«Путь домой, в мир Прекрасной Реальности. Глава 3. Маяки Реальности». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа


Представляем вашему вниманию книгу «Путь домой, в мир Прекрасной Реальности» Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, составленную на основе бесед с ним в восьмидесятых годах XX столетия.

Книга озвучена в лахтинской аудиостудии Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Голос: заслуженный артист России Русскин Сергей Викторович (Сундар Дути Прабху)


скачать (формат MP3, 18.18M)

Russian

Глава 3. Маяки Реальности

 

Как правило, вся деятельность живущих в этом мире людей направлена на то, чтобы накопить энергию, — для достижения этой цели они эксплуатируют природу и все, что их окружает. Все их усилия сводятся к попыткам накапливать все больше и больше энергии, чтобы использовать ее для удовлетворения собственных нужд, а кое-что еще отложить и про запас, на будущее. Такова природа большинства людей. И если их старания остаются безуспешными, они считают, что обстоятельства складываются очень плохо, ведь накопление как можно большего количества энергии — цель их жизни в этом мире. Однако чтобы напомнить об истинных ценностях, нам подсказывают: внешний мир не способен причинить нам столько вреда, сколько причиняем себе мы сами, оставаясь равнодушными к накоплению внутреннего, духовного богатства. Мы всегда должны помнить: все, что приходит к нам из внешнего мира, — не столь важно; ведь оно неминуемо уйдет от нас. Даже это тело, которое сейчас является центром всех наших интересов, обратится в прах, — так зачем же ради него накапливать такое количество энергии? Пробудите в своей душе истинное «я». Постарайтесь обрести его и помочь ему. Сделать это можно только под руководством садху, святого.

Потерян тот день, когда мы не встречаемся со святым и не слушаем его наставлений о смысле и сущности жизни. Помните это всегда. При любых обстоятельствах помните о вашей подлинной природе. Лишь раскрывая свое истинное «я», вы сможете позаботиться о собственном благе. Не стоит обращать особого внимания на внешний мир, сосредоточьтесь на подлинной реальности — вашем внутреннем богатстве. Ищите свой дом! Домой, обратно к Богу! Направьте все свои силы на преодоление этого пути — пути домой, и не тратьте их попусту на скитания по чужой земле, земле смерти. Любой ценой старайтесь избегать мира смерти и непрестанно ищите вечный мир. Поймите — там ваша настоящая родина, ваш настоящий дом. И только там вы почувствуете себя естественно и спокойно — ведь вы на самом деле будете дома. Сейчас все мы на чужбине. Поэтому считайте, что вам повезло, если некая внутренняя жажда побуждает вас искать свою родину, свой дом.

Нужно найти способ утолить эту жажду. Мы чувствуем: «Вот мир и вот я, но я несчастлив. Как помочь своей душе обрести гармонию и покой?» Сейчас мы пребываем в физических телах, но нам совсем необязательно знать о них все. Структура скелета, строение нервной системы, состав крови и тому подобное — лишь ненужные детали. Наш поиск должен привести нас к другим вопросам: «Кто я такой и почему страдаю? Как избавиться от этих проблем? Откуда я пришел? Для чего живу, и что ждет меня в будущем?»1 Вот главные вопросы, и поиску ответов на них мы должны отдать все силы.

Правильно вопрошать означает вопрошать об Источнике всего сущего. Спрашивать же о том, о сем и еще тысяче вещей — всего лишь пустая трата сил. Шастры (священные писания) учат нас задавать такие вопросы: «Откуда я пришел? Что поддерживает во мне жизнь? Какова моя дальнейшая судьба? Почему я страдаю и как обрести мне внутреннюю полноту жизни?» Подобные вопросы должны составлять суть нашего поиска, все другие проблемы не столь важны. Любопытство может расти и расти до бесконечности, поэтому нам необходимо научиться правильному вопрошанию — тогда наши силы не будут растрачены впустую.

Задавать правильные вопросы — значит двигаться по пути осуществления истинной цели жизни. Поэтому нам следует беречь свои силы и направлять их в нужное русло. Сейчас Кали-юга, время раздоров, и единственное, что способно даровать нам помощь в эту эпоху, — это общество познавших истину святых и божественное Имя — Имя Кришны2.  Отклонившись от этого пути, мы заблудимся, и каждый шаг будет уводить нас все дальше от истинной цели.

Махапрабху говорит: даже если вы воспеваете Имя Кришны (кришна-нaм), но не общаетесь со святыми (садху), вам будет очень трудно продвигаться к цели. Поэтому садху-санга — наша единственная надежда. Мы должны обрести общение с полностью осознавшей себя душой, и тогда все встанет на свои места. Гурудев — наивысший среди святых, он способен вести нас за собой. Гуру — это тот, кому мы можем доверять полностью, кому мы должны всецело покориться и предаться, иначе как бы он мог вести нас? Гуру — это тот, кто может дать самые полные ответы на все наши вопросы. В его наставлениях проявляется воля высшего мира — мира, исполненного любви. Соприкоснувшись с этой непостижимо прекрасной реальностью, мы обретем высочайшее благо.

Нужно стремиться отдать себя в распоряжение посланников вечного царства, подлинных представителей духовного мира. Только так мы сможем обрести связь с самым возвышенным планом существования — настроившись на волну, исходящую от него, и выделив ее среди множества других, относящихся к более низким уровням.

Мы должны осознать, что в этой жизни нет больше ничего, что могло бы очаровать нас, ведь мы уже испытали на себе всю ее прелесть. И, кроме того, там, где неизбежна встреча с четырьмя нашими врагами — джанмой, мритью, джарой и вьядхи — рождением, смертью, старостью и болезнями, — не может быть никакого подлинного счастья. Смерть и счастье не могут соседствовать друг с другом. В этом мире смерть неминуема, так в чем же его очарование? Оно рассеивается, как дым. Поэтому мы должны приложить все усилия к тому, чтобы найти страну, где правит вечность. Мы должны избрать высший мир, ибо только там возможна истинная жизнь.

В Шримад Бхагавад-гите Кришна провозглашает: «Место, откуда нет возврата в этот мир смерти, — Моя высшая обитель»3.

«Только в Моем мире возможно постоянство. Все занятия в смертном мире, даже царствование над людьми и странами, подобны сну. Поэтому, если ты хочешь освободиться от такой жизни во сне и ступить на землю истинной реальности, возвысься до поиска вечного мира, каким бы неуловимым он ни казался, ибо смерть не может уничтожить его. Собери все свои силы, чтобы создать нечто нетленное. Сейчас ты расходуешь энергию на то, что готово разрушиться в следующее мгновение, — в таких попытках нет никакого смысла»4.

Бхагавад-гита, 6.5: «Ты друг самому себе. Но ты также и свой собственный враг. Ты враг себе, если не проявляешь должной заботы о самосовершенствовании ради подлинного духовного продвижения. Но ты можешь быть и другом себе, и никто не способен оказать тебе столько помощи, сколько ты сам»5.

Бхагавад-гита, 6.6: «Если ты способен хоть немного управлять собой, то перестань бесцельно растрачивать силы и направь их в правильное русло — тогда ты станешь настоящим другом самому себе. Однако если ты находишься во власти низших побуждений, свойственных миру эксплуатации, противодействия и страданий, то ты — свой злейший враг. Задумайся обо всем этом»6.

Бхагавад-гита, 18.63: «Тщательно обдумай это, а затем прими верное решение»7.

Человеческая жизнь драгоценна. У вас есть способность к суждению и принятию решений, но вы можете лишиться ее, если, увлекаемые волной кармы, окажетесь в теле дерева, животного или любого другого низшего существа. Можете ли вы с уверенностью сказать, что в следующей жизни не опуститесь до животного существования? Есть ли у вас гарантия, что этого не произойдет?

Деятельность и развитие не ограничены миром смертной материи. Прогресс возможен не только в мире тьмы и невежества. Если вы идете в верном направлении, то ощутите, что действительно продвигаетесь вперед. Вы почувствуете и осознаете, что находитесь на правильном пути, благодаря внутреннему одобрению вашего сердца8. Это чувство совсем не будет похоже на ощущения человека, которого обманом заманили в чужую страну, где его ожидают мучения и унижения.

«Шримад-Бхагаватам», 11.2.429. В этой знаменитой шлоке из «Шримад-Бхагаватам» говорится: когда вы едите, появляются признаки того, что вы действительно насыщаетесь. Это подтверждает и ваш желудок, и постепенное уменьшение чувства голода, и прилив сил, и внутреннее удовлетворение от приема пищи. Подобно этому, в духовной жизни также существуют признаки, указывающие на то, что вы движетесь вперед.

В этой жизни мы обрели человеческие тела, и это самое ценное время для нас. Однако оно тратится впустую из-за того, что мы не используем его правильно. Пробудитесь, восстаньте ото сна и отправляйтесь в путь, но не только сами, зовите с собой других, это позволит вам обрести дальнейшую помощь10.

Главное — посвятить себя преданному служению под руководством посланника высшего мира, не тратя ни минуты на пустяковые дела. Подобная деятельность в обществе преданных будет очень благотворной.

(продолжение следует)

 


1 Атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄.

2 Са̄дху-сан̇ге кр̣ш̣н̣а-на̄ма — эи ма̄тра чаи / сам̇са̄ра джините а̄ра кона васту на̄и. В этих словах Шри Чайтанья Махапрабху выразил суть всех наставлений, и следовать им — самое верное, что мы можем сделать, если хотим выбраться из нашего нынешнего плачевного состояния.

3 Йад гатва̄ на нивартанте, тад дха̄ма парамам̇ мама (Бхагавад-гита, 15.6).

4 А̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ‘рджуна / ма̄м упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате (Бхагавад-гита, 8.16).

5 Уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет / а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣.

6 Бандхур а̄тма̄тманас тасйа, йена̄тмаива̄тмана̄ джитах̣.

7 Вимр̣ш́йаитад аш́еш́ен̣а, йатхеччхаси татха̄ куру.

8 Хр̣даен̣а̄ бхйануджн̃а̄то.

9 Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир, анйатра чаиш́а трика эка-ка̄лах̣ / прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус, туш́т̣их̣ пуш́т̣их̣ кш́уд-апа̄йо’ну-гха̄сам.

10 Уттиш́т̣хатах̣ джа̄гратах̣ пра̄пйо вара̄н нибодхатах̣.




←  «Капли нектара | Молитва из глубины сердца». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы | Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Проповеднический тур Шрипада Бхакти Амриты Махавира Махараджа. 20, 23 и 24 января 2016 года. Казань, Нижний Новгород  →

Представляем вашему вниманию книгу «Путь домой, в мир Прекрасной Реальности» Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, составленную на основе бесед с ним в восьмидесятых годах XX столетия.

Книга озвучена в лахтинской аудиостудии Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Голос: заслуженный артист России Русскин Сергей Викторович (Сундар Дути Прабху)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.1 МБ)

Russian

Глава 3. Маяки Реальности

 

Как правило, вся деятельность живущих в этом мире людей направлена на то, чтобы накопить энергию, — для достижения этой цели они эксплуатируют природу и все, что их окружает. Все их усилия сводятся к попыткам накапливать все больше и больше энергии, чтобы использовать ее для удовлетворения собственных нужд, а кое-что еще отложить и про запас, на будущее. Такова природа большинства людей. И если их старания остаются безуспешными, они считают, что обстоятельства складываются очень плохо, ведь накопление как можно большего количества энергии — цель их жизни в этом мире. Однако чтобы напомнить об истинных ценностях, нам подсказывают: внешний мир не способен причинить нам столько вреда, сколько причиняем себе мы сами, оставаясь равнодушными к накоплению внутреннего, духовного богатства. Мы всегда должны помнить: все, что приходит к нам из внешнего мира, — не столь важно; ведь оно неминуемо уйдет от нас. Даже это тело, которое сейчас является центром всех наших интересов, обратится в прах, — так зачем же ради него накапливать такое количество энергии? Пробудите в своей душе истинное «я». Постарайтесь обрести его и помочь ему. Сделать это можно только под руководством садху, святого.

Потерян тот день, когда мы не встречаемся со святым и не слушаем его наставлений о смысле и сущности жизни. Помните это всегда. При любых обстоятельствах помните о вашей подлинной природе. Лишь раскрывая свое истинное «я», вы сможете позаботиться о собственном благе. Не стоит обращать особого внимания на внешний мир, сосредоточьтесь на подлинной реальности — вашем внутреннем богатстве. Ищите свой дом! Домой, обратно к Богу! Направьте все свои силы на преодоление этого пути — пути домой, и не тратьте их попусту на скитания по чужой земле, земле смерти. Любой ценой старайтесь избегать мира смерти и непрестанно ищите вечный мир. Поймите — там ваша настоящая родина, ваш настоящий дом. И только там вы почувствуете себя естественно и спокойно — ведь вы на самом деле будете дома. Сейчас все мы на чужбине. Поэтому считайте, что вам повезло, если некая внутренняя жажда побуждает вас искать свою родину, свой дом.

Нужно найти способ утолить эту жажду. Мы чувствуем: «Вот мир и вот я, но я несчастлив. Как помочь своей душе обрести гармонию и покой?» Сейчас мы пребываем в физических телах, но нам совсем необязательно знать о них все. Структура скелета, строение нервной системы, состав крови и тому подобное — лишь ненужные детали. Наш поиск должен привести нас к другим вопросам: «Кто я такой и почему страдаю? Как избавиться от этих проблем? Откуда я пришел? Для чего живу, и что ждет меня в будущем?»1 Вот главные вопросы, и поиску ответов на них мы должны отдать все силы.

Правильно вопрошать означает вопрошать об Источнике всего сущего. Спрашивать же о том, о сем и еще тысяче вещей — всего лишь пустая трата сил. Шастры (священные писания) учат нас задавать такие вопросы: «Откуда я пришел? Что поддерживает во мне жизнь? Какова моя дальнейшая судьба? Почему я страдаю и как обрести мне внутреннюю полноту жизни?» Подобные вопросы должны составлять суть нашего поиска, все другие проблемы не столь важны. Любопытство может расти и расти до бесконечности, поэтому нам необходимо научиться правильному вопрошанию — тогда наши силы не будут растрачены впустую.

Задавать правильные вопросы — значит двигаться по пути осуществления истинной цели жизни. Поэтому нам следует беречь свои силы и направлять их в нужное русло. Сейчас Кали-юга, время раздоров, и единственное, что способно даровать нам помощь в эту эпоху, — это общество познавших истину святых и божественное Имя — Имя Кришны2.  Отклонившись от этого пути, мы заблудимся, и каждый шаг будет уводить нас все дальше от истинной цели.

Махапрабху говорит: даже если вы воспеваете Имя Кришны (кришна-нaм), но не общаетесь со святыми (садху), вам будет очень трудно продвигаться к цели. Поэтому садху-санга — наша единственная надежда. Мы должны обрести общение с полностью осознавшей себя душой, и тогда все встанет на свои места. Гурудев — наивысший среди святых, он способен вести нас за собой. Гуру — это тот, кому мы можем доверять полностью, кому мы должны всецело покориться и предаться, иначе как бы он мог вести нас? Гуру — это тот, кто может дать самые полные ответы на все наши вопросы. В его наставлениях проявляется воля высшего мира — мира, исполненного любви. Соприкоснувшись с этой непостижимо прекрасной реальностью, мы обретем высочайшее благо.

Нужно стремиться отдать себя в распоряжение посланников вечного царства, подлинных представителей духовного мира. Только так мы сможем обрести связь с самым возвышенным планом существования — настроившись на волну, исходящую от него, и выделив ее среди множества других, относящихся к более низким уровням.

Мы должны осознать, что в этой жизни нет больше ничего, что могло бы очаровать нас, ведь мы уже испытали на себе всю ее прелесть. И, кроме того, там, где неизбежна встреча с четырьмя нашими врагами — джанмой, мритью, джарой и вьядхи — рождением, смертью, старостью и болезнями, — не может быть никакого подлинного счастья. Смерть и счастье не могут соседствовать друг с другом. В этом мире смерть неминуема, так в чем же его очарование? Оно рассеивается, как дым. Поэтому мы должны приложить все усилия к тому, чтобы найти страну, где правит вечность. Мы должны избрать высший мир, ибо только там возможна истинная жизнь.

В Шримад Бхагавад-гите Кришна провозглашает: «Место, откуда нет возврата в этот мир смерти, — Моя высшая обитель»3.

«Только в Моем мире возможно постоянство. Все занятия в смертном мире, даже царствование над людьми и странами, подобны сну. Поэтому, если ты хочешь освободиться от такой жизни во сне и ступить на землю истинной реальности, возвысься до поиска вечного мира, каким бы неуловимым он ни казался, ибо смерть не может уничтожить его. Собери все свои силы, чтобы создать нечто нетленное. Сейчас ты расходуешь энергию на то, что готово разрушиться в следующее мгновение, — в таких попытках нет никакого смысла»4.

Бхагавад-гита, 6.5: «Ты друг самому себе. Но ты также и свой собственный враг. Ты враг себе, если не проявляешь должной заботы о самосовершенствовании ради подлинного духовного продвижения. Но ты можешь быть и другом себе, и никто не способен оказать тебе столько помощи, сколько ты сам»5.

Бхагавад-гита, 6.6: «Если ты способен хоть немного управлять собой, то перестань бесцельно растрачивать силы и направь их в правильное русло — тогда ты станешь настоящим другом самому себе. Однако если ты находишься во власти низших побуждений, свойственных миру эксплуатации, противодействия и страданий, то ты — свой злейший враг. Задумайся обо всем этом»6.

Бхагавад-гита, 18.63: «Тщательно обдумай это, а затем прими верное решение»7.

Человеческая жизнь драгоценна. У вас есть способность к суждению и принятию решений, но вы можете лишиться ее, если, увлекаемые волной кармы, окажетесь в теле дерева, животного или любого другого низшего существа. Можете ли вы с уверенностью сказать, что в следующей жизни не опуститесь до животного существования? Есть ли у вас гарантия, что этого не произойдет?

Деятельность и развитие не ограничены миром смертной материи. Прогресс возможен не только в мире тьмы и невежества. Если вы идете в верном направлении, то ощутите, что действительно продвигаетесь вперед. Вы почувствуете и осознаете, что находитесь на правильном пути, благодаря внутреннему одобрению вашего сердца8. Это чувство совсем не будет похоже на ощущения человека, которого обманом заманили в чужую страну, где его ожидают мучения и унижения.

«Шримад-Бхагаватам», 11.2.429. В этой знаменитой шлоке из «Шримад-Бхагаватам» говорится: когда вы едите, появляются признаки того, что вы действительно насыщаетесь. Это подтверждает и ваш желудок, и постепенное уменьшение чувства голода, и прилив сил, и внутреннее удовлетворение от приема пищи. Подобно этому, в духовной жизни также существуют признаки, указывающие на то, что вы движетесь вперед.

В этой жизни мы обрели человеческие тела, и это самое ценное время для нас. Однако оно тратится впустую из-за того, что мы не используем его правильно. Пробудитесь, восстаньте ото сна и отправляйтесь в путь, но не только сами, зовите с собой других, это позволит вам обрести дальнейшую помощь10.

Главное — посвятить себя преданному служению под руководством посланника высшего мира, не тратя ни минуты на пустяковые дела. Подобная деятельность в обществе преданных будет очень благотворной.

(продолжение следует)

 


1 Атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄.

2 Са̄дху-сан̇ге кр̣ш̣н̣а-на̄ма — эи ма̄тра чаи / сам̇са̄ра джините а̄ра кона васту на̄и. В этих словах Шри Чайтанья Махапрабху выразил суть всех наставлений, и следовать им — самое верное, что мы можем сделать, если хотим выбраться из нашего нынешнего плачевного состояния.

3 Йад гатва̄ на нивартанте, тад дха̄ма парамам̇ мама (Бхагавад-гита, 15.6).

4 А̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ‘рджуна / ма̄м упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате (Бхагавад-гита, 8.16).

5 Уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет / а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣.

6 Бандхур а̄тма̄тманас тасйа, йена̄тмаива̄тмана̄ джитах̣.

7 Вимр̣ш́йаитад аш́еш́ен̣а, йатхеччхаси татха̄ куру.

8 Хр̣даен̣а̄ бхйануджн̃а̄то.

9 Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир, анйатра чаиш́а трика эка-ка̄лах̣ / прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус, туш́т̣их̣ пуш́т̣их̣ кш́уд-апа̄йо’ну-гха̄сам.

10 Уттиш́т̣хатах̣ джа̄гратах̣ пра̄пйо вара̄н нибодхатах̣.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования