«Жизнь и душа». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 15 марта 2005 года. Из журнала «Вайшнава-тошани»


Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Жизнь и душа

(журнал «Шри Вайшнава-тошани», выпуск №18, 15 марта 2005 года) 

 

Мы много раз слышали выражение «жизнь и душа». Однако мы осознаем значение этих слов только в тот момент, когда расстаемся с личностью, которая на самом деле является нашей жизнью и душой. Наша связь через служение — единственное утешение. 

 

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе 

В «Шримад-Бхагаватам» каждая шлока и каждый слог прославляют имя Шримати Радхарани, но мы не можем увидеть это ясно. С кем извечно играет Шри Кришна? Ее зовут Шримати Радхарани. Это игра Сладчайшего Абсолюта в «Шримад-Бхагаватам». В таком случае не может быть, чтобы имя Шримати Радхарани не было явлено на страницах этого священного писания, просто Шрила Шукадев Госвами скрыл его. Он не решался называть Ее имя. Каким же должно быть наше настроение? Мы должны быть чрезвычайно осторожны, когда каким-либо образом касаемся сокровенных тем. Это наше сокровище, и нам следует дорожить им и всеми силами оберегать его. Шрила Гуру Махарадж объяснил это очень ясным образом в своей санскритской поэзии.

 

Сейчас Его Божественная Милость [Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж] в пути, он возвращается в Индию, а я лечу в Россию. Кто же теперь напоит меня божественным нектаром? Вообще, как можно этим нектаром кормить такую собаку, как я? Это же пустая трата времени… Но все-таки я очень ценю это и пытаюсь быть более благодарным.

 

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣,
ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇,
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.33.39)1 

Когда Шрила Вьясадева описал раса-лилу Шри Кришны, он предостерег нас, чтобы сформировать у нас правильное понимание. Он намеренно употребил имя Вишну, хотя мы знаем, что Вишну не участвует во враджа-лиле. Но чтобы быть уверенным, что мы не спутаем божественные игры с мирскими реалиями этого мира, он использовал имя Вишну. Так мы будем помнить, что это игры Верховной Личности Бога, и они никогда не должны имитироваться оскверненными живыми существами этого материального мира.

 

Божественные игры — объект непрестанной медитации Шрилы Говинды Махараджа, и он всегда бережно хранит их от подражаний и осквернений. Он постоянно говорит о себе, как о падшей душе, и никогда не отклоняется от этого определения — «я был испорченным мальчишкой». Конечно же, это вымысел: он никогда не был таким! В противном случае, как же тогда парамахамса-чурамани, бриллиант среди парамахамс, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, мог избрать его своим единственным преемником. «Если Говинда Махарадж не примет этот Матх, то я разрушу его» — таковым было его смелое заявление.

 

найанам̇ галад-аш́ру-дха̄райа̄
ваданам̇ гадгада-руддхайа̄ гира̄
пулакаир ничитам̇ вапух̣ када̄
тава на̄ма-грахан̣е бхавиш̣йати
2 

В этом стихе молитва преданного была услышана, и он достиг обители Шри Кришны. Но даже в этом случае его устремлениям нет конца. Хотя он уже находится в безопасном положении, он вновь молится о более глубоком погружении в Реальность. Сначала его целью было лишь незначительное положение пылинки на божественных стопах Кришны. Ему предоставили такую возможность. Прикосновение святых стоп Шри Кришны — и пылинка волшебным образом преобразилась. Теперь у нее спонтанно возникают более глубокие и возвышенные запросы.

Преданный думает: «Что это? Я всего лишь желал быть пылинкой на Твоих лотосоподобных стопах, но что я сейчас чувствую? Я — пылинка земли, а Ты — Высшая Абсолютная Истина. Благодаря малейшему прикосновению Твоих лотосоподобных стоп пылинка преобразилась в некую великую и непостижимую субстанцию. Я в недоумении, как это превращение произошло со мной? Я чувствую, что хочу еще большей близости. Сначала это было лишь желание служить Господину, но сейчас, после прикосновения Твоих лотосоподобных стоп, это устремление перешло в естественную привязанность к Тебе» (Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

 

Несмотря на свое ослабленное состояние здоровья, Шрила Гурудев принимает еще одного искреннего искателя, Шримати Ситу Диди из Амстердама, в семью Шри Чайтанья Сарасват Матха. Шрила Шридхар Махарадж сказал о Шриле Говинде Махарадже: «Дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — “он наделен удивительной способностью сажать семена божественной любви в сердца обусловленных душ”». Шрила Гурудев объясняет Сите Диди, как это семя растет и приносит плоды в виде любви к Шри Кришне, если мы воспеваем божественное Имя без оскорблений. Постепенно признаки, описанные Шриманом Махапрабху, проявятся в нас, но это должно произойти естественно. Шрила Говинда Махарадж рассказал нам о том, какие виды подражательства и искусственного экстатического настроения при воспевании Святого Имени он сам наблюдал. Поэтому он предостерегает нас от подобного — мы должны избегать этого любой ценой.

 

эвам̇ джанам̇ нипатитам̇ прабхава̄хи-кӯпе
ка̄ма̄бхика̄мам ану йах̣ прапатан прасан̇га̄т
кр̣тва̄тмаса̄т сурарш̣ин̣а̄ бхагаван гр̣хӣтах̣
со ’хам̇ катхам̇ ну виср̣дже тава бхр̣тйа-сева̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 7.9.28) 

Прахлада Махарадж обращается с молитвой к Шри Нрисимхадеву: «Мой дорогой Господь, из-за моих непреходящих мирских желаний, возникающих одно за другим, я постепенно упал в этот пустой, высохший колодец, полный змей. Так я стал типичным материалистом, но Твой посланник, Шри Нарада Госвами, милостиво принял меня, как родного, и я постепенно перенял от него духовные качества. Так как же я могу оставить служение Твоему возлюбленному преданному?»

 

Мы убедились в этом на собственном опыте общения со Шрилой Говиндой Махараджем. В нем присутствуют все вайшнавские качества, и он олицетворяет собой вайшнавизм, поэтому по его милости эти же качества могут развиться и в нас. Так как же мы можем оставить служение ему ради какого-либо другого занятия?

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 

1 «Господь Кришна милостиво явил в этом мире Свои лилы с гопи, и тот, кто услышит рассказы о них, в особенности о раса-лиле, от истинного Гуру или вайшнава, кто безоговорочно в них поверит, и потом сам будет рассказывать о них другим, тот обретет высшую преданность Кришне. Встречаясь со Своими возлюбленными, гопи, Кришна наслаждается многообразием самых удивительных духовных чувств, и, слушая рассказы о них, вы навсегда избавитесь от главного недуга сердца — вожделения».

2 «Господь, когда же слезы потекут нескончаемыми потоками из моих глаз, а голос задрожит от экстаза? Когда же поднимутся волосы на моем теле при воспевании Твоего Святого Имени?» («Шри Шикшаштакам», стих 6).




←  «Какой мир реален?» Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 20 декабря 2012 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Градация богоцентричных концепций». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 12 июня 2001 года. Санкт-Петербург  →
Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Жизнь и душа

(журнал «Шри Вайшнава-тошани», выпуск №18, 15 марта 2005 года) 

 

Мы много раз слышали выражение «жизнь и душа». Однако мы осознаем значение этих слов только в тот момент, когда расстаемся с личностью, которая на самом деле является нашей жизнью и душой. Наша связь через служение — единственное утешение. 

 

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе 

В «Шримад-Бхагаватам» каждая шлока и каждый слог прославляют имя Шримати Радхарани, но мы не можем увидеть это ясно. С кем извечно играет Шри Кришна? Ее зовут Шримати Радхарани. Это игра Сладчайшего Абсолюта в «Шримад-Бхагаватам». В таком случае не может быть, чтобы имя Шримати Радхарани не было явлено на страницах этого священного писания, просто Шрила Шукадев Госвами скрыл его. Он не решался называть Ее имя. Каким же должно быть наше настроение? Мы должны быть чрезвычайно осторожны, когда каким-либо образом касаемся сокровенных тем. Это наше сокровище, и нам следует дорожить им и всеми силами оберегать его. Шрила Гуру Махарадж объяснил это очень ясным образом в своей санскритской поэзии.

 

Сейчас Его Божественная Милость [Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж] в пути, он возвращается в Индию, а я лечу в Россию. Кто же теперь напоит меня божественным нектаром? Вообще, как можно этим нектаром кормить такую собаку, как я? Это же пустая трата времени… Но все-таки я очень ценю это и пытаюсь быть более благодарным.

 

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣,
ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇,
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.33.39)1 

Когда Шрила Вьясадева описал раса-лилу Шри Кришны, он предостерег нас, чтобы сформировать у нас правильное понимание. Он намеренно употребил имя Вишну, хотя мы знаем, что Вишну не участвует во враджа-лиле. Но чтобы быть уверенным, что мы не спутаем божественные игры с мирскими реалиями этого мира, он использовал имя Вишну. Так мы будем помнить, что это игры Верховной Личности Бога, и они никогда не должны имитироваться оскверненными живыми существами этого материального мира.

 

Божественные игры — объект непрестанной медитации Шрилы Говинды Махараджа, и он всегда бережно хранит их от подражаний и осквернений. Он постоянно говорит о себе, как о падшей душе, и никогда не отклоняется от этого определения — «я был испорченным мальчишкой». Конечно же, это вымысел: он никогда не был таким! В противном случае, как же тогда парамахамса-чурамани, бриллиант среди парамахамс, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, мог избрать его своим единственным преемником. «Если Говинда Махарадж не примет этот Матх, то я разрушу его» — таковым было его смелое заявление.

 

найанам̇ галад-аш́ру-дха̄райа̄
ваданам̇ гадгада-руддхайа̄ гира̄
пулакаир ничитам̇ вапух̣ када̄
тава на̄ма-грахан̣е бхавиш̣йати
2 

В этом стихе молитва преданного была услышана, и он достиг обители Шри Кришны. Но даже в этом случае его устремлениям нет конца. Хотя он уже находится в безопасном положении, он вновь молится о более глубоком погружении в Реальность. Сначала его целью было лишь незначительное положение пылинки на божественных стопах Кришны. Ему предоставили такую возможность. Прикосновение святых стоп Шри Кришны — и пылинка волшебным образом преобразилась. Теперь у нее спонтанно возникают более глубокие и возвышенные запросы.

Преданный думает: «Что это? Я всего лишь желал быть пылинкой на Твоих лотосоподобных стопах, но что я сейчас чувствую? Я — пылинка земли, а Ты — Высшая Абсолютная Истина. Благодаря малейшему прикосновению Твоих лотосоподобных стоп пылинка преобразилась в некую великую и непостижимую субстанцию. Я в недоумении, как это превращение произошло со мной? Я чувствую, что хочу еще большей близости. Сначала это было лишь желание служить Господину, но сейчас, после прикосновения Твоих лотосоподобных стоп, это устремление перешло в естественную привязанность к Тебе» (Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

 

Несмотря на свое ослабленное состояние здоровья, Шрила Гурудев принимает еще одного искреннего искателя, Шримати Ситу Диди из Амстердама, в семью Шри Чайтанья Сарасват Матха. Шрила Шридхар Махарадж сказал о Шриле Говинде Махарадже: «Дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — “он наделен удивительной способностью сажать семена божественной любви в сердца обусловленных душ”». Шрила Гурудев объясняет Сите Диди, как это семя растет и приносит плоды в виде любви к Шри Кришне, если мы воспеваем божественное Имя без оскорблений. Постепенно признаки, описанные Шриманом Махапрабху, проявятся в нас, но это должно произойти естественно. Шрила Говинда Махарадж рассказал нам о том, какие виды подражательства и искусственного экстатического настроения при воспевании Святого Имени он сам наблюдал. Поэтому он предостерегает нас от подобного — мы должны избегать этого любой ценой.

 

эвам̇ джанам̇ нипатитам̇ прабхава̄хи-кӯпе
ка̄ма̄бхика̄мам ану йах̣ прапатан прасан̇га̄т
кр̣тва̄тмаса̄т сурарш̣ин̣а̄ бхагаван гр̣хӣтах̣
со ’хам̇ катхам̇ ну виср̣дже тава бхр̣тйа-сева̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 7.9.28) 

Прахлада Махарадж обращается с молитвой к Шри Нрисимхадеву: «Мой дорогой Господь, из-за моих непреходящих мирских желаний, возникающих одно за другим, я постепенно упал в этот пустой, высохший колодец, полный змей. Так я стал типичным материалистом, но Твой посланник, Шри Нарада Госвами, милостиво принял меня, как родного, и я постепенно перенял от него духовные качества. Так как же я могу оставить служение Твоему возлюбленному преданному?»

 

Мы убедились в этом на собственном опыте общения со Шрилой Говиндой Махараджем. В нем присутствуют все вайшнавские качества, и он олицетворяет собой вайшнавизм, поэтому по его милости эти же качества могут развиться и в нас. Так как же мы можем оставить служение ему ради какого-либо другого занятия?

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 

1 «Господь Кришна милостиво явил в этом мире Свои лилы с гопи, и тот, кто услышит рассказы о них, в особенности о раса-лиле, от истинного Гуру или вайшнава, кто безоговорочно в них поверит, и потом сам будет рассказывать о них другим, тот обретет высшую преданность Кришне. Встречаясь со Своими возлюбленными, гопи, Кришна наслаждается многообразием самых удивительных духовных чувств, и, слушая рассказы о них, вы навсегда избавитесь от главного недуга сердца — вожделения».

2 «Господь, когда же слезы потекут нескончаемыми потоками из моих глаз, а голос задрожит от экстаза? Когда же поднимутся волосы на моем теле при воспевании Твоего Святого Имени?» («Шри Шикшаштакам», стих 6).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования