Урок по Бхагавад-гите (часть 1). Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 3 мая 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 26.27M)

Russian

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Урок по Бхагавад-гите
(часть 1)

(3 мая 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Гита была поведана пять тысяч лет назад, а записана в форме книги всего лишь несколько столетий назад. Ее множество раз переводили, каждый по-своему. Если вы заглянете в библиотеку, то увидите множество различных интерпретаций Бхагавад-гиты и комментариев к ней. Если вы возьмете, например, в книжном магазине или в библиотеке с полки две разных Бхагавад-гиты, вы увидите, что они различаются, но в то же время между ними есть нечто схожее.

#00:01:16#

У искателей истины Бхагавад-гита всегда пользовалась успехом и спросом, потому что в ней записано то, что они ищут. Сейчас мы начнем читать ее. Сегодня утром мы остановились на седьмой главе. Если у кого-то из присутствующих будут возникать вопросы в процессе чтения, пожалуйста, задавайте их. Мы будем разрешать неясности, которые возникают. Несмотря на то, что существует множество различных толкований Гиты, через нее проходит определенный поток, который даст нам ту суть Бхагавад-гиты, ради которой она была поведана миру. Мы будем читать шлоки, а потом давать комментарии.

#00:02:43#

ш́рӣ бхагава̄н ува̄ча
майй а̄сакта-мана̄х̣ па̄ртха
йогам̇ йун̃джан мад-а̄ш́райах̣
асам̇ш́айам̇ самаграм̇ ма̄м̇
йатха̄ джа̄сйаси тач чхр̣н̣у[1]

Господь сказал: «О Партха, услышь от Меня, как, отдав свое сердце Мне, Всевышнему, отрешившись от всех устремлений, связанных с деятельностью и знанием, принимая исключительное прибежище во Мне и постепенно достигая общения со Мной, ты, несомненно, станешь способен познать Меня, Мою святую обитель, Мое великолепие и Моих спутников».

#00:04:01#

Главное в этой шлоке — призыв Господа. Он просит Арджуну услышать то, что Он собирается поведать: «Услышь Меня!» В этом призыве Он подразумевает, что это слушание рассеет сомнения, которые нашли место в душе Арджуны. Если мы, например, услышим какую-то информацию от президента Путина о нем самом, то, естественно, мы будем доверять ей гораздо больше, чем информации, которая может прийти к нам от его друзей, от его советников и даже от его жены или детей, потому что все эти люди могут чего-то недосказать или какие-либо вещи интерпретировать неверно. То есть, слушая от человека какую-то информацию о нем самом, мы начинаем доверять ей, мы получаем полное знание о предмете.

#00:06:24#

Поэтому в нашем случае важно услышать истину от Самого Кришны, чтобы узнать Его природу, Его деяния. Как я уже говорил, существует множество различных комментариев Гиты, все они похожи. Тем не менее случается так, что люди получают представления о Кришне далекие от тех, какие дает Бхагавад-гита. Читая различные комментарии к Бхагавад-гите, у людей почему-то создается впечатление, что Кришна рассказывает в ней о какой-то философии, о каком-то направлении мысли, о каком-то взгляде на вещи, но они не понимают, что какие-бы комментарии ни были к Гите, Кришна говорит только об одном: Он говорит о Себе. Поэтому, внимательно читая Бхагавад-гиту, можно получить ясные представления о Нем Самом. Нужно услышать в Гите, что Кришна постоянно говорит «Я», «услышь от Меня». Этим Он постоянно обращает наше внимание на то, что Он описывает Свою природу и деяния.

#00:10:18#

Сейчас перед нами две Гиты (помимо остального множества): «Скрытое сокровище сладчайшего Абсолюта» и «Бхагавад-гита как она есть». Шрила Прабхупада назвал свои комментарии к Гите «Бхагавад-гита как она есть», потому что Гита описывает непосредственно Самого Кришну, то есть Прабхупада показывает ту истину, которую хочет дать миру Сам Кришна. Комментарий Шрилы Шридхара Махараджа называется «Скрытое сокровище сладчайшего Абсолюта». Это название говорит о том, что в этом комментарии содержится тот смысл, который часто остается скрыт от умственного взора обычного читателя. И в чем состоит это скрытое сокровище? В том, что Кришна рассказывает о Самом Себе.

#00:11:35#

джн̃а̄нам̇ те ’хам̇ са-виджн̃а̄нам
идам̇ вакш̣йа̄мй аш́еш̣атах̣
йадж джн̃а̄тва̄ неха бхӯйо
‘нйадж джн̃а̄тавйам аваш́иш̣йате[2]

«Сейчас я раскрою тебе знание о Моем величии и богатстве вместе с изумительным вкусом Моей божественной сладости. Обретя это знание, ты укрепишься на этом прекрасном, радостном и победоносном пути, и для тебя не останется ничего непознанного или недоступного».

В этой шлоке Кришна говорит: «Сейчас Я расскажу тебе о том, что существует духовное и материальное знание».

#00:12:53#

манушйа̄н̣а̄м̇ сахасрешу
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣[3]

«Из бесчисленного количества душ лишь немногие получают человеческое рождение. Из тысяч людей лишь немногие пытаются познать свое «я» и Высшую Душу. А из многих тысяч йогов, которые достигли понимания своей духовной природы и Сверхдуши, лишь немногие обладают подлинным восприятием Меня, Шьямасундара».

#00:14:20#

В этой шлоке Кришна обращает внимание Арджуны: «Пожалуйста, прислушайся к тому, что Я скажу. Многие люди изучают Бхагавад-гиту, многие пытаются получить духовное знание, но лишь немногие постигают ее истинный смысл, поэтому внимательно прислушайся к Моим словам. Смысл откроется тебе, лишь когда ты будешь внимателен».

#00:14:59#

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄
[4]

«Моя материальная энергия этого мира разделена на восемь частей: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго».

#00:16:03#

Все мы учились в школе, нам преподавали предметы, изучающие материальный мир: например, биологи изучают животных, растений; физики изучают законы материального мира; химики — элементы. Все эти науки касаются только материального мира. Приступая к изучению какой-либо науки, мы всегда должны с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. Я вспомнил, как на первом уроке преподаватель химии объяснял, что мир состоит из определенного количества химических элементов. Когда я учился, их было меньше, сейчас еще несколько элементов открыли. Так или иначе, сколько бы их ни было, мир состоит из определенного количества известных и неизвестных науке химических элементов.

#00:19:01#

На первом уроке биологии преподаватель вводит нас в мир растений, животных, минералов. Например, царство животных делится на отряды, роды, классы, виды, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Точно так же в ботанике, которая изучает царство растений. Все это сводится к тому, чтобы дать нам какой-то ключ к пониманию материального мира, рассматривая его в том или ином аспекте. На уроках физики нам объясняют законы, которые управляют материальным миром: например, закон тяготения.

#00:20:56#

Таким же образом Кришна, рассказывая о материальном мире, делит его на восемь составляющих элементов, которые мы перечислили (земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго). То есть можно сказать, что это — кирпичи, которые составляют все многообразие мира материи. Он не говорит «элементы, молекулы», Он называет это «стихии». Первая стихия — земля, следующая — вода, потом идет огонь, затем воздух. Современным ученым недостаточно знаком такой элемент, как эфир, хотя о его существовании знали многие тысячелетия назад. Это важный материальный элемент, но он более тонок и неуловим, чем воздух. Но сейчас уже ученые подходят к признанию такой материальной энергии, как эфир. Воздух гораздо грубее эфира, получить представления об эфире можно, думая о межзвездном пространстве, где нет воздуха.

#00:23:39#

Далее — ум. Мы понимаем, что такое ум, мы верим в ум и оперируем им. Также мы понимаем, что такое разум. Последнее — это ложное эго. Сегодня мы разбирали это понятие, «ложное эго». В современной психологии, психиатрии ложное эго изучали ученые Карл Юнг, Зигмунд Фрейд. Возможно, обычные люди не совсем понимают, что такое ложное эго, но психиатры пришли к пониманию того, что оно существует. Итак, здесь перечислены стихии, которые составляют материальный мир. Я повторяюсь: так видит мир Кришна, так нам его описывает Он. Об этих понятиях, элементах вы никогда не услышите в аудиториях, где преподают физику, химию или биологию.

#00:26:01#

Эти восемь элементов составляют все многообразие материального мира. На уроках химии нам говорили, что две молекулы водорода и одна молекула кислорода, соединяясь, образуют воду. Таким же образом комбинация этих восьми элементов образует все, с чем мы сталкиваемся в этом мире. Это первый урок, который Кришна дал в этой главе. В одной из предыдущих шлок мы услышали, как Кришна обратился к Арджуне: «Пожалуйста, услышь Меня! Я хочу тебе что-то поведать». И первое, что Он сказал, это что мир делится на восемь элементов.

#00:27:12#

Пятый текст:

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат
[5]

«О, могущественный Арджуна! Знай, что материальная (или внешняя) природа является низшей, тогда как Моя пограничная энергия, состоящая из индивидуальных душ, — высшая. Эта высшая сознающая энергия эксплуатирует материальный мир, стремясь к чувственному наслаждению, согласно индивидуальным корыстным желаниям, проявляющимся как деятельность ради результатов и ее последствия. Духовный мир исходит из Моей внутренней энергии, а материальный мир — из Моей внешней энергии. Составляющая энергия живых существ именуется пограничной, согласно их равной приспособляемости. Иными словами, они могут выбрать жизнь либо в материальном, либо в духовном мире».

#00:28:53#

Следующее, что говорит Кришна Арджуне: помимо материального мира, который состоит из этих восьми элементов, перечисленных в предыдущей шлоке, существует мир гораздо более высокой природы. Все живые существа, населяющие этот мир, принадлежат к более высокой природе. Здесь мы подходим уже к духовным категориям. Кришна рассказал нам, из чего состоит материальный мир, и сейчас Он начинает говорить о мире более высокой природы.

#00:30:10#

Как нам понять природу этого высшего мира, постичь ее принцип? Во второй главе Бхагавад-гиты Кришна объясняет природу души, атмы. Это можно назвать вступлением в духовную жизнь, когда человек познает истинную природу души. Мне придется вернуться к этой главе, чтобы объяснить принципы. Тогда станет понятно, что говорится в седьмой главе.

#00:31:31#

Мы верим, что душа присутствует в каждом проявлении жизни материального мира. Душой обладают все люди, животные, насекомые, растения (от самой мельчайшей былинки до баобаба). Между формами жизни существуют определенные различия, но все живые существа обладают коренными отличиями от мертвой природы. Мы называем живое духовным, так как жизнь — это атма (душа).

#00:32:59#

Какая разница между живым человеком и мертвым? Если мы подойдем к этому вопросу с точки зрения химии, мы убедимся, что все на месте: и у живого человека, и у трупа материальные элементы, органы, составляющие тела абсолютно одинаковы. Но должна быть какая-то разница. Эта разница состоит в том, что маленькая душа покинула человека, и он превратился в труп. Когда эта душа находит себе пристанище в теле другой жизненной формы, тогда это тело начинает расти и развиваться, согласно законам материального мира. Другими словами, тело, в которое переселяется душа, становится живым. Без души ничто не может жить.

#00:35:02#

Взгляните на обыкновенный камень или этот заброшенный старый дом, состоящий из старых кирпичей. Там нет жизни. Но душа находится в теле, благодаря этому тело претерпевает те или иные изменения, которые продиктованы законами жизни, то есть тело развивается, кроме того, оно обладает способностями думать, чувствовать, желать. Оно растет, образует продукты жизнедеятельности, затем начинает разрушаться, стареть. В конечном итоге тело погибает. Необходимая составляющая жизни любого организма — наличие живой искры, души.

(вторая часть лекции)

Переводчик: Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Бхагавад-гита, 7.1.

[2] Бхагавад-гита, 7.2.

[3] Бхагавад-гита, 7.3.

[4] Бхагавад-гита, 7.4.

[5] Бхагавад-гита, 7.5.

 



←  Беседа после лекции. Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 13 января 2013 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Духовный поиск простого парня». Из материалов, не вошедших в фильм «Тайны Гималаев»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.6 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Урок по Бхагавад-гите
(часть 1)

(3 мая 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Гита была поведана пять тысяч лет назад, а записана в форме книги всего лишь несколько столетий назад. Ее множество раз переводили, каждый по-своему. Если вы заглянете в библиотеку, то увидите множество различных интерпретаций Бхагавад-гиты и комментариев к ней. Если вы возьмете, например, в книжном магазине или в библиотеке с полки две разных Бхагавад-гиты, вы увидите, что они различаются, но в то же время между ними есть нечто схожее.

#00:01:16#

У искателей истины Бхагавад-гита всегда пользовалась успехом и спросом, потому что в ней записано то, что они ищут. Сейчас мы начнем читать ее. Сегодня утром мы остановились на седьмой главе. Если у кого-то из присутствующих будут возникать вопросы в процессе чтения, пожалуйста, задавайте их. Мы будем разрешать неясности, которые возникают. Несмотря на то, что существует множество различных толкований Гиты, через нее проходит определенный поток, который даст нам ту суть Бхагавад-гиты, ради которой она была поведана миру. Мы будем читать шлоки, а потом давать комментарии.

#00:02:43#

ш́рӣ бхагава̄н ува̄ча
майй а̄сакта-мана̄х̣ па̄ртха
йогам̇ йун̃джан мад-а̄ш́райах̣
асам̇ш́айам̇ самаграм̇ ма̄м̇
йатха̄ джа̄сйаси тач чхр̣н̣у[1]

Господь сказал: «О Партха, услышь от Меня, как, отдав свое сердце Мне, Всевышнему, отрешившись от всех устремлений, связанных с деятельностью и знанием, принимая исключительное прибежище во Мне и постепенно достигая общения со Мной, ты, несомненно, станешь способен познать Меня, Мою святую обитель, Мое великолепие и Моих спутников».

#00:04:01#

Главное в этой шлоке — призыв Господа. Он просит Арджуну услышать то, что Он собирается поведать: «Услышь Меня!» В этом призыве Он подразумевает, что это слушание рассеет сомнения, которые нашли место в душе Арджуны. Если мы, например, услышим какую-то информацию от президента Путина о нем самом, то, естественно, мы будем доверять ей гораздо больше, чем информации, которая может прийти к нам от его друзей, от его советников и даже от его жены или детей, потому что все эти люди могут чего-то недосказать или какие-либо вещи интерпретировать неверно. То есть, слушая от человека какую-то информацию о нем самом, мы начинаем доверять ей, мы получаем полное знание о предмете.

#00:06:24#

Поэтому в нашем случае важно услышать истину от Самого Кришны, чтобы узнать Его природу, Его деяния. Как я уже говорил, существует множество различных комментариев Гиты, все они похожи. Тем не менее случается так, что люди получают представления о Кришне далекие от тех, какие дает Бхагавад-гита. Читая различные комментарии к Бхагавад-гите, у людей почему-то создается впечатление, что Кришна рассказывает в ней о какой-то философии, о каком-то направлении мысли, о каком-то взгляде на вещи, но они не понимают, что какие-бы комментарии ни были к Гите, Кришна говорит только об одном: Он говорит о Себе. Поэтому, внимательно читая Бхагавад-гиту, можно получить ясные представления о Нем Самом. Нужно услышать в Гите, что Кришна постоянно говорит «Я», «услышь от Меня». Этим Он постоянно обращает наше внимание на то, что Он описывает Свою природу и деяния.

#00:10:18#

Сейчас перед нами две Гиты (помимо остального множества): «Скрытое сокровище сладчайшего Абсолюта» и «Бхагавад-гита как она есть». Шрила Прабхупада назвал свои комментарии к Гите «Бхагавад-гита как она есть», потому что Гита описывает непосредственно Самого Кришну, то есть Прабхупада показывает ту истину, которую хочет дать миру Сам Кришна. Комментарий Шрилы Шридхара Махараджа называется «Скрытое сокровище сладчайшего Абсолюта». Это название говорит о том, что в этом комментарии содержится тот смысл, который часто остается скрыт от умственного взора обычного читателя. И в чем состоит это скрытое сокровище? В том, что Кришна рассказывает о Самом Себе.

#00:11:35#

джн̃а̄нам̇ те ’хам̇ са-виджн̃а̄нам
идам̇ вакш̣йа̄мй аш́еш̣атах̣
йадж джн̃а̄тва̄ неха бхӯйо
‘нйадж джн̃а̄тавйам аваш́иш̣йате[2]

«Сейчас я раскрою тебе знание о Моем величии и богатстве вместе с изумительным вкусом Моей божественной сладости. Обретя это знание, ты укрепишься на этом прекрасном, радостном и победоносном пути, и для тебя не останется ничего непознанного или недоступного».

В этой шлоке Кришна говорит: «Сейчас Я расскажу тебе о том, что существует духовное и материальное знание».

#00:12:53#

манушйа̄н̣а̄м̇ сахасрешу
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣[3]

«Из бесчисленного количества душ лишь немногие получают человеческое рождение. Из тысяч людей лишь немногие пытаются познать свое «я» и Высшую Душу. А из многих тысяч йогов, которые достигли понимания своей духовной природы и Сверхдуши, лишь немногие обладают подлинным восприятием Меня, Шьямасундара».

#00:14:20#

В этой шлоке Кришна обращает внимание Арджуны: «Пожалуйста, прислушайся к тому, что Я скажу. Многие люди изучают Бхагавад-гиту, многие пытаются получить духовное знание, но лишь немногие постигают ее истинный смысл, поэтому внимательно прислушайся к Моим словам. Смысл откроется тебе, лишь когда ты будешь внимателен».

#00:14:59#

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄
[4]

«Моя материальная энергия этого мира разделена на восемь частей: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго».

#00:16:03#

Все мы учились в школе, нам преподавали предметы, изучающие материальный мир: например, биологи изучают животных, растений; физики изучают законы материального мира; химики — элементы. Все эти науки касаются только материального мира. Приступая к изучению какой-либо науки, мы всегда должны с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. Я вспомнил, как на первом уроке преподаватель химии объяснял, что мир состоит из определенного количества химических элементов. Когда я учился, их было меньше, сейчас еще несколько элементов открыли. Так или иначе, сколько бы их ни было, мир состоит из определенного количества известных и неизвестных науке химических элементов.

#00:19:01#

На первом уроке биологии преподаватель вводит нас в мир растений, животных, минералов. Например, царство животных делится на отряды, роды, классы, виды, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Точно так же в ботанике, которая изучает царство растений. Все это сводится к тому, чтобы дать нам какой-то ключ к пониманию материального мира, рассматривая его в том или ином аспекте. На уроках физики нам объясняют законы, которые управляют материальным миром: например, закон тяготения.

#00:20:56#

Таким же образом Кришна, рассказывая о материальном мире, делит его на восемь составляющих элементов, которые мы перечислили (земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго). То есть можно сказать, что это — кирпичи, которые составляют все многообразие мира материи. Он не говорит «элементы, молекулы», Он называет это «стихии». Первая стихия — земля, следующая — вода, потом идет огонь, затем воздух. Современным ученым недостаточно знаком такой элемент, как эфир, хотя о его существовании знали многие тысячелетия назад. Это важный материальный элемент, но он более тонок и неуловим, чем воздух. Но сейчас уже ученые подходят к признанию такой материальной энергии, как эфир. Воздух гораздо грубее эфира, получить представления об эфире можно, думая о межзвездном пространстве, где нет воздуха.

#00:23:39#

Далее — ум. Мы понимаем, что такое ум, мы верим в ум и оперируем им. Также мы понимаем, что такое разум. Последнее — это ложное эго. Сегодня мы разбирали это понятие, «ложное эго». В современной психологии, психиатрии ложное эго изучали ученые Карл Юнг, Зигмунд Фрейд. Возможно, обычные люди не совсем понимают, что такое ложное эго, но психиатры пришли к пониманию того, что оно существует. Итак, здесь перечислены стихии, которые составляют материальный мир. Я повторяюсь: так видит мир Кришна, так нам его описывает Он. Об этих понятиях, элементах вы никогда не услышите в аудиториях, где преподают физику, химию или биологию.

#00:26:01#

Эти восемь элементов составляют все многообразие материального мира. На уроках химии нам говорили, что две молекулы водорода и одна молекула кислорода, соединяясь, образуют воду. Таким же образом комбинация этих восьми элементов образует все, с чем мы сталкиваемся в этом мире. Это первый урок, который Кришна дал в этой главе. В одной из предыдущих шлок мы услышали, как Кришна обратился к Арджуне: «Пожалуйста, услышь Меня! Я хочу тебе что-то поведать». И первое, что Он сказал, это что мир делится на восемь элементов.

#00:27:12#

Пятый текст:

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат
[5]

«О, могущественный Арджуна! Знай, что материальная (или внешняя) природа является низшей, тогда как Моя пограничная энергия, состоящая из индивидуальных душ, — высшая. Эта высшая сознающая энергия эксплуатирует материальный мир, стремясь к чувственному наслаждению, согласно индивидуальным корыстным желаниям, проявляющимся как деятельность ради результатов и ее последствия. Духовный мир исходит из Моей внутренней энергии, а материальный мир — из Моей внешней энергии. Составляющая энергия живых существ именуется пограничной, согласно их равной приспособляемости. Иными словами, они могут выбрать жизнь либо в материальном, либо в духовном мире».

#00:28:53#

Следующее, что говорит Кришна Арджуне: помимо материального мира, который состоит из этих восьми элементов, перечисленных в предыдущей шлоке, существует мир гораздо более высокой природы. Все живые существа, населяющие этот мир, принадлежат к более высокой природе. Здесь мы подходим уже к духовным категориям. Кришна рассказал нам, из чего состоит материальный мир, и сейчас Он начинает говорить о мире более высокой природы.

#00:30:10#

Как нам понять природу этого высшего мира, постичь ее принцип? Во второй главе Бхагавад-гиты Кришна объясняет природу души, атмы. Это можно назвать вступлением в духовную жизнь, когда человек познает истинную природу души. Мне придется вернуться к этой главе, чтобы объяснить принципы. Тогда станет понятно, что говорится в седьмой главе.

#00:31:31#

Мы верим, что душа присутствует в каждом проявлении жизни материального мира. Душой обладают все люди, животные, насекомые, растения (от самой мельчайшей былинки до баобаба). Между формами жизни существуют определенные различия, но все живые существа обладают коренными отличиями от мертвой природы. Мы называем живое духовным, так как жизнь — это атма (душа).

#00:32:59#

Какая разница между живым человеком и мертвым? Если мы подойдем к этому вопросу с точки зрения химии, мы убедимся, что все на месте: и у живого человека, и у трупа материальные элементы, органы, составляющие тела абсолютно одинаковы. Но должна быть какая-то разница. Эта разница состоит в том, что маленькая душа покинула человека, и он превратился в труп. Когда эта душа находит себе пристанище в теле другой жизненной формы, тогда это тело начинает расти и развиваться, согласно законам материального мира. Другими словами, тело, в которое переселяется душа, становится живым. Без души ничто не может жить.

#00:35:02#

Взгляните на обыкновенный камень или этот заброшенный старый дом, состоящий из старых кирпичей. Там нет жизни. Но душа находится в теле, благодаря этому тело претерпевает те или иные изменения, которые продиктованы законами жизни, то есть тело развивается, кроме того, оно обладает способностями думать, чувствовать, желать. Оно растет, образует продукты жизнедеятельности, затем начинает разрушаться, стареть. В конечном итоге тело погибает. Необходимая составляющая жизни любого организма — наличие живой искры, души.

(вторая часть лекции)

Переводчик: Рагалекха Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Бхагавад-гита, 7.1.

[2] Бхагавад-гита, 7.2.

[3] Бхагавад-гита, 7.3.

[4] Бхагавад-гита, 7.4.

[5] Бхагавад-гита, 7.5.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования