«Испытания на пути бхакти». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 14 ноября 2013 года. Чиангмай, Таиланд


(на русском)


скачать (формат MP3, 37.04M)

 Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Испытания на пути бхакти

(14 ноября 2013 года, Чиангмай, Таиланд)

 

#00:00:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Сегодня мы снова начинаем наши трансляции из Чиангмая. Я буду счастлива ответить на ваши вопросы, если они у вас есть. У нас уже есть несколько вопросов из Венгрии. Пожалуйста, озвучьте первый вопрос.

#00:01:10#

Преданная: Первый вопрос от Налины. Зачем вообще нужно очищать ум, и что мы делаем, какие практики мы совершаем в бхакти-йоге для того, чтобы очистить ум?

#00:01:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если мы искренне хотим быть преданными, обрести некую духовность, от нас требуется развитие сознания, некое очищение внутри, чтобы уйти от материального и прийти к духовному. Для этого нам нужно очищать свой ум. И это происходит в ходе практики бхакти-йоги. Поэтому служение преданным, вайшнавам, нахождение в их обществе, повторение Святого Имени очищает наш ум. Но мы не должны понимать это поверхностно — так, что лишь только физическое присутствие, нахождение в присутствии садху, подобно насекомым, очистит нас. Поэтому постепенно мы становимся искренними по их милости.

#00:03:09#

Это не физическое явление — находиться в обществе садху. Это требует от нас сердечного глубокого желания отдать себя, служить, удовлетворять, радовать святого, садху. Несомненно, в любом случае уже есть милость, которая позволила нам обрести наше нынешнее положение, и необходимо хранить честность и стараться искренне следовать нашим идеалам. И тогда, конечно, придет множество испытаний на нашем пути, чтобы проверить нашу искренность. Поэтому нам необходимо всегда сохранять этот фокус — для чего мы делаем все это, для чего мы остаемся в обществе преданных и стараемся служить им?

#00:04:53#

Придет очень много разных испытаний, искушений, которые будут призваны для того, чтобы мы могли утвердиться в этом своем устремлении. Эти испытания придут для того, чтобы проверить, на самом ли деле мы здесь находимся? Для чего мы здесь находимся? Чего мы хотим? Или мы просто пришли весело провести время и найти себе вторую половинку, утвердиться в своей самости, своей гордости. Если наши мотивы нечисты, то мы попадемся на какие-то из этих приманок, ловушек. Но если нам хватит искренности, мы пройдем те испытания. «Я действительно хочу быть здесь для Кришны. Я хочу служить Ему. Я хочу преданности». Огонь испытаний очистит нас, и мы почувствуем, что мы находимся здесь по верной причине. Мы хотим здесь оставаться, мы хотим продолжать. Это как поле боя на пути нашей преданности. Оно делает нас сильнее и позволяет нам иметь благие намерения. Это необходимо. Что было там во второй части?

#00:07:09#

Преданная: Если нам не хватает искренности, чтобы общаться с садху, что нам делать тогда?

#00:07:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это может прийти по их милости. Нам нужна их милость. Удовлетворять их, радовать, чтобы они подарили нам способность служить им.

#00:07:45#

Преданная: Следующий вопрос из Венгрии. Очень искренняя преданная, она заметила такую свою особенность: когда она поет какие-то песни, то она обычно очень спокойно реагирует на них эмоционально, но когда она поет бхаджаны, песни вайшнавов, она сразу же начинает плакать. Независимо от того, где она находится: с преданными, в храме или в машине едет одна, она всегда плачет. Она спрашивает, что же ей делать?

#00:08:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я не могу вам сказать точно, почему так происходит. Конечно, это не обычная музыка, и, слушая ее, мы соприкасаемся с чем-то совершенно необыкновенным, не от мира сего. Мы поем имена Радхарани, Нитьянанды Прабху, Махапрабху, и мы надеемся на то, что это проникнет в наше сердце и перенесет наше сознание на другой уровень. Может быть, это действительно задевает ее сердце, проникает через все слои. Мы можем думать так. Но, с другой стороны, конечно же, мы знаем, что есть большая разница между преданностью и эмоциями. Для нас безопасно думать, что я всего лишь слишком эмоциональный, это не преданность. Я просто эмоциональный, мне нужно преодолеть свои эмоции, сдерживать их.

#00:10:18#

Конечно же, мы знаем, что мы имеем дело со столь высокими материями. Поэтому есть надежда, что постепенно мы будем практиковать, мы обретем некое совершенство в служении. Постепенно, по милости преданных, мы сможем занять правильное положение, обрести правильное видение. Но пока нужно честно признаться себе: «Сейчас, наверное, это просто какие-то эмоции, сантименты». Это лучший образ мыслей для преданного. Я не знаю лично ее ситуацию, поэтому мне сложно судить. Но, в общем, я могу сказать, что для нас лучше думать таким образом. Следующий вопрос.

#00:11:52#

Преданная: Вопрос от Говинды Нандини из Штатов. Совершенство — очень хорошая вещь, когда мы хотим сделать что-то очень хорошо, но иногда оно становится препятствием для нас, когда мы связаны своим страхом совершить ошибку, и не можем из-за этого служить и действовать.

#00:12:36#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно, мне легко давать советы. Но по-настоящему применить это... Нам нужно такое настроение. Мы должны настроиться на многочисленные попытки. Мы стараемся служить Гуру, вайшнавам, удовлетворить их, не причинив никаких обид или оскорблений, или неудобств. Поэтому необходимо именно такое состояние, настрой на попытки — если сейчас не получилось, я сделаю завтра лучше. В следующий раз я сделаю лучше, чтобы служить им так, как они этого желают. Каждый день — это новый день. У нас снова появляется шанс. Не оставлять попыток. Страх может быть препятствием. Особенно если это беспричинный страх, ненужный страх. Нам нужна, наоборот, уверенность в то, что Гуру, Гауранга, вайшнавы — они милостивы, они помогут мне. Поэтому не нужно бояться. Если вы постараетесь обрести такого рода уверенность, то ваш страх исчезнет.

#00:14:33#

Когда речь о справедливости, когда вас осуждают, оценивают, как вы действуете, рассчитывают, тогда, конечно, это может вызвать некий страх в нас, и нам необходимо бояться. Но здесь другая история. Это мир, который приносит нам бесстрашие. И если вы будете развивать в себе такую веру, веру в милость вайшнавов, то постепенно ваш страх должен исчезнуть. Необходима уверенность. Я должна сделать это! И я должна продвигаться вперед. Я должен это сделать!

#00:16:14#

Преданная: Вопрос об одиночестве. Преданные спрашивают. Не обязательно много общаться с людьми, чтобы не чувствовать себя одиноким? И если мы знаем, что связь с Гуру не физическая, как развить в себе это понимание, что Гуру всегда с нами, в нашем сердце?

#00:16:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Чайтья-гуру живет в нашем сердце и у нас всегда есть связь с ним. Когда мы живем с преданными в храме, в присутствии Божеств, мы всегда окружены своими благожелателями. Поэтому в ходе этого прогресса, продвижения она поймет это. Продолжай свое служение, и ты поймешь, что ты находишься под защитой, под наблюдением своих хранителей, и они живут в твоем сердце. Такое понимание приходит по мере прогресса в сознании Кришны, в ходе практики.

#00:17:56#

Сначала нам нужна слепая вера. И надо сказать, что даже слепая вера лучше, чем вообще никакая. Поэтому сначала хотя бы верь слепо, что Гуру в твоем сердце. Но потом к тебе придут некие доказательства этого, и ты сама поверишь в это. Это будет очевидно, как солнце. Это станет очевидно. Просто иногда это требует от нас всего, что у нас есть. Отдать все это, чтобы сделать шаг вперед. Нужна и попытка с нашей стороны. Нужно отказаться от чего-то, от каких-то своих представлений. Но, с другой стороны, преданные и Гуру, наши хранители, всегда рядом с нами. И они готовы нам помочь, протянуть руку помощи, когда ты искренна.

#00:19:44#

Поэтому мой совет будет таким: нехорошо на всю жизнь иметь такую [слепую] веру и оставаться на таком уровне, но это лучше, чем вообще не верить, и если это нужно сейчас, то хотя бы просто [без подтверждений] поверь в это. Тогда постепенно в ходе практики какие-то доказательства придут к тебе. Это станет чем-то реальным, подлинным, настоящим. Но если слепая вера в обществе преданных заставляет тебя хоть как-то действовать, служить, то нужно сохранять такую веру.

#00:20:52#

Преданная: Следующий вопрос. Когда мы читали пару дней назад «Чайтанья-чаритамриту», мы услышали описание форм Вишну и описание форм Кришны. Описано, что у Кришны есть сережка в форме акулы. И тогда кто-то спросил: «А почему акула? Как вообще акула связана с Кришной?» Есть также шлока, которая гласит, что Он всегда носит серьги. Я знаю, что мы не в том положении, чтобы обсуждать такие вопросы, но, может быть, вы можете как-то пояснить?

#00:22:07#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ему нравится носить кунжи-малы, Ему нравится носить сережки. [Кришна сказал в Бхагавад-гите:] «Среди морских жителей, или водных обитателей, Я акула». Но Он, знаете, такой капризный, непостоянный Господь. По Его прихоти все происходит в этом мире. Потому что Он делает все для Своего собственного удовольствия, и никто Его в этом не может ограничить. Это Его божественная воля, божественная прихоть. Если Он хочет носить сережки в форме акулы, это Его желание.

#00:23:26#

Шридхар Махарадж говорил, что Господь прихотлив. Если Он хочет что-то придумать, Он сделает это. Почему Он носит желтое дхоти и предпочитает носить в волосах павлинье перо или что-то еще? Просто Ему нравится это! Почему Он ходит определенным образом? Говорят, что Его походка похожа на походку слоненка. Почему бы Ему не ходить, например, как детеныш носорога? Но все очень-очень детально продумано. Как Он смотрит на Своих преданных, на Своих возлюбленных, на Своих друзей. Его губы красные, как вишня. Его глаза постоянно находятся в движении. Они постоянно смотрят в разные стороны — особым образом на одних, на других преданных. Его волосы определенным образом причесаны, лежат прекрасными локонами. Его флейта.

#00:25:25#

Нигде, помимо этой концепции Божественного, вы не найдете такого детального объяснения всех черт, такого описания всех деталей, образов и форм Бога. Поэтому это называется полноразвитым теизмом. Он абсолютно четко объясняет все. Это живая динамичная концепция. Она привлекла нас. Все в этом мире существует лишь по Его божественной прихоти. Таков мой ответ. Есть очень много на самом деле разных ответов на один и тот же вопрос, но сейчас я хочу отвечать таким простым образом. Следующий вопрос. Есть ли еще?

#00:26:57#

Преданная: Он также из Венгрии. Он относится к теме Бхагавад-гиты. Есть стих из тринадцатой главы Бхагавад-гиты, двадцать первый стих. Я не знаю, смогу ли я его процитировать.

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы можете прочитать перевод.

Преданная: Я прочитаю перевод. [«Говорится, что материальная энергия — источник любых причин и следствий в бренном мире. Тогда как живое существо, стремящееся наслаждаться материей, становится источником мирских печалей и радостей»[1].] В этом стихе говорится, что во всем этом огромном мироздании среди счастья и страдания индивидуальная душа ответственна за переживание. Мы не поняли, кто за что ответственный.

#00:28:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: Будучи душами [духовными по своей природе] в этом [материальном] мире, мы вошли в него, и поэтому мы испытываем так много двойственности. Мы все время мечемся между двух огней. Также мы испытываем три вида страданий в этом мире. То есть мы, взяв на себя эту ответственность — попасть в этот мир, сейчас пожинаем плоды. И здесь об этом говорится. Это наша собственная ответственность. Мы страдаем от последствий наших поступков.

#00:29:29#

Преданная: Эти три материальных энергии — это что? Майя или три гуны материальной природы?

#00:29:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Майя, конечно, ответственно служит, это ее долг — управлять материальными энергиями. Это воплощенная, олицетворенная материальная энергия. Она является внешней энергией Господа. Есть ли еще другие вопросы у кого-то?

#00:30:57#

Преданная: Однажды я слышала, кажется, от Госвами Махараджа, что чем больше мы служим, продвигаемся в служении, в духовности, тем больше мы должны принимать прибежище у своего Гуру. Что это значит? Можете ли вы объяснить?

#00:31:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это значит, что мы не пришли просто абстрактно практиковать духовность. Потому что существует так много информации, различных духовных практик. В целом это хорошее дело для любого человека — заниматься хоть какой-то духовной деятельностью. Но мы пришли сюда служить, стараясь обрести преданность в линии сознания Кришны, оценить богатство нашей линии, нашего учения. Это требует исключительной преданности и именно этому [конкретному] Гуру. Чем дальше мы продвигаемся по этому пути, тем очевиднее для нас становится исключительность именно этого наставника, его особых детальных наставлений. Это необходимо. Я думаю, что здесь именно об этом он говорил.

#00:33:12#

Когда вы уходите от абстрактных категорий, каких-то общих категорий, вы достигаете уровня мадхьямы (среднего уровня), более детальных советов и наставлений, чтобы продвигаться дальше. Так много есть разных уровней, которые нам необходимо пройти. Но проходя их, мы становимся все более и более исключительно преданны определенному Гуру. Так происходит наше движение от общего абстрактного к чему-то более конкретному, четкому. Поэтому у нас есть шикша-гуру, которых может быть много, не только один. Наши старшие братья и сестры, которые могут всегда нам дать совет, поделиться своим опытом. Которые могут сказать: «Если ты будешь действовать так, то ты будешь успешен». Я думаю, он об этом говорил.

#00:35:27#

Общее, абстрактное сознание Кришны может подходить для многих, для новых преданных, вновь пришедших. Но если кто-то хочет продвинуться дальше, начинает развиваться в духовной жизни, проходит разные уровни, ему необходимо более детальное руководство, более подробное наставление, более четкие указания. Есть еще другой какой-то вопрос?

#00:37:10#

Преданная: Я слышала от одного преданного, что он говорил: «Когда я общаюсь с вайшнавами, преданными, то чувствую себя хуже, чем я есть или чем думал о себе раньше. Все мои какие-то недостатки выплывают на поверхность, становятся заметными». Почему так происходит? Почему мы раньше этого не видели?

#00:37:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Все зависит, конечно, от человека. И, возможно, на самом деле возможно, что мы действительно станем хуже. Если будем оскорблять других, критиковать, тогда мы действительно станем хуже. Но один из признаков развивающегося преданного — он становится смиренным. Потому что мы на самом деле соприкасаемся с реальностью и понимаем, насколько мы мелки, незначительны по сравнению с этим огромным миром. Тогда приходит подлинное смирение и трезвая оценка своей значимости. И тогда мы можем видеть то, чего раньше в себе не замечали. Мы будем удивлены, насколько мы полны разных грязных вещей. Они и раньше там были, просто мы их не замечали. Но когда мы соприкасаемся с реальностью, начинаем продвигаться в ее сторону, мы начинаем замечать все.

#00:39:30#

Это как солнце. Представьте, что вы жили в темноте и не видели никакой пыли и грязи, не замечали. Но когда взошло солнце, оно осветило все, оно сделало [все недостатки] очевидным. Когда свет включен, вся эта грязь становится видна, заметна. Солнце Кришны освещает тьму нашего ума, делает все это для нас заметным. Я для себя поняла, что все вещи, которые содержатся в нас, плохие или хорошие — их нужно постараться как-то использовать в служении. То есть позитивным образом найти им какое-то применение. Один из хороших способов изменить это или как-то подкорректировать — это именно постараться как-то использовать это на благо других людей, на благо преданных, в служении. Когда все эти явления или черты в нашем характере найдут применение, тогда они очистятся естественным образом. Это искусство, это и есть йога. Как полностью быть очищенным и задействованным в служении. Обучение этому — это и есть йога.

#00:42:00#

Совершенство достигается в ходе практики. Не нужно бояться всех своих качеств. Мы знаем, что есть похоть, зависть, гнев, безумие. Нужно постараться разобрать их и найти способ применить их в своем служении. Тогда мы не будем бояться их. Может быть, сначала мы не замечаем этого, но затем, постепенно продвигаясь к некоему среднему уровню, нас может придавить это открытие себя внутри нас. Оно может нас обескуражить. Но просто нужно найти, признать себе, кто ты такой. Если ты музыкант, постарайся как-то использовать это, пиши музыку. Если ты проповедник, ты можешь говорить о Кришне. Но это не должно быть поверхностным процессом.

#00:44:16#

Мы должны честно признаться себе, кто мы такие, кем мы являемся. Не стараться стать кем-то другим, быть кем-то другим. Я буду собой, ты будешь собой. Не пытайся мной стать. Представьте, если бы мы сейчас захотели стать Госвами Махараджем. Это выглядело бы очень глупо. Может быть, мы не знаем так много. Мы до сих пор настолько еще неопытны. Но Гуру нам дали все, что мы знаем, и мы можем оценить это на своем уровне. И как раз это вызовет наибольшую ответную реакцию, наибольший отклик. Такое самовыражение, признание своего положения. Очень много есть чего в нас скрытого, о чем мы с вами не знаем. Но если мы искренне стараемся увидеть это в себе и применить это, мы всегда можем надеяться и рассчитывать на помощь преданных, которые помогут нам увидеть грязь внутри нас и прибраться. Тогда все будет чисто, будет порядок, все будет хорошо расставлено. У нас будет правильное видение, ясное восприятие всего. И, наверное, уже последний вопрос.

#00:46:38#

Преданная: Вообще я сначала хотела спросить, каким было ваше путешествие?.. Вместо этого вы можете ответить коротко на такой вопрос: я слышала, что ученик — это как теленок, а Гуру — как корова, то есть она кормит молоком его. Ему нужно это молоко и ей нужно тоже делиться молоком. Можете ли вы сказать, что путешествие по России, по Европе вас также развивает, продвигает как-то, помогает вам измениться, меняет вас?

#00:48:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно. Мы должны стараться развивать в себе восприятие себя как инструментов в руках наших Гуру, служить [с таким пониманием]. Мы являемся инструментами для их служения. И чем больше мы сможем освободиться, опустошить себя от наших заблуждений, тем больше мы сможем сконцентрироваться на представлении о том, чтобы быть инструментом. Поэтому такая возможность благоприятна для меня, а также для других.

#00:49:08#

Конечно, иногда это слишком интенсивно для меня. Слишком много. Фестиваль за фестивалем, лекция за лекцией. Очень много людей, преданных, много вопросов. Иногда даже бывает такое, что, находясь перед огромной группой людей, которые ждут, что ты скажешь, а ты совершенно не знаешь, что сказать, и думаешь: «Я в этом положении. Наверняка есть причины, почему я сейчас здесь нахожусь. Что я должна сейчас сделать? Что я должна отдать? Чем поделиться?» Мне всегда немного сложно было находиться перед огромной толпой людей, под камерами и светом, делиться своими мыслями и чувствами. Нужно всегда стараться сохранять понимание, что я лишь инструмент в использовании моим Гуру для того, чтобы говорить о сознании Кришны, доносить его для других. Такого рода настроение требует очень незначительного эго. То есть наше эго должно быть очищено, мы должны его стараться подавить. [Необходимо] думать о том, что нужно другим людям. Что они хотят услышать? Им хочется поменять свои жизни. Думать об этом.

#00:51:36#

Так много людей я встретила, очень много искренних людей, много друзей. И, конечно, была такая ситуация, что многим из них нужно было мое внимание, мой совет. Некоторые из них были новенькими, только пришедшими на путь духовной практики. Им нужно было много внимания, много вдохновения. И я заметила, что чем больше я отдавала, тем больше ко мне возвращалось, приходило. Это дает мне огромное вдохновение, энергию. Поэтому мы особенно благодарны Шриле Авадхуту Махараджу за то, что он пригласил нас, задействовал нас в служении. Без его милости, его руководства у нас не было бы такой возможности служить. Простого спасибо никогда недостаточно. Я думаю, мы всегда чувствуем себя в долгу перед ним, и рады, счастливы быть [задействованы] в его служении.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве, хетух̣ пракр̣тир учйате / пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇, бхоктр̣тве хетур учйате (Бхагавад-гита, 13.21).


(in English)


скачать (формат MP3, 37.05M)

 



←  «Жизнь в служении». Шрипад Б. А. Махавир Махарадж. 8 января 2019 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «От иллюзии к вечной реальности» (часть 1). Макханчор Прабху Брахмачари. 11 января 2018 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования