«Путешествие по Навадвипе». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 23 мая 2015 года. Томск, Гирирадж Ашрам

 Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Путешествие по Навадвипе

(23 мая 2015 года, Томск)

 

#00:00:32#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Много раз, когда мы собирали пожертвования в Калькутте, распространяли книги и ходили со специальными сумками для пожертвований, мы заходили в офисы, и человек, который сидел в приемной, говорил одно только слово — когда мы объясняли ему, что мы из храма, мы собираем пожертвования, вот наши книги — он говорил: «Ну и что дальше?» (Смеется.) И это означало, что нам пора уходить... Преданные по всему миру занимаются распространением книг и сбором пожертвований, но все они в один голос утверждают, что самое трудное место для этого — Калькутта...

 

1

 

#00:01:28#

Субхада Деви Даси: Очень трудно выйти собирать пожертвования, распространять книги...

Шрила Мадхусудан Махарадж: Да, действительно. И мы спрашиваем: «Что есть самопредание?» Это — одна из форм самопредания. Вам нужно следовать законам того государства, той местности, где вы находитесь, и я не знаю, можете ли вы позволить себе ходить здесь из магазина в магазин, собирая пожертвования. У меня есть подобный опыт сбора пожертвований в Великобритании, в Сингапуре, в Малайзии, в Таиланде и в Индии. И, несомненно, самой сложной из этих стран была Индия.

#00:03:08#

И интересный опыт — таиландский, потому что когда приходят монахи просить пожертвования, то в основном люди дают не деньги, а какие-то продукты: либо овощи, либо фрукты, либо крупы. Иногда в Таиланде, в конце дня, люди дают такие большие монеты, — и ты ходишь, собираешь их целый день и потом подсчитываешь — у тебя уже тяжеленная сумка этих монет — ты подсчитываешь их, а сумма эквивалентна приблизительно семи долларам. В эти дни мы распространяли очень простые книги — это были открытки с изображением фестиваля в Панихати, где Нитьянанда Прабху и Рагхунатх Дас Госвами под деревом вкушают воздушный рис. Интересно, что и в Китае, и в Таиланде, когда люди видят какую-то красивую картинку, они помещают ее на алтарь. И мы решили, что это очень благоприятно для них — они будут обретать агьята-сукрити[1], вознося, может быть неосознанно, молитвы Нитьянанде Прабху. На обороте этой открытки написано немножко о вегетарианстве и приведена маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Такие простые вещи мы распространяли там.

#00:06:01#

И также у нас был перевод на китайский. И на тамильский также. Люди, которые живут в Южной Индии, говорят на тамильском языке. Но как же сложно написать «Харе Кришна» по-китайски! Так как это иероглифический язык, язык «картинок» — там нет звуковых обозначений. И если вы попросите десятерых китайцев написать вам Харе Кришна маха-мантру, они все напишут вам десять разных вариантов. Поэтому в Китае особенно важно слушать, как произносится мантра, потому что если вы читаете написанное — то у всех разные варианты. Как правило, неправильные: «Ха-ле, Ха-ка». (Все смеются.) Так что в Китае метод таков — нужно услышать, как правильно произносится Харе Кришна маха-мантра, запомнить и повторять.

#00:08:26#

Наши духовные песни (бхаджаны), которые мы поем, пришли от наших учителей, от Гуру Махараджа. И каждый день, несколько раз в день, когда шла служба, Гуру Махарадж находился на своей веранде, мы были внизу, в нат-мандире, пели бхаджаны, необязательно в определенном порядке, но непременно это «ванде ’хам̇ ш́рӣ-гурох̣ ш́рӣ-йута-пада...», «сам̇са̄ра-да̄ва̄нала-лӣд̣ха-лока...», «ш́рӣ кр̣ш̣н̣а чаитанйа...», «вибха̄варӣ ш́еш̣а...» и другие бхаджаны. И нужно было всегда быть очень внимательными, когда Гуру Махарадж слушал нас, потому что, если что-то было не так, он обязательно отправлял кого-нибудь, чтобы нас поправить.

#00:09:09#

В нашей программе есть утреннее чтение и каждое утро проводилось чтение «Чайтанья Бхагаваты». Затем — «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а...» Так как утренняя программа начинается очень рано, после «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а...» был небольшой перерыв, чтобы сделать различные дела по храму, а затем — завтрак в восемь утра.

#00:10:05#

И уже потом, после ухода Гуру Махараджа, когда был построен его самадхи-мандир, Гурудев организовал утренние чтения, утреннюю лекцию в девять утра около самадхи-мандира Гуру Махараджа. Гурудев всегда приходил к девяти утра, чтобы самому провести эту лекцию. И вот — одна из фотографий Гурудева (Махарадж показывает известную фотографию Гурудева — «Любовь и мудрость»), где он возле самадхи-мандира, как раз проводит утреннюю лекцию. И это необязательно было для большой аудитории. Например, здесь нас шесть или восемь человек. И Гурудев всегда хотел, чтобы проведение этой утренней лекции продолжалось для западных преданных, и он всегда ее проводил. Харе Кришна!

Преданные: Харе Кришна!

Шрила Мадхусудан Махарадж: А это кто? (Махарадж показывает фото Гуру Махараджа):

 

2

 

Преданная: Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж.

#00:11:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Совершенно верно. Эта фотография была сделана по просьбе Гурудева — он ее, так сказать, спланировал, потому что Гуру Махарадж не любил фотографироваться, ему не нравилось, когда все приходили в его комнату, фотографировали его... Он считал себя не очень готовым для этого.

#00:12:41#

Его нелюбовь к фотографированию обосновывалась тем, что он осознавал свою роль, свое значение, так же, как и король знает — кто он и какую силу представляет. Поэтому Гуру Махарадж хотел, чтобы его фотографии были значимые, а не сделанные в каких-то повседневных обстоятельствах. Я не уверен — делал ли эту фотографию сам Гурудев, но он организовал съемку, потому что, как я уже говорил, Гуру Махарадж не любил, когда его фотографируют в обычных обстоятельствах. Но Гурудев выбрал момент, когда у Гуру Махараджа было хорошее настроение, и сказал: «Пожалуйста, Гуру Махарадж, мы хотим вас сфотографировать — придет профессиональный фотограф, мы наденем на вас цветочную гирлянду и сфотографируем. Никто не будет беспокоить вас бесконечным щелканьем затворов фотоаппаратов». И, как мы видим на этой фотографии, у Гуру Махараджа была очень хорошая осанка. Высокий, прямой человек. И вы видите здесь его знаменитую трость.

#00:15:20#

В последние пару лет [своей жизни] Гуру Махарадж гулял, в основном, по своей веранде туда-сюда. Так как он не очень хорошо видел, он попросил, чтобы сделали перила, которые проходили бы по периметру веранды, и он мог бы на них опираться. Перила были очень высокие (Махарадж показывает высоту перил — где-то чуть выше его головы). Если вы были на веранде Гуру Махараджа или в будущем попадете в Навадвипу, то вы увидите, что эти перила до сих пор существуют, и они очень высоко закреплены.

#00:16:17#

У Гурудева также была знаменитая трость, и он любил пользоваться ей на прогулках, особенно, когда поднимался куда-то наверх. Или просто гулял. Это была обычная трость. Ничего особенного. Но он ее очень любил и брал ее во все свои мировые турне. И когда Гурудев возвращался в Навадвипу — вы знаете, есть такие багажные бирки, которые наклеиваются даже на ручную кладь, — он не спешил ее отрывать от трости. Так он еще несколько дней ходил с этой биркой и говорил: «Вот видите, моя тросточка вернулась из мирового турне». Гурудев говорил, что он столь часто использовал свою трость, что она укоротилась сантиметров на пять, потому что выдержала вместе с ним мировые турне. (Все смеются.)

#00:18:50#

У Гурудева были две любимых вещи, конечно, помимо таких необходимых, как джапа-мала (четки), — это трость, о которой я уже рассказал, и такой небольшой кейс (Махарадж показывает размеры), в котором он хранил свои документы, необходимые принадлежности. Он был светло-коричневого цвета и тоже с ним долго путешествовал. Он считал, что эти вещи приносят ему удачу. Несмотря на то, что он был светло-коричневый, Гурудев называл его: «Мой красный чемоданчик». И в моей памяти сохранилась одна история, причем она произошла со старшим преданным — Гурудев часто просто указывал на кого-то и просил что-то сделать. И однажды он указал на этого старшего преданного и попросил его принести «мой красный чемоданчик». Преданный бросился искать красный чемоданчик, искал, не мог найти... Он вернулся и сказал Гурудеву: «Извините, я не могу найти красный чемодан». — «Ну что ты не видишь — вот же он!» И преданный сказал: «Но он же коричневый!» Но Гурудев ответил: «Нет, он красный!»

#00:20:52#

Это пример того, как нам нужно воспринимать слова Гуру. Если Гуру говорит, что веревка — это змея, то мы должны воспринимать это так. А если он говорит, что змея — это веревка, мы тоже должны относиться к этому, как к истине. Есть ли у нас вера такого уровня?

#00:21:23#

Здесь фотография — некоторых на ней вы знаете...

Субхада Деви Даси: О! Семья Виджая Рамана!

Шрила Мадхусудан Махарадж: Да. Виджай Раман Прабху, его сын — Сатья Сундар Прабху со своей дочерью. И Гурудев. Фотография сделана в Лахте. А это? (показывает известное фото первого визита Гурудева в Россию — «Ачарья в сердце России».)

Вишнуприя Деви Даси: Фото сделано на Красной площади.

Субхада Деви Даси: Первый визит в Москву в середине 90-х...

#00:22:33#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это знаменитая фотография. А вот и его знаменитая трость. Ее сложно увидеть на этом фото.

#00:23:20#

Следующая фотография типична для того времени, когда я только присоединился к миссии. Гуру Махарадж сидит на своей деревянной кровати на веранде... Это было достаточно оживленное время, но иногда было спокойно.

 

3

 

Следующая фотография — в один из фестивалей... Еще одна фотография с его веранды (на показываемых фото — Гуру Махарадж).

#00:24:27#

Эти фотографии датируются примерно 1982–1983-м годами, а то о чем я говорил — эти перила — они появились году в 1987-м... Харе Кришна! (Махарадж показывает следующее фото.) Шрила Шридхар Махарадж дает посвящение в Харинам. У него было кресло с длинными подлокотниками, которые могли раскладываться по-разному. Он сидит в этом кресле. Примерно также я получил посвящение — с этого кресла, на котором сидел Гуру Махарадж. Еще фотография... На ней видны эти длинные подлокотники. Кресло необычное. 

 

_Hl4RH0oCt4

 

#00:27:20#

В последние пару лет перед уходом Гурудев всегда приноравливался к креслам, ему было во всех не комфортно, но потом он вспомнил, что Гуру Махарадж очень любил кресло с длинными подлокотниками. Гурудев решил, что ему было бы комфортно в таком. На этом кресле можно менять положение подушек, можно менять положение тела в кресле... Он попросил меня найти ему такое кресло. И я, вместе с еще одним преданным, перерыл всю Калькутту.

#00:28:00#

И наконец, на огромном «блошином рынке», где продавались подержанные вещи, мы увидели такое кресло. Причем мы увидели его не в центре зала, а где-то далеко-далеко запрятанным, и продавец даже отказался лезть туда, поэтому я приставил лестницу — кресло было где-то высоко и туда никто не хотел забираться... Это действительно редкий вид кресла... Мы нашли его, отреставрировали и привезли Гурудеву.

#00:28:42#

Если вы посетите веранду Гурудева в Дам-Дам-парке в Калькутте, то вы увидите, что это кресло до сих пор находится там. И Гурудев, бывало, сидел в нем...

Когда мы совершаем Говардхана-парикраму... Там есть такое место — оно принадлежало Бхактивиноду Тхакуру, затем он передал его Сарасвати Тхакуру — это небольшое бунгало, по площади — примерно две трети того места, где мы сейчас находимся. Но что интересно — в этом домике также есть кресло подобного типа. Возможно, в этом кресле сидел Сарасвати Тхакур, даже, может быть, — Бхактивинод Тхакур. Возможно, в прошлом кресла такого типа были более распространенным и обычным явлением. Но сейчас вы нигде не сможете купить такое кресло — они нигде не делаются...

А что на этом фото? (Показывает следующую фотографию.)

#00:30:45#

Субхада Деви Даси: Самадхи-мандир Шридхара Махараджа...

Шрила Мадхусудан Махарадж: Да, это в Навадвипе. Самадхи-мандир Гуру Махараджа. Это главный храм, а это нат-мандир. (Показывает следующую фотографию.) Это напротив нат-мандира. И даже с дороги видны наши Божества...

#00:31:33#

И (показывает следующее фото) Гурудев очень любил эти деревья. Одно из этих деревьев называется тхао(?). Это такой вид пальмы, у которой очень большие плоды почти черного цвета. Одно из таких деревьев даже растет в самом доме Гурудева — оно растет прямо через отверстия в полу веранды и крыши.

Это (показывает еще одно фото) — бхаджан-кутир Гуру Махараджа. Так это место выглядит сейчас. За год до ухода Гуру Махараджа он разрешил поставить у себя кондиционер. До этого он отказывался и говорил: «Что скажут люди? Шридхар Махарадж поставил у себя кондиционер!» И он действительно считал, что общественное мнение важно и относился к этому очень щепетильно. В абсолютном смысле — он был освобожденной душой.

#00:34:11#

Вы можете представить себе обстановку — там ужасная жара, ведь веранда находится на верхнем этаже, и даже если там стоит вентилятор — вечером он работает на очень маленькой скорости, потому что напряжение в электросети очень низко. С другой стороны — это давало возможность преданным послужить Гуру Махараджу, обмахивая его. Благодаря доброте преданных мы имели возможность по очереди совершать такое служение — обмахивать Гуру Махараджа веерами. Это простое служение, но оно давало нам столько счастья! И всего лишь за год до ухода Гуру Махараджа, когда ему было за девяносто, он разрешил преданным вставить затемненные стекла в окна (до этого были окна без стекол) и поставить кондиционер, который работал в его небольшой комнатке и на веранде.

#00:37:37#

Что касается уровня наших учителей и использования кондиционера — я могу привести еще один пример из жизни Гурудева, Говинды Махараджа. Он часто совершал поездки из Навадвипы в Калькутту, и, однажды летом, вернувшись из поездки в Калькутту, от жары он упал в обморок — в его машине атмосфера была подобна печи — настолько было жарко. Только после этого он разрешил преданным, которые беспокоились о его здоровье, поставить кондиционер в его машину. Мы нашли кондиционер, купили, установили, но Гурудев крайне редко его использовал. Он практически его не использовал. Он всегда заботился о сохранении энергии. Он говорил, что кондиционер тратит лишний бензин. Он использовал его в крайних случаях — например, когда они стояли в дорожных пробках, не было движения воздуха, и ситуация действительно была экстремальной — только тогда он включал кондиционер. Так он экономил энергию и очень трепетно к этому относился.

#00:39:20#

Гурудев мог позволить себе все — ему жертвовали большие суммы денег, но он был очень внимателен к расходам, касающихся себя. Он считал так: «Если это для меня, то это — необязательно». Это дает нам пример настроения служения. Он очень трепетно относился к даже маленьким суммам и всегда считал, что на себя надо тратить минимум средств, а все деньги должны быть потрачены на служение Гуру Махараджу и Кришне... Харе Кришна!

#00:40:01#

Сегодня у нас была экскурсия по Навадвипу... Харе Кришна! Есть у кого-нибудь вопросы? Мы все очень, очень удачливые души, т. к. мы стоим перед дверью в духовный мир — нам протягивают руки наши учителя (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Говинда Махарадж, Шрила Прабхупада), и, благодаря их милости, все происходит у нас. Что касается нашего храма — он появился по милости Нитьянанды Прабху. Надо помнить о том, что говорили наши учителя, — «Используйте свою удачу! Перенесите ее в практику».

#00:42:00#

(Показывает фото обезьянки.) Это один из маленьких жителей Навадвипы. Это очень умные и очень интеллигентные обезьянки. (Смех.) Если их сравнивать с обезьянами Вриндавана — навадвипские обезьяны очень мягко себя ведут. А вриндаванские — очень умные и эгоистичные. Навадвипские — другого склада характера. И мы друг друга знаем, потому что эти обезьянки живут группами и кочуют в поисках свежей пищи. Они знают где и чем можно поживиться, и мы друг друга узнаём. Есть такое фото, возможно, вы его видели — я на нем в главной роли, сижу в окружении обезьянок, которые по очереди подходят, протягивают лапку и просят кусочек бисквита. Они делают все это интеллигентно, мягко. У них очень мягкие лапки. И они не дерутся за еду, потому что знают, что каждый получит свой кусочек. Поэтому они терпеливо ожидают, в отличие от вриндаванских обезьян, которые устроили бы борьбу за еду. (Все смеются.) Интересно отметить, что если дикие животные оказываются «загнанными в угол» — им некуда бежать, — они проявляют агрессию и злобу.

#00:46:04#

Однажды со мной произошла такая история — вы знаете, что у нас в Навадвипе на первом этаже офисы и несколько комнат. И там только одна дверь, через которую можно войти, — все остальное загорожено решетками. Как-то раз я дошел до своей комнаты, которая находилась в углу этой длинной веранды, и увидел напротив двери в комнату большую обезьяну, ее морда была вымазана стиральным порошком. Она, наверное, решила, что это человеческая еда и захотела попробовать ее, измазалась. И так как мы встретились в углу, я подумал, что она сейчас проявит агрессию, но я сказал ей: «Ты можешь вон там выйти» — она посмотрела на меня и пошла медленно, с достоинством, соблюдая манеры, и вышла через дверь. С мордочкой, измазанной порошком. Видимо она пыталась это съесть — раз уж люди едят это! — так, наверное, она решила. (Смех.)

#00:47:51#

Однажды шел проливной дождь — я был в доме (знаете — у нас есть гостевой дом для женщин и там нужно всегда кому-то оставаться напротив, чтобы следить за этим домом). Шел сильный-сильный дождь и обезьянки залезли на дерево, украв у меня мыло. И они его ели. Я понаблюдал и увидел, что им не нравится просто какое-то мыло, но мыло с нимом они ели с удовольствием. (Все смеются.) Гуру Махарадж говорил, что среди всех этих групп обезьян, которые приходили в храм перекусить, есть группа санньяси-обезьян. Гуру Махарадж был глубоко и нежно привязан ко всему живому, что было в Навадвипе. И мы, конечно, хотели, чтобы немного этих чувств передалось нам.

#00:49:15#

(Махарадж показывает следующее фото.) Корова... Для меня это очень счастливые воспоминания. И когда я смотрю эти фотографии, они мне напоминают Навадвип Дхаму. Это мои фотографии.

Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай! Джай Шри Гирирадж-Говардханджиу ки джай!

Переводчик: Вишнуприя Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас


[1] Сукрити — запас благочестия, накапливаемый, благодаря общению со святыми и служению им. Эти заслуги в преданности Господу могут обретаться осознанно (гьята-сукрити) и неосознанно (агьята-сукрити). Сукрити является предварительным условием для обретения шраддхи — веры в Бога.

 

← «Явление Шри Ганги Маты Госвамини». Шрипад Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 28 мая 2015 года (утро). Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы». Шрипад Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 27 мая 2015 года (день). Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования