«Духовная жизнь | Долгая дорога». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 26 ноября 2013 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 29.65M)

(на русском)


скачать (формат MP3, 29.63M)

(in English)

 

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

Духовная жизнь | Долгая дорога

(26 ноября 2013 года, Чиангмай, Таиланд)

 

Вопрос: Первый вопрос от Ананды Рупы Диди. Теперь, когда мы вступили на путь преданности, важно ли нам уделять время нашей материальной жизни, и важен ли наш бэкграунд, то есть откуда мы пришли, наше материальное состояние, положение?

#00:00:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: А что, если у нас никогда не будет устойчивого материального положения? Мы можем потратить всю жизнь на это и, может, никогда не достигнем такого положения. Так мы потратим всю свою жизнь, а ее цель — это развивать культуру веры, преданность. Это должно быть первым приоритетом. Сначала нужно найти свое положение в сознании Кришны, а потом мы можем принять любые материальные внешние обстоятельства. Когда мы утверждены на плане веры, духовности, в своей вере, тогда нам уже любые ситуации, любые обстоятельства не будут помехой. Ведь мы можем никогда не достичь стабильного материального состояния, может быть, это не положено нам по карме.

#00:02:12#

Нам уже предписано определенное положение, и мы знаем из истории вайшнавизма, что некоторые святые жили в бедности и это также благословение Господа. Это зависит от нашей судьбы, от кармы, что придет к нам материальное. Мы не можем сделать это первым приоритетом, это должно быть второстепенным. Мы всегда стараемся жить проще. Есть такой знаменитый лозунг или фраза, афоризм: «Простая жизнь, возвышенное мышление». То есть в материальном плане мы должны довольствоваться лишь необходимым, но всегда первым идеалом [необходимо] сохранять духовное развитие.

#00:03:31#

Вопрос: Все же ее вопрос… Я слышала, что нам сначала необходимо узнать природу своего эго, чтобы в конце концов растворить его, победить его.

#00:03:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я бы сказала, что это не совсем так, потому что нужно находиться на довольно-таки высоком уровне развития, чтобы понимать, что такое эго, что такое чувства, что такое разум, душа, чтобы различать между ними. Это уже требует определенной вайшнаваты, определенного уровня развития духовной культуры. Нам не нужно беспокоиться об этом. Когда мы практикуем на пути духовной практики, бхакти, все это приходит нам по пути. Все очищается и находит свое верное положение. Поэтому нам не нужно никаких дополнительных усилий для изучения своего эго и так далее. Тогда оно само очистится или будет уничтожено, трансформировано, изменено. Когда все наши склонности смогут найти свое применение в служении, у нас появится чистое эго — я слуга преданных, Гуру, вайшнавов. Это придет само собой по ходу духовного развития, духовной практики.

#00:05:32#

Вопрос: Следующий вопрос из нашей утренней лекции по «Чайтанья-чаритамрите». Как йоги служат в шанта-расе?

#00:05:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы немножко должны пояснить для наших зрителей, которые не совсем в курсе, что есть пять основных рас — отношений с Богом. И первая из них — шанта. Это первая. Сыновья Ришабхадева, у него было сто сыновей, первый — Бхарата. Бхаратаварша — в честь него названа Индия. И также были девять йогендр. Они были символом духовного совершенства, и их служение было — защищать всех обитателей различных вселенных, полубогов, сиддх, людей: все возможные уровни существования. Они могли приходить на любой план бытия, давать совет, защищать, общаться. Такое было их служение, они спутники Бога, защитники всех вселенных.

#00:07:35#

Также мы знаем очень много примеров дасья-расы — служение Богу [в настроении слуги по отношению к господину]. Как, например, Хануман — самый великий преданный дасья-расы. Сакхья-раса — дружба: друзья Кришны, гопы. Родительская раса, ватсалья — Его родители: Яшода, Нанда. И мадхурья-раса — любовные отношения с Богом — представлена гопи. В шанта-расе всегда присутствуют девять йогендр, они всегда упоминаются как совершенный пример, они прочно и надежно утверждены на плане служения, и они защищают всех.

#00:08:43#

Вопрос: Следующий вопрос. Почему говорится, что мы читаем для Божеств, когда, например, мы читаем «Вандану» или «Чайтанья-чаритамриту»?

#00:09:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы можем считать это служением, когда мы повторяем «Вандану», когда читаем писания перед Божествами. Это служение, это один из видов служения. И это приносит Им удовлетворение, радость. Также мы знаем, что Божество — это милостивое воплощение. Они открывают Себя, нисходят сюда в этот мир в форме Божеств. Это духовная сущность, которая воплощена в форме Божества. Она принимает наше служение и благословляет нас Своим присутствием. Поэтому Они задействуют нас милостиво в служении, дают нам какие-то ответственные занятия, все, что необходимо в пудже, в арчане. Все, что мы делаем, мы делаем для служения, для радости Божеств. Это Их милость, которую Они проявляют по отношению к нам.

#00:10:35#

Для нас это духовная практика, это может быть арчана — поклонение Божествам. Для чистых преданных — парамахамса-вайшнавов, они уже не занимаются арчаной, они занимаются бхаджаном. Тогда это глубокий опыт веры, преданности, они по-настоящему стараются радовать Божеств, от сердца. Мы лишь практикующие преданные, мы делаем то, что нам предписано нашей гуру-варгой, и таким образом мы можем совершать какой-то духовный прогресс. Я отвечу на этот вопрос так.

#00:11:47#

Вопрос: Следующий вопрос от Лалиты. Как понять разницу между настоящим и поддельным смирением?

#00:12:09#

Бхакти Лалита Деви Даси: Поддельное смирение — фальшивое. Когда это лишь показуха, оно неподлинное, неглубокое. Подлинное смирение, когда оно исходит из сердца, оно искреннее. Когда мы слышим себя, свой внутренний голос, можем проверить свои мотивы, мы стараемся вести себя искренне, а не играть роли или надевать какие-то маски. Если ты не можешь искренне делать это, старайся просто служить, поменьше выставляться напоказ и меньше делать что-то [бросающееся в глаза]. Я не вижу, что у нас кто-то прям сильно показывает смирение. Представьте, как если бы кто-нибудь зажал соломинку в зубах [в знак смирения] и ходил, просил милости у всех, пыли с лотосных стоп, благословлял всех, унижал себя. Если это неподлинное чувство, а всего лишь притворство, тогда это просто смешно. Просто будьте искренними и смиренными по-настоящему, и тогда все откроется вам в сердце.

#00:14:44#

Вопрос: Как преодолеть ситуацию, когда кто-то оскорбляет вас?

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего, кто мы такие, чтобы обижаться? Я не такая уж важная персона, и даже если кто-то меня оскорбляет или обижает, мы просто принимаем это с благодарностью и стараемся видеть таким образом — эта ситуация пришла ко мне по какой-то причине, и я не буду обижаться на нее или как-то негативно реагировать, отрицать, я просто приму это. Мы понимаем, что все здесь для нас является уроком и совершенство приходит в результате практики. Если мы стараемся искренне следовать наставлениям наших учителей, преданных, тогда мы идем вперед, прогрессируем. Иногда это кажется нам трудным, но мы продолжаем путь и продолжаем учить уроки, которые встречаются нам на пути.

#00:16:42#

Нет необходимости чувствовать себя потерянным или безнадежным, это большое путешествие длиною в жизнь и следующую жизнь, и следующую за ней. Мы хотим продвигаться по этому пути с верой в то, что все, что к нам приходит, приходит для нашего блага. Все благоприятно для нас. Мы развиваемся по мере своего продвижения вперед и часто учимся на своих ошибках. Если мы очень разумны, мы можем учиться на ошибках других. Все это должно быть настоящим, иначе какой смысл? Мы просто тратим свое драгоценное время. У нас есть еще какие-то вопросы?

#00:18:14#

Вопрос: Анонимный вопрос. Живете ли вы каждый свой день как последний, и, вообще, возможно ли это?

#00:18:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я, конечно, хотела бы жить в таком состоянии, как будто это самый последний день. Это то, к чему я стремлюсь, на что я надеюсь. Я всегда стараюсь держать это в уме как цель, но я не могу сказать, что я на самом деле так живу. Мы бы не тратили ни секунды времени и ценили бы каждый момент, использовали бы его для служения Кришне, удовлетворения преданных. Это то, к чему я стремлюсь. У нас есть хорошие примеры — все наши божественные хранители, вайшнавские святые. И даже в настоящем некоторые наши духовные братья, старшие братья — в некоторых из них это настроение проявлено очень сильно — жить каждый день как последний. Я думаю, что это не шутка, это очень глубокое чувство, которое приходит к нам из привязанности к лотосным стопам Гуру, Бога. Это качество вайшнава, одно из шестнадцати качеств вайшнава: они не тратят свое время никогда, в любых обстоятельствах. Тот, кто не тратит свое время впустую, каждый день проживает так, будто это последний день. Я надеюсь достичь этого. Я молюсь достичь такого состояния. Следующий вопрос.

#00:20:52#

Вопрос: Я знаю, что мое служение не такое уж сложное, любой может выполнить его. И также я знаю очень много людей, которые гораздо лучше меня. Поэтому я думаю: «Зачем тогда я здесь?»

#00:21:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что это [тот, кто спрашивает] кто-то, кто живет в ашраме, и они должны чувствовать, что это большая милость, везение, удача, что они находятся в храме, живут в храме, совершают какое-то служение. И это огромный шанс в их жизни, большая удача участвовать в служении Богу. Раз уж это пришло к вам по божественной воле, все предначертано высшим планом. Поэтому мы должны принимать все, что к нам приходит, как волю Гуру и Гауранги, Кришны. Мы должны быть благодарными за это и внимательными.

#00:22:18#

Не оставляйте свое служение, не отдавайте его другому. Если вы считаете себя неквалифицированным, можно уступить иногда, в некоторых случаях. Если вы чувствуете, что кто-то лучше вас может выполнить это служение, вы можете сказать об этом своему наставнику, старшему преданному. Сказать, что чувствуете, что другой человек может лучше вас выполнить это служение. Мы знаем на примере наших учителей, что, когда Сарасвати Тхакур наставил Шрилу Шридхара Махараджа отправиться на Запад и проповедовать, он почувствовал себя неспособным сделать это, у него не было способностей. Его происхождение было очень высоким, он был родом из возвышенной брахманской семьи, и ему было очень сложно взаимодействовать напрямую с людьми, у которых не было совсем никакого представления о брахманической культуре. Поэтому он порекомендовал Шрилу Бхакти Сарангу Госвами Махараджа. Он сказал, что он больше подходит для этого служения, его английский прекрасен, он может все понимать и общаться со всеми легко в своем возвышенном стиле.

#00:24:15#

Мы знаем, что, так или иначе, западный мир все равно пришел к стопам Шрилы Шридхара Махараджа, по милости Шрилы Гурудева, который принял нас всех. Столь много сладостного было явлено из его общения с западными преданными — книги, которые составил Госвами Махарадж по лекциям Шридхара Махараджа. Это очень возвышенный пример, который приходит мне на ум в отношении нашей гуру-варги. Нам нужно знать, как лучше поступать в разных ситуациях, которые приходят к нам во время духовной практики. Нам нужно быть честными, настоящими и стараться делать все наилучшим образом. Это не так, что все белое и черное, есть очень много градаций и оттенков серого. Также можно всегда просить совета или консультироваться со старшими преданными, как поступать наилучшим образом. Всегда есть вариант посоветоваться, поговорить и оставаться на пути. Самоуверенность — не лучший нам помощник.

#00:26:29#

Вопрос: Следующий вопрос от Энакши Диди. Вы говорили о необходимости арати и киртана, а что же делать, если человек живет далеко и не может участвовать в таких программах?

#00:26:42#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы можете делать это дома. Даже если у вас есть просто изображение Божеств, вы можете предложить ему цветы, благовония, пищу, воду. Все, что у вас есть, предложите с сердцем, с душой и постарайтесь извлечь максимум выгоды из своей ситуации. Даже дома мы можем проводить киртан. Даже если вы один дома, это будет как бхаджан. Киртан обычно понимается в смысле совместного воспевания с кем-то. Мы можем петь вайшнавские песни, поклоняться изображению Божеств или Говардхан-шиле или Гаура-Нитаю, Радха-Кришне, Махапрабху. Шрила Гурудев советовал изображение, картину или фотографию Божеств для практикующих преданных. Потому что Божества на этих изображениях, будь то Навадвипа, Санкт-Петербург, — Им уже проводится служение, пуджари Им каждый день служат. Также нужно понимать [следующее]: что бы вы ни начали, какую-то практику, вы должны ее поддерживать каждый день. Поэтому не нужно начинать завышать планку и делать то, что вы не сможете делать каждый день. Лучше ее постепенно повышать, когда уже у вас будет легко получаться делать предыдущую. Для нас это будет самым лучшим вариантом.

#00:29:11#

Для тех преданных, которые живут далеко, в отдаленных уголках Земли, которые не могут участвовать в киртанах, арати — [можно] либо смотреть их по интернету, [слушать] аудио[-лекции], [смотреть] онлайн-трансляции. Уже так много в интернете появилось разного духовного контента, который доступен, и [воспринимать его] это наша задача. Мы поддерживаем эти трансляции именно для тех, кто не может приходить на лекции, участвовать в каких-то больших событиях. Они могут дома смотреть эти трансляции и поддерживать свое желание духовного.

#00:30:35#

Это очень важный момент, что мы поддерживаем нашу деятельность по цифровому вещанию, по интернет-трансляции из авторитетного источника. В интернете очень много различного. Это «джунгли», «джунгли» идей, в которых легко потеряться. Мы стараемся поддерживать этот центральный канал. Я не заявляю, что я являюсь таким уж авторитетным человеком, но меня попросил мой Гуру, и, как духовная сестра, я могу поделиться с вами своим опытом. Я не провозглашаю себя Гуру, я просто служанка, старшая сестра, доброжелатель, я счастлива делать все, что я могу, все, что в моих силах.

#00:31:56#

Вопрос: Следующий вопрос от Ювати. Когда мы живем в храме или рядом, а наша семья хочет, чтобы мы больше участвовали в их жизни — например, моя сестра выходит замуж, и она хотела бы, чтобы я приняла участие в этом, но я понимаю, что не могу участвовать в этом искренне. Мне кажется, что я теряю время. Что делать в такой ситуации?

#00:32:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы можем быть вежливыми, доброжелательными и с любовью относиться к ним. Нужен какой-то компромисс, но не компромисс [в отношении] наших духовных идеалов. Но если, например, сестра требует вашего общения слишком уж активно, дайте ей что-то, не нужно давать ей все, просто хотя бы чуть-чуть. Например, «Почему бы тебе не приехать на медовый месяц в Таиланд?», вместо того, чтобы тебе [Ювати Деви Даси] лететь в Эстонию на свадьбу, где вы будете всего лишь один или два дня? Нужно найти какой-то средний вариант. «Давай встретимся на островах, на Ко Пангане, я покажу тебе все красивые места». Таиланд — отличное место для медового месяца.

#00:33:53#

Просто будь доброжелательной и нежной, любящей, но также не забывай о практической стороне вопроса. Предлагай какие-то разумные решения. Я просто предлагаю какой-то вариант, может он не лучший, но я стараюсь так делать со своей семьей. Они знают, что не могут от меня требовать слишком многого, они понимают это, потому что у меня есть служение и мои долги, но я, конечно же, не бросаю их. Я примерно раз в два года приезжаю к ним, даю им свое общение, любовь. И это все отлично работает, постепенно они все меньше и меньше ждут от меня чего-то, постепенно они поймут это, надеюсь на это. Мы должны проявлять свою доброжелательность и любовь ко всем и желать им блага, быть понимающими, сострадательными. Конечно, с родственниками часто это [общение] как долг, но это лучше, чем совсем ничего.

#00:36:04#

Также своим поведением вы показываете им хороший пример, и постепенно, может быть в один прекрасный день, они смогут оценить какие-то более высокие идеи духовной культуры, просто наблюдая за вашим примером. Глядя на вас, на ваш внутренний свет, они спросят: «Как ты можешь быть таким? Расскажи о своей жизни», и захотят что-то услышать от вас. Потому что на самом деле каждый — это преданный Бога, в потенциале. Просто сейчас они настолько сильно увязли в этой материальной жизни. Но мы оставляем место для этой возможности: когда-то, в один день, может быть, они станут преданными. Поэтому будьте добры и старайтесь делать все, что можете. Следующий вопрос.

#00:37:56#

Вопрос: Иногда, когда приходит высший вкус, говорится, что он замещает низший вкус. Но если нет этого высшего вкуса, но старого вкуса тоже нет, то приходит чувство, что ты теряешь себя, перестаешь понимать, кто ты такой.

#00:38:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Старые привычки, которые мы бросаем, — обычно плохие привычки. Правильно? Все, что нам нужно оставить, должно быть не очень хорошо и благоприятно. Это не ты сам. Все плохие твои привычки, которые ты развил в своих прошлых жизнях, не определяют тебя, и лучше их оставить. Ты настоящий — он как бы очень глубоко зарыт в глубине. Настоящий ты — сияющий, трансцендентный, духовный преданный. Поэтому все, что мы оставляем, бросаем, помогает нам развиваться в преданности, в духовной культуре. Может быть, ты сам не знаешь, кто ты такой, настоящий ты. Это нужно еще откопать в себе и вывести наружу. Для этого необходим некий личностный рост, развитие. Это достигается путем духовных практик, путем следования духовным принципам, из которых первые два — принимать благоприятное для духовного и отвергать неблагоприятное.

#00:40:04#

Таков процесс самопредания, и в этом процессе настоящее «я» постепенно проявится. Это естественное, настоящее наше «я», которое зарыто в глубине, покрыто множеством слоев невежества, страсти, эго. Поэтому мы не боимся оставлять вредные привычки, мы готовы бросить их, оставить и стараться быть лучше. Мы надеемся, что для нас это благоприятно, для нас и для нашего духовного развития. Хорошо. Еще один вопрос.

#00:41:29#

Вопрос: Вы сказали, что сначала нужно достичь сознания Кришны, и затем уже ты можешь делать все что угодно, но это же занимает так много времени.

#00:41:44#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это не занимает много времени. Это самое лучшее использование своего времени. На этом пути ничто не будет лишним, вы достигнете всего совершенства, направляя свою энергию в правильное русло, и даже самое незначительное усилие на этом пути — бесконечно велико. Оно поможет вам выйти из круга рождений и смерти. Бхагавад-гита подтверждает это. Поэтому мы должны с уверенностью прыгнуть с именем Кришны на устах в этот процесс. Все остальное второстепенно. Это наш приоритет в жизни и даже небольшое продвижение на этом пути дает бесконечно много. Ничто здесь не зря, не теряется даром, поэтому нужно бесстрашно идти вперед и с чистым сердцем посвящать всю свою энергию.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада ки джай!

Рупануга гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Джай нама-ачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Джай Туласи Махарани ки джай!

Ганга-Ямунаджи ки джай!

Ом Вишнупад Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Джай ананда-коти вайшнава-вринда ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Преданным во всем мире ки джай!

Кхола-каратала ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




←  Veda-weekend со Шрилой Б. Б. Авадхутом Махараджем. 26 января 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург
·• Архив новостей •· «Любовь и преданность». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 23 апреля 2003 года. Томск →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования