«Главное — это отношение». Шрила Б. В. Тривикрам Махарадж. 22 ноября 2013 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 39.34M)

Лекции Шрилы Тривикрама Махараджа на YouTube


Russian

Шрила Бхакти Виджай Тривикрам Махарадж 

Главное — это отношение

(22 ноября 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Шрила Тривикрам Махарадж: Приветствую всех! Для тех, кто не знает, как меня зовут, — меня зовут Тривикрам Махарадж. Я здесь в гостях в Чиангмае. И мы говорим о сознании Кришны. И если кто-то хочет спросить меня о чем-то, [задать] любой вопрос, который связан с сознанием Кришны, с духовной практикой, — я буду рад ответить.

#00:00:51#

Вопрос: Я слышала, в прошлый раз вы сказали, что вас привлекло больше всего в сознании Кришны — именно люди, их личное отношение, их роль. И я хотела бы спросить. Это сейчас так же актуально для вас? И что для вас самое важное в духовной практике?

#00:01:10#

Шрила Тривикрам Махарадж: Когда я присоединился к миссии, мне был всего лишь двадцать один год. Как один юморист сказал однажды: «У меня до сих пор есть зубы и волосы». Я был очень юн, и я тогда был вовлечен в хиппи-революцию. И вообще на самом деле я родился в таком хиппи-комьюнити, сообществе, и поэтому, когда ко мне через преданных, через каких-то знакомых пришли книги о сознании Кришны, о Кришне, для меня это было естественно. Мне очень понравилась идея, концепция, которая звучит как: «Простая жизнь — возвышенное мышление». Для меня это оказалось очень естественно — принять это. Когда я пришел первый раз в храм, я увидел что-то особенное и уникальное. И это было настроение служения. И было не важно, что конкретно физически делалось, но мне понравился именно этот вкус служения. Не имело значения, что ты делал. Был ли ты инженером или только что пришел с улицы. Это не имело значения. Имело значение лишь только то, что ты делаешь для общего дела. Мне понравилось это интенсивное настроение, желание отдать, мотивация. Мы могли ночами чистить картошку на фестивалях. И это очень сильно проявлено и чувствуется в группе слуг Авадхута Махараджа. То, чем он занимается.

#00:03:06#

Поэтому, если вы приходите в наше движение с желанием служить, желанием что-то отдать, то вы очень легко станете своим. Вообще, мой английский, конечно, не совсем богат, разнообразен, я лишь пытаюсь выразить свои чувства. Мы должны понять, что это самое главное — это самая суть миссии Шрилы Шридхара Махараджа. Даже если мы сюда приходим в поисках какого-то карьерного роста или самоутверждения. Говинда Махарадж говорит: «Я легко могу дать это. Это вообще не проблема». Но мы хотим бхакти, мы хотим преданности. И это самое важное — это суть. Ради служения можно стать президентом храма или водителем, или мыть полы в храме. Гурудев говорил, что он лично сам очищал засоры в туалете, когда уже был президентом храма, ачарьей. Для нас это настоящий пример настроения служения, желания служить. И для нас это было настолько удивительно, когда мы увидели это в Навадвипе, что он построил для нас, европейцев, туалеты в европейском стиле. Он все полностью предоставлял нам, все, что нам необходимо. И это его настроение служения в сердце — оно было удивительным, уникальным.

#00:05:28#

А наше служение похоже на [служение] детей, которые предлагают какие-то карамельки своему дедушке, являющемуся директором конфетного завода. Ему эти конфеты не нужны, но он принимает это с любовью, потому что это его внуки предлагают ему. В наших книгах так много информации, которая предлагает нам обрести значимый надежный фундамент. Я видел это в жизни на примерах. Некоторые люди слишком быстро стараются высоко забраться без надежного основания. В духовной практике может показаться, что вы что-то построили, какой-то замок. Но на самом деле это воздушный замок, это просто выдумка ваша, ваша мечта, как сон. Я считаю, что надо всегда помнить о своем положении, о том, что ты находишься в первом классе. Как говорится в этой шлоке, которая для нас самая важная, что необходимо быть терпеливым, смиренным и отдавать должное почтение другим[1]. Для меня несколько шлок важны. Как они были важны, когда я о них только узнал, несколько лет назад, так и сейчас они остаются актуальными до сих пор. Продвижение вперед придет к вам по мере необходимости в служении. Не нужно хотеть продвигаться вперед самостоятельно.

#00:07:32#

Вопрос: Сколько лет вашей миссии в Бразилии? Насколько мы знаем, там есть ученики Шрилы Шридхара Махараджа, и, может, вы знаете, как они узнали о Шридхаре Махарадже? Как вообще началась миссия в Бразилии? Как они стали его учениками?

#00:07:51#

Шрила Тривикрам Махарадж: Миссия пришла в Бразилию в 1982 году. В то время Шрипад Бхакти Вилас Парват Махарадж… он стал затем Бхуваном Моханом Прабху, он женился и основал там миссию. Он был учеником Шрилы Прабхупады. После того, как Прабхупада оставил этот мир, он присоединился к миссии Шрилы Шридхара Махараджа. Он принес эту миссию Шрилы Шридхара Махараджа в Бразилию. И мы знаем нескольких учеников Шрилы Шридхара Махараджа. Некоторые из них до сих пор активны и участвуют в служении, остаются в обществе преданных, общаются с нами. У нас есть Панча Таттва Прабху, он приходит на каждую программу всегда вместе с нами. У нас есть Говинда Мохини Деви Даси, жена Бхувана Мохана; Рохини Шакти Деви Даси, ученица Шридхара Махараджа. И несколько других также до сих пор с нами. Они пришли через проповедь Бхувана Мохана, через книги. Бхуван Мохан тогда открыл ресторан, который назывался «Према». В этом ресторане он сделал небольшую сцену и давал там лекции. На английском вы говорите: это спектакль или некоторое представление. Таким образом он проповедовал, и очень многие пришли через его проповедь. Я пришел позже в 1991 году, я начал посещать его ресторан «Према», общаться с ним. То есть это уже было десять лет, как работал ресторан, практически десять лет.

#00:10:11#

Вопрос: Следующий вопрос. Преданные, которые живут в вашем ашраме в Бразилии, — кто они? Они по большей части брахмачари или обычные женатые люди? Или молодые?

#00:10:30#

Шрила Тривикрам Махарадж: [Смеется.] Да, разные люди. Местные жители. Это очень странно — мы не знаем, кого пошлет Господь. Это так удивительно, когда до вас доходит, что вы не контролируете этот мир. Вы пытаетесь проповедовать, а люди уходят, например, и покидают ашрам по каким-то своим причинам. Например, они находят работу или выходят замуж, женятся. Где-то три месяца назад у нас жила пара. Они пришли [в движение] через работу с моим двоюродным братом. У него была аюрведическая СПА. Эта пара пришла работать к нему, и потом они начали посещать ашрам, теперь они живут у меня. Они получили инициацию, они очень сладостные люди. Нанда Кумар и Калинди. У нас есть Амбариша — он пилот вертолета. Малати Диди. Харибаджан — он знает много о технике, о компьютерах. Говинда Нандини также живет там.

#00:12:24#

Я думаю, сейчас это становится… уже все установилось. Очень многие местные жители, которые живут вокруг, знают о нашем ашраме. Я помню их еще с самого детства. Они очень разные, очень жесткие, они очень много работают, они забавные, веселые и они все стали преданными. Была такая забавная история. Была одна девочка Люсия, она была христианка, она не поменяла свою религию, но каждый день она приходила к нам, мыла алтарь, украшала цветами. А потом она уехала. И однажды я ехал на машине в город, а она шла по дороге. Я пригласил ее к себе в машину и начал расспрашивать. Она сказала: «Мне нравится то, что я делаю сейчас, но я очень скучаю по своему служению Махапрабху в храме». Махапрабху стал известен в округе. Ведь храм меняет сознание всего того места. Это происходит медленно. Шрила Говинда Махарадж и его божественный план таковы, что все окружение меняется. Поэтому я говорю, что очень важно именно сердце. Некоторые люди даже не знают ничего о философии сознания Кришны, но они просто привлечены этим. Их сердце отвечает на это, оно меняется.

#00:14:10#

Бхакти Лалита знает одну женщину, она приходила к нам. Ей не очень нравилось все это. И когда мы предлагали ей маха-прасад, она говорила: «Я не буду это есть». Потом она украдкой брала что-то и ела. Она все-таки понимала где-то в глубине души, что ей что-то в этом нравится. И такого рода вещи происходят постоянно. Это не в нашей власти управлять этим, мы просто должны служить и стараться делать это как можно лучше. Я так понимаю нашу жизнь в служении. Старайтесь делать все как можно лучше. Если вы отбросите желание все контролировать, тогда жизнь становится слаще, вы просто идете с потоком, вы делаете как можно лучше, но понимаете, что контролировать это не в ваших силах.

#00:15:11#

В нашем ашраме посреди джунглей ты просто обязан предаться, у тебя нет другого выбора! Иногда там очень холодно и нет людей. Там так холодно бывает, что просто невозможно терпеть. Может, конечно, не для вас, россиян, русских людей, но для меня… я не могу терпеть холод. Иногда мне приходится там быть одному и делать все одному — готовить, поклоняться Божествам, читать. И все делать одному… работать в офисе. И я думаю, что такова была жизнь Говинды Махараджа. Для нас он был живым примером.

#00:16:13#

Вопрос: А в Бразилии, в вашем ашраме… Можете ли вы там организовать такую же трансляцию, как и здесь?

#00:16:24#

Шрила Тривикрам Махарадж: [Смеется.] Я надеюсь, что у нас будет какая-то возможность. Но у нас очень плохая интернет-связь там. Потому что там ветра постоянно, высота в горах. Когда ветер дует, мы теряем интернет-связь. У нас нет такой стабильной связи. В городе, конечно, там есть связь, но в нашем ашраме в горах [нет]… Когда идет дождь, например, могут отключить электричество на два-три часа. Однажды я давал лекцию и был очень вдохновлен, я сказал: «Если что-то пойдет не так в моей жизни, я уйду в лес!» И кто-то сказал: «Но ты уже живешь в лесу. В чем проблема? Куда еще идти?» Я сказал: «Да, чувак, ты прав». Я немного преувеличил, конечно. Я сказал: «Если что-то пойдет не так, я уйду в лес». Если в Google введете координаты нашего места, то увидите, что мы реально живем в лесу. Там живут леопарды, олени, всякие разные животные вокруг. И также бразильские птицы. Очень много птиц. Туканы. А в чем был вопрос? Я потерял [нить]…

#00:18:18#

Вопрос: Как вы там организуете лекции?

Шрила Тривикрам Махарадж: Это большой вопрос.

Вопрос: У вас это по расписанию или [спонтанно]?..

Шрила Тривикрам Махарадж: Сейчас я даю лекции в своем доме. Потому что сейчас очень холодно. Я развожу огонь в камине, у меня есть специальная плита. В моем доме мне удобнее давать лекции. Часто я читаю что-то, и, если у людей появляются вопросы, мы начинаем обсуждать их. Я отвечаю в соответствии со своими способностями. Так я делаю. Также мне нравится путешествовать. У нас там есть центры. В Сан-Паулу живут преданные, у них нет каждодневной программы, но по субботам в ресторане «Према» они проводят программы. В южной Бразилии у нас есть преданные. Бхакти Лалита была там. В Порту-Алегри. Шива Нандини держит там центр. Ананда Мохини… Они всегда что-то организуют, какие-то проповеднические программы. Про Уберландию я рассказывал пару дней назад в интервью с Авадхутом Махараджем. У нас там есть центр. Один из моих учеников там — Вайшнав Прабху, у него есть галерея. Это не такое большое место, но там есть несколько магазинчиков. И для нас он специально комнату организовал, для наших встреч. Она похожа по размеру на эту комнату. Также в другом городе у нас есть миссия. Они, возможно, построят скоро там храм, и я туда хочу привезти Гирираджа.

#00:20:52#

У меня очень простой стиль проповеди. Я стараюсь быть проще, не на таком уровне, как у Авадхута Махараджа, — все hi-tech, компьютеры и техника. Я просто езжу и встречаюсь с людьми, говорю с ними о жизни и стараюсь им как-то помочь. В нашем ашраме, если кто-то хочет дать лекцию… Я вот не даю лекцию каждый день. Я стараюсь. Люди жалуются, что я не каждый день даю лекцию. Рохини также дает лекции. Но на самом деле любой желающий может взять книгу, «Чайтанья-чаритамриту», например, почитать и что-то обсудить с другими. По возможности.

#00:21:41#

Вопрос: А вы можете рассказать какие-нибудь истории? Ваши любимые истории о Гурудеве, о вашей жизни с ним.

#00:21:53#

Шрила Тривикрам Махарадж: У меня есть несколько историй. Для меня важнее даже не истории с ним, а именно чувства, которые мы испытывали в его присутствии, наши впечатления. Я не знаю, правильно ли я выражаюсь, но, конечно, было очень много разных историй, уникальных вещей, которые с нами происходили. Для меня самым важным было то, когда он приезжал в Бразилию в ашрам. Ну, я об этом говорил уже в предыдущих наших интервью с Госвами и Авадхутом Махараджами. Что мне сказать?.. Если я сейчас снова буду об этом рассказывать, это уже будет не так эмоционально.

#00:23:10#

Вопрос: А ваши отношения с Гурудевом — как они стали более теплыми, как они развивались?

#00:23:30#

Шрила Тривикрам Махарадж: Гурудев — это источник всей возможной нежности и теплоты, которую только можно представить. У меня не было никаких таких чувств любви и нежности, у него они были. Он — нежность, любовь, забота. Они тронули мое сердце, изменили его. Но сказать, что у меня к нему есть такие чувства, — это слишком высоко. Я помню, что когда я был рядом с ним… Говорят, что слуги твоего Гуру важнее даже, может быть, в каком-то смысле, чем сам Гуру. Я люблю юмор Бхакти Лалиты, она всегда была на лекциях Гурудева. Она повернулась ко мне и сказала однажды: «У Гурудева миллион настроений, и они иногда меняются очень быстро». Они сказали мне, потому что у тебя появляется такое желание предугадать настроение, желания Гуру, но они убедили меня, что это невозможно — ты не можешь поймать его, заморозить, просчитать. Ты стараешься рассчитать его поведение, и думаешь так: «Да, завтра я его поймаю». Но это бесполезное занятие, потому что он как сам Господь, он очень непредсказуем, он движется своими непредсказуемыми путями. Как мама Яшода в примере с Кришной пыталась поймать Кришну и связать Его веревкой, но у нее не получилось ничего. И с Гурудевом было так же. Иногда меня даже это пугало. Это правда — иногда это даже пугало. Иногда ты просто не понимал, что происходит там. Самые простые вещи, как, например, включить или выключить свет. Ты просто не мог этого сделать, и ты просто чувствовал себя таким жалким, идиотом.

#00:25:58#

Я помню, когда я первый раз был там, это была моя работа, мое служение. Никто больше не включал, не выключал свет, никто не хотел этого делать, потому что это было очень сложное дело. Они дали мне это задание, потому что я был новичком. Я запомнил, чему соответствует каждый из выключателей на стене, там все было подписано, какой выключатель для чего. Однажды пришел электрик и поменял что-то. И я сказал себе: «Посмотри на это — он поменял там все. Не забудь, куда он что поменял». Когда в комнату пришел Гурудев, он был весь мокрый от пота, он был очень уставшим, его держали под руки, усадили и он сказал: «Выключи свет». И я выключил все по очереди, но один из них остался гореть. Я посмотрел на него с жалким выражением лица. [Смеется.] Он посмотрел на меня и сказал: «Если ты даже не можешь выключить свет, почему бы тебе не оставить сознание Кришны?» Я покраснел и начал потеть, я нажал на выключатель и почувствовал себя таким «тормозом». Я просто упал в дандавате, а он рассмеялся и сказал, что он просто шутил со мной.

#00:28:00#

Однажды я был во Вриндаване. Я всегда боялся оставаться с ним наедине, потому что знал, что он спросит меня что-нибудь. Чаще всего так было. И в Навадвипе, когда такое происходило, мне не нравилось такое. Я помню, что Бхакти Лалита и Ямуна находились поблизости, и они знали об этом, что телохранитель — просто большой парень, который находится рядом и следит за тем, чтобы ничего плохого не произошло. И тогда он сказал: «В моей комнате возьми мою сумку». Я зашел в его комнату, а там была целая комната сумок — их было там тысячи. Я подумал: «Господи, что мне теперь делать?» И я увидел его портфель. Но он сказал мне взять сумку. Я подумал: «Это должна быть эта». Я взял ее, отнес, и он ее взял. Я выдохнул с облегчением.

#00:29:15#

Однажды он сказал мне… У нас были трудности перевода. Я с трудом говорил по-английски. И у Гурудева был очень сильный акцент. Он сказал: «Подвинь большой стул». Я подвинул диван, а он сказал: «Подвинь картину!» И было много таких ситуаций, когда я чувствовал себя очень странно.

#00:30:10#

У меня не было каких-то проблемных ситуаций. Был только один раз, когда я выгнал одного человека, вытолкал. Я почувствовал, что вот — теперь моя миссия выполнена. Три индуса посмотрели на меня, а я чувствовал, что я, конечно, миролюбивый человек, но если нужно будет, я могу даже убить ради своего Гуру, могу подраться легко. Этот человек был немного сумасшедший, он пришел к Гурудеву, и мне пришлось его вытолкнуть из комнаты. А три этих индуса были очень смущены перед Гурудевом, они как будто стеснялись моего поведения. Они посмотрели на Гурудева: «Ну, он не знает, что делать, он новичок». А Гурудев, его выражение лица было другим, и он сказал: «Тривикрам Махарадж на сто процентов прав».

#00:31:36#

Гурудев не любил, когда люди начинали прикасаться к его стопам. Я старался постоянно оградить его от этих людей, которые старались к его стопам прикоснуться. Однажды к нему пришел один старый человек, и я попытался его отстранить от стоп Гурудева, но это оказался его старый друг. И Гурудев тогда побил меня палкой немного.

#00:32:18#

А через три месяца моего служения я начал ходить взад-вперед по его комнате с паспортом в кармане. Я был уже готов уехать в любой момент. Мне казалось, что это уже немного многовато для меня. Три или четыре месяца я жил беспрерывно в его комнате вместе с ним. И мне показалось, что для меня это уже перебор. Но когда ты живешь с ним, постепенно ты начинаешь понимать, что в этом есть нечто уникальное. Я видел, как он жил каждый день, как он выражал себя, и я никогда не видел подобной личности в своей жизни. Кто-то может обвинить меня в том, что я не признаю других людей, но что я могу поделать — это мой Гуру, и я испытываю к нему уникальные чувства, такого нет больше человека. Это сердечная связь, это личная связь. По какой-то своей бескрайней милости он дал мне небольшое место в своем сердце. Я не могу даже изменить свою связь с моим Гуру, но что-то было в этом особое. Эти чувства никто не может у меня отнять.

#00:33:54#

И я думаю, что сознание Кришны — это о людях, об их чувствах. Если у тебя есть какие-то чувства к сознанию Кришны, тогда ты можешь продолжать, тогда вкус появляется. Я не скажу о себе, что я чист, у меня очень много материалистичных желаний, но эти высшие духовные вкусы, эти чувства — они тянут меня в сторону [духовного]. Что меня там ждет, я не знаю. Но они меня тянут вперед, они меня тянут от этих материалистичных желаний. В этом есть необычайная нежность, необычайная любовь, какую вы не найдете больше нигде. Таких чувств нельзя найти в каждодневной жизни, на каждом углу. Я боюсь потерять это, поэтому я стараюсь продолжать свое служение. Но обычно я говорю своим людям, что я не Гуру, я не чувствую себя Гуру, что у меня есть ученики и все такое. Я простой человек. Я понял из писаний, что… мой Гурудев сказал мне выполнять некое служение. Он знает, почему и зачем, я не знаю. Он захотел меня использовать каким-то способом, и я стараюсь исполнить его желание в меру своих возможностей. Но также из писаний мы знаем, что каждый человек, которого вы приводите в сознание Кришны, выше вас, потому что вы предлагаете их Гуру, чтоб они стали его собственностью, и они становятся духовными. Как цветок — когда вы срываете его, вы предлагаете его Гурудеву. Цветы становятся прасадом. Тоже самое и с людьми — вы общаетесь с человеком и предлагаете его Гурудеву. Я хочу расти в этом направлении, для меня такое понимание безопасно и здорово.

#00:36:12#

Вопрос: В дополнение к вашему ответу. Вы можете, пожалуйста, рассказать, как вы стали махараджем? Почему вы решили принять санньясу?

#00:36:24#

Шрила Тривикрам Махарадж: Санньяси, да. Не махараджем. Махарадж — это другой термин.

Вопрос: Как вы решили стать санньяси?

Шрила Тривикрам Махарадж: Я не решал! Я, конечно, не буду рассказывать всех деталей, потому что это довольно-таки личное. Я собирался вообще в своем направлении идти, но Гурудев сказал: «Нет-нет. Ты пойдешь в моем направлении». У меня появилось чувство: если Гуру предлагает вам что-то, советует, его совет — это наставление. Это было в 2003 году. Я до сих пор тот самый человек, каким и был, просто на десять лет старше. Те же самскары, те же желания. Но он оградил меня от движения в моем направлении, которое я сам себе придумал. Я не могу об этом всем подряд рассказывать. Я сказал ему: «Гурудев, у меня так много желаний, как я могу быть санньяси?» И он сказал мне: «Ты! Решай, конечно, сам, как хочешь поступать. И потом возвращайся, скажи мне свое решение». Я сказал: «Хорошо». И неделей позже я увидел сон. Гурудев летел в небе, его шикха была распущена. Он сиял и улыбался, он был прекрасно, красиво одет. Он приблизился ко мне, и я увидел его, я сказал: «Гурудев, вы летите!» Мы были в голубом небе, и я сказал: «Гурудев, вы не хотите, чтобы я шел в том направлении, в котором я хочу? Вы хотите, чтобы я принял санньясу?» Он улыбнулся и обнял меня. Что же мне делать? После этого я понял, что я не могу поступить так, как я хочу. Я не смог больше отвергать его советы, его наставления.

#00:39:14#

У меня тогда не было денег, и я приехал в храм. Я хотел приехать в Индию, в храм. Я взмолился и сказал: «Господи, я так хочу отправиться увидеть Гурудева». Я молился Махапрабху. И тогда я вернулся в свой офис, и я узнал, что кто-то захотел заплатить за мой билет. Какой-то человек. И я тогда поехал в Индию. Я тогда был очень темпераментным по природе, и сейчас такой. И я вскричал: «Гурудев, я приехал в Индию, мне так сложно быть санньяси!» Он сказал: «Да, я все знаю. Но я не знаю [что с тобой будет], если я тебе дам санньясу». Я так много сделал, чтобы приехать, а он просто со мной играл! Это было в 2002 году. Может быть, в декабре или в ноябре. Затем на Гаура-пурниму... Была Анандотсава, день после Гаура-пурнимы. День Джаганнатхи Мишры, Анандотсава. В этот день он дал мне свое благословение. Мне и Бхакти Лалите Акинчану Махараджу.

#00:41:12#

Я стараюсь всегда донести это, когда говорю со своими друзьями о сознании Кришны, что сознание Кришны — это не изменение интеллекта, это не прокачка интеллекта. Это изменение, трансформации сердца. Это значит, что если у вас есть чувства, слабые или сильные, — это не важно. Но если у вас есть хоть какая-то [связь с сознанием Кришны]… [если] вы способны хоть как-то оценить красоту этой концепции… Если у вас есть какие-то чувства… Это легко понять на примере памяти. Если вам нравится какая-то шлока, вы очень быстро ее запомните.

#00:42:00#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам…[2]

По какой-то причине эта шлока запомнилась мне, мне показалась она очень прекрасной, красивой. Это моя пища — сознание Кришны. Это то, чем я живу, и то, как я продолжаю путь. Я стараюсь держаться за эту веревку. Преданные, друзья. И эта практика в команде, в обществе — очень прекрасная вещь.

#00:42:43#

Однажды Гурудев… Были какие-то проблемы на его веранде, и одна женщина там плакала. На самом деле очень редко такое происходило. Эта женщина плакала, [она была] в гневе... И он говорил ей: «Ты должна быть смиренна и терпелива». Она начала кричать: «Но я же смиренная и терпеливая!» Тогда я подошел, я хотел узнать, что происходит. И Гурудев начал мне говорить: «Да, но ты терпишь. Ты просто следуешь закону, который дал Махапрабху. Если ты следуешь этому как закону, то это материальное. Но если ты терпишь, ты смирен, ты относишься с почтением к другим из сердца, то это уже духовная практика, это уже взращивает любовь в твоем сердце».

#00:44:19#

Вопрос: У нас есть вопрос из Интернета от Кришны Бхакта Даса из Риги. Вы говорите, что принятие ответственности спасет или сохранит ваше сознание Кришны. Когда приходит момент, когда необходимо прыгнуть? [Когда наступает момент] принятия ответственности?

#00:44:43#

Шрила Тривикрам Махарадж: Это должно прийти из сердца. Нужно идти туда, следовать за своим сердцем, за зовом сердца. Все в сознании Кришны держится на сердце. Мы знаем очень много ученых людей, которые просто не способны принять его. Потому что это все в сердце. Помните такую Диди — Малати Диди? Гурудев очень любил ее, потому что она очень ответственно каждый день делала гирлянды. Это необходимо; мы принимаем наставления Гурудева и исполняем их каждый день ответственно. Шрила Гурудев много говорил: это как накачивать мышцы. Когда вы накачиваете мышцы, ваши мышцы естественным образом болят. Поэтому принятие ответственности — это признак того, что вы цените это.

#00:45:58#

Я сегодня шутил, что очень легко жить в обществе «харибол». В таком сказочном обществе. Прекрасно, красиво, чисто одеваться, в хорошей атмосфере. Арати, обряды, ритуалы — все прекрасно. Такой розовый мир. Но это не сознание Кришны. Необходимо нырять глубже, двигаться дальше в своих духовных реализациях. Вам необходимо предаться и предаваться больше и больше каждый день. Сердце должно сказать вам. Вы должны положить свое сердце на стол. Это не деньги, не квалификации, не качества. Много раз чувствовал себя абсолютно не способным ни на что. И я говорил Гурудеву об этом. Гурудев отвечал мне: «А где все эти люди, которые суперквалифицированные? Многие из них ушли. Многие остались, но многие ушли. Все эти качества — это не так важно. Но необходимо предание, самопредание в сердце».

#00:47:27#

Время прыжка должно прийти из сердца. Тогда вы не сможете избежать его, не сможете заглушить этот голос сердца. Есть некоторые примеры в писаниях, также мы слышали это от Шрилы Шридхара Махараджа, что мы живем с нашими самскарами. Они постоянно дают о себе знать, и вы не можете их изменить. Можно изменить что-то, но не все. Я не могу никуда уйти от того факта, что я родился в Бразилии, например. Я раньше занимался серфингом и играл в футбол. И я не могу это изменить, но, может быть, и не нужно это менять. Теперь я стал садху, брахманом. Конечно, ты мог в прошлом вести себя и лучше, но ты не можешь отречься от того, кем ты был. Ты не можешь изменить этого факта. Я думаю, что такой ответ будет достаточный для него. Как его зовут? Кришна Бхакта из Риги. В конце концов твое сердце должно решить. Ты придешь в то общество, которого хочет твое сердце. И эта жажда — она развивается через общение с жаждущими. Эта жажда в таком случае разовьется. Жажда духовного, жажда служения, жажда сознания Кришны.

#00:49:37#

Вопрос: А как оставаться искренним и естественным?

#00:49:43#

Шрила Тривикрам Махарадж: [Смеется.] Просто оставайся искренним и честным! Что еще можно сказать? Искренность — это пытаться… Я не могу понять вопрос. [Смеется.] Просто не притворяйся, не старайся быть кем-то другим, будь собой. Будь рядом с искренними людьми, старайся ловить себя на том, когда ты притворяешься или стараешься быть кем-то другим. Для меня принятие санньясы было очень важным фактом моей жизни. Я пришел к Гурудеву и спросил его: «Могу ли я вернуться обратно в ашрам в Бразилии, потому что там Рохини, она моя бывшая жена?» Гурудев очень широко открыл глаза и сказал: «Мы не притворщики, Прабху!» Я обязан заботиться о Рохини, несмотря ни на что. Мы не притворщики, мы не пытаемся быть какими-то супер-браминами. Мы стараемся быть честными. Если я голоден, я хочу быть с преданными, чтобы они питали меня своим обществом. Старайтесь быть здоровыми и честными. У каждого есть какое-то сумасшествие в жизни, какие-то безумия, зависимости. Многие люди страдают. Это естественно. Такое лицемерие — это, в принципе, нормально в этом мире, когда человек надевает маску и прячет за ней себя. Будьте дружелюбными ко всем, кого встречаете, потому что, скорее всего, они сходят с ума в своей жизни, страдают от гнева, безумия, жадности, похоти, зависти. Все мы страдаем от этого и тонем в этом болоте. И если хотя бы один из тех, кого вы встретили в жизни, не подвержен этим материальным влияниям — это большое чудо! Старайтесь быть с ним. Продолжайте следовать с верой, чистотой и искренностью.

#00:52:39#

Какая ваша цель присоединения к какой-то духовной группе? Это, что, для славы, для мальчиков, девочек, для известности, денег? Когда кто-то начинает говорить, что наркотики, например, помогают в духовной жизни [смеется] — это полная ерунда. Это плохо, это плохо для [продвижения в духовной практике]... «Да, я курю ганджу, это хорошо для моей духовной жизни». Давайте не будем углубляться в тему. Но это неискренность. У нас есть писания, у нас есть наставления. Если вы приняли какой-то стандарт, то следуйте ему с искренностью, не нужно оправдывать свои слабости! Возьмите на себя эту ответственность — следовать наставлениям вайшнавов и продолжайте нести эту ответственность.

#00:53:51#

Вопрос: И последний вопрос…

Шрила Тривикрам Махарадж: Нет, не обязательно последний. Я тут могу вообще много еще времени провести. [Смеется.]

Вопрос: У вас есть какая-то надежда или цель в духовной жизни?

#00:54:06#

Шрила Тривикрам Махарадж: Иногда я чувствую себя безнадежным. Чаще всего. Но когда у меня есть прекрасное общество, как здесь, например, в Чиангмае, у меня появляется какая-то надежда. Но как только я остаюсь один, в такси, в аэропорту, еще где-то, я чувствую, как моя надежда уходит. Но когда я встречаюсь с преданными, моя надежда снова возрастает. Это и есть харинама-санкиртана — совместное служение. И цель — просто радовать Гуру и преданных. Это очень просто, простые принципы. Они очень просты и сложны одновременно. Это сложно, если вы сложный человек. Но это просто быть добрым, сострадательным к другим живым существам. Наме-ручи — это довольно высокий уровень. Но вайшнава-сева — это очень надежный, стабильный способ служения преданным. Это возможно делать каждый день. Быть смиренным, терпеливым, уважать других — это тоже просто, довольно просто для практики каждый день. Нам не нужно стараться стать каким-то большим боссом. Но если они счастливы благодаря вашему служению, вам, то ваша дверь в духовный мир открыта. Какова плата, которую они платят за служение? Есть два потока — один вверх, другой вниз. Если вы думаете о себе, что вы повелитель всего вокруг и все предназначено для вашего наслаждения, тогда вы гневаетесь, вас одолевает вожделение. Даже если это относится к служению. Но если вы переключаете это направление в себе, и вы думаете о себе как о слуге, даже если вас будут атаковать гнев и вожделение, все равно этот поток, восходящий поток, вынесет вас из этой неблагоприятной среды. Старайтесь зацепиться за этот восходящий поток. Я хозяин или я слуга? Слуга этой божественной реальности. Поэтому наша цель такова — радовать нашего Гурудева, гуру-варгу, преданных. Чтобы он погладил нас по голове и сказал: «Ты хороший мальчик». Он хочет, чтобы мы были такими. Есть еще вопросы?

#00:57:34#

Итак, я хочу поблагодарить вас. Вы терпеливо просидели здесь передо мной и слушали все, что я говорил. Я не говорю чего-то формального, я хочу делиться [чувствами]. Спасибо, что вы даете мне возможность служить моему Гуру, и надеюсь, что вы обрели для себя что-то ценное, полезное для вас. Для меня очень сложно выражаться на английском о сознании Кришны. Но я надеюсь, что вы счастливы, и я счастлив от этого!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Шрила Гурудев ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх Чиангмай ки джай!

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  Тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

2  Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Знай, что Я цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).




←  “Our Duty and Prospect.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 30 April 2013 ·• Архив новостей •· «Бхагавата-пурана». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Июль 2009 года. Запорожье, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 41.3 МБ)

Лекции Шрилы Тривикрама Махараджа на YouTube


Russian

Шрила Бхакти Виджай Тривикрам Махарадж 

Главное — это отношение

(22 ноября 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Шрила Тривикрам Махарадж: Приветствую всех! Для тех, кто не знает, как меня зовут, — меня зовут Тривикрам Махарадж. Я здесь в гостях в Чиангмае. И мы говорим о сознании Кришны. И если кто-то хочет спросить меня о чем-то, [задать] любой вопрос, который связан с сознанием Кришны, с духовной практикой, — я буду рад ответить.

#00:00:51#

Вопрос: Я слышала, в прошлый раз вы сказали, что вас привлекло больше всего в сознании Кришны — именно люди, их личное отношение, их роль. И я хотела бы спросить. Это сейчас так же актуально для вас? И что для вас самое важное в духовной практике?

#00:01:10#

Шрила Тривикрам Махарадж: Когда я присоединился к миссии, мне был всего лишь двадцать один год. Как один юморист сказал однажды: «У меня до сих пор есть зубы и волосы». Я был очень юн, и я тогда был вовлечен в хиппи-революцию. И вообще на самом деле я родился в таком хиппи-комьюнити, сообществе, и поэтому, когда ко мне через преданных, через каких-то знакомых пришли книги о сознании Кришны, о Кришне, для меня это было естественно. Мне очень понравилась идея, концепция, которая звучит как: «Простая жизнь — возвышенное мышление». Для меня это оказалось очень естественно — принять это. Когда я пришел первый раз в храм, я увидел что-то особенное и уникальное. И это было настроение служения. И было не важно, что конкретно физически делалось, но мне понравился именно этот вкус служения. Не имело значения, что ты делал. Был ли ты инженером или только что пришел с улицы. Это не имело значения. Имело значение лишь только то, что ты делаешь для общего дела. Мне понравилось это интенсивное настроение, желание отдать, мотивация. Мы могли ночами чистить картошку на фестивалях. И это очень сильно проявлено и чувствуется в группе слуг Авадхута Махараджа. То, чем он занимается.

#00:03:06#

Поэтому, если вы приходите в наше движение с желанием служить, желанием что-то отдать, то вы очень легко станете своим. Вообще, мой английский, конечно, не совсем богат, разнообразен, я лишь пытаюсь выразить свои чувства. Мы должны понять, что это самое главное — это самая суть миссии Шрилы Шридхара Махараджа. Даже если мы сюда приходим в поисках какого-то карьерного роста или самоутверждения. Говинда Махарадж говорит: «Я легко могу дать это. Это вообще не проблема». Но мы хотим бхакти, мы хотим преданности. И это самое важное — это суть. Ради служения можно стать президентом храма или водителем, или мыть полы в храме. Гурудев говорил, что он лично сам очищал засоры в туалете, когда уже был президентом храма, ачарьей. Для нас это настоящий пример настроения служения, желания служить. И для нас это было настолько удивительно, когда мы увидели это в Навадвипе, что он построил для нас, европейцев, туалеты в европейском стиле. Он все полностью предоставлял нам, все, что нам необходимо. И это его настроение служения в сердце — оно было удивительным, уникальным.

#00:05:28#

А наше служение похоже на [служение] детей, которые предлагают какие-то карамельки своему дедушке, являющемуся директором конфетного завода. Ему эти конфеты не нужны, но он принимает это с любовью, потому что это его внуки предлагают ему. В наших книгах так много информации, которая предлагает нам обрести значимый надежный фундамент. Я видел это в жизни на примерах. Некоторые люди слишком быстро стараются высоко забраться без надежного основания. В духовной практике может показаться, что вы что-то построили, какой-то замок. Но на самом деле это воздушный замок, это просто выдумка ваша, ваша мечта, как сон. Я считаю, что надо всегда помнить о своем положении, о том, что ты находишься в первом классе. Как говорится в этой шлоке, которая для нас самая важная, что необходимо быть терпеливым, смиренным и отдавать должное почтение другим[1]. Для меня несколько шлок важны. Как они были важны, когда я о них только узнал, несколько лет назад, так и сейчас они остаются актуальными до сих пор. Продвижение вперед придет к вам по мере необходимости в служении. Не нужно хотеть продвигаться вперед самостоятельно.

#00:07:32#

Вопрос: Сколько лет вашей миссии в Бразилии? Насколько мы знаем, там есть ученики Шрилы Шридхара Махараджа, и, может, вы знаете, как они узнали о Шридхаре Махарадже? Как вообще началась миссия в Бразилии? Как они стали его учениками?

#00:07:51#

Шрила Тривикрам Махарадж: Миссия пришла в Бразилию в 1982 году. В то время Шрипад Бхакти Вилас Парват Махарадж… он стал затем Бхуваном Моханом Прабху, он женился и основал там миссию. Он был учеником Шрилы Прабхупады. После того, как Прабхупада оставил этот мир, он присоединился к миссии Шрилы Шридхара Махараджа. Он принес эту миссию Шрилы Шридхара Махараджа в Бразилию. И мы знаем нескольких учеников Шрилы Шридхара Махараджа. Некоторые из них до сих пор активны и участвуют в служении, остаются в обществе преданных, общаются с нами. У нас есть Панча Таттва Прабху, он приходит на каждую программу всегда вместе с нами. У нас есть Говинда Мохини Деви Даси, жена Бхувана Мохана; Рохини Шакти Деви Даси, ученица Шридхара Махараджа. И несколько других также до сих пор с нами. Они пришли через проповедь Бхувана Мохана, через книги. Бхуван Мохан тогда открыл ресторан, который назывался «Према». В этом ресторане он сделал небольшую сцену и давал там лекции. На английском вы говорите: это спектакль или некоторое представление. Таким образом он проповедовал, и очень многие пришли через его проповедь. Я пришел позже в 1991 году, я начал посещать его ресторан «Према», общаться с ним. То есть это уже было десять лет, как работал ресторан, практически десять лет.

#00:10:11#

Вопрос: Следующий вопрос. Преданные, которые живут в вашем ашраме в Бразилии, — кто они? Они по большей части брахмачари или обычные женатые люди? Или молодые?

#00:10:30#

Шрила Тривикрам Махарадж: [Смеется.] Да, разные люди. Местные жители. Это очень странно — мы не знаем, кого пошлет Господь. Это так удивительно, когда до вас доходит, что вы не контролируете этот мир. Вы пытаетесь проповедовать, а люди уходят, например, и покидают ашрам по каким-то своим причинам. Например, они находят работу или выходят замуж, женятся. Где-то три месяца назад у нас жила пара. Они пришли [в движение] через работу с моим двоюродным братом. У него была аюрведическая СПА. Эта пара пришла работать к нему, и потом они начали посещать ашрам, теперь они живут у меня. Они получили инициацию, они очень сладостные люди. Нанда Кумар и Калинди. У нас есть Амбариша — он пилот вертолета. Малати Диди. Харибаджан — он знает много о технике, о компьютерах. Говинда Нандини также живет там.

#00:12:24#

Я думаю, сейчас это становится… уже все установилось. Очень многие местные жители, которые живут вокруг, знают о нашем ашраме. Я помню их еще с самого детства. Они очень разные, очень жесткие, они очень много работают, они забавные, веселые и они все стали преданными. Была такая забавная история. Была одна девочка Люсия, она была христианка, она не поменяла свою религию, но каждый день она приходила к нам, мыла алтарь, украшала цветами. А потом она уехала. И однажды я ехал на машине в город, а она шла по дороге. Я пригласил ее к себе в машину и начал расспрашивать. Она сказала: «Мне нравится то, что я делаю сейчас, но я очень скучаю по своему служению Махапрабху в храме». Махапрабху стал известен в округе. Ведь храм меняет сознание всего того места. Это происходит медленно. Шрила Говинда Махарадж и его божественный план таковы, что все окружение меняется. Поэтому я говорю, что очень важно именно сердце. Некоторые люди даже не знают ничего о философии сознания Кришны, но они просто привлечены этим. Их сердце отвечает на это, оно меняется.

#00:14:10#

Бхакти Лалита знает одну женщину, она приходила к нам. Ей не очень нравилось все это. И когда мы предлагали ей маха-прасад, она говорила: «Я не буду это есть». Потом она украдкой брала что-то и ела. Она все-таки понимала где-то в глубине души, что ей что-то в этом нравится. И такого рода вещи происходят постоянно. Это не в нашей власти управлять этим, мы просто должны служить и стараться делать это как можно лучше. Я так понимаю нашу жизнь в служении. Старайтесь делать все как можно лучше. Если вы отбросите желание все контролировать, тогда жизнь становится слаще, вы просто идете с потоком, вы делаете как можно лучше, но понимаете, что контролировать это не в ваших силах.

#00:15:11#

В нашем ашраме посреди джунглей ты просто обязан предаться, у тебя нет другого выбора! Иногда там очень холодно и нет людей. Там так холодно бывает, что просто невозможно терпеть. Может, конечно, не для вас, россиян, русских людей, но для меня… я не могу терпеть холод. Иногда мне приходится там быть одному и делать все одному — готовить, поклоняться Божествам, читать. И все делать одному… работать в офисе. И я думаю, что такова была жизнь Говинды Махараджа. Для нас он был живым примером.

#00:16:13#

Вопрос: А в Бразилии, в вашем ашраме… Можете ли вы там организовать такую же трансляцию, как и здесь?

#00:16:24#

Шрила Тривикрам Махарадж: [Смеется.] Я надеюсь, что у нас будет какая-то возможность. Но у нас очень плохая интернет-связь там. Потому что там ветра постоянно, высота в горах. Когда ветер дует, мы теряем интернет-связь. У нас нет такой стабильной связи. В городе, конечно, там есть связь, но в нашем ашраме в горах [нет]… Когда идет дождь, например, могут отключить электричество на два-три часа. Однажды я давал лекцию и был очень вдохновлен, я сказал: «Если что-то пойдет не так в моей жизни, я уйду в лес!» И кто-то сказал: «Но ты уже живешь в лесу. В чем проблема? Куда еще идти?» Я сказал: «Да, чувак, ты прав». Я немного преувеличил, конечно. Я сказал: «Если что-то пойдет не так, я уйду в лес». Если в Google введете координаты нашего места, то увидите, что мы реально живем в лесу. Там живут леопарды, олени, всякие разные животные вокруг. И также бразильские птицы. Очень много птиц. Туканы. А в чем был вопрос? Я потерял [нить]…

#00:18:18#

Вопрос: Как вы там организуете лекции?

Шрила Тривикрам Махарадж: Это большой вопрос.

Вопрос: У вас это по расписанию или [спонтанно]?..

Шрила Тривикрам Махарадж: Сейчас я даю лекции в своем доме. Потому что сейчас очень холодно. Я развожу огонь в камине, у меня есть специальная плита. В моем доме мне удобнее давать лекции. Часто я читаю что-то, и, если у людей появляются вопросы, мы начинаем обсуждать их. Я отвечаю в соответствии со своими способностями. Так я делаю. Также мне нравится путешествовать. У нас там есть центры. В Сан-Паулу живут преданные, у них нет каждодневной программы, но по субботам в ресторане «Према» они проводят программы. В южной Бразилии у нас есть преданные. Бхакти Лалита была там. В Порту-Алегри. Шива Нандини держит там центр. Ананда Мохини… Они всегда что-то организуют, какие-то проповеднические программы. Про Уберландию я рассказывал пару дней назад в интервью с Авадхутом Махараджем. У нас там есть центр. Один из моих учеников там — Вайшнав Прабху, у него есть галерея. Это не такое большое место, но там есть несколько магазинчиков. И для нас он специально комнату организовал, для наших встреч. Она похожа по размеру на эту комнату. Также в другом городе у нас есть миссия. Они, возможно, построят скоро там храм, и я туда хочу привезти Гирираджа.

#00:20:52#

У меня очень простой стиль проповеди. Я стараюсь быть проще, не на таком уровне, как у Авадхута Махараджа, — все hi-tech, компьютеры и техника. Я просто езжу и встречаюсь с людьми, говорю с ними о жизни и стараюсь им как-то помочь. В нашем ашраме, если кто-то хочет дать лекцию… Я вот не даю лекцию каждый день. Я стараюсь. Люди жалуются, что я не каждый день даю лекцию. Рохини также дает лекции. Но на самом деле любой желающий может взять книгу, «Чайтанья-чаритамриту», например, почитать и что-то обсудить с другими. По возможности.

#00:21:41#

Вопрос: А вы можете рассказать какие-нибудь истории? Ваши любимые истории о Гурудеве, о вашей жизни с ним.

#00:21:53#

Шрила Тривикрам Махарадж: У меня есть несколько историй. Для меня важнее даже не истории с ним, а именно чувства, которые мы испытывали в его присутствии, наши впечатления. Я не знаю, правильно ли я выражаюсь, но, конечно, было очень много разных историй, уникальных вещей, которые с нами происходили. Для меня самым важным было то, когда он приезжал в Бразилию в ашрам. Ну, я об этом говорил уже в предыдущих наших интервью с Госвами и Авадхутом Махараджами. Что мне сказать?.. Если я сейчас снова буду об этом рассказывать, это уже будет не так эмоционально.

#00:23:10#

Вопрос: А ваши отношения с Гурудевом — как они стали более теплыми, как они развивались?

#00:23:30#

Шрила Тривикрам Махарадж: Гурудев — это источник всей возможной нежности и теплоты, которую только можно представить. У меня не было никаких таких чувств любви и нежности, у него они были. Он — нежность, любовь, забота. Они тронули мое сердце, изменили его. Но сказать, что у меня к нему есть такие чувства, — это слишком высоко. Я помню, что когда я был рядом с ним… Говорят, что слуги твоего Гуру важнее даже, может быть, в каком-то смысле, чем сам Гуру. Я люблю юмор Бхакти Лалиты, она всегда была на лекциях Гурудева. Она повернулась ко мне и сказала однажды: «У Гурудева миллион настроений, и они иногда меняются очень быстро». Они сказали мне, потому что у тебя появляется такое желание предугадать настроение, желания Гуру, но они убедили меня, что это невозможно — ты не можешь поймать его, заморозить, просчитать. Ты стараешься рассчитать его поведение, и думаешь так: «Да, завтра я его поймаю». Но это бесполезное занятие, потому что он как сам Господь, он очень непредсказуем, он движется своими непредсказуемыми путями. Как мама Яшода в примере с Кришной пыталась поймать Кришну и связать Его веревкой, но у нее не получилось ничего. И с Гурудевом было так же. Иногда меня даже это пугало. Это правда — иногда это даже пугало. Иногда ты просто не понимал, что происходит там. Самые простые вещи, как, например, включить или выключить свет. Ты просто не мог этого сделать, и ты просто чувствовал себя таким жалким, идиотом.

#00:25:58#

Я помню, когда я первый раз был там, это была моя работа, мое служение. Никто больше не включал, не выключал свет, никто не хотел этого делать, потому что это было очень сложное дело. Они дали мне это задание, потому что я был новичком. Я запомнил, чему соответствует каждый из выключателей на стене, там все было подписано, какой выключатель для чего. Однажды пришел электрик и поменял что-то. И я сказал себе: «Посмотри на это — он поменял там все. Не забудь, куда он что поменял». Когда в комнату пришел Гурудев, он был весь мокрый от пота, он был очень уставшим, его держали под руки, усадили и он сказал: «Выключи свет». И я выключил все по очереди, но один из них остался гореть. Я посмотрел на него с жалким выражением лица. [Смеется.] Он посмотрел на меня и сказал: «Если ты даже не можешь выключить свет, почему бы тебе не оставить сознание Кришны?» Я покраснел и начал потеть, я нажал на выключатель и почувствовал себя таким «тормозом». Я просто упал в дандавате, а он рассмеялся и сказал, что он просто шутил со мной.

#00:28:00#

Однажды я был во Вриндаване. Я всегда боялся оставаться с ним наедине, потому что знал, что он спросит меня что-нибудь. Чаще всего так было. И в Навадвипе, когда такое происходило, мне не нравилось такое. Я помню, что Бхакти Лалита и Ямуна находились поблизости, и они знали об этом, что телохранитель — просто большой парень, который находится рядом и следит за тем, чтобы ничего плохого не произошло. И тогда он сказал: «В моей комнате возьми мою сумку». Я зашел в его комнату, а там была целая комната сумок — их было там тысячи. Я подумал: «Господи, что мне теперь делать?» И я увидел его портфель. Но он сказал мне взять сумку. Я подумал: «Это должна быть эта». Я взял ее, отнес, и он ее взял. Я выдохнул с облегчением.

#00:29:15#

Однажды он сказал мне… У нас были трудности перевода. Я с трудом говорил по-английски. И у Гурудева был очень сильный акцент. Он сказал: «Подвинь большой стул». Я подвинул диван, а он сказал: «Подвинь картину!» И было много таких ситуаций, когда я чувствовал себя очень странно.

#00:30:10#

У меня не было каких-то проблемных ситуаций. Был только один раз, когда я выгнал одного человека, вытолкал. Я почувствовал, что вот — теперь моя миссия выполнена. Три индуса посмотрели на меня, а я чувствовал, что я, конечно, миролюбивый человек, но если нужно будет, я могу даже убить ради своего Гуру, могу подраться легко. Этот человек был немного сумасшедший, он пришел к Гурудеву, и мне пришлось его вытолкнуть из комнаты. А три этих индуса были очень смущены перед Гурудевом, они как будто стеснялись моего поведения. Они посмотрели на Гурудева: «Ну, он не знает, что делать, он новичок». А Гурудев, его выражение лица было другим, и он сказал: «Тривикрам Махарадж на сто процентов прав».

#00:31:36#

Гурудев не любил, когда люди начинали прикасаться к его стопам. Я старался постоянно оградить его от этих людей, которые старались к его стопам прикоснуться. Однажды к нему пришел один старый человек, и я попытался его отстранить от стоп Гурудева, но это оказался его старый друг. И Гурудев тогда побил меня палкой немного.

#00:32:18#

А через три месяца моего служения я начал ходить взад-вперед по его комнате с паспортом в кармане. Я был уже готов уехать в любой момент. Мне казалось, что это уже немного многовато для меня. Три или четыре месяца я жил беспрерывно в его комнате вместе с ним. И мне показалось, что для меня это уже перебор. Но когда ты живешь с ним, постепенно ты начинаешь понимать, что в этом есть нечто уникальное. Я видел, как он жил каждый день, как он выражал себя, и я никогда не видел подобной личности в своей жизни. Кто-то может обвинить меня в том, что я не признаю других людей, но что я могу поделать — это мой Гуру, и я испытываю к нему уникальные чувства, такого нет больше человека. Это сердечная связь, это личная связь. По какой-то своей бескрайней милости он дал мне небольшое место в своем сердце. Я не могу даже изменить свою связь с моим Гуру, но что-то было в этом особое. Эти чувства никто не может у меня отнять.

#00:33:54#

И я думаю, что сознание Кришны — это о людях, об их чувствах. Если у тебя есть какие-то чувства к сознанию Кришны, тогда ты можешь продолжать, тогда вкус появляется. Я не скажу о себе, что я чист, у меня очень много материалистичных желаний, но эти высшие духовные вкусы, эти чувства — они тянут меня в сторону [духовного]. Что меня там ждет, я не знаю. Но они меня тянут вперед, они меня тянут от этих материалистичных желаний. В этом есть необычайная нежность, необычайная любовь, какую вы не найдете больше нигде. Таких чувств нельзя найти в каждодневной жизни, на каждом углу. Я боюсь потерять это, поэтому я стараюсь продолжать свое служение. Но обычно я говорю своим людям, что я не Гуру, я не чувствую себя Гуру, что у меня есть ученики и все такое. Я простой человек. Я понял из писаний, что… мой Гурудев сказал мне выполнять некое служение. Он знает, почему и зачем, я не знаю. Он захотел меня использовать каким-то способом, и я стараюсь исполнить его желание в меру своих возможностей. Но также из писаний мы знаем, что каждый человек, которого вы приводите в сознание Кришны, выше вас, потому что вы предлагаете их Гуру, чтоб они стали его собственностью, и они становятся духовными. Как цветок — когда вы срываете его, вы предлагаете его Гурудеву. Цветы становятся прасадом. Тоже самое и с людьми — вы общаетесь с человеком и предлагаете его Гурудеву. Я хочу расти в этом направлении, для меня такое понимание безопасно и здорово.

#00:36:12#

Вопрос: В дополнение к вашему ответу. Вы можете, пожалуйста, рассказать, как вы стали махараджем? Почему вы решили принять санньясу?

#00:36:24#

Шрила Тривикрам Махарадж: Санньяси, да. Не махараджем. Махарадж — это другой термин.

Вопрос: Как вы решили стать санньяси?

Шрила Тривикрам Махарадж: Я не решал! Я, конечно, не буду рассказывать всех деталей, потому что это довольно-таки личное. Я собирался вообще в своем направлении идти, но Гурудев сказал: «Нет-нет. Ты пойдешь в моем направлении». У меня появилось чувство: если Гуру предлагает вам что-то, советует, его совет — это наставление. Это было в 2003 году. Я до сих пор тот самый человек, каким и был, просто на десять лет старше. Те же самскары, те же желания. Но он оградил меня от движения в моем направлении, которое я сам себе придумал. Я не могу об этом всем подряд рассказывать. Я сказал ему: «Гурудев, у меня так много желаний, как я могу быть санньяси?» И он сказал мне: «Ты! Решай, конечно, сам, как хочешь поступать. И потом возвращайся, скажи мне свое решение». Я сказал: «Хорошо». И неделей позже я увидел сон. Гурудев летел в небе, его шикха была распущена. Он сиял и улыбался, он был прекрасно, красиво одет. Он приблизился ко мне, и я увидел его, я сказал: «Гурудев, вы летите!» Мы были в голубом небе, и я сказал: «Гурудев, вы не хотите, чтобы я шел в том направлении, в котором я хочу? Вы хотите, чтобы я принял санньясу?» Он улыбнулся и обнял меня. Что же мне делать? После этого я понял, что я не могу поступить так, как я хочу. Я не смог больше отвергать его советы, его наставления.

#00:39:14#

У меня тогда не было денег, и я приехал в храм. Я хотел приехать в Индию, в храм. Я взмолился и сказал: «Господи, я так хочу отправиться увидеть Гурудева». Я молился Махапрабху. И тогда я вернулся в свой офис, и я узнал, что кто-то захотел заплатить за мой билет. Какой-то человек. И я тогда поехал в Индию. Я тогда был очень темпераментным по природе, и сейчас такой. И я вскричал: «Гурудев, я приехал в Индию, мне так сложно быть санньяси!» Он сказал: «Да, я все знаю. Но я не знаю [что с тобой будет], если я тебе дам санньясу». Я так много сделал, чтобы приехать, а он просто со мной играл! Это было в 2002 году. Может быть, в декабре или в ноябре. Затем на Гаура-пурниму... Была Анандотсава, день после Гаура-пурнимы. День Джаганнатхи Мишры, Анандотсава. В этот день он дал мне свое благословение. Мне и Бхакти Лалите Акинчану Махараджу.

#00:41:12#

Я стараюсь всегда донести это, когда говорю со своими друзьями о сознании Кришны, что сознание Кришны — это не изменение интеллекта, это не прокачка интеллекта. Это изменение, трансформации сердца. Это значит, что если у вас есть чувства, слабые или сильные, — это не важно. Но если у вас есть хоть какая-то [связь с сознанием Кришны]… [если] вы способны хоть как-то оценить красоту этой концепции… Если у вас есть какие-то чувства… Это легко понять на примере памяти. Если вам нравится какая-то шлока, вы очень быстро ее запомните.

#00:42:00#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам…[2]

По какой-то причине эта шлока запомнилась мне, мне показалась она очень прекрасной, красивой. Это моя пища — сознание Кришны. Это то, чем я живу, и то, как я продолжаю путь. Я стараюсь держаться за эту веревку. Преданные, друзья. И эта практика в команде, в обществе — очень прекрасная вещь.

#00:42:43#

Однажды Гурудев… Были какие-то проблемы на его веранде, и одна женщина там плакала. На самом деле очень редко такое происходило. Эта женщина плакала, [она была] в гневе... И он говорил ей: «Ты должна быть смиренна и терпелива». Она начала кричать: «Но я же смиренная и терпеливая!» Тогда я подошел, я хотел узнать, что происходит. И Гурудев начал мне говорить: «Да, но ты терпишь. Ты просто следуешь закону, который дал Махапрабху. Если ты следуешь этому как закону, то это материальное. Но если ты терпишь, ты смирен, ты относишься с почтением к другим из сердца, то это уже духовная практика, это уже взращивает любовь в твоем сердце».

#00:44:19#

Вопрос: У нас есть вопрос из Интернета от Кришны Бхакта Даса из Риги. Вы говорите, что принятие ответственности спасет или сохранит ваше сознание Кришны. Когда приходит момент, когда необходимо прыгнуть? [Когда наступает момент] принятия ответственности?

#00:44:43#

Шрила Тривикрам Махарадж: Это должно прийти из сердца. Нужно идти туда, следовать за своим сердцем, за зовом сердца. Все в сознании Кришны держится на сердце. Мы знаем очень много ученых людей, которые просто не способны принять его. Потому что это все в сердце. Помните такую Диди — Малати Диди? Гурудев очень любил ее, потому что она очень ответственно каждый день делала гирлянды. Это необходимо; мы принимаем наставления Гурудева и исполняем их каждый день ответственно. Шрила Гурудев много говорил: это как накачивать мышцы. Когда вы накачиваете мышцы, ваши мышцы естественным образом болят. Поэтому принятие ответственности — это признак того, что вы цените это.

#00:45:58#

Я сегодня шутил, что очень легко жить в обществе «харибол». В таком сказочном обществе. Прекрасно, красиво, чисто одеваться, в хорошей атмосфере. Арати, обряды, ритуалы — все прекрасно. Такой розовый мир. Но это не сознание Кришны. Необходимо нырять глубже, двигаться дальше в своих духовных реализациях. Вам необходимо предаться и предаваться больше и больше каждый день. Сердце должно сказать вам. Вы должны положить свое сердце на стол. Это не деньги, не квалификации, не качества. Много раз чувствовал себя абсолютно не способным ни на что. И я говорил Гурудеву об этом. Гурудев отвечал мне: «А где все эти люди, которые суперквалифицированные? Многие из них ушли. Многие остались, но многие ушли. Все эти качества — это не так важно. Но необходимо предание, самопредание в сердце».

#00:47:27#

Время прыжка должно прийти из сердца. Тогда вы не сможете избежать его, не сможете заглушить этот голос сердца. Есть некоторые примеры в писаниях, также мы слышали это от Шрилы Шридхара Махараджа, что мы живем с нашими самскарами. Они постоянно дают о себе знать, и вы не можете их изменить. Можно изменить что-то, но не все. Я не могу никуда уйти от того факта, что я родился в Бразилии, например. Я раньше занимался серфингом и играл в футбол. И я не могу это изменить, но, может быть, и не нужно это менять. Теперь я стал садху, брахманом. Конечно, ты мог в прошлом вести себя и лучше, но ты не можешь отречься от того, кем ты был. Ты не можешь изменить этого факта. Я думаю, что такой ответ будет достаточный для него. Как его зовут? Кришна Бхакта из Риги. В конце концов твое сердце должно решить. Ты придешь в то общество, которого хочет твое сердце. И эта жажда — она развивается через общение с жаждущими. Эта жажда в таком случае разовьется. Жажда духовного, жажда служения, жажда сознания Кришны.

#00:49:37#

Вопрос: А как оставаться искренним и естественным?

#00:49:43#

Шрила Тривикрам Махарадж: [Смеется.] Просто оставайся искренним и честным! Что еще можно сказать? Искренность — это пытаться… Я не могу понять вопрос. [Смеется.] Просто не притворяйся, не старайся быть кем-то другим, будь собой. Будь рядом с искренними людьми, старайся ловить себя на том, когда ты притворяешься или стараешься быть кем-то другим. Для меня принятие санньясы было очень важным фактом моей жизни. Я пришел к Гурудеву и спросил его: «Могу ли я вернуться обратно в ашрам в Бразилии, потому что там Рохини, она моя бывшая жена?» Гурудев очень широко открыл глаза и сказал: «Мы не притворщики, Прабху!» Я обязан заботиться о Рохини, несмотря ни на что. Мы не притворщики, мы не пытаемся быть какими-то супер-браминами. Мы стараемся быть честными. Если я голоден, я хочу быть с преданными, чтобы они питали меня своим обществом. Старайтесь быть здоровыми и честными. У каждого есть какое-то сумасшествие в жизни, какие-то безумия, зависимости. Многие люди страдают. Это естественно. Такое лицемерие — это, в принципе, нормально в этом мире, когда человек надевает маску и прячет за ней себя. Будьте дружелюбными ко всем, кого встречаете, потому что, скорее всего, они сходят с ума в своей жизни, страдают от гнева, безумия, жадности, похоти, зависти. Все мы страдаем от этого и тонем в этом болоте. И если хотя бы один из тех, кого вы встретили в жизни, не подвержен этим материальным влияниям — это большое чудо! Старайтесь быть с ним. Продолжайте следовать с верой, чистотой и искренностью.

#00:52:39#

Какая ваша цель присоединения к какой-то духовной группе? Это, что, для славы, для мальчиков, девочек, для известности, денег? Когда кто-то начинает говорить, что наркотики, например, помогают в духовной жизни [смеется] — это полная ерунда. Это плохо, это плохо для [продвижения в духовной практике]... «Да, я курю ганджу, это хорошо для моей духовной жизни». Давайте не будем углубляться в тему. Но это неискренность. У нас есть писания, у нас есть наставления. Если вы приняли какой-то стандарт, то следуйте ему с искренностью, не нужно оправдывать свои слабости! Возьмите на себя эту ответственность — следовать наставлениям вайшнавов и продолжайте нести эту ответственность.

#00:53:51#

Вопрос: И последний вопрос…

Шрила Тривикрам Махарадж: Нет, не обязательно последний. Я тут могу вообще много еще времени провести. [Смеется.]

Вопрос: У вас есть какая-то надежда или цель в духовной жизни?

#00:54:06#

Шрила Тривикрам Махарадж: Иногда я чувствую себя безнадежным. Чаще всего. Но когда у меня есть прекрасное общество, как здесь, например, в Чиангмае, у меня появляется какая-то надежда. Но как только я остаюсь один, в такси, в аэропорту, еще где-то, я чувствую, как моя надежда уходит. Но когда я встречаюсь с преданными, моя надежда снова возрастает. Это и есть харинама-санкиртана — совместное служение. И цель — просто радовать Гуру и преданных. Это очень просто, простые принципы. Они очень просты и сложны одновременно. Это сложно, если вы сложный человек. Но это просто быть добрым, сострадательным к другим живым существам. Наме-ручи — это довольно высокий уровень. Но вайшнава-сева — это очень надежный, стабильный способ служения преданным. Это возможно делать каждый день. Быть смиренным, терпеливым, уважать других — это тоже просто, довольно просто для практики каждый день. Нам не нужно стараться стать каким-то большим боссом. Но если они счастливы благодаря вашему служению, вам, то ваша дверь в духовный мир открыта. Какова плата, которую они платят за служение? Есть два потока — один вверх, другой вниз. Если вы думаете о себе, что вы повелитель всего вокруг и все предназначено для вашего наслаждения, тогда вы гневаетесь, вас одолевает вожделение. Даже если это относится к служению. Но если вы переключаете это направление в себе, и вы думаете о себе как о слуге, даже если вас будут атаковать гнев и вожделение, все равно этот поток, восходящий поток, вынесет вас из этой неблагоприятной среды. Старайтесь зацепиться за этот восходящий поток. Я хозяин или я слуга? Слуга этой божественной реальности. Поэтому наша цель такова — радовать нашего Гурудева, гуру-варгу, преданных. Чтобы он погладил нас по голове и сказал: «Ты хороший мальчик». Он хочет, чтобы мы были такими. Есть еще вопросы?

#00:57:34#

Итак, я хочу поблагодарить вас. Вы терпеливо просидели здесь передо мной и слушали все, что я говорил. Я не говорю чего-то формального, я хочу делиться [чувствами]. Спасибо, что вы даете мне возможность служить моему Гуру, и надеюсь, что вы обрели для себя что-то ценное, полезное для вас. Для меня очень сложно выражаться на английском о сознании Кришны. Но я надеюсь, что вы счастливы, и я счастлив от этого!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Шрила Гурудев ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх Чиангмай ки джай!

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] Тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

[2] Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Знай, что Я цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования