«Радха-дасьям». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 января 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 30.02M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Радха-дасьям

(5 января 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Харе Кришна!

Урмила Деви Даси ки джай!

Шрила Гурудев недавно смотрел на фотографии [лахтинских] Божеств Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, где Они одеты в старо-русском стиле, и он был очень счастлив.

#00:00:41#

В «Бхагаватам» сказано, что Кришна — это украшение украшений. Когда что-либо соприкасается с Ним, оказывается рядом с Ним, то само это явление становится еще более прекрасным, поскольку Он является средоточием всего прекрасного. И то же самое верно в отношении всех душ этого мира. То есть, соприкасаясь с Кришной, с сознанием Кришны, проявляется внутренняя дремлющая красота всех душ.

#00:01:35#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’[1]

Сварупа означает «духовный облик», «духовное „я“», но рупа также означает и «красота». Поэтому мы можем перевести слово «сварупа» как «внутренняя красота». Эта внутренняя, неотъемлемая красота души раскрывается в служении Кришне.

#00:02:47#

Когда представители английского правительства услышали проповедь Шрилы Сарасвати Тхакура, они сказали: «Вы проповедуете рабство. Все эти идеи — слуга Кришны, кришна-дас, радха-дасьям — слышать подобные слова, подобную проповедь, подобные идеи невыносимо для просвещенных гуманистов нынешнего века. Ваши предложения, ваши идеи служения Кришне, по сути, являются идеями рабства, а это — уровень деградации человечества, идея, ведущая к деградации».

#00:03:53#

Но Шрила Сарасвати Тхакур в ответ заявил: «Напротив, Гаудия Матх выступает за величие, за достоинство человеческого рода. Стать слугой Кришны — это вовсе не деградация для человека, но, напротив, наиболее возвышенное положение, наивысшее выражение внутреннего потенциала человека». Но для того, чтобы оценить эту идею, необходимо рассмотреть ее с другой стороны, сменить точку зрения с эгоцентричной на богоцентричную.

#00:04:57#

ӣш́а̄ва̄сйам идам̇ сарвам̇,
йат кин̃ча джагатйа̄м̇ джагат
тена тйактена бхун̃джӣтха̄,
ма̄ гр̣дхах̣ касйа свид дханам
[2]

Требуется ӣш́а̄-джн̃а̄не, ӣш́а̄ва̄сйам, как сказано в «Ишопанишад», требуется, чтобы все взгляды, все знание было сосредоточено вокруг Бога.

#00:05:46#

Шрила Шридхар Махарадж был известен тем, что приводил интересные аналогии, и когда он услышал об этой истории о радха-дасьям, об идее служения Кришне (иногда говорят о рабстве Кришне), для того чтобы помочь людям понять эти идеи глубже, он привел аналогию, помогающую взглянуть с другой точки зрения.

#00:06:17#

В те времена еще был жив Махатма Ганди. Эйнштейн однажды сказал о Махатме Ганди: «В будущем они [люди] будут сомневаться в том, что такая личность, как Махатма Ганди, вообще существовала. Они будут думать, что это какой-то миф. Настолько велика эта личность, что людям будет сложно поверить, что это живой человек». И на самом деле, по опыту соприкосновения с современными политиками мы можем сказать: сложно поверить, что [в политике] был кто-то настолько отреченный, живущий практически лишь в одной набедренной повязке в самых простых условиях. И он [Махатма Ганди] говорил, что некоторые из идей о ненасилии он почерпнул от Льва Толстого. И даже один город в Южной Африке был назван в честь Толстого.

#00:08:06#

Так или иначе, Махатма Ганди — известная личность, и в то время у него возникла необходимость в помощнике. Было объявлено: «Махатма Ганди ищет себе личного помощника». И люди, которые предложили свою кандидатуру на эту роль, были величайшими людьми Индии. Великие мыслители, писатели — интеллигенция Индии, все великие люди хотели стать помощниками Махатмы Ганди. Почему? Потому что они хотели находиться поблизости, близко к такому величию. Потому что они считали: «Если я сумею обрести даже самое незначительное положение, но тем не менее положение рядом с ним, вблизи с ним, то это будет для моего же блага». Этот пример люди понимают: «Да, конечно. Если речь идет о Махатме Ганди, то вопросов нет». И что уж тогда говорить о Сваям Бхагаван Кришне, о верховной изначальной Абсолютной Истине, верховном Абсолюте собственной персоной? Каково должно быть положение начального уровня в Его окружении?

#00:10:26#

Итак, мы видим, что чувство смирения — это естественное следствие близости, соприкосновения с чем-то великим. И те, кто существенным образом, даже если кратко соприкоснулись с Реальностью, понимают, что речь идет о чем-то настолько великом, настолько прекрасном, великолепном, что они выражают свое стремление хотя бы малейшего, атомарного присутствия, атомарного соприкосновения с тем планом бытия.

#00:11:20#

…гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[3],

как это выражает сам Шри Чайтанья Махапрабху, говоря о стремлении стать слугой слуги слуги гопи Вриндавана.

#00:12:02#

Когда Шрила Шридхар Махарадж путешествовал по Южной Индии и проповедовал там, однажды ему довелось встретиться с неким брахманом, который наизусть знал весь «Шримад-Бхагаватам». И в целом говорится, что «Шримад-Бхагаватам» состоит из восемнадцати тысяч шлок, и из них порядка шестнадцати тысяч ныне известны. И этот человек знал наизусть все их. Можно сказать, что в буквальном смысле этого слова [это был] личность бхагавата — человек, дословно запомнивший весь «Бхагаватам».

#00:13:14#

Шрила Шридхар Махарадж обратился к нему с таким вопросом: «С вашим столь обширным знанием „Бхагаватам“ скажите, кого вы считаете самым возвышенным преданным, описанным в „Бхагаватам“?» Тот человек ответил ему: «Четверо Кумаров». На что Шрила Шридхар Махарадж отвечал: «Нет, это преданные низшего уровня». Тот человек был ошеломлен: «Как?» И всего двумя шлоками из самого же «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шридхар Махарадж привел доказательство своей позиции.

#00:14:00#

Первая шлока произнесена самим Кришной. Кто может поспорить с Кришной? Ну, конечно, Радхарани и браджа-гопи могут поспорить, но кто кроме них? Итак, Кришна сказал:

#00:14:17#

на татха̄ ме прийатама
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н
[4]

Он беседует с Уддхавой и в этой шлоке говорит ему: «Нет никого, кто был бы Мне дороже, чем ты, Мой дорогой Уддхава. Ни а̄тма-йонир — „саморожденный“ Брахма, творец вселенной, ни Шанкара — Махадев Шива…»

#00:15:20#

Здесь опять же приведена градация, начиная с высшего уровня в материальном мире, затем, пересекая границу между материальным и духовными мирами, выше на Вайкунтху. Далее Он говорит: «Даже ни Санкаршана…» Санкаршана может указывать на Вишну, но также это можно понять как косвенное указание на Баладеву. То есть Он говорит: «Даже ни Мой собственный брат Санкаршана…» Далее Он говорит: «Шри». Шри в данном контексте означает Лакшми, богиню удачи, процветания. И далее Он говорит удивительную вещь: «Даже Я сам не столь дорог Себе самому, как ты».

#00:16:37#

…мад-бхакта-пӯджа̄бхйадхика̄…[5]

В другом месте Кришна говорит, что поклонение преданному выше, чем поклонение Ему самому. Кришна всегда ставит положение Своего преданного выше, чем [положение] Себя самого. Таким образом, Он перенес «свет прожектора» на Уддхаву.

#00:17:13#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
[6]

И что же говорит сам Уддхава? Он, тот самый Уддхава, выражает свое стремление обрести хотя бы атомарное присутствие, атомарное соприкосновение с Враджа-дхамой в качестве травинки. Он говорит: «Для того, чтобы, когда Шримати Радхарани и Ее помощницы-гопи будут двигаться в служении в Своем мире, чтобы пыль с Их стоп могла попадать мне на голову».

#00:18:29#

Итак, те, кто обладает верным восприятием Реальности, выражают столь великое смирение. Он не хочет быть одним из них. Это было бы слишком. Он говорит: «Хотя бы атомарное присутствие, хотя бы чуть-чуть, в какой угодно роли, хоть как-то, — если я буду присутствовать там, — это будет более чем достаточно для меня».

#00:19:29#

И мы видим снова и снова этот отличительный признак преданности как таковой, когда преданный выражает готовность лучшее, лучшую свою часть, лучшее, что у него есть, высшую свою часть предложить в услужение самой низшей, незначительной части этого служения [Кришне].

#00:20:05#

Шрила Рупа Госвами в одном из произведений, которое названо «Радхаштака», описывает, приводит это же качество как одно из самых превосходных качеств, проявленных в Шримати Радхарани.

#00:20:17#

хари пада накха кот̣и пр̣ш̣т̣ха парйанта сӣма
тат̣ам апи калайантӣм̇ пра̄н̣а [кот̣ер абхӣш̣т̣ам
прамудита] мадира̄кш̣и [вр̣нда] ваидагдхйа дӣкш̣а̄
гурум [ати гуру] кӣртим̇ ра̄дхика̄м арчайа̄ми[7]

Он говорит: «Почему Она занимает это высшее положение?» Хари пада накха кот̣и пр̣ш̣т̣ха парйанта сӣма. Шрила Рупа Госвами объясняет нам, что, как обычно, говорят о служении лотосоподобным стопам… Низший из аспектов Кришны, Его облика, низшее Его проявление — это стопы, поэтому говорят о служении лотосоподобным стопам, то есть о готовности служить даже низшим из проявлений того мира.

#00:22:04#

Но в этом случае эта мысль выражена еще сильнее, где сказано: «Что в стопах является низшей частью? Это ногти». И Она выражает Свои чувства, что даже этот наименее значительный аспект Кришны ценнее, чем Ее жизнь, в десять миллионов раз. И это говорит о правильной оценке, о верном соприкосновении с тем уровнем бытия.

#00:23:28#

Итак, всего двумя шлоками Шрила Шридхар Махарадж показал тому человеку, который ранее считал, что высшие преданные — это четыре Кумара, показал ему, что высшие преданные — это Шримати Радхарани и другие гопи Вриндавана.

#00:23:48#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи ш́рӣ ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе[8]

Также Шрила Шридхар Махарадж написал одну удивительной красоты шлоку, где сказано, что, казалось бы, с внешней точки зрения имя Шримати Радхарани не упомянуто в «Шримад-Бхагаватам», тем не менее каждая шлока «Бхагаватам» предназначена для того, чтобы направить нас в направлении, ведущем к служению Ее лотосоподобным стопам.

#00:25:14#

И несмотря на то, что Кришна — это акхила-расамрита-мурти, то есть все виды счастья и экстаза, олицетворенные в одной личности, но тем не менее Его собственное счастье в высшей степени зависимо от Нее. Насколько же удивительно, когда Ее сознание, которое известно под названием сознания Кришны… Истинная красота каждой души будет проявлена, раскроет себя в служении Ее лотосоподобным стопам.

#00:25:59#

сатйам̇-ш́ивам̇-сундарам̇

Последний раз мы здесь были как раз перед тем, как Шрила Гурудев улетел отсюда в Италию. Итак, Шрила Гурудев улетел отсюда, оставив здесь после себя группу посвящающих себя [служению] преданных, и там он оказался в окружении другой группы преданных, посвящающих себя. И преданные, которые приехали туда, собрались не только со всей Италии, но и со всей Восточной Европы, с Западной Европы, отовсюду приехали, съехались преданные — в Милан на Вилла-Говинду, в наш ашрам.

#00:27:13#

Далее из Италии Шрила Гурудев направился в Каракас, в Венесуэлу. Там — сотни преданных, и они специализируются на танце и киртане. Это удивительное зрелище. И, опять же, в Венесуэлу съехались преданные со всей Латинской Америки: из Колумбии, Перу, Эквадора, Бразилии, Парагвая, Уругвая и так далее.

#00:28:07#

Далее из Венесуэлы он отправился в Мексику, где под умелым руководством Шрипада Бхакти Кусум Ашрама Махараджа существует около восьми-девяти ашрамов. В Веракрусе, в Мексике собралось опять же около пятисот преданных. Женщину, которая там всем управляет, зовут Мадхучанда Диди. Также там есть Лакшми Рани Диди, которая устроила для Гурудева встречу с министром религии. Более того, министр религии был в группе, которая встречала Гурудева в аэропорту. Там присутствовала официальная правительственная делегация. И в Веракрусе произошла церемония установки Божеств Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвы-Нанда-нандана. Это очень удивительные Божества, то, что называется ашта-дхату, то есть облик, проявленный из восьми различных видов металла. Они даже светятся.

#00:30:16#

Шрила Шридхар Махарадж однажды так объяснил имя «Гандхарва»: «Она постоянно поет и танцует, стремясь привлечь Кришну». Поэтому наша Радхарани всегда поет и танцует.

#00:30:44#

И на открытие этого храма, на установку Божеств приехал губернатор штата, и это был очень приятный сюрприз. Он был просто поражен, когда со всей своей делегацией пришел и очутился посреди алтарной комнаты в окружении огромного количества преданных. Шрила Гурудев пригласил его приехать в Навадвипу, и он сказал... Он был очень счастлив.

#00:31:34#

А затем оттуда Шрила Гурудев отправился в Калифорнию, и туда приехали преданные не только со всей Калифорнии, но и со всей Америки. Оттуда Гурудев отправился в Лондон, и опять же преданные съехались со всей Западной Европы. Затем — назад в Индию. Там мы праздновали Вьяса-пуджу Шрилы Гурудева, и там присутствовал Шрипад Авадхут Махарадж и его спутники.

#00:32:16#

А сейчас Шрилу Гурудева приглашают на остров Маврикий для того, чтобы установить там Божества до Гаура-пурнимы. И он думает направиться из Калькутты сначала в Таиланд, затем — в Куала-Лумпур, в Малайзию, затем оттуда — собственно на Маврикий и затем назад [в Индию], на обратном пути заехать в Дели, во Вриндаван и вернуться назад в Калькутту.

#00:33:01#

Он только [что] отпраздновал свой семьдесят девятый день явления, и, несмотря на его, казалось бы, хронические проблемы со здоровьем, мы не в состоянии угнаться за ним. Шрила Гурудев любит цитировать слова Бхакти Апракриты Саранги Госвами Махараджа, который любил говорить: «Я не желаю отдыха. Я хочу умереть во всеоружии в седле».

#00:33:58#

Виджай Раман Прабху: У меня есть один вопрос. Где ваяли Божества из металла — в Индии или в Мексике?

#00:34:15#

Шрила Госвами Махарадж: Их сделали в Навадвипе. Особый вид — они могут выглядеть как медные, но на самом деле это ашта-дхату, то есть восемь видов металла. Их изготавливают мастера, мурти-валы, — это их особая специализация. Помимо Божеств из нима для Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, из такого сплава [металлов] их плавили.

#00:35:14#

И то, что сделал в свое время Сатья Сундар Прабху, а именно то, что он доставил сюда Божества [Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу] в целости и сохранности, — это практически непостижимо. Несомненно, в его разуме была проявлена некая особая милость, поскольку храмовые Божества очень хрупкие.

#00:35:40#

Виджай Раман Прабху: Поэтому не стали рисковать — в Мексику еще дальше лететь [чем в Россию], — сделали [Божества] из металла.

#00:35:58#

Шрила Госвами Махарадж: Да, естественно эти Божества ашта-дхату очень прочные. Я думаю, что они также учитывали этот вопрос безопасной доставки. Но они необычайно красивы.

#00:36:14#

Виджай Раман Прабху: Эта технология [изготовления Божеств] из металла старинная?

#00:36:33#

Шрила Госвами Махарадж: Да. Разные металлы в этом сплаве, но общий итог, результат — они выглядят как золотые.

#00:36:43#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, Махарадж! А Господь Чайтанья проявляется только в материальном мире или у Него в духовном мире есть Своя личная обитель? Я слышал одну из версий, что когда Господь Чайтанья входит обратно в духовную обитель, Он возвращается в Радху и Кришну…

#00:37:24#

Шрила Госвами Махарадж: Нет, такая точка зрения некорректна. У Него есть Своя собственная обитель на Голоке Вриндавана, и на это есть указания в «Брахма-самхите».

#00:38:02#

Шрила Шридхар Махарадж указывает нам, что своими шлоками Шрила Сварупа Дамодар Госвами обеспечивал каркас, на котором позже была возведена, построена вся «Шри Чайтанья-чаритамрита».

#00:38:21#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д,
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇,
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам
[9]

В одной из ключевых шлок сказано, что мистическим загадочным образом невозможно определить, что [проявляется] сначала — лилы Махапрабху или лилы Радхи-Кришны. И те и другие лилы вечны. [Это] как в циклическом процессе, — как например [при смене времен года]: весна, лето, осень, зима, — невозможно сказать, что первое. Но если кто-то хочет сказать об этом, что может быть первым, то в одном месте Шрила Гуру Махарадж рассказывает об этом. Он говорит, что в начале должен быть дающий, а потом должен существовать дар.

#00:39:54#

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те[10]

Дар Махапрабху — это кришна-према. Нам говорят, что существуют Радха и Кришна, затем Они совместились в одной личности — это Шри Чайтанья Махапрабху, затем снова [Махапрабху] разделяется на Радху и Кришну. Можно сказать, что Махапрабху — это тот, кто дарует кришна-лилу, раскрывает ее. И на самом деле, в особенности в нашем нынешнем положении, такой взгляд принесет больше толку. Но и та и другая лилы вечны и одновременны.

#00:41:07#

…ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

Когда Махапрабху приходит, облаченный в сердце и сияние Шримати Радхарани, такое происходит один раз в день Брахмы, и также один раз в день Брахмы является сам Сваям Бхагаван Кришна. Но в конце «Брахма-самхиты» есть определенные указания на это, там есть указание на вечную обитель Махапрабху, и Бхактивинод Тхакур объясняет это в своих комментариях.

#00:42:10#

Вопрос: Махарадж! А в каких шлоках «Брахма-самхиты»? Где [об этом сказано]?

Шрила Госвами Махарадж: Шветадвипа-шлока.

#00:42:25#

…чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам[11]

Не помню полностью слов шлоки, но в этих словах.

#00:42:35#

Вопрос: И о чем Бхактивинод Тхакур говорит? Каково [его] описание гаура-лилы?

#00:43:00#

Шрила Госвами Махарадж: Там нет, может быть, подробного описания, тем не менее если вы взглянете, прочтете, то вы увидите, что именно эти слова указывают на Шри Гаурангу Махапрабху. Но нет необходимости, нет нужды обсуждать это детально. Подробное описание этой темы называется «Чайтанья-чаритамрита».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



1  «Конституциональное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» Стих полностью: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

2  «Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему, поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит» («Шри Ишопанишад», 1).

3  «Я считаю Себя лишь слугой слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи». Стих полностью: на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

4  «Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни богини процветания, ни даже Я сам не дороги Мне, как ты» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).

5  «Поклонение Моим преданным должно стоять на первом месте». Господь Кришна перечисляет религиозные принципы, с помощью которых у людей, действительно вручивших себя Кришне, в сердце естественным образом развивается любовь к Нему, и среди прочего говорит: а̄дарах̣ паричарйа̄йа̄м̇, сарва̄н̇гаир абхиванданам / мад-бхакта-пӯджа̄бхйадхика̄, сарва-бхӯтеш̣у ман-матих̣ — «…с благоговением относиться к служению из преданности Мне, кланяться Мне всем телом, как можно лучше поклоняться Моим преданным, сознавать Мое присутствие во всех живых существах…» («Шримад-Бхагаватам», 11.19.21).

6  «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

7  Шрила Рупа Госвами. «Радхаштака».

8  «В каждой букве и каждой шлоке „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Имя Радхарани, но мы не можем увидеть там Ее образ. В „Шримад-Бхагаватам“ описана игра Сладостного Абсолюта, поэтому не может быть, чтобы Имя Радхарани не было в нем упомянуто. Повсюду в „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Радхарани, но мы не можем увидеть Ее образ, потому что Шукадев Госвами в некоторой степени скрывает его» (книга шлок Гуру Махараджа, 566).

9  «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

10  Стих полностью: намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те / кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣ — «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).

11  Ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво, друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майи тойам амр̣там, катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхи, чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча, са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча су-маха̄н, нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣, бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇, видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение не отчуждается прошлым и будущим… Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома она — лишь очень немногим чистым преданным Господа Кришны, и они знают ее как Голоку» («Шри Брахма-самхита», 5.56).




←  «С чего начинается духовная жизнь?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 мая 1997 года. Соквел, США. «Простые и сладостные истины» (часть 40) ·• Архив новостей •· «„Шримад-Бхагаватам“ — книга о подлинной Кришна-концепции». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 13 декабря 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 31.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Радха-дасьям

(5 января 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Харе Кришна!

Урмила Деви Даси ки джай!

Шрила Гурудев недавно смотрел на фотографии [лахтинских] Божеств Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, где Они одеты в старо-русском стиле, и он был очень счастлив.

#00:00:41#

В «Бхагаватам» сказано, что Кришна — это украшение украшений. Когда что-либо соприкасается с Ним, оказывается рядом с Ним, то само это явление становится еще более прекрасным, поскольку Он является средоточием всего прекрасного. И то же самое верно в отношении всех душ этого мира. То есть, соприкасаясь с Кришной, с сознанием Кришны, проявляется внутренняя дремлющая красота всех душ.

#00:01:35#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’[1]

Сварупа означает «духовный облик», «духовное „я“», но рупа также означает и «красота». Поэтому мы можем перевести слово «сварупа» как «внутренняя красота». Эта внутренняя, неотъемлемая красота души раскрывается в служении Кришне.

#00:02:47#

Когда представители английского правительства услышали проповедь Шрилы Сарасвати Тхакура, они сказали: «Вы проповедуете рабство. Все эти идеи — слуга Кришны, кришна-дас, радха-дасьям — слышать подобные слова, подобную проповедь, подобные идеи невыносимо для просвещенных гуманистов нынешнего века. Ваши предложения, ваши идеи служения Кришне, по сути, являются идеями рабства, а это — уровень деградации человечества, идея, ведущая к деградации».

#00:03:53#

Но Шрила Сарасвати Тхакур в ответ заявил: «Напротив, Гаудия Матх выступает за величие, за достоинство человеческого рода. Стать слугой Кришны — это вовсе не деградация для человека, но, напротив, наиболее возвышенное положение, наивысшее выражение внутреннего потенциала человека». Но для того, чтобы оценить эту идею, необходимо рассмотреть ее с другой стороны, сменить точку зрения с эгоцентричной на богоцентричную.

#00:04:57#

ӣш́а̄ва̄сйам идам̇ сарвам̇,
йат кин̃ча джагатйа̄м̇ джагат
тена тйактена бхун̃джӣтха̄,
ма̄ гр̣дхах̣ касйа свид дханам
[2]

Требуется ӣш́а̄-джн̃а̄не, ӣш́а̄ва̄сйам, как сказано в «Ишопанишад», требуется, чтобы все взгляды, все знание было сосредоточено вокруг Бога.

#00:05:46#

Шрила Шридхар Махарадж был известен тем, что приводил интересные аналогии, и когда он услышал об этой истории о радха-дасьям, об идее служения Кришне (иногда говорят о рабстве Кришне), для того чтобы помочь людям понять эти идеи глубже, он привел аналогию, помогающую взглянуть с другой точки зрения.

#00:06:17#

В те времена еще был жив Махатма Ганди. Эйнштейн однажды сказал о Махатме Ганди: «В будущем они [люди] будут сомневаться в том, что такая личность, как Махатма Ганди, вообще существовала. Они будут думать, что это какой-то миф. Настолько велика эта личность, что людям будет сложно поверить, что это живой человек». И на самом деле, по опыту соприкосновения с современными политиками мы можем сказать: сложно поверить, что [в политике] был кто-то настолько отреченный, живущий практически лишь в одной набедренной повязке в самых простых условиях. И он [Махатма Ганди] говорил, что некоторые из идей о ненасилии он почерпнул от Льва Толстого. И даже один город в Южной Африке был назван в честь Толстого.

#00:08:06#

Так или иначе, Махатма Ганди — известная личность, и в то время у него возникла необходимость в помощнике. Было объявлено: «Махатма Ганди ищет себе личного помощника». И люди, которые предложили свою кандидатуру на эту роль, были величайшими людьми Индии. Великие мыслители, писатели — интеллигенция Индии, все великие люди хотели стать помощниками Махатмы Ганди. Почему? Потому что они хотели находиться поблизости, близко к такому величию. Потому что они считали: «Если я сумею обрести даже самое незначительное положение, но тем не менее положение рядом с ним, вблизи с ним, то это будет для моего же блага». Этот пример люди понимают: «Да, конечно. Если речь идет о Махатме Ганди, то вопросов нет». И что уж тогда говорить о Сваям Бхагаван Кришне, о верховной изначальной Абсолютной Истине, верховном Абсолюте собственной персоной? Каково должно быть положение начального уровня в Его окружении?

#00:10:26#

Итак, мы видим, что чувство смирения — это естественное следствие близости, соприкосновения с чем-то великим. И те, кто существенным образом, даже если кратко соприкоснулись с Реальностью, понимают, что речь идет о чем-то настолько великом, настолько прекрасном, великолепном, что они выражают свое стремление хотя бы малейшего, атомарного присутствия, атомарного соприкосновения с тем планом бытия.

#00:11:20#

…гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[3],

как это выражает сам Шри Чайтанья Махапрабху, говоря о стремлении стать слугой слуги слуги гопи Вриндавана.

#00:12:02#

Когда Шрила Шридхар Махарадж путешествовал по Южной Индии и проповедовал там, однажды ему довелось встретиться с неким брахманом, который наизусть знал весь «Шримад-Бхагаватам». И в целом говорится, что «Шримад-Бхагаватам» состоит из восемнадцати тысяч шлок, и из них порядка шестнадцати тысяч ныне известны. И этот человек знал наизусть все их. Можно сказать, что в буквальном смысле этого слова [это был] личность бхагавата — человек, дословно запомнивший весь «Бхагаватам».

#00:13:14#

Шрила Шридхар Махарадж обратился к нему с таким вопросом: «С вашим столь обширным знанием „Бхагаватам“ скажите, кого вы считаете самым возвышенным преданным, описанным в „Бхагаватам“?» Тот человек ответил ему: «Четверо Кумаров». На что Шрила Шридхар Махарадж отвечал: «Нет, это преданные низшего уровня». Тот человек был ошеломлен: «Как?» И всего двумя шлоками из самого же «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шридхар Махарадж привел доказательство своей позиции.

#00:14:00#

Первая шлока произнесена самим Кришной. Кто может поспорить с Кришной? Ну, конечно, Радхарани и браджа-гопи могут поспорить, но кто кроме них? Итак, Кришна сказал:

#00:14:17#

на татха̄ ме прийатама
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н
[4]

Он беседует с Уддхавой и в этой шлоке говорит ему: «Нет никого, кто был бы Мне дороже, чем ты, Мой дорогой Уддхава. Ни а̄тма-йонир — „саморожденный“ Брахма, творец вселенной, ни Шанкара — Махадев Шива…»

#00:15:20#

Здесь опять же приведена градация, начиная с высшего уровня в материальном мире, затем, пересекая границу между материальным и духовными мирами, выше на Вайкунтху. Далее Он говорит: «Даже ни Санкаршана…» Санкаршана может указывать на Вишну, но также это можно понять как косвенное указание на Баладеву. То есть Он говорит: «Даже ни Мой собственный брат Санкаршана…» Далее Он говорит: «Шри». Шри в данном контексте означает Лакшми, богиню удачи, процветания. И далее Он говорит удивительную вещь: «Даже Я сам не столь дорог Себе самому, как ты».

#00:16:37#

…мад-бхакта-пӯджа̄бхйадхика̄…[5]

В другом месте Кришна говорит, что поклонение преданному выше, чем поклонение Ему самому. Кришна всегда ставит положение Своего преданного выше, чем [положение] Себя самого. Таким образом, Он перенес «свет прожектора» на Уддхаву.

#00:17:13#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
[6]

И что же говорит сам Уддхава? Он, тот самый Уддхава, выражает свое стремление обрести хотя бы атомарное присутствие, атомарное соприкосновение с Враджа-дхамой в качестве травинки. Он говорит: «Для того, чтобы, когда Шримати Радхарани и Ее помощницы-гопи будут двигаться в служении в Своем мире, чтобы пыль с Их стоп могла попадать мне на голову».

#00:18:29#

Итак, те, кто обладает верным восприятием Реальности, выражают столь великое смирение. Он не хочет быть одним из них. Это было бы слишком. Он говорит: «Хотя бы атомарное присутствие, хотя бы чуть-чуть, в какой угодно роли, хоть как-то, — если я буду присутствовать там, — это будет более чем достаточно для меня».

#00:19:29#

И мы видим снова и снова этот отличительный признак преданности как таковой, когда преданный выражает готовность лучшее, лучшую свою часть, лучшее, что у него есть, высшую свою часть предложить в услужение самой низшей, незначительной части этого служения [Кришне].

#00:20:05#

Шрила Рупа Госвами в одном из произведений, которое названо «Радхаштака», описывает, приводит это же качество как одно из самых превосходных качеств, проявленных в Шримати Радхарани.

#00:20:17#

хари пада накха кот̣и пр̣ш̣т̣ха парйанта сӣма
тат̣ам апи калайантӣм̇ пра̄н̣а [кот̣ер абхӣш̣т̣ам
прамудита] мадира̄кш̣и [вр̣нда] ваидагдхйа дӣкш̣а̄
гурум [ати гуру] кӣртим̇ ра̄дхика̄м арчайа̄ми[7]

Он говорит: «Почему Она занимает это высшее положение?» Хари пада накха кот̣и пр̣ш̣т̣ха парйанта сӣма. Шрила Рупа Госвами объясняет нам, что, как обычно, говорят о служении лотосоподобным стопам… Низший из аспектов Кришны, Его облика, низшее Его проявление — это стопы, поэтому говорят о служении лотосоподобным стопам, то есть о готовности служить даже низшим из проявлений того мира.

#00:22:04#

Но в этом случае эта мысль выражена еще сильнее, где сказано: «Что в стопах является низшей частью? Это ногти». И Она выражает Свои чувства, что даже этот наименее значительный аспект Кришны ценнее, чем Ее жизнь, в десять миллионов раз. И это говорит о правильной оценке, о верном соприкосновении с тем уровнем бытия.

#00:23:28#

Итак, всего двумя шлоками Шрила Шридхар Махарадж показал тому человеку, который ранее считал, что высшие преданные — это четыре Кумара, показал ему, что высшие преданные — это Шримати Радхарани и другие гопи Вриндавана.

#00:23:48#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи ш́рӣ ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе[8]

Также Шрила Шридхар Махарадж написал одну удивительной красоты шлоку, где сказано, что, казалось бы, с внешней точки зрения имя Шримати Радхарани не упомянуто в «Шримад-Бхагаватам», тем не менее каждая шлока «Бхагаватам» предназначена для того, чтобы направить нас в направлении, ведущем к служению Ее лотосоподобным стопам.

#00:25:14#

И несмотря на то, что Кришна — это акхила-расамрита-мурти, то есть все виды счастья и экстаза, олицетворенные в одной личности, но тем не менее Его собственное счастье в высшей степени зависимо от Нее. Насколько же удивительно, когда Ее сознание, которое известно под названием сознания Кришны… Истинная красота каждой души будет проявлена, раскроет себя в служении Ее лотосоподобным стопам.

#00:25:59#

сатйам̇-ш́ивам̇-сундарам̇

Последний раз мы здесь были как раз перед тем, как Шрила Гурудев улетел отсюда в Италию. Итак, Шрила Гурудев улетел отсюда, оставив здесь после себя группу посвящающих себя [служению] преданных, и там он оказался в окружении другой группы преданных, посвящающих себя. И преданные, которые приехали туда, собрались не только со всей Италии, но и со всей Восточной Европы, с Западной Европы, отовсюду приехали, съехались преданные — в Милан на Вилла-Говинду, в наш ашрам.

#00:27:13#

Далее из Италии Шрила Гурудев направился в Каракас, в Венесуэлу. Там — сотни преданных, и они специализируются на танце и киртане. Это удивительное зрелище. И, опять же, в Венесуэлу съехались преданные со всей Латинской Америки: из Колумбии, Перу, Эквадора, Бразилии, Парагвая, Уругвая и так далее.

#00:28:07#

Далее из Венесуэлы он отправился в Мексику, где под умелым руководством Шрипада Бхакти Кусум Ашрама Махараджа существует около восьми-девяти ашрамов. В Веракрусе, в Мексике собралось опять же около пятисот преданных. Женщину, которая там всем управляет, зовут Мадхучанда Диди. Также там есть Лакшми Рани Диди, которая устроила для Гурудева встречу с министром религии. Более того, министр религии был в группе, которая встречала Гурудева в аэропорту. Там присутствовала официальная правительственная делегация. И в Веракрусе произошла церемония установки Божеств Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвы-Нанда-нандана. Это очень удивительные Божества, то, что называется ашта-дхату, то есть облик, проявленный из восьми различных видов металла. Они даже светятся.

#00:30:16#

Шрила Шридхар Махарадж однажды так объяснил имя «Гандхарва»: «Она постоянно поет и танцует, стремясь привлечь Кришну». Поэтому наша Радхарани всегда поет и танцует.

#00:30:44#

И на открытие этого храма, на установку Божеств приехал губернатор штата, и это был очень приятный сюрприз. Он был просто поражен, когда со всей своей делегацией пришел и очутился посреди алтарной комнаты в окружении огромного количества преданных. Шрила Гурудев пригласил его приехать в Навадвипу, и он сказал... Он был очень счастлив.

#00:31:34#

А затем оттуда Шрила Гурудев отправился в Калифорнию, и туда приехали преданные не только со всей Калифорнии, но и со всей Америки. Оттуда Гурудев отправился в Лондон, и опять же преданные съехались со всей Западной Европы. Затем — назад в Индию. Там мы праздновали Вьяса-пуджу Шрилы Гурудева, и там присутствовал Шрипад Авадхут Махарадж и его спутники.

#00:32:16#

А сейчас Шрилу Гурудева приглашают на остров Маврикий для того, чтобы установить там Божества до Гаура-пурнимы. И он думает направиться из Калькутты сначала в Таиланд, затем — в Куала-Лумпур, в Малайзию, затем оттуда — собственно на Маврикий и затем назад [в Индию], на обратном пути заехать в Дели, во Вриндаван и вернуться назад в Калькутту.

#00:33:01#

Он только [что] отпраздновал свой семьдесят девятый день явления, и, несмотря на его, казалось бы, хронические проблемы со здоровьем, мы не в состоянии угнаться за ним. Шрила Гурудев любит цитировать слова Бхакти Апракриты Саранги Госвами Махараджа, который любил говорить: «Я не желаю отдыха. Я хочу умереть во всеоружии в седле».

#00:33:58#

Виджай Раман Прабху: У меня есть один вопрос. Где ваяли Божества из металла — в Индии или в Мексике?

#00:34:15#

Шрила Госвами Махарадж: Их сделали в Навадвипе. Особый вид — они могут выглядеть как медные, но на самом деле это ашта-дхату, то есть восемь видов металла. Их изготавливают мастера, мурти-валы, — это их особая специализация. Помимо Божеств из нима для Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, из такого сплава [металлов] их плавили.

#00:35:14#

И то, что сделал в свое время Сатья Сундар Прабху, а именно то, что он доставил сюда Божества [Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу] в целости и сохранности, — это практически непостижимо. Несомненно, в его разуме была проявлена некая особая милость, поскольку храмовые Божества очень хрупкие.

#00:35:40#

Виджай Раман Прабху: Поэтому не стали рисковать — в Мексику еще дальше лететь [чем в Россию], — сделали [Божества] из металла.

#00:35:58#

Шрила Госвами Махарадж: Да, естественно эти Божества ашта-дхату очень прочные. Я думаю, что они также учитывали этот вопрос безопасной доставки. Но они необычайно красивы.

#00:36:14#

Виджай Раман Прабху: Эта технология [изготовления Божеств] из металла старинная?

#00:36:33#

Шрила Госвами Махарадж: Да. Разные металлы в этом сплаве, но общий итог, результат — они выглядят как золотые.

#00:36:43#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, Махарадж! А Господь Чайтанья проявляется только в материальном мире или у Него в духовном мире есть Своя личная обитель? Я слышал одну из версий, что когда Господь Чайтанья входит обратно в духовную обитель, Он возвращается в Радху и Кришну…

#00:37:24#

Шрила Госвами Махарадж: Нет, такая точка зрения некорректна. У Него есть Своя собственная обитель на Голоке Вриндавана, и на это есть указания в «Брахма-самхите».

#00:38:02#

Шрила Шридхар Махарадж указывает нам, что своими шлоками Шрила Сварупа Дамодар Госвами обеспечивал каркас, на котором позже была возведена, построена вся «Шри Чайтанья-чаритамрита».

#00:38:21#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д,
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇,
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам
[9]

В одной из ключевых шлок сказано, что мистическим загадочным образом невозможно определить, что [проявляется] сначала — лилы Махапрабху или лилы Радхи-Кришны. И те и другие лилы вечны. [Это] как в циклическом процессе, — как например [при смене времен года]: весна, лето, осень, зима, — невозможно сказать, что первое. Но если кто-то хочет сказать об этом, что может быть первым, то в одном месте Шрила Гуру Махарадж рассказывает об этом. Он говорит, что в начале должен быть дающий, а потом должен существовать дар.

#00:39:54#

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те[10]

Дар Махапрабху — это кришна-према. Нам говорят, что существуют Радха и Кришна, затем Они совместились в одной личности — это Шри Чайтанья Махапрабху, затем снова [Махапрабху] разделяется на Радху и Кришну. Можно сказать, что Махапрабху — это тот, кто дарует кришна-лилу, раскрывает ее. И на самом деле, в особенности в нашем нынешнем положении, такой взгляд принесет больше толку. Но и та и другая лилы вечны и одновременны.

#00:41:07#

…ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

Когда Махапрабху приходит, облаченный в сердце и сияние Шримати Радхарани, такое происходит один раз в день Брахмы, и также один раз в день Брахмы является сам Сваям Бхагаван Кришна. Но в конце «Брахма-самхиты» есть определенные указания на это, там есть указание на вечную обитель Махапрабху, и Бхактивинод Тхакур объясняет это в своих комментариях.

#00:42:10#

Вопрос: Махарадж! А в каких шлоках «Брахма-самхиты»? Где [об этом сказано]?

Шрила Госвами Махарадж: Шветадвипа-шлока.

#00:42:25#

…чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам[11]

Не помню полностью слов шлоки, но в этих словах.

#00:42:35#

Вопрос: И о чем Бхактивинод Тхакур говорит? Каково [его] описание гаура-лилы?

#00:43:00#

Шрила Госвами Махарадж: Там нет, может быть, подробного описания, тем не менее если вы взглянете, прочтете, то вы увидите, что именно эти слова указывают на Шри Гаурангу Махапрабху. Но нет необходимости, нет нужды обсуждать это детально. Подробное описание этой темы называется «Чайтанья-чаритамрита».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] «Конституциональное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» Стих полностью: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[2] «Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему, поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит» («Шри Ишопанишад», 1).

[3] «Я считаю Себя лишь слугой слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи». Стих полностью: на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

[4] «Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни богини процветания, ни даже Я сам не дороги Мне, как ты» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).

[5] «Поклонение Моим преданным должно стоять на первом месте». Господь Кришна перечисляет религиозные принципы, с помощью которых у людей, действительно вручивших себя Кришне, в сердце естественным образом развивается любовь к Нему, и среди прочего говорит: а̄дарах̣ паричарйа̄йа̄м̇, сарва̄н̇гаир абхиванданам / мад-бхакта-пӯджа̄бхйадхика̄, сарва-бхӯтеш̣у ман-матих̣ — «…с благоговением относиться к служению из преданности Мне, кланяться Мне всем телом, как можно лучше поклоняться Моим преданным, сознавать Мое присутствие во всех живых существах…» («Шримад-Бхагаватам», 11.19.21).

[6] «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

[7] Шрила Рупа Госвами. «Радхаштака».

[8] «В каждой букве и каждой шлоке „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Имя Радхарани, но мы не можем увидеть там Ее образ. В „Шримад-Бхагаватам“ описана игра Сладостного Абсолюта, поэтому не может быть, чтобы Имя Радхарани не было в нем упомянуто. Повсюду в „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Радхарани, но мы не можем увидеть Ее образ, потому что Шукадев Госвами в некоторой степени скрывает его» (книга шлок Гуру Махараджа, 566).

[9] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[10] Стих полностью: намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те / кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣ — «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).

[11] Ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво, друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майи тойам амр̣там, катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхи, чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча, са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча су-маха̄н, нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣, бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇, видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение не отчуждается прошлым и будущим… Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома она — лишь очень немногим чистым преданным Господа Кришны, и они знают ее как Голоку» («Шри Брахма-самхита», 5.56).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования