«Наша оценка Высшего». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 6 сентября 2008 года. Рига, Латвия



скачать (формат MP3, 11.91M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Наша оценка Высшего

(6 сентября 2008 года, Рига, Латвия)

 

Вопрос из зала: У меня вопрос по поводу вышесказанного, по поводу нашей оценки Высшего. Мне бы хотелось, чтобы вы пояснили, каким образом это нужно сделать и насколько мы имеем право оценивать Высшее. 

#00:00:42#

Шрила Госвами Махарадж: Существует санскритское понятие «адхикар». Значение этого слова очень многогранно, можно переводить его по-разному на европейские языки — «качество», «достоинство», «способность». Рассмотрим пример с едой. То, насколько мы ценим ее, зависит от нашего голода. В соответствии с искренностью человека — как он на самом деле испытывает голод, так он и будет употреблять эту пищу. Как мы уже говорили в самом начале нашей встречи: те высшие слуги, которые обладают глубоким стремлением, выражают свои желания обрести хотя бы незначительное присутствие на том плане бытия. 

#00:01:50#

К примеру, некто хочет переехать в другую страну. Для этого, как минимум, необходимо получить загранпаспорт, затем — визу в эту страну. Представители этой страны должны принять решение: «Да, в интересах нашей страны разрешить ваш приезд». Только лишь вашего желания недостаточно. Даже если вы скажете: «Я очень, очень, очень хочу приехать в вашу страну!», они ответят: «Может это и так, но мы сами будем решать, в интересах ли нашей страны разрешать вам это». 

#00:02:42#

Итак, мы здесь говорим не о чем-то воображаемом. Мы говорим о мире, который не просто выше нас, но который по своей природе состоит из сознания высочайшей степени преданности. Представители того мира дают разрешение на въезд в ту страну, духовную реальность, тем, в ком пробудилось соответствующее стремление к преданности. 

#00:03:32#

Туда не попасть из любопытства. Там невозможен духовный туризм. Например, нам еще не дали даже визу, возможность въехать в страну, а мы начинаем говорить: «Расскажите нам главные секреты вашей страны!» Наверное, на интервью в консульстве страны эти слова стали бы не самой лучшей фразой. 

#00:04:29#

Иногда Гурудев цитировал одного известного бенгальского деятеля, который произнес такие слова: «Это подобно попыткам того, кто не способен ухватить даже ужа, самую безобидную змею, схватить ядовитую кобру». Мы слышали подобные предостережения. 

#00:04:57#

Вопрос из зала: Откуда исходит первое стремление искать Кришну? Однажды мы выбрали материальный мир, и у нас не было до этого подобного стремления, или, быть может, не было Гуру, но в определенный момент мы сами начинаем искать Его. Откуда возникает этот «первый» момент? 

#00:05:32#

Шрила Госвами Махарадж: Это не что иное, как связь с миром ниргуны. В «Бхагаватам» есть такие слова: бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ — «Только бхакти может породить бхакти»1. Джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате2даже если вы будете совершать все идеальным образом на протяжении десятков миллионов рождений, это не даст вам этого сокровища. Вам необходимо обрести общество и возможность служить тому, кто обладает этим сокровищем. 

#00:06:25#

‘садху-санга’, ‘садху-санга’, — сарва-шастре…3

кр̣ш̣н̣а-бхакти джанма-мӯла, хайа ‘са̄дху-сан̇га’4

#00:06:48#

В других местах писаний сказано: главная причина кришна-бхакти, преданности, — это садху-санга, общение с преданными. Джанма-мӯла значит «первопричина». Джанма означает «причина», а мӯла — «корневая». И что это за первопричина? Садху-санга. Садху означает «преданный». 

#00:07:07#

Шрила Гуру Махарадж даже использовал такое выражение: «Джива — это шакти в нищете». Поэтому законные сокровища души приходят к ней, когда она попадает под покровительство чит-шакти, под покровительство Гуру. 

#00:07:39#

Шрила Сарасвати Тхакур сравнивал соприкосновение души с духовной реальностью то, как простая девушка выходит замуж за принца. Благодаря одной этой связи она становится принцессой и обретает все богатство. 

#00:08:04#

‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана5

Однако сокровище любви к Кришне, кришна-према, выражается и реализуется во всевозрастающей способности совершать служение, а не в том, что появляется все больше возможностей наслаждаться. Сева, служение, само по себе дарует нам особое, необычайное, божественное наслаждение, благодаря самоотдаче. Склонность же к самопожертвованию просыпается в тех, кто общается с теми, у кого есть такая склонность. Подобно тому, как если ты общаешься с материалистами, то становишься таким же, как они. 

#00:09:21#

Не зря говорится: поведешься с пьяницами, станешь таким же, как они. Желаете ли вы стать пьяницей? Если да, можете попытаться найти информацию о пьянстве в Google или изучить какие-либо книги об этом, можно посмотреть на некие карты, где указано, в каких местах собираются пропойцы. Подобные исследования дадут вам некое представление о том, что такое быть пьяницей. 

#00:10:06#

Есть же и другой подход: просто зайти в бар, где собираются серьезные, настоящие пропойцы. Вы решите: «Ладно, схожу, посмотрю на них». Вы оказываетесь в их обществе и получаете в руки один стакан того, что пьют они. Лучше, чем через чтение книг и поиск информации в интернете о пьянстве, вы, находясь в том обществе несколько минут и попробовав то, что пьют они, сможете сказать: «Да, теперь и я испытываю то же самое, что и вы». Такова сила общения. 

#00:11:11#

Итак, есть множество шлок, в которых преданные описываются как те, кто испытывает духовную «интоксикацию». Они наслаждаются этой особой внутренней субстанцией. Гораздо полезнее, чем наши любые исследования и изучение книг, будет, если мы сумеем обрести общество подлинных преданных, оказаться среди них, тогда мы сможем ощутить, по крайней мере, хотя бы каплю того настроения, что живет в их сердцах. Это не будет чем-то воображаемым, а станет осязаемым, живым опытом. Благодаря общению с подлинными преданными Кришны мы обретаем этот дар. Это безошибочные переживания, когда вы точно знаете, что это — настоящее. 

#00:12:20#

хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата6

Наше сердце подсказывает: «Да, именно в этом мой интерес, стремись к этому!» 

#00:13:05#

Один из первых учеников Сарасвати Тхакура говорил ему: «Во время хари-катхи вы в запале бьете кулаком по столу, и ваше лицо начинает сиять, когда вы передаете эти идеи, возникает ощущение, что вы насильно хотите напоить нас этим божественным нектаром». Позже, благодаря общению с ним, ученики смогли оценить в большей степени то, что Сарасвати Тхакур «насильно» хотел дать им. Однако ученик всегда чувствует свою вечную обязанность перед Гуру. Он вечный должник и считает единственным способом оплатить свой вечный долг — постоянно совершать служение, севу. Гуру Махарадж предупреждает нас: «Не думайте, что сознание Кришны — это сладкий шарик, который вы можете просто проглотить». Если и понадобится что-то проглотить, то Кришна сделает это Сам. 

…бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣7

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

1 Шримад-Бхагаватам, 11.3.31.

2 Кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣, крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате / татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇, джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате — «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

3 ‘Садху-санга’, ‘садху-санга’, — сарва-шастре кайа / лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа — «Все явленные писания заключают, что даже миг общения с чистым преданным Господа способен сделать жизнь успешной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

4 «Ростку преданности помогает садху-санга» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).

5 «Я прошу Тебя [о Господь], прими меня Своим рабом и отплати мне за это упоительной любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.37).

6 Ману-самхита, 2.1.

7 «Господь Джанардана [Шри Кришна] всегда видит стремление живого существа» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108).




←  Нама-хатта в Японии с Параманандой Прабху и Манасом Кришной Прабху ·• Архив новостей •· «Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 22 ноября 2012 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 12.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Наша оценка Высшего

(6 сентября 2008 года, Рига, Латвия)

 

Вопрос из зала: У меня вопрос по поводу вышесказанного, по поводу нашей оценки Высшего. Мне бы хотелось, чтобы вы пояснили, каким образом это нужно сделать и насколько мы имеем право оценивать Высшее. 

#00:00:42#

Шрила Госвами Махарадж: Существует санскритское понятие «адхикар». Значение этого слова очень многогранно, можно переводить его по-разному на европейские языки — «качество», «достоинство», «способность». Рассмотрим пример с едой. То, насколько мы ценим ее, зависит от нашего голода. В соответствии с искренностью человека — как он на самом деле испытывает голод, так он и будет употреблять эту пищу. Как мы уже говорили в самом начале нашей встречи: те высшие слуги, которые обладают глубоким стремлением, выражают свои желания обрести хотя бы незначительное присутствие на том плане бытия. 

#00:01:50#

К примеру, некто хочет переехать в другую страну. Для этого, как минимум, необходимо получить загранпаспорт, затем — визу в эту страну. Представители этой страны должны принять решение: «Да, в интересах нашей страны разрешить ваш приезд». Только лишь вашего желания недостаточно. Даже если вы скажете: «Я очень, очень, очень хочу приехать в вашу страну!», они ответят: «Может это и так, но мы сами будем решать, в интересах ли нашей страны разрешать вам это». 

#00:02:42#

Итак, мы здесь говорим не о чем-то воображаемом. Мы говорим о мире, который не просто выше нас, но который по своей природе состоит из сознания высочайшей степени преданности. Представители того мира дают разрешение на въезд в ту страну, духовную реальность, тем, в ком пробудилось соответствующее стремление к преданности. 

#00:03:32#

Туда не попасть из любопытства. Там невозможен духовный туризм. Например, нам еще не дали даже визу, возможность въехать в страну, а мы начинаем говорить: «Расскажите нам главные секреты вашей страны!» Наверное, на интервью в консульстве страны эти слова стали бы не самой лучшей фразой. 

#00:04:29#

Иногда Гурудев цитировал одного известного бенгальского деятеля, который произнес такие слова: «Это подобно попыткам того, кто не способен ухватить даже ужа, самую безобидную змею, схватить ядовитую кобру». Мы слышали подобные предостережения. 

#00:04:57#

Вопрос из зала: Откуда исходит первое стремление искать Кришну? Однажды мы выбрали материальный мир, и у нас не было до этого подобного стремления, или, быть может, не было Гуру, но в определенный момент мы сами начинаем искать Его. Откуда возникает этот «первый» момент? 

#00:05:32#

Шрила Госвами Махарадж: Это не что иное, как связь с миром ниргуны. В «Бхагаватам» есть такие слова: бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ — «Только бхакти может породить бхакти»1. Джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате2даже если вы будете совершать все идеальным образом на протяжении десятков миллионов рождений, это не даст вам этого сокровища. Вам необходимо обрести общество и возможность служить тому, кто обладает этим сокровищем. 

#00:06:25#

‘садху-санга’, ‘садху-санга’, — сарва-шастре…3

кр̣ш̣н̣а-бхакти джанма-мӯла, хайа ‘са̄дху-сан̇га’4

#00:06:48#

В других местах писаний сказано: главная причина кришна-бхакти, преданности, — это садху-санга, общение с преданными. Джанма-мӯла значит «первопричина». Джанма означает «причина», а мӯла — «корневая». И что это за первопричина? Садху-санга. Садху означает «преданный». 

#00:07:07#

Шрила Гуру Махарадж даже использовал такое выражение: «Джива — это шакти в нищете». Поэтому законные сокровища души приходят к ней, когда она попадает под покровительство чит-шакти, под покровительство Гуру. 

#00:07:39#

Шрила Сарасвати Тхакур сравнивал соприкосновение души с духовной реальностью то, как простая девушка выходит замуж за принца. Благодаря одной этой связи она становится принцессой и обретает все богатство. 

#00:08:04#

‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана5

Однако сокровище любви к Кришне, кришна-према, выражается и реализуется во всевозрастающей способности совершать служение, а не в том, что появляется все больше возможностей наслаждаться. Сева, служение, само по себе дарует нам особое, необычайное, божественное наслаждение, благодаря самоотдаче. Склонность же к самопожертвованию просыпается в тех, кто общается с теми, у кого есть такая склонность. Подобно тому, как если ты общаешься с материалистами, то становишься таким же, как они. 

#00:09:21#

Не зря говорится: поведешься с пьяницами, станешь таким же, как они. Желаете ли вы стать пьяницей? Если да, можете попытаться найти информацию о пьянстве в Google или изучить какие-либо книги об этом, можно посмотреть на некие карты, где указано, в каких местах собираются пропойцы. Подобные исследования дадут вам некое представление о том, что такое быть пьяницей. 

#00:10:06#

Есть же и другой подход: просто зайти в бар, где собираются серьезные, настоящие пропойцы. Вы решите: «Ладно, схожу, посмотрю на них». Вы оказываетесь в их обществе и получаете в руки один стакан того, что пьют они. Лучше, чем через чтение книг и поиск информации в интернете о пьянстве, вы, находясь в том обществе несколько минут и попробовав то, что пьют они, сможете сказать: «Да, теперь и я испытываю то же самое, что и вы». Такова сила общения. 

#00:11:11#

Итак, есть множество шлок, в которых преданные описываются как те, кто испытывает духовную «интоксикацию». Они наслаждаются этой особой внутренней субстанцией. Гораздо полезнее, чем наши любые исследования и изучение книг, будет, если мы сумеем обрести общество подлинных преданных, оказаться среди них, тогда мы сможем ощутить, по крайней мере, хотя бы каплю того настроения, что живет в их сердцах. Это не будет чем-то воображаемым, а станет осязаемым, живым опытом. Благодаря общению с подлинными преданными Кришны мы обретаем этот дар. Это безошибочные переживания, когда вы точно знаете, что это — настоящее. 

#00:12:20#

хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата6

Наше сердце подсказывает: «Да, именно в этом мой интерес, стремись к этому!» 

#00:13:05#

Один из первых учеников Сарасвати Тхакура говорил ему: «Во время хари-катхи вы в запале бьете кулаком по столу, и ваше лицо начинает сиять, когда вы передаете эти идеи, возникает ощущение, что вы насильно хотите напоить нас этим божественным нектаром». Позже, благодаря общению с ним, ученики смогли оценить в большей степени то, что Сарасвати Тхакур «насильно» хотел дать им. Однако ученик всегда чувствует свою вечную обязанность перед Гуру. Он вечный должник и считает единственным способом оплатить свой вечный долг — постоянно совершать служение, севу. Гуру Махарадж предупреждает нас: «Не думайте, что сознание Кришны — это сладкий шарик, который вы можете просто проглотить». Если и понадобится что-то проглотить, то Кришна сделает это Сам. 

…бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣7

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

1 Шримад-Бхагаватам, 11.3.31.

2 Кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣, крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате / татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇, джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате — «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

3 ‘Садху-санга’, ‘садху-санга’, — сарва-шастре кайа / лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа — «Все явленные писания заключают, что даже миг общения с чистым преданным Господа способен сделать жизнь успешной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

4 «Ростку преданности помогает садху-санга» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).

5 «Я прошу Тебя [о Господь], прими меня Своим рабом и отплати мне за это упоительной любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.37).

6 Ману-самхита, 2.1.

7 «Господь Джанардана [Шри Кришна] всегда видит стремление живого существа» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования