнава. Поэтому мы поем каждый день:

йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до
йасйа̄праса̄да̄т на гатих̣ куто ’пи…[5]

По милости вайшнава мы обретаем милость Господа. Если у нас нет милости вайшнава, то невозможно достичь высшей цели. [Просят микрофон поближе.] Если есть милость преданного, то по его милости возможно обрести милость Господа. А без его милости невозможно достичь высшей цели. Поэтому простосердечное служение — это гораздо выше, чем накопление знаний, чем попытка самоутвердиться, чем попытка очаровать Господа своими великими талантами, богатствами или чем бы то ни было еще. Только чистое искреннее, простосердечное желание служить Его преданным.

#00:32:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Какие-нибудь вопросы, может быть, есть ко мне или к Данди Махараджу? Или к Притху? Я очень счастлива говорить через переводчика, который гораздо более квалифицирован, чем я.

Притху Прабху (смущенно): Это неправда.

#00:33:15#

Вопрос: У меня такой вопрос. Я читала про историю, когда дворец Кришны охраняли два стражника. И когда сыновья Брахмы пришли, они отказались их впустить. Тогда сыновья Брахмы прокляли их, сказали, что они станут врагами Кришны в трех жизнях. Есть такая история. И у меня вот такой вопрос. Они стали врагами Кришны, то есть недостаток был в их преданности. Если кто-то там их проклял, и они стали врагами Кришны… или кто угодно может взять и преданного превратить в непреданного?

Притху Прабху: [Переводит историю.] Как еще раз вопрос звучит?

Вопрос: Почему так произошло? Была ли их преданность какой-то недостаточной? То есть может ли кто-то…

Притху Прабху: Вопрос понятен.

Вопрос: [неразборчиво]… отдалить нас от Бога?

#00:34:57#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего стоит сказать, что это была так называемая лила — игра. Когда есть определенный сценарий, актеры становятся по своим местам, а для того, чтобы божественный спектакль начался, необходимы положительные и негативные герои. Каждый из них играют свою роль честно. Нам всегда советуют находиться в обществе тех, кто желает нам благо. Тех, кто, можно сказать, хорошее для нас общение предоставляет. Говорится, что наше общение определяет наше состояние духа. Потому что даже человек, казалось бы, ведущий святой образ жизни, может быть сбит с этого пути благодаря неблагоприятному общению. И наоборот, даже демон в соприкосновении со святыми способен полностью изменить свою жизнь к лучшему. Также стоит сказать, что Джай и Виджай были привратниками Вайкунтхи. Не дворца, а Вайкунтхи. И они не пустили четырех Кумаров, которые были маленькими мальчиками. Они не признали в них великих святых личностей, и это определенным образом оскорбило их. То есть это было определенное оскорбление в отношении них. Они просто выглядели как маленькие юные мальчики, хотя они жили во Вселенной с незапамятных времен, и они были великими мудрецами. Но из-за того, что они выглядели как маленькие дети — дети пытаются проникнуть на Вайкунтху, стражники преградили им дорогу.

#00:38:45#

[К лекции присоединяется Махавир Махарадж.]

Джай Шрипад Махавир Махарадж ки джай!

И мы никогда не знаем, кто есть кто, поэтому не нужно судить по внешнему о человеке, о ком-либо. Ответила на ваш вопрос?

#00:39:19#

Вопрос: Можно ли сделать так, чтобы благоприятное для нас общение не сменялось через какое-то время неблагоприятным? Чтобы было легче продвигаться по этому, и без того сложному, пути?

Бхакти Лалита Деви Даси: (указывая на Данди Махараджа): Я адресую этот вопрос Махараджу.

[Смех в зале.]

[Махавиру Махараджу преподносят гирлянду. Хором:] Джай!

#00:40:30#

Данди Махарадж: В «Чайтанья-чаритамрите» говорится… Или в «Шримад-Бхагаватам».

махат-сева̄м̇ два̄рам а̄хур вимуктес
тамо-два̄рам̇ йош̣ита̄м̇ сан̇ги-сан̇гам…[6]

Есть две санги: сат-санга и асат-санга. И когда Рупа Госвами в «Упадешамрите» перечисляет принципы, благоприятные для преданности и неблагоприятные для преданности, то и в первом списке, и во втором списке упоминается общение. И если общение со святыми, с вайшнавами исключительно благоприятно для преданности, то так же, напротив, асат-санга или общение с неверующим, с лишенным преданности миром — оно крайне неблагоприятно для преданности. Неправильное, нежелательное общение может убить преданность в сердце. Из этого видно, что огромную важность занимает общение в жизни преданных. И преданный должен очень аккуратно относиться к общению. Очень аккуратно, очень осторожно избирать общение.

#00:42:06#

‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа[7]

Лава-ма̄тра — даже один миг общения с преданными может даровать высшее совершенство. Настолько важно это общение, так важен этот принцип общения. Также там говорится, цитируется не кто иной, как Хираньякашипу в «Бхакти-расамрита-синдху». Его слова цитируются в «Бхакти-расамрита-синдху». Несмотря на то, что [внешне] он был демоном, внутренне он был преданным, и он сказал очень мудрую вещь. Он сказал, что человек подобен кристаллу, который отражает то, что его окружает. Мы наполняемся тем общением, которое имеем. Если у нас правильное общение, оно наполняет нас духовной энергией. Если у нас неправильное общение, оно наполняет нас противоположной энергией, мирской. И когда мы видим примеры великих преданных…

#00:43:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Наверное, здесь нам стоит прерваться. Мы сейчас… Буквально через пять минут у нас начнется арати, а сразу после арати к нам придет Шрила Госвами Махарадж и продолжит наш сегодняшний вечер. Поэтому не переключайте канал, оставайтесь с нами. До конца этой недели оставайтесь с нами, мы проводим специально для вас особые лекции. Махавир Махарадж, можете спеть «хари харайе…»?

#00:44:23#

Махавир Махарадж: У меня нет голоса [неразборчиво, хрипло].

Бхакти Лалита Деви Даси: Думаю, вы просто стесняетесь.

хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а йа̄дава̄йа намах̣

хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а йа̄дава̄йа намах̣
йа̄дава̄йа ма̄дхава̄йа кеш́ава̄йа намах̣[8]

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] Само ’хам̇ сарва-бхӯтеш̣у, на ме двеш̣йо ’сти на прийах̣ / йе бхаджанти ту ма̄м̇ бхактйа̄, майи те теш̣у ча̄пй ахам — «Я равно отношусь ко всем, не испытывая ни к кому вражды или пристрастия. Но тем, кто с любовью посвящает себя Мне, Я отвечаю взаимностью» (Бхагавад-гита, 9.29).

[2] Ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / мам эваиш̣йаси сатйам̇ те, пратиджа̄не прийо ’си ме — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, жертвуй ради Меня и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю это тебе, поскольку ты — Мой дорогой друг» (Бхагавад-гита, 18.65). Или: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34).

[3] Патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇, йо ме бхактйа̄ прайаччхати / тад ахам̇ бхактй-упахр̣там, аш́на̄ми прайата̄тманах̣ — «Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или воду, Я непременно приму его подношение» (Бхагавад-гита, 9.26).

[4] «Понять сокровенный смысл шрути сможет лишь тот, кто видит своего Гуру во всем равным самому Богу» («Шветашватара-упанишад», 6.23).

[5] Йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до, йасйа̄праса̄да̄т на гатих̣ куто ’пи / дхйа̄йам̇ стувам̇с тасйа йаш́ас три-сандхйам̇, ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, всегда прославляя его и думая о нем — утром, днем и вечером. Только по его милости можно обрести милость Господа. Если же он недоволен кем-то, то несчастному нигде не найти прибежища» (Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», 8).

[6] Махат-сева̄м̇ два̄рам а̄хур вимуктес, тамо-два̄рам̇ йош̣ита̄м̇ сан̇ги-сан̇гам / маха̄нтас те сама-читта̄х̣ праш́а̄нта̄, виманйавах̣ сухр̣дах̣ са̄дхаво йе — «Встать на путь освобождения из материального плена можно, только служа великим душам, достигшим духовного совершенства. К ним относятся имперсоналисты и преданные Господа. Тот, кто желает общаться с самим Богом, равно как и тот, кто хочет слиться с Его бытием, должны служить махатмам. Если человек не желает служить им и общается с теми, кто привязан к женщинам и сексу, перед ним открывается прямая дорога в ад. Великие души ко всем относятся одинаково. Они всегда уравновешенны, умиротворены и целиком отдают себя преданному служению. Они свободны от гнева и заботятся о благе каждого. Они никогда не совершают дурных поступков. Таких людей называют махатмами» («Шримад-Бхагаватам», 5.5.2).

[7] «Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

[8] «Господь Хари, Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой, известным как Ядава, Хари, Мадхава и Кешава!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Нама-санкиртана», 1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования