«Решись на это!» Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 21 января 2014 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 37.99M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Решись на это!

(21 января 2014 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Гопа Кишор Прабху: Доброе утро. Я задаю вопросы от наших зрителей. У нас есть такой вопрос от телезрителя, который недавно слушал лекцию Авадхута Махараджа, где он рассказывать про армию, что армия научила его вести себя по жизни. И он спрашивает: когда так много нектара, это делает меня немного расслабленным, но я не знаю, это меня как-то расслабляет слишком. Как вообще быть?

#00:01:07#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, я думаю, нам нужно быть уравновешенными, как учит Кришна в Бхагавад-гите. Не быть слишком успокоенным, когда все идет хорошо. Не [взлетать] слишком высоко и [не падать] слишком низко, то есть не слишком печалиться, не слишком радоваться. Но придерживаться «золотой середины». Не подвергаться влияниям невежества, страсти, холода, жары.

#00:01:54#

Сейчас вы, может, думаете, что плаваете в «бассейне гулабджамунов» и пьете нектар, но завтра, может быть, вы почувствуете совершенно противоположное. Поэтому, так или иначе, вам нужно пройти через оба этих состояния: хорошее, плохое, боль, удовольствия, нектар, горечь. Поэтому старайтесь держаться середины, не ожидайте чистой любви и нежности каждый день, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, потому что вы неизбежно должны будете почувствовать какую-то горечь, какие-то страдания, испытания, которые придут к вам так или иначе. Нужно проходить через оба этих состояния.

#00:03:00#

Гопа Кишор Прабху: Это как в молитвах Кунти. Она говорила: «Я бы лучше оказалась в сложных обстоятельствах, чем жить легкой спокойной жизнью, потому что, когда я страдаю, я помню о Кришне».

#00:03:28#

Бхакти Лалита Деви Даси: Царица Кунти говорила своих молитвах: «Я помню о Тебе, когда я в проблемных ситуациях, поэтому я молюсь о них, в моменты нужды я помню о Тебе. Поэтому дай мне испытания, чтобы я всегда думала о Тебе, не забывала о Тебе»[1].

#00:03:52#

И не каждый на самом деле может так искренне сказать[2]. И не все готовы к такому, постоянно находиться в стрессе, в беспокойстве, в испытаниях каждый день, чтобы действительно помнишь о Кришне. Я не готова к такому точно. Не знаю о вас, но я думаю, что для многих из нас разумная молитва — это оставаться слугой при любых обстоятельствах: «Моя карма может приходить ко мне по Твоей божественной воле, дай мне принять ее в нужном настроении, и [позволь] оставаться Твоим вечным слугой в любых условиях». Не только в хорошие времена, в нектарные времена, исполненные любви и нежности, но и во времена горечи, во времена трудностей. Мы хотим оставаться сильными и стабильными в своем служении, как вечные слуги.

#00:05:09#

Гопа Кишор Прабху: Еще один вопрос от нашего зрителя. Он говорит: я нахожу вайшнавскую культуру самой интересной, я считаю, что преданные лучшие люди в мире. Но что значит быть настоящим практикующим? Я понимаю, что глубокая преданность требует бо́льших от меня усилий, я чувствую, что не смогу поддерживать такой уровень. Могу ли я остаться просто другом преданных или мне нужно приложить больше усилий?

#00:05:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я считаю, что нужно шагнуть дальше. И я считаю себя другом вам, если я говорю вам это. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, что настоящий друг тот, кто забирает тебя из мира опасностей, смерти, из этой материальной земли, материального мира. Он настоящий друг, он направит тебя, поможет, поддержит, чтобы ты шел к духовному миру. Это настоящий друг. Тот, кто приводит тебя на безопасную территорию, на безопасную землю. Здесь мы понимаем, в мире самсары, в мире [бренной] земли, в мире смерти, где есть повторяющиеся смерть, рождение, старость, болезни, мы понимаем, что самая серьезная опасность — это смерть. Здесь нет никакой безопасности вообще. Опасность подстерегает нас на каждом шагу нашей жизни. На каждом шагу нас ждет опасность. В любую минуту мы можем быть вырваны из этого материального мира. Будьте и самому себе лучшим другом, помогайте себе в этом плане, старайтесь идти в сторону настоящего дома. Не думайте, что ваш дом здесь. Идите к цели и делайте все, что вы можете сделать для этого.

#00:07:46#

Постарайтесь полностью предаться. И старайтесь стать преданным, а не просто другом преданных, другом Кришны. И это лучшее, что вы можете сделать для себя в своей жизни. Это мой совет как вашего друга и доброжелателя.

#00:08:10#

Гопа Кишор Прабху: У нас есть еще несколько вопросов от разных людей. И они совершенным образом связаны с тем, о чем мы только что говорили. Вы сказали, что сила даршана святого велика. Почему животные [привлекаются духовным?]… Также мы знаем многие истории, когда животные привлекались святыми и хотели обрести их даршан. Как это происходит?

#00:08:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Не только святые [привлекали животных], а даже сам Господь Чайтанья Махапрабху, когда шел во Вриндаван через лес Джарикханда, мы знаем эту историю. Это были огромные джунгли в центре Индии на севере. И Господь проходил через эти джунгли мимо тигров и разных видов диких зверей. И от прикосновения к Его стопам и следуя Его наставлению повторять святые имена, они теряли свой страх, свою зависть, ревность, все свои животные инстинкты и начинали петь и танцевать вместе с Махапрабху. Такова была Его сила, сила Его [Святого] Имени.

#00:09:38#

И мы видим даже в других теистических учениях, например в христианстве был святой Франциск Ассизский, который говорил с животными, птицами. Существует много памятников этому святому, и часто он изображается с птицей, сидящей на его плече. Он говорил с ними, понимал их. Есть особые души, у которых есть такой дар, такие сиддхи — иметь такую связь с миром животных. Не все, далеко не все святые обладают таким даром. Но мы это видим в случае с Господом Кришной, когда обезьяны приносили Ему разные сообщения. Попугаи, всевозможные создания принимали участие в играх Кришны, особенно коровы, конечно. Его любимые создания. У каждой из них были имена, они были украшены. Каждая из них чувствовала себя особенной. И Он заставлял их так чувствовать. У Него были миллиарды коров, но Он делал так, чтобы каждая из них чувствовала себя особенной. И Он всегда смотрел на них [с любовью]…

#00:11:35#

Гопа Кишор Прабху: А они знали друг о друге?

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно.

#00:12:12#

Гопа Кишор Прабху: У нас есть вопрос от зрителя. Обычно, когда мы слушаем о духовной реальности, мы как-то сопоставляем ее с материальными [представлениями], потому что наш ум не может понять духовную реальность. Как провести разницу между этим отражением в нашем уме и настоящим духовным миром?

#00:12:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Писания говорят, что все, что мы здесь ощущаем, видим или испытываем так или иначе, — это все искаженное отражение той реальности, поэтому все, что есть здесь у нас, есть и там. И здесь оно становится искаженным из-за соприкосновения с материей. То есть душа приходит в соприкосновение с материей. Это один момент. Чистая духовная душа свободна по своей природе от материи. [Но в соприкосновении/взаимодействии с материей] мы здесь получаем это искаженное восприятие духовной реальности.

#00:13:41#

Шрила Шридхар Махарадж говорит: нам нужно попробовать задержаться в той реальности, а не в этой. Потому что здесь опасно делать каждый шаг, здесь все смертно, хрупко. Все это мы воспринимаем неправильно под влиянием трех гун материальной природы. Поэтому мы стремимся к высшей земле, стараемся закрепиться на ней, на плане ниргуны, которая является трансцендентной. Мы хотим направить все свои представления, устремления именно туда. Саттва-гуна ниже, чем ниргуна. Иногда это переводится как сила материальной природы. Но мы стремимся к плану ниргуны и стараемся всю свою жизнь построить именно на этом фундаменте. Мы хотим связать все свои действия с той реальностью. И не просто связать, а по-настоящему, реально сделать это. Мы не хотим основывать всю свою жизнь на относительности. Здесь все мысли, все идеи основаны на относительных представлениях, они неполны. Они полностью неправильно понимаются, направляются.

#00:15:42#

Гопа Кишор Прабху: Я слышал из лекции Госвами Махараджа, что есть такая логика, когда, чтобы указать на луну, человек показывает на ветку дерева, над которой находится эта луна, поэтому они оставляют дерево за кадром. Но что это за такая божественная логика и как избежать этой относительности?

#00:16:19#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я духовная душа — так же, как и ты и все остальные. Мы духовные создания, мы обусловленные души, облаченные в тело. Это тело относительно. И в моей жизни я буду в женском теле, ты будешь в мужском. Но мы знаем от наших духовных учителей, что на самом деле мы не обусловлены этим телом, мы духовные души. Атма — душа. Атма-гьяна — абсолютное начало. А тело — оно относительно. Мы таким образом приводим это в гармонию. Я духовное существо, вечный слуга Кришны. И я здесь на какое-то время в этом теле. И я уважаю его. Необходимо соблюдать некий этикет, соответствовать своему нынешнему телу. Я не захожу просто так в вашу мужскую комнату. И вы просто так не заходите в женский ашрам.

#00:17:46#

Можно подумать: «Да я же духовная душа, я могу [жить/спать] в любой комнате, в комнату Гопа Кишора прийти и поспать на его кровати». Но нет, тогда все будут обеспокоены, это внесет некий хаос. Да, я духовная душа, но я сейчас нахожусь в этом теле, и я должна следовать определенному этикету, я буду оставаться в женском ашраме, в своей комнате. Здесь необходима гармония, не имитировать эту абсолютную точку зрения во всем. Мы, конечно, отдаем приоритет абсолютной точке зрения, но приводим ее в гармонию с относительным.

#00:18:35#

Гопа Кишор Прабху: Сейчас мы говорим об Абсолюте. И есть у нас один вопрос сиддхантический о «Шримад-Бхагаватам». Я прочитал несколько шлок из «Шримад-Бхагаватам», где Кришна говорит о том, как Он чувствует Себя в долгу перед Своими чистыми преданными. В десятой песни есть описание мадхурья-расы, где Кришна описывается как должник Своих преданных. И Он говорит: «Я не смогу отплатить вам Свой долг, даже если пройдут миллионы лет». Как же это происходит, что Господь, который может все, не может отплатить этот долг Своим преданным?

#00:19:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это сердечные сокровенные чувства Кришны. Его преданные дороже Ему, чем Его собственная жизнь. И Он в таком долгу перед ними, что не может отплатить его. Это Его сердце, это Его чувства. Но, конечно, Он дает самого Себя. Бесконечный Абсолют, самая высшая личность Господа, Он отдает им Себя самого. Чего большего они могут желать? Нет ничего [выше этого]. У них есть все, Он дает им все. Это Его чувства, Он выражает Свои чувства. Он переполнен любовью преданных к Нему. Он теряет самого Себя. Мы должны понимать, смотреть в Его сердце. У Него так же есть чувства, Он личность. Мы иногда думаем: «Да Кришна ничего не чувствует из того, что чувствуем мы, Он нас не понимает». Но на самом деле у Него есть чувства, Он личность. У Него есть сердце, Он чувствует, что не может отплатить долг Своим преданным. Мы чувствуем так, Он чувствует так, но в Его случае это безгранично, бесконечно. Между нами есть параллели, схожесть. Но Он испытывает эти чувства в безграничной степени. Таков будет мой ответ.

#00:21:43#

Гопа Кишор Прабху: У нас есть еще один вопрос от нашего жаждущего [духовного знания] слушателя. [Мы] говорили о милости Шри Гуру. И у меня спрашивают: если мы говорим, что Гурудев проявляет наибольшую милость к наиболее падшим душам, должен ли человек сначала осознать свое падшее положение или, как в случае с Джагаем и Мадхаем, все происходит просто по милости Гурудева? И поможет ли человеку это понимание своего падшего положения?

#00:22:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Как мы знаем из учения Шридхара Махараджа, что понимание себя как негативного начала дает нам настоящее смирение. И это не нельзя путать с низкой самооценкой, с негативностью по отношению к себе. Это негативность в божественном смысле этого слова. Негативность — это смирение, это божественное чувство, которое привлекает позитивное начало, Кришну. Мы стараемся быть смиренными и практикуем это. Это наша главная задача. Быть смиренными, терпеливыми и уважать других — это наша главная задача, наша главная практика в настоящий момент. В то же время я могу сказать, что наш Гуру хочет нам давать свою милость, если мы хотим этого.

#00:23:48#

И это лаульям на санскрите, это [сильное духовное желание] привлекает милость. Смирение конечно привлекает милость. Но мы должны хотеть этого, мы должны быть голодными, жадными до милости. Тогда мы точно ее получим. Мы слышали от Свами Махараджа Прабхупады, что повторение Святого Имени — это плач, это зов к Богу: «Пожалуйста, приди ко мне, яви Себя в моем сердце». Как ребенок плачет по матери. Таким должно быть наше повторение [молитвы]. И мать не сможет проигнорировать своего плачущего ребенка. Она обязательно придет. Если это настоящий плач, она конечно же придет. Если это подделка, поддельный, фальшивый [плач] или в нем есть какая-то корысть, желание что-то получить, она не придет. И все возненавидят этого ребенка, потому что он орет. Громко. Поэтому нам нужно по-настоящему заплакать от [сильной жажды] этой милости, повторяя святые имена [Господа]. И не притворяться смиренным, не надевать маску ложного смирения и говорить: «О, я такая падшая [душа]».

#00:25:45#

Когда Кавирадж Госвами приводил молитвы [в «Шри Чайтанья-чаритамрите»], он выражал в молитвах такое чувство: «Я хуже навозного червя»[3]. И это не было поддельное чувство, он на самом деле так чувствовал. Он понимал, как много милости приходит к нему. Его настроение исполнено смирения по отношению к гуру-варге, к личности Бога. Поэтому лаульям, [духовное] желание, жажда, а также смирение, терпение, уважение к другим привлекает то высшее позитивное начало. И эти чувства должны быть настоящими.

#00:26:49#

Гопа Кишор Прабху: Однажды мне как-то сказали, что вы находились в поиске в молодости, юности. С чего начался ваш поиск? Когда вы почувствовали, что хотите что-то найти?

#00:27:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, просто меня никогда не очаровывала особенно [материальная] реальность. Типа, подождите минуточку, а что тут [интересного] происходит? Но почему все страдают? Почему войны, СПИД, голод, терроризм, рождение, смерть, старость, страдания? Почему? Почему? Почему? Мне нужно было знать, почему это все происходит.

#00:27:42#

Так начался мой поиск. Когда я достаточно выросла, чтобы обсуждать это с другими, задавать эти вопросы, требовать ответов: в чем смысл, зачем вообще все это нужно. Мне нужно было знать ответ. Это произошло, когда я уже немного подросла. Я помню, что я думала серьезно. Мне было где-то 15–16 лет. Я говорила своим друзьям: «Вы еще увидите, я скоро буду жить уже в ашраме». Я не знала, где точно, когда, что, но я уже тогда знала, я предупреждала их. Я сказала: «Я не буду заниматься тем, чем вы занимаетесь. Я буду в каком-нибудь крутом ашраме, в классном месте».

#00:28:50#

Гопа Кишор Прабху: «Вы останетесь тут, а я буду в классном месте». То есть вы пошли до конца в своем поиске, но многие останавливаются на полпути и начинают бороться со всеми этими негативными проявлениями, то есть начинают заниматься добровольческой деятельностью, помогать [нуждающимся] и кормить голодных, бороться со СПИДом и т. д. Как произошло, что вы не остановились на этом?

#00:29:28#

Бхакти Лалита Деви Даси: Потому что я не могла остановиться на меньшем. Мне нужно было пойти до конца, до самой высшей точки. Я хотела понять все это в полной степени. И это требует понимания, кто такой Бог, кто такой ты сам, [что есть] душа, высшая связь с Ним [со Всевышним]. Это то, чем мы здесь занимаемся.

#00:29:56#

Гопа Кишор Прабху: Один из недавних вопросов. Иногда люди приходят в духовную практику. Они совершают этот прыжок веры. Но многие люди потом теряют энтузиазм. Почему? И как с этим бороться? То есть сначала они решают: «Да, все, я решил [посвятить себя духовному поиску]», а потом они теряют этот запал.

#00:30:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это нормально. Типичная ситуация в духовной практике. И это может быть [временный подъем]… это сравнивается с медовым месяцем в духовной жизни. Когда он заканчивается, приходит понимание того, что у нас еще впереди целая жизнь, огромный путь. И это здоровое чувство. Мы можем подумать об этом и подготовиться к длинному путешествию. Я здесь надолго. Нам нужно оставаться всегда в тонусе. И оставаться [на пути], и желать двигаться дальше. Или даже пройти больше, чем нужно, на милю или две за день. Нужно быть готовыми предаваться без условий.

#00:31:41#

Может быть, это какая-то… Иногда нужно остановиться, например для того, чтобы поменять [«запчасти»], починить [«поломку»]. Иногда нужно переключать скорости: первая, вторая, третья, четвертая, пятая. Кто-то может потерять энтузиазм совсем и вернуться в мир, то есть вернуться обратно [туда], с чего они начинали. И это очень печально. Но Шрила Шридхар Махарадж говорит, что не все студенты сдают экзамены. У некоторых дела могут идти хорошо на первых курсах, но на пятом стало уже совсем плохо. А кто-то наоборот в начале делает не очень хорошие успехи, а потом сохраняет [уровень достигнутого]. Потому что мы на самом деле можем найти это сложным, когда нужно научиться контролировать чувства, [когда] необходимо понять, что все предназначено для Кришны, а не для моего наслаждения, что я слуга. Бросить этот материальный мир с его желанием наслаждаться. Сначала нам кажется, что это не так уж и сложно, но потом мы понимаем, что на самом деле это сложно. Потому что это [сознание потребителя] настолько укоренилось в нас, что нам нужно выдернуть эти сорняки с корнем. И избавиться от них, выбросить и стать преданными [Бога]. Это не дешевая вещь. Не дешевка.

#00:33:57#

Не нужно бояться этого, но нужно этого ждать. Если вам повезло в начале, это классно. Мой брат однажды сказал, когда пришел в гости к нам в храм и встретил Гурудева. Я проводила его в аэропорт. Он сказал: «Так это же религия фестивалей, тусовок». Ну да, но иногда мы можем находиться на поле боя и получать ранения от врага, который внутри нас. Конечно, у нас всегда проводятся определенные праздники, мы все время что-то отмечаем. Обычно у нас все классно. Мы помним о Кришне, о Махапрабху. И это все для Них, это хорошо. Но нам нужно также быть готовыми к таким моментам, когда мы потеряем энтузиазм, нам будет казаться все очень сложным, не таким простым, как казалось раньше. Мы должны встретиться с переживанием таких чувств и продолжать двигаться дальше. Быть готовыми к этому недостатку энтузиазма. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что это требует гималайского мужества, то есть мужества размером с Гималаи, чтобы продолжать жить духовной жизнью. Столько мужества нам нужно.

#00:35:51#

Гопа Кишор Прабху: Также он сказал, что, чтобы прыгнуть в пропасть, нужно быть либо очень смелым, либо дураком.

#00:36:05#

Гопа Кишор Прабху: Приянана [Деви Даси] спросила: были ли какие-то из ваших друзей впечатлены вашим примером? Последовали ли они ему?

#00:36:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно. Многие из них не понимали, конечно, что я делала, для чего. Они не могли оценить это: философию или миссию, мои попытки предаться Гуру и Гауранге. Но нужно продолжать, нравится им это или нет. Нам неинтересно мнение обывателей. Как говорится: vox populi, глас народа, — статус-кво. Нам это неинтересно. Нам интересно мнение и подтверждение наших духовных наставников. А со всем остальным завязываем, нас это не беспокоит. Нельзя позволять людям удерживать вас, когда вы уже готовы идти вперед. Но вас кто-то не поддерживает или не позволяет вам идти. Нельзя останавливаться.

#00:37:45#

На самом деле важно лишь подтверждение того [духовного] плана [бытия], благословение наших божественных учителей — гуру-варги. Это в наших интересах. Их мнение значит для нас все. Нам нельзя позволять страхам других людей, их непониманию [воздействовать на нас]. Может, просто у них нет сукрити, раз они не могут оценить это, оценить высшие трансцендентные идеи. Мы не можем позволять им останавливать себя. Нам нужно идти вперед, нравится ли это всем или нет.

#00:38:40#

Гопа Кишор Прабху: И есть смежный [по смыслу] вопрос. Как ваши родители? Были ли такие люди, которые, скажем, жалели, что [вы] пошли своим путем, жаловались ли они, сожалели?

#00:39:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нет. Мой брат в том случае не жалел, он просто сказал о том, что он просто был счастлив: «Классная у тебя религия, такая тусовочная, мне нравится».

#00:39:41#

Гопа Кишор Прабху: Но он не сожалел о том, что он сам так не живет? Бывают люди, которые ценят, им это нравится, но они сами не решаются [вступить на духовный путь]. Как говорил Авадхут Махарадж однажды: если хочешь искупаться в реке, можно сразу же прыгнуть и окунуться с головой, а можно постепенно заходить в воду. Как вы себя вдохновили на то, чтобы прыгнуть в эту реку?

#00:40:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Но ведь, если мы хотим ощутить настоящий вкус этого нектара, нам нужно попробовать его, правда? Какое-то совершить усилие. Нам нужно отдать свое сердце, стать практикующим преданным, стать серьезным преданным. Очень многое от нас требуется. И в конечном итоге это нисходящая милость, которая приходит к нам. Это нисходящий процесс. Но то, что у нас есть, мы должны так же использовать в нашей духовной жизни. Мы не можем стесняться и только наблюдать со стороны, потому что так вы никогда не почувствуете [духовного вкуса]. Мы не почувствуем никакого вкуса, просто наблюдая со стороны. Нам нужно открыть эту банку с медом, погрузить в нее ложку и попробовать этот мед. Невозможно почувствовать вкус, просто глядя на банку с медом. Правда?

#00:41:48#

Гопа Кишор Прабху: Иногда Госвами Махарадж приводит такую идею: сначала они заставляют тебя пробовать это, а потом спрашивают: «Ну что, тебе понравилось?» Как в рекламе. Например, сначала говорят: «Попробуй, тебе это понравится». [Затем:] «О, так классно, тебе понравилось». А потом [ты] стремишься снова [это попробовать]. Было ли у вас так же или как-то по-другому?

#00:42:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, не совсем так на самом деле. Я пришла потому, что сама искала, хотела того, что он [духовный путь] давал. Я хотела отдать себя этому больше и больше — прогрессивным, динамичным образом. Год за годом я до сих пор здесь, до сих пор пытаюсь. Но я уверена, что по пути я выучила много уроков. И что моя вера растет. Я действительно убеждаюсь каждый день, что я на правильном пути. Мы словно в путешествии. Мы видим какие-то указатели, что до такого-то места осталось столько-то километров. Это расстояние постепенно сокращается, мы ближе и ближе к своему месту назначения.

#00:43:41#

Так же и на духовном пути к нам приходят какие-то указатели: ты идешь правильно, ты приближаешься, ты едешь правильной дорогой. Мы все ощущаем нечто подобное.

#00:44:01#

Гопа Кишор Прабху: Другой вопрос наших преданных. Они спрашивают: вы сейчас остаетесь в ашраме в Чиангмае? И что стало причиной? Как говорил Авадхут Махарадж: «Многие ищут место, где жить, а преданные ищут место, где умирать». Если в абсолютном плане, вы как-то выбрали это место или как получилось?

#00:44:40#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я получила много приглашений от преданных здесь, когда они только здесь поселились, они просили меня приехать: «Приезжай, приезжай!» И я все время отклоняла приглашения. И в один момент я приняла приглашение и приехала сюда. Здесь был Авадхут Махарадж, Госвами Махарадж. Они только тут поселились. И я почувствовала себя здесь как дома. И это так близко к Индии, но и очень далеко в каком-то смысле. Также я почувствовала, что пришло некое служение сверху, приглашения, просьбы вернуться сюда.

#00:45:42#

И я приняла это просто как судьбу, как высшую волю. Я иногда уезжаю отсюда, но здесь мне нравится. Я чувствую, что здесь идет духовный процесс, прогресс. Меня сюда привели на самом деле приглашения преданных. Они искренне просили меня приехать сюда. И я счастлива здесь быть со всеми. И мне нравится служить здесь рядом с Авадхутом Махараджем, Госвами Махараджем и всеми вами.

#00:46:40#

Гопа Кишор Прабху: Также мы слышали, что есть еще одно поколение ниндзя, как Викшакха Диди из Навадвипы, которое [духовно] растет.

#00:46:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я им сказала, что я уже прошла через свой индийский период жизни в семнадцать лет. «Теперь ваша очередь», — сказала я им. Я очень долго жила в Калькутте с Гурудевом — с семнадцати лет, это не шутка. Теперь их очередь.

#00:47:17#

Гопа Кишор Прабху: Кто-то опубликовал книгу недавно, называется “Reality chek”[4]. Я не знаю, как это перевести. Эта книга на английском языке, на русском еще нет публикаций.

#00:47:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: На еще один вопрос можем ответить. Потому что время уже почти подошло к концу.

#00:47:54#

Преданный: Однажды [один] преданный спросил у Авадхута Махараджа: «Какие были отношения между Шрилой Гурудевом и Шрилой Авадхутом Махараджем?»

#00:48:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я бы сказала, полные любви, полные нежности. Гурудев доверил ему русскую миссию, русскую растущую миссию. Он всегда поддерживал его. Гурудев иногда принимал служение Авадхута Махараджа и говорил: «О, мой босс приехал». И когда Авадхут Махарадж приходил, он говорил: «Так, Гурудев, у нас тысяча человек в зале, нужно прийти и дать лекцию». И Гурудев играл роль, он подчинялся просьбам Авадхута Махараджа. Авадхут Махарадж говорил: «Дайте инициацию», и он давал инициацию; «Дайте лекцию», и он давал лекцию. Для нас этот пример того, как мы должны делать. Мы так же должны служить Авадхуту Махараджу и выполнять его просьбы.

#00:49:47#

Гурудев был очень смиренным и исполненным уважения, он доверял нам, никогда не сомневался. Даже со всем нашим безумием и со всем, что у нас там есть. Он доверял нам всегда. Он давал нам так много возможностей служения.

#00:50:12#

Гопа Кишор Прабху: Но как так произошло, что из всех мест Гурудев приезжал очень часто [именно] в Россию? Меня однажды спросили, для кого он приезжал. Вы видели Авадхута Махараджа в его ранние годы? Когда он только приехал в Индию, у него еще были длинные волосы. Он такой был весь [неформальный]…

#00:51:10#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гурудев никогда не обращал особого внимания на внешние аспекты своих преданных. Он всегда видел сердце, саму суть человека, какое служение он может выполнять. Его не беспокоило его социальное положение, грихастха он или не грихастха. Он всегда видел потенциал в Авадхуте Махарадже, [видел] его естественным лидером, полным идей и динамической энергии.

#00:51:46#

Гурудев всегда поддерживал [Авадхута Махараджа]: «Пожалуйста, расти, расти. Приходи сюда и становись тем, кем ты должен стать». Он был счастлив видеть, как развивается Авадхут Махарадж. Давал ему свои благословения. Как любящий настоящий отец, который видит, как растет его сын, становится мужчиной, становится самостоятельным человеком. Выражает [себя], реализует свой потенциал и проявляет его.

#00:52:23#

Гопа Кишор Прабху: И тогда последний вопрос от нашего онлайн-зрителя. Как возможно иметь по-настоящему близких друзей в духовном обществе? Как найти действительно близкого друга в духовном обществе? [Как обрести] то, что мы видим на примере таких отношений, как у Авадхута Махараджа и Говинды Махараджа.

#00:53:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Но это не была просто дружба, ведь в их отношениях было много разных отношений. Каждые отношения включают в себя немного дружбы, немного родительских чувств, немного служения, настроение слуги. Например, Гурудев был нашим мамой, папой, другом, Гуру, выражением Абсолюта. Всё вместе.

#00:53:45#

Это не было просто дружбой, это было гораздо больше, чем это. Это многомерные отношения. [Вы хотите,] чтобы у вас был близкий друг в духовной жизни, [но] у вас, наверно, уже много их, и больше, чем один. Это естественным образом происходит. Так много есть братьев, сестер, мам, пап, дядей, тетей. Вы в семье окружены своими доброжелателями. Мы иногда склонны сближаться с теми, кто имеет с нами схожую точку зрения на вещи. Как в той поговорке, [гласящей,] что птицы со схожим оперением сбиваются в стаи[5]. Это естественно, нормально. И лучший вид общения, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, [возникает] с теми, кто хотя бы чуть-чуть чем-то в нас превосходит. У которых чуть больше преданности, чем у нас. Не слишком много, а хотя бы чуть-чуть больше. Для нас это будет максимальное благо.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила Алока Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1 Випадах̣ санту та̄х̣ ш́аш́ват, татра татра джагад-гуро / бхавато дарш́анам̇ йат сйа̄д, апунар бхава-дарш́анам — «Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя — значит не видеть больше круговорота рождений и смертей» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.25).

2  Джанмаиш́варйа-ш́рута-ш́рӣбхир, эдхама̄на-мадах̣ пума̄н / наива̄рхатй абхидха̄тум̇ ваи, тва̄м акин̃чана-гочарам — «О мой Господь, приблизиться к Тебе легко только тем, у кого нет ничего материального. Тот же, кто в материальном отношении преуспевает и полагается на знатное происхождение, огромное богатство, хорошее образование и телесную красоту, не способен искренне обратиться к Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.26).

3  Джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха / пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха — «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).

4 Речь идет о книге Питера Абрахамса, опубликованной 28 апреля 2009 года.

5  Здесь приведен слишком буквальный перевод. Пословица на английском звучит так: “Birds of feather flock together” (birds of feather — «люди одного склада», «один другого стоит», «птицы одного полета», «два сапога пара», «из одного теста сделаны», «одним лыком шиты», «одного поля ягода»). В русском языке ей соответствует пословица «Рыбак рыбака видит издалека».





←  «Вдохновение свыше». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 22 апреля 2014 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· “Stava-kusumanjali. A Flower Offering Of Praise.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 15 November 1955 →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 39.8 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Решись на это!

(21 января 2014 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Гопа Кишор Прабху: Доброе утро. Я задаю вопросы от наших зрителей. У нас есть такой вопрос от телезрителя, который недавно слушал лекцию Авадхута Махараджа, где он рассказывать про армию, что армия научила его вести себя по жизни. И он спрашивает: когда так много нектара, это делает меня немного расслабленным, но я не знаю, это меня как-то расслабляет слишком. Как вообще быть?

#00:01:07#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, я думаю, нам нужно быть уравновешенными, как учит Кришна в Бхагавад-гите. Не быть слишком успокоенным, когда все идет хорошо. Не [взлетать] слишком высоко и [не падать] слишком низко, то есть не слишком печалиться, не слишком радоваться. Но придерживаться «золотой середины». Не подвергаться влияниям невежества, страсти, холода, жары.

#00:01:54#

Сейчас вы, может, думаете, что плаваете в «бассейне гулабджамунов» и пьете нектар, но завтра, может быть, вы почувствуете совершенно противоположное. Поэтому, так или иначе, вам нужно пройти через оба этих состояния: хорошее, плохое, боль, удовольствия, нектар, горечь. Поэтому старайтесь держаться середины, не ожидайте чистой любви и нежности каждый день, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, потому что вы неизбежно должны будете почувствовать какую-то горечь, какие-то страдания, испытания, которые придут к вам так или иначе. Нужно проходить через оба этих состояния.

#00:03:00#

Гопа Кишор Прабху: Это как в молитвах Кунти. Она говорила: «Я бы лучше оказалась в сложных обстоятельствах, чем жить легкой спокойной жизнью, потому что, когда я страдаю, я помню о Кришне».

#00:03:28#

Бхакти Лалита Деви Даси: Царица Кунти говорила своих молитвах: «Я помню о Тебе, когда я в проблемных ситуациях, поэтому я молюсь о них, в моменты нужды я помню о Тебе. Поэтому дай мне испытания, чтобы я всегда думала о Тебе, не забывала о Тебе»[1].

#00:03:52#

И не каждый на самом деле может так искренне сказать[2]. И не все готовы к такому, постоянно находиться в стрессе, в беспокойстве, в испытаниях каждый день, чтобы действительно помнишь о Кришне. Я не готова к такому точно. Не знаю о вас, но я думаю, что для многих из нас разумная молитва — это оставаться слугой при любых обстоятельствах: «Моя карма может приходить ко мне по Твоей божественной воле, дай мне принять ее в нужном настроении, и [позволь] оставаться Твоим вечным слугой в любых условиях». Не только в хорошие времена, в нектарные времена, исполненные любви и нежности, но и во времена горечи, во времена трудностей. Мы хотим оставаться сильными и стабильными в своем служении, как вечные слуги.

#00:05:09#

Гопа Кишор Прабху: Еще один вопрос от нашего зрителя. Он говорит: я нахожу вайшнавскую культуру самой интересной, я считаю, что преданные лучшие люди в мире. Но что значит быть настоящим практикующим? Я понимаю, что глубокая преданность требует бо́льших от меня усилий, я чувствую, что не смогу поддерживать такой уровень. Могу ли я остаться просто другом преданных или мне нужно приложить больше усилий?

#00:05:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я считаю, что нужно шагнуть дальше. И я считаю себя другом вам, если я говорю вам это. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, что настоящий друг тот, кто забирает тебя из мира опасностей, смерти, из этой материальной земли, материального мира. Он настоящий друг, он направит тебя, поможет, поддержит, чтобы ты шел к духовному миру. Это настоящий друг. Тот, кто приводит тебя на безопасную территорию, на безопасную землю. Здесь мы понимаем, в мире самсары, в мире [бренной] земли, в мире смерти, где есть повторяющиеся смерть, рождение, старость, болезни, мы понимаем, что самая серьезная опасность — это смерть. Здесь нет никакой безопасности вообще. Опасность подстерегает нас на каждом шагу нашей жизни. На каждом шагу нас ждет опасность. В любую минуту мы можем быть вырваны из этого материального мира. Будьте и самому себе лучшим другом, помогайте себе в этом плане, старайтесь идти в сторону настоящего дома. Не думайте, что ваш дом здесь. Идите к цели и делайте все, что вы можете сделать для этого.

#00:07:46#

Постарайтесь полностью предаться. И старайтесь стать преданным, а не просто другом преданных, другом Кришны. И это лучшее, что вы можете сделать для себя в своей жизни. Это мой совет как вашего друга и доброжелателя.

#00:08:10#

Гопа Кишор Прабху: У нас есть еще несколько вопросов от разных людей. И они совершенным образом связаны с тем, о чем мы только что говорили. Вы сказали, что сила даршана святого велика. Почему животные [привлекаются духовным?]… Также мы знаем многие истории, когда животные привлекались святыми и хотели обрести их даршан. Как это происходит?

#00:08:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Не только святые [привлекали животных], а даже сам Господь Чайтанья Махапрабху, когда шел во Вриндаван через лес Джарикханда, мы знаем эту историю. Это были огромные джунгли в центре Индии на севере. И Господь проходил через эти джунгли мимо тигров и разных видов диких зверей. И от прикосновения к Его стопам и следуя Его наставлению повторять святые имена, они теряли свой страх, свою зависть, ревность, все свои животные инстинкты и начинали петь и танцевать вместе с Махапрабху. Такова была Его сила, сила Его [Святого] Имени.

#00:09:38#

И мы видим даже в других теистических учениях, например в христианстве был святой Франциск Ассизский, который говорил с животными, птицами. Существует много памятников этому святому, и часто он изображается с птицей, сидящей на его плече. Он говорил с ними, понимал их. Есть особые души, у которых есть такой дар, такие сиддхи — иметь такую связь с миром животных. Не все, далеко не все святые обладают таким даром. Но мы это видим в случае с Господом Кришной, когда обезьяны приносили Ему разные сообщения. Попугаи, всевозможные создания принимали участие в играх Кришны, особенно коровы, конечно. Его любимые создания. У каждой из них были имена, они были украшены. Каждая из них чувствовала себя особенной. И Он заставлял их так чувствовать. У Него были миллиарды коров, но Он делал так, чтобы каждая из них чувствовала себя особенной. И Он всегда смотрел на них [с любовью]…

#00:11:35#

Гопа Кишор Прабху: А они знали друг о друге?

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно.

#00:12:12#

Гопа Кишор Прабху: У нас есть вопрос от зрителя. Обычно, когда мы слушаем о духовной реальности, мы как-то сопоставляем ее с материальными [представлениями], потому что наш ум не может понять духовную реальность. Как провести разницу между этим отражением в нашем уме и настоящим духовным миром?

#00:12:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Писания говорят, что все, что мы здесь ощущаем, видим или испытываем так или иначе, — это все искаженное отражение той реальности, поэтому все, что есть здесь у нас, есть и там. И здесь оно становится искаженным из-за соприкосновения с материей. То есть душа приходит в соприкосновение с материей. Это один момент. Чистая духовная душа свободна по своей природе от материи. [Но в соприкосновении/взаимодействии с материей] мы здесь получаем это искаженное восприятие духовной реальности.

#00:13:41#

Шрила Шридхар Махарадж говорит: нам нужно попробовать задержаться в той реальности, а не в этой. Потому что здесь опасно делать каждый шаг, здесь все смертно, хрупко. Все это мы воспринимаем неправильно под влиянием трех гун материальной природы. Поэтому мы стремимся к высшей земле, стараемся закрепиться на ней, на плане ниргуны, которая является трансцендентной. Мы хотим направить все свои представления, устремления именно туда. Саттва-гуна ниже, чем ниргуна. Иногда это переводится как сила материальной природы. Но мы стремимся к плану ниргуны и стараемся всю свою жизнь построить именно на этом фундаменте. Мы хотим связать все свои действия с той реальностью. И не просто связать, а по-настоящему, реально сделать это. Мы не хотим основывать всю свою жизнь на относительности. Здесь все мысли, все идеи основаны на относительных представлениях, они неполны. Они полностью неправильно понимаются, направляются.

#00:15:42#

Гопа Кишор Прабху: Я слышал из лекции Госвами Махараджа, что есть такая логика, когда, чтобы указать на луну, человек показывает на ветку дерева, над которой находится эта луна, поэтому они оставляют дерево за кадром. Но что это за такая божественная логика и как избежать этой относительности?

#00:16:19#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я духовная душа — так же, как и ты и все остальные. Мы духовные создания, мы обусловленные души, облаченные в тело. Это тело относительно. И в моей жизни я буду в женском теле, ты будешь в мужском. Но мы знаем от наших духовных учителей, что на самом деле мы не обусловлены этим телом, мы духовные души. Атма — душа. Атма-гьяна — абсолютное начало. А тело — оно относительно. Мы таким образом приводим это в гармонию. Я духовное существо, вечный слуга Кришны. И я здесь на какое-то время в этом теле. И я уважаю его. Необходимо соблюдать некий этикет, соответствовать своему нынешнему телу. Я не захожу просто так в вашу мужскую комнату. И вы просто так не заходите в женский ашрам.

#00:17:46#

Можно подумать: «Да я же духовная душа, я могу [жить/спать] в любой комнате, в комнату Гопа Кишора прийти и поспать на его кровати». Но нет, тогда все будут обеспокоены, это внесет некий хаос. Да, я духовная душа, но я сейчас нахожусь в этом теле, и я должна следовать определенному этикету, я буду оставаться в женском ашраме, в своей комнате. Здесь необходима гармония, не имитировать эту абсолютную точку зрения во всем. Мы, конечно, отдаем приоритет абсолютной точке зрения, но приводим ее в гармонию с относительным.

#00:18:35#

Гопа Кишор Прабху: Сейчас мы говорим об Абсолюте. И есть у нас один вопрос сиддхантический о «Шримад-Бхагаватам». Я прочитал несколько шлок из «Шримад-Бхагаватам», где Кришна говорит о том, как Он чувствует Себя в долгу перед Своими чистыми преданными. В десятой песни есть описание мадхурья-расы, где Кришна описывается как должник Своих преданных. И Он говорит: «Я не смогу отплатить вам Свой долг, даже если пройдут миллионы лет». Как же это происходит, что Господь, который может все, не может отплатить этот долг Своим преданным?

#00:19:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это сердечные сокровенные чувства Кришны. Его преданные дороже Ему, чем Его собственная жизнь. И Он в таком долгу перед ними, что не может отплатить его. Это Его сердце, это Его чувства. Но, конечно, Он дает самого Себя. Бесконечный Абсолют, самая высшая личность Господа, Он отдает им Себя самого. Чего большего они могут желать? Нет ничего [выше этого]. У них есть все, Он дает им все. Это Его чувства, Он выражает Свои чувства. Он переполнен любовью преданных к Нему. Он теряет самого Себя. Мы должны понимать, смотреть в Его сердце. У Него так же есть чувства, Он личность. Мы иногда думаем: «Да Кришна ничего не чувствует из того, что чувствуем мы, Он нас не понимает». Но на самом деле у Него есть чувства, Он личность. У Него есть сердце, Он чувствует, что не может отплатить долг Своим преданным. Мы чувствуем так, Он чувствует так, но в Его случае это безгранично, бесконечно. Между нами есть параллели, схожесть. Но Он испытывает эти чувства в безграничной степени. Таков будет мой ответ.

#00:21:43#

Гопа Кишор Прабху: У нас есть еще один вопрос от нашего жаждущего [духовного знания] слушателя. [Мы] говорили о милости Шри Гуру. И у меня спрашивают: если мы говорим, что Гурудев проявляет наибольшую милость к наиболее падшим душам, должен ли человек сначала осознать свое падшее положение или, как в случае с Джагаем и Мадхаем, все происходит просто по милости Гурудева? И поможет ли человеку это понимание своего падшего положения?

#00:22:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Как мы знаем из учения Шридхара Махараджа, что понимание себя как негативного начала дает нам настоящее смирение. И это не нельзя путать с низкой самооценкой, с негативностью по отношению к себе. Это негативность в божественном смысле этого слова. Негативность — это смирение, это божественное чувство, которое привлекает позитивное начало, Кришну. Мы стараемся быть смиренными и практикуем это. Это наша главная задача. Быть смиренными, терпеливыми и уважать других — это наша главная задача, наша главная практика в настоящий момент. В то же время я могу сказать, что наш Гуру хочет нам давать свою милость, если мы хотим этого.

#00:23:48#

И это лаульям на санскрите, это [сильное духовное желание] привлекает милость. Смирение конечно привлекает милость. Но мы должны хотеть этого, мы должны быть голодными, жадными до милости. Тогда мы точно ее получим. Мы слышали от Свами Махараджа Прабхупады, что повторение Святого Имени — это плач, это зов к Богу: «Пожалуйста, приди ко мне, яви Себя в моем сердце». Как ребенок плачет по матери. Таким должно быть наше повторение [молитвы]. И мать не сможет проигнорировать своего плачущего ребенка. Она обязательно придет. Если это настоящий плач, она конечно же придет. Если это подделка, поддельный, фальшивый [плач] или в нем есть какая-то корысть, желание что-то получить, она не придет. И все возненавидят этого ребенка, потому что он орет. Громко. Поэтому нам нужно по-настоящему заплакать от [сильной жажды] этой милости, повторяя святые имена [Господа]. И не притворяться смиренным, не надевать маску ложного смирения и говорить: «О, я такая падшая [душа]».

#00:25:45#

Когда Кавирадж Госвами приводил молитвы [в «Шри Чайтанья-чаритамрите»], он выражал в молитвах такое чувство: «Я хуже навозного червя»[3]. И это не было поддельное чувство, он на самом деле так чувствовал. Он понимал, как много милости приходит к нему. Его настроение исполнено смирения по отношению к гуру-варге, к личности Бога. Поэтому лаульям, [духовное] желание, жажда, а также смирение, терпение, уважение к другим привлекает то высшее позитивное начало. И эти чувства должны быть настоящими.

#00:26:49#

Гопа Кишор Прабху: Однажды мне как-то сказали, что вы находились в поиске в молодости, юности. С чего начался ваш поиск? Когда вы почувствовали, что хотите что-то найти?

#00:27:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, просто меня никогда не очаровывала особенно [материальная] реальность. Типа, подождите минуточку, а что тут [интересного] происходит? Но почему все страдают? Почему войны, СПИД, голод, терроризм, рождение, смерть, старость, страдания? Почему? Почему? Почему? Мне нужно было знать, почему это все происходит.

#00:27:42#

Так начался мой поиск. Когда я достаточно выросла, чтобы обсуждать это с другими, задавать эти вопросы, требовать ответов: в чем смысл, зачем вообще все это нужно. Мне нужно было знать ответ. Это произошло, когда я уже немного подросла. Я помню, что я думала серьезно. Мне было где-то 15–16 лет. Я говорила своим друзьям: «Вы еще увидите, я скоро буду жить уже в ашраме». Я не знала, где точно, когда, что, но я уже тогда знала, я предупреждала их. Я сказала: «Я не буду заниматься тем, чем вы занимаетесь. Я буду в каком-нибудь крутом ашраме, в классном месте».

#00:28:50#

Гопа Кишор Прабху: «Вы останетесь тут, а я буду в классном месте». То есть вы пошли до конца в своем поиске, но многие останавливаются на полпути и начинают бороться со всеми этими негативными проявлениями, то есть начинают заниматься добровольческой деятельностью, помогать [нуждающимся] и кормить голодных, бороться со СПИДом и т. д. Как произошло, что вы не остановились на этом?

#00:29:28#

Бхакти Лалита Деви Даси: Потому что я не могла остановиться на меньшем. Мне нужно было пойти до конца, до самой высшей точки. Я хотела понять все это в полной степени. И это требует понимания, кто такой Бог, кто такой ты сам, [что есть] душа, высшая связь с Ним [со Всевышним]. Это то, чем мы здесь занимаемся.

#00:29:56#

Гопа Кишор Прабху: Один из недавних вопросов. Иногда люди приходят в духовную практику. Они совершают этот прыжок веры. Но многие люди потом теряют энтузиазм. Почему? И как с этим бороться? То есть сначала они решают: «Да, все, я решил [посвятить себя духовному поиску]», а потом они теряют этот запал.

#00:30:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это нормально. Типичная ситуация в духовной практике. И это может быть [временный подъем]… это сравнивается с медовым месяцем в духовной жизни. Когда он заканчивается, приходит понимание того, что у нас еще впереди целая жизнь, огромный путь. И это здоровое чувство. Мы можем подумать об этом и подготовиться к длинному путешествию. Я здесь надолго. Нам нужно оставаться всегда в тонусе. И оставаться [на пути], и желать двигаться дальше. Или даже пройти больше, чем нужно, на милю или две за день. Нужно быть готовыми предаваться без условий.

#00:31:41#

Может быть, это какая-то… Иногда нужно остановиться, например для того, чтобы поменять [«запчасти»], починить [«поломку»]. Иногда нужно переключать скорости: первая, вторая, третья, четвертая, пятая. Кто-то может потерять энтузиазм совсем и вернуться в мир, то есть вернуться обратно [туда], с чего они начинали. И это очень печально. Но Шрила Шридхар Махарадж говорит, что не все студенты сдают экзамены. У некоторых дела могут идти хорошо на первых курсах, но на пятом стало уже совсем плохо. А кто-то наоборот в начале делает не очень хорошие успехи, а потом сохраняет [уровень достигнутого]. Потому что мы на самом деле можем найти это сложным, когда нужно научиться контролировать чувства, [когда] необходимо понять, что все предназначено для Кришны, а не для моего наслаждения, что я слуга. Бросить этот материальный мир с его желанием наслаждаться. Сначала нам кажется, что это не так уж и сложно, но потом мы понимаем, что на самом деле это сложно. Потому что это [сознание потребителя] настолько укоренилось в нас, что нам нужно выдернуть эти сорняки с корнем. И избавиться от них, выбросить и стать преданными [Бога]. Это не дешевая вещь. Не дешевка.

#00:33:57#

Не нужно бояться этого, но нужно этого ждать. Если вам повезло в начале, это классно. Мой брат однажды сказал, когда пришел в гости к нам в храм и встретил Гурудева. Я проводила его в аэропорт. Он сказал: «Так это же религия фестивалей, тусовок». Ну да, но иногда мы можем находиться на поле боя и получать ранения от врага, который внутри нас. Конечно, у нас всегда проводятся определенные праздники, мы все время что-то отмечаем. Обычно у нас все классно. Мы помним о Кришне, о Махапрабху. И это все для Них, это хорошо. Но нам нужно также быть готовыми к таким моментам, когда мы потеряем энтузиазм, нам будет казаться все очень сложным, не таким простым, как казалось раньше. Мы должны встретиться с переживанием таких чувств и продолжать двигаться дальше. Быть готовыми к этому недостатку энтузиазма. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что это требует гималайского мужества, то есть мужества размером с Гималаи, чтобы продолжать жить духовной жизнью. Столько мужества нам нужно.

#00:35:51#

Гопа Кишор Прабху: Также он сказал, что, чтобы прыгнуть в пропасть, нужно быть либо очень смелым, либо дураком.

#00:36:05#

Гопа Кишор Прабху: Приянана [Деви Даси] спросила: были ли какие-то из ваших друзей впечатлены вашим примером? Последовали ли они ему?

#00:36:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно. Многие из них не понимали, конечно, что я делала, для чего. Они не могли оценить это: философию или миссию, мои попытки предаться Гуру и Гауранге. Но нужно продолжать, нравится им это или нет. Нам неинтересно мнение обывателей. Как говорится: vox populi, глас народа, — статус-кво. Нам это неинтересно. Нам интересно мнение и подтверждение наших духовных наставников. А со всем остальным завязываем, нас это не беспокоит. Нельзя позволять людям удерживать вас, когда вы уже готовы идти вперед. Но вас кто-то не поддерживает или не позволяет вам идти. Нельзя останавливаться.

#00:37:45#

На самом деле важно лишь подтверждение того [духовного] плана [бытия], благословение наших божественных учителей — гуру-варги. Это в наших интересах. Их мнение значит для нас все. Нам нельзя позволять страхам других людей, их непониманию [воздействовать на нас]. Может, просто у них нет сукрити, раз они не могут оценить это, оценить высшие трансцендентные идеи. Мы не можем позволять им останавливать себя. Нам нужно идти вперед, нравится ли это всем или нет.

#00:38:40#

Гопа Кишор Прабху: И есть смежный [по смыслу] вопрос. Как ваши родители? Были ли такие люди, которые, скажем, жалели, что [вы] пошли своим путем, жаловались ли они, сожалели?

#00:39:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нет. Мой брат в том случае не жалел, он просто сказал о том, что он просто был счастлив: «Классная у тебя религия, такая тусовочная, мне нравится».

#00:39:41#

Гопа Кишор Прабху: Но он не сожалел о том, что он сам так не живет? Бывают люди, которые ценят, им это нравится, но они сами не решаются [вступить на духовный путь]. Как говорил Авадхут Махарадж однажды: если хочешь искупаться в реке, можно сразу же прыгнуть и окунуться с головой, а можно постепенно заходить в воду. Как вы себя вдохновили на то, чтобы прыгнуть в эту реку?

#00:40:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Но ведь, если мы хотим ощутить настоящий вкус этого нектара, нам нужно попробовать его, правда? Какое-то совершить усилие. Нам нужно отдать свое сердце, стать практикующим преданным, стать серьезным преданным. Очень многое от нас требуется. И в конечном итоге это нисходящая милость, которая приходит к нам. Это нисходящий процесс. Но то, что у нас есть, мы должны так же использовать в нашей духовной жизни. Мы не можем стесняться и только наблюдать со стороны, потому что так вы никогда не почувствуете [духовного вкуса]. Мы не почувствуем никакого вкуса, просто наблюдая со стороны. Нам нужно открыть эту банку с медом, погрузить в нее ложку и попробовать этот мед. Невозможно почувствовать вкус, просто глядя на банку с медом. Правда?

#00:41:48#

Гопа Кишор Прабху: Иногда Госвами Махарадж приводит такую идею: сначала они заставляют тебя пробовать это, а потом спрашивают: «Ну что, тебе понравилось?» Как в рекламе. Например, сначала говорят: «Попробуй, тебе это понравится». [Затем:] «О, так классно, тебе понравилось». А потом [ты] стремишься снова [это попробовать]. Было ли у вас так же или как-то по-другому?

#00:42:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, не совсем так на самом деле. Я пришла потому, что сама искала, хотела того, что он [духовный путь] давал. Я хотела отдать себя этому больше и больше — прогрессивным, динамичным образом. Год за годом я до сих пор здесь, до сих пор пытаюсь. Но я уверена, что по пути я выучила много уроков. И что моя вера растет. Я действительно убеждаюсь каждый день, что я на правильном пути. Мы словно в путешествии. Мы видим какие-то указатели, что до такого-то места осталось столько-то километров. Это расстояние постепенно сокращается, мы ближе и ближе к своему месту назначения.

#00:43:41#

Так же и на духовном пути к нам приходят какие-то указатели: ты идешь правильно, ты приближаешься, ты едешь правильной дорогой. Мы все ощущаем нечто подобное.

#00:44:01#

Гопа Кишор Прабху: Другой вопрос наших преданных. Они спрашивают: вы сейчас остаетесь в ашраме в Чиангмае? И что стало причиной? Как говорил Авадхут Махарадж: «Многие ищут место, где жить, а преданные ищут место, где умирать». Если в абсолютном плане, вы как-то выбрали это место или как получилось?

#00:44:40#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я получила много приглашений от преданных здесь, когда они только здесь поселились, они просили меня приехать: «Приезжай, приезжай!» И я все время отклоняла приглашения. И в один момент я приняла приглашение и приехала сюда. Здесь был Авадхут Махарадж, Госвами Махарадж. Они только тут поселились. И я почувствовала себя здесь как дома. И это так близко к Индии, но и очень далеко в каком-то смысле. Также я почувствовала, что пришло некое служение сверху, приглашения, просьбы вернуться сюда.

#00:45:42#

И я приняла это просто как судьбу, как высшую волю. Я иногда уезжаю отсюда, но здесь мне нравится. Я чувствую, что здесь идет духовный процесс, прогресс. Меня сюда привели на самом деле приглашения преданных. Они искренне просили меня приехать сюда. И я счастлива здесь быть со всеми. И мне нравится служить здесь рядом с Авадхутом Махараджем, Госвами Махараджем и всеми вами.

#00:46:40#

Гопа Кишор Прабху: Также мы слышали, что есть еще одно поколение ниндзя, как Викшакха Диди из Навадвипы, которое [духовно] растет.

#00:46:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я им сказала, что я уже прошла через свой индийский период жизни в семнадцать лет. «Теперь ваша очередь», — сказала я им. Я очень долго жила в Калькутте с Гурудевом — с семнадцати лет, это не шутка. Теперь их очередь.

#00:47:17#

Гопа Кишор Прабху: Кто-то опубликовал книгу недавно, называется “Reality chek”[4]. Я не знаю, как это перевести. Эта книга на английском языке, на русском еще нет публикаций.

#00:47:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: На еще один вопрос можем ответить. Потому что время уже почти подошло к концу.

#00:47:54#

Преданный: Однажды [один] преданный спросил у Авадхута Махараджа: «Какие были отношения между Шрилой Гурудевом и Шрилой Авадхутом Махараджем?»

#00:48:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я бы сказала, полные любви, полные нежности. Гурудев доверил ему русскую миссию, русскую растущую миссию. Он всегда поддерживал его. Гурудев иногда принимал служение Авадхута Махараджа и говорил: «О, мой босс приехал». И когда Авадхут Махарадж приходил, он говорил: «Так, Гурудев, у нас тысяча человек в зале, нужно прийти и дать лекцию». И Гурудев играл роль, он подчинялся просьбам Авадхута Махараджа. Авадхут Махарадж говорил: «Дайте инициацию», и он давал инициацию; «Дайте лекцию», и он давал лекцию. Для нас этот пример того, как мы должны делать. Мы так же должны служить Авадхуту Махараджу и выполнять его просьбы.

#00:49:47#

Гурудев был очень смиренным и исполненным уважения, он доверял нам, никогда не сомневался. Даже со всем нашим безумием и со всем, что у нас там есть. Он доверял нам всегда. Он давал нам так много возможностей служения.

#00:50:12#

Гопа Кишор Прабху: Но как так произошло, что из всех мест Гурудев приезжал очень часто [именно] в Россию? Меня однажды спросили, для кого он приезжал. Вы видели Авадхута Махараджа в его ранние годы? Когда он только приехал в Индию, у него еще были длинные волосы. Он такой был весь [неформальный]…

#00:51:10#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гурудев никогда не обращал особого внимания на внешние аспекты своих преданных. Он всегда видел сердце, саму суть человека, какое служение он может выполнять. Его не беспокоило его социальное положение, грихастха он или не грихастха. Он всегда видел потенциал в Авадхуте Махарадже, [видел] его естественным лидером, полным идей и динамической энергии.

#00:51:46#

Гурудев всегда поддерживал [Авадхута Махараджа]: «Пожалуйста, расти, расти. Приходи сюда и становись тем, кем ты должен стать». Он был счастлив видеть, как развивается Авадхут Махарадж. Давал ему свои благословения. Как любящий настоящий отец, который видит, как растет его сын, становится мужчиной, становится самостоятельным человеком. Выражает [себя], реализует свой потенциал и проявляет его.

#00:52:23#

Гопа Кишор Прабху: И тогда последний вопрос от нашего онлайн-зрителя. Как возможно иметь по-настоящему близких друзей в духовном обществе? Как найти действительно близкого друга в духовном обществе? [Как обрести] то, что мы видим на примере таких отношений, как у Авадхута Махараджа и Говинды Махараджа.

#00:53:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Но это не была просто дружба, ведь в их отношениях было много разных отношений. Каждые отношения включают в себя немного дружбы, немного родительских чувств, немного служения, настроение слуги. Например, Гурудев был нашим мамой, папой, другом, Гуру, выражением Абсолюта. Всё вместе.

#00:53:45#

Это не было просто дружбой, это было гораздо больше, чем это. Это многомерные отношения. [Вы хотите,] чтобы у вас был близкий друг в духовной жизни, [но] у вас, наверно, уже много их, и больше, чем один. Это естественным образом происходит. Так много есть братьев, сестер, мам, пап, дядей, тетей. Вы в семье окружены своими доброжелателями. Мы иногда склонны сближаться с теми, кто имеет с нами схожую точку зрения на вещи. Как в той поговорке, [гласящей,] что птицы со схожим оперением сбиваются в стаи[5]. Это естественно, нормально. И лучший вид общения, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, [возникает] с теми, кто хотя бы чуть-чуть чем-то в нас превосходит. У которых чуть больше преданности, чем у нас. Не слишком много, а хотя бы чуть-чуть больше. Для нас это будет максимальное благо.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила Алока Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Випадах̣ санту та̄х̣ ш́аш́ват, татра татра джагад-гуро / бхавато дарш́анам̇ йат сйа̄д, апунар бхава-дарш́анам — «Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя — значит не видеть больше круговорота рождений и смертей» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.25).

[2] Джанмаиш́варйа-ш́рута-ш́рӣбхир, эдхама̄на-мадах̣ пума̄н / наива̄рхатй абхидха̄тум̇ ваи, тва̄м акин̃чана-гочарам — «О мой Господь, приблизиться к Тебе легко только тем, у кого нет ничего материального. Тот же, кто в материальном отношении преуспевает и полагается на знатное происхождение, огромное богатство, хорошее образование и телесную красоту, не способен искренне обратиться к Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.26).

[3] Джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха / пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха — «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205).

[4] Речь идет о книге Питера Абрахамса, опубликованной 28 апреля 2009 года.

[5] Здесь приведен слишком буквальный перевод. Пословица на английском звучит так: “Birds of feather flock together” (birds of feather — «люди одного склада», «один другого стоит», «птицы одного полета», «два сапога пара», «из одного теста сделаны», «одним лыком шиты», «одного поля ягода»). В русском языке ей соответствует пословица «Рыбак рыбака видит издалека».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования