«Смирение vs заниженная самооценка». Шримати Бхакти Лалита Диди. Санкт-Петербург, Лахта. 17 августа 2013 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 62.3 МБ)

 

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

Смирение vs заниженная самооценка 

(17 августа 2013 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

на̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми
1 

Это молитва Шри Гуру, написанная Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами. Шрила Шридхар Махарадж в своих беседах упоминает, что в ней выражена суть нашей миссии. 

#00:01:41# 

Первое, о чем он упоминает, — что Святое Имя Господа это высочайшая звуковая вибрация: трансцендентное Имя (трансцендентный звук) и высочайшая форма, облик Господа. Это высочайшая форма звука, содержащая высочайший идеал. В этом Имени Господь проявляется полностью в Своей божественной звуковой форме. Шрила Рагхунатх Дас Госвами упоминает, что Святое Имя Господа — это один из главных даров Гуру, его Гурудева ему, Рагхунатху Дасу Госвами. Затем он говорит, что по милости Гуру обрел милость сына Шачи Деви — Самого Махапрабху, и по милости Махапрабху Рагхунатх Дас Госвами получил Гуру — Сварупу Дамодара. 

#00:03:40# 

Итак, Шри Чайтанья Махапрабху и Сварупа Дамодар даровали ему — Рагхунатху Дасу Госвами — друг друга, и по милости их обоих он также получил милость Рупы и Санатаны Госвами. Они даровали ему Вриндаван со всеми святынями, такими как Радха-кунда, Шьяма-кунда. Радха-кунда — это высочайшее место поклонения. 

Шрила Шридхар Махарадж говорит, что наша миссия поклоняется всем этим вещам, упомянутым в этой шлоке, в этом стихе: Святому Имени, всем этим божественным личностям и также всем святым местам. 

#00:05:31# 

Когда Сварупа Дамодар оставил этот мир, Рагхунатх Дас устремился во Вриндаван: чтобы увидеть его и затем покончить с собой, прыгнув с вершины холма Говардхан. Не имея духовной поддержки, он чувствовал, что даже такие святые места как Вриндаван, Говардхан, Радха- и Шьяма-кунда враждебны к нему. Говардхан казался ему тигром, который стремиться поглотить его, а Радха-кунда и Шьяма-кунда казались подобными питону. Но по милости своих учителей — Махапрабху и Сварупы Дамодара — Рагхунатх Дас Госвами попал во Вриндаване в общество Рупы и Санатаны Госвами, и там он увидел в них своих Гуру и обрел у них прибежище. Он оставался в их обществе и продолжал свою жизнь в служении, в поклонении в очень и очень аскетичном ключе. 

#00:08:14# 

У Шрилы Гурудева было благословение от Шрилы Шридхара Махараджа на то, чтобы он установил храм рядом с Говардханом. Шрила Говинда Махарадж выбрал удаленное частное место рядом с Говардханом и установил там этот храм — «Шрила Шридхар Свами Сева Ашрам». Это был первый проект Гурудева во Вриндаване. Когда копали фундамент, из земли извлекли древнюю Говардхана-шилу — камень с холма Говардхан. Позвали местных панд (служителей), и они подтвердили: «Да, это Гирирадж, это камень с холма Говардхан». Более того, они нашли следы поклонений, которые проходили сотни лет назад. 

#00:10:37# 

Шрила Гурудев, когда мы отправлялись на Говардхан, всегда побуждал нас находиться в обществе вайшнавов, памятуя о Шриле Рагхунатхе Дасе Госвами, Рупе, Санатане и остальных Госвами Вриндавана, чтобы мы соблюдали все правила и предписания нахождения в святом месте, чтобы мы, находясь там, пребывали в умонастроении служения, а не тратили свое время на бесконечные покупки или хождение туда-сюда с фотоаппаратами, занимаясь упражнениями для глаз, то есть осмотром достопримечательностей. 

#00:11:49# 

До этого Гирирадж находился в маленькой соломенной хижине, потом — в частично цементированной, но когда пришло время построить храм для Гирираджа, мы сидели рядом с Гурудевом, и он рисовал, описывал, как должен выглядеть храм на Говардхане. Гурудев начал покачиваться из стороны в сторону, и казалось, что он пребывал в глубоком трансе. Это продолжалось минут двадцать. Было видно, что он пребывает не на нашем уровне бытия, он погрузился куда-то глубоко в другие сферы реальности. Он покачивался, и карандаш покачивался вместе с ним в руке. 

#00:13:16# 

Когда он вышел из транса, мы спросили: «Что случилось?» Гурудев сказал: «Я побывал в будущем, я побывал на арати Гирираджа в уже построенном храме». Он видел, как храм построен, как он устроен, где стоит Гирирадж, как устроены стены и также купола. Когда он вышел из своего транса, он начал зарисовывать то, что он увидел в будущем. Так был явлен наш храм на Говардхане. Когда вы отправитесь в храм на Говардхане, увидите воочию то, что Гурудев явил из будущего, из своего божественного видения. 

#00:15:01# 

Храм получился очень замечательным, очень возвышенным, он виден отовсюду. Для того чтобы не перекрывать славу главного храма на Говардхане, Гурудев назвал нашего Гирираджа «Ану-Гирирадж», то есть «Гирирадж-младший». Он не хотел как-то соревноваться с главным храмом на Говардхане, он соблюдал этикет. 

#00:16:06# 

Этот храм существует для всех искренних искателей. Каждый год группа русских паломников устремляется в паломничество и посещает одним из первых именно этот храм. Шрила Гурудев дал нам определенные четкие указания, в каком настроении и как мы должны находиться в святой дхаме, чему следовать. Пребывая там, мы стараемся выражать почтение всем и вся, выражать нашу любовь, нежность и также памятовать о шести Госвами Вриндавана, о том, что они даровали нам. 

Может быть, у кого-то есть вопросы? Не обязательно по вышесказанному. 

#00:18:36# 

Притху Прабху: Мы пели как-то недавно одну песню: «На̄рада муни, ба̄джа̄йа вӣн̣а̄»2. Там говориться, что все живые существа, слыша это божественное воспевание, пришли в неописуемый экстаз, и все они обрели сознание Кришны. Почему мы не получаем все легко, почему все так сложно? Почему духовный путь усеян не всегда розами, иногда их шипами, ведь наши Гуру способны освободить нас очень легко? 

#00:19:49# 

Шримати Бхакти Лалита Диди: Как говорится в той песне, все кто слушали воспевание святого (в частности, Нарады Муни), все существа — и живые и неживые — приходили в экстатическое настроение, все обретали благо. Махапрабху также Своими песнями и танцем освободил и возвысил все миры — и верхние, и нижние. 

#00:20:49# 

Бывают такие времена, когда Сам Господь или Его представители нисходят в этот мир. Иногда этих спутников Господа нисходит множество, иногда нисходит один, а иногда между предыдущим и следующим звеном (учителем) проходят столетия, например, как это случилось в нашей сампрадайе: никто не пришел, чтобы продолжить эту линию, и она передалась через несколько сот лет. 

#00:22:02# 

К приходу в этот мир Шрилы Бхактивинода Тхакура гаудия-вайшнавизм переживал не лучшие свои времена. Природа материального мира — низводить все, приводить к деградации, и то, что было подлинно и истинно, становиться неподлинным и неистинным, течение времени разрушает все. 

#00:22:59# 

Великие души нисходят из божественного мира для того, чтобы восстановить это учение, восстановить истину, и дают ей новую жизнь. По милости Шрилы Бхактивинода Тхакура в этот мир явился Шрила Сарасвати Тхакур. Благодаря ему мы получили милость Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Гурудева. Все они посадили в наше сердце семя преданности — бхакти-лата-биджу3. Наша обязанность — растить в себе это семя, поливать его, воспевая и слушая о Господе — шраванам-киртанам. 

#00:24:40# 

Наше сердце сравнивается с садом, в котором садовнику (то есть нам самим) необходимо заботиться о росте семени преданности, о том, чтобы поливать его вовремя, удалять сорняки, поэтому у нас есть определенные обязанности. Эта высочайшая истина, эта звуковая субстанция — Святое Имя — и семя преданности были посажены в наше сердце. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы помогать этому семени не только дать хорошие всходы, но и продолжать расти. 

#00:26:10# 

Рано или поздно милость будет получена. Если Господь захочет освободить, очистить нас прямо сейчас, Он может это сделать. На самом деле у Господа есть другие планы на каждого из нас, и, скорее, мы — Его собственность, мы находимся на субъективном плане сознания, не на объективном. Поэтому если Он хочет, чтобы мы оставались в том или ином положении какое угодно Ему время, — на то Его воля. Мы предаемся Его божественной воле. Мы воспеваем, слушаем о Господе, следуем всем тем практикам, которые даны нам нашими учителями, пытаемся развить свою веру и следовать надлежащим образом. 

#00:28:03# 

Говориться, что подлинное сознание Кришны — это очень редкая и недешевая вещь. Мы стремимся войти, внедриться в личную обитель Господа. То место, Голока Вриндавана, — это Его личная обитель, и там действует копирайт: все права защищены. Для того чтобы принять все эти дары — вход в личную обитель Господа, родство с Его доверенными слугами, Его спутниками и Его Самого в конечном итоге — нужно стать достойным.

 #00:30:02#

Шрила Гурудев задавал иногда такой вопрос: «Скольким людям вы можете позволить внедриться в вашу частную жизнь, жить у вас дома на правах члена вашей семьи?» У нас не такая природа, но Господь — Абсолют и Причина всех причин. Единственное, что требуется от нас, — это обрести веру и желание этого, показать, что мы имеем голод и жажду сознания Кришны. Если на то есть Его святая воля, то мы готовы также иногда немножко пострадать и даже умирать, чтобы жить, еще и еще. Мы должны быть готовы пройти через любое испытание, как бы долго оно ни длилось. Если Он хочет, Он может легко забрать нас. Он может исправить нас в мгновение ока, избавить от всего ложного и наносного в нашей жизни, ведь в конечном счете всех нас можно уподобить марионеткам в руках Господа. 

#00:33:09# 

То, что требуется от нас, это продолжать пытаться практиковать, насколько мы способны, насколько мы можем выказывать свою искренность, стремление к практике, и все будет хорошо. Но для того чтобы привлечь Господа, чтобы снизошла на нас Его милость, необходимо также настроение преданности. Позитивное привлекается негативным, и подобно тому, как это утверждение истинно в материальной науке, точно так же оно истинно и в духовной. 

#00:34:39# 

Когда к нам приходит понимание того, насколько мы падшие, насколько мы привязаны к сиюминутным вещам этого мира и насколько мы ненавидим это в себе, пожалуй, именно в это время милость и приходит в нашу жизнь. Не следует путать такое состояние сознания с заниженной самооценкой, поскольку смирение и заниженная самооценка — это разные вещи. Когда возникает это настроение смирения в сердце (негативное), тогда позитивное (милость Господа) устраивает интервенцию: она нисходит в сердце, в это время Господь дарует Свою милость, поэтому необходимо практиковать это «божественное негативное» — настроение смирения, самоотдания — и ждать Его милости. Когда наступит время, Он одарит нас сознанием Кришны. 

#00:37:15# 

Преданный: Скажите, по каким критериям человек сам для себя может определить, правильно ли он поступает в каждый конкретный момент, и является ли удовлетворение одним из этих критериев? 

#00:38:48# 

Шримати Бхакти Лалита Диди: У кого есть надлежащий уровень понимания, сознания, тот видит в окружающем определенные знаки, которые указывают на то, что он движется в верном направлении. Но те, кто не достиг пока такого уровня, могут обратиться к тому, кто достиг, и спросить: «Правильно ли я делаю?» — чтобы подтвердить то, что говорит ваше внутреннее чутье, ваша совесть, ваше сознание. То есть нужно иногда проконсультироваться, посоветоваться с преданными, вайшнавами, садху, тогда будет точно понятно. 

#00:40:24# 

Часто бывает так, что само окружение показывает, подтверждает извне, а также [слышно] и изнутри: «Да, то, что я делаю, верно». Мы можем видеть это по тому, как меняется божественная воля, по тому, как приходят определенные вещи в нашу жизнь и результаты того, что мы делаем. Божественный поток присутствует повсюду, и если у нас достаточно развито сознание и мы обладаем такой способностью, мы можем двигаться в этом потоке. Но пока у нас нет такой возможности, нет таких способностей, мы должны всегда держаться во всем старших вайшнавов и консультироваться с ними, обращаться к ним, чтобы не терять из виду этот поток. 

Еще вопросы? 

#00:41:56# 

Вопрос: [неразборчиво] 

#00:43:33# 

Шримати Бхакти Лалита Диди: Что касается преданных, то в их жизни гораздо больше места имеет смирение, чем заниженная самооценка. Для тех, кто принял сознание Кришны всем сердцем, кто видит его высочайшей целью своей жизни, наступает момент, когда в их жизнь приходит смирение, и его нельзя назвать заниженной самооценкой. 

#00:44:49# 

Иногда подобное чувство приходит, которое мешает нам как-то двигаться, развиваться. Мы стараемся его избегать. Мы пытаемся развивать в своем сердце подлинное чувство смирения, которое поможет нам идти вперед, развиваться. Обычно, когда у человека заниженная самооценка, он отправляется к психологу, а иногда (в тяжелых случаях) к психиатру, потому что нужно какое-то самоутверждение, какая-то самооценка для того, чтобы как-то действовать в материальном мире. Но это не нужно, не советуется преданным, для которых смирение — сама жизнь, которые, наоборот, развивают смирение в своей жизни. 

#00:46:27# 

Когда мы встречаем нечто большое, великое, в сравнении с этим понимаем насколько мы малы и низки? Это очень здоровая вещь. Когда мы входим в соприкосновение с Реальностью, видим перспективу, у нас возникает подобное чувство, тогда развивается подлинное смирение. Это привлекает наших божественных наставников, они помогут вам. 

#00:47:39# 

В писаниях говориться, что огромная гора отделяет живое существо, душу от Господа, и эта гора именуется «эго». Эта гора ложного эго разлучает нас, отделяет нас от Господа, поэтому необходимо сокрушить эту гору. Невозможно войти в соприкосновение с Господом, обойдя эту гору эго. 

#00:48:51# 

Практикуя сознание Кришны, мы постепенно развиваем все эти вещи, постепенно очищаем свое существование, видение самих себя, устраняя ложное самоотождествление и приходя постепенно к истинному. На что стоит обратить внимание? Это приходит постепенно, со временем, не все сразу. Говорится также, что эго подобно огромному узлу в сердце и так много всяких связок в нем, в этом узле. Кришна призывает: божественным знанием разруби этот узел. 

#00:50:05# 

Постепенно Господь являет Себя в сердце, устраняя все следы, все остатки эго, всего лишнего, всего нежелательного в сердце. Это все происходит автоматически, по мере того как Кришна проявляет Себя в сердце. Но необходимо смирение. 

#00:50:45# 

Говоря о вашем конкретном случае, мы больше чем уверены, что это не заниженная самооценка, так что не переживайте. 

Может быть, у кого еще какие-то вопросы есть? 

#00:51:03# 

Преданный: Я хотел бы попросить Бхакти Лалиту, чтобы она рассказала, как она выбрала этот путь, как у нее произошла встреча с Гурудевом, почему она приняла санньясу? 

#00:51:53# 

Шримати Бхакти Лалита Диди: Я искала этого. Я знала, что материальный мир нереален в том смысле, что он временен, что все здесь приходящее и бренное, и поэтому я стремилась к обществу духовного учителя. Уже в юности я была разочарована в этом мире и пыталась найти какую-то истину. У меня было много вопросов, на которые я жаждала услышать ответы, которые бы меня удовлетворили. 

#00:53:19# 

То, что ответило на мои вопросы, то, что нашло подтверждение во мне, — это книги наших учителей, наших Госвами, Бхагавад-гита. Чуть ли ни в каждом комментарии в этих книгах говорилось о том, что ты должен отыскать подлинного духовного учителя, что это очень живая и насущная вещь. 

#00:54:15# 

В то время я училась в университете, и в нашей библиотеке были все книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, и в основном проводила свое время, читая эти книги в библиотеке, а не сидя на лекциях. Я поняла, что для меня это более насущно и более срочно — отыскать Истину, отыскать духовного учителя, стать сознающей Кришну. Как только это стало возможным, я тут же переехала к преданным, стала жить с ними и пыталась отыскать своего духовного учителя. 

#00:55:46# 

Постепенно мое сердце стало привязываться к Шриле Говинде Махараджу, к Шри Чайтанья Сарасват Матху. У меня была фотография Шрилы Говинды Махараджа, я слушала его лекции, и однажды я решила отправиться в Индию для того, чтобы лично встретиться с ним. 

#00:56:15# 

Как только это стало возможным, я тут же приехала в Навадвип. Это было в 1992 году, еще до того как Гурудев стал путешествовать по миру. С тех самых пор как я приехала туда, мое сердце больше не покидало этого места, я обрела там все: лотосные стопы Гурудева, святую обитель, святую дхаму — Навадвип. [Я все это обрела] по его милости, он лучше всех знает, что необходимо для меня, для моей духовной жизни. 

#00:57:36# 

Он совершил революционное действие: он дал мне — женщине — шафрановые одежды брахмачарини и таким образом ввел новую традицию. Это не санньяса, это одежда брахмачарини. Для того чтобы получить санньясу, необходимо получить санньяса-мантру и данду — посох санньяси. Гурудев сказал, что мои шафрановые одежды — это не меньше, чем санньяса, и он дал мне наставление поддерживать и вдохновлять всех преданных. 

#00:59:07# 

Я очень рада встречам с друзьями. Беседы с ними, поддержание их — это моя жизнь и душа. Я очень счастлива, что у меня столько духовных братьев, сестер, теть, дядей, отцов, матерей. Это настоящая, подлинная семья — семья преданных. 

#00:59:47# 

День за днем весь этот мир — мир опыта — постепенно становится все менее и менее значительным, а все те теоретические сведения, которые мы почерпнули из книг и наставлений наших учителей, стали претворяться в жизнь, стали становиться реальностью. Все сомнения автоматически уйдут прочь, когда вы войдете в соприкосновение с Реальностью. Вы сами, воочию убедитесь: да, это истина. Для начала необходима вера, и, возможно, в самом начале даже слепая вера может помочь нам. Постепенно, по мере продвижения вы увидите, что все это истина, что все это правда. 

Я ответила? 

Один последний вопрос еще. 

#01:01:34# 

Преданный: Вы говорили про состояние потока [неразборчиво], я бы хотел узнать поподробнее: что за состояние, от чего зависит, и как вообще в него входить [неразборчиво], от нас ли это зависит? 

#01:02:19# 

Шримати Бхакти Лалита Диди: Об этом очень подробно сказано в книгах Шрилы Шридхара Махараджа и книгах и лекциях Шрилы Говинды Махараджа. Кришна — верховный контролирующий, причина всех причин. Ничто в этом мире не существует без Его на то святой воли. Даже травинка не шелохнется без Его воли. Все, что происходит, — происходит с Его дозволения. Всегда, если присмотреться, можно увидеть на заднем плане Его улыбающееся лицо. Во всем, что происходит с нами, есть присутствие этого потока. 

#01:04:12# 

Если мы сами будем стремиться, если мы будем поддерживать настроение самопредания, смирения, если мы будем желать войти в этот поток и быть направляемым им, то все произойдет само собой. Позвольте Господу быть вашим контролирующим и вам самим быть контролируемым Им — таким образом все станет благоприятным. 

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки Джай! 

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнила: Жукова Мария
Редактор: Динанатх Дас

 


1 «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты, общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатха Дас Госвами, «Мукта Чаритра», 4).

2 на̄рада муни, ба̄джа̄йа вӣн̣а̄, ‘ра̄дхика̄-раман̣а’ на̄ме / на̄ма амани, удита хойа, бхаката-гӣта-са̄ме — «Когда Нарада Муни, великая освобожденная душа, играет на вине, Святое Имя Радхика-Рамана нисходит и немедленно появляется среди преданных Господа, поющих киртан» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шри Намаштакам, 8.1).

3 брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151).

← «Шри-Рупа-Манджари-пада». Бхаджан Шрилы Нароттама Даса Тхакура с комментарием Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· «We Find Our Own Faults». Bhakti Lalita Devi Dasi. (In English с русскими субтитрами). «Искать недостатки в себе». Бхакти Лалита Деви Даси. Таиланд, Чиангмай →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования