«Благословения». Шрила Б. В. Тривикрам Махарадж. 17 апреля 2015 года. Москва, Кисельный. Дневная лекция

Шрила Бхакти Виджай Тривикрам Махарадж

Благословения

(17 апреля 2015 года, Москва, Кисельный)

 

И тогда я начинаю чувствовать, насколько я глуп, что первоначально отказывался от этой идеи — путешествовать. Последнее празднование Гаура-Пурнимы в Индии было замечательным. Западных преданных, приехавших на фестиваль, было около ста пятидесяти. Сто пятьдесят западных преданных и сотни, тысячи местных преданных, индийских. Но числом индийскими преданными нас не удивить, каждый год многие индийцы приезжают. Но пусть сто пятьдесят — небольшое число, но когда я видел, как миссия Шрилы Гурудева вновь, можно сказать, возрождается или как вновь все приходит в норму в этой миссии, как эта миссия вновь становится такой же, какой процветающей была при Шриле Говинде Махарадже, когда я видел в этом году, насколько было все безупречно организовано под началом Шрилы Ачарьи Махараджа, то сердце мое очень радовалось.

#00:02:25#

После этого я отправился в Малайзию, где я увидел, как преданные счастливы, радостно совершают свое прекрасное служение. Речь идет о Джаяшри и ее родственниках, семье. Чудесный прасадам. Эта семья преданных славятся прасадамом. Затем я отправился в Австралию, где встретился с преданными. Опять же, чудесный прасадам, нагар-санкиртан, прогулки по берегу, походы на пляж, вновь нагар-санкиртан и чудесный прасадам, прекрасные проповеднические программы. Затем я отправился в Италию. Чудесный, потрясающий прасадам, много макарон, пасты, джелато (итальянское мороженое), пицца. Мы много проповедовали, преданные были очень прекрасные, сладостные. Красивые, старинные Итальянские деревни, пикники в цветущих садах. Вилла-Говинда — это очень-очень красивый ашрам. Несколько дней мы провели в Риме, где также проходили прекрасные программы, приехало множество преданных. Мы ходили на экскурсии, мы бывали в старинных церквях, мы побывали на территории Ватикана. В Риме — столице Италии — каждый день воскресенье. Солнце, красивые люди на улицах, и все очень счастливы.

#00:05:04#

И вот я оказался в Москве. Утром — чудесный прасадам, прекрасный пир, прекрасный храм. И все эти реалии — преданные, прасадам, храм — напоминают мне о моем друге Шриле Авадхуте Махарадже, и я думаю о том, насколько прекрасно его сердце, из которого и благодаря которому все это проявилось. И тогда я вспоминаю эту максиму — то представление, согласно которому жизнь санньяси нелегка. Но в итоге жизнь санньяси сводится к тому, что ты путешествуешь, ты посещаешь прекрасные места, ты всегда окружен прекрасными людьми и наслаждаешься чудесным прасадом — да, очень тяжелая жизнь, что и говорить.

#00:06:29#

Я чувствую, насколько велика моя удача, мое везение, поскольку мне выпала возможность видеть вас всех. У меня есть некая идея относительно духовности, очень личная идея. Наш долг состоит в том, чтобы изучать священные писания, такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита» и многие другие, и мы делаем это. Но то, что по-настоящему, на самом деле питает, укрепляет, поддерживает мое сердце, — это такое явление, как общество друзей в сознании Кришны. И то не было некое формальное наставление, но оно было наставлением по сути. Я всегда видел, как Шрила Говинда Махарадж ведет себя именно так, таким образом. Он говорил о том, что бальзамом, источником жизни для его сердца служит подобное общение с преданными: когда он видит преданных, когда он видит их лица, когда он чувствует их настроение, когда он видит их настроение служения. Подобное соприкосновение с ними — источник жизни, поддержки, пищи для его сердца.

#00:08:50#

Поэтому моей практикой сознания Кришны, ее содержанием является этот взаимообмен любовью, любящее взаимодействие с преданными. Я чувствую, что подобный взаимообмен, подобное взаимодействие воистину питает мое сердце. Шрила Говинда Махарадж одарил меня своими благословениями. Благодаря его благословениям у меня есть возможность странствовать, путешествовать по миру, встречать разных преданных, с разной ментальностью, разным умонастроением, и я чувствую, что таким образом (путешествия, это общение с преданными) Шрила Гурудев меня поддерживает. Поэтому, как было сказано [может быть, я не достаточно внятно перевел то, что до этого Махарадж говорил — переводчик], у нас есть некие практики, которым мы следуем, такие как изучение священных писаний, как поклонение Господу в виде Божества и так далее и тому подобное. Но для чего, каков смысл этих практик, для чего они предназначены? Размышляя над этим, я понимаю, что эти практики призваны изменить наше сердце, они не являются лишь некой внешней деятельностью. А сердце должно быть готово экстрагировать, извлекать или получать махапрасадам из каждого угла, отовсюду. Под махапрасадамом я подразумеваю благословения Гурудева.

#00:11:17#

Процесс сознания Кришны — это процесс изменения, преображения сердца. Это не процесс академического изучения. Нам промыли мозги так называемым академизмом. Когда ты ученый и находишься в этой миссии, то академические познания — это хорошо и замечательно. Но все практики, все формы служат одной единственной цели — изменению сердца, и это преображение сердца делает нас свободными. И когда это происходит, тогда весь мир становится нашим домом. А подобное достижение возможно благодаря благословениям Гурудева, благословениям преданных, старших и младших. Мы нуждаемся в благословениях приходящих отовсюду, ото всех.

#00:12:54#

Я хочу проиллюстрировать то, что я говорю, одним маленьким эпизодом, маленькой историей. На протяжении трех или четырех лет я безуспешно пытался привезти в Бразилию [имеется в виду установить в храме — переводчик] божества Радхи и Кришны. Я отправился в Джайпур лично, где пытался найти самостоятельно Божество, но у меня не было никакого опыта такого рода, поэтому я видел, что муртивалы (скульпторы) меня обманывают, и все, что мне предлагали, меня не устраивало. Я рассказываю это как иллюстрацию к моей идее, к мысли о том, насколько мы нуждаемся в благословениях преданных и в благом общении с ними. Недавно я встретил в Индии Шрилу Авадхута Махараджа, и сразу же словно светильник зажегся в моей голове. Я сказал ему: «Махарадж не могли бы вы мне помочь?» — «Да, а что такое?» — спросил он. «Пожалуйста, помогите мне привезти в Бразилию божества Радхи и Кришны».

#00:14:31#

И вот это свершилось: божества Радхи и Кришны уже прибывают в Бразилию. Трансцендентного, волшебного, магического прикосновения Шрилы Авадхута Махараджа оказалось достаточным, чтобы за две (может быть, чуть больше) недели произошло то, чего я не мог добиться за последние четыре года. Это произошло благодаря милости Шрилы Авадхута Махараджа, Виджаянти, Ананда Мой Диди, которая [если правильно понимаю — переводчик] является бразильянкой, но Шрила Авадхут Махарадж их задействовал, направил и подсказал им, что и как делать. Для меня это было большой проблемой: даже транспортировка, даже упаковка. Божества мраморные, во что Их упаковывать так, чтобы Они не разбились, где найти нужного человека — для меня это было проблема: у меня не было ни денег, ни опыта. Но благодаря Шриле Авадхуту Махараджу и его людям, его руководством над этими людьми свершилось невозможное:

#00:16:53#

Мне очень жаль, поскольку я не могу общаться с вами на вашем родном, русском языке. Существует языковой барьер, но, как имел обыкновение говорить Шрила Говинда Махарадж, сознание Кришны это вопрос передачи, сознание Кришны передается из сердца к сердцу. И я приехал сюда для того, чтобы я [шутя говорит Махарадж — переводчик] — эгоист, меня интересует в первую очередь моя пища, мне хочется эту пищу искать и находить, и я знаю, я чувствую, что ваше общество — это источник такой пищи, поддержки, питания для меня. Я хочу видеть вас, ваше настроение преданности и чувствовать ваши сердца. Ради этого я приехал сюда.

Хорошо, есть ли у вас есть какие-то вопросы, замечания или пожелания — пожалуйста.

#00:18:47#

Малати Деви Даси: Я просто хотела сказать, что здесь сейчас собрались в основном преданные, которые здесь живут на Кисельном, и также пришли прихожане, чтобы встретится с Махараджем. Я знаю, что есть места, где живут всего один-два преданных, которые следят за храмом, но здесь у нас в Москве большая команда, иногда здесь живет до тридцати человек. И все мы счастливы, что Махарадж приехал к нам, потому что после каждой встречи с вайшнавом каждый член нашей команды всегда чувствует подъем, вдохновение продолжать. Даже если у него были какие-то внутренние сомнения или какие-то трудности, то каждый раз после духовных встреч все замечают, что эти сомнения уходят, оставляют, и все чувствуют подъем, вдохновение. Прошлым летом к нам приезжали по милости Авадхута Махараджа Госвами Махарадж, Мадхусудан Махарадж, Бхакти Лалита Диди, Махайоги Прабху, и все мы были очень счастливы встретиться также с ними. Многие из нас не имеют возможности ездить в Индию и часто встречать вайшнавов, поэтому для нас очень ценно, когда мы имеем возможность встречаться с вайшнавами, когда они приезжают к нам, и сейчас также мы очень счастливы познакомиться с Тривикрамом Махараджем.

#00:22:24#

Шрила Тривикрам Махарадж: Все прекрасно, все хорошо и замечательно, потому что вы видите, в какой я одежде сижу перед вами, и эта одежда слуги. Подобно тому как у вас есть специфическая одежда, та или иная, которая вам нужна для служения, так же и я ношу эти одежды, для того чтобы служить преданным. Я знаю их всех — Мадхусудана Махараджа, Бхакти Лалиту, Махайоги Махараджа и так далее, и я прекрасно понимаю то, о чем вы говорите, их общество — источник пищи, поддержки, вдохновения. Я также чувствую, что ваше общество — источник пищи, поддержки, вдохновения для меня. И я эту пищу нахожу, вы дарите, даете ее мне, поэтому я вижу вас всех моими Гуру, которые учат меня тем или иным аспектам сознания Кришны. Подобное взаимодействие происходит, поэтому все прекрасно, все хорошо и замечательно.

#00:25:13#

Есть одна шлока, любимая Шрилой Шридхаром Махараджем, шлока из «Бхагавата-пураны».

тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄н̣о
бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам
хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те
джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к
1

И чем эта шлока хороша в контексте нашего разговора, того, что сказала Малати, что порой у нас не все хорошо, не все ровно и гладко, мы чувствуем внутреннее напряжение, конфликты, происходит внутренняя борьба. Если вы поймете смысл этой шлоки, то понимание этой идеи принесет вам умиротворение. И чем больше вы усвоите эту концепцию, то есть эту идею, это представление, тем более умиротворены, спокойны, радостны, счастливы в сознании Кришны вы будете.

#00:26:44#

Каков смысл этих слов? Смысл приблизительно следующий: то, с чем ты сталкиваешься в своей жизни, жизненные реалии, обстоятельства не являются лишь плодами твоих прошлых действий (кармы), механические плоды. Но эти реалии, эти обстоятельства — суть проявления сладостной милости Всевышнего Господа. Мы хотим сладости, стремление к сладости, к счастью — это естественная тенденция, но наша проблема в том, что для нас сладость — это когда все хорошо, все в порядке, все благоприятно. Но когда обстоятельства (как нам кажется) враждебные, неблагоприятные, когда мы сталкиваемся с горечью, со страданием, тогда эта шлока говорит о том, как видеть ту самую сладостную милость Господа в подобной казалось бы горечи.

#00:29:17#

Когда я путешествую, когда я нахожусь в обществе прекрасных преданных, тогда, безусловно, я чувствую, насколько хороша жизнь в сознании Кришны, на сколько она сладостна. Но временами, когда я нахожусь у себя в Бразилии, долгое время остаюсь в ашраме и занимаюсь, так сказать, текущими делами, своей работой, то я чувствую в точности как было сказано: я чувствую что я одинок, мне трудно, мне тяжело. И тогда я начинаю прибегать за помощью к преданным. Я делаю это через Скайп. Если я вижу, что чей-то огонек зажегся зеленым, то я тут же к этому преданному обращаюсь, неважно к кому: зажегся зеленым огонек у Бхакти Лалиты — я тут же звоню ей; зажегся зеленым огонек у кого-то другого — я звоню этому преданному (или преданной).

#00:30:31#

Мы у себя в Бразилии живем в ашраме, который находится в лесу, в джунглях, и лишь несколько преданных живет в моем обществе там, иногда они покидают ашрам, путешествуют, я остаюсь практически один и чувствую себя очень одиноким. Если мы сумеем жить в соответствии с тем стандартом, на который указывает эта шлока (хотя это не так то просто — реализовать это, осуществить, обрести такое видение), если мы сумеем достичь такого уровня, тогда жизнь станет очень приятной и сладостной, счастливой и сладостной.

#00:31:36#

Господь Кришна любит драму, Он — царь драмы. Господь Кришна всегда пребывает в гуще той или иной драмы. Если ты последователь движения сознания Кришны, то неизбежным образом ты также постоянно находишься в той или иной драме. Если тебе не нравится драма как таковая, сознание Кришны не для тебя. Может быть если, тебе не подходит драма, она тебе не по вкусу, тогда тебе лучше оставить школу преданности и стать брахмавади, стремится к нирване, к Брахману, к шанта-расе, к состоянию покоя. Но подлинное, полноценное, полноразвитое сознание Кришны подразумевает безумную, сумасшедшую драму на каждом шагу. И времена чувство юмора Господа Кришны нам не слишком подходит. Он смеется, но о нас этого не скажешь.

#00:33:13#

Как один легендарный преданный прошлого, по имени Мадхава Прабху, живший в Джаганнатха Пури. Я думаю, вы все слышали историю о том, как однажды Господь Джаганнатх пригласил его отправиться в чужой сад и воровать там джекфруты. Мадхава Прабху был в ту пору очень преклонного возраста. Он жил себе тихо и мирно в своем доме, менее всего на свете ему хотелось воровать джекфруты из чужих садов. Но Господь Кришна очень сладостным образом убедил его отправиться вместе с Ним на воровство. Мадхава Прабху не мог противиться этому очарованию Господа и в конце концов Ему поддался, уступил и сказал: «Да, я пойду с Тобой». Господь Кришна сказал ему: «Ты будешь забираться на деревья и срывать плоды, а Я буду стоять на стороже и смотреть по сторонам». И случайно Мадхава Прабху зашумел, раздался шум, и на этот шум пришел владелец сада. Господь Кришна немедленно убежал, а Мадхава Прабху остался на верхушке дерева. Вы можете себе представить, какая участь его ждала.

#00:35:09#

Поэтому временами та самая сладостная милость Господа, пути ее неудобоваримы для нас, неприемлемы. Порой мы думаем, нам кажется, что милость — это когда тебя гладят по головке, как ребенка или как котенка. Но требуется обладать настоящим сердцем (или глубоким сердцем) для того, чтобы видеть милость не только в ее ласковых и нежных проявлениях. Должно быть, поэтому я слышал, как Шрила Говинда Махарадж имел обыкновение говорить: «Жизнь в сознании Кришны — это сосуд, который наполовину заполнен нектаром, а наполовину ядом. Это яд с нектаром — пятьдесят на пятьдесят». И подобное положение вещей порождает ту самую крайнюю степень интенсивности в сознании Кришны.

Есть ли еще вопросы?

#00:37:31#

Нама Чинтамани Деви Даси: Махарадж говорил (это его личный опыт), что сознание Кришны — транзакция из сердца в сердце, что очень важно находить друзей в сознании Кришны. Что мы должны для этого делать? Как мы должны себя вести?

#00:38:00#

Шрила Тривикрам Махарадж: Я думаю, что все приходит исключительно по милости высшего мира. Для того чтобы практиковать сознание Кришны, нам необходимо только одно — сердце. Мы нуждаемся в благословениях преданных для того, чтобы видеть сердцем, видеть их жизни, их активность, их деяния. Мы заводим друзей, когда ценим их по достоинству, видим их качества. И чем больше ваше сердце будет способно ценить даже того преданного, который вам несимпатичен или с которым вы не уживаетесь, тем лучше. Ценить по достоинству — это относится не только к преданным, мы не сектанты, мы не говорим о членах нашей, так сказать, секты. Речь идет о том, чтобы ценить по достоинству, видеть в истинном свете всех: это значит не быть завистливыми к кому бы то ни было. Мы видим, как ведут себя садху: они ни к кому не испытывают зависти, они всем воздают должное, они видят достоинства всех и каждого. Хотя эти все могут не оценить по достоинству их, тем не менее эти садху так себя ведут.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Канай Лал Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


1 «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», (Мадхья-лила, 6.261; Антья-лила, 9.77)).

← 18 апреля 2015 года. Встреча с Ананда Вардханом Прабху Брахмачари в Екатеринбурге! В рамках тура «Йоги в дороге» ·• Архив новостей •· Встреча со Шрилой Тривикрамом Махараджем на Кисельном 17 апреля 2015 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования