«День явления Шри Нрисимхадева». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 13 мая 2014 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 39.95M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

День явления Шри Нрисимхадева

(13 мая 2014 года. Чиангмай, Таиланд)

 

#00:00:46#

Доброе утро! Сегодня мы празднуем Шри Нрисимха-чатурдаши, день явления Господа Нрисимхадева. Сегодня также шестьдесят седьмая годовщина того благоприятного дня, когда Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж пришел к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа в Шри Чайтанья Сарасват Матх.

Именно в этот день в 1947 году Шрила Говинда Махарадж вместе с группой брахмачари пересек Гангу, встретился со Шрилой Шридхаром Махараджем и начал свое служение в нашем Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:02:20#

В Надан-гхате Шрила Говинда Махарадж вел большой киртан и объяснял «Шримад-Бхагаватам» всем собравшимся преданным. Он говорил, что это собрание в Надан-гхате напоминает ему собрание преданных, когда раджа Бирхамбир пригласил Шриниваса Ачарью и других преданных, и Шринивас объяснял ему «Шримад-Бхагаватам» перед большой группой пандитов. И Гурудев говорил, что это собрание напоминает ему то самое собрание.

#00:03:38#

Шринивас Ачарья вместе с другими преданными везли писания по всей Индии. И в то время астролог сказал радже Бирхамбиру, что эти люди везут большое сокровище. Поэтому царь украл эти писания, и Шринивасу пришлось идти к нему во дворец, чтобы узнать, что случилось. Впоследствии, поскольку Шринивас Ачарья принял вызов придворных пандитов раджи Бирхамбира и победил их, царь сделал его ачарьей. Шринивас Ачарья объяснял «Шримад-Бхагаватам», и впоследствии он жил в [округе] Бакура в Вишнупуре, в Западной Бенгалии.

#00:05:27#

Когда Гурудев увидел брахмачари из Чайтанья Сарасват Матха, он сказал: «О, когда Шринивас объяснял „Бхагаватам“, он так же сиял, от него исходил божественный свет». И, увидев тот же самый свет от этих брахмачари, Гурудев немедленно привлекся ими. Он начал общаться с этими брахмачари Матха, они стали проповедовать ему, и Гурудев сказал: «Они „промыли“ мне мозги». Так началась «промывка» мозгов, они стали ему проповедовать: «Ты не есть это тело, этот мир — ничто, оставь все и предайся лотосоподобным стопам Гурудева». Гурудев проникся всем этим, искренне поверил в это, и поэтому он переплыл с ними через Гангу, пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх в этот святой день Нрисимха-чатурдаши, в этот самый день.

#00:07:10#

Гурудев ожидал увидеть великого садху Шридхара Махараджа и что-то вроде дворца, как описано в «Махабхарате» и других писаниях, риши, садху, но он увидел нечто совсем иное.

В то время, в 1947 году, [в Навадвипе на месте матха] стояло нечто вроде шалаша с двумя комнатами. В одной жил Шридхар Махарадж, а в другой Гирирадж и Махапрабху — Божества. И стоял большой шест с флагом наверху. Может быть, несколько брахмачари жили здесь и служили Шридхару Махараджу.

#00:08:38#

Когда Гурудев увидел впервые своего духовного учителя Шрилу Шридхара Махараджа, это напомнило ему описание Санатаны Госвами. Очень необыкновенный человек, утонченный, обладающий брахманическими качествами, сияющее существо. Он был очень впечатлен. В тот день был пост, и, как все знают, Шрила Гурудев не очень любит, когда преданные постятся, и он не склонен соблюдать посты. Гурудев сказал: «Я очарован вами, я встретил вас, я признал вас своим вечным духовным учителем, я оставил все и пришел к вам, но единственное, что я не могу — это поститься».

#00:10:01#

Он увидел большую папайю в это время на дереве и попросил Шридхара Махараджа: «Пожалуйста, я хочу съесть ее». Шридхар Махарадж послал брахмачари, и они сорвали эту папайю, помыли ее, разрезали, половину предложили Божествам, а половина была предложена Гурудеву. Это было в сорок седьмом году, с той поры прошло уже шестьдесят семь лет. Так начал свое существование наш Матх, так Гурудев начал свое служение в Матхе.

#00:11:01#

Никогда в жизни нельзя было видеть Гурудева постящимся, он всегда любил принимать прасад и принимать его вовремя. Однажды преданный забыл принести прасад, тогда Гурудев намочил газету и съел ее. Гурудев съел газету, потому что мы забыли предложить ему прасад. Когда это случилось еще один раз, Гурудев протянул руку, сорвал несколько листьев манго, смешал их, добавил воды, приготовил пасту и съел ее.

#00:12:31#

Шридхар Махарадж, зная об этом качестве Говинды Махараджа, всегда заботился о том, чтобы ему вовремя приносили прасадам. И даже если это был постный день, он заботился, чтобы для него была приготовлена какая-то анукалпа, не зерновой прасад, потому что Шридхар Махарадж всегда заботился о своем любимом ученике. Шрила Шридхар Махарадж всегда хранил какую-то еду для Шрилы Гурудева под своей кроватью. Шридхар Махарадж под кроватью хранил для Гурудева продукты, он доставал их и собственноручно давал их Шриле Гурудеву.

#00:13:37#

Сегодня мы постимся весь день до захода солнца, до явления Нрисимхадева, которое произошло как раз после захода солнца. И, после того как наступит это время, мы принимаем анукалпу, немного прасада. Деяния Гурудева показывают нам пример: даже если мы не в силах соблюдать пост, если нам не удается строго следовать всем принципам, все равно мы должны удовлетворять нашего духовного учителя, все равно это дает нам большую надежду. По крайней мере, мы не должны есть зерновых в этот день, потому что наш пир будет экадашным.

#00:15:14#

Если мы чувствуем слабость и чувствуем, что наше тело становится неспособным совершать служение, мы можем принять немного воды, фруктов, сока или чего-нибудь подобного. Гурудев говорил, что служение важнее, чем пост. С другой стороны, конечно, мы не должны использовать это как послабление и считать, что теперь мы будем есть все подряд, не заботясь ни о чем.

#00:16:10#

Мы все равно должны поститься, насколько это возможно, все равно должны проявлять преданность, веру и вдохновение, мы должны поклоняться Нрисимхадеву настолько, насколько это в наших силах.

Сегодня в этот благословенный день явления Нрисимхадева я постараюсь рассказать истории, связанные с этим днем, все, что я слышала от своего духовного учителя, Шрилы Гурудева. Все началось с вайшнава-апарадхи.

#00:17:13#

Однажды четверо Кумаров, сыновья Брахмы, которые странствуют по всем мирам, явились на Вишнулоку к вратам духовного мира. И, поскольку они странствуют везде, то, увидев Вишнулоку, они подумали: «Навестим Господа Вишну». Но когда они пытались войти в ворота, двое стражников, Джая и Виджая, не пустили их. Хотя четверо Кумаров, сыновья Брахмы, очень преклонного возраста, внешне они выглядят как мальчики, обнаженные мальчики пяти-шести лет. Поэтому Джая и Виджая не приняли их, не увидели их духовного положения, и, из-за этой ошибки, они не пустили этих мудрецов к Господу Вишну.

#00:19:05#

То была большая ошибка Джая и Виджая — они не пустили этих мудрецов, остановили их. И тогда четверо Кумаров в гневе прокляли Джая и Виджая. Джаю и Виджаю сказали: «Очевидно, вы погружены в страсть и невежество, поскольку не видите вещи правильно, поэтому вам нет места на Вишнулоке, вы должны отправиться в материальный мир и родиться в семьях демонов-асуров». Тут же Джая и Виджая задрожали, их тела были сброшены вниз, они пали на Землю и родились в семьях демонов.

#00:20:24#

Пока они летели вниз, в материальный мир, четверо Кумаров сказали: «Вы должны принять три рождения в материальном мире, а после трех рождений вы вернетесь обратно в духовный мир». Так Джая и Виджая приняли это проклятье и три раза родились в семьях демонов, и в тот раз, когда пришел Нрисимхадев, они родились как Хираньякша и Хираньякашипу. Оба они были ужасными демонами, но первый из них Хираньякша был убит Варахадевом.

Хираньякша терроризировал не только свою страну, но и всю Вселенную, он также отправился на райские планеты и там угрожал полубогам, управлявшим райскими планетами. Таким образом вся Вселенная была в ужасе от того, что он делает.

#00:22:29#

Он разрушал ведическую культуру, нарушал принципы дхармы и все прочее. В конце концов даже Земля упала в океан из-за его деятельности. И когда Варахадев низошел, чтобы спасти Землю, Хираньякша бросил вызов Варахадеву, самому Варахадеву. Затем Варахадев убил его в сражении и таким образом спас Землю и восстановил дхарму. Поскольку Хираньякша погиб, и Хираньякашипу понял, что он был убит Варахадевом, вся семья Хираньякашипу погрузилась в скорбь, а все жены Хираньякши стали вдовами. Хираньякашипу сказал: «Он был убит Вишну, я должен отомстить. Месть будет страшна, я отрублю голову этому Вишну, а кровь его я предложу праху своего брата, чтобы умилостивить его дух».

#00:24:40#

У Хираньякашипу был мистический трезубец, он сильно ударил им о землю, затем он бросил свой гневный взор в небо и этот взор был огненным, он приводил всех в трепет, вся Вселенная покрылась дымом. Хираньякашипу провозгласил: «О, Вишну! Я убью Тебя».

Хираньякашипу приказал своим солдатам: «Бегите по всей Земле, идите во все стороны света, оккупируйте всю Вселенную, и везде, где бы вы ни увидели принципы культуры брахманов, культуры вайшнавов, принципы культуры Вед, везде, где поклоняются коровам, где совершают огненное жертвоприношение, где поклоняются Вишну, вы должны немедленно убить всех священников, разрушить все места поклонения, осквернить их так, чтобы ничто не напоминало во всей Вселенной о том, что здесь когда-то поклонялись Вишну».

#00:26:35#

Так по его повелению все демоны бросились во все стороны света исполнять его приказы и причинили множество беспокойств всем живым существам Вселенной, а сам Хираньякашипу решил совершить очень особую аскезу. У Хираньякашипу был план стать бессмертным, стать единственным абсолютным повелителем всей Вселенной от высших до нижних миров, т. е. занять положение Господа Брахмы.

#00:27:58#

Хираньякашипу стал совершать великую аскезу, он покрылся землей, муравьи облепили его так, что его тела не было видно, и в конце концов муравьи съели всю его плоть. Но благодаря своей мистической силе Хираньякашипу продолжал поддерживать жизнь даже в костях. И на определенной стадии этой аскезы огромный огненный столб вырвался из его головы. Этот столб опалил всю Вселенную, всех живых существ в ней и даже самого Индру, а вода в реках и океанах буквально вскипела. Вся Вселенная пришла в ужас. Все обитатели Вселенной в страхе явились к Господу Брахме и стали жаловаться ему.

#00:29:42#

Тогда Брахма сел на свое воздушное средство из цветов, прилетел туда и стал искать Хираньякашипу. В конце концов он увидел огромный холм, от которого исходит сияние, и понял, что там внутри Хираньякашипу. Став свидетелем решимости Хираньякашипу, узрев не поддающееся никакому пониманию упорство, с которым он предавался этим аскезам, Брахма был очень удивлен и поражен.

Тогда Брахма взял немного воды, сбрызнул свою руку, а затем окропил этой водой скелет Хираньякашипу. Скелет немедленно обрел плоть, и Хираньякашипу стал снова молодым и сильным мужчиной. В своем обновленном теле он предложил поклоны Господу Брахме.

#00:31:17#

Хираньякашипу вознес молитвы и предложил поклоны Брахме. Хираньякашипу сказал Брахме: «О! Я хочу быть бессмертным, я хочу, чтобы меня не мог поразить никто, ни человек, ни животное, ни Бог, ни внутри, ни вовне, нигде во всех трех мирах, ни в воде, ни в воздухе, никаким видом оружия, то есть я хочу абсолютной неуязвимости». Он попросил такого благословения, он считал, что учел все возможные случаи, что никто — ни человек, ни зверь, ни Бог, — ни внутри, ни вовне, ни утром, ни ночью, никаким видом оружия [не поразит его]. Все эти благословения, как он считал, сделали его абсолютно бессмертным, то есть никто не мог удовлетворить этим условиям, чтобы убить его.

#00:33:07#

Затем он сказал: «Еще я хочу стать повелителем всей Вселенной, я хочу, чтобы все подчинялись мне, чтобы вся Вселенная жила под моим началом». Также он хотел, чтобы ему открылись все восемь совершенств йоги. Брахма дал ему все эти благословения, и так Хираньякашипу стал повелителем Вселенной.

Никому это не понравилось, все были подавлены, Хираньякашипу стал править Вселенной и все пришло в упадок на самом деле. Позднее у него появился сын. Боги стали думать: «Рождается еще один такой же асур», началась паника.

#00:34:40#

Тогда боги начали размышлять: «Только Вишну может спасти нас, поскольку именно Он источник всего, Он повелевает всем, поэтому мы должны обратиться именно к Вишну». Вишну с небес отвечал громоподобным голосом: «Скоро, очень скоро Я убью этого демона. Не беспокойтесь, все будет в порядке, но ни в коем случае не причиняйте вреда моему преданному сыну Хираньякашипу, Прахладе. Поскольку Я всегда защищаю Своих преданных, Я немедленно явлюсь и убью его [Хираньякашипу]. Наберитесь терпения, все будет хорошо».

#00:36:06#

Боги приняли это благословение и указания Вишну, вернулись к своим обычным обязанностям, стали пытаться худо-бедно исполнять их. В то время, когда Хираньякашипу совершал свои аскезы, боги, зная, что его супруга Каядху беременна, пришли к ней и хотели убить этого мальчика. Но Нарада Муни запретил им делать это, поскольку то был великий преданный Господа, он велел им отвести Каядху в его ашрам. Там Каядху провела какое-то время, слушая указания Нарады Муни. Нарада Муни начал обучать Каядху основам Вед, Веданте, а затем ведический культуре, брахманической культуре, вайшнавизму, сознанию Кришны. И все это слушал мальчик Прахлада, пребывая во чреве своей матери.

#00:38:08#

Таким образом на свет явился очень прекрасный, преисполненный всех благих качеств ребенок, который всех уважал и оказывал всем почтение. Два сына Шукрачарьи, когда Прахлада немного подрос, стали его школьными учителями. Они стали учить его основам разных наук. Они начали обучать его экономике, философии, математике, политике, всевозможным полезным для жизни предметам, но они видели, что Прахлада Махарадж нисколько этим не интересуется. Воспользовавшись временем, когда его учителя ушли, Прахлада начал проповедовать своим одноклассникам и рассказывать им все то, что он услышал от Нарады, — о сознании Кришны, о ведической культуре, о вайшнавах, о брахманах.

#00:40:00#

Все ученики очень быстро полюбили его за его качества и за то, что он так хорошо рассказывает о сознании Кришны, все они стали его последователями. Однажды Хираньякашипу, не зная ничего об этом, пригласил своего сына Прахладу, посадил его к себе на колено и спросил: «Мой сын! Чему же ты научился в школе? Расскажи мне».

Прахлада Махарадж рассказал ему только то, что слышал от Нарады Муни, о шраванам, киртанам, смаранам, пада-севанам, о всех девяти процессах преданного служения. Так он объяснил отцу то, что знал о преданном служении.

#00:41:23#

Хираньякашипу сказал: «Что? Я учил тебя, чтобы ты стал нормальным человеком, чтобы ты жил в цивилизованном обществе демонов, обучил тебя стольким предметам. И после всего этого все, что я от тебя слышу, — это только Вишну, Вишну, Вишну!» Тогда он скинул Прахладу со своего колена и приказал солдатам убить его. Они придумали тысячи всевозможных способов, чтобы убить его, пытались и так, и этак, но у них ничего не получалось.

#00:42:20#

Они поднимали его на вершину горы и скидывали в ущелье, они бросали его под ноги слонам, бросали в колодец с ядовитыми змеями, но он не умирал. Они тяжело трудились, чтобы убить его, но у них ничего не получалось. Атмосфера накалялась, они пытались его убить, они чувствовали, что не могут сделать этого, ситуация становилась все более напряженной, и в конце концов Хираньякашипу решил лично убить Прахладу, он бросил ему вызов.

#00:43:27#

Он сказал: «Ну что твой Господь? Ты говоришь, Он повсюду. Так, что, Он даже вот в этой колонне?» И он оскорбительно, язвительно посмотрел на Прахладу, ожидая его ответа. Прахлада сказал: «Да! Господь повсюду, в том числе в этой колонне».

Когда состоялась эта беседа, наступили сумерки, то есть был ни день, ни ночь, а промежуточное состояние между ними. Когда он сказал это, колонна стала крошиться на куски, и из нее донесся ужасающий, душераздирающий звук, вместе с ним из колонны вышло невиданное существо, получеловек-полулев — это был Сам Нрисимхадев.

#00:45:05#

Необыкновенно могущественный Хираньякашипу, сам правитель этой Вселенной, выглядел по сравнению с Ним словно маленькая оса. Тем не менее он не испугался, напал на Нрисимхадева, завязалась устрашающая битва. В тот самый момент, в то самое время суток, которое не было ни днем, ни ночью, Нрисимхадев вступил на порог дворца, что было ни внутри, ни вовне. Он положил к Себе на колени Хираньякашипу, что было ни небом, ни воздухом, ни водой, и Он разорвал его Своими когтями, что не было ни одним из видов оружия. Тем самым Он исполнил условия Брахмы. Он вырвал кишки Хираньякашипу и намотал их Себе на шею.

#00:47:01#

Так Господь Вишну удовлетворил всем условиям договора: [убийство демона] не произошло ни внутри, ни вовне, ни днем, ни ночью, ни в воздухе, ни в воде, ни на земле. Это не был ни человек, ни животное, ни божество с райских планет. И это были сумерки. Таким образом все условия были соблюдены, Господь Нрисимхадев убил Хираньякашипу, вырвал его кишки, намотал их Себе на шею и издал громоподобный рев, который сотряс все планеты. Все обитатели Вселенной немедленно явились, чтобы поклониться Нрисимхадеву.

#00:48:04#

Они держались на большом расстоянии, увидев, что Господь Вишну исполнил Свой обет. Он действительно убил этого страшного демона. Все боги созерцали гигантский облик получеловека-полульва, непостижимую форму Вишну. И всех охватил трепет, никто не осмеливался подойти к Нему.

Нрисимхадев был ужасен, Он был в страшном гневе из-за того, что Его преданного оскорбили, из-за того, что преданного пытали, хотели убить, из-за того, что над ним так жестоко издевались, и Он стал олицетворением ужаса для всех богов.

Боги были в очень трудной ситуации. С одной стороны, они боялись этого облика Вишну, держались поодаль, никто не решался подойти. С другой стороны, они понимали, что им нужно что-то предпринять, но никто не знал, что именно нужно сделать. Царило великое смятение, великая паника среди них.

#00:49:47#

Потом они поняли, что только Прахлада может умиротворить Нрисимхадева. И тогда они сказали Прахладе Махараджу: «Итак, вот Нрисимхадев, Он жаждет твоих молитв. Пожалуйста, отправься к Нему и удовлетвори Его своими молитвами».

Тогда Прахлада Махарадж стал удовлетворять молитвами [Нрисимхадева], и постепенно, слушая молитвы Прахлады, Нрисимхадев успокаивался. В конце концов Он полностью стал умиротворенным и явил Свой великодушный облик. Словно довольный лев, Он стал облизывать Прахладу Махараджа, голову Прахлады Махараджа Своим языком.

В нашем Матхе — Шри Чайтанья Сарасват Матхе — мы поклоняемся Шри Нрисимхадеву в одном месте, которое называется Нрисимха-пали. Это то самое место. Там есть большой пруд, в котором Нрисимхадев отдыхал после того, как Он убил демона Хираньякашипу.

#00:51:42#

Таковы деяния Нрисимхадева, они описаны в писаниях, там приводится много деталей. Может быть, [в моем пересказе] какие-то детали упущены, но в целом это было так. Есть особое писание, которое называется «Прахлада-чарита», в нем описаны деяния Прахлады Махараджа. Это учение Прахлады Махараджа, его молитвы и то, что он говорил своим одноклассникам.

Поскольку он обладал полным трансцендентным осознанием и великой преданностью, он обучался сознанию Кришны очень изысканно. Это было очень глубоко, очень последовательно. И очень логично все изложено в этой книге.

#00:53:28#

На самом деле «Прахлада-чарита» — это часть одной главы седьмой песни «Бхагаватам», где описывается настроение Прахлады Махараджа. Он полностью описывает материальный мир, ужасы материального существования, его бессмысленность, его безнадежность. Есть известные слова, где он говорит, что мирское счастье — это пережевывание пережеванного снова и снова. Он обладал очень ясным пониманием этих вещей.

Госвами Махарадж сегодня в своей лекции наверняка расскажет о наставлениях Прахлады Махараджа, о его деяниях, объяснит аспекты его философии. Это все произойдет в сумерки, это очень важное время, потому что именно в сумерки явился Нрисимхадев. Основная часть фестиваля Нрисимха-чатурдаши, основа этого праздника приходится именно на сумерки. Госвами Махарадж придет и расскажет нам обо всем этом.

#00:55:00#

Мы пребываем в ожидании того, что произойдет позже. Мы пребываем в ожидании того, что произойдет вечером. Наш фестиваль только начинается, но мы будем воспевать, мы будем поститься, мы будем вспоминать деяния [Господа Нрисимхадева и Прахлады Махараджа], это большой праздник. Он закончится только вечером. Сегодня у нас целый день, чтобы отпраздновать, чтобы вспомнить, чтобы послужить. Мы ждем, что вечером Госвами Махарадж даст большую лекцию.

Джай Бхакти-вигна-винашая Бхагаван Шри Нрисимхадев ки джай!

Прахлада Махарадж ки джай!

Шри Нрисимха-чатурдаши ки джай!

Джай ананта-коти вайшнава-вринда ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Гаура-премананде!

#00:56:39#

намас те нарасим̇ха̄йа
прахла̄да̄хла̄да-да̄йине
хиран̣йакаш́ипор вакш̣ах̣-
ш́ила̄-т̣ан̇ка-накха̄лайе[1]

ито нр̣сим̇хах̣ парато нр̣сим̇хо
йато йато йа̄ми тато нр̣сим̇хах̣
бахир нр̣сим̇хо хр̣дайе нр̣сим̇хо
нр̣сим̇хам а̄дим̇ ш́аран̣ам̇ прападйе[2]

#00:57:18#

тава кара-камала-варе накхам адбхута-ш́р̣н̇гам̇
далита-хиран̣йакаш́ипу-тану-бхр̣н̇гам
кеш́ава дхр̣та-нарахари-рӯпа джайа джагадӣш́а харе
джайа джагадӣш́а харе
джайа джагадӣш́а харе[3]

[прославления Шри Нрисимхадева, Прахлады Махараджа, Шри Гирираджа и Шрилы Гурудева]

Нитай-Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Переводчик: Шрипад Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Сулалита Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] «Я почтительно склоняюсь перед Господом Нарасимхой, Который одаривает радостью Прахладу Махараджа, и Чьи ногти подобны резцам на твердокаменной груди демона Хираньякашипу».

[2] «Господь Нрисимха здесь и там. Куда бы я ни отправился, Господь Нрисимха всегда рядом. Он в моем сердце и вне его. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего и верховному прибежищу!»

[3] «О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик человека-льва! Слава Тебе! Так же легко, как человек разрывает осу ногтями, Ты разорвал тело похожего на осу демона Хираньякашипу удивительными острыми ногтями Своих прекрасных лотосоподобных рук» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 4).

 



←  «Шри Нрисимха-чатурдаши». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 мая 1999 года. Шри Говинда Дхам, Мурвиллумбаха, Австралия | “Sri Nrisimha Chaturdasi.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 2 May 1999. Sri Govinda Dham, Murwillumbah, Australia ·• Архив новостей •· “Nrisingha | Half-Man, Half-Lion Avatar.” Srila B. S. Goswami Maharaj. May 5, 2012. Chiang Mai, Thailand | «Нрисингха | Воплощение Бога в образе получеловека-полульва». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 мая 2012 года. Чиангмай, Таиланд  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 41.9 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

День явления Шри Нрисимхадева

(13 мая 2014 года. Чиангмай, Таиланд)

 

#00:00:46#

Доброе утро! Сегодня мы празднуем Шри Нрисимха-чатурдаши, день явления Господа Нрисимхадева. Сегодня также шестьдесят седьмая годовщина того благоприятного дня, когда Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж пришел к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа в Шри Чайтанья Сарасват Матх.

Именно в этот день в 1947 году Шрила Говинда Махарадж вместе с группой брахмачари пересек Гангу, встретился со Шрилой Шридхаром Махараджем и начал свое служение в нашем Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:02:20#

В Надан-гхате Шрила Говинда Махарадж вел большой киртан и объяснял «Шримад-Бхагаватам» всем собравшимся преданным. Он говорил, что это собрание в Надан-гхате напоминает ему собрание преданных, когда раджа Бирхамбир пригласил Шриниваса Ачарью и других преданных, и Шринивас объяснял ему «Шримад-Бхагаватам» перед большой группой пандитов. И Гурудев говорил, что это собрание напоминает ему то самое собрание.

#00:03:38#

Шринивас Ачарья вместе с другими преданными везли писания по всей Индии. И в то время астролог сказал радже Бирхамбиру, что эти люди везут большое сокровище. Поэтому царь украл эти писания, и Шринивасу пришлось идти к нему во дворец, чтобы узнать, что случилось. Впоследствии, поскольку Шринивас Ачарья принял вызов придворных пандитов раджи Бирхамбира и победил их, царь сделал его ачарьей. Шринивас Ачарья объяснял «Шримад-Бхагаватам», и впоследствии он жил в [округе] Бакура в Вишнупуре, в Западной Бенгалии.

#00:05:27#

Когда Гурудев увидел брахмачари из Чайтанья Сарасват Матха, он сказал: «О, когда Шринивас объяснял „Бхагаватам“, он так же сиял, от него исходил божественный свет». И, увидев тот же самый свет от этих брахмачари, Гурудев немедленно привлекся ими. Он начал общаться с этими брахмачари Матха, они стали проповедовать ему, и Гурудев сказал: «Они „промыли“ мне мозги». Так началась «промывка» мозгов, они стали ему проповедовать: «Ты не есть это тело, этот мир — ничто, оставь все и предайся лотосоподобным стопам Гурудева». Гурудев проникся всем этим, искренне поверил в это, и поэтому он переплыл с ними через Гангу, пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх в этот святой день Нрисимха-чатурдаши, в этот самый день.

#00:07:10#

Гурудев ожидал увидеть великого садху Шридхара Махараджа и что-то вроде дворца, как описано в «Махабхарате» и других писаниях, риши, садху, но он увидел нечто совсем иное.

В то время, в 1947 году, [в Навадвипе на месте матха] стояло нечто вроде шалаша с двумя комнатами. В одной жил Шридхар Махарадж, а в другой Гирирадж и Махапрабху — Божества. И стоял большой шест с флагом наверху. Может быть, несколько брахмачари жили здесь и служили Шридхару Махараджу.

#00:08:38#

Когда Гурудев увидел впервые своего духовного учителя Шрилу Шридхара Махараджа, это напомнило ему описание Санатаны Госвами. Очень необыкновенный человек, утонченный, обладающий брахманическими качествами, сияющее существо. Он был очень впечатлен. В тот день был пост, и, как все знают, Шрила Гурудев не очень любит, когда преданные постятся, и он не склонен соблюдать посты. Гурудев сказал: «Я очарован вами, я встретил вас, я признал вас своим вечным духовным учителем, я оставил все и пришел к вам, но единственное, что я не могу — это поститься».

#00:10:01#

Он увидел большую папайю в это время на дереве и попросил Шридхара Махараджа: «Пожалуйста, я хочу съесть ее». Шридхар Махарадж послал брахмачари, и они сорвали эту папайю, помыли ее, разрезали, половину предложили Божествам, а половина была предложена Гурудеву. Это было в сорок седьмом году, с той поры прошло уже шестьдесят семь лет. Так начал свое существование наш Матх, так Гурудев начал свое служение в Матхе.

#00:11:01#

Никогда в жизни нельзя было видеть Гурудева постящимся, он всегда любил принимать прасад и принимать его вовремя. Однажды преданный забыл принести прасад, тогда Гурудев намочил газету и съел ее. Гурудев съел газету, потому что мы забыли предложить ему прасад. Когда это случилось еще один раз, Гурудев протянул руку, сорвал несколько листьев манго, смешал их, добавил воды, приготовил пасту и съел ее.

#00:12:31#

Шридхар Махарадж, зная об этом качестве Говинды Махараджа, всегда заботился о том, чтобы ему вовремя приносили прасадам. И даже если это был постный день, он заботился, чтобы для него была приготовлена какая-то анукалпа, не зерновой прасад, потому что Шридхар Махарадж всегда заботился о своем любимом ученике. Шрила Шридхар Махарадж всегда хранил какую-то еду для Шрилы Гурудева под своей кроватью. Шридхар Махарадж под кроватью хранил для Гурудева продукты, он доставал их и собственноручно давал их Шриле Гурудеву.

#00:13:37#

Сегодня мы постимся весь день до захода солнца, до явления Нрисимхадева, которое произошло как раз после захода солнца. И, после того как наступит это время, мы принимаем анукалпу, немного прасада. Деяния Гурудева показывают нам пример: даже если мы не в силах соблюдать пост, если нам не удается строго следовать всем принципам, все равно мы должны удовлетворять нашего духовного учителя, все равно это дает нам большую надежду. По крайней мере, мы не должны есть зерновых в этот день, потому что наш пир будет экадашным.

#00:15:14#

Если мы чувствуем слабость и чувствуем, что наше тело становится неспособным совершать служение, мы можем принять немного воды, фруктов, сока или чего-нибудь подобного. Гурудев говорил, что служение важнее, чем пост. С другой стороны, конечно, мы не должны использовать это как послабление и считать, что теперь мы будем есть все подряд, не заботясь ни о чем.

#00:16:10#

Мы все равно должны поститься, насколько это возможно, все равно должны проявлять преданность, веру и вдохновение, мы должны поклоняться Нрисимхадеву настолько, насколько это в наших силах.

Сегодня в этот благословенный день явления Нрисимхадева я постараюсь рассказать истории, связанные с этим днем, все, что я слышала от своего духовного учителя, Шрилы Гурудева. Все началось с вайшнава-апарадхи.

#00:17:13#

Однажды четверо Кумаров, сыновья Брахмы, которые странствуют по всем мирам, явились на Вишнулоку к вратам духовного мира. И, поскольку они странствуют везде, то, увидев Вишнулоку, они подумали: «Навестим Господа Вишну». Но когда они пытались войти в ворота, двое стражников, Джая и Виджая, не пустили их. Хотя четверо Кумаров, сыновья Брахмы, очень преклонного возраста, внешне они выглядят как мальчики, обнаженные мальчики пяти-шести лет. Поэтому Джая и Виджая не приняли их, не увидели их духовного положения, и, из-за этой ошибки, они не пустили этих мудрецов к Господу Вишну.

#00:19:05#

То была большая ошибка Джая и Виджая — они не пустили этих мудрецов, остановили их. И тогда четверо Кумаров в гневе прокляли Джая и Виджая. Джаю и Виджаю сказали: «Очевидно, вы погружены в страсть и невежество, поскольку не видите вещи правильно, поэтому вам нет места на Вишнулоке, вы должны отправиться в материальный мир и родиться в семьях демонов-асуров». Тут же Джая и Виджая задрожали, их тела были сброшены вниз, они пали на Землю и родились в семьях демонов.

#00:20:24#

Пока они летели вниз, в материальный мир, четверо Кумаров сказали: «Вы должны принять три рождения в материальном мире, а после трех рождений вы вернетесь обратно в духовный мир». Так Джая и Виджая приняли это проклятье и три раза родились в семьях демонов, и в тот раз, когда пришел Нрисимхадев, они родились как Хираньякша и Хираньякашипу. Оба они были ужасными демонами, но первый из них Хираньякша был убит Варахадевом.

Хираньякша терроризировал не только свою страну, но и всю Вселенную, он также отправился на райские планеты и там угрожал полубогам, управлявшим райскими планетами. Таким образом вся Вселенная была в ужасе от того, что он делает.

#00:22:29#

Он разрушал ведическую культуру, нарушал принципы дхармы и все прочее. В конце концов даже Земля упала в океан из-за его деятельности. И когда Варахадев низошел, чтобы спасти Землю, Хираньякша бросил вызов Варахадеву, самому Варахадеву. Затем Варахадев убил его в сражении и таким образом спас Землю и восстановил дхарму. Поскольку Хираньякша погиб, и Хираньякашипу понял, что он был убит Варахадевом, вся семья Хираньякашипу погрузилась в скорбь, а все жены Хираньякши стали вдовами. Хираньякашипу сказал: «Он был убит Вишну, я должен отомстить. Месть будет страшна, я отрублю голову этому Вишну, а кровь его я предложу праху своего брата, чтобы умилостивить его дух».

#00:24:40#

У Хираньякашипу был мистический трезубец, он сильно ударил им о землю, затем он бросил свой гневный взор в небо и этот взор был огненным, он приводил всех в трепет, вся Вселенная покрылась дымом. Хираньякашипу провозгласил: «О, Вишну! Я убью Тебя».

Хираньякашипу приказал своим солдатам: «Бегите по всей Земле, идите во все стороны света, оккупируйте всю Вселенную, и везде, где бы вы ни увидели принципы культуры брахманов, культуры вайшнавов, принципы культуры Вед, везде, где поклоняются коровам, где совершают огненное жертвоприношение, где поклоняются Вишну, вы должны немедленно убить всех священников, разрушить все места поклонения, осквернить их так, чтобы ничто не напоминало во всей Вселенной о том, что здесь когда-то поклонялись Вишну».

#00:26:35#

Так по его повелению все демоны бросились во все стороны света исполнять его приказы и причинили множество беспокойств всем живым существам Вселенной, а сам Хираньякашипу решил совершить очень особую аскезу. У Хираньякашипу был план стать бессмертным, стать единственным абсолютным повелителем всей Вселенной от высших до нижних миров, т. е. занять положение Господа Брахмы.

#00:27:58#

Хираньякашипу стал совершать великую аскезу, он покрылся землей, муравьи облепили его так, что его тела не было видно, и в конце концов муравьи съели всю его плоть. Но благодаря своей мистической силе Хираньякашипу продолжал поддерживать жизнь даже в костях. И на определенной стадии этой аскезы огромный огненный столб вырвался из его головы. Этот столб опалил всю Вселенную, всех живых существ в ней и даже самого Индру, а вода в реках и океанах буквально вскипела. Вся Вселенная пришла в ужас. Все обитатели Вселенной в страхе явились к Господу Брахме и стали жаловаться ему.

#00:29:42#

Тогда Брахма сел на свое воздушное средство из цветов, прилетел туда и стал искать Хираньякашипу. В конце концов он увидел огромный холм, от которого исходит сияние, и понял, что там внутри Хираньякашипу. Став свидетелем решимости Хираньякашипу, узрев не поддающееся никакому пониманию упорство, с которым он предавался этим аскезам, Брахма был очень удивлен и поражен.

Тогда Брахма взял немного воды, сбрызнул свою руку, а затем окропил этой водой скелет Хираньякашипу. Скелет немедленно обрел плоть, и Хираньякашипу стал снова молодым и сильным мужчиной. В своем обновленном теле он предложил поклоны Господу Брахме.

#00:31:17#

Хираньякашипу вознес молитвы и предложил поклоны Брахме. Хираньякашипу сказал Брахме: «О! Я хочу быть бессмертным, я хочу, чтобы меня не мог поразить никто, ни человек, ни животное, ни Бог, ни внутри, ни вовне, нигде во всех трех мирах, ни в воде, ни в воздухе, никаким видом оружия, то есть я хочу абсолютной неуязвимости». Он попросил такого благословения, он считал, что учел все возможные случаи, что никто — ни человек, ни зверь, ни Бог, — ни внутри, ни вовне, ни утром, ни ночью, никаким видом оружия [не поразит его]. Все эти благословения, как он считал, сделали его абсолютно бессмертным, то есть никто не мог удовлетворить этим условиям, чтобы убить его.

#00:33:07#

Затем он сказал: «Еще я хочу стать повелителем всей Вселенной, я хочу, чтобы все подчинялись мне, чтобы вся Вселенная жила под моим началом». Также он хотел, чтобы ему открылись все восемь совершенств йоги. Брахма дал ему все эти благословения, и так Хираньякашипу стал повелителем Вселенной.

Никому это не понравилось, все были подавлены, Хираньякашипу стал править Вселенной и все пришло в упадок на самом деле. Позднее у него появился сын. Боги стали думать: «Рождается еще один такой же асур», началась паника.

#00:34:40#

Тогда боги начали размышлять: «Только Вишну может спасти нас, поскольку именно Он источник всего, Он повелевает всем, поэтому мы должны обратиться именно к Вишну». Вишну с небес отвечал громоподобным голосом: «Скоро, очень скоро Я убью этого демона. Не беспокойтесь, все будет в порядке, но ни в коем случае не причиняйте вреда моему преданному сыну Хираньякашипу, Прахладе. Поскольку Я всегда защищаю Своих преданных, Я немедленно явлюсь и убью его [Хираньякашипу]. Наберитесь терпения, все будет хорошо».

#00:36:06#

Боги приняли это благословение и указания Вишну, вернулись к своим обычным обязанностям, стали пытаться худо-бедно исполнять их. В то время, когда Хираньякашипу совершал свои аскезы, боги, зная, что его супруга Каядху беременна, пришли к ней и хотели убить этого мальчика. Но Нарада Муни запретил им делать это, поскольку то был великий преданный Господа, он велел им отвести Каядху в его ашрам. Там Каядху провела какое-то время, слушая указания Нарады Муни. Нарада Муни начал обучать Каядху основам Вед, Веданте, а затем ведический культуре, брахманической культуре, вайшнавизму, сознанию Кришны. И все это слушал мальчик Прахлада, пребывая во чреве своей матери.

#00:38:08#

Таким образом на свет явился очень прекрасный, преисполненный всех благих качеств ребенок, который всех уважал и оказывал всем почтение. Два сына Шукрачарьи, когда Прахлада немного подрос, стали его школьными учителями. Они стали учить его основам разных наук. Они начали обучать его экономике, философии, математике, политике, всевозможным полезным для жизни предметам, но они видели, что Прахлада Махарадж нисколько этим не интересуется. Воспользовавшись временем, когда его учителя ушли, Прахлада начал проповедовать своим одноклассникам и рассказывать им все то, что он услышал от Нарады, — о сознании Кришны, о ведической культуре, о вайшнавах, о брахманах.

#00:40:00#

Все ученики очень быстро полюбили его за его качества и за то, что он так хорошо рассказывает о сознании Кришны, все они стали его последователями. Однажды Хираньякашипу, не зная ничего об этом, пригласил своего сына Прахладу, посадил его к себе на колено и спросил: «Мой сын! Чему же ты научился в школе? Расскажи мне».

Прахлада Махарадж рассказал ему только то, что слышал от Нарады Муни, о шраванам, киртанам, смаранам, пада-севанам, о всех девяти процессах преданного служения. Так он объяснил отцу то, что знал о преданном служении.

#00:41:23#

Хираньякашипу сказал: «Что? Я учил тебя, чтобы ты стал нормальным человеком, чтобы ты жил в цивилизованном обществе демонов, обучил тебя стольким предметам. И после всего этого все, что я от тебя слышу, — это только Вишну, Вишну, Вишну!» Тогда он скинул Прахладу со своего колена и приказал солдатам убить его. Они придумали тысячи всевозможных способов, чтобы убить его, пытались и так, и этак, но у них ничего не получалось.

#00:42:20#

Они поднимали его на вершину горы и скидывали в ущелье, они бросали его под ноги слонам, бросали в колодец с ядовитыми змеями, но он не умирал. Они тяжело трудились, чтобы убить его, но у них ничего не получалось. Атмосфера накалялась, они пытались его убить, они чувствовали, что не могут сделать этого, ситуация становилась все более напряженной, и в конце концов Хираньякашипу решил лично убить Прахладу, он бросил ему вызов.

#00:43:27#

Он сказал: «Ну что твой Господь? Ты говоришь, Он повсюду. Так, что, Он даже вот в этой колонне?» И он оскорбительно, язвительно посмотрел на Прахладу, ожидая его ответа. Прахлада сказал: «Да! Господь повсюду, в том числе в этой колонне».

Когда состоялась эта беседа, наступили сумерки, то есть был ни день, ни ночь, а промежуточное состояние между ними. Когда он сказал это, колонна стала крошиться на куски, и из нее донесся ужасающий, душераздирающий звук, вместе с ним из колонны вышло невиданное существо, получеловек-полулев — это был Сам Нрисимхадев.

#00:45:05#

Необыкновенно могущественный Хираньякашипу, сам правитель этой Вселенной, выглядел по сравнению с Ним словно маленькая оса. Тем не менее он не испугался, напал на Нрисимхадева, завязалась устрашающая битва. В тот самый момент, в то самое время суток, которое не было ни днем, ни ночью, Нрисимхадев вступил на порог дворца, что было ни внутри, ни вовне. Он положил к Себе на колени Хираньякашипу, что было ни небом, ни воздухом, ни водой, и Он разорвал его Своими когтями, что не было ни одним из видов оружия. Тем самым Он исполнил условия Брахмы. Он вырвал кишки Хираньякашипу и намотал их Себе на шею.

#00:47:01#

Так Господь Вишну удовлетворил всем условиям договора: [убийство демона] не произошло ни внутри, ни вовне, ни днем, ни ночью, ни в воздухе, ни в воде, ни на земле. Это не был ни человек, ни животное, ни божество с райских планет. И это были сумерки. Таким образом все условия были соблюдены, Господь Нрисимхадев убил Хираньякашипу, вырвал его кишки, намотал их Себе на шею и издал громоподобный рев, который сотряс все планеты. Все обитатели Вселенной немедленно явились, чтобы поклониться Нрисимхадеву.

#00:48:04#

Они держались на большом расстоянии, увидев, что Господь Вишну исполнил Свой обет. Он действительно убил этого страшного демона. Все боги созерцали гигантский облик получеловека-полульва, непостижимую форму Вишну. И всех охватил трепет, никто не осмеливался подойти к Нему.

Нрисимхадев был ужасен, Он был в страшном гневе из-за того, что Его преданного оскорбили, из-за того, что преданного пытали, хотели убить, из-за того, что над ним так жестоко издевались, и Он стал олицетворением ужаса для всех богов.

Боги были в очень трудной ситуации. С одной стороны, они боялись этого облика Вишну, держались поодаль, никто не решался подойти. С другой стороны, они понимали, что им нужно что-то предпринять, но никто не знал, что именно нужно сделать. Царило великое смятение, великая паника среди них.

#00:49:47#

Потом они поняли, что только Прахлада может умиротворить Нрисимхадева. И тогда они сказали Прахладе Махараджу: «Итак, вот Нрисимхадев, Он жаждет твоих молитв. Пожалуйста, отправься к Нему и удовлетвори Его своими молитвами».

Тогда Прахлада Махарадж стал удовлетворять молитвами [Нрисимхадева], и постепенно, слушая молитвы Прахлады, Нрисимхадев успокаивался. В конце концов Он полностью стал умиротворенным и явил Свой великодушный облик. Словно довольный лев, Он стал облизывать Прахладу Махараджа, голову Прахлады Махараджа Своим языком.

В нашем Матхе — Шри Чайтанья Сарасват Матхе — мы поклоняемся Шри Нрисимхадеву в одном месте, которое называется Нрисимха-пали. Это то самое место. Там есть большой пруд, в котором Нрисимхадев отдыхал после того, как Он убил демона Хираньякашипу.

#00:51:42#

Таковы деяния Нрисимхадева, они описаны в писаниях, там приводится много деталей. Может быть, [в моем пересказе] какие-то детали упущены, но в целом это было так. Есть особое писание, которое называется «Прахлада-чарита», в нем описаны деяния Прахлады Махараджа. Это учение Прахлады Махараджа, его молитвы и то, что он говорил своим одноклассникам.

Поскольку он обладал полным трансцендентным осознанием и великой преданностью, он обучался сознанию Кришны очень изысканно. Это было очень глубоко, очень последовательно. И очень логично все изложено в этой книге.

#00:53:28#

На самом деле «Прахлада-чарита» — это часть одной главы седьмой песни «Бхагаватам», где описывается настроение Прахлады Махараджа. Он полностью описывает материальный мир, ужасы материального существования, его бессмысленность, его безнадежность. Есть известные слова, где он говорит, что мирское счастье — это пережевывание пережеванного снова и снова. Он обладал очень ясным пониманием этих вещей.

Госвами Махарадж сегодня в своей лекции наверняка расскажет о наставлениях Прахлады Махараджа, о его деяниях, объяснит аспекты его философии. Это все произойдет в сумерки, это очень важное время, потому что именно в сумерки явился Нрисимхадев. Основная часть фестиваля Нрисимха-чатурдаши, основа этого праздника приходится именно на сумерки. Госвами Махарадж придет и расскажет нам обо всем этом.

#00:55:00#

Мы пребываем в ожидании того, что произойдет позже. Мы пребываем в ожидании того, что произойдет вечером. Наш фестиваль только начинается, но мы будем воспевать, мы будем поститься, мы будем вспоминать деяния [Господа Нрисимхадева и Прахлады Махараджа], это большой праздник. Он закончится только вечером. Сегодня у нас целый день, чтобы отпраздновать, чтобы вспомнить, чтобы послужить. Мы ждем, что вечером Госвами Махарадж даст большую лекцию.

Джай Бхакти-вигна-винашая Бхагаван Шри Нрисимхадев ки джай!

Прахлада Махарадж ки джай!

Шри Нрисимха-чатурдаши ки джай!

Джай ананта-коти вайшнава-вринда ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Гаура-премананде!

#00:56:39#

намас те нарасим̇ха̄йа
прахла̄да̄хла̄да-да̄йине
хиран̣йакаш́ипор вакш̣ах̣-
ш́ила̄-т̣ан̇ка-накха̄лайе[1]

ито нр̣сим̇хах̣ парато нр̣сим̇хо
йато йато йа̄ми тато нр̣сим̇хах̣
бахир нр̣сим̇хо хр̣дайе нр̣сим̇хо
нр̣сим̇хам а̄дим̇ ш́аран̣ам̇ прападйе[2]

#00:57:18#

тава кара-камала-варе накхам адбхута-ш́р̣н̇гам̇
далита-хиран̣йакаш́ипу-тану-бхр̣н̇гам
кеш́ава дхр̣та-нарахари-рӯпа джайа джагадӣш́а харе
джайа джагадӣш́а харе
джайа джагадӣш́а харе[3]

[прославления Шри Нрисимхадева, Прахлады Махараджа, Шри Гирираджа и Шрилы Гурудева]

Нитай-Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Переводчик: Шрипад Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Сулалита Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] «Я почтительно склоняюсь перед Господом Нарасимхой, Который одаривает радостью Прахладу Махараджа, и Чьи ногти подобны резцам на твердокаменной груди демона Хираньякашипу».

[2] «Господь Нрисимха здесь и там. Куда бы я ни отправился, Господь Нрисимха всегда рядом. Он в моем сердце и вне его. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего и верховному прибежищу!»

[3] «О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик человека-льва! Слава Тебе! Так же легко, как человек разрывает осу ногтями, Ты разорвал тело похожего на осу демона Хираньякашипу удивительными острыми ногтями Своих прекрасных лотосоподобных рук» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 4).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования