«Божественное знание». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 16 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 0.00P)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Божественное знание

(16 октября 2006 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вчера мы отмечали день явления Шрилы Гуру Махараджа. В этом материальном мире происходит много различных событий. Все эти события имеют последствия, и мы всегда видим, что имеем дело с позитивными или негативными последствиями.

В Бхагавад-гите Кришна говорит:

#00:01:51#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата…

Я думаю, каждый знает эту шлоку.

…абхйуттха̄нам адхармасйа тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[1]

Кришна постоянно приходит для того, чтобы привести этот мир к гармонии. Гармония необходима во всем и для всех, в противном случае мирная жизнь невозможна. Материальный мир настолько сложен, что достичь состояния умиротворения в нем очень трудно. Одни люди думают, что им в жизни не хватает благосостояния, но, достигнув материальных благ, они видят, что начинают испытывать еще больше страданий. Мы строим этот мир, общество и видим, что элемент страдания присутствует в нем.

#00:05:26#

Но «Бхагаватам» дает нам совет, подлинный путь к тому, как достичь гармоничного существования. Там говорится, что в причинно-следственном мире возможность достичь человеческого рождения очень редка. Каждая жизнь — это следствие наших действий. Существует карма, которая нас приводит к последствиям. В каждой жизни мы обретаем определенные ощущения. Мы обладаем некими качествами, чувствами, способностью восприятия, и каждая теистическая традиция несет идею достижения гармонии, совершенства. Само по себе понятие «писание» подразумевает то, что кто-то находился в духовном научном поиске и обрел какие-то результаты, записал их и явил в форме откровения. Это называется «писание».

#00:08:45#

веда̄х̣ вибхинна̄ смр̣тайо вибхинна̄х̣
на̄сау р̣шир йасйа матам на бхиннам…

…дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇,
маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣[2]

Это ответ, данный Юдхиштхирой Махараджем. Это очень важная шлока, в которой он описывает источник подлинного откровения. Он говорит, что в этом мире очень много источников, из которых мы можем получить знание или информацию. Также в этом мире огромное количество последователей, духовных студентов и огромное количество духовных школ, которые мы называем сампрадаями. Также большое количество риши, которые заняты теистическим поиском и дают нам новые заключения, освежая духовную мысль.

#00:10:53#

Таким образом, множество ученых, мудрецов пытаются дать нам лучшие заключения. Тем не менее мы существуем сами в мире знания. Душа обладает качествами, она сама по себе способна чувствовать, переживать, не важно, в каком теле она пребывает: в теле коровы или слона, человека или другого животного.

#00:12:52#

В своей книге «Чайтанья-шикшамрита» Бхактивинод Тхакур описал пять различных методов постижения сознания: ачалита-четана, мукулита-четана, викашита-четана и пурна-авьякша-четана. Различные планы сознания, описанные Бхактивинодом Тхакуром, — это пять планов бытия. Но помимо Бхактивинода Тхакура, мы видим, что ученые мудрецы, мыслители этого мира также приходят к этому заключению. Такой известный ученый, как Джагадиш Бос, доказал, что растения в этом мире обладают чувствами. Все эти продвинутые личности пришли к одному заключению, что существует что-то за пределами видимой, ощутимой материальной реальности.

#00:19:21#

Вайшнавы описывают различные планы сознания, постижения и говорят о том, что существуют такие планы, как способность собственного восприятия чувств, коллективный опыт, коллективное знание, существует мир интуитивного знания. Но также существует такой план, как апракрита, который Вишванатх Чакраварти Тхакур описывает в комментариях как мир знания, как план бытия, который лежит за пределами материальных чувств и ума, который тоньше самого тонкого состояния этого материального мира. Это апракрита — это самый высший план существования — трансцендентный план. Он описывается как то, что очень похоже на материю, но материей не является.

#00:21:00#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
               нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
          нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[3]

Эта шлока описывает Кришну, как высшую форму красоты, блаженства, молодости. Нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа означает, что Он имеет человеческую форму, Он выглядит не отличным от того, что мы видим на этом плане бытия, но, тем не менее, Он полностью трансцендентен, Он не материален.

#00:22:33#

Мы знаем о том, что есть три концепции реальности — Бхагаван, Параматма и Брахман. Брахман — это то, что пребывает над миром материи, то, что выше материи. Еще глубже Брахман-концепции мы видим концепцию Параматмы. Выше, чем атомарная концепция Параматмы — божественного присутствия в каждом живом атоме, существует концепция Бхагавана. В этом состоянии все качества, такие как красота, сила, знание, богатство, правдивость и отреченность явлены в своем абсолютном положении. Все эти шесть качеств абсолютным образом явлены в личности Бхагавана.

#00:25:18#

В этом мире мы привыкли соприкасаться с материей, с тем, что находится в статичном состоянии. Но если мы приедем в Индию, то увидим ножные колокольчики у кого-то на ноге. Точно такие же колокольчики могут находиться на ноге у кого-то из окружения Кришны, но они будут явлены не из неких материальных объектов, они будут обладать полным сознанием, они имеют природу трансцендентной реальности. В писаниях сказано, что камни способны исполнять желания. Те ножные колокольчики, что находятся на ногах у гопи, есть продукт чинтамани — драгоценных камней, которые исполняют все желания.

#00:27:25#

Тот план сознания, план бытия непостижим для обитателей этого мира. Там все обладает природой вечного блаженства. Даже такой пример, как когда кто-то в духовном мире хочет съесть яблоко, яблоко само тянется к нему и испытывает вечное блаженство, и тот, кто ест яблоко, счастлив, и яблоко счастливо. Тот мир лишен такого заблуждения, как смерть. Наше представление о смерти является заблуждением. Даже в этом мире мы просто принимаем различные формы, но в духовном мире такое понятие отсутствует. Там все является частью лилы, как, например, Кришна убивает Камсу. Хотя внешне кажется, что Камса оставляет свое тело, его материальная форма обретает трансцендентное положение.

#00:30:48#

на джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин
на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах
аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄но
на ханйате ханйама̄не ш́арӣре[4]

Если читать внимательно Гиту, то там приводится множество терминов, которые обозначают, что тот мир нерожденный, бессмертный, нематериальный, нетленный и так далее. Говоря о природе того мира, писания постоянно говорят о том, что там также существует иллюзия в определенной форме, но главное отличие от материального мира в том, что он обладает вечной, трансцендентной природой. Все существует в том мире на плане чувств, переживаний.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[2] Тарко ’пратиш̣т̣хах̣ ш́рутайо вибхинна̄, на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам / дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇, маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ — «Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: „Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны“» («Махабхарата», Вана-парва, 313.117; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.186; 25.57).

[3] «Самая высшая форма Господа — это Кришна, Который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[4] «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (Бхагавад-гита, 2.20).

 


скачать (формат MP3, 23.51M)




←  «Кришна может очистить любого грешника». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 6 сентября 2008 года. Рига, Латвия ·• Архив новостей •· «Жизнь святых вайшнавов». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 13 ноября 2012 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, размер неизвестен)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Божественное знание

(16 октября 2006 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вчера мы отмечали день явления Шрилы Гуру Махараджа. В этом материальном мире происходит много различных событий. Все эти события имеют последствия, и мы всегда видим, что имеем дело с позитивными или негативными последствиями.

В Бхагавад-гите Кришна говорит:

#00:01:51#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата…

Я думаю, каждый знает эту шлоку.

…абхйуттха̄нам адхармасйа тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[1]

Кришна постоянно приходит для того, чтобы привести этот мир к гармонии. Гармония необходима во всем и для всех, в противном случае мирная жизнь невозможна. Материальный мир настолько сложен, что достичь состояния умиротворения в нем очень трудно. Одни люди думают, что им в жизни не хватает благосостояния, но, достигнув материальных благ, они видят, что начинают испытывать еще больше страданий. Мы строим этот мир, общество и видим, что элемент страдания присутствует в нем.

#00:05:26#

Но «Бхагаватам» дает нам совет, подлинный путь к тому, как достичь гармоничного существования. Там говорится, что в причинно-следственном мире возможность достичь человеческого рождения очень редка. Каждая жизнь — это следствие наших действий. Существует карма, которая нас приводит к последствиям. В каждой жизни мы обретаем определенные ощущения. Мы обладаем некими качествами, чувствами, способностью восприятия, и каждая теистическая традиция несет идею достижения гармонии, совершенства. Само по себе понятие «писание» подразумевает то, что кто-то находился в духовном научном поиске и обрел какие-то результаты, записал их и явил в форме откровения. Это называется «писание».

#00:08:45#

веда̄х̣ вибхинна̄ смр̣тайо вибхинна̄х̣
на̄сау р̣шир йасйа матам на бхиннам…

…дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇,
маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣[2]

Это ответ, данный Юдхиштхирой Махараджем. Это очень важная шлока, в которой он описывает источник подлинного откровения. Он говорит, что в этом мире очень много источников, из которых мы можем получить знание или информацию. Также в этом мире огромное количество последователей, духовных студентов и огромное количество духовных школ, которые мы называем сампрадаями. Также большое количество риши, которые заняты теистическим поиском и дают нам новые заключения, освежая духовную мысль.

#00:10:53#

Таким образом, множество ученых, мудрецов пытаются дать нам лучшие заключения. Тем не менее мы существуем сами в мире знания. Душа обладает качествами, она сама по себе способна чувствовать, переживать, не важно, в каком теле она пребывает: в теле коровы или слона, человека или другого животного.

#00:12:52#

В своей книге «Чайтанья-шикшамрита» Бхактивинод Тхакур описал пять различных методов постижения сознания: ачалита-четана, мукулита-четана, викашита-четана и пурна-авьякша-четана. Различные планы сознания, описанные Бхактивинодом Тхакуром, — это пять планов бытия. Но помимо Бхактивинода Тхакура, мы видим, что ученые мудрецы, мыслители этого мира также приходят к этому заключению. Такой известный ученый, как Джагадиш Бос, доказал, что растения в этом мире обладают чувствами. Все эти продвинутые личности пришли к одному заключению, что существует что-то за пределами видимой, ощутимой материальной реальности.

#00:19:21#

Вайшнавы описывают различные планы сознания, постижения и говорят о том, что существуют такие планы, как способность собственного восприятия чувств, коллективный опыт, коллективное знание, существует мир интуитивного знания. Но также существует такой план, как апракрита, который Вишванатх Чакраварти Тхакур описывает в комментариях как мир знания, как план бытия, который лежит за пределами материальных чувств и ума, который тоньше самого тонкого состояния этого материального мира. Это апракрита — это самый высший план существования — трансцендентный план. Он описывается как то, что очень похоже на материю, но материей не является.

#00:21:00#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
               нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
          нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[3]

Эта шлока описывает Кришну, как высшую форму красоты, блаженства, молодости. Нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа означает, что Он имеет человеческую форму, Он выглядит не отличным от того, что мы видим на этом плане бытия, но, тем не менее, Он полностью трансцендентен, Он не материален.

#00:22:33#

Мы знаем о том, что есть три концепции реальности — Бхагаван, Параматма и Брахман. Брахман — это то, что пребывает над миром материи, то, что выше материи. Еще глубже Брахман-концепции мы видим концепцию Параматмы. Выше, чем атомарная концепция Параматмы — божественного присутствия в каждом живом атоме, существует концепция Бхагавана. В этом состоянии все качества, такие как красота, сила, знание, богатство, правдивость и отреченность явлены в своем абсолютном положении. Все эти шесть качеств абсолютным образом явлены в личности Бхагавана.

#00:25:18#

В этом мире мы привыкли соприкасаться с материей, с тем, что находится в статичном состоянии. Но если мы приедем в Индию, то увидим ножные колокольчики у кого-то на ноге. Точно такие же колокольчики могут находиться на ноге у кого-то из окружения Кришны, но они будут явлены не из неких материальных объектов, они будут обладать полным сознанием, они имеют природу трансцендентной реальности. В писаниях сказано, что камни способны исполнять желания. Те ножные колокольчики, что находятся на ногах у гопи, есть продукт чинтамани — драгоценных камней, которые исполняют все желания.

#00:27:25#

Тот план сознания, план бытия непостижим для обитателей этого мира. Там все обладает природой вечного блаженства. Даже такой пример, как когда кто-то в духовном мире хочет съесть яблоко, яблоко само тянется к нему и испытывает вечное блаженство, и тот, кто ест яблоко, счастлив, и яблоко счастливо. Тот мир лишен такого заблуждения, как смерть. Наше представление о смерти является заблуждением. Даже в этом мире мы просто принимаем различные формы, но в духовном мире такое понятие отсутствует. Там все является частью лилы, как, например, Кришна убивает Камсу. Хотя внешне кажется, что Камса оставляет свое тело, его материальная форма обретает трансцендентное положение.

#00:30:48#

на джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин
на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах
аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄но
на ханйате ханйама̄не ш́арӣре[4]

Если читать внимательно Гиту, то там приводится множество терминов, которые обозначают, что тот мир нерожденный, бессмертный, нематериальный, нетленный и так далее. Говоря о природе того мира, писания постоянно говорят о том, что там также существует иллюзия в определенной форме, но главное отличие от материального мира в том, что он обладает вечной, трансцендентной природой. Все существует в том мире на плане чувств, переживаний.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[2] Тарко ’пратиш̣т̣хах̣ ш́рутайо вибхинна̄, на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам / дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇, маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ — «Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: „Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны“» («Махабхарата», Вана-парва, 313.117; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.186; 25.57).

[3] «Самая высшая форма Господа — это Кришна, Который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[4] «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (Бхагавад-гита, 2.20).

 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 24.6 МБ)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования