«Множество Гуру и духовный прогресс». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 31 января 1982 года, Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.8 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Множество Гуру и духовный прогресс

(31 января 1982 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Харе Кришна.

Чидананда Прабху1: Махарадж, у меня есть вопрос, связанный с шикша-гуру.

Шрила Шридхар Махарадж: Кто ты?

Чидананда Прабху: Чидананда.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, Чидананда.

Чидананда Прабху: Первый вопрос такой. Мы понимаем, что в истории были некоторые периоды, когда будто бы не было Гуру. Если посмотреть на список Гуру в нашей Бхагавад-гите, то создается впечатление, что были периоды, когда отсутствовали шикша-гуру. Как нам понять эти исторические бреши, пробелы?

Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Акшаянанда Махарадж: Он говорит, что в Гуру-парампаре присутствуют бреши, пробелы.

#00:00:58#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, не о материальной связи идет речь. Посредник — это не человек из плоти и крови, как мы думаем обычно, в расхожем смысле. Предположим, можно провести связь между Ньютоном и Эйнштейном, игнорируя других менее важных ученых, других менее выдающихся. Существует некая линия, связь между Галилеем, Ньютоном, Эйнштейном — светилами. Если принимать в расчет этих светил, тогда суть остается неизменной.

Реплика: [не переведена].

#00:01:50#

Мнениями других менее важных, менее выдающихся личностей можно пренебречь, если речь идет о большом расстоянии [временном отрезке]. Я ясно выражаюсь?

#00:02:15#

Чидананда Прабху: Мне не совсем ясно то, что вы говорите.

#00:02:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Скажем, мы измеряем большое расстояние, большую дистанцию, и есть вехи на пути. Мы измеряем расстояние от одной планеты до другой в световых годах. Понимаешь? Это ясно? Расстояние измеряется в световых годах, а не в милях, метрах или километрах. Так же и эти светила принимаются в расчет, когда речь идет о большом промежутке времени. Ради того, чтобы работа осуществлялась, принимаются в расчет эти светила, ключевые пункты. Нечто в этом роде.

#00:03:20#

Ученик: Каково положение вещей, когда речь идет о принятии одного или более наставляющих духовных учителей?

#00:03:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Обычно учителя, Гуру, происходят из Адвайта- и Нитьянанда-вамши. Грихастха-гуру — Гуру, который дает посвящение. Но если ученик хочет полностью посвятить себя, а Гуру занят своей семейной жизнью? Шишья, ученик, может захотеть жить жизнью безраздельной преданности, быть бабаджи. В таком случае он идет к бабаджи, принимает от него посвящение и оставляет своего дикша-гуру. Дикша-гуру происходят из Адвайта-вамши или Нитьянанда-вамши. Некоторые из них, среди грихастха-гуру, говорят: «Гуру — представитель Бога, поэтому, если ты хочешь вести жизнь исключительного бхаджана, ты должен принять бабаджи-посвящение от меня, хотя я домохозяин». Но бабаджи говорит: «Нет, санньяса должна быть принята от санньяси, не от грихастхи». Грихастха-гуру может сказать: «Ты игнорируешь меня».

#00:04:45#

Но, тем не менее, человек принимает своим Гуру бабаджи и следует его наставлениям. Он сохраняет некоторое уважение по отношению к своему первому учителю: «Он дал мне первоначальную связь, и я отношусь к нему уважительно». Но когда речь идет о более высокой стадии, о «высшем образовании», я получаю высшее образование и сохраняю почтительное отношение к учителю начальной школы. Моя жизнь, мое образование началось с него. Тем не менее, существует высшее образование и существует преподаватель, которому я обязан в большей степени. Таким образом.

#00:05:46#

Вартма-прадаршака-гуру — тот, кто указал мне путь, затем дикша-гуру, санньяса-гуру, шикша-гуру. Это широкое, всеобъемлющее явление. Все это адвая-гьяна, все это в интересах Кришны. Мы не должны относиться с завистью, ревностью, все это в интересах Кришны.

Реплика: Терпимость.

#00:06:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Терпимость необходима, но присутствует градация. [Непонятная реплика.] В нашей миссии также столь многие пришли в самом начале, но в силу меньшей квалификации они продолжают оставаться в начальном положении (каништха-адхикар). Некоторые же пришли позже и поднялись до уровня мадхьяма-адхикара. Старшинство не принимается в расчет, но [принимается в расчет] качество. Однако если кто-то пришел, он должен быть уважаем. Это не вопрос истории, это вопрос помощи свыше, приходящей из неведомой области. Тот, кто пришел позже, может достичь больших успехов.

#00:07:27#

Наполеон не следовал существовавшим до него правилам ведения войны и изобретал новые приемы. Такое явление также имеет место быть. Это нечто дарованное Богом, дар Бога.

#00:07:51#

Когда появились Упанишады, они дали некое туманное представление. Но полноценный развитый теизм присутствует в «Бхагаватам». В век Кали по прошествии долгого времени был дан полноценный развитый теизм. Веды считаются древом, а плод древа — «Бхагаватам». Он появился в конце, это не вопрос истории. Недавно пришедший человек может достичь быстрого прогресса, тогда как тот, кто пришел раньше, может отставать.

#00:08:47#

Пути Кришны не статичны, нет места стагнации, это нечто динамичное, нечто самоочевидное, сияющее Своим собственным светом.

#00:09:07#

[шлока]

Подобно тому как атма сияет своим собственным светом, Кришна также лучезарен — сияет Своим собственным светом. Существует расхождение во мнениях. Некоторые говорят: «Атма есть», другие говорят: «Атмы нет». Но Кришна говорит: «Подобные дискуссии никак не влияют на существование атмы. Существование атмы самоочевидно». Но есть группы людей, у которых всегда будут сомнения (те, у кого нет глаз, слепые). Такая категория людей всегда будет существовать. Половинчатое знание, нечто в этом роде. Половина истины всегда будет существовать. Необходимо сравнительное изучение. В противном случае прогресс не возможен.

Харе Кришна! Харе Кришна!

[Шридхар Махарадж интересуется переводом слова:] Как это называется?

Акшаянанда Махарадж: Воображение.

#00:11:22#

Шрила Шридхар Махарадж: Принимать за истину то, что истиной не является, — иллюзия: утверждать, что нечто — высшее явление, заблуждаясь на этот счет.

Харе Кришна!

#00:11:44#

Речь не идет о подобном явлении. Мы всегда ученики, мы всегда искатели истины, искренне, горячо ищем новое измерение, нечто живое. И искренность, и горячее рвение должны сохраняться. Для того чтобы сохранить существующее положение, необходима энергия, затрата энергии. Но рывок вперед также необходим.

#00:12:37#

[шлока]

Старайся поддерживать свое существующее положение ценой жизни. И затем следующий момент — идти вперед. Почему необходимо поддерживать нынешнее положение? Для того чтобы не вернуться обратно, не регрессировать. Но это не означает, что не нужно идти вперед. Речь идет не об этом. В своей жизни старайся поддерживать существующее положение, но это не означает, что мы не будем идти вперед, стараться, стремиться.

#00:13:20#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа, 
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇…
2

Оставь все концепции долга, рискни и иди вперед. И только, чтобы помочь этому, дан первый совет: поддерживать существующее положение. Второй совет: иди вперед. Вы понимаете? Относительное и абсолютное. Харе Кришна! Живая духовная жизнь. Духовная жизнь должна быть живой.

Харе Кришна! Харе Кришна!

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Который час?

Ученик: По-прежнему я до такой степени каништха! У меня столько сомнений.

#00:14:39#

Шрила Шридхар Махарадж: Подобные вопросы должны возникать. Для искренней души они необходимы. Почему возникает этот конфликт? Конфликт — это нечто нежелательное для меня, для них. Единственный вопрос: «Как жить?» Об этом идет речь. Как жить? То есть как сохранить свою позицию и как улучшить эту позицию. Вот, что происходит здесь. Мы никого не пытаемся завербовать с низменными целями.

#00:15:39#

То, что Свами Махарадж сделал, явил передо мной — это чудо. Я менее всего на свете хотел бы причинить вред этому явлению. Но некоторые видоизменения необходимы. Как я уже говорил не раз, не причинять вред, но помогать скромным образом, пытаться помочь тем, кто приходит ко мне.

Акшаянанда Махарадж: А они делают из мухи слона.

#00:16:17#

Шрила Шридхар Махарадж: Они делают из мухи слона. Да? Так это называется? Мой интерес не в том, чтобы идти против их интереса. У нас один интерес.

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:16:46#

Ученик: Махарадж, в духовном мире каждый занимает положение Гуру для человека, который вступает в духовный мир.

#00:16:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно. Какой бы скромной ни была помощь, я должен быть благодарен за эту помощь. Тот, кто наделен хорошей природой, должен быть благодарен за малейшую помощь.

#00:17:20#

Ученик: Прабхупада Свами Махарадж говорил, что благодарность — это одно из главных качеств вайшнава, того, кто стремится жить духовной жизнью.

#00:17:35#

Шрила Шридхар Махарадж: Необходимо научиться теории науки благодарности: я благодарен каждому в окружающем мире. Мир такой природы, где каждый всегда считает себя вором: «Я здесь незаконно и только по милости этого мира я занимаю какое-то положение. Все — мои доброжелатели, за исключением меня». Таким должен быть наш характер.

#00:18:16#

Когда он [слуга Бога] занят служением, он забывает о себе, но всегда осознает окружающих. Я говорил на днях Хираньягарбхе: то место, в котором я собираюсь жить [духовный мир], состоит из субстанции лучшей, более высокой, нежели субстанция, из которой состою я. Я субъективной природы, татастха. Это субъективный мир, а мне позволяют жить в сверхсубъективной области, где всё занимает более высокое положение. Таким должно быть отношение всех, кто приходит туда. Каждый обладает таким сознанием: земля, вода, деревья. Они занимают более высокое положение и позволяют мне ступать по этой земле только ради служения. И я стремлюсь совершать служение этой области бытия. Такое отношение, такое настроение необходимы, таким должен быть фундамент выполнения нами нашего долга. Я ступаю по той почве, по той земле, внутренняя ценность которой превосходит мою собственную ценность.

#00:20:23#

Я нахожусь на коленях матери. Я младенец, не в состоянии понять, но более взрослый ребенок, если мать берет его на колени, чувствует: мать — объект моего почитания, а я сижу на ее коленях, она взяла меня на колени; я посыпаю пылью [с ее стоп] мою собственную голову, а мать взяла меня к себе на колени. Такой пример, когда мы вступаем на Вайкунтху и Голоку, где все являются объектами почитания. Тем не менее они обняли меня, приняли меня, взяли меня на колени. Я должен выполнять здесь долг. И весь окружающий мир должен быть почитаем мною. Меня пустили сюда лишь по милости, не по праву. По праву я могу быть брошенным на Брахмалоку, татастха. Это право татастхи — Брахмалока. Прежде чем быть зачисленным в список учеников школы сознания Кришны, мы должны получить подобное первоначальное понимание того, куда мы вступаем. Мы оказываемся на коленях матери — трон Бога. Мы оказываемся на троне Бога. Все занимают в этом мире положение более высокое по отношению ко мне. И мой единственный долг — служить им. Они милостивы, они позволили мне вступить на эту землю. Я нахожусь на коленях матери, пылью стоп которой я посыпаю голову.

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Харе Кришна! Харе Кришна! Нитай-Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол!

#00:22:57#

В доме отца Махапрабху Джаганнатхи Мишры всегда были гости. Каждый день к ним имели обыкновение приходить гости. То не была богатая брахманская семья, но бедная, семья бедных браминов. Но люди гостили у них каждый день. «Шачи Деви, мать Махапрабху, обращалась с ними, как с сыновьями», — говорит Мадхавендра Пури.

Ученик: У меня есть один вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

#00:23:47#

Ученик: Мне бы хотелось узнать о Васу. Бхишма был одним из Васу. Не могли бы вы рассказать эту историю?

#00:23:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Это нечто несущественное. Васу похитили дойную корову Васиштхи. Они были прокляты и вынуждены родиться на Земле. Бхишма был их лидером. Он был наказан долгой жизнью здесь, в тюрьме, а другие его спутники заслужили меньшее наказание, не столь суровое. Срок их пребывания [на Земле] был меньше. Восемь Васу. Васу — это полубоги. Они… Как это называется по-английски?

Ученик: План.

#00:24:57#

Шрила Шридхар Махарадж: …придумали план. Они решили увести у Васиштхи его корову. Бхишма доил ее, а другие помогали. Васиштха узнал об этом и проклял их. Он сказал: «Вы родитесь на Земле, в мире страданий, в мире смерти и нищеты». И они были вынуждены родиться. Бхишма был главный, поэтому он оставался здесь долгое время в деградированном состоянии. В конце концов и пребывание Бхишмы завершилось. Это все история. Особой духовности в этом нет как таковой.

#00:26:22#

Как Бхишма стал одним из двенадцати духовных светил? Вот это важный вопрос. По милости Ганги и благодаря их влиянию.

Ученик: Он известен как махаджана?

#00:26:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, махаджана. Его можно считать преданным категории гьяна-мишра-бхакти. Юрисдикция гьяна-мишра-бхакти. Иногда враждебен Кришне, иногда на его стороне. Подобно Шиве. Шива — это гьяна-мишра, Брахма — карма-мишра. С Прахлады начинается чистая преданность. Но Прахлада тоже говорит: «Некоторые элементы оппозиционности присутствуют во мне. Иногда я сражался с Ним в Наимишаранье из-за моей связи с демонами. Я не чист, но Хануман — вот преданный». Однако Хануман говорит: «Я завидую положению Пандавов».

#00:28:07#

Пандавы в свою очередь говорят: «Ядавы воистину удачливы. Они всегда находятся в тесной связи с Кришной». Ядавы говорят: «Только на словах мы связаны с Ним. Действительно связан с Ним Уддхава». А Уддхава утверждает: «Я стремлюсь родиться травинкой во Вриндаване, преданность обитателей которого невероятно высока». Такая градация присутствует.

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Хари!

#00:28:58#

Качество следует оценивать. Таков путь. Писания делают определенные утверждения, но наша реализация должна соответствовать этому. Что есть что — описано, но мы должны понять, как это возможно, как эта градация преданности возможна, как она достигает своего зенита. Необходимо осознать это. Градация: высокое явление, еще более высокое, высочайшее.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Гаурасундар! Гаурасундар! Гаурасундар!

Гаурасундар! Гаурасундар! Гаурасундар!

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура!..

Нитай-Гаура Харибол!

#00:30:06#

Чидананда Прабху: Махарадж, позвольте задать еще один вопрос. Когда Прабхупада присутствовал в этом мире, он давал мне наставления, он был моим шикша-гуру. А когда он ушел, я стал получать наставления из его книг, записей его бесед и наставлений общего порядка. Он по-прежнему лично является моим шикша-гуру или книги, кассеты [с записями его бесед] следует считать шикша-гуру?

Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Акшаянанда Махарадж: Когда Прабхупада был здесь, он был моим дикша-гуру, шикша-гуру — он был всем для меня. Сейчас он ушел. Книги и записи его бесед — они также теперь мои шикша-гуру?

#00:31:02#

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, пассивным образом. Пассивным образом они являются шикша-гуру. В целом функция чатья-гуру более велика. Книги и кассеты пассивны. Если мы не способны понять некое положение, утверждение, то не можем прогрессировать. Пассивным образом они [книги и кассеты] представляют нам истину и необходимо извлекать из них истинный смысл. Но другой вайшнав может увидеть нечто большее в этих наставлениях. Поэтому говорится: если ты хочешь изучать «Бхагаватам», ты должен идти к вайшнаву-ачарье. От него ты узнаешь истинный смысл «Бхагаватам».

#00:32:12#

В противном случае ты не сумеешь понять истинный смысл «Бхагаватам». С помощью вайшнава-ачарьи ты должен изучать вайшнавские писания. Это шикша-гуру, он поможет нам. Но если мы не способны понять, то книга не сумеет устранить наши заблуждения. Но живой шикша-гуру, садху, придет к нам на помощь и скажет: «В этом моменте ты заблуждаешься. Истинное понимание, правильное понимание такое». Шастры и садху. Садху — это главное явление. В отсутствие садху к нам на помощь (пассивным образом) приходят писания. Садху-шастра-крипа.

Ученик: Чатья-гуру пассивен?

#00:33:05#

Шрила Шридхар Махарадж: Чатья-гуру не пассивен, но иногда мы не можем распознать голос чатья-гуру, внутреннее руководство. Нам трудно понять внутренний голос, услышать его.

Ученик: Чатья-гуру — это проявление нашего Гурудева и Кришны также.

#00:33:27#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Мы стоим перед Гурудевом и просим: «Пожалуйста, посоветуй, подскажи мне, что мне делать в данном случае?» Я чувствую, что Гурудев дает мне определенное указание. Если мое восприятие чисто, то я в состоянии услышать эту подсказку. Иногда я могу просить Кришну, читая «Гиту», например: «Какой истинный смысл определенного стиха? Позволь мне понять». Соответственно моему положению Кришна может дать мне подсказку: смысл такой-то. Но это нечто туманное, не всегда конкретно ясное, зависит от способности восприятия.

Переводчик: Муралишвар Дас

 


1 Впоследствии Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж, санньяса-ученик Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа.

2 Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

← Индия | Экачакра. Паломничества и путешествия ·• Архив новостей •· Харинама на улицах Сухума →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования