«Путь домой, в мир Прекрасной Реальности. Глава 5. Шри Гуру и его милость». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа


Представляем вашему вниманию книгу «Путь домой, в мир Прекрасной Реальности» Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, составленную на основе бесед с ним в восьмидесятых годах XX столетия.

Книга озвучена в лахтинской аудиостудии Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Голос: заслуженный артист России Русскин Сергей Викторович (Сундар Дути Прабху)


скачать (формат MP3, 14.42M)

Russian

Глава 5. Шри Гуру и его милость

 

Человеку свойственно ошибаться. Ошибки неизбежны для нас, ибо мы несовершенны. Тем не менее никто не желает оставаться таковым. В каждом из нас присутствует стремление к совершенству. Будь это не так, мы вообще не испытывали бы никаких желаний. Безусловно, влечение наше к идеалу очень слабо и ограниченно; в противном случае цель достигалась бы очень быстро. Стремление к идеалу и одновременно с этим осознание нашего несовершенства открывают дверь учителю, или Гуру. Несовершенное всегда нуждается в помощи извне. Совершенное же не может быть совершенным, если оно не самодостаточно и не в силах оказать эту помощь. Таким образом, вести по пути к совершенству, или Абсолютной Истине, может лишь Сам Абсолют, а божественный посланник, исполняющий роль наставника, — это Шри Гуру.

Для искателя Абсолютной Истины необходимо полное подчинение Гуру. Однако определенная категория мыслителей полагает, что духовное знание, подобно научному, можно обрести самостоятельно. Такие люди пребывают в неведении относительно самой природы Абсолютного Знания: Оно единственное — Абсолютный Субъект, а все прочие, включая и нас, занимают положение объектов по отношению к Его всеведущему взору. Глаза не могут узреть ум, они способны иметь некоторую связь с ним лишь тогда, когда последний проявит к ним интерес. Аналогично этому, мы соприкасаемся с Абсолютным Знанием, главным образом, благодаря Его свободной воле. Мы должны полагаться исключительно на божественного посланника, духовного учителя, посредством которого Всевышний желает явить Себя.

Наше человеческое общество, с высочайшими проявлениями его культуры, составляет лишь бесконечно малую часть динамичного Абсолюта. Каким образом, помимо прямого и безусловного принятия откровения, мы надеемся постичь и развить идею трансцендентного знания Абсолютной Бесконечности? Все интеллектуальные гиганты оказываются просто пигмеями перед всезнающим и всемогущим Абсолютом, Который сохраняет за Собой право проявлять Себя лишь через Своих личных посланников.

Однако мы должны, используя все наше знание и искренность, следить за тем, чтобы не оказаться в сетях лжеучителя. В этом мы мало чем можем помочь себе, ибо в нынешнем состоянии находимся под властью предыдущих самскар, или приобретенной природы. «Рыбак рыбака видит издалека». Но несмотря на то, что наши прошлые привычки берут над нами верх, существует определенная свобода выбора, особенно в человеческом рождении. В противном случае, исправление было бы невозможным, а наказание — неминуемым.

Реальность способна заявить о Себе. Свет не нуждается во тьме для доказательства своего существования. Солнце одним своим сиянием доказывает превосходство над всеми иными источниками света. Для открытого и непредубежденного взора сад-гуру (истинный учитель) затмевает всех величайших ученых.

Шри Гуру являет себя, главным образом, двумя путями: как внутренний наставник и как учитель вовне. Оба эти проявления помогают ученику, индивидуальной душе, достичь конечной цели. В нашем падшем состоянии нам трудно правильно понять указания внутреннего учителя, поэтому милосердная внешняя ипостась Гуру — наша единственная опора и надежда. Но в то же самое время лишь милость внутреннего Гуру дает возможность распознать его внешнее проявление и склониться к его святым стопам.

Настоящий ученик должен ясно сознавать, что его высочайшая духовная удача — не что иное, как милость Абсолютного Господа, а не то, что принадлежит ему по праву, чего можно требовать или добиться силой. По своей природе мы можем только принимать благоволение Бога. Индивидуальная душа никогда не сравнится с Абсолютной Личностью. Даже освобожденная или полностью осознавшая себя джива не может быть едина с Всевышним. Неспособность отличить Абсолютную Личность от сияющего ореола вокруг Ее вечной, духовной и исполненной блаженства обители порождает неправильное представление о единстве. На самом деле индивидуальная душа — не более чем частица особой промежуточной энергии Господа, и как таковая может попасть под влияние как духовной, так и материальной природы.

Она отличается от Высшей Личности как качественно, так и количественно, поэтому целиком зависит от Абсолюта. Другими словами, Всевышний, Господь Шри Кришна есть Владыка, а индивидуальная душа по природе своей подвластна Ему. Такие взаимоотношения неизменны и воистину благотворны для нас. Это не рабство, ибо в них присутствует свобода выбора и бесконечное благо от самопредания Богу. Когда душа предается Всевышнему, ее свобода и индивидуальность не ущемляются, напротив, достигают своего настоящего расцвета. Личная свобода и участие — вот неотъемлемые черты тех, кто принадлежит Абсолюту, поэтому в Его обители они чувствуют себя совершенно как дома, подобно рыбам в воде. Свобода и все прочие качества Высшей Личности безграничны и трансцендентны, поэтому даже частичное их проявление дарит гармонию всем живым существам.

Шри Гуру не полностью тождественен Самому Богу, но он во всей полноте представляет сущность внутренней энергии Господа и воплощает самое всеобъемлющее и прекрасное служение Всевышнему, Его благодать. Поскольку он преданный слуга Господа, он уполномочен возвращать заблудшие души на путь, ведущий их к наивысшему благу. Таким образом, Гуру — это божественный посланник бессмертной надежды и радости в этом смертном, полном страданий мире. Его явление — самое благотворное и счастливое событие для страждущих душ, которое можно сравнить с появлением на небосклоне утренней звезды, указывающей путь страннику, заблудившемуся в пустыне.

Нежное прикосновение милосердной руки Шри Гуру способно иссушить нескончаемые слезы, струящиеся из всех плачущих глаз, тогда как филантропы и патриоты в своих неистовых и тщетных попытках облегчить глубоко укоренившиеся страдания души лишь ухудшают положение, подобно невежественному, но полному энтузиазма врачу в его обращении с неудачливым пациентом. Велик тот день, когда эта несчастная душа осознает беспричинную милость Шри Гурудева!

(перейти к началу книги)

 

Данное эссе Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа впервые было опубликовано в 1934 году в журнале «The Harmonist» под названием «Шри Гуру и его милость».

 



←  Концерт группы Jiv Jago в харьковском планетарии. 26 января 2016 года. Украина ·• Архив новостей •· Субботняя программа в Абхазии. 30 января 2016 года  →

Представляем вашему вниманию книгу «Путь домой, в мир Прекрасной Реальности» Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, составленную на основе бесед с ним в восьмидесятых годах XX столетия.

Книга озвучена в лахтинской аудиостудии Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Голос: заслуженный артист России Русскин Сергей Викторович (Сундар Дути Прабху)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.1 МБ)

Russian

Глава 5. Шри Гуру и его милость

 

Человеку свойственно ошибаться. Ошибки неизбежны для нас, ибо мы несовершенны. Тем не менее никто не желает оставаться таковым. В каждом из нас присутствует стремление к совершенству. Будь это не так, мы вообще не испытывали бы никаких желаний. Безусловно, влечение наше к идеалу очень слабо и ограниченно; в противном случае цель достигалась бы очень быстро. Стремление к идеалу и одновременно с этим осознание нашего несовершенства открывают дверь учителю, или Гуру. Несовершенное всегда нуждается в помощи извне. Совершенное же не может быть совершенным, если оно не самодостаточно и не в силах оказать эту помощь. Таким образом, вести по пути к совершенству, или Абсолютной Истине, может лишь Сам Абсолют, а божественный посланник, исполняющий роль наставника, — это Шри Гуру.

Для искателя Абсолютной Истины необходимо полное подчинение Гуру. Однако определенная категория мыслителей полагает, что духовное знание, подобно научному, можно обрести самостоятельно. Такие люди пребывают в неведении относительно самой природы Абсолютного Знания: Оно единственное — Абсолютный Субъект, а все прочие, включая и нас, занимают положение объектов по отношению к Его всеведущему взору. Глаза не могут узреть ум, они способны иметь некоторую связь с ним лишь тогда, когда последний проявит к ним интерес. Аналогично этому, мы соприкасаемся с Абсолютным Знанием, главным образом, благодаря Его свободной воле. Мы должны полагаться исключительно на божественного посланника, духовного учителя, посредством которого Всевышний желает явить Себя.

Наше человеческое общество, с высочайшими проявлениями его культуры, составляет лишь бесконечно малую часть динамичного Абсолюта. Каким образом, помимо прямого и безусловного принятия откровения, мы надеемся постичь и развить идею трансцендентного знания Абсолютной Бесконечности? Все интеллектуальные гиганты оказываются просто пигмеями перед всезнающим и всемогущим Абсолютом, Который сохраняет за Собой право проявлять Себя лишь через Своих личных посланников.

Однако мы должны, используя все наше знание и искренность, следить за тем, чтобы не оказаться в сетях лжеучителя. В этом мы мало чем можем помочь себе, ибо в нынешнем состоянии находимся под властью предыдущих самскар, или приобретенной природы. «Рыбак рыбака видит издалека». Но несмотря на то, что наши прошлые привычки берут над нами верх, существует определенная свобода выбора, особенно в человеческом рождении. В противном случае, исправление было бы невозможным, а наказание — неминуемым.

Реальность способна заявить о Себе. Свет не нуждается во тьме для доказательства своего существования. Солнце одним своим сиянием доказывает превосходство над всеми иными источниками света. Для открытого и непредубежденного взора сад-гуру (истинный учитель) затмевает всех величайших ученых.

Шри Гуру являет себя, главным образом, двумя путями: как внутренний наставник и как учитель вовне. Оба эти проявления помогают ученику, индивидуальной душе, достичь конечной цели. В нашем падшем состоянии нам трудно правильно понять указания внутреннего учителя, поэтому милосердная внешняя ипостась Гуру — наша единственная опора и надежда. Но в то же самое время лишь милость внутреннего Гуру дает возможность распознать его внешнее проявление и склониться к его святым стопам.

Настоящий ученик должен ясно сознавать, что его высочайшая духовная удача — не что иное, как милость Абсолютного Господа, а не то, что принадлежит ему по праву, чего можно требовать или добиться силой. По своей природе мы можем только принимать благоволение Бога. Индивидуальная душа никогда не сравнится с Абсолютной Личностью. Даже освобожденная или полностью осознавшая себя джива не может быть едина с Всевышним. Неспособность отличить Абсолютную Личность от сияющего ореола вокруг Ее вечной, духовной и исполненной блаженства обители порождает неправильное представление о единстве. На самом деле индивидуальная душа — не более чем частица особой промежуточной энергии Господа, и как таковая может попасть под влияние как духовной, так и материальной природы.

Она отличается от Высшей Личности как качественно, так и количественно, поэтому целиком зависит от Абсолюта. Другими словами, Всевышний, Господь Шри Кришна есть Владыка, а индивидуальная душа по природе своей подвластна Ему. Такие взаимоотношения неизменны и воистину благотворны для нас. Это не рабство, ибо в них присутствует свобода выбора и бесконечное благо от самопредания Богу. Когда душа предается Всевышнему, ее свобода и индивидуальность не ущемляются, напротив, достигают своего настоящего расцвета. Личная свобода и участие — вот неотъемлемые черты тех, кто принадлежит Абсолюту, поэтому в Его обители они чувствуют себя совершенно как дома, подобно рыбам в воде. Свобода и все прочие качества Высшей Личности безграничны и трансцендентны, поэтому даже частичное их проявление дарит гармонию всем живым существам.

Шри Гуру не полностью тождественен Самому Богу, но он во всей полноте представляет сущность внутренней энергии Господа и воплощает самое всеобъемлющее и прекрасное служение Всевышнему, Его благодать. Поскольку он преданный слуга Господа, он уполномочен возвращать заблудшие души на путь, ведущий их к наивысшему благу. Таким образом, Гуру — это божественный посланник бессмертной надежды и радости в этом смертном, полном страданий мире. Его явление — самое благотворное и счастливое событие для страждущих душ, которое можно сравнить с появлением на небосклоне утренней звезды, указывающей путь страннику, заблудившемуся в пустыне.

Нежное прикосновение милосердной руки Шри Гуру способно иссушить нескончаемые слезы, струящиеся из всех плачущих глаз, тогда как филантропы и патриоты в своих неистовых и тщетных попытках облегчить глубоко укоренившиеся страдания души лишь ухудшают положение, подобно невежественному, но полному энтузиазма врачу в его обращении с неудачливым пациентом. Велик тот день, когда эта несчастная душа осознает беспричинную милость Шри Гурудева!

(перейти к началу книги)

 

Данное эссе Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа впервые было опубликовано в 1934 году в журнале «The Harmonist» под названием «Шри Гуру и его милость».

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования