«Большие возможности — большая ответственность». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 3 августа 2015 года | Киев, Украина | Фестиваль Vedalife



скачать (формат MP3, 40.47M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Большие возможности —
большая ответственность

(3 августа 2015 года. Киев, Украина. Фестиваль Vedalife)

 

Шрила Мадхусудан Махарадж: Чайтанья Махапрабху, когда Он странствовал по Южной Индии, привез оттуда две книги. Две книги из Южной Индии. И одна из них — это «Брахма-самхита». А вторая — кто знает какая?

Из зала: «Кришна-карнамрита».

#00:00:54#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Вот эти две книги, одна из них — «Брахма-самхита». Мы слышали от Гурудева неоднократно, что все, что необходимо, есть в этой книге — вся концепция, которой мы пытаемся следовать. А наша сампрадая известна как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая. Это означает, что она начинается с Брахмы. Когда я был в нектарном месте Навадвипы, которое находится приблизительно в километре от нашего храма, я каждое утро слушал чтение «Брахма-самхиты». В той местности, где мы находились, не было даже проведено электричество и водопровод. Никаких признаков вообще, признаков чего-то… [Неразборчиво.] Кто был в Индии? Кто был на земле нектара? [Из зала отзываются.] Вы были в Индии, в Навадвипе? Вы были в месте, которое называется Гауранга-Кола, там, где выращивают еду для коров? Нет? Хорошо. Именно в том месте я останавливался на какое-то время, и это храмовая земля. У нас там было служение — мы приглядывали за этими коровами. И там же находится это боко-дерево.

#00:03:42#

И это особенное дерево, боко-дерево. Оно упомянуто во многих писаниях, а также в произведениях Шрилы Бхактивинода Тхакура. Оно расцветает маленькими цветочками сливочно-белого цвета. Но запах от этих цветов просто божественен. Можно подумать, что это запах из рая. Мы обычно спали под этим деревом, предварительно укрывшись москитной сеткой. И если рано утром проснуться, то можно заметить людей, которые спят в спальниках под разными укрытиями, под разными деревьями. Необъяснимым образом обычно человек просыпался сам заранее, до рассвета, без будильника. Затем душ — омовение посредством накачивания воды через ручную помпу. В Индии это обычное дело.

#00:05:57#

Также там у нас есть Божества Гаура-Нитай, где-то вот такого размера. [Мадхусудан Махарадж показывает.] Они присматривают за землями там. И поскольку нельзя измерить высоту Господа, когда мы показываем размер Божеств… Говинда Махарадж обычно показывал его руками вот так вот — одна рука ладонью вниз, а другая — ладонью вверх. Потому что Божества, Господь безграничен. Вот отсюда и досюда — вот такого вот роста. И в этом месте, в этой колонии Гауры обычно по утрам мы проводили арати, а после арати читали «Брахма-самхиту». В песенниках «Брахмы-самхиты» нет…

Харе Кришна!

Преданные: Харе Кришна!

#00:07:35#

Шрила Мадхусудан Махарадж: [Показывает фото на планшете.] Это изображение Гурудева в его раннее время, когда он был стройнее и моложе. И кресло, в котором сидит Гурудев, Говинда Махарадж, — его туда буквально посадил Шридхар Махарадж за год до своего ухода. Он сказал: «Ты будешь моим преемником, ты будешь продолжать все мои начинания. Вот тебе кресло, садись. Вперед, продолжай, начинай». Мы видим на этом изображении то самое кресло, с которого все началось. Но эта фотография сделана позже, после того как Шридхар Махарадж посадил его в кресло. Гурудев выглядит на этой фотографии уже счастливым и спокойным. А во времена, когда этот процесс «передачи кресла» происходил, Гурудев таким довольным не был из-за этого. Это фото примерно 1989 года. Гуру Махарадж ушел из мира в 1988 году.

#00:09:33#

[Показывает фото.] А вот более ранняя фотография Шрилы Шридхара Махараджа. Мы видели Гуру Махараджа в поздний период его божественных игр. Он во время своих поздних божественных игр был очень строг, но благородно строг. Говинда Махарадж говорил: «Вы его видели в поздний период его деяний, а я его знаю с самого начала [возникновения миссии Шри Чайтанья Сарасват Матха], потому что я пришел в миссию в 1947 году». И Гурудев, Говинда Махарадж, рассказывал, насколько строг был Шридхар Махарадж в его раннее время, — настолько строг, что его даже называли термином пака — «совершенный» на бенгали. Почему? Потому что он был очень требовательным, очень серьезно относился к приему пищи и к прочим вещам. Я знаю, что через фото всего смысла не передашь, но какое-то представление получить можно.

#00:11:29#

[Пролистывает фото.] Я не уверен, что еще здесь [есть]… О! Шрила Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Помните, что это не одноразовое мероприятие. И помните, что Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Прабхупада очень долгое время, оставаясь близкими друзьями, жили вместе, практически рядом. Например, в Калькутте, в первой «ветке» Шри Чайтанья Сарасват Матха, они жили [вместе] на протяжении десяти лет. [Пролистывает фото.] А это в Нава-Матхе. Мы знаем точно, где это находится. Там есть мост, который ведет к более верхним ступеням храма, потому что Божества находятся здесь [внизу]. Над Ними сразу мост, который начинается от веранды Гурудева. И ради разнообразного служения мы проходили по этому мосту много раз. Например, уборка помета за голубями в храме, установка флажков на храме, замена электрических лампочек. [Показывает фото.] А это вечер в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Только я и знаю, что это вечер — солнце садится там. А утром солнце восходит над Гангой. Так вот, здесь — вечер. Харе Кришна!

#00:14:12#

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇…[1]

Это слава храма [Шри Чайтанья Сарасват Матха], воспетая Гуру Махараджем. А с другой стороны дороги владения храма расширяются. Храм Шивы, храм Гирираджа, сева-ашрам, домик для гостей. И Говинда-кунда. [Показывает фото.] И Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. В этом году годовщина — ровно пятьдесят лет, как Шрила Прабхупада принес восточное течение в западный мир. Когда я смотрю видео со Шрилой Прабхупадой, дающим лекцию, тогда сразу же становится понятно, насколько близки, насколько много времени вместе провели Гурудев, Гуру Махарадж и Шрила Прабхупада. По стилю проповеди заметно, что он проводил в обществе Гурудева и Гуру Махараджа много времени. Мы можем разобраться в юморе Гурудева, в юморе Гуру Махараджа, потому что провели с ними достаточно много времени. У Шрилы Прабхупады брали интервью и записывали на видео, и когда я потом это смотрел, я обратил внимание на тот факт, что Шрила Прабхупада подшучивал, шутил в стиле Гуру Махараджа, но он так и остался непонятым. Почему? Потому что Гуру Прабхупада подразумевал какую-то глубокую подоплеку [обсуждаемого предмета] своим юмором, а это можно было знать, лишь пообщавшись с ним какое-то время. А у Говинды Махараджа был самый милый, самый нежный юмор, с которым кто-либо когда-либо сталкивался. Иногда Гурудев подлавливал нас на чем-то с очень-очень серьезным видом, и сначала можно было не разобраться, что происходит, где и что я натворил, но потом становилось очевидно: «А, это он просто подшучивает так».

#00:18:20#

[Показывает фото.] Вот самая… одна из очень известных фотографий Шрилы Говинды Махараджа. Фото приблизительно 1994 года, потому что Гурудев в очках, которых в Индии [в Навадвипе] на тот момент просто не было — это значит, что он уже выезжал за пределы страны. Гурудев сидит в кресле, в котором он сидел не просто единожды ради этого фото на алтарь, а достаточно на постоянной основе — он регулярно давал лекции. И вот как раз на этой фотографии Гурудев сидит и дает лекцию. Чувствуется, что это весна или осень. Солнце достаточно низко в небе, а Гурудев весь замотан в разные одежды, поэтому мы предполагаем, что на фото осень или весна. [Показывает фото.] Классическое изображение Гуру Махараджа.

#00:20:18#

Я лично никогда в жизни не видел доселе никого с настолько длинной палочкой. [Неразборчиво.] Обратите внимание, насколько строен Гуру Махарадж. На этом фото это особенно заметно, потому что он на нем стоит, в то время как на других изображениях мы чаще всего видим его сидящим на своей веранде. Еще можно было обратить внимание на стройность его фигуры, когда он прогуливался по своей веранде, держась за перила. Кстати о перилах — они не обычного были размера, но, как и его палочка, выше [обычного] стандарта. Так вот, когда он ходил по своей веранде, держась за перила, просто чтобы размяться, ради разминки, можно было обратить внимание, насколько он стройный. [Показывает фото.] Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. [Показывает фото.] Сач-чит-ананда Бхактивинод Тхакур. [Показывает фото.] Шри Чайтанья Сарасват Матх в наши дни. Фото сделано с крыши домика для гостей, с крыши сева-ашрама. Это Говинда-кунда, храм Гирираджа. А это место — самадхи-мандир Гуру Махараджа. Храм любви в разлуке — вираха-милана-мандир. А это — первое здание, которое Гурудев отдал для западных преданных в качестве домика для гостей.

#00:23:12#

[Неразборчиво] Название [неразборчиво]. У каждого из зданий есть свое название. С большими вывесками снаружи. Одно из таких названий — Говинда-дхама. Там обычно останавливался Говинда Махарадж, когда был моложе. Говинда-дхама все еще существует внутри этого огромного здания. Это как постоянная выставка в музее. Это как здание внутри здания, как сказал Гурудев: «Зачем же ломать? Давайте не будем ничего разрушать, построим сверху над этим зданием». И вот на этом здании, Гурудев лично там был, большая-большая вывеска «Пашчатья-сева-бхаван», которая означает «Дом служения для западных людей». До этого мы спали под деревьями, на веранде, где попало. А после этого здания другие здания проявились. Сначала появился дом для женщин, потом здания, мемориал [в честь столетнего юбилея со дня явления Шрилы Шридхара Махараджа], и потом один за другим другие строения. Хорошо. Как бы то ни было — семь тридцать, пуджари готов служить Махапрабху, Гирираджу, которые, в свою очередь, готовы принимать служение. И сегодня абсолютно случайно мы смотрели какие-то новые фотографии. На самом деле есть еще более старые, но и эти ничего. Истории о нашей семье.

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай! Навадвипа Дхама ки джай! Коладвипа Дхама ки джай!

#00:26:15#

Коладвипа — это один из девяти островов Навадвипы. И Коладвипа — это остров, где расположен Шри Чайтанья Сарасват Матх.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Рупануга Гуру-варга ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Мангала-арати ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Харибол!

#00:26:47#

Каждое утро в храме, ежедневно мы читаем одну книжку утром от начала до конца. Дошел до конца — читаешь заново с начала. И по чуть-чуть каждый день. Это называется параяна. В разных храмах читают разные книги. У нас обычно по утрам — это «Шри Чайтанья-чаритамрита». [Поклоняются алтарю.] И тот, у кого дома есть собрание книг «Чайтанья-чаритамриты», тот знает, что это собрание сочинений может занять целую полку. Можете себе представить — вы дочитываете до конца это собрание сочинений и приходит понимание, что надо будет начать читать его с начала. В действительности «Шри Чайтанья-чаритамрита» — это пища для преданных Господа Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды, для нас. И вечером тоже происходит процесс параяны, чтения снова и снова, и снова после исполнения всех вечерних бхаджанов. В целом нам бы хотелось читать книги в обществе преданных. Но когда мы не можем [читать их в обществе преданных], тогда можем и самостоятельно. Но нужно пытаться сохранить баланс между шастрами, такими как «Чайтанья-чаритамрита»…

#00:30:01#

Вечером мы читаем обычно книги Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа, таким образом, чтобы утреннее и вечернее чтение держало нас в тонусе, чтобы мы были знакомы с шастрами. На самом деле все читают «Чайтанья-чаритамриту». Я имею в виду всю широчайшую гаудия-вайшнавскую семью. Но наш уникальный, наш особенный подход к чтению «Чайтанья-чаритамриты», ее пониманию, приходит к нам из книг Шрилы Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа, из их наследия. «Шри Чайтанья-чаритамрита» — это душа и жизнь каждого гаудия-вайшнава. Поэтому книги Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа, их наследие, являются душой и жизнью нашей семьи. Каждое утро очень полезно потратить какое-то время на чтение и на бхаджаны, на пение. Например, встаньте на час раньше перед своей работой, перед своей учебой в университете или чем-либо еще и потратьте это время с пользой. Вечером также полезно «включить себе час преданности», чтобы, так сказать, забыть все проблемы, все невзгоды прошедшего дня и предаться чтению и пению. Это хорошее время для концентрации. Вы будете чувствовать нехватку чего-то, если вы привыкнете к такому распорядку дня и в какой-то момент случайно или неслучайно пропустите [отведенное для духовной практики время].

#00:33:06#

Не мне вам говорить о том, что мы живем в эпоху технологий. Мы все тык-тык-тык-тык-тык на телефонах. [Смех.] Но зачем вы ходите на работу, и что вы вообще там делаете? Вот в чем вопрос. И почему мы ходим на работу? Туда можно идти и подключить наушники [к телефону или плееру], поставить там что-то [лекции на духовные темы]. Но вместо того, чтобы слушать Джимми Хендрикса, Radiohead или что там еще слушают... В автобусе, в своей машине — всегда слушайте хари-катху, слушайте, например, Авадхута Махараджа, Госвами Махараджа. Мы можем это сделать. Нам стоит понять, что Махапрабху и Нитьянанда санкционировали все современные технологии. А где же сам Махапрабху? И когда еще за последние пятьсот лет мы могли слушать голос того, кого физически рядом с нами нет? Даже сто лет назад мы не могли, что там говорить о тысяче. С одной точки зрения, это даже некое волшебство — что мы можем слушать, например, Говинду Махараджа, которого с нами нет. Вот его голос — он с нами есть. Также мы знаем, что энергию можно использовать в хорошем ключе, а можно и в плохом.

#00:35:51#

А кто-то из сумасшедших линуксовых психопатов использует «Линукс» на своих компьютерах. И общий смысл фразы про этих линуксоидов таков, что при входе в операционную систему высвечивается сообщение: «С большой силой приходит большая ответственность». Нам стоит задуматься хорошо над этой фразой, потому что что-то в ней действительно есть. С этой точки зрения в подушечках наших пальцев сокрыта большая сила, потому что с их помощью в Интернете мы можем использовать нашу энергию в хорошем ключе. Много преданных из России, из Украины, из Шанхая, что в Китае, и из Гупта Говардхана, что в Таиланде, прилагают максимальные усилия для того, чтобы в Интернете появилась проповедь Авадхута Махараджа на русском языке. С помощью всего лишь одного пальца столько подпитки для души становится доступно в Интернете.

#00:38:45#

И вот здесь, на нашем фестивале «Ведалайф», с самого утра, с семи утра до часу ночи, проявлялись звуковые вибрации — в основном, это было очень много разных лекций, час за часом, постоянно. Когда вы вернетесь домой, конечно же, у вас будет другой график, — не такой, что в семь утра подъем, а в два ночи отбой, — но, так или иначе, мы должны стараться сохранить этот настрой, это отношение и этот опыт, который мы получили, для того, чтобы в будущем он принес нам благо. И у нас, в нашей гаудия-вайшнавской семье, есть столько всего, что можно переварить, есть столько книг, например, «Чайтанья-чаритамрита», книги Шридхара Махараджа, книги Говинды Махараджа. Мы должны сохранять верность нашей парампаре, потому что они столь много могут дать нам.

#00:41:26#

Я не знаю расписания сегодняшнего дня, надеюсь, что завтрак хотя бы будет. И напоследок я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли. И опять же сказать: я не знаю, какое будет расписание, и поэтому скажу пару слов для вдохновения, что мы очень рады, что вы все здесь есть. Мы должны постараться сохранить то, что мы получили, передать это знание другим для того, чтобы мы могли вдохновлять и вдохновляться, для того, чтобы нести благо себе, окружающим и преданно служить учителям по их милости. Мы видим, что в Навадвипе с пяти до восьми каждый день три часа идет программа. И никогда не кажется, что она идет, не кончаясь. И в подтверждение этого вы посмотрите — сейчас девять, начали в семь, а мы столько всего уже успели сделать. Мы попели, почитали. Мы даже не читали писаний и [не делали] много других вещей, и всего два часа прошло. [Поклоняются алтарю.] Поэтому давайте задействовать наши чувства и каждый наш час в соприкосновении с сознанием Кришны. Мы соприкоснулись с нереально возвышенным и божественным — каждый день необходимо об этом думать и стараться практиковать.

Переводчик: Ачьюта Ананда Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



1  Ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара удгӣта-кӣртир джайаш́рӣм̇, бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-навадвӣпа-кола̄дрира̄дже / йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄ гаура-га̄тха̄ гр̣н̣анти, ш́рӣмад-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄ — «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвипе Дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — Золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных. С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатха, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного Имени и качеств наиболее великодушного изначального Верховного Господа Шри Гаурасундара. Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии».




←  «Как избежать сахаджии?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 июля 1998 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Вайшнавы — самые большие оптимисты». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 29 июня 2018 года | Томск | Шри Чайтанья Сарасват Сева ашрам  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Большие возможности —
большая ответственность

(3 августа 2015 года. Киев, Украина. Фестиваль Vedalife)

 

Шрила Мадхусудан Махарадж: Чайтанья Махапрабху, когда Он странствовал по Южной Индии, привез оттуда две книги. Две книги из Южной Индии. И одна из них — это «Брахма-самхита». А вторая — кто знает какая?

Из зала: «Кришна-карнамрита».

#00:00:54#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Вот эти две книги, одна из них — «Брахма-самхита». Мы слышали от Гурудева неоднократно, что все, что необходимо, есть в этой книге — вся концепция, которой мы пытаемся следовать. А наша сампрадая известна как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая. Это означает, что она начинается с Брахмы. Когда я был в нектарном месте Навадвипы, которое находится приблизительно в километре от нашего храма, я каждое утро слушал чтение «Брахма-самхиты». В той местности, где мы находились, не было даже проведено электричество и водопровод. Никаких признаков вообще, признаков чего-то… [Неразборчиво.] Кто был в Индии? Кто был на земле нектара? [Из зала отзываются.] Вы были в Индии, в Навадвипе? Вы были в месте, которое называется Гауранга-Кола, там, где выращивают еду для коров? Нет? Хорошо. Именно в том месте я останавливался на какое-то время, и это храмовая земля. У нас там было служение — мы приглядывали за этими коровами. И там же находится это боко-дерево.

#00:03:42#

И это особенное дерево, боко-дерево. Оно упомянуто во многих писаниях, а также в произведениях Шрилы Бхактивинода Тхакура. Оно расцветает маленькими цветочками сливочно-белого цвета. Но запах от этих цветов просто божественен. Можно подумать, что это запах из рая. Мы обычно спали под этим деревом, предварительно укрывшись москитной сеткой. И если рано утром проснуться, то можно заметить людей, которые спят в спальниках под разными укрытиями, под разными деревьями. Необъяснимым образом обычно человек просыпался сам заранее, до рассвета, без будильника. Затем душ — омовение посредством накачивания воды через ручную помпу. В Индии это обычное дело.

#00:05:57#

Также там у нас есть Божества Гаура-Нитай, где-то вот такого размера. [Мадхусудан Махарадж показывает.] Они присматривают за землями там. И поскольку нельзя измерить высоту Господа, когда мы показываем размер Божеств… Говинда Махарадж обычно показывал его руками вот так вот — одна рука ладонью вниз, а другая — ладонью вверх. Потому что Божества, Господь безграничен. Вот отсюда и досюда — вот такого вот роста. И в этом месте, в этой колонии Гауры обычно по утрам мы проводили арати, а после арати читали «Брахма-самхиту». В песенниках «Брахмы-самхиты» нет…

Харе Кришна!

Преданные: Харе Кришна!

#00:07:35#

Шрила Мадхусудан Махарадж: [Показывает фото на планшете.] Это изображение Гурудева в его раннее время, когда он был стройнее и моложе. И кресло, в котором сидит Гурудев, Говинда Махарадж, — его туда буквально посадил Шридхар Махарадж за год до своего ухода. Он сказал: «Ты будешь моим преемником, ты будешь продолжать все мои начинания. Вот тебе кресло, садись. Вперед, продолжай, начинай». Мы видим на этом изображении то самое кресло, с которого все началось. Но эта фотография сделана позже, после того как Шридхар Махарадж посадил его в кресло. Гурудев выглядит на этой фотографии уже счастливым и спокойным. А во времена, когда этот процесс «передачи кресла» происходил, Гурудев таким довольным не был из-за этого. Это фото примерно 1989 года. Гуру Махарадж ушел из мира в 1988 году.

#00:09:33#

[Показывает фото.] А вот более ранняя фотография Шрилы Шридхара Махараджа. Мы видели Гуру Махараджа в поздний период его божественных игр. Он во время своих поздних божественных игр был очень строг, но благородно строг. Говинда Махарадж говорил: «Вы его видели в поздний период его деяний, а я его знаю с самого начала [возникновения миссии Шри Чайтанья Сарасват Матха], потому что я пришел в миссию в 1947 году». И Гурудев, Говинда Махарадж, рассказывал, насколько строг был Шридхар Махарадж в его раннее время, — настолько строг, что его даже называли термином пака — «совершенный» на бенгали. Почему? Потому что он был очень требовательным, очень серьезно относился к приему пищи и к прочим вещам. Я знаю, что через фото всего смысла не передашь, но какое-то представление получить можно.

#00:11:29#

[Пролистывает фото.] Я не уверен, что еще здесь [есть]… О! Шрила Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Помните, что это не одноразовое мероприятие. И помните, что Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Прабхупада очень долгое время, оставаясь близкими друзьями, жили вместе, практически рядом. Например, в Калькутте, в первой «ветке» Шри Чайтанья Сарасват Матха, они жили [вместе] на протяжении десяти лет. [Пролистывает фото.] А это в Нава-Матхе. Мы знаем точно, где это находится. Там есть мост, который ведет к более верхним ступеням храма, потому что Божества находятся здесь [внизу]. Над Ними сразу мост, который начинается от веранды Гурудева. И ради разнообразного служения мы проходили по этому мосту много раз. Например, уборка помета за голубями в храме, установка флажков на храме, замена электрических лампочек. [Показывает фото.] А это вечер в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Только я и знаю, что это вечер — солнце садится там. А утром солнце восходит над Гангой. Так вот, здесь — вечер. Харе Кришна!

#00:14:12#

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇…[1]

Это слава храма [Шри Чайтанья Сарасват Матха], воспетая Гуру Махараджем. А с другой стороны дороги владения храма расширяются. Храм Шивы, храм Гирираджа, сева-ашрам, домик для гостей. И Говинда-кунда. [Показывает фото.] И Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. В этом году годовщина — ровно пятьдесят лет, как Шрила Прабхупада принес восточное течение в западный мир. Когда я смотрю видео со Шрилой Прабхупадой, дающим лекцию, тогда сразу же становится понятно, насколько близки, насколько много времени вместе провели Гурудев, Гуру Махарадж и Шрила Прабхупада. По стилю проповеди заметно, что он проводил в обществе Гурудева и Гуру Махараджа много времени. Мы можем разобраться в юморе Гурудева, в юморе Гуру Махараджа, потому что провели с ними достаточно много времени. У Шрилы Прабхупады брали интервью и записывали на видео, и когда я потом это смотрел, я обратил внимание на тот факт, что Шрила Прабхупада подшучивал, шутил в стиле Гуру Махараджа, но он так и остался непонятым. Почему? Потому что Гуру Прабхупада подразумевал какую-то глубокую подоплеку [обсуждаемого предмета] своим юмором, а это можно было знать, лишь пообщавшись с ним какое-то время. А у Говинды Махараджа был самый милый, самый нежный юмор, с которым кто-либо когда-либо сталкивался. Иногда Гурудев подлавливал нас на чем-то с очень-очень серьезным видом, и сначала можно было не разобраться, что происходит, где и что я натворил, но потом становилось очевидно: «А, это он просто подшучивает так».

#00:18:20#

[Показывает фото.] Вот самая… одна из очень известных фотографий Шрилы Говинды Махараджа. Фото приблизительно 1994 года, потому что Гурудев в очках, которых в Индии [в Навадвипе] на тот момент просто не было — это значит, что он уже выезжал за пределы страны. Гурудев сидит в кресле, в котором он сидел не просто единожды ради этого фото на алтарь, а достаточно на постоянной основе — он регулярно давал лекции. И вот как раз на этой фотографии Гурудев сидит и дает лекцию. Чувствуется, что это весна или осень. Солнце достаточно низко в небе, а Гурудев весь замотан в разные одежды, поэтому мы предполагаем, что на фото осень или весна. [Показывает фото.] Классическое изображение Гуру Махараджа.

#00:20:18#

Я лично никогда в жизни не видел доселе никого с настолько длинной палочкой. [Неразборчиво.] Обратите внимание, насколько строен Гуру Махарадж. На этом фото это особенно заметно, потому что он на нем стоит, в то время как на других изображениях мы чаще всего видим его сидящим на своей веранде. Еще можно было обратить внимание на стройность его фигуры, когда он прогуливался по своей веранде, держась за перила. Кстати о перилах — они не обычного были размера, но, как и его палочка, выше [обычного] стандарта. Так вот, когда он ходил по своей веранде, держась за перила, просто чтобы размяться, ради разминки, можно было обратить внимание, насколько он стройный. [Показывает фото.] Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. [Показывает фото.] Сач-чит-ананда Бхактивинод Тхакур. [Показывает фото.] Шри Чайтанья Сарасват Матх в наши дни. Фото сделано с крыши домика для гостей, с крыши сева-ашрама. Это Говинда-кунда, храм Гирираджа. А это место — самадхи-мандир Гуру Махараджа. Храм любви в разлуке — вираха-милана-мандир. А это — первое здание, которое Гурудев отдал для западных преданных в качестве домика для гостей.

#00:23:12#

[Неразборчиво] Название [неразборчиво]. У каждого из зданий есть свое название. С большими вывесками снаружи. Одно из таких названий — Говинда-дхама. Там обычно останавливался Говинда Махарадж, когда был моложе. Говинда-дхама все еще существует внутри этого огромного здания. Это как постоянная выставка в музее. Это как здание внутри здания, как сказал Гурудев: «Зачем же ломать? Давайте не будем ничего разрушать, построим сверху над этим зданием». И вот на этом здании, Гурудев лично там был, большая-большая вывеска «Пашчатья-сева-бхаван», которая означает «Дом служения для западных людей». До этого мы спали под деревьями, на веранде, где попало. А после этого здания другие здания проявились. Сначала появился дом для женщин, потом здания, мемориал [в честь столетнего юбилея со дня явления Шрилы Шридхара Махараджа], и потом один за другим другие строения. Хорошо. Как бы то ни было — семь тридцать, пуджари готов служить Махапрабху, Гирираджу, которые, в свою очередь, готовы принимать служение. И сегодня абсолютно случайно мы смотрели какие-то новые фотографии. На самом деле есть еще более старые, но и эти ничего. Истории о нашей семье.

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай! Навадвипа Дхама ки джай! Коладвипа Дхама ки джай!

#00:26:15#

Коладвипа — это один из девяти островов Навадвипы. И Коладвипа — это остров, где расположен Шри Чайтанья Сарасват Матх.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Рупануга Гуру-варга ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Мангала-арати ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Харибол!

#00:26:47#

Каждое утро в храме, ежедневно мы читаем одну книжку утром от начала до конца. Дошел до конца — читаешь заново с начала. И по чуть-чуть каждый день. Это называется параяна. В разных храмах читают разные книги. У нас обычно по утрам — это «Шри Чайтанья-чаритамрита». [Поклоняются алтарю.] И тот, у кого дома есть собрание книг «Чайтанья-чаритамриты», тот знает, что это собрание сочинений может занять целую полку. Можете себе представить — вы дочитываете до конца это собрание сочинений и приходит понимание, что надо будет начать читать его с начала. В действительности «Шри Чайтанья-чаритамрита» — это пища для преданных Господа Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды, для нас. И вечером тоже происходит процесс параяны, чтения снова и снова, и снова после исполнения всех вечерних бхаджанов. В целом нам бы хотелось читать книги в обществе преданных. Но когда мы не можем [читать их в обществе преданных], тогда можем и самостоятельно. Но нужно пытаться сохранить баланс между шастрами, такими как «Чайтанья-чаритамрита»…

#00:30:01#

Вечером мы читаем обычно книги Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа, таким образом, чтобы утреннее и вечернее чтение держало нас в тонусе, чтобы мы были знакомы с шастрами. На самом деле все читают «Чайтанья-чаритамриту». Я имею в виду всю широчайшую гаудия-вайшнавскую семью. Но наш уникальный, наш особенный подход к чтению «Чайтанья-чаритамриты», ее пониманию, приходит к нам из книг Шрилы Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа, из их наследия. «Шри Чайтанья-чаритамрита» — это душа и жизнь каждого гаудия-вайшнава. Поэтому книги Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа, их наследие, являются душой и жизнью нашей семьи. Каждое утро очень полезно потратить какое-то время на чтение и на бхаджаны, на пение. Например, встаньте на час раньше перед своей работой, перед своей учебой в университете или чем-либо еще и потратьте это время с пользой. Вечером также полезно «включить себе час преданности», чтобы, так сказать, забыть все проблемы, все невзгоды прошедшего дня и предаться чтению и пению. Это хорошее время для концентрации. Вы будете чувствовать нехватку чего-то, если вы привыкнете к такому распорядку дня и в какой-то момент случайно или неслучайно пропустите [отведенное для духовной практики время].

#00:33:06#

Не мне вам говорить о том, что мы живем в эпоху технологий. Мы все тык-тык-тык-тык-тык на телефонах. [Смех.] Но зачем вы ходите на работу, и что вы вообще там делаете? Вот в чем вопрос. И почему мы ходим на работу? Туда можно идти и подключить наушники [к телефону или плееру], поставить там что-то [лекции на духовные темы]. Но вместо того, чтобы слушать Джимми Хендрикса, Radiohead или что там еще слушают... В автобусе, в своей машине — всегда слушайте хари-катху, слушайте, например, Авадхута Махараджа, Госвами Махараджа. Мы можем это сделать. Нам стоит понять, что Махапрабху и Нитьянанда санкционировали все современные технологии. А где же сам Махапрабху? И когда еще за последние пятьсот лет мы могли слушать голос того, кого физически рядом с нами нет? Даже сто лет назад мы не могли, что там говорить о тысяче. С одной точки зрения, это даже некое волшебство — что мы можем слушать, например, Говинду Махараджа, которого с нами нет. Вот его голос — он с нами есть. Также мы знаем, что энергию можно использовать в хорошем ключе, а можно и в плохом.

#00:35:51#

А кто-то из сумасшедших линуксовых психопатов использует «Линукс» на своих компьютерах. И общий смысл фразы про этих линуксоидов таков, что при входе в операционную систему высвечивается сообщение: «С большой силой приходит большая ответственность». Нам стоит задуматься хорошо над этой фразой, потому что что-то в ней действительно есть. С этой точки зрения в подушечках наших пальцев сокрыта большая сила, потому что с их помощью в Интернете мы можем использовать нашу энергию в хорошем ключе. Много преданных из России, из Украины, из Шанхая, что в Китае, и из Гупта Говардхана, что в Таиланде, прилагают максимальные усилия для того, чтобы в Интернете появилась проповедь Авадхута Махараджа на русском языке. С помощью всего лишь одного пальца столько подпитки для души становится доступно в Интернете.

#00:38:45#

И вот здесь, на нашем фестивале «Ведалайф», с самого утра, с семи утра до часу ночи, проявлялись звуковые вибрации — в основном, это было очень много разных лекций, час за часом, постоянно. Когда вы вернетесь домой, конечно же, у вас будет другой график, — не такой, что в семь утра подъем, а в два ночи отбой, — но, так или иначе, мы должны стараться сохранить этот настрой, это отношение и этот опыт, который мы получили, для того, чтобы в будущем он принес нам благо. И у нас, в нашей гаудия-вайшнавской семье, есть столько всего, что можно переварить, есть столько книг, например, «Чайтанья-чаритамрита», книги Шридхара Махараджа, книги Говинды Махараджа. Мы должны сохранять верность нашей парампаре, потому что они столь много могут дать нам.

#00:41:26#

Я не знаю расписания сегодняшнего дня, надеюсь, что завтрак хотя бы будет. И напоследок я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли. И опять же сказать: я не знаю, какое будет расписание, и поэтому скажу пару слов для вдохновения, что мы очень рады, что вы все здесь есть. Мы должны постараться сохранить то, что мы получили, передать это знание другим для того, чтобы мы могли вдохновлять и вдохновляться, для того, чтобы нести благо себе, окружающим и преданно служить учителям по их милости. Мы видим, что в Навадвипе с пяти до восьми каждый день три часа идет программа. И никогда не кажется, что она идет, не кончаясь. И в подтверждение этого вы посмотрите — сейчас девять, начали в семь, а мы столько всего уже успели сделать. Мы попели, почитали. Мы даже не читали писаний и [не делали] много других вещей, и всего два часа прошло. [Поклоняются алтарю.] Поэтому давайте задействовать наши чувства и каждый наш час в соприкосновении с сознанием Кришны. Мы соприкоснулись с нереально возвышенным и божественным — каждый день необходимо об этом думать и стараться практиковать.

Переводчик: Ачьюта Ананда Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



[1] Ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара удгӣта-кӣртир джайаш́рӣм̇, бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-навадвӣпа-кола̄дрира̄дже / йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄ гаура-га̄тха̄ гр̣н̣анти, ш́рӣмад-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄ — «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвипе Дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — Золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных. С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатха, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного Имени и качеств наиболее великодушного изначального Верховного Господа Шри Гаурасундара. Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования