«Посвящение в маха-мантру». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 января 2013 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 24.44M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Посвящение в маха-мантру

(7 января 2013 года. Москва, Кисельный)

 

брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

Махапрабху говорит в Своих наставлениях Шриле Рупе Госвами, что мы странствуем по всей этой вселенной из конца в конец. Это означает: из одной формы жизни в другую, с одной планеты на другую, из одного положения в другое. Но чего же мы ищем во всех этих странствиях?

#00:01:04#

Гуру Махарадж называет этот мир миром эксплуатации. Мы можем представить себе три понятия: мир эксплуатации, мир отрешения и мир преданности. Мы странствуем по этому миру, думая, что благодаря эксплуатации мы обретем счастье, исполнение желаний. Брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва. Но при этом некоторые удачливые души во всех их странствиях соприкасаются, находят наконец посланника Кришны — Гуру. Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа. По милости Кришны мы получаем возможность соприкоснуться с Гуру, а по милости Гуру мы обретаем это семя преданности Кришне [бхакти-лата̄-бӣджа].

#00:02:28#

Шрила Гуру Махарадж написал в пранама-мантре Шрилы Говинды Махараджа, что он дает семя кришна-премы (кр̣ш̣н̣а-према хи бӣджa-прадам)[2]. То есть это приходит к нам не в полностью развитой форме. Поэтому мы можем не увидеть всего в этом семени. Мы можем смотреть на семечки и не знать, что это семя мангового дерева или дерева баньян. Хотя само дерево очень огромно, но само семя баньянового дерева очень маленькое. В семени не видно цветов или плодов, которые будут [проявлены позже]. Но все это сжато в семени, все это заключено в нем. Поэтому что важно для нас, так это получить семя Кришна-концепции, позволить этому семени Кришна-концепции быть посаженным в «почву» нашего сердца.

#00:03:44#

…ш́раван̣а̄ди-ш́уддха-читте ка…[3]

…ш́раван̣а̄ди-джале…[4]

И потом, слушая о Кришне, рассказывая о Нем, через это [эти процессы] мы поливаем семя преданности Кришне, что живет в нашем сердце. Тогда оно начинает расти и развиваться.

#00:04:23#

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣тха̄ ручис татах̣[5]

атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати…[6]

Шрила Рупа Госвами описывает шаг за шагом последовательные ступени духовной эволюции.

#00:04:56#

А Шрила Гуру Махарадж объясняет, что все начинается со шраддхи — веры. Это означает поверить в перспективу сознания Кришны, в то, что в этом есть потенциал. Сейчас мы сполна не можем даже представить себе, сполна понять, каков наш потенциал, каковы наши будущие перспективы.

#00:05:28#

‘ш́раддха̄’-ш́абде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа[7]

Но Кавирадж Госвами пишет, что вера означает убежденность в этой перспективе, что это возможно, что если я просто посвящу себя исключительно чему-то одному, то я достигну всего остального через это. У нас могут быть тысячи вопросов и сомнений, но сказано, что вера означает допускать эту возможность, что да, это возможно, что можно обрести связь с этим через преданных. А чтобы помочь нам понять, как это возможно, он приводит пример.

#00:06:39#

Когда вы поливаете дерево, вы льете воду только на корень дерева. Но благодаря этому питание получает и ствол, и ветви, и листья. Вы льете воду в одно место, но питание получает все дерево. И так же мы пытаемся посвятить себя служению Кришне под руководством Гуру, будучи убеждены, что одним этим поступком мы достигнем всего.

#00:07:20#

йасмин виджн̃а̄те… виджн̃а̄там̇… эва виджн̃а̄там̇ бхавати…[8]

Шрила Гуру Махарадж цитирует Упанишады, где сказано: «Стремитесь познать то одно, познав что, познаете все. Стремитесь обрести то одно, обретя что, вы обретете все. Пытайтесь удовлетворить того, удовлетворив которого, вы удовлетворите всех».

#00:08:08#

Итак, сказано, что бхагьяван дживы, удачливые души, после странствия по этому миру из конца в конец обретают бхакти-лата-биджу — семя лианы преданности. Шрила Сарасвати Тхакур однажды привел военный пример, помогая понять нам это. Он сказал: «[Это] как десантники, которые высаживаются на берег... Эти солдаты высаживаются на берег и устанавливают там свой флаг и начинают военные действия. Так же и нам необходимо позволить Кришна-концепции прийти в наше сердце, пригласить ее, позволить ей прийти туда, чтобы по милости преданных Кришны флаг Кришны-концепции был воздвигнут в нашем сердце. Но потом начинается битва, когда эти солдаты стараются захватить больше и больше территории, передвигая флаг».

#00:09:37#

И так же Кришна скажет: «Это сердце принадлежит Мне и только Мне, больше никому. Поэтому все остальные желания, надежды, чаяния, которые также властвуют над этим сердцем, — вам всем придется уйти, отойти, отступить передо Мной». И мало-помалу Кришна-концепция захватывает все больше и больше [пространства] нашего сердца, пока наконец не захватывает его целиком.

#00:10:17#

Шрила Гуру Махарадж, посмеиваясь, иногда говорил: «Нам очень повезло, что Кришна — вор, потому что вора даже звать не надо». Никто же не говорит: «Меня не будет в квартире в эту пятницу с 7 до 10 вечера, поэтому можете прийти и украсть». Вор придет в свое собственное время.

#00:10:53#

А еще Кришну называют тем, кто похищает сердце (читта-хари бханкши-дхари (?)). Поэтому так или иначе нужно позволить Кришна-концепции войти в сердце и захватить это сердце, сделав его своим.

#00:11:18#

Можно сказать, что слушание концепции Шрилы Гуру Махараджа пленило сердце Шрилы Гурудева и всех нас [их учеников и последователей]. Шрила Гурудев говорил: «Одного слова Шрилы Гуру Махараджа достаточно, чтобы сделать нас его рабами навек». И иногда он добавлял: «Счастливыми, пляшущими рабами». Кто-то говорит: «Ну, рабство — это анафема для гуманиста, это унизительно для человека». Говорили, что Гаудия Матх ратует за унижение человеческого достоинства, проповедуя божественное рабство.

#00:12:15#

Но Шрила Гуру Махарадж объясняет, что Сарасвати Тхакур отвечал на такие обвинения таким образом: «Напротив, Гаудия Матх ратует за подлинное достоинство человеческого расы. Сколь высоко, благородно это положение — вечный слуга Кришны».

#00:12:46#

Вера приводит человека к садху-санге — к общению с настоящими посланниками, которые говорят, что на самом деле духовно, глубоко. Но среди этих преданных мы обнаруживаем кого-то, чье представление этих идей кажется нам особенно глубоким и притягательным, и в нем мы обнаруживаем Гуру и предаемся ему. Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: «Инициация — значит принять руководство более высокого вайшнава».

#00:13:40#

Далее: бхаджана-крия, нас просят заняться определенными видами духовной практики. Затем анартха-нивритти — нежелательные элементы, которые присутствуют в нас, начинают ослабевать и исчезать. Затем ништха — это означает вера, которая глубоко укоренилась. То, что поначалу было поверхностным принятием, теперь уже пустило более глубокие корни и теперь в состоянии выстоять перед натиском всей [материальной] природы.

#00:14:35#

Затем ручи — вкус, настоящий духовный вкус. Затем привязанность [рати], а затем бхава, что означает выражение духовной эмоции, живущей в самом сердце. Это не сантименты, это что-то настоящее, подлинное. И на этом этапе то, что было семенем преданности, уже распустилось как цветок. И этот цветок преданности источает особый аромат, который притягивает даже Кришну.

#00:15:27#

И наконец этот цветок порождает плод, плод кришна-премы, любви к Кришне. Вы все очень удачливы, что обрели связь с лотосоподобными стопами Шрилы Гурудева, Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады. Шрила Гуру Махарадж говорил нам: «Погрузитесь глубоко в реальность». И наше соприкосновение с ними [этими учителями] неминуемо приведет нас более к глубокой связи с сознанием Кришны.

#00:16:13#

Но касательно Святого Имени нам дают также несколько предостережений. Их называют десятью оскорблениями [Святого Имени Кришны]. И первое их них: сатам нинда — оскорблять преданных, то есть тех, кто посвятил свою жизнь исключительно следованию сознанию Кришны и милостиво передает это сознание Кришны другим. Кришну называют бхакта-ватсала, что означает, что Он любит Своих преданных.

#00:17:00#

Прабхупада, Шрила Гурудев, Шрила Гуру Махарадж цитировали эту пословицу: «Любишь меня, люби и мою собаку». Таково свидетельство твоей любви к хозяину собаки — то, что ты по-настоящему любишь не только его, но и его собаку. Мы не считаем себя преданными. Но мы считаем, что нам очень повезло, что нас окружают преданные. И в каждом из этих преданных мы можем увидеть что-то, что поможет нам улучшить свое положение на пути преданности.

#00:17:49#

Затем нам объясняют, как правильно относиться к богам, богиням. Не следует их оскорблять. Но и не нужно думать, что эти боги и богини [находятся] наравне с Кришной. Они «розничные продавцы», Кришна — «оптовик». Что бы у них ни было, они это получили от Кришны. Но также следует и уважать их в том смысле, что мы понимаем, что они получили столь возвышенное положение не случайно. Но все-таки мы помним, что Кришна — это Бхагаван Сваям, изначальная верховная личность Бога. Высшая абсолютная истина — это Радха и Говинда.

#00:18:51#

Далее гурор авагья: непочтение к Гуру. Ведь на самом деле Гуру — это сам Кришна, который приходит к нам через определенного посредника, для того чтобы ответить нам [на наш духовный зов], раскрыться перед нами лично. И если мы позволим своим объективным рассмотрением, объективному аспекту личности затмить субъективный, подлинный аспект личности Гуру, то это будет причиной лишь нашей неудачи.

#00:19:39#

Наконец, есть писания, истина откровения, божественное откровение, нисходящее в этот мир. Это послание пассивным образом представляет себя как книга или [как информация] на цифровых носителях, или в какой-либо еще форме. Но на самом деле это субстанция, обладающая духовным сознанием. Поэтому мы будем поклоняться писаниям и словам писаний, поскольку здесь мы имеем дело с безграничным, то и дело мы будем слышать какие-либо необычайные утверждения. Нам не следует думать, что подобные слова писаний — это выдумка, преувеличение, гипербола, фантазия. Ведь ситуация такова, что мы ограничены, приглашаем Безграничного, чтобы Он раскрылся перед нами. Мы должны быть готовы к этому переполняющему [нас] потоку.

#00:21:11#

Далее нас предостерегают: не пытайтесь интерпретировать Святое Имя, пытаясь устроить Ему допрос, обращаясь к словарям или интернету, пытаясь рассечь, докопаться до главного смысла Святого Имени.

#00:21:39#

Кришна живой, Он настоящий, и поэтому Он сам раскроется перед вами так, как желает. Преданные не давят на Кришну. Они счастливы оставаться теми, кто стремится стать слугами Его слуг.

#00:22:20#

И еще о повторении Святого Имени Шри Кришны, Харе Кришна маха-мантры, мы слышим, что лишь одного повторения этого Имени достаточно, чтобы избавить человека от последствия большего числа грехов, чем он когда-либо был в силах совершить. И это лишь побочный эффект [повторения Святого Имени], это не главное. И мы могли бы тогда заключить: «О, как здорово! Значит получается, что я могу грешить как угодно, а потом повторить: „Харе Кришна! Харе Кришна!“ и стану чист». Главное в духовной жизни — это искренность нашего стремления. Но размышления такого рода означали бы нашу неискренность.

#00:23:13#

…на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати[9]

Шрила Гуру Махарадж говорит так: «Если ты искренен, то ты обязательно победишь». Можно обсуждать тысячу деталей, но если ты искренен, ты обязательно будешь успешен. В нас сильна склонность к самообману. Поэтому мы сами себе враги. Но, как говорит Гита, мы можем быть и другом себе[10], отказавшись от своей свободы, передав право решать в нашей жизни в руки садху, Гуру, вайшнавов.

#00:24:09#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Если я себя не обману, то никто не обманет меня». Но у нас сильна склонность к самообману. Вот почему мы в этом мире. Поэтому мы должны быть осторожны в этом плане.

#00:24:30#

…на̄ма-сан̇кӣртана — калау парама упа̄йа[11]

Сейчас в Кали-югу нама-санкиртана даст нам больше всего, ничто не сравнится с нама-санкиртаной.

#00:24:48#

И каково минимальное требование? Вера. Пускай лишь в форме семени, но вера! Со временем это постепенно разовьется и полностью проявит себя, и превратится в полноразвитую Кришна-концепцию.

#00:25:30#

Шрила Гуру Махарадж, наконец, приводит еще один пример. Представьте себе, что [есть на воде] лодка, в которой сидят люди, и они гребут изо всех сил всю ночь. И вот восходит солнце, и они видят, что лодка не сдвинулась ни на метр. Почему? Потому что они забыли отвязать свою лодку от причала.

#00:25:57#

Итак, мы сейчас приглашаем Кришну, приглашаем Его, чтобы Он пришел к нам и отвел нас в наш родной дом. Ведь Он ведет нас не на чужбину. Но при этом мы держимся за что-то здесь, не позволяя Кришне увести нас.

#00:26:13#

Поэтому, как Гурудев говорит, мы принимаем вас как искренних искателей. Это указание Шрилы Гуру Махараджа, чтобы мы давали харинам искренним искателям. У вас впереди очень яркие перспективы в сознании Кришны.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Алакананда Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

2  Гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

3  Нитйа-сиддха кр̣ш̣н̣а-према ‘са̄дхйа’ кабху найа / ш́раван̣а̄ди-ш́уддха-читте карайе удайа — «Чистая любовь к Кришне вечно пребывает в сердцах живых существ. Она не есть что-то, что можно обрести из иного источника. Эта любовь естественным образом пробуждается, когда сердце очищено слушанием и воспеванием» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.107).

4  Ма̄лӣ хан̃а̄ каре сеи бӣджа а̄ропан̣а / ш́раван̣а-кӣртана-джале карайе сечана — «Обретя семя служения в преданности, необходимо заботиться о нем. Для этого нужно стать садовником и посадить это семя в своем сердце. Если регулярно орошать семя водой шраваны и киртаны [слушания и повторения], то оно прорастет» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.152).

5  «У истоков стоит вера. Затем приходит искреннее стремление общаться с беспримесным преданным. После этого человек принимает посвящение от Шри Гуру и под его руководством следует всем предписаниям. Так он освобождается от нежелательных привычек и утверждается в практике служения в преданности. Потом развивается вкус к бхакти и духовное влечение» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

6  Атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати / са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣ — «Такова садхана-бхакти, путь следования духу служения в преданности, сообразно с духовными предписаниями. Постепенно духовные чувства пробуждаются, набирают силу, и, в конце концов, чистая любовь являет себя в сердце преданного. Таково постепенное развитие божественной любви в жаждущем Кришна-сознания практикующем» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.16).

7  «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное служение Кришне в преданности уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

8  Йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам виджн̃а̄там бхавати / йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати — «Познав То [сферу духовного], познаешь все; достигнув Того [Всевышнего], достигаешь всего» («Мундака-упанишад», 1.3).

9  Ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча: па̄ртха наивеха на̄мутра, вина̄ш́ас тасйа видйате / на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати — Господь сказал: «Партха! Не достигший совершенства йог ничего не теряет ни в материальном, ни в духовном мире. Того, кто искренен в поиске Истины, никогда не постигнет злой удел» (Бхагавад-гита, 6.40).

10  Уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет / а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣ — «С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть как другом обусловленной души, так и ее врагом» (Бхагавад-гита, 6.5).

11  Харш̣е прабху кахена, — «ш́уна сварӯпа-ра̄ма-ра̄йа / на̄ма-сан̇кӣртана — калау парама упа̄йа» — «Охваченный великой радостью Шри Чайтанья Махапрабху сказал: „Мои дорогие Сварупа Дамодар и Рамананда Рай, знайте же, что повторение святых имен является самым действенным путем к освобождению в этот век Кали“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.8).




←  «Как вылечить материальное безумие?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Инициация». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 января 2013 года. Москва, Кисельный →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Посвящение в маха-мантру

(7 января 2013 года. Москва, Кисельный)

 

брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

Махапрабху говорит в Своих наставлениях Шриле Рупе Госвами, что мы странствуем по всей этой вселенной из конца в конец. Это означает: из одной формы жизни в другую, с одной планеты на другую, из одного положения в другое. Но чего же мы ищем во всех этих странствиях?

#00:01:04#

Гуру Махарадж называет этот мир миром эксплуатации. Мы можем представить себе три понятия: мир эксплуатации, мир отрешения и мир преданности. Мы странствуем по этому миру, думая, что благодаря эксплуатации мы обретем счастье, исполнение желаний. Брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва. Но при этом некоторые удачливые души во всех их странствиях соприкасаются, находят наконец посланника Кришны — Гуру. Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа. По милости Кришны мы получаем возможность соприкоснуться с Гуру, а по милости Гуру мы обретаем это семя преданности Кришне [бхакти-лата̄-бӣджа].

#00:02:28#

Шрила Гуру Махарадж написал в пранама-мантре Шрилы Говинды Махараджа, что он дает семя кришна-премы (кр̣ш̣н̣а-према хи бӣджa-прадам)[2]. То есть это приходит к нам не в полностью развитой форме. Поэтому мы можем не увидеть всего в этом семени. Мы можем смотреть на семечки и не знать, что это семя мангового дерева или дерева баньян. Хотя само дерево очень огромно, но само семя баньянового дерева очень маленькое. В семени не видно цветов или плодов, которые будут [проявлены позже]. Но все это сжато в семени, все это заключено в нем. Поэтому что важно для нас, так это получить семя Кришна-концепции, позволить этому семени Кришна-концепции быть посаженным в «почву» нашего сердца.

#00:03:44#

…ш́раван̣а̄ди-ш́уддха-читте ка…[3]

…ш́раван̣а̄ди-джале…[4]

И потом, слушая о Кришне, рассказывая о Нем, через это [эти процессы] мы поливаем семя преданности Кришне, что живет в нашем сердце. Тогда оно начинает расти и развиваться.

#00:04:23#

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣тха̄ ручис татах̣[5]

атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати…[6]

Шрила Рупа Госвами описывает шаг за шагом последовательные ступени духовной эволюции.

#00:04:56#

А Шрила Гуру Махарадж объясняет, что все начинается со шраддхи — веры. Это означает поверить в перспективу сознания Кришны, в то, что в этом есть потенциал. Сейчас мы сполна не можем даже представить себе, сполна понять, каков наш потенциал, каковы наши будущие перспективы.

#00:05:28#

‘ш́раддха̄’-ш́абде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа[7]

Но Кавирадж Госвами пишет, что вера означает убежденность в этой перспективе, что это возможно, что если я просто посвящу себя исключительно чему-то одному, то я достигну всего остального через это. У нас могут быть тысячи вопросов и сомнений, но сказано, что вера означает допускать эту возможность, что да, это возможно, что можно обрести связь с этим через преданных. А чтобы помочь нам понять, как это возможно, он приводит пример.

#00:06:39#

Когда вы поливаете дерево, вы льете воду только на корень дерева. Но благодаря этому питание получает и ствол, и ветви, и листья. Вы льете воду в одно место, но питание получает все дерево. И так же мы пытаемся посвятить себя служению Кришне под руководством Гуру, будучи убеждены, что одним этим поступком мы достигнем всего.

#00:07:20#

йасмин виджн̃а̄те… виджн̃а̄там̇… эва виджн̃а̄там̇ бхавати…[8]

Шрила Гуру Махарадж цитирует Упанишады, где сказано: «Стремитесь познать то одно, познав что, познаете все. Стремитесь обрести то одно, обретя что, вы обретете все. Пытайтесь удовлетворить того, удовлетворив которого, вы удовлетворите всех».

#00:08:08#

Итак, сказано, что бхагьяван дживы, удачливые души, после странствия по этому миру из конца в конец обретают бхакти-лата-биджу — семя лианы преданности. Шрила Сарасвати Тхакур однажды привел военный пример, помогая понять нам это. Он сказал: «[Это] как десантники, которые высаживаются на берег... Эти солдаты высаживаются на берег и устанавливают там свой флаг и начинают военные действия. Так же и нам необходимо позволить Кришна-концепции прийти в наше сердце, пригласить ее, позволить ей прийти туда, чтобы по милости преданных Кришны флаг Кришны-концепции был воздвигнут в нашем сердце. Но потом начинается битва, когда эти солдаты стараются захватить больше и больше территории, передвигая флаг».

#00:09:37#

И так же Кришна скажет: «Это сердце принадлежит Мне и только Мне, больше никому. Поэтому все остальные желания, надежды, чаяния, которые также властвуют над этим сердцем, — вам всем придется уйти, отойти, отступить передо Мной». И мало-помалу Кришна-концепция захватывает все больше и больше [пространства] нашего сердца, пока наконец не захватывает его целиком.

#00:10:17#

Шрила Гуру Махарадж, посмеиваясь, иногда говорил: «Нам очень повезло, что Кришна — вор, потому что вора даже звать не надо». Никто же не говорит: «Меня не будет в квартире в эту пятницу с 7 до 10 вечера, поэтому можете прийти и украсть». Вор придет в свое собственное время.

#00:10:53#

А еще Кришну называют тем, кто похищает сердце (читта-хари бханкши-дхари (?)). Поэтому так или иначе нужно позволить Кришна-концепции войти в сердце и захватить это сердце, сделав его своим.

#00:11:18#

Можно сказать, что слушание концепции Шрилы Гуру Махараджа пленило сердце Шрилы Гурудева и всех нас [их учеников и последователей]. Шрила Гурудев говорил: «Одного слова Шрилы Гуру Махараджа достаточно, чтобы сделать нас его рабами навек». И иногда он добавлял: «Счастливыми, пляшущими рабами». Кто-то говорит: «Ну, рабство — это анафема для гуманиста, это унизительно для человека». Говорили, что Гаудия Матх ратует за унижение человеческого достоинства, проповедуя божественное рабство.

#00:12:15#

Но Шрила Гуру Махарадж объясняет, что Сарасвати Тхакур отвечал на такие обвинения таким образом: «Напротив, Гаудия Матх ратует за подлинное достоинство человеческого расы. Сколь высоко, благородно это положение — вечный слуга Кришны».

#00:12:46#

Вера приводит человека к садху-санге — к общению с настоящими посланниками, которые говорят, что на самом деле духовно, глубоко. Но среди этих преданных мы обнаруживаем кого-то, чье представление этих идей кажется нам особенно глубоким и притягательным, и в нем мы обнаруживаем Гуру и предаемся ему. Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: «Инициация — значит принять руководство более высокого вайшнава».

#00:13:40#

Далее: бхаджана-крия, нас просят заняться определенными видами духовной практики. Затем анартха-нивритти — нежелательные элементы, которые присутствуют в нас, начинают ослабевать и исчезать. Затем ништха — это означает вера, которая глубоко укоренилась. То, что поначалу было поверхностным принятием, теперь уже пустило более глубокие корни и теперь в состоянии выстоять перед натиском всей [материальной] природы.

#00:14:35#

Затем ручи — вкус, настоящий духовный вкус. Затем привязанность [рати], а затем бхава, что означает выражение духовной эмоции, живущей в самом сердце. Это не сантименты, это что-то настоящее, подлинное. И на этом этапе то, что было семенем преданности, уже распустилось как цветок. И этот цветок преданности источает особый аромат, который притягивает даже Кришну.

#00:15:27#

И наконец этот цветок порождает плод, плод кришна-премы, любви к Кришне. Вы все очень удачливы, что обрели связь с лотосоподобными стопами Шрилы Гурудева, Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады. Шрила Гуру Махарадж говорил нам: «Погрузитесь глубоко в реальность». И наше соприкосновение с ними [этими учителями] неминуемо приведет нас более к глубокой связи с сознанием Кришны.

#00:16:13#

Но касательно Святого Имени нам дают также несколько предостережений. Их называют десятью оскорблениями [Святого Имени Кришны]. И первое их них: сатам нинда — оскорблять преданных, то есть тех, кто посвятил свою жизнь исключительно следованию сознанию Кришны и милостиво передает это сознание Кришны другим. Кришну называют бхакта-ватсала, что означает, что Он любит Своих преданных.

#00:17:00#

Прабхупада, Шрила Гурудев, Шрила Гуру Махарадж цитировали эту пословицу: «Любишь меня, люби и мою собаку». Таково свидетельство твоей любви к хозяину собаки — то, что ты по-настоящему любишь не только его, но и его собаку. Мы не считаем себя преданными. Но мы считаем, что нам очень повезло, что нас окружают преданные. И в каждом из этих преданных мы можем увидеть что-то, что поможет нам улучшить свое положение на пути преданности.

#00:17:49#

Затем нам объясняют, как правильно относиться к богам, богиням. Не следует их оскорблять. Но и не нужно думать, что эти боги и богини [находятся] наравне с Кришной. Они «розничные продавцы», Кришна — «оптовик». Что бы у них ни было, они это получили от Кришны. Но также следует и уважать их в том смысле, что мы понимаем, что они получили столь возвышенное положение не случайно. Но все-таки мы помним, что Кришна — это Бхагаван Сваям, изначальная верховная личность Бога. Высшая абсолютная истина — это Радха и Говинда.

#00:18:51#

Далее гурор авагья: непочтение к Гуру. Ведь на самом деле Гуру — это сам Кришна, который приходит к нам через определенного посредника, для того чтобы ответить нам [на наш духовный зов], раскрыться перед нами лично. И если мы позволим своим объективным рассмотрением, объективному аспекту личности затмить субъективный, подлинный аспект личности Гуру, то это будет причиной лишь нашей неудачи.

#00:19:39#

Наконец, есть писания, истина откровения, божественное откровение, нисходящее в этот мир. Это послание пассивным образом представляет себя как книга или [как информация] на цифровых носителях, или в какой-либо еще форме. Но на самом деле это субстанция, обладающая духовным сознанием. Поэтому мы будем поклоняться писаниям и словам писаний, поскольку здесь мы имеем дело с безграничным, то и дело мы будем слышать какие-либо необычайные утверждения. Нам не следует думать, что подобные слова писаний — это выдумка, преувеличение, гипербола, фантазия. Ведь ситуация такова, что мы ограничены, приглашаем Безграничного, чтобы Он раскрылся перед нами. Мы должны быть готовы к этому переполняющему [нас] потоку.

#00:21:11#

Далее нас предостерегают: не пытайтесь интерпретировать Святое Имя, пытаясь устроить Ему допрос, обращаясь к словарям или интернету, пытаясь рассечь, докопаться до главного смысла Святого Имени.

#00:21:39#

Кришна живой, Он настоящий, и поэтому Он сам раскроется перед вами так, как желает. Преданные не давят на Кришну. Они счастливы оставаться теми, кто стремится стать слугами Его слуг.

#00:22:20#

И еще о повторении Святого Имени Шри Кришны, Харе Кришна маха-мантры, мы слышим, что лишь одного повторения этого Имени достаточно, чтобы избавить человека от последствия большего числа грехов, чем он когда-либо был в силах совершить. И это лишь побочный эффект [повторения Святого Имени], это не главное. И мы могли бы тогда заключить: «О, как здорово! Значит получается, что я могу грешить как угодно, а потом повторить: „Харе Кришна! Харе Кришна!“ и стану чист». Главное в духовной жизни — это искренность нашего стремления. Но размышления такого рода означали бы нашу неискренность.

#00:23:13#

…на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати[9]

Шрила Гуру Махарадж говорит так: «Если ты искренен, то ты обязательно победишь». Можно обсуждать тысячу деталей, но если ты искренен, ты обязательно будешь успешен. В нас сильна склонность к самообману. Поэтому мы сами себе враги. Но, как говорит Гита, мы можем быть и другом себе[10], отказавшись от своей свободы, передав право решать в нашей жизни в руки садху, Гуру, вайшнавов.

#00:24:09#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Если я себя не обману, то никто не обманет меня». Но у нас сильна склонность к самообману. Вот почему мы в этом мире. Поэтому мы должны быть осторожны в этом плане.

#00:24:30#

…на̄ма-сан̇кӣртана — калау парама упа̄йа[11]

Сейчас в Кали-югу нама-санкиртана даст нам больше всего, ничто не сравнится с нама-санкиртаной.

#00:24:48#

И каково минимальное требование? Вера. Пускай лишь в форме семени, но вера! Со временем это постепенно разовьется и полностью проявит себя, и превратится в полноразвитую Кришна-концепцию.

#00:25:30#

Шрила Гуру Махарадж, наконец, приводит еще один пример. Представьте себе, что [есть на воде] лодка, в которой сидят люди, и они гребут изо всех сил всю ночь. И вот восходит солнце, и они видят, что лодка не сдвинулась ни на метр. Почему? Потому что они забыли отвязать свою лодку от причала.

#00:25:57#

Итак, мы сейчас приглашаем Кришну, приглашаем Его, чтобы Он пришел к нам и отвел нас в наш родной дом. Ведь Он ведет нас не на чужбину. Но при этом мы держимся за что-то здесь, не позволяя Кришне увести нас.

#00:26:13#

Поэтому, как Гурудев говорит, мы принимаем вас как искренних искателей. Это указание Шрилы Гуру Махараджа, чтобы мы давали харинам искренним искателям. У вас впереди очень яркие перспективы в сознании Кришны.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Алакананда Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[2] Гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».

[3] Нитйа-сиддха кр̣ш̣н̣а-према ‘са̄дхйа’ кабху найа / ш́раван̣а̄ди-ш́уддха-читте карайе удайа — «Чистая любовь к Кришне вечно пребывает в сердцах живых существ. Она не есть что-то, что можно обрести из иного источника. Эта любовь естественным образом пробуждается, когда сердце очищено слушанием и воспеванием» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.107).

[4] Ма̄лӣ хан̃а̄ каре сеи бӣджа а̄ропан̣а / ш́раван̣а-кӣртана-джале карайе сечана — «Обретя семя служения в преданности, необходимо заботиться о нем. Для этого нужно стать садовником и посадить это семя в своем сердце. Если регулярно орошать семя водой шраваны и киртаны [слушания и повторения], то оно прорастет» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.152).

[5] «У истоков стоит вера. Затем приходит искреннее стремление общаться с беспримесным преданным. После этого человек принимает посвящение от Шри Гуру и под его руководством следует всем предписаниям. Так он освобождается от нежелательных привычек и утверждается в практике служения в преданности. Потом развивается вкус к бхакти и духовное влечение» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

[6] Атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати / са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣ — «Такова садхана-бхакти, путь следования духу служения в преданности, сообразно с духовными предписаниями. Постепенно духовные чувства пробуждаются, набирают силу, и, в конце концов, чистая любовь являет себя в сердце преданного. Таково постепенное развитие божественной любви в жаждущем Кришна-сознания практикующем» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.16).

[7] «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное служение Кришне в преданности уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

[8] Йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам виджн̃а̄там бхавати / йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати — «Познав То [сферу духовного], познаешь все; достигнув Того [Всевышнего], достигаешь всего» («Мундака-упанишад», 1.3).

[9] Ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча: па̄ртха наивеха на̄мутра, вина̄ш́ас тасйа видйате / на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати — Господь сказал: «Партха! Не достигший совершенства йог ничего не теряет ни в материальном, ни в духовном мире. Того, кто искренен в поиске Истины, никогда не постигнет злой удел» (Бхагавад-гита, 6.40).

[10] Уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет / а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣ — «С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть как другом обусловленной души, так и ее врагом» (Бхагавад-гита, 6.5).

[11] Харш̣е прабху кахена, — «ш́уна сварӯпа-ра̄ма-ра̄йа / на̄ма-сан̇кӣртана — калау парама упа̄йа» — «Охваченный великой радостью Шри Чайтанья Махапрабху сказал: „Мои дорогие Сварупа Дамодар и Рамананда Рай, знайте же, что повторение святых имен является самым действенным путем к освобождению в этот век Кали“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования