«Процесс духовного прогресса». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1997 год. Москва



скачать (формат MP3, 13.79M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Процесс духовного прогресса

(1997 год, Москва)

 

Вопрос: Махарадж, дайте определение сахаджии, и что нужно делать, чтобы избегать этого в своей практике?

Шрила Говинда Махарадж: Сахаджиизм означает «имитация». Когда некто имитирует что-то, что в действительности не присутствует в нем, чего нет в нем, то такая личность именуется сахаджией. Имитация, подражательство — это сахаджиизм. Тот, кто не обрел на самом деле положения и качества подлинного высшего преданного, но пытается имитировать, демонстрировать эти качества, не имея их в себе, это и есть сахаджия — подражательство.

#00:02:16#

Это можно объяснить на таком примере. Например, кто-то из наших родных, близких умирает, и, конечно, мы плачем, льем слезы. Мы испытываем огромное горе, и это естественно. Но когда этого в действительности не происходит, а мы ведем себя так, словно мы горюем и так далее, как бы показываем это окружающим, то подобное проявление и есть сахаджия. Поэтому до тех пор, пока мы не достигли стадии ручиручи означает подлинное влечение к сознанию Кришны; это можно описать, как любовь, привязанность, нежность, то есть некие подлинные чувства к Кришне, которые мы испытываем), нам не следует думать, что все те переживания, эмоции, которые возникают в нашем сердце, это и есть кришна-према. Это называется сахаджия.

#00:06:20#

Муралишвар Прабху: Джаганнатх Валлабха попросил рассказать Гуру Махараджа о стадиях духовной жизни, поскольку многие наши преданные пытаются практиковать сознание Кришны, но при этом не имеют представления о таких фундаментальных, базовых вещах, как знание стадий постепенного духовного прогресса.

#00:08:19#

Шрила Говинда Махарадж: Первой стадией является шраддха, то есть вера. Когда вера окрепнет, начнется поиск, то есть стремление узнать, где находится то, к чему я стремлюсь. Шраддха означает веру: то, что я ищу, действительно существует. Вы все пришли сюда, поскольку верите, что Кришна существует, существует духовный мир. Поэтому первая ступень — это вера в то, что все это действительно существует, что это реальность. Затем начинается поиск этой реальности. Где это? Как мне это найти? И этот поиск именуется садху-санга.

#00:10:00#

Садху-санга означает, во-первых, стремление обрести общество такой личности, которой известна эта цель, куда мы стремимся, в существование чего мы верим. Затем мы должны стараться узнать, каковы признаки такой личности. Первейшие признаки этой личности — это что такой человек делает. Найдя такого человека, мы должны двигаться в соответствии с его наставлениями, с его указаниями, под его руководством — садху-санга. Тот, кто сам обладает сознанием Кришны, этой реализацией, та личность, общество которой вдохновляет меня идти по этому пути, является садху. К общению с ним следует стремиться. Под его руководством мы совершаем служение. Наша жизнь в преданности, наши практические действия под руководством садху именуются бхаджана-крией. Существует девять видов деятельности в преданности:

#00:11:36#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇
сакхйам а̄тма-ниведанам[1]

Это означает следующее: когда мы видим, что садху делает что-то, то мы должны стараться жить этой жизнью в преданности под руководством садху. Эта деятельность девяти видов включает в себя слушание о Кришне, прославление Его, служение Ему, служение преданным, памятование о Кришне и так далее. Все эти различные виды деятельности служения вместе являются бхаджана-крией. Практикуя, живя этой жизнью в преданности, совершая все эти действия, постепенно я почувствую, как все нежелательное, препятствующее [духовному росту] уходит из моего ума. Я должен отказываться от всего нежелательного, от того, что препятствует мне, моей жизни в преданности. Это называется анартха-нивритти.

#00:14:20#

Постепенно в сердце рождаются такие чувства, как влечение, любовь и нежность к Кришне. Мы будем чувствовать присутствие Кришны в своем сердце, присутствие Кришны повсюду, и это пребывание Кришны повсюду доставит нам огромную радость. Эта стадия, когда любовь и нежность к Кришне является причиной того, что душа начинает видеть Кришну повсюду, называется ручи.

По мере возрастания ручи во мне будет увеличиваться непоколебимая преданность в служении Кришне. Эта стадия зовется ништхой. Затем во мне начнет появляться кришна-према, и я смогу вступить в мир игр Кришны, различных видов взаимоотношений с Ним. Это произойдет на определенной стадии, на более тонком уровне.

#00:17:02#

Киртанам и шраванам, то есть слушание о славе Кришны и прославление Кришны, будут исполнены для меня еще большей славы, чем ранее, — когда душа достигает этого состояния, внутренне она живет, погруженная в игры Кришны. Когда есть преданность, исключительное служение Кришне, то все, что бы я ни делал, любая моя деятельность, которую я совершаю, все это будет направлено на служение Кришне.

Для того, чтобы достичь этого положения, необходимо общение с садху и сева, служение. После этого придет бхава, маха-бхава. Когда душа, достигшая этого уровня, оставляет тело, она вступает в вечные игры Кришны. Это тот мир, где присутствует красота, любовь, очарование. Я должен стремиться вступить в тот мир. Таков процесс духовного прогресса.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Васудев Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас




1  Ш́рӣ-прахра̄да ува̄ча, ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау, бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄, тан манйе ’дхӣтам уттамам — Махарадж Прахлада сказал: «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).




←  «Кришна: имя, игры, личность, темперамент». Сахадев Прабху. Лекция по архивам Шридхара Махараджа 18 ноября 2018 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Встреча со Шрилой Б. Б. Авадхутом Махараджем в Москве 6-7 ноября 2018 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Процесс духовного прогресса

(1997 год, Москва)

 

Вопрос: Махарадж, дайте определение сахаджии, и что нужно делать, чтобы избегать этого в своей практике?

Шрила Говинда Махарадж: Сахаджиизм означает «имитация». Когда некто имитирует что-то, что в действительности не присутствует в нем, чего нет в нем, то такая личность именуется сахаджией. Имитация, подражательство — это сахаджиизм. Тот, кто не обрел на самом деле положения и качества подлинного высшего преданного, но пытается имитировать, демонстрировать эти качества, не имея их в себе, это и есть сахаджия — подражательство.

#00:02:16#

Это можно объяснить на таком примере. Например, кто-то из наших родных, близких умирает, и, конечно, мы плачем, льем слезы. Мы испытываем огромное горе, и это естественно. Но когда этого в действительности не происходит, а мы ведем себя так, словно мы горюем и так далее, как бы показываем это окружающим, то подобное проявление и есть сахаджия. Поэтому до тех пор, пока мы не достигли стадии ручиручи означает подлинное влечение к сознанию Кришны; это можно описать, как любовь, привязанность, нежность, то есть некие подлинные чувства к Кришне, которые мы испытываем), нам не следует думать, что все те переживания, эмоции, которые возникают в нашем сердце, это и есть кришна-према. Это называется сахаджия.

#00:06:20#

Муралишвар Прабху: Джаганнатх Валлабха попросил рассказать Гуру Махараджа о стадиях духовной жизни, поскольку многие наши преданные пытаются практиковать сознание Кришны, но при этом не имеют представления о таких фундаментальных, базовых вещах, как знание стадий постепенного духовного прогресса.

#00:08:19#

Шрила Говинда Махарадж: Первой стадией является шраддха, то есть вера. Когда вера окрепнет, начнется поиск, то есть стремление узнать, где находится то, к чему я стремлюсь. Шраддха означает веру: то, что я ищу, действительно существует. Вы все пришли сюда, поскольку верите, что Кришна существует, существует духовный мир. Поэтому первая ступень — это вера в то, что все это действительно существует, что это реальность. Затем начинается поиск этой реальности. Где это? Как мне это найти? И этот поиск именуется садху-санга.

#00:10:00#

Садху-санга означает, во-первых, стремление обрести общество такой личности, которой известна эта цель, куда мы стремимся, в существование чего мы верим. Затем мы должны стараться узнать, каковы признаки такой личности. Первейшие признаки этой личности — это что такой человек делает. Найдя такого человека, мы должны двигаться в соответствии с его наставлениями, с его указаниями, под его руководством — садху-санга. Тот, кто сам обладает сознанием Кришны, этой реализацией, та личность, общество которой вдохновляет меня идти по этому пути, является садху. К общению с ним следует стремиться. Под его руководством мы совершаем служение. Наша жизнь в преданности, наши практические действия под руководством садху именуются бхаджана-крией. Существует девять видов деятельности в преданности:

#00:11:36#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇
сакхйам а̄тма-ниведанам[1]

Это означает следующее: когда мы видим, что садху делает что-то, то мы должны стараться жить этой жизнью в преданности под руководством садху. Эта деятельность девяти видов включает в себя слушание о Кришне, прославление Его, служение Ему, служение преданным, памятование о Кришне и так далее. Все эти различные виды деятельности служения вместе являются бхаджана-крией. Практикуя, живя этой жизнью в преданности, совершая все эти действия, постепенно я почувствую, как все нежелательное, препятствующее [духовному росту] уходит из моего ума. Я должен отказываться от всего нежелательного, от того, что препятствует мне, моей жизни в преданности. Это называется анартха-нивритти.

#00:14:20#

Постепенно в сердце рождаются такие чувства, как влечение, любовь и нежность к Кришне. Мы будем чувствовать присутствие Кришны в своем сердце, присутствие Кришны повсюду, и это пребывание Кришны повсюду доставит нам огромную радость. Эта стадия, когда любовь и нежность к Кришне является причиной того, что душа начинает видеть Кришну повсюду, называется ручи.

По мере возрастания ручи во мне будет увеличиваться непоколебимая преданность в служении Кришне. Эта стадия зовется ништхой. Затем во мне начнет появляться кришна-према, и я смогу вступить в мир игр Кришны, различных видов взаимоотношений с Ним. Это произойдет на определенной стадии, на более тонком уровне.

#00:17:02#

Киртанам и шраванам, то есть слушание о славе Кришны и прославление Кришны, будут исполнены для меня еще большей славы, чем ранее, — когда душа достигает этого состояния, внутренне она живет, погруженная в игры Кришны. Когда есть преданность, исключительное служение Кришне, то все, что бы я ни делал, любая моя деятельность, которую я совершаю, все это будет направлено на служение Кришне.

Для того, чтобы достичь этого положения, необходимо общение с садху и сева, служение. После этого придет бхава, маха-бхава. Когда душа, достигшая этого уровня, оставляет тело, она вступает в вечные игры Кришны. Это тот мир, где присутствует красота, любовь, очарование. Я должен стремиться вступить в тот мир. Таков процесс духовного прогресса.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Васудев Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас




[1] Ш́рӣ-прахра̄да ува̄ча, ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау, бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄, тан манйе ’дхӣтам уттамам — Махарадж Прахлада сказал: «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования