«Встреча Савитри с Ямараджем». Отрывок из третьей главы «Золотой лестницы» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа

 

Существует одна история из Пуран, иллюстрирующая этот принцип, — история Савитри и Сатьявана. Савитри была целомудренной женщиной, обретшей особые способности благодаря выполнению определенных епитимий. Однажды она отправилась со своим мужем Сатьяваном в лес, зная о том, что в этот день он должен умереть. Она знала, что это был день смерти ее мужа, но он не знал. Когда Сатьяван рубил дрова в лесу, он сказал: «У меня болит голова. Я хочу вздремнуть». Савитри была готова к этому, Сатьяван опустил голову на ее колени и заснул. Во время сна он умер от сердечного приступа, и явился Ямарадж, чтобы забрать его. Сначала пришли представители Ямараджа, но, обнаружив, что тело Сатьявана покоилось на коленях его очень чистой и целомудренной жены, они не осмелились забрать его.

Затем пришел сам Ямарадж и обратился к Савитри:

— Оставь его, он уже мертв. Оставь его тело.

Савитри ответила:

— Да, ты можешь его забрать.

Ямарадж взял душу Сатьявана, но вскоре заметил, что Савитри, благодаря совершенным ею аскезам, пошла вслед за ним, не желая оставлять своего мужа. Ямарадж обратился к ней:

— Зачем ты идешь? Я забираю его. Ты должна вернуться.

Савитри ответила:

— Нет, я не могу. Я тоже должна идти.

Ямарадж сказал:

— Нет, ты не должна идти. Почему ты мешаешь мне исполнить мой долг? Это промысел творца, Господа Брахмы, и ты должна этому подчиниться.

Савитри ответила:

— Лучше умереть, нежели жить без моего мужа.

Затем Ямарадж произнес:

— Хорошо, я дам тебе благословение. Прими его и будь удовлетворена.

Савитри попросила его о том, чтобы ее свекор и свекровь, которые были слепы, снова обрели зрение. Ямарадж пообещал:

— Да, они снова обретут зрение.

Но Савитри снова продолжала следовать за ним со словами:

— Я еще не получила полного удовлетворения.

— Тогда попроси другое благословение.

— Хорошо, если ты милостиво согласен дать мне другое благословение. Мои свекор и свекровь также лишились своего царства. Пожалуйста, сделай так, чтобы они снова восстановили свои права на царство.

— Да, даю слово, они получат назад свое царство.

Но Савитри опять последовала за ним.

— Как, ты опять идешь?

— Да, я не могу жить без общества моего мужа.

— Тогда попроси еще одно благословение.

— Хорошо.

— Чего же ты хочешь?

— Я хочу иметь сто сыновей.

— Хорошо, у тебя будет сто сыновей.

Но Савитри продолжала следовать за Ямараджем.

— Но теперь-то почему ты следуешь за мной? Разве я не сказал тебе, что у тебя будет сто сыновей?

Она ответила:

— Если ты заберешь моего мужа, то как же тогда я смогу родить хотя бы одного сына?

Затем Ямарадж в замешательстве сказал:

— Да, это правда. Что же мне делать?

Тогда он прибег к более высокой инстанции. Благословение Савитри было одобрено, и она получила своего мужа обратно. Ямарадж уже обязал себя, сказав: «Да, у тебя будет сто сыновей». Поэтому Савитри только скрепила обещание, произнеся следующие слова: «Ведь ты же ясно пообещал, что у меня будет сто сыновей, поэтому ты никак не можешь забрать моего мужа!»

Основной смысл в том, что если мы обретем поддержку высшего мира, то она отменит все законы, закрепленные в этом мире смерти. Если нам предоставляют место на Голоке, ничто не сможет задержать нас в этом материальном мире. Если Туласи Деви может даровать нам положение там, то зачем нам понапрасну растрачивать время на молитвы, прося у нее: «Пожалуйста, очисти грязь, на которой я сейчас стою». Это самообман. И поэтому мы непрестанно будем молиться более возвышенным слугам об обретении более высокого служения Господу. Мы не станем беспокоиться о том, где мы окажемся; эта проблема разрешится сама собой. Если мы обретем какое-либо более высокое назначение в божественном царстве, то тогда автоматически ничто не сможет удержать нас здесь. И поэтому ш́уддха-бхакта, или чистый преданный, в глубине своего сердца никогда не будет молиться о чем-либо другом, ибо это напрасная трата сил. Лишь — «Все, чего я хочу, — это чистое стремление служить моему вечному Господу. Кроме этого я не знаю ничего и кроме этого ничего не хочу».

Чистый преданный не будет молиться ни о чем, кроме более возвышенного служения Господу его сердца. Он не сможет даже и представить себе того, чтобы просить о чем-либо, касающемся его личных интересов. В христианстве также присутствует подобное самопожертвование. И выше этого — самозабвение: преданные забывают о своих собственных личных интересах, потому что те растворяются в интересах Господа, Абсолютного Целого.

Поэтому любой, кто стремится стать чистым преданным, никогда не должен желать чего-либо, кроме чистого служения и доставления радости Господу своего сердца. И когда личность не осознает ничего, кроме: «Пусть произойдет все, чего Он хочет», — именно это и есть чистая преданность Туласи или тому, к кому мы обращаем свои молитвы. И если человек обрел это более высокое сукр̣ти, эту ш́уддха-бхакти, семя према-бхакти, то он уже не сможет думать ни о чем, кроме того, как доставить удовольствие Кришне. Он будет думать только об удовлетворении своего Господа, безоговорочно, полностью забывая о собственном теле, о своем уме — обо всем. Такова чистейшая молитва.

 

← Лекция Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа в Лахте 22 мая 2013 года ·• Архив новостей •· «Шри Гарга-самхита» (часть 6). Дварака-кханда (глава 17-18). Ананда Мой Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 28 декабря 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования