«Брахма-самхита». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 29 ноября 2013 года. Москва, Кисельный

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 55.3 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

«Брахма-самхита»

(29 ноября 2013 года, Москва, Кисельный)

 

Сегодня Экадаши. Можно почувствовать его наступление: хочется сделать что-нибудь греховное. Экадаши — это благословенный день, когда мы пытаемся поститься и тем самым меньше соприкасаться с миром кармы, с миром материи. В Экадаши в зернобобовые входит вся карма живых существ. Мы слышали о круговороте воды в природе, но мы говорили о том, что это на самом деле круговорот душ. Души поднимаются в антарикшу и в определенный момент с каплями дождя опускаются на землю, прорастают в форме зернобобовых и становятся пищей. В писаниях вкратце описан этот процесс: вместе с пищей души попадают в семя, затем происходит оплодотворение… Это бесконечный круговорот рождений и смертей в мире материи.

#00:01:53#

Махапрабху попросил мать Аи (мать Шачи): «Мама, в этот день Экадаши старайся избегать зернобобовых». — И мать пообещала Махапрабху это. Он не стал рассказывать сложные проблемы материального творения, космоса, а просто сказал: «Лучше не кушать зернобобовую еду». Мама ответила: «Конечно, сынок. Я же знаю, что Ты мне желаешь добра». Он не стал говорить, что в это время негативные реакции приходят в этот мир. Человек в Экадаши может хапнуть лишней кармы очень много.

#00:02:52#

Так или иначе, мы живем в мире причинно-следственных связей, и преданные действуют по другим правилам, нежели материалисты. У материалистов есть четкая схема: «не согрешил — не покаялся; не покаялся — в рай не попал». Об этом сказано в «Братьях Карамазовых» в беседе «Инквизитор». Инквизитор только что сжег человек двести, среди которых были и дети, и женщины… Европейские религиозные деятели этим занимались еще не так давно. С одной стороны, у людей по-прежнему это же религиозное мировоззрение, ничего не изменилось. Раньше жгли, вешали, а сейчас просто более лояльно относятся к клиентам. Тем не менее вернемся к сути религии.

#00:05:41#

...дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇...[1]

Истина пребывает в сердце махаджан — святых личностей. Махаджаны говорят нам, что в Экадаши мы должны не просто избегать негативного, но совершать позитивное. Экадаши — это дни, когда преданные собираются, поют киртан, слушают о Господе. Избежать негативного в материальном мире хорошо, но это не достижение для духовного мира. Если вор один день не воровал или убийца один день не убивал, то для них это, конечно, хорошо, но это не значит, что они совершили что-то позитивное.

#00:06:55#

Таким образом, мы понимаем, что не делать ничего плохого — это вовсе не значит делать что-то хорошее, а делать что-то хорошее вовсе не означает совершать что-то духовное. Все в этом мире — и хорошее, и плохое — связано кармой, но служение Господу находится на платформе ниргуна. С чистым служением Господу не связаны гуны и карма.

#00:07:30#

Рупа Госвами говорит:

анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[2]

Что такое чистое служение Господу? Делать не то, что тебе нравится, а то, что нравится Господу. А̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ — исполнять желания Господа. Если мы сможем научиться делать это, тогда мы сможем совершать трансцендентное преданное служение. С другой стороны, мы можем сказать, что Господь очень далеко. Упанишады говорят нам: Он далеко, но Он также очень близко — настолько, что мы не можем себе представить. Господь присутствует в нашем сердце, Он присутствует в Божестве, в вайшнавах, в священных писаниях.

#00:08:25#

Как способность распознать истину может прийти к нам? Она приходит к нам постепенно, в результате духовного общения, когда мы следуем наставлениям писаний, наставлениям великих святых. Писания говорят, что мы должны идти путем махаджан. Не следует интересоваться жизнью звезд, как материалисты, читать глянец, но мы должны стараться изучать жизнь святых. Изучая их жизнь, вы поймете, что то, что кажется вам страданием, — вовсе не страдание: святые страдали по-настоящему, и, страдая, они не бросали вызов судьбе.

#00:09:38#

В «Махабхарате» описывается, как братья Пандавы потеряли свое царство, Кунти потеряла мужа, в конечном итоге потеряла своих детей. Кто-то, потеряв детей или мужа, может сказать: «Я разочаровалась в религии, в „Харе Кришна“! Кришна не сохранил их для меня!» Но мы видим, что подлинные преданные вовсе не так относятся к Кришне. Юдхиштхира сказал однажды: «Никому не говори, что мы кришнаиты, потому что мы потеряли царство, мы потеряли все. Если мы будем известны как преданные Кришны, тогда люди скажут: „Какой смысл поклоняться Кришне? Они все потеряли. Если я буду кришнаитом, то я тоже все потеряю!“»

#00:10:41#

Тем не менее мы говорим, что это великие преданные, они достигли преданности, которую невозможно сравнить ни с какими достояниями этого мира. В этом мире есть очевидные ценности: деньги, противоположный пол, последователи, популярность. Эти ценности могут приходить к нам как побочный эффект бхакти, но подлинный эффект — это способность удовлетворять Господа, способность служить.

#00:11:43#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда говорил: «Гуру — это величайший слуга». Однажды был день его вьяса-пуджи. К Сарасвати Тхакуру подходили люди и кланялись. Он кланялся каждому в ответ и говорил: «Дасо ’сми (я слуга)». Шрила Шридхар Махарадж подумал: «Гурудев, наверное, сильно устал. Я не пойду туда, куда заходят все, а зайду через заднюю дверь». Шрила Шридхар Махарадж подошел и поклонился Сарасвати Тхакуру так, чтобы тот не видел. Кто-то спросил: «Почему ты это сделал?» — «Гурудев весь день кланяется каждому входящему. Я хотел его освободить хотя бы от одного поклона». Сарасвати Тхакур говорил: «Дасо ’сми (я слуга)», и это подлинное положение дживы.

#00:13:55#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
[кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’][3]

Мы действительно слуги. Если мы будем служить, то увидим, что наш потенциал служения безграничен, но как господа мы обладаем очень ограниченными способностями. Каждый раз, когда человек «зарывается» и становится господином, он испытывает страдания. В «Панчатантре» сказано: всех надо ставить на место. Если Вишну вовремя не поставит на место Гаруду, то он захочет съесть Ананту; лев, на котором ездит Парвати, захочет загрызть мышь, на которой путешествует Ганеша.

#00:14:37#

Таким образом, чтобы мир пребывал в гармонии, всегда нас кто-то должен контролировать. Господь Шива контролирует своих слуг, потому что любой в этом мире склонен злоупотреблять властью и силой. [Дж. Актон] сказал: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Человек по своей природе не создан быть господином: дай любому положение господина, он тут же станет тираном — Лениным, Юлием Цезарем, — если его не ограничивать религией, законом, еще чем-то. Мы видим, что это происходит. Одну из рок-звезд, которая выступала против правительства, спросили: «Вот вы настроены против правительства. Скажите, а какую форму правления вы предпочитаете?» Он ответил: «Диктатура, где диктатор — это я».

#00:16:13#

Интересная мысль: каждый человек хочет быть диктатором. Мать — диктатор на кухне, отец — главный за рулем... Но это положение диктатора всегда связано со способностью идеальным образом совершать служение. С одной стороны, писания говорят, что мы не обладаем способностью управлять, с другой стороны, они призывают нас взять ответственность за то или иное служение. Мы не занимаем высшее положение, мы можем лишь совершать определенное служение. Если мы пойдем этим путем, то не только мы, но и все окружающие получат высшее благо.

#00:17:28#

В святой день Экадаши мы пытаемся осознать себя слугами — принять наилучшее для нас положение. Это очень непросто — осознать себя слугой и постоянно помнить об этом. В материальном мире это унизительное положение. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Слово «прислуживать» связано с корыстью: официант хочет получить чаевые, чиновник — взятку. Прислуживание — это соприкосновение с чем-то низшим и с низкой мотивацией. «Если ты такой возвышенный, то почему служишь чему-то низшему?» — «Такие обстоятельства…» Значит, ты договорился со своей совестью. «Девушка, вы проститутка?» — «Конечно, нет!» — «Неужели? Тысячу долларов?» — «Нет, вы что?!» — «Десять? Сто тысяч?» — «Это совсем другой разговор». Один из героев книги «Принц и нищий» сказал: «Я не продаю друзей за шесть фартингов. За восемь — другое дело!»

#00:19:30#

Таким образом, мы находимся в мире эксплуатации, где каждый человек определяет цену своего преступления. В «Братьях Карамазовых» рассказывается об инквизиторе, который только что жег людей. Он встречается с Христом и говорит: «Понимаешь, ты продвинутый. Сколько у тебя было апостолов? Двенадцать? Десять? Некоторые тебя предали. Сколько может быть у Гуру идеальных учеников? А как же остальные люди? Например, они будут работать шесть дней в неделю, а на седьмой — раскаиваться в грехах. Это подходит для масс. Ты пришел со своими идеалами — любовь, Господь… Но мы-то — церковь — гораздо лучше понимаем проблемы человека: ему надо дать возможность согрешить и покаяться. Идея греха и искупления — вот что отличает нашу религию от твоей».

Поэтому на майке «Харлей-Дэвидсон» написано: «Если бы я не грешил, Христос умер бы напрасно».

#00:21:18#

В «Карамазовых» идет, собственно, некий монолог: Христос молчит, а инквизитор объясняет, почему он лучше: «Ты — как бы идеал, на алтаре, а мы как бы здесь разруливаем; у тебя теоретическая идея, а у нас — практическая: теоретически нужно делать вот так, а практически мы знаем, что это никто не может делать». В этой связи есть определенная потребность, которая называется каитава-дхарма или пракрита-дхарма — мирская религия. Так постепенно мирская религия захватывает чистую трансцендентную идею и сводит ее на нет. Но ведь Господь знает, что здесь все несовершенны, что у всех есть вожделение, что человек хочет одно, говорит другое, а делает третье. Господь не находится в иллюзии, Он все знает.

#00:22:44#

Как вы думаете, что святые и Господь ставят во главу угла в сознании Кришны?

Из зала: Веру и предание.

Шрила Авадхут Махарадж: Правильно! Но проявляется ли вера и предание в наших делах? Или мы можем верить, а предаваться вовсе необязательно? Шрила Гурудев говорил: «Покаяние — это основа любой религии». Почему у нас не получаются многие вещи в духовной жизни? Из-за эго, гордыни. Йога — это восходящий процесс, но бхакти-йога — процесс нисходящий. В бхакти-йоге сила — это твоя слабость. Мать прекрасно понимает, что когда ребенок плачет, чтобы ее обмануть, он просто капризничает. Но когда ребенок рыдает в отчаянии, мать обязательно придет ему на помощь.

#00:24:26#

Когда человек в сложных обстоятельствах оказывается в отчаянии, он приходит к покаянию. С этого момента начинается его духовный путь. В онтологии предания — «Прапанна-дживанамритам» — есть одна шлока, которую произносит один из великих святых: «Я искал любви и наслаждения в этом мире, но не нашел. Тогда я оставил поиск в материи и стал искать любви и наслаждения в духовной жизни. Я шел по пути религии, но в конечном счете и там я не нашел ни любви, ни наслаждения. Теперь, о Господь, когда я полностью разочаровался во всем материальном и духовном, прошу Тебя об одном: даруй мне преданность Тебе».

#00:25:56#

Как человек может искать наслаждение в мире материи, так же он может искать покой, упоение в религии, но это вовсе не значит, что он ищет преданность. Преданность трансцендентна, она за пределами мирского и за пределами религии. В Экадаши мы не говорим о преступлении и наказании, покаянии и совершении греха. Бхакти-йога — это способность слушать о Господе и Его преданных, верить в то, что Господь ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со[4] — всегда защитит.

#00:26:56#

Преданный никогда не опирается на силу собственного интеллекта, он уповает на Господа.

...гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе
ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣

Он всегда думает о том, что только Господь его подлинный благодетель, он всегда вручает себя Господу как другу, он всегда может Ему исповедаться. Некоторые редкие души достигли дружбы с Господом, но даже дружба с Ним это не самое высокое достижение. Некоторые преданные достигли любви к Господу. Эти возлюбленные делятся на две категории: возлюбленные по праву (жены Двараки) и бессребреники, возлюбленные без прав. К бессребреникам относятся гопи Вриндавана и Радхарани. У них нет никаких прав на Господа, их привязанность к Господу — это чистая рага.

#00:28:16#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣[5]

«Даже если Ты никогда не явишься Мне, Ты будешь Моей жизнью! Даже если Ты никогда не одаришь Меня Своей милостью, Я всегда буду считать Тебя Моим возлюбленным!» Так сказал Махапрабху. «Я буду Твоим, даже если Ты никогда не явишься».

#00:29:02#

Ахаитукй апратихата̄[6] — любовь к Кришне не имеет причины. Если бы она имела материальную причину, она не была бы чистой. Мы очень удачливы, что сегодня можем говорить и думать не о каитава-дхарме, материалистической религии, которая опирается на грех и покаяние, но о Махапрабху, Который пришел в этот мир, чтобы показать нам, что такое чистая любовь.

#00:29:40#

Христос, пожертвовав собой, не раскрыл тайну божественной любви. Он показал, что ради духовного стоит умереть. Мы все равно умрем: одни умрут на пути к материальным целям, а другие могут умереть на пути к Истине. Единственное послание Махапрабху — кришна-према, любовь высочайшего порядка. Среди всех аватар, богонисшествий, среди всех святых различных религий Махапрабху занимает высочайшее положение, поэтому писания говорят: если ты не смог принять послание Махапрабху, это значит, что твое сердце тверже придорожного камня.

#00:30:43#

Вайшнавы говорят нам: примите послание Махапрабху! Нитьянанда шел по Бенгалии и пел:

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йен джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а[7]

«Если вы примете Гаурангу, Я стану вашим рабом!» Он стучался в двери, обезумевший от любви к Махапрабху: «Только примите Гаурангу! Вы не понимаете, кто Он! Если вы примете Гаурангу, Я стану вашим рабом, Я отдам Себя в служение вам!»

#00:31:21#

Махапрабху — столь удивительное нисшествие Господа! Его шакти, проявления, близкие спутники нисходят в этот мир, стучатся в дома смертных и просят, умоляют принять Гаурангу! Бхактивинод Тхакур поет в своих песнях: «Весь мир уже принял Гаурангу, кроме меня. Все боги, все грешники, все демоны обрели милость Гауранги, Джагай и Мадхай были спасены, но по-прежнему в моем сердце нет веры в гаура-бхакти».

Харе Кришна!

Вопросы есть?

#00:32:15#

Вопрос: Шрила Шридхар Махарадж рассказывает о беседе Махапрабху с Раманандой Раем. В конце Рамананда Рай говорит: нужно опираться не на разум, а на вкус. Но сейчас, когда только начинаешь духовную жизнь и нет вкуса, на что нам опираться?

#00:32:48#

Шрила Авадхут Махарадж: Мы не можем сказать, что у нас вообще нет вкуса: некий вкус есть, иначе мы не смогли бы эти идеи оценить. К примеру, вы приходите в художественную школу, и вас зачисляют туда, потому что есть некий вкус к рисованию, но еще рука дрожит, нет понимания, как смешивать краски, как работать с композицией. Тем не менее вас, как ребенка, зачисляют в школу, потому что есть некие качества, учитель дает вам карандаш и говорит: «Рисуй!» Вы начинаете рисовать, и он видит, что у вас есть, например, способность подбора красок. Но если он спросит: «Скажи, что самое главное в этом искусстве?», то, скорее всего, ты ошибешься. Задача хорошего специалиста — дать тебе постепенно, шаг за шагом, самое прекрасное. Позже ты поймешь, что Микеланджело — великий художник, а пока, может быть, тебе больше нравится Микки-Маус. Взросление происходит постепенно.

#00:34:20#

Один преданный просил прасад. Я сказал ему: прасад — это общение с вайшнавами. Если у тебя есть глубокая вера в вайшнава, тогда ты сможешь принять остатки его пищи. Вопрос в трансцендентной вере, на уровне эго трудно принять какого-нибудь преданного как старшего, прославить его, поклониться. Ты видишь гуны материальной природы, которые, обманывая тебя, показывают несовершенства.

#00:34:20#

Есть трансцендентная вера, она основывается на потенциале. Гуру ведь знает, что мы несовершенны, но верит в нас и дает нам Святое Имя. Вот его вера в нас трансцендентна. Наша вера в Гуру, как вы правильно сказали, — начальная. Гуру-вайшнавы дают нам определенный уровень общения. Если бы мы не слушали авторитетов «Шримад-Бхагаватам», нас бы привлекли совершенно поверхностные идеи. В «Шримад-Бхагаватам» описана нараяна-кавача, в «Шримад-Бхагаватам» написано то, это… Если вы посмотрите на многих преданных-неофитов, вы поймете, что они именно этим привлеклись: нараяна-кавачи, мистические, йогические штуки… Почему? Потому что на детском уровне привлекают детские темы.

#00:36:07#

Но наши Гуру говорят: это поверхностно. Мы спросим: для кого это тогда в «Шримад-Бхагаватам» написано? Не забывайте, что «Шримад-Бхагаватам» — это книга для всех уровней людей, от «нуля» до высшего трансценденталиста. Эта книга была написана пять тысяч лет тому назад, во времена ведической культуры. Мы с вами не понимаем, что такое индийская культура, не говоря о ведической. Но почему же это описано в «Шримад-Бхагаватам»?

#00:36:49#

«Шримад-Бхагаватам» — это универсальное трансцендентное писание, которое имеет дело как с теми, кто следует пути ариев, так и с теми, кто находится за пределами кастовой системы, как мы. Мы находимся вне кастовой системы. «Шримад-Бхагаватам» декларирует, что важна преданность Кришне. Это писание говорит: если собакоед, неприкасаемый или внекастовый человек обретает преданность Кришне, он становится лучше брахмана, который находится в саттва-гуне. С другой стороны, «Шримад-Бхагаватам» говорит: если брахман, пребывающий в саттва-гуне, не обладает преданностью Кришне (а тем более Гауранге), то он демон.

#00:37:43#

Есть такая шлока: если в Кали-югу ты признаешь Кришну, но не признаешь Гаурангу, то ты — демон. То есть мало признавать только Кришну, надо признавать Его аватары, проявления, преданных и все остальное, тогда тебя могут рассматривать как духовную личность. Просто признание Кришны не является достижением в вайшнавизме.

#00:38:15#

Мы можем сказать так: обладающие глубоким духовным вкусом показывают нам подлинные духовные реалии. Если мы пойдем в Третьяковскую галерею с хорошим искусствоведом, он будет показывать самые главные шедевры. Он скажет: «Да, в Эрмитаже тысячи картин (как в „Шримад-Бхагаватам“ — восемнадцать тысяч стихов), но я тебе покажу пятнадцать самых главных. Зная эти главные картины, ты будешь понимать суть всего Эрмитажа».

#00:38:58#

«Я пришла в киноакадемию. Должна ли я пересмотреть все кино?» Но твой наставник скажет: «Я покажу и проанализирую пять фильмов. Я объясню, какой шаг каждый фильм сделал в эволюции кинематографа, какие в том или ином фильме гениальные фишки используются. Когда ты их посмотришь глазами критика, ты сможешь понять определенные подходы, принципы, которые в один день ты сможешь применить сама». В киношколах сотни студентов, но сколько великих режиссеров? Не все, кто следует Шридхару Махараджу, находятся на высоком духовном уровне, у каждого свой уровень развития.

#00:40:35#

Мы следуем определенной идее, и постепенно в нас пробуждается вкус. Надо понять, что сознание Кришны — процесс не одной жизни. Например, мистическую йогу можно освоить за короткое время. Конечно, не в подвале в Москве: нужно принять обет безбрачия, отправиться в ашрам в Гималаи, найти настоящего духовного наставника, правильно питаться, ни с кем не общаться, совершать садхану. И тогда можно достигнуть определенных начальных успехов, откроются мистические силы, и с этого момента начнутся глобальные проблемы.

#00:42:32#

Вопрос: Каково место «Брахма-самхиты» в онтологии вайшнавской литературы? Сегодня Экадаши, и я знаю, что в эти дни на ягьях очень часто читается «Брахма-самхита».

Шрила Авадхут Махарадж: А где на ягьях читают «Брахма-самхиту»?

Преданная: В ИССКОН.

#00:43:03#

Шрила Авадхут Махарадж: Дело в том, что все хотят ощутимых вещей. Если бы сейчас я костер развел, стал бы туда что-нибудь бросать, шептать, то у кого-то даже ноздри раздулись бы, вы бы почувствовали некие тонкие переживания. Нам всегда нужна крийя, некое действие. Мы не можем понять, как Святое Имя очищает сознание, а вот, костер — да, все ясно, там еще бананы можно испечь. Брахманы совершают ягьи каждый день. Если вы придете в Дашашвамедха-гхат или другое духовное место, вы увидите, что брахманы каждый день там совершают ягьи, это нормально. Сидят мужчины, читают Веды, поют гимны — стандартная ситуация в Варанаси, во Вриндаване.

#00:44:16#

Но однажды брахманы, совершающие ягью, не смогли узнать Кришну. Кришна проголодался и послал друзей за прасадом, который поднесли Божеству. Брахманы отругали мальчиков, сказав, что ягья еще не закончена. Голодные дети вернулись и сказали Кришне, что брахманы ничего не дали. Тогда Кришна сказал: «Идите к их женам». Когда жены услышали о том, что дети голодны, они тайком от своих мужей-брахманов отдали пищу — то, что было предназначено для жертвы. Поэтому жены брахманов занимают особое положение в сердце Кришны.

#00:45:43#

Позже брахманам было предложено пойти в Матхуру и увидеть Господа воочию. Но они подумали, что сейчас правит очень опасный царь-демон Камса, поэтому они остались дома, в то время как другие пришли на гладиаторскую арену Камсы, и каждый видел Кришну в соответствии со своим пониманием: гопи увидели в Нем возлюбленного, Вришни — Верховную Личность Бога, пастухи — друга, а Камса увидел в Нем смерть. Мы можем понимать Господа по-разному. «Брахма-самхита» — одно из высочайших духовных произведений, где Господь Брахма, творец вселенной, раскрывает удивительное положение Господа.

#00:46:41#

Господь, Бог — Кто это? Мусульмане считают, что это нечто, что нельзя изображать, христиане считают, что это Отец, Сын и Святой Дух. В ведическом произведении «Вишну-сахасранама» мы можем прочитать тысячу имен Господа, и каждое имя определяет Его качество. Но если мы будем внимательно изучать «Вишну-сахасранаму», то увидим, что эти имена — Всевышний, Всемогущий, Величайший, Единственный достойный поклонения — относятся к Его внешним качествам.

#00:47:30#

Во время Экадаши мы поем песню:

вибха̄варӣ ш́еш̣а, а̄лока-правеш́а
       нидра̄ чха̄д̣и’ ут̣хо джӣва
боло хари хари, мукунда мура̄ри
       ра̄ма кр̣ш̣н̣а хайагрӣва[8]

Что такое Рама, Кришна, Хаягрива? Сокровенные имена, Он — источник любви, Он — бхаката-ватсала, Он — возлюбленный Радхарани, Он — сын Нанды и Яшоды. И тогда мы говорим, что это уже внутренние Его качества. Мэр, градоначальник, гарант закона, источник конституции — это внешнее. Кто находится внутри дворца и любит царя, не называет его так. «Брахма-самхита» описывает сокровенную сторону Господа.

#00:48:40#

чинта̄ман̣иш́ чаран̣а-бхӯш̣ан̣ам ан̇гана̄на̄м̇...[9]

Эта шлока и шлоки из «Брахма-самхиты», которые читал Шрила Гурудев, описывают удивительный мир Голоки Вриндавана, мир Господа. Господь живет в мире, недостижимом ни с помощью йоги, ни с помощью кармы, ни с помощью гьяны. Он достигается только любовью. «Брахма-самхита», которая издана у нас с комментариями Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Шрилы Шридхара Махараджа на Гаятри-мантру, — очень мистическая книга, она не для обывателей, эту книгу не поймет смертный. У нас есть только одна глава «Брахма-самхиты».

Вопрос: Вы читали другие главы?

#00:50:07#

Шрила Авадхут Махарадж: Брахма прочитал множество стихов, у нас есть часть — пятая глава «Брахма-самхиты», остальные главы — на высшем плане бытия, они не для нас. Чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇[10] — это слова из пранама-мантры нашего Гуру. Есть чинтья — постижимое, а есть ачинтья — непостижимое. В вайшнавизме есть чинтья и ачинтья, постижимое и непостижимое. Микроб не может постичь все. Но иногда непостижимое становится постижимым для вайшнава, это алхимия.

#00:51:08#

Ведическая онтология говорит о глобальных процессах. Хладини, сандхини, самвит — три шакти, но как из них происходят миллиарды других энергий, как все это функционирует, даже Господь Шива до конца понять не может. Маха-Вишну не в состоянии оценить красоту Кришны, Шива иногда ошибается относительно Кришны. Вы знаете, кто такой Шива, кто такой Маха-Вишну? Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣[11] — это Его части, и они не могут постичь Целое.

#00:51:55#

Вы хотите, чтобы мы, будучи предельно малыми частицами, поняли целое? Во Вриндаване никто не обладает гьяной, никого не беспокоит, что Кришна — Бог, во Вриндаване никто не читал «Брахма-самхиту». Они знают, что какой-то Брахма прилетел, что-то пробубнил и улетел. Но когда мать Яшода слышит имя Кришны, у нее течет молоко из груди от любви; когда гопи слышат флейту Кришны, они знают точно, что нужно делать; когда коровы слышат флейту Кришны — они знают: скоро нужно будет молоко, надо идти домой. Там каждая пылинка — Гуру, но никто не читал «Брахма-самхиту». Но почему тогда «Брахма-самхита» есть? Для понимания онтологии, философии определенным людям это необходимо.

#00:53:09#

Джива Госвами, например, говорит: «Любого, кто будет читать мою книгу без веры, я проклинаю». Нет ничего в мире страшнее проклятия брахмана. Джива Госвами говорит: «Я запишу столь высокие откровения, что если ты, прочитав это, не будешь следовать сознанию Кришны, ты нанесешь великое оскорбление, поэтому тебе лучше ничего не знать о „Харе Кришна“, лучше нервно курить в сторонке. Но если ты прочтешь эту книгу и останешься материалистом, последствия будут очень серьезными».

#00:54:05#

Есть определенная грань, которую мы можем пройти или не пройти. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Я не справочное бюро». Вы должны понять: мы должны будем подставить свою горбатую спину и полностью себя посвятить — и это очень страшно. Но если мы реально хотим с этим соприкоснуться, нам придется все отдать. Наша материальная свобода — тьфу! — вообще ничего не стоит. В определенный момент нам придется стать рабами, реальными рабами. Понимаете, почему вайшнавизм считается самой страшной религией в мире? Об этом говорят йоги. Надо предаться!

#00:55:08#

Рупа Госвами отговаривает нас в своих писаниях: не ходи на левый берег Ямуны, не слушай флейту Кришны: она «снесет» тебе «башню». Радхарани говорит: если ты пойдешь этим путем, ты потеряешь все и не сможешь жить в этом мире, тебе ничто уже не будет нравиться. Нормальные индусы знают, что в «Харе Кришна» нельзя вступать, можно приходить жертвовать — это хорошая карма. Но в целом в «Харе Кришна» глубоко погружаться нельзя, индусы это знают. Если ты серьезно отнесешься к «Харе Кришна» — конец твоей жизни, ты все потеряешь с материальной точки зрения. Все, за что люди держатся в этом мире, ты потеряешь.

#00:56:05#

Но знаешь ли ты, что обретешь? Кришна говорит: «Если живое существо делает шаг в Мою сторону, Я ему делаю тысячу шагов навстречу. Если кто-то хоть чем-то пытается удовлетворить Меня, Я ему отдаю Себя. Однако вы, гопи Вриндавана, столь велики, что Я не знаю, чем с вами расплатиться». Гопи отвечают: «Да, мы знаем. Но есть один вариант». — «Какой?» — «Ты будешь принимать новых джив».

#00:57:12#

Удивительное качество преданных — передавать все другим. Никто не хочет жрать торт под подушкой, человек чувствует потребность делиться им с другими. Если бхакти начинает «накрывать», человек начинает говорить о бхакти другим людям. Они его не понимают: «Что ты мне рассказываешь?» Но если кто-то обретает хотя бы капельку, крупицу любви к Господу, то он, как безумный, начинает раздавать ее другим. И что люди говорят? Он псих. Человек теряет все, как это случилось со Шрилой Прабхупадой: он все потерял, но нашел Господа.

Последний вопрос?

Вопрос: В какой книге Джива Госвами проклинает читателей?

#00:58:21#

Шрила Авадхут Махарадж: Вы хотите точно знать? «Шат-сандарбхи». А вы читали хотя бы одну его книгу? Вы можете не записывать, их нет на русском. Джива Госвами получил наставление стать санскритологом. В целом вайшнавы против пандитов (они материалисты), но некоторые из вайшнавов становятся пандитами, чтобы самих же пандитов побеждать. Джива Госвами рассматривает онтологию с точки зрения ведической философии. Есть система шат-даршана (ньяя, вайшешика, мимамса и так далее), а есть шесть сандарбх Дживы Госвами, где он рассматривает каждую философскую систему. Он показывает, что эти системы имеют свое положение в трансцендентном учении «Шримад-Бхагаватам» и других писаниях, что на самом деле они — части адвая-гьяны, вечного учения, но рассматривать их нужно только с точки зрения бхакти. Брахманы, пандиты ссылаются на священные писания, и поэтому он говорит: «Если я тебе сейчас с помощью священных писаний докажу, что положение Кришны самое высшее, что тогда ты будешь делать? Предашься? Ты ссылаешься на Веды, а я сейчас тебе покажу, что все Веды прославляют Кришну. Что тогда ты будешь делать? Продолжать спорить со мной?»

#01:00:24#

Основная проблема в том, что если ты опираешься на парадигму ведического духовного знания, то ты должен принять ее заключение. Ты не можешь принять Веды, не приняв Кришну. Кришна — это плод Вед.

#01:01:09#

ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇
сада̄ паш̣йанти сурайах̣
дивива̄ чакш̣ур а̄татам
[виш̣н̣ор йат парамам̇ падам][12]

Глаза Господа присутствуют везде, каждый ходит под Богом — об этом говорит «Риг-веда». Ничего не существует вне Бога. Нам кажется, что материальный мир отделен от Бога, но это иллюзия, Господь здесь пронизывает все, Он в каждом атоме, в сердце каждого живого существа.

#01:01:35#

Единственное, для чего нам нужна философия, — это чтобы эгоистично оправдаться, почему мы не служим Господу. Но если мы с помощью той же самой философии придем к выводу, что мы должны служить Господу, будем ли мы это делать? Писания объясняют, что мы не можем это делать, пока осквернены вожделением, гунами, невежеством. Людям нравится, когда другие страдают, они смотрят фильмы про войну, про убийства. Нужно понять, что шоу-бизнес опирается на извращенную человеческую природу.

#01:03:26#

Но драматурги с помощью низшего показывают высшее: вот то, что вам нравится (смерть), а вот то, ради чего стоит умереть; вот то, что вы хотите знать (насилие), а вот как его можно избежать. У Шекспира — куча трупов, но появляется персонаж Гамлет. Кришна знает, что людям нужны приключения, любовная история, предательство. Это все есть в «Махабхарате», «Рамаяне» — самых великих с точки зрения драматургии произведениях.

#01:04:29#

Гете — один из величайших немецких драматургов — был в шоке от «Абхиджняна-Шакунталы», где описывается рождение царя Бхараты. Величайшие драматурги, изучая «Шакунталу», были поражены сценарием, написанным много тысяч лет назад. И это еще не самое высочайшее!

#01:06:00#

С точки зрения драматических отношений, эти ведические произведения являются самыми захватывающими, ведь автор — Кришна! Как Тарантино, Кришна, будучи главным режиссером, Сам участвует в съемках, и у Него — не главная роль. Главные роли получили Арджуна, Юдхиштхира, протагонист Дурьодхана со своим слепым отцом. На войне Кришна становится колесничим Арджуны. Но мы очень удачливы: мы понимаем, что на самом деле главный герой — это Он, Он все «мутит». Есть одна версия «Махабхараты», которая называется «Черный Баламут».

#01:07:35#

Махарадж Джанамеджая слышал «Махабхарату» с детства. Он был сыном Парикшита, то есть являлся членом семьи Кришны. В «Махабхарате» рассказывается о его супер-трансцендентных потомках. Махарадж Джанамеджая говорит Вайшампаяне Риши: «Я знаю историю своей семьи, но когда я услышал „Махабхарату“ из твоих уст, удивительное чувство — мадхурья-раса — вошло в мое сердце. Сейчас это больше не история моих дедушек и бабушек: я обрел удивительный вкус божественной любви. Я понял: Господь совершает все из любви к Своим преданным».

#01:09:37#

Господь из любви просит Арджуну убивать родственников; Уграсену, который двадцать лет отсидел в тюрьме, — совершить жертвоприношение, чтобы показать его величие. Махарадж Уграсена сказал: «Да, я сидел в тюрьме. Я каждый день думал только о Тебе, больше ни о чем. Я вспоминал Тебя со слезами. Ты хочешь, чтобы сейчас я стал самым великим царем? Зачем мне это?» Кришна ответил: «Я знаю, что тебе ничего не нужно. Но покажи смертным, что Мой преданный никогда не погибнет. Покажи всему миру, что Мой преданный готов за Меня отсидеть двадцать лет, выйти и показать, что он самый великий, самый неподкупный, самый непоколебимый. Для этого Я тебе предлагаю совершить раджасуя-ягью. Я дам тебе жертвенных коней, дам тебе армию. Я поставлю весь мир перед тобой на колени, чтобы показать всем, кто такой бхакта».

Транскрипцию выполнила: Ревати Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Тарко ’пратиш̣т̣хах̣ ш́рутайо вибхинна̄, на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам / дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇, маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ — «[Шри Чайтанья Махапрабху продолжал:] „Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.186; 25.57; стих из «Махабхараты» (Вана-парва, 313.117)).

[2] «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 19.167)).

[3] «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[4] А̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ — «Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа», приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.100).

[5] «Сожмет ли Меня Кришна, Мой возлюбленный, в Своих сладостных объятиях или растопчет Меня Своими стопами, или же будет терзать Меня, держась от Меня на расстоянии, при этом радуя Своих возлюбленных, как Он Сам того пожелает, все равно лишь Он и никто другой — Господь Моей жизни» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 8).

[6] Беспричинное и непрерывное. См. «Шримад-Бхагаватам», 1.2.6.

[7] «Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — Моя жизнь и душа!» (Нитьянанда Прабху).

[8] «Ночь подходит к концу и наступает рассвет. Пробудись же, душа, сейчас не время спать! Воспевай святые имена Господа Хари, дарующего освобождение, врага демона Муры, Высшего Наслаждающегося, Всепривлекающего; Того, Кто явился как воплощение с головой лошади, Хаягривы!» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Вибхавари Шеша», 1).

[9] Чинта̄ман̣иш́ чаран̣а-бхӯш̣ан̣ам ан̇гана̄на̄м̇, ш́р̣н̇га̄ра-пуш̣па-таравас таравах̣ сура̄н̣а̄м / вр̣нда̄ване враджа-дханам̇ нану ка̄ма-дхену-, вр̣нда̄ни чети сукха-синдхур ахо вибхӯтих̣ — «Ножные браслеты девушек Враджабхуми сделаны из камня чинтамани. Деревья там исполняют любые желания и дают цветы, которыми гопи украшают себя. Есть там и коровы [камадхену], исполняющие желания и дающие безграничное количество молока. Эти коровы составляют богатство Вриндавана. Так проявляется его исполненное блаженства великолепие» (стих Шрилы Билвамангала Тхакура; цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.173) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 14.228)).

[10] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (пранама-мантра Шриле Говинде Махараджу, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

[11] Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Перечисленные воплощения являются либо полными, либо частичными отражениями Господа, однако Шри Кришна есть Господь Бог в изначальном облике. В разные эпохи Он принимает разные облики и нисходит в разные сферы вселенной, чтобы защитить верующих и обуздать тех, кто не признает Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

[12] «Его бдительное око подобно солнцу видит все, Он всеведущ. Его око хранителя всегда пребывает над нашей головой, взирая на нас» («Риг-веда», 1.22.20).

 

← «Высшая цель всех устремлений». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Проповеди хранителя преданности» (часть 18). Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Постоянная связь со Шри Гуру». Лекция Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа (на английском, русском и украинском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования