Субботняя лекция на Кисельном. Манас Кришна Прабху. 24 марта 2012 года

 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.4 МБ)

Содержание лекции:

Вопрос: Правда ли, что если кто-то родится в святой дхаме, то это последнее воплощение этого человека в материальном мире?

Ответ: Вскоре после ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, некоторые из преданных обратились к Шриле Гуру Махараджу и задавали ему много-много вопросов. В какой-то момент они почувствовали, что они не в состоянии выносить той музыки, которая играет на улице прямо в Навадвипе. «Какая-то невыносимая популярная музыка!» они удивлялись. Они пожаловались, спросили Гуру Махараджа: «Как это возможно, что обитатели святой дхамы, жители святого места слушают такую музыку?» Шрила Гуру Махарадж ответил тогда: «То, что вам кажется простой музыкой, то, что вы сейчас слышите, это больше, чем любой ваш киртан в западном мире. Любые поступки обитателей Навадвипы следует считать трансцендентными».

То есть, с точки зрения Шрилы Гуру Махараджа каждая частица святой дхамы, каждый обитатель это неотъемлемая часть вечной лилы Шри Чайтаньи Махапрабху. Он говорил: «Каждый муравей там осуществляет свой вклад в вечное движение Махапрабху в Навадвипе». Но это видение Шрилы Гуру Махараджа высочайшее из всех возможных восприятий всего с высочайшей духовной точки зрения. Поэтому с точки зрения Шрилы Гуру Махараджа не только любой обитатель святой дхамы живет свое последнее воплощение в этом мире, но более того, это вечный паршада, вечный спутник Махапрабху.

С другой стороны мы знаем, что Махапрабху давал наставления своим преданным не общаться с обитателями дхамы потому, что их поступки непостижимы для нас. И в том случае кто кому давал наставления: это Верховная личность Бога собственной персоной давал наставления своим вечно освобожденным спутникам, ближайшим друзьям. И поэтому Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж подчеркивали нам, что, разумеется, нам следует считать их вечными спутниками Господа, но это не означает, что мы сейчас немедленно пойдем и начнем близко общаться с ними, желая обрести духовное общение. Мы предлагаем им почтение с некоторой дистанцией, с одной стороны потому, что сам Шрила Гуру Махарадж хотел общаться только с теми, кто был исключительно предан Махапрабху, то, есть в конечном счете, Шримати Радхарани. 

Даже в играх Махапрабху мы видим, например, в случае Харидаса Тхакура, он родился в мусульманской области Индии. Почему, для чего? Для того, чтобы и этим обитателям дать освобождение. Есть разница между тем, чтобы общаться с кем-то и общаться с кем-то. Вы знаете, о чем я? Для нас общение означает садху-санга. Шрила Гуру Махарадж снова и снова, и снова подчеркивал этот важнейший для нас с вами момент: самое главное в духовной жизни это общение с духовными людьми садху-санга. Он объяснял: «Это подобно тому, как одна свеча может быть зажжена от пламени другой свечи». Таким образом, если в сердце какого-то человека уже горит эта желанная цель рвение, желание служить Божественной чете Враджа, а это высочайшая цель вайшнавов, то благодаря тому, что это есть в его сердце, он может зажечь сердца других.

Здесь нам говорят об очень-очень высоких, тонких идеалах, об очень высоких стандартах жизни. Разумеется, существует Вайкунтха духовный мир, в целом. Однако Махапрабху, тех, кто стремится служить Махапрабху, Вайкунтха не интересует. Почему же тогда Шрила Гуру Махарадж хотел общаться только в очень узком кругу? Это было не случайно. Потому, что те идеалы, которые принес Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, в состоянии оценить только единицы людей. Даже в самой Навадвипе есть много людей, которые не обязательно следуют линии Сарасвати Тхакура. И опять же сам Махапрабху сказал Джагадананде Пандиту:  «Когда отправишься во Вриндаван, не общайся с браджа-баси, с обитателями Вриндавана, потому что ты не сумеешь понять их поведение».

[00:12:20] Мы только что пели песню, там есть такие слова:

чхайа бега доми’, чхайа дош̣а ш́одхи’, чхайа гун̣а дехо’ да̄се

(«Шри Вайшнава-махима-гити»)

Бхактивинод Тхакур молится: «О вайшнав, пожалуйста, одари меня шестью видами благоприятного духовного общения». Чхайа сат-санга шесть видов сат-санги, общение с сат, но кого можно считать сат или же садху? Шрила Гуру Махарадж объясняет, что общее правило таково: мы можем понять, что человек является садху, если его признает таковым другой садху. Шрила Сарасвати Тхакур в столь многих случаях признавал высокое положение Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа и он указывал на его особенное положение. Откуда еще мы могли бы знать о том, какого положение Шридхара Махараджа, что он является Рупа-нуга-дхарой. И духовные братья Шрилы Гуру Махараджа и другие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура сумели признать Шрилу Гуру Махараджа потому, что Шрила Сарасвати Тхакур признавал его, поэтому они продвигали Гуру Махараджа. Подобным же образом Шрила Гуру Махарадж указал на Шрилу Говинду Махараджа как на того, кто квалифицирован, достоин, способен продолжать сампрадаю.

То есть мы можем понять, что человек садху, если его рекомендует другой садху. Поэтому, в идеале, мы хотим окружить себя обществом людей, которые хотят глубоко погрузиться в процесс понимания того, что такое садху-санга, искать общества тех, кто следует идеалам Рупа-нуга-дхары, то есть тех идеалов, которые были даны Шрилы Рупы Госвами по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху.

О славе Бхактивинода Тхакура.

Шрила Гуру Махарадж говорил о Бхактивиноде Тхакуре следующим образом: «Бхактивинода Тхакур не просто дал нам все писания, не просто дал нам все высшие идеалы. Если говорить о Бхактивиноде Тхакуре, попросту говоря можно сказать он дал нам все». Ведь до времени, когда пришел Бхактивинода Тхакур, сама идея, кто такой Шри Чайтанья Махапрабху, какие идеи он давал, стала скрыта, это потерялось благодаря множеству ложных притворных практикующих. В то время люди, называющие себя последователями Шри Чайтаньи Махапрабху, могли устраивать какие-то группы, где все участники накуривались гашиша и устраивали своеобразную раса-лилу, где мальчики притворялись Кришной, а девочки притворялись, что они гопи и все это происходило под видом, что они последователи Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Сарасвати Тхакур говорил о Бхактивиноде Тхакуре, что Бхактивинода Тхакур называл себя метлой, которая должна очистить сампрадаю от всего мусора. Точнее Бхактивинода Тхакур назвал себя подметальщиком, дворником, который очищает сампрадаю от всего мусора. Сарасвати Тхакур сказал, если Бхактивинода Тхакур дворник, то я лишь одна из веточек в его метле. У Бхактивинода Тхакура было 9 детей. И поскольку Бхактивинод Тхакур это махабхагавата величайшая личность, то, казалось бы, все его 9 детей должны были стать совершенными святыми, идеальными последователями, идеальными фантами идеалов Шри Чайтаньи Махапрабху.  Но мы знаем, что из всех детей Бхактивиноды Тхакура лишь один Сарасвати Тхакур стал продолжателем дела своего отца, по-настоящему понял, каков дар Бхактивинода Тхакура.

Однажды Сарасвати Тхакур ругал одного из своих братьев, говоря ему: «Зачем ты считаешь Бхактивинода Тхакура всего лишь отцом? Ты считаешь, что он всего лишь отец, такой, каких много в мире? Нет. Он исключительный посланник высочайшего мира, не следует считать его всего лишь отцом». Этот брат Сарасвати Тхакура, Лалит Прасад, совершенно отошел от линии, которую дал Бхактивинода Тхакур. Подобно этому у Адвайты Ачарйи в прежнее время также было много детей, но некоторые из них стали питать свои собственные идеи, представления о том, кто такой Махапрабху. И это дети самого Маха-Вишну. Кто-то может сказать: «Почему же они несовершенные души? Почему бы нам не следовать им, если они дети Маха-Вишну?»

Таким образом, нельзя сказать, что каждый, кто родился в святой дхаме, обязательно будет последователем Шрилы Рупы Госвами. Как понять, кто следует линии Шри Рупы? Такой человек следует линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, потому что именно Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур восстановил в наше время линию Шри Рупы.

[00:23:23]

Каждый день мы поем песню, прославляющую Гаура-Сарасвати:

джайаре джайаре джайа гаура-сарасватӣ

бхакативинода нвайа карун̣а̄ мурати

Наш матх называется Шри Чайтанйа Сарасват Матх. Это линия, идущая от Шри Чайтаньи к Сарасвати Тхакуру. Эту песню написал Шрила Гуру Махарадж, эта песня что-то особенное. Она содержит в себе всю суть «Шри Чайтанйа-чаритамриты», выраженную в прекрасной поэзии. Во времена самого Шрилы Сарасвати Тхакура существовало только Гаура-арати, то самое Гаура-арати, которое мы также поем каждый вечер. Было еще отдельное арати для Радхи-Кришны. В те времена пели эти два арати, но на наших алтарях, в соответствии с традицией Шрилы Сарасвати Тхакура представлены божества Радхи-Кришны и Махапрабху. Такова была идея Шрилы Сарасвати Тхакура, что мы поклоняемся Радхе-Кришне и Махапрабху.

Прежде, до Сарасвати Тхакура Махапрабху поклонялись на отдельном алтаре, а Радхе-Кришне на отдельном. Но Сарасвати Тхакур в особенности хотел раскрыть смысл одного из стихов Сварупы Дамодара, где описано, кто такой Махапрабху это внутри Сам Кришна, внешне Сама Шримати Радхарани, это Они двое, слитые воедино.

В ранние дни Шри Чайтанйа Сарасват Матха, когда Шрила Гурудев был еще юным брахмачари, однажды он спросил Шрилу Шридхара Махараджа: «Почему у нас нет специального арати для божеств, которые у нас есть Радхи-Кришны-Махапрабху? Мы поем арати для Радха-Кришны, мы поем арати для Махапрабху Гаура-арати, но почему нет особенного арати для этих божеств?» Тем самым Шрила Гурудев вдохновил Шрилу Гуру Махараджа написать отдельное арати, которое раскрыло внутреннюю сущность Шри Чайтанйи Махапрабху.

Не все обитатели Навадвипы или Вриндавана поклоняются Махапрабху таким образом. Многие поклоняются Гаура-Нитйананде, считая их Радха-Кришной. Эти люди, казалось бы, родились в дхаме, но некоторые из них поют ложные мантры, в особенности одну из них, которую страстно ненавидел Шрила Сарасвати Тхакур, потому что эта мантра предполагала, что Сам Шри Чайтанйа Махапрабху это Кришна, а Нитйананда это Радхарани или наоборот. В этом Сарасват-арати Шрила Гуру Махарадж описывает: вся слава, вся слава Гаура-Сарасвати, но затем внутри этого арати заключено, явлено глубочайшее видение самого Шрилы Гуру Махараджа.

В той песне говорится: «бхактивинода нвайа коруна мурати», что по милости Бхактивинода Тхакура эта божественная концепция Гаура-Сарасвати была явлена в этом мире. В этих словах Бхактивинода Тхакура называют «каруна мурати», то есть милость, сострадание собственной персоной, воплощение всего сострадания, потому что он принес эту линию Гаура-Сарасвати. Поэтому Шрила Гуру Махарадж говорит, что дал нам Бхактивинода Тхакур он дал нам все и даже более того, помимо этого, он дал нам еще и Гуру Шрилу Сарасвати Тхакура.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати был одним из уполномоченных представителей самой Шримати Радхарани, специально отправленным в этот мир, потому что Бхактивинода Тхакур молился ей: «Пожалуйста, пошли мне кого-то из тех, кто будет способен продолжить эту линию».  И Сарасвати Тхакур — это непосредственный результат той молитвы Бхактивинода Тхакура. Шрила Гуру Махараж явил, раскрыл насколько дорог Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур для Шримати Радхарани.

В песне посвященной уходу Шрилы Сарасвати Тхакура, написанной сразу после его ухода, он пишет, что Она была более не в состоянии терпеть разлуку со Своей самой дорогой служанкой и поэтому Она похитила Свою служанку его, Сарасвати Тхакура из этого мира. Поэтому далее в этой песне сказано: «бхувана-мангала» «это благоприятное служение Шри Чайтанйе Махапрабху ты, Бхактивинода Тхакур, утвердил в этом мире». В следующей строке заключено два значения: «бхакатисиддханта шудха прогйана уджджвала» «ты даровал бхакти-сиддханту». С одной стороны можно понимать, что «ты даровал Бхактисиддханту», в смысле Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. С другой стороны можно понимать эти слова так: Бхактивинода Тхакур дал бхакти-сиддханту, то есть сиддханту бхакти высочайшее совершенство бхакти, воплощение идей бхакти в чистом виде. И это воплотилось в личности Сарасвати Тхакура.

Просто невозможно вообразить, сколько вложено в каждое слово этого Сарасват-арати, сколь многое Шрила Гуру Махарадж вложил в каждое слово. Даже в этом выражении «прагйана-уджджвала» есть много скрытых значений. В этом есть намек на самую вершину, высочайшее проявление служения, то, что называется уджджвала-раса. В одном из следующих стихов Шрила Гуру Махарадж начинает описывать, а кто такой собственно этот Махапрабху и он начинает описывать: «радха-шйама экатану дакше гаура райа» вот перед нами стоит Сам Шри Чайтанйа Махапрабху, в центре стоит Кришна, по левую руку Шримати Радхарани. Далее он начинает описывать, что Радха-Шйам то есть ра̄дха̄-ш́йа̄ма экатану в едином теле, в едином облике; дакш̣е гора̄ ра̄йа: дакше означает справа, Он находится справа.

С нашей точки зрения, если мы смотрим на алтарь, то, казалось бы, Махапрабху слева, но Шрила Гуру Махарадж, как и во всем остальном, всегда все рассматривает с точки зрения Господа, он дает сознание Кришны, а не кого-либо еще.

Далее: ба̄ме ра̄дха слева Шримати Рахарани; мадхйе свайам̇ ш́йа̄ма-гопа джайа в центре Шйам-гопа пастушок Крушина.

Однажды, много лет назад в Навадвипе, я задал Шриле Гурудеву вопрос. В то время я был весьма молод, мне было лишь 22 года и я чувствовал себя довольно стеснительно, задавая этот вопрос. В то время Шрила Гурудев неизменно давал даршаны рано утром и вечером, его здоровье вполне позволяло это. Но я набрался смелости, чтобы спросить и задал Шриле Гурудеву следующий вопрос: «Каждое утро мы поем песню «Гурудев! крипа бинду дийа…», что дословно означает «Гурудев, дай каплю милости». Мы молим, чтобы Гурудев одарил нас каплей милости, но, продолжал я, мне кажется, что Вы постоянно одариваете своей милостью, Вы постоянно проливаете свою милость на нас, поэтому мой вопрос заключается в следующем: как мы можем сделать себя приемниками Вашей милости? Как нам принимать Вашу милость?» Он улыбнулся, немного усмехнулся и после некоторого размышления сказал: «На самом деле это очень важный вопрос, ведь очень важен дух такого поиска. Каждый день мы поем эти песни, но важно не только петь, необходимо понимать смысл»

Далее он начал описывать некоторые из песен Бхактивиноды Тхакура, в частности те песни, где он называет себя собакой, он говорит: «Я твоя собака, я твой пес, в любом случае я останусь и буду сидеть у твоего порога. Что бы ты ни сделал со мной, будешь ли ты пинать меня или будешь обнимать меня, в любом случае я твой пес».

В свои последние две недели пребывания в этом мире, видимого пребывания с нами, Шрила Гурудев иногда вспоминал последний стих «Шикшаштака» Шри Чайтанйи Махапрабху. Он говорил: «Это последнее слово Махапрабху, это последнее наставление Махапрабху для всех нас и там сказано: “Кришна может обнять меня с любовью, а может отвернуться от меня, может даже отвергнуть меня, прогнать, но мне это не важно. Что бы он ни сделал, все равно я принадлежу Ему”». Тогда Гурудев сказал: «Это преданность. Обратит ли на меня внимание Кришна, прольет ли на меня Свою милость, в любом случае у меня нет иного выхода, у меня нет иного прибежища, я все равно принадлежу только Ему».

И в том другом случае Шрила Гурудев описывал эту песню Бхактивинода Тхакура и чувства, которые его выражают, а именно, что я твоя собака и ты можешь прогнать меня, пинать меня или погладить, в любом случае я твой. И так он предлагает, как всегда, очень практичный путь, практическое решение. Ведь Махапрабху обращается к Кришне в настроении самой Шримати Радхарани.

Но как же мы, ведь мы не знаем толком, кто такой Кришна? Как же нам тогда обрести преданность Ему? Но мы знаем Шрилу Гуру Махараджа, мы знаем с вами Гурудева. И мы знаем, что положение Гурудева ничем не уступает положению самого Кришны. Шрила Гуру Махарадж описывал это такими словами, что ограниченное ищет безграничного и безграничный открывается ему навстречу, посылая свою безграничную любовь. Но мы столь плотно обернуты своими ложными представлениями о себе, своим ложным я, что мы даже не в состоянии понять, как такие отношения возможны.

Шрила Гуру Махарадж выражает это такими словами. Наши глаза закрывает множество оболочек предрассудков. По доброте Своей Кришна проявляет Себя для в форме, знакомой для нас, форме, которую мы могли воспринять, чтобы мы могли ощутимым, осязаемым образом почувствовать Его любовь. И эта форма, в которой воплощается Вишну это Шри Гуру». Поэтому, Шрила Гуру Махарадж заключал, безграничное встречается с ограниченным в этом мире, в этой точке в облике Шри Гуру. А также, Шрила Гуру Махарадж продолжал, Гуру это не что-то неизменное, он живой. Гуру в состоянии проявить себя по-разному, он может проявить себя даже через кого-то из своих учеников.

Подобно тому, как одна свеча может зажечь другую, также и ученики, в какой-то степени их можно сравнить с теми ссылками, которые в той или иной степени проявляют Гуру. Через сердце других преданных мы чувствуем любовь и нежность, которая идет к нам от Вишну, потому что Гурудев всегда говорит с нами. И очень важный момент: Шрила Гурудев часто повторял, что необходимо очистить зеркало своего ума, зеркало своего сознания. Каким образом? Повторяя имена Кришны. Таким образом, Кришна дарует нам Гуру, а Гуру дает нам Кришну. В каком виде он дает нам Кришну? В виде Святого имени Кришны. Когда Гурудев дает нам Святое имя, он дает также наставление, как правильно повторять Святое имя. И это наставление заключается в следующем: старайтесь повторять Святое имя без оскорблений.

Самый важный момент это третье оскорбление Святого имени, которое заключается в следующем: считать Гуру кем-либо, кроме непосредственного представителя Кришны. Та высочайшая реальность, поисками которой все заняты, то, что называют Прекрасной Реальностью, собственной персоной приходит, являет Себя передо мной в облике Шри Гуру и если я смогу жить, понимая это, то в этом случае я смогу избавиться от этого препятствия, этого оскорбления.

Шрила Гуру Махарадж повторял, что мы пришли в сознание Кришны для того, чтобы получить подлинное понимание, не просто формальное достижение, но настоящее понимание. Благодаря Шри Гуру, его милости мы можем собираться вместе и обсуждать, пытаться понять, каковы эти десять оскорблений, как от них избавиться, ведь в сердце каждого преданного подобно факелу, который был зажжен нашим Гуру, есть частичка, которая была вложена в него Гурудевом. И находясь в обществе преданных, мы можем погружаться все глубже и глубже в понимание, разбираться все тоньше и тоньше в том, для чего мы собственно сюда пришли, для чего мы находимся в обществе преданных.

Мы можем помочь друг другу разобраться, понять почему мы не чувствуем того, что должны чувствовать, например, почему я не ощущаю вкуса Кришна-нама. Ведь говорят, что повторение Кришна-нама это величайший экстаз, но почему я этого сейчас не чувствую? Гурудев сказал, что очень важно, чтобы мы задавались такими вопросами, задавали их сами себе и друг другу. Потому что одна из частей садху-санги раскрывать сокровенные чувства своего сердца и выслушивать сокровенное.

Я помню однажды Шрипад Вайшнав Махарадж, в то время его еще звали Шрута Шрава Прабху, сказал на одной лекции в Навадвипе, в особенности мне запал в память один момент. Он сказал: «На каждом из нас лежит ответственность перед собой и перед окружающими стать благоприятным общением друг для друга. Он говорил о том, что мы должны помогать друг другу, потому что мы единственное, что у нас есть. Сколько людей сейчас на планете Земля, мы не знаем точное число, может быть 7 миллиардов, может быть 10, может быть больше, но из всех этих миллиардов сколько способно соприкоснуться с идеями Шрилы Гуру Махараджа и оценить их?

Авадхута Махарадж прислал меня сюда, для того, чтобы я, общаясь с вами вдохновился, это обоюдный обмен. Сознание Кришны всегда заключено в этом обоюдном обмене. Я очень признателен и очень счастлив, что у меня есть возможность быть здесь с вами. Потому что сейчас, в разлуке с нашим Гурудевом, единственное, что у нас осталось это его последователи, те, кто были затронуты, зажжены его посланием. Общество преданных, общество друг друга это единственно ценное, что у нас есть. Нам всем невероятно повезло, что у нас, так или иначе, есть связь с полной нежности и любви семьей Шрилы Гурудева.

Джайа Ом Вишнупад Парамахамса-Паривраджакачарйа-Варйа Аштоттара-шата-Шри Шримад Бхакти Сундар Говинда дев-Госвами Махарадж ки джайа!

 


Транскрипция: Нава Гопи Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси

← «Учитель и ученик» (часть 3). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 августа 2000 года. Москва, Вешняки ·• Архив новостей •· День памяти Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования