«Шаранагати. Наследие Бхактивинода Тхакура». Кешавананда Прабху. 20 августа 2015 года. Санкт-Петербург. Нама-хатта у Умы Деви Даси




Russian

Шрипад Кешавананда Прабху

Шаранагати.
Наследие Бхактивинода Тхакура

(20 августа 2015 года, нама-хатта у Умы Деви Даси)

 

Притху Прабху: Кешавананда Прабху — один из учеников нашего учителя, Шрилы Говинды Махараджа. Он много лет провел в обществе разных преданных, в последние годы занимается менеджментом храмов во Вриндаване и на Говардхане, помогает в этом Мадхусудану Махараджу. Мы познакомились с ним там в этом году. Авадхут Махарадж пригласил его приехать в Россию, он счастливо согласился, и у нас теперь есть возможность находиться в его обществе. Кешавананда Прабху ки джай!

#00:00:56#

Шрипад Кешавананда Прабху: Совсем недавно Тьяги Махарадж издал на английском книгу, которая называется «Шаранагати». Она содержит молитвы Бхактивинода Тхакура. Говинда Махарадж по этому поводу сказал, что если бы завтра исчезли все шастры и у нас остались только песни Бхактивинода Тхакура, этого было бы достаточно, потому что в песнях Бхактивинода Тхакура содержится все.

#00:01:51#

Когда Говинда Махарадж впервые пришел в Матх, Шрила Шридхар Махарадж отметил для него тридцать две песни, которые содержались в «Шаранагати», и сказал ему их выучить. Отец Говинды Махараджа был профессиональным певцом, но в основном исполнял песни на сахаджийские мотивы, красивые, конечно, об играх Радхи и Говинды. Так вот, Шридхар Махарадж дал Говинде Махараджу выучить эти песни, которые содержатся в «Шаранагати». Говинда Махарадж вспоминает: «Каким-то образом я смог их выучить — они запали мне в сердце». Возможно, спустя тридцать лет Гуру Махарадж спросил Говинду Махараджа: «Ну что, сможешь спеть что-нибудь репертуара твоего папы?» Но Говинда Махарадж отвечал: «Я не могу вспомнить, как эти песни петь».

#00:03:38#

У Шрилы Бхактивинода Тхакура очень много красивейших песен. В них проявилось загадочное сердце преданного. Как мы можем понять его? Мы наблюдаем их [вайшнавов] прекрасное, сияющее положение, а они чувствуют себя никем и ничем. Они действительно так себя чувствуют. Эти молитвы написали для нас Бхактивинод Тхакур, Шрила Нароттам Дас Тхакур и другие прекрасные доброжелатели, чтобы мы могли многое почерпнуть из них.

Шрила Бхактивинод Тхакур ки джай!

#00:05:11#

«О мой ум, танцуй! О мой ум, лишь танцуй! О мой глупый ум, пожалуйста, танцуй, воспевая „Доял Нитай-Чайтанья!“»

#00:05:21#

Преданная читает: «Такую всемилостивую личность, как Нитьянанда Прабху, не найти более нигде. Джагай и Мадхай причинили Ему боль, но, несмотря на это, Он даровал им любовь к Богу. Только когда избавишься от оскорблений, ты обретешь любовь к Богу, но при взывании к именам Чайтаньи и Нитая не принимаются в расчет оскорбления. Если однажды ты вкусишь сладость Святого Имени Кришны, рабству этого мира наступит конец».

#00:05:47#

Преданный читает: «Когда появляется привязанность к Святому Имени Кришны, тогда жизнь обретает полный успех. Без привязанности к Кришне жизнь пуста. Если есть милость Господа Гауры, в конце жизни ты сможешь увидеть Радху и Шьяма во Вриндаване».

Шрипад Кешавананда Прабху: Гаура-премананде Харибол!

#00:06:25#

Обещание, данное нам в этой песне, непостижимо красиво. Существует столь много концепций реальности! На этом «рынке» есть разные виды товара — от гуманизма и теории разных бесцельных комбинаций атомов до теистических представлений. Также существует широкое разнообразие теистических концепций: от бесформенного, бесцветного, безболезненного, от нир-вана до вринда-вана — как поется в этой песне: «увидеть Радху и Шьяма во Вриндаване». И такого рода представление о реальности — сознание Кришны — слаще сладкого.

#00:08:26#

Гуру Махарадж обратился однажды к Госвами Махараджу со словами: «Так вот, я говорю, что Реальность должна танцевать! А что ты скажешь?» Мы танцуем, когда нас переполняют радостные ощущения. Когда мы очень счастливы, мы танцуем и ничего не можем с этим поделать. Поэтому основная, фундаментальная Реальность, то есть олицетворенная ананда должна обязательно танцевать. И с кем танцевать? Танцевать с возлюбленным.

#00:09:32#

Такого рода представление о реальности, такая концепция — непостижимый дар нашей гуру-варги. Во время инициации семя этой концепции (бхакти-лата-биджа) сажается в наше сердце. Я это осознал, когда работал в больнице своего рода духовным советником. Я общался с разными духовными людьми из разных традиций, в основном это были разного рода христиане. Это были очень добрые, нежные и серьезные люди, одним словом, изумительные духовные люди.

#00:11:08#

Общаясь с ними, я подумал: «Смогу ли я когда-нибудь по-настоящему оценить полноразвитый теизм — сознание Кришны?» Этих людей я очень люблю, ничего плохого не могу о них сказать, но их представление довольно расплывчато. «Да, Бог есть, я пытаюсь Ему служить». Но зачем? Что потом? И вот когда они слышали о сознании Кришны, для них это была революция. Мы чувствуем, как это задевает что-то в нас, это подарок нам от наших Гуру. Они нас не обманывают, они абсолютно бесплатно дают нам это.

#00:12:17#

Также нам дают инструкцию, как туда попасть, некое божественное видение. Божественный танец, божественная песня, божественные самосы — все божественное. Даже утром на завтрак у нас была божественная пицца, которую испек Ванинатх Прабху. Иногда нас «подталкивают на свет», вот как сейчас меня, например. Авадхут Махарадж не любит, когда кто-нибудь находится слишком долго в зоне собственного комфорта. Таковы обязанности святого, его работа, он «обрубает» [лишнее]. Гуру означает «тяжелый», он «обрубает» заблуждения. Если мы находимся в нашей зоне комфорта, как мы сможем «умереть, чтобы жить»?

#00:14:37#

Нам стоит быть готовыми к этому переформатированию. Переустановка системы — очень серьезная операция на компьютере. Компьютер переспрашивает: «Точно? Все данные будут стерты! Уверен?» — «Да, уверен». В таком роде. Гуру Махарадж любил это выражение Гегеля: «Умереть, чтобы жить». Господь Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-гите: «Если ты хотя бы на секунду узрел потенциал своей же души, то был бы очень удивлен». Это уже внутри, просто покрыто столь многими слоями. Садху приходит, чтобы «отрезать и выкинуть» лишнее. Этот процесс называется шаранагати.

#00:16:47#

Песен Бхактивинода Тхакура так много! Столь много писаний! Одна из наших самых священных книг — «Прапанна-дживанамритам». Шаранагати — тема этой книги. Какова природа этого прекрасного явления? Мы все знаем шесть аспектов шаранагати, потому что все мы посещали программы Мадхусудана Махараджа. Я называю это «метод Мадхусудана» или «схема Мадхусудана». Методика запоминания — по одному слову, нечто в этом роде, чтобы нам было очень просто запомнить.

#00:18:06#

Шестьдесят четыре качества, они такие прекрасные! Мы сегодня на утренней программе читали в «Чайтанья-чаритамрите» о шестидесяти четырех видах поклонения Божеству в храме: как нужно подносить цветок, как подносить воду, как омывать ноги, какое должно быть сидение… Шестьдесят четыре — мы не можем их запомнить, но читать было очень приятно, подобно меду для ушей.

#00:19:08#

Так вот, «методика Мадхусудана»… Всего шесть аспектов шаранагати. Кто скажет все шесть? [Преданные перечисляют составляющие шаранагати.] Первое: принятие благоприятного — того, что благоприятно для моей жизни в преданности. Второе — отвержение того, что неблагоприятно для моей духовной жизни. Это очень широкие понятия, не дается ничего конкретного. У каждого свой характер, все индивидуальны. Как говорится, «что русскому хорошо, то немцу — смерть». Все пребывает внутри, поэтому мы должны ко всему относиться в настроении молитвы. Эти две составляющие идут в связке: если вы помните «принятие благоприятного», то и «отвержение неблагоприятного» будете помнить. Неблагоприятное я буду отвергать или хотя бы стараться минимизировать.

#00:20:59#

Принятие покровительства Господа — гоптр̣тве варан̣ам.

Преданный: Принятие прибежища Господа.

Шрипад Кешавананда Прабху: Да. И даже больше, чем принятие прибежища. Принятие прибежища: «Хорошо, я принимаю прибежище». Но принятие покровительства означает «это пришло ко мне от Бога, я приветствую это».

#00:21:53#

Гуру Махарадж называл это стволом древа преданности. То есть я не только принимаю все трудности и сложности, которые ко мне могут прийти, но и пытаюсь увидеть в этих трудностях своего Гуру, увидеть в них своего Господа: «Это Твой прасад для меня, и я должен настроиться на принятие — такова моя садхана, такова моя духовная жизнь, такова моя жизнь».

#00:22:43#

Принятие покровительства Господа очень важно, это вызов всей нашей жизни. Если мы сможем видеть подобным образом, то очень быстро в нас проявится божественное видение. Так говорят шастры. Об этом говорит шлока «тат те ’нукампа̄м̇[1]…» Гуру Махарадж говорит, что, возможно, это самая важная шлока. Нужно пытаться воспринимать мир такими глазами, потому что эта жизнь полна проблем и сложностей, но Автор реальности, Тот, Кто ее придумал, — мой самый близкий, любящий Друг. Он хочет, чтобы я пришел к Нему, но моя обусловленность не позволяет мне этого. Таким образом, я должен разрушить мою обусловленность. Нам повезло, что мы можем слушать вайшнавов и что они могут задействовать нас в служении. Насколько мы удачливы!

Итак, принятие [благоприятного] и отвержение [неблагоприятного], принятие покровительства Господа…Четвертый какой?

Преданный: Уверенность в том, что Господь всегда защитит.

#00:24:52#

Шрипад Кешавананда Прабху: Да, уверенность в защите. Я слышал, когда начиналось движение «Харе Кришна» в России, преданных сажали в тюрьму или в психушки. Очень много трудностей приходило. Наши доброжелатели обращают наше внимание на мир сознания, на том плане бытия вся наша защита. Тела так или иначе приходят и уходят. Уверенность в защите Господа… Какой следующий?

Преданная: Смирение.

#00:26:52#

Шрипад Кешавананда Прабху: Развивать подлинное смирение. Я несколько раз говорил на программах о подлинном смирении. Кто-нибудь может вспомнить, что я говорил о смирении? Смирение — значит быть открытым к бесконечным возможностям. Прекрасно. Кто-то может думать, что смирение — это ходить со сложенными руками и говорить: «О, Прабху!» Но Гуру Махарадж говорит: «Смирение — это быть открытым к бесконечным возможностям. Швырять себя в бесконечность без всякого эго, без ума».

#00:27:56#

«Я этого не смогу», «это невозможно», «я не умею». Но смирение означает: «Заставь меня танцевать!» — так написал Прабхупада. В этом году юбилей — пятьдесят лет с тех пор, как Свами Махарадж прибыл в Америку. На борту корабля он пережил сильный сердечный приступ, чуть не умер. Он читал «Чайтанья-чаритамриту». Также я слышал, что у него была с собой «Прапанна-дживанамритам». Он писал в корабельном дневнике: «Пожалуйста, ради Твоего удовольствия заставь меня танцевать. Ты — Верховный Контролирующий. Я лишь пытаюсь быть слугой моего Гурудева. Ты можешь заставить меня танцевать». Вот что такое смирение. Это великое, прекрасное определение смирения.

#00:29:23#

И последнее? Полное самопредание. Таковы шесть аспектов, их всего шесть — несложно запомнить. Из этих принципов, концепций исходит столько песен, писаний — глубокое, научное, но при этом поэтичное понимание того, что есть шаранагати. Оно приходит, чтобы помочь нам. Все приходит, чтобы нам помочь. Мы живем этой сложной жизнью, мы будем попадать в очень многие сложные ситуации, и эти песни Бхактивинода Тхакура, писания Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа пришли для того, чтобы дать нам пищу для души, чтобы в этом путешествии присутствовала нежность, чтобы это вдохновляло нас. Это некие советы.

#00:31:19#

Такова «методика Мадхусудана»: стоит запомнить лишь одно слово. Принятие, отвержение, уверенность, принятие покровительства, самопредание, смирение. Всего шесть — не так много. Из этих шести слов может раскрыться целый мир. Мы читаем «Прапанна-дживанамритам» и ежедневно поем песни о самопредании, чтобы культивировать искренность, чтобы по-настоящему увидеть наше подлинное положение и почувствовать его.

#00:32:42#

И наше положение таково: мы пребываем в полной нужде. Гуру Махарадж называл это «мощь негативного мышления», это притягивает Позитивное. Это смиренное выражение, идущее из самого сердца, глубоко прочувствованное и понятое. «Я не свами, я не йог, я не ученый. У меня нет качеств. Все хорошее во мне — лишь подарок от вайшнавов. Вот почему я молюсь: «Из жизни в жизнь, что бы ни случилось, по мере моего передвижения в этой кармической самсаре, пожалуйста, позволь мне всегда иметь связь с Тобой». Такова моя молитва. Так у меня появится хоть какая-то возможность отдать энергию в этом направлении». Таково описание шаранагати.

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам / хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к — «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 6.261; Антья-лила, 9.77)).

 



←  «Бхактивинод Тхакур. Природа дживы-души. Обсуждение». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 20 декабря 2015 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Бхактивинод Тхакур» (часть 2). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)  →


Russian

Шрипад Кешавананда Прабху

Шаранагати.
Наследие Бхактивинода Тхакура

(20 августа 2015 года, нама-хатта у Умы Деви Даси)

 

Притху Прабху: Кешавананда Прабху — один из учеников нашего учителя, Шрилы Говинды Махараджа. Он много лет провел в обществе разных преданных, в последние годы занимается менеджментом храмов во Вриндаване и на Говардхане, помогает в этом Мадхусудану Махараджу. Мы познакомились с ним там в этом году. Авадхут Махарадж пригласил его приехать в Россию, он счастливо согласился, и у нас теперь есть возможность находиться в его обществе. Кешавананда Прабху ки джай!

#00:00:56#

Шрипад Кешавананда Прабху: Совсем недавно Тьяги Махарадж издал на английском книгу, которая называется «Шаранагати». Она содержит молитвы Бхактивинода Тхакура. Говинда Махарадж по этому поводу сказал, что если бы завтра исчезли все шастры и у нас остались только песни Бхактивинода Тхакура, этого было бы достаточно, потому что в песнях Бхактивинода Тхакура содержится все.

#00:01:51#

Когда Говинда Махарадж впервые пришел в Матх, Шрила Шридхар Махарадж отметил для него тридцать две песни, которые содержались в «Шаранагати», и сказал ему их выучить. Отец Говинды Махараджа был профессиональным певцом, но в основном исполнял песни на сахаджийские мотивы, красивые, конечно, об играх Радхи и Говинды. Так вот, Шридхар Махарадж дал Говинде Махараджу выучить эти песни, которые содержатся в «Шаранагати». Говинда Махарадж вспоминает: «Каким-то образом я смог их выучить — они запали мне в сердце». Возможно, спустя тридцать лет Гуру Махарадж спросил Говинду Махараджа: «Ну что, сможешь спеть что-нибудь репертуара твоего папы?» Но Говинда Махарадж отвечал: «Я не могу вспомнить, как эти песни петь».

#00:03:38#

У Шрилы Бхактивинода Тхакура очень много красивейших песен. В них проявилось загадочное сердце преданного. Как мы можем понять его? Мы наблюдаем их [вайшнавов] прекрасное, сияющее положение, а они чувствуют себя никем и ничем. Они действительно так себя чувствуют. Эти молитвы написали для нас Бхактивинод Тхакур, Шрила Нароттам Дас Тхакур и другие прекрасные доброжелатели, чтобы мы могли многое почерпнуть из них.

Шрила Бхактивинод Тхакур ки джай!

#00:05:11#

«О мой ум, танцуй! О мой ум, лишь танцуй! О мой глупый ум, пожалуйста, танцуй, воспевая „Доял Нитай-Чайтанья!“»

#00:05:21#

Преданная читает: «Такую всемилостивую личность, как Нитьянанда Прабху, не найти более нигде. Джагай и Мадхай причинили Ему боль, но, несмотря на это, Он даровал им любовь к Богу. Только когда избавишься от оскорблений, ты обретешь любовь к Богу, но при взывании к именам Чайтаньи и Нитая не принимаются в расчет оскорбления. Если однажды ты вкусишь сладость Святого Имени Кришны, рабству этого мира наступит конец».

#00:05:47#

Преданный читает: «Когда появляется привязанность к Святому Имени Кришны, тогда жизнь обретает полный успех. Без привязанности к Кришне жизнь пуста. Если есть милость Господа Гауры, в конце жизни ты сможешь увидеть Радху и Шьяма во Вриндаване».

Шрипад Кешавананда Прабху: Гаура-премананде Харибол!

#00:06:25#

Обещание, данное нам в этой песне, непостижимо красиво. Существует столь много концепций реальности! На этом «рынке» есть разные виды товара — от гуманизма и теории разных бесцельных комбинаций атомов до теистических представлений. Также существует широкое разнообразие теистических концепций: от бесформенного, бесцветного, безболезненного, от нир-вана до вринда-вана — как поется в этой песне: «увидеть Радху и Шьяма во Вриндаване». И такого рода представление о реальности — сознание Кришны — слаще сладкого.

#00:08:26#

Гуру Махарадж обратился однажды к Госвами Махараджу со словами: «Так вот, я говорю, что Реальность должна танцевать! А что ты скажешь?» Мы танцуем, когда нас переполняют радостные ощущения. Когда мы очень счастливы, мы танцуем и ничего не можем с этим поделать. Поэтому основная, фундаментальная Реальность, то есть олицетворенная ананда должна обязательно танцевать. И с кем танцевать? Танцевать с возлюбленным.

#00:09:32#

Такого рода представление о реальности, такая концепция — непостижимый дар нашей гуру-варги. Во время инициации семя этой концепции (бхакти-лата-биджа) сажается в наше сердце. Я это осознал, когда работал в больнице своего рода духовным советником. Я общался с разными духовными людьми из разных традиций, в основном это были разного рода христиане. Это были очень добрые, нежные и серьезные люди, одним словом, изумительные духовные люди.

#00:11:08#

Общаясь с ними, я подумал: «Смогу ли я когда-нибудь по-настоящему оценить полноразвитый теизм — сознание Кришны?» Этих людей я очень люблю, ничего плохого не могу о них сказать, но их представление довольно расплывчато. «Да, Бог есть, я пытаюсь Ему служить». Но зачем? Что потом? И вот когда они слышали о сознании Кришны, для них это была революция. Мы чувствуем, как это задевает что-то в нас, это подарок нам от наших Гуру. Они нас не обманывают, они абсолютно бесплатно дают нам это.

#00:12:17#

Также нам дают инструкцию, как туда попасть, некое божественное видение. Божественный танец, божественная песня, божественные самосы — все божественное. Даже утром на завтрак у нас была божественная пицца, которую испек Ванинатх Прабху. Иногда нас «подталкивают на свет», вот как сейчас меня, например. Авадхут Махарадж не любит, когда кто-нибудь находится слишком долго в зоне собственного комфорта. Таковы обязанности святого, его работа, он «обрубает» [лишнее]. Гуру означает «тяжелый», он «обрубает» заблуждения. Если мы находимся в нашей зоне комфорта, как мы сможем «умереть, чтобы жить»?

#00:14:37#

Нам стоит быть готовыми к этому переформатированию. Переустановка системы — очень серьезная операция на компьютере. Компьютер переспрашивает: «Точно? Все данные будут стерты! Уверен?» — «Да, уверен». В таком роде. Гуру Махарадж любил это выражение Гегеля: «Умереть, чтобы жить». Господь Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-гите: «Если ты хотя бы на секунду узрел потенциал своей же души, то был бы очень удивлен». Это уже внутри, просто покрыто столь многими слоями. Садху приходит, чтобы «отрезать и выкинуть» лишнее. Этот процесс называется шаранагати.

#00:16:47#

Песен Бхактивинода Тхакура так много! Столь много писаний! Одна из наших самых священных книг — «Прапанна-дживанамритам». Шаранагати — тема этой книги. Какова природа этого прекрасного явления? Мы все знаем шесть аспектов шаранагати, потому что все мы посещали программы Мадхусудана Махараджа. Я называю это «метод Мадхусудана» или «схема Мадхусудана». Методика запоминания — по одному слову, нечто в этом роде, чтобы нам было очень просто запомнить.

#00:18:06#

Шестьдесят четыре качества, они такие прекрасные! Мы сегодня на утренней программе читали в «Чайтанья-чаритамрите» о шестидесяти четырех видах поклонения Божеству в храме: как нужно подносить цветок, как подносить воду, как омывать ноги, какое должно быть сидение… Шестьдесят четыре — мы не можем их запомнить, но читать было очень приятно, подобно меду для ушей.

#00:19:08#

Так вот, «методика Мадхусудана»… Всего шесть аспектов шаранагати. Кто скажет все шесть? [Преданные перечисляют составляющие шаранагати.] Первое: принятие благоприятного — того, что благоприятно для моей жизни в преданности. Второе — отвержение того, что неблагоприятно для моей духовной жизни. Это очень широкие понятия, не дается ничего конкретного. У каждого свой характер, все индивидуальны. Как говорится, «что русскому хорошо, то немцу — смерть». Все пребывает внутри, поэтому мы должны ко всему относиться в настроении молитвы. Эти две составляющие идут в связке: если вы помните «принятие благоприятного», то и «отвержение неблагоприятного» будете помнить. Неблагоприятное я буду отвергать или хотя бы стараться минимизировать.

#00:20:59#

Принятие покровительства Господа — гоптр̣тве варан̣ам.

Преданный: Принятие прибежища Господа.

Шрипад Кешавананда Прабху: Да. И даже больше, чем принятие прибежища. Принятие прибежища: «Хорошо, я принимаю прибежище». Но принятие покровительства означает «это пришло ко мне от Бога, я приветствую это».

#00:21:53#

Гуру Махарадж называл это стволом древа преданности. То есть я не только принимаю все трудности и сложности, которые ко мне могут прийти, но и пытаюсь увидеть в этих трудностях своего Гуру, увидеть в них своего Господа: «Это Твой прасад для меня, и я должен настроиться на принятие — такова моя садхана, такова моя духовная жизнь, такова моя жизнь».

#00:22:43#

Принятие покровительства Господа очень важно, это вызов всей нашей жизни. Если мы сможем видеть подобным образом, то очень быстро в нас проявится божественное видение. Так говорят шастры. Об этом говорит шлока «тат те ’нукампа̄м̇[1]…» Гуру Махарадж говорит, что, возможно, это самая важная шлока. Нужно пытаться воспринимать мир такими глазами, потому что эта жизнь полна проблем и сложностей, но Автор реальности, Тот, Кто ее придумал, — мой самый близкий, любящий Друг. Он хочет, чтобы я пришел к Нему, но моя обусловленность не позволяет мне этого. Таким образом, я должен разрушить мою обусловленность. Нам повезло, что мы можем слушать вайшнавов и что они могут задействовать нас в служении. Насколько мы удачливы!

Итак, принятие [благоприятного] и отвержение [неблагоприятного], принятие покровительства Господа…Четвертый какой?

Преданный: Уверенность в том, что Господь всегда защитит.

#00:24:52#

Шрипад Кешавананда Прабху: Да, уверенность в защите. Я слышал, когда начиналось движение «Харе Кришна» в России, преданных сажали в тюрьму или в психушки. Очень много трудностей приходило. Наши доброжелатели обращают наше внимание на мир сознания, на том плане бытия вся наша защита. Тела так или иначе приходят и уходят. Уверенность в защите Господа… Какой следующий?

Преданная: Смирение.

#00:26:52#

Шрипад Кешавананда Прабху: Развивать подлинное смирение. Я несколько раз говорил на программах о подлинном смирении. Кто-нибудь может вспомнить, что я говорил о смирении? Смирение — значит быть открытым к бесконечным возможностям. Прекрасно. Кто-то может думать, что смирение — это ходить со сложенными руками и говорить: «О, Прабху!» Но Гуру Махарадж говорит: «Смирение — это быть открытым к бесконечным возможностям. Швырять себя в бесконечность без всякого эго, без ума».

#00:27:56#

«Я этого не смогу», «это невозможно», «я не умею». Но смирение означает: «Заставь меня танцевать!» — так написал Прабхупада. В этом году юбилей — пятьдесят лет с тех пор, как Свами Махарадж прибыл в Америку. На борту корабля он пережил сильный сердечный приступ, чуть не умер. Он читал «Чайтанья-чаритамриту». Также я слышал, что у него была с собой «Прапанна-дживанамритам». Он писал в корабельном дневнике: «Пожалуйста, ради Твоего удовольствия заставь меня танцевать. Ты — Верховный Контролирующий. Я лишь пытаюсь быть слугой моего Гурудева. Ты можешь заставить меня танцевать». Вот что такое смирение. Это великое, прекрасное определение смирения.

#00:29:23#

И последнее? Полное самопредание. Таковы шесть аспектов, их всего шесть — несложно запомнить. Из этих принципов, концепций исходит столько песен, писаний — глубокое, научное, но при этом поэтичное понимание того, что есть шаранагати. Оно приходит, чтобы помочь нам. Все приходит, чтобы нам помочь. Мы живем этой сложной жизнью, мы будем попадать в очень многие сложные ситуации, и эти песни Бхактивинода Тхакура, писания Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа пришли для того, чтобы дать нам пищу для души, чтобы в этом путешествии присутствовала нежность, чтобы это вдохновляло нас. Это некие советы.

#00:31:19#

Такова «методика Мадхусудана»: стоит запомнить лишь одно слово. Принятие, отвержение, уверенность, принятие покровительства, самопредание, смирение. Всего шесть — не так много. Из этих шести слов может раскрыться целый мир. Мы читаем «Прапанна-дживанамритам» и ежедневно поем песни о самопредании, чтобы культивировать искренность, чтобы по-настоящему увидеть наше подлинное положение и почувствовать его.

#00:32:42#

И наше положение таково: мы пребываем в полной нужде. Гуру Махарадж называл это «мощь негативного мышления», это притягивает Позитивное. Это смиренное выражение, идущее из самого сердца, глубоко прочувствованное и понятое. «Я не свами, я не йог, я не ученый. У меня нет качеств. Все хорошее во мне — лишь подарок от вайшнавов. Вот почему я молюсь: «Из жизни в жизнь, что бы ни случилось, по мере моего передвижения в этой кармической самсаре, пожалуйста, позволь мне всегда иметь связь с Тобой». Такова моя молитва. Так у меня появится хоть какая-то возможность отдать энергию в этом направлении». Таково описание шаранагати.

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам / хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к — «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 6.261; Антья-лила, 9.77)).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования