«Мистерия звука». Манас Кришна Прабху. 20 сентября 2012 года. Томск. Программа в КЗ «Аэлита»



скачать (формат MP3, 62.55M)

Russian

Манас Кришна Прабху

Мистерия звука

(20 сентября 2012 года. Томск. Программа в КЗ «Аэлита»)

 

Манас Кришна Прабху. Я очень счастлив быть здесь, встретиться со всеми вами. Хотя трудно, конечно, вас увидеть из-за света прожекторов, но я верю, что кто-то здесь есть. Я коротко представлюсь. Рэй Чарльз однажды сказал: «Я был рожден в этот мир с музыкой, и в этом мире музыка была моей пищей, музыка была моей водой, музыка была всем для меня». Я не могу сказать, что в моем случае это все буквально так, но до какой-то степени я испытывал подобные чувства по отношению к музыке. Я чувствовал, что жизнь моя предназначена для музыки, я чувствовал, что главное и единственное, чем я хочу заниматься, — это музыка.

#00:01:58#

Я чувствовал, что музыка — это лучший инструмент, лучшее средство для того, чтобы выразить то, что на сердце, то, что человек на самом деле чувствует. Как сказал однажды Гюго, музыка — это лучшее средство для того, чтобы выразить то, чего не передать словами. Когда я рос, я начал задумываться о смысле жизни, для чего предназначена моя жизнь, зачем я живу, как, — различные вопросы стали приходить мне на ум. И это привело меня к каким-то поискам, но этот поиск привел меня, как и многих подростков в наше время, к попытке раскрыть себя, к попытке найти себя через секс, наркотики и рок-н-ролл — три столпа жизни подростка.

#00:04:07#

И так мы организовали группу, у меня были очень длинные волосы в то время, я был поклонником хеви-метала, тяжелого металла, я стал певцом в нашей группе. Жизнь наша была вполне комфортна. В Австралии вообще жизнь хороша, но мы к тому же жили на так называемом Золотом побережье. Это место называют так потому, что все пляжи там покрыты изумительной красоты золотым песком. Жили мы в деревне, на ферме, буквально в часе езды от побережья, поэтому жизнь наша была вполне удобна. Но, несмотря на внешние удобства, я чувствовал внутренний дискомфорт, я чувствовал внутреннее побуждение, что-то внутри меня хотело раскрыть себя. И я обнаружил, что музыка — это лучшее средство для того, чтобы выразить эти свои стремления.

#00:06:00#

Когда мне было пятнадцать или, может быть, шестнадцать лет, со мной произошло необычное происшествие. Я сидел в одиночестве, играл на гитаре. Да, я был под действием определенных веществ, суть не в этом. Суть в том, что когда я сидел в одиночестве и играл на гитаре, со мной произошло то, что я могу назвать только как прозрение. Зачастую сложно описать переживание, описать свой опыт другому человеку, иногда даже невозможно, но, пожалуй, лучшие слова, которые я могу подобрать для этого: то состояние было состоянием совершенства. Это было настолько близко к совершенству, насколько это только может быть. И я чувствовал, что совершенство окутывает меня со всех сторон, это совершенство находится внутри меня, это совершенство находится внутри каждого человека. Я чувствовал тесную связь с этим всеохватывающим совершенством. И это захватило меня целиком и полностью, и я оказался в таком блаженстве, что даже перестал чувствовать свое физическое тело. И эти ощущения, этот экстаз можно описать таким образом, что даже самый величайший, самый высший оргазм не мог даже близко подойти к этому блаженству.

#00:08:16#

Все мы в этом мире ищем счастья, ищем удовольствия. Это то, что объединяет все души в этом мире, — поиск радости, поиск счастья. И то переживание показало мне, что все мои попытки найти удовольствие, радость, счастье во внешнем мире не смогут дать мне того счастья, что можно ощутить внутри, того совершенства, того счастья, что на самом деле уже существует внутри меня, внутри каждого человека. И когда я очнулся от этого переживания, я мог только удивляться и никак не мог понять, что же это со мной произошло. Но одно я почувствовал точно, что смысл жизни в том, чтобы найти подобные ощущения, в том, чтобы суметь приблизиться к этому ощущению совершенства, для которого не требуется никакая поддержка из внешнего мира, то совершенство, то счастье, которое можно ощущать внутри себя.

#00:10:29#

Прошло почти два года. На протяжении этих двух лет я пытался найти это ощущение, я пытался найти, как же раскрыть это, но все мои попытки были безуспешны. В итоге в какой-то момент, находясь на музыкальном фестивале, я взмолился к Богу. Я почувствовал такое отчаяние, что даже, хотя я не был религиозным человеком и особо в Бога не верил, но тем не менее я взмолился к Богу. Я сказал: «Пожалуйста, если есть мой путь, если Ты существуешь, пожалуйста, покажи мне, каков мой путь?» Если честно, я был скорее антирелигиозным человеком, у меня не было никакого сочувствия к какой бы то ни было религиозной системе. Но поскольку родители моей мамы были католиками, они воспитали ее в этом духе, поэтому моя мама также однажды дала мне совет: «Если когда-нибудь ты почувствуешь отчаяние, потребность в помощи, то молись. Бог всегда слышит тебя. Может быть, ты Его не слышишь, но Он всегда слышит, Он всегда видит тебя, всегда слышит тебя».

#00:12:04#

Итак, со слезами на глазах, с чувством отчаяния в груди я взмолился Богу: «Пожалуйста, покажи мне, каков мой путь». И на следующий день я познакомился с людьми, которые приехали на фестиваль. Это были веселые люди, они пели и танцевали. Они также приехали на этот фестиваль и пригласили меня в прекрасный ашрам, расположенный в горах неподалеку от того места, где проходил фестиваль. Это были очень приятные люди, от них исходили тепло и доброта, поэтому мы приняли их приглашение, и мы с братом, мой брат был за рулем, на следующий день отправились в их ашрам. Пожалуй, это было самое важное событие во всей моей жизни. Ведь в то время в тот ашрам как раз приехал один из величайших духовных учителей Индии. Он приехал из Индии на две недели в Австралию, и поскольку он был там, у нас была возможность встретиться с ним.

#00:14:13#

Когда мы приехали в этот ашрам, едва только выйдя из машины, я почувствовал необычайное умиротворение, я почувствовал очарование, мистическую природу этого места. Затем нам показали дом, в котором находился тот самый учитель и беседовал [с учениками и последователями]. Одного взгляда этого учителя, брошенного на меня, было достаточно, чтобы перевернуть в корне всю мою жизнь. Иногда говорят, что глаза — зеркало души. Так вот взгляд этого человека напоминал мне рентгеновское зрение супермена. Я почувствовал, что его взгляд пронизывает меня до самой глубины души, он видит меня насквозь. Если рассказывать обо всем во всех подробностях, то наша встреча затянется на несколько часов, поэтому расскажу только вкратце. То самое ощущение совершенства, что я почувствовал двумя годами ранее, [вернулось ко мне]; я почувствовал, что этот старик, ему было, быть может, семьдесят лет, этот индийский садху, святой человек олицетворяет собой это ощущение, это ощущение счастья живет внутри него.

#00:16:45#

Даже просто находясь рядом с ним, всякий человек чувствовал, что, словно магнитное притяжение, необычайная сладость, очарование, нежность так и текли из его сердца и проливались на всех окружающих. И я знал, что этот человек никогда никого не обманет. Веды говорят, что мы, будучи людьми, наделены четырьмя особыми [несовершенными] свойствами [изъянами][1], и одно из этих свойств — обманывать. Обманывать других и обманывать себя. Почему у нас есть такая склонность? Потому что мы несовершенны, человеку свойственно ошибаться. Наши чувства также несовершенны. Мы можем увидеть своими глазами только ограниченный спектр света, своими ушами — [услышать] только ограниченный спектр звуков. Но, несмотря на все наши несовершенства, в глубине в каждом из нас живет что-то, что стремится к тому самому совершенству.

#00:18:36#

И, встретившись с этим учителем, я немедленно почувствовал, что он олицетворяет в себе это совершенство и что он не способен обмануть кого-либо просто потому, что он не нуждается в чем-либо, ему ничего ни от кого не нужно. Позже мы споем песню об этом, но я почувствовал, что он обладает всем знанием, всей мудростью. Находясь рядом с ним, я почувствовал, что это очень мудрый человек. И так я задержался в этом ашраме на неделю. Затем я, по сути, бросил все, чем я когда-либо занимался в жизни, и посвятил себя только этому. То есть я переехал в этот ашрам, на протяжении полугода жил там, изучал Веды, изучал эту культуру. А полгода спустя впервые отправился в Индию. С тех пор я ездил в Индию уже, пожалуй, двадцать пять раз. Каждый раз, приезжая в Индию, я оставался там иногда на месяц, а иногда и на два года.

#00:21:11#

Итак, я погрузился в изучение этой науки — бхакти-йоги, которой учит нас наш учитель. И бхакти-йога имеет интересную особенность, что музыка [в ней] используется как один из инструментов для самоосознания. Мы знаем эти библейские слова, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но за тысячи лет до библейских событий Веды также обсуждали эти вопросы. И Веды отвечали на следующий вопрос: что это было за слово? Веды говорят, что изначальное слово — это Ом. Веды говорят, что Ом — это изначальная вибрация, вибрация, которая стала семенем, из которого проявилось все творение. Один великий учитель сказал однажды, что Ом переводится как большое «Да». То есть: «Да, то, что вы ищете в своем сердце, существует». Ом — это подтверждение: «Да, это реально. То, чего вы ищете, даже в этом мире существует, но это существует таким образом, что вы и представить себе не можете, насколько это чудесно».

#00:23:28#

Веда означает «знай», просто «знай». То есть, если кто-то родился человеком, то это его долг — познать это, постичь это знание. Веды говорят, что интеллект, склонность разобраться в себе, склонность найти счастье достигает совершенства, когда человек постигает атма-гьяну, знание о своем духовном начале. А в более широком смысле сказано: брахма-джигьяса — займитесь поиском духа, займитесь поиском того духовного начала, которое объединяет в себе все сущее, брахма.

#00:25:01#

Однажды известный классический композитор XVII века, Людвиг ван Бетховен сказал: «Музыка — большее откровение, нежели философия». Но за тысячи лет до этого великие ведические исследователи и ученые также поняли, что звук — это величайшее, важнейшее начало всего. Или, как выразил эту мысль Фридрих Ницше: «Без музыки жизнь была бы сплошной ошибкой». Веды [как бы] говорят, что Бетховен был наполовину прав. Но Веды идут дальше и «сливают» воедино музыку и философию. Сами по себе Веды — это крупнейшее и глубочайшее собрание знаний из всех, когда-либо известных человечеству. Сказано, что все это необъятное знание было рождено из изначальной вибрации, из изначального звука-семени, того самого Ом. Поэтому все знание, вся культура Вед исходят из звука. Веды говорят, чем отличается звук от шума. Шум так же, как и звук, способен сотрясти наши барабанные перепонки и вызвать в нас какие-то ощущения, это вибрация, которая рождает ощущения.

#00:28:03#

Но Веды говорят: звук — это нечто большее, это то, что несет в себе смысл. То есть всякий звук в глубине своей обязательно заключает в себе какое-то послание, какой-то смысл. Здесь мы приходим к идее мантры. Мантры подобны ключам, это ключи, которые способны раскрыть самое главное сокровище, главное предназначение существования человека. Чуть позже мы еще будем говорить о мантрах, о смысле мантр, поскольку в целом наша встреча озаглавлена — «Мистерия звука». Здесь у нас есть этот удивительный инструмент, он называется мриданга. Мриданга означает «рожденная из земли». Оболочка мриданги сделана из глины, поэтому в этом смысле — буквально из земли. Это неповторимый инструмент. Иногда его называют танцевальный барабан, потому что у него есть этот ремень, и он позволяет вам быть совершенно свободным [во время игры на инструменте]. В отличие от других барабанов, таких как табла и джембе, которые более стационарны, мриданга специально предназначена для того, чтобы одновременно петь и танцевать.

#00:30:26#

Мриданга — это инструмент, который традиционно используют в храмах, в ашрамах в Индии. И, как и во всех ведических мантрах, гимнах, песнях, его предназначение — возвысить сознание. То есть этот инструмент предназначен не для того, чтобы рождать в нас [физические] ощущения от музыки, но для того, чтобы донести нам более глубокий смысл. Ведь музыка способна коснуться сердца, она проникает в сердце гораздо глубже, чем любое другое явление. Музыка, звук. Но когда мы говорим «сердце», о каком сердце идет речь? Речь идет о нашем центре, самой сердцевине нашего существа. Иногда сердце сравнивают с луковицей, то есть в нас есть много слоев. Вы знаете, что, если разрезать луковицу, вы начинаете плакать. Так же иногда, если музыка достигает самой глубины вашего сердца, то ваше сердце словно раскрывается, и иногда слезы текут из ваших глаз.

#00:32:21#

Но Веды говорят о звуке еще и совершенно другого рода, о звуке, который называют шабда-брахман, или, иначе говоря, трансцендентный звук. Обычно на этом инструменте играют именно в процессе киртана, как части процесса медитации. И сама игра на мриданге также основана на искусстве мантры. Есть много разных мантр, которые вместе составляют фундамент игры на этом инструменте. Как и в обучении классической индийской музыке, обучение игры на мриданге происходит через передачу знаний от учителя к ученику, когда из поколения в поколение это знание передается от учителя к ученику и дальше, и дальше. Таким образом это знание может сохраняться в линии ученической преемственности учителей и учеников.

#00:34:20#

Есть два вида мантр. Это тренировочные мантры, которые предназначены не для игры на музыкальном инструменте, но только для того, чтобы приучить ученика к правильной постановке рук. Затем, в дальнейшем, эти мантры развиваются в более сложные мантры, игровые, которые используются в игре. Сейчас я покажу некоторые из простых тренировочных мантр. Прежде всего ученик изучает мантру «те-ре-ке-та». Эта мантра является фундаментом для всех мантр, используемых при игре на мриданге.

[Играет «те-ре-ке-та» на мриданге.]

#00:35:22#

Сперва, когда учитель дает ученику эту мантру, ученик должен тренироваться одной этой мантрой, отрабатывать ее на протяжении нескольких месяцев, только одну эту мантру. Хотя эта мантра может показаться монотонной и даже простой, но на самом деле это самая важная из всех мантр. Так же, как Веды говорят, что все знание, все звуки Вед были рождены из изначальной звуковой вибрации Ом, так же и все мантры, используемые для игры на мриданге, рождены из этой изначальной мантры — те-ре-ке-та.

#00:36:25#

Затем ученик может перейти к более сложным тренировочным мантрам.

[Показывает более сложные мантры на мриданге.]

#00:37:25#

Есть очень много тренировочных мантр. Обычно ученик начинает с более простых и понемногу переходит ко все более и более сложным мантрам. Чтобы научиться играть на мриданге по-настоящему, необходимо посвятить себя этому не на один год. Сперва необходимо заложить фундамент этих тренировочных мантр, подобно тому, как, строя дом, сперва вы закладываете фундамент, вы заливаете фундамент бетоном, и тогда на этом надежном фундаменте вы можете возвести дом. Так же и здесь необходим фундамент тренировочных мантр.

#00:38:23#

Далее мы переходим к игровым мантрам. И первый вид игровых мантр называется кахарба.

[Показывает на мриданге.]

Есть еще одна более длинная мантра. Мы покажем вам эту более сложную мантру, а затем покажем, как все эти мантры используются для собственно игры и пения в том процессе, что называется киртаном. Мы споем песню, которая написана на санскрите. Эта песня — прославление духовного учителя, или Гуру. Мы знаем, что во всех восточных традициях Гуру, или сенсей, учитель, занимает особо высокое положение, поскольку именно через учителя к ученику приходит высшее знание.

#00:40:47#

Эта песня выражает почтение Гуру, даже не просто [конкретному] Гуру, а общему принципу Гуру, поскольку у каждого из нас есть много Гуру: наши отец и мать, по жизни у нас есть много разных учителей. Эта песня выражает почтение всем Гуру в целом как общему принципу, но в особенности выражает почтение такого рода учителю, который способен дать ученику дивья-гьяну — трансцендентное духовное знание. Караталы еще есть? Хорошо, если кто-то еще будет подыгрывать на караталах. Традиционно в Индии в храмах, в ашрамах используются только эти два инструмента: мриданга, этот барабан, и караталы, ручные цимбалы. По мере того, как эта традиция пришла в западный мир, многие инструменты также стали использовать в киртане как аккомпанемент для мриданги и каратал. Флейты, гитары, различные другие инструменты. Но мы покажем простую, более традиционную форму киртана. Итак, мантра такая.

#00:42:29#

[Играет мантру на мриданге.]

Есть еще одна вариация этой мантры.

[Играет мантру на мриданге.]

[Поет «Шри Гуру чарана-падма».]

#00:50:09#

[Аплодисменты.]

Словно аплодисменты из ниоткуда. Я все еще никого не вижу. Но это нормально. Я верю, что вы где-то там.

#00:50:49#

Итак, когда мы говорим о мантре, технически мантра означает то, что освобождает ум. Ман. Мое имя Манаса. Ман означает ум. Ман-тра означает то, что освобождает человека от ума. Когда мы повторяем мантры или медитируем на них, то можем получить доступ к тому состоянию бытия, что находится в основе всего ума. Поэтому каждый день так много разных мыслей приходит и уходит в «небеса» нашего ума, подобно облакам в небе, приходят и уходят. И многие из этих облаков мы считаем собой. Мы держимся за них. Некоторые из этих мыслей совершенно бесполезны. Может быть, даже большая часть наших мыслей бесполезна. Но, может быть, бывают и ценные. Суть в том, что все мысли подобны облакам, поэтому многие трудности, что мы видим в современном человеческом обществе, возникают из-за того, что люди принимают себя за свой ум.

#00:52:18#

Поэтому великие святые, просветленные учителя, ведические мудрецы стараются объяснить нам, что такое ум внутри нас, какова его природа, и что есть сознание, которое является основой ума. Это называют душой. Само первоначальное сознание, которое дает жизнь самой жизни. Следующую песню, которую мы споем, написал великий поэт. Многие из просветленных учителей прошлого были одновременно и великими поэтами, а значит были в состоянии взять всю огромную мудрость, необъятное знание Вед, и сосредоточить, выразить в краткой форме, такой как стихи или песни, для того чтобы у обычных людей появился доступ к этому знанию. Эти великие святые свое понимание, свои [духовные] реализации выразили в этой прекрасной форме стихов или песен. И практика бхакти-йоги включает в себя пение многих из этих песен. Таким образом мы черпаем руководство, мы понемногу знакомимся с самой сутью всего необъятного ведического знания, мудрости. Поэтому, если вы когда-нибудь ловили себя на том, что вы разговариваете с собственным умом, иногда говорят, что это первый признак безумия. И говорят, что второй признак безумия, это когда вы отвечаете своему уму. Но, как правило, мы просто говорим своему уму: «Все, сядь куда-нибудь подальше, забейся в уголок и замолчи».

#00:54:29#

Как сказал один из наших учителей: «Каждое утро вам следует брать тапок и бить свой ум тапком. Заткнись, мой ум!» В одной из великих йога-шастр, йогических писаний, сказано, что, когда ум очищается, когда ум спокоен, умиротворен, только тогда истинная природа «я», природа сознания может раскрыться. Поэтому предназначение мантры на самом деле в том, чтобы очистить ум, сделать его чистым. И самая сильная из всех мантр известна как маха-мантра. Маха-мантра — это суть всех мантр. В наше время повторение этой мантры считается самым мощным, самым практичным процессом, называемом самоосознанием, а в конечном счете и осознанием Бога. Следующая песня, которую мы споем, говорит: на самом деле все в этом мире в той или иной степени связаны страхом, у каждого есть много разных страхов, мы боимся жизни, боимся мира, а в конечном счете мы боимся смерти. Это всепожирающий страх, который превосходит все остальные, ведь как правило мы боимся того, что неизвестно. Но все страхи живут в уме. Стресс, беспокойства, все эти признаки современного общества, стали самой серьезной причиной болезней.

#00:56:34#

Поэтому освободиться от страха, освободиться от беспокойств, от забот, путь к этому идет через успокоение ума. А это означает, что мы должны понять, какова природа ума, где живет это нечто, что мы зовем умом. Мантра-медитация означает внутреннее исследование. Для того, чтобы в конце концов понять: то, что я ищу, то счастье, в котором я нуждаюсь, невозможно найти, потребляя, накапливая, эксплуатируя предметы окружающего мира. Невозможно обрести счастье, «препарируя» все предметы на своем «лабораторном столе». Но только через самоосознание, через внутренний поиск. На самом деле то, чего мы все ищем, эта радость, счастье, экстаз, можно найти внутри. И в этой песне поэт обращается к собственному уму. Он молится своему уму: «О мой дорогой брат, мой дорогой друг, пожалуйста, обратись к слушанию великих просветленных святых, великих учителей, которые победили весь страх, которые поднялись над всеми стрессами, беспокойствами, волнениями, и сумели достичь постоянного умиротворения, счастья, удовлетворенности».

#00:58:26#

Иногда этот мир сравнивают с океаном. А человеческое рождение Веды сравнивают с кораблем. При помощи этого корабля мы способны пересечь океан материальной жизни и достичь состояния вечного счастья, бессмертия. И мы можем прикоснуться к этому ощущению, даже оставаясь в этом теле. Но поскольку наш корабль очень мал, а океан столь огромен, то потоки, волны и ветры океана могут носить наш корабль из стороны в сторону. Значит, нам нужен капитан. Капитан умеет ориентироваться по звездам, он знает, куда плыть, для того чтобы преодолеть все штормы. И говорят, что этот капитан и есть Гуру, то есть просветленный духовный учитель. Когда мы начинаем внимательно слушать наставления такого великого учителя, то тогда мы в состоянии безопасно пересечь этот огромный океан материального бытия. На протяжении своей жизни, многих жизней мы накопили множество предрассудков, отпечатки, мнения, привычку судить. Эмоции, ум, рассудок — все это вместе связывается воедино в так называемое эго. Это и есть то, за что мы себя принимаем. Мы думаем, что мы и есть вот эта конструкция.

#01:00:28#

В этой песне поэт обращается к своему уму: «Пожалуйста, прекрати впустую тратить свое время на глупые попытки найти счастье. Ведь все эти попытки найти счастье во внешнем мире приводят к разочарованию. Но обрати свое внимание к центру, к самому корню». И этот центр иногда называют прекрасной реальностью, поиск Шри Кришны — прекрасной реальности. Это очень красивая песня, в ней много изумительных стихов. Может быть, после пения мы объясним их подробнее. В конце этой песни мы немножко попоем маха-мантру. Если кто-то знает слова маха-мантры, то не стесняйтесь подпевать. А в конце у нас останется еще немного времени. Если у кого-то будут вопросы, то мы постараемся ответить на них.

#01:01:53#

[Поют «Бхаджаху ре мана».]

#01:11:52#

[Аплодисменты.]

Спасибо. На самом деле ведическое знание и мудрость, как мы уже упоминали, многие великие ученые мира прославляли то, какой вклад Веды дали миру. Артур Шопенгауэр, великий немецкий философ и мыслитель, сказал: «Знание Вед, пожалуй, вознаграждает человека больше всего среди всех знаний этого мира». Любой, кто ищет чего бы то ни было, найдет что-то для себя в Ведах. Например, «Сама-веда». Вся индийская классическая музыка происходит из «Сама-веды». Это классическое писание, посвященное искусству музыки. Но, пожалуй, величайший вклад Вед, или сформулируем так — самая суть всего необъятного знания Вед в том, чтобы донести до нас простую мысль: «Счастье человеческой жизни не в том, чтобы обрести счастье знания, рассудка, но знание достигает своего совершенства, когда мы рождаем что-то в сердце. Вся суть знания в том, чтобы научиться любить».

#01:13:42#

Один великий китайский учитель [по имени] Лао Цзы сказал: «Величайшее путешествие человечества — это прийти из головы в сердце». Поэтому процесс, практика бхакти-йоги, поскольку бхакти-йога — это самая суть всех путей йоги, бхакти-йогу называют йогой сердца. Однажды Джимми Хендрикс сказал: «Музыка — это моя религия». Повторение божественных звуков — это самая суть практики бхакти-йоги. Я надеюсь, что, когда вы сегодня уйдете с программы, вы заберете с собой не просто воспоминания о том, что вы услышали, что вы увидели, но что вы унесете с собой что-то, что поможет вам начать задавать вопросы о самом смысле человеческого бытия. О том, для чего предназначена человеческая жизнь. И самые главные вопросы: «Кто я такой? Почему я оказался здесь? В чем предназначение жизни? Кто такой Бог? Что есть Бог?» Такие вопросы.

#01:15:30#

У нас здесь есть много книг, основанных на лекциях наших учителей. Но если вы сможете взять с собой что-то, что поможет вам продолжать свой поиск, поиск настоящего счастья человеческой жизни, полноты сердца, [это будет хорошо]. Не просто счастья знания, не счастья учености, но [необходимо понять, как обрести полноту] счастья всей жизни, как обрести полноту всего бытия. Итак, как сказал Лао Цзы, путешествие из головы в сердце. То есть перейти от общества, которое основано на уме, голове, к обществу, которое будет основано на сердце, сердечных чувствах. На это и надеялись великие святые, что в человечестве сможет произойти подобная перемена к сердцу, чтобы мы научились состраданию, нежным чувствам и [научились] чувствовать любовь ко всем существам, не только к своей семье, не только к своим близким и дорогим, но [смогли] суметь глубже понять жизнь. Так или иначе есть много, о чем можно поговорить, но я думаю, что наше время подошло к концу. Может быть, я болтал слишком долго. Но если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, не стесняйтесь.

#01:17:25#

Вопрос. Вы споете что-нибудь еще?

Манас Кришна Прабху. Если вы об этом просите, то обязательно.

[Аплодисменты.]

Буду считать, что это да. После этого мы еще останемся здесь. Если у кого-то есть особо важные вопросы, можно будет подойти и пообщаться в более неформальной обстановке. К сожалению, наш барабан сегодня чуть-чуть глуховат, поэтому звук не настолько живой, как обычно. Но, как говорится, даже из самой невыгодной сделки следует извлечь наибольшую выгоду. Бывали случаи и похуже. Например, на Украине нам приходилось играть на барабане, у которого была совершенно разбита и погнута стенка, это был пластиковый барабан. Но гениальные русские инженеры каким-то образом сумели починить этот барабан, чтобы он звучал более-менее пристойно. Только русские в состоянии починить такой барабан, инженеры, построившие спутники.

#01:19:14#

Это очень красивая песня на санскрите, которая описывает бесконечные привлекательные качества Кришны. Кришну называют безграничным воплощением всей благости, [Он есть] абсолютная любовь, абсолютная красота. Ведическое представление говорит, что абсолютная любовь и красота находится в центре всего, а все остальное происходит из любви и красоты. Песня называется «Яшомати нандана».

#01:19:54#

[Поют «Яшомати нандана».]

#01:26:43#

[Санкиртана.]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Чувства обусловленной души всегда подвержены четырем недостаткам: 1) она пребывает в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает себя и других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны (каранапатава).

1. Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие обусловленной дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все увиденное им будет лишь несуществующей иллюзией.

2. Разум порабощенной души всегда ограничен; если джива пытается понять безграничную абсолютную истину (пара-таттву), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека, который, опираясь на свой разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом Всевышний смог создать материальный мир, обладающий такими же пространственно-временными характеристиками, что и разум размышляющего.

3. Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для обусловленной дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

4. Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и прийти к неправильному умозаключению.




←  День явления Шри Лалиты Деви. Манас Кришна Прабху. 22 сентября 2012 года. Томск ·• Архив новостей •· «Необходимость поклонения» (часть 4). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2010 год. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 65.6 МБ)

Russian

Манас Кришна Прабху

Мистерия звука

(20 сентября 2012 года. Томск. Программа в КЗ «Аэлита»)

 

Манас Кришна Прабху. Я очень счастлив быть здесь, встретиться со всеми вами. Хотя трудно, конечно, вас увидеть из-за света прожекторов, но я верю, что кто-то здесь есть. Я коротко представлюсь. Рэй Чарльз однажды сказал: «Я был рожден в этот мир с музыкой, и в этом мире музыка была моей пищей, музыка была моей водой, музыка была всем для меня». Я не могу сказать, что в моем случае это все буквально так, но до какой-то степени я испытывал подобные чувства по отношению к музыке. Я чувствовал, что жизнь моя предназначена для музыки, я чувствовал, что главное и единственное, чем я хочу заниматься, — это музыка.

#00:01:58#

Я чувствовал, что музыка — это лучший инструмент, лучшее средство для того, чтобы выразить то, что на сердце, то, что человек на самом деле чувствует. Как сказал однажды Гюго, музыка — это лучшее средство для того, чтобы выразить то, чего не передать словами. Когда я рос, я начал задумываться о смысле жизни, для чего предназначена моя жизнь, зачем я живу, как, — различные вопросы стали приходить мне на ум. И это привело меня к каким-то поискам, но этот поиск привел меня, как и многих подростков в наше время, к попытке раскрыть себя, к попытке найти себя через секс, наркотики и рок-н-ролл — три столпа жизни подростка.

#00:04:07#

И так мы организовали группу, у меня были очень длинные волосы в то время, я был поклонником хеви-метала, тяжелого металла, я стал певцом в нашей группе. Жизнь наша была вполне комфортна. В Австралии вообще жизнь хороша, но мы к тому же жили на так называемом Золотом побережье. Это место называют так потому, что все пляжи там покрыты изумительной красоты золотым песком. Жили мы в деревне, на ферме, буквально в часе езды от побережья, поэтому жизнь наша была вполне удобна. Но, несмотря на внешние удобства, я чувствовал внутренний дискомфорт, я чувствовал внутреннее побуждение, что-то внутри меня хотело раскрыть себя. И я обнаружил, что музыка — это лучшее средство для того, чтобы выразить эти свои стремления.

#00:06:00#

Когда мне было пятнадцать или, может быть, шестнадцать лет, со мной произошло необычное происшествие. Я сидел в одиночестве, играл на гитаре. Да, я был под действием определенных веществ, суть не в этом. Суть в том, что когда я сидел в одиночестве и играл на гитаре, со мной произошло то, что я могу назвать только как прозрение. Зачастую сложно описать переживание, описать свой опыт другому человеку, иногда даже невозможно, но, пожалуй, лучшие слова, которые я могу подобрать для этого: то состояние было состоянием совершенства. Это было настолько близко к совершенству, насколько это только может быть. И я чувствовал, что совершенство окутывает меня со всех сторон, это совершенство находится внутри меня, это совершенство находится внутри каждого человека. Я чувствовал тесную связь с этим всеохватывающим совершенством. И это захватило меня целиком и полностью, и я оказался в таком блаженстве, что даже перестал чувствовать свое физическое тело. И эти ощущения, этот экстаз можно описать таким образом, что даже самый величайший, самый высший оргазм не мог даже близко подойти к этому блаженству.

#00:08:16#

Все мы в этом мире ищем счастья, ищем удовольствия. Это то, что объединяет все души в этом мире, — поиск радости, поиск счастья. И то переживание показало мне, что все мои попытки найти удовольствие, радость, счастье во внешнем мире не смогут дать мне того счастья, что можно ощутить внутри, того совершенства, того счастья, что на самом деле уже существует внутри меня, внутри каждого человека. И когда я очнулся от этого переживания, я мог только удивляться и никак не мог понять, что же это со мной произошло. Но одно я почувствовал точно, что смысл жизни в том, чтобы найти подобные ощущения, в том, чтобы суметь приблизиться к этому ощущению совершенства, для которого не требуется никакая поддержка из внешнего мира, то совершенство, то счастье, которое можно ощущать внутри себя.

#00:10:29#

Прошло почти два года. На протяжении этих двух лет я пытался найти это ощущение, я пытался найти, как же раскрыть это, но все мои попытки были безуспешны. В итоге в какой-то момент, находясь на музыкальном фестивале, я взмолился к Богу. Я почувствовал такое отчаяние, что даже, хотя я не был религиозным человеком и особо в Бога не верил, но тем не менее я взмолился к Богу. Я сказал: «Пожалуйста, если есть мой путь, если Ты существуешь, пожалуйста, покажи мне, каков мой путь?» Если честно, я был скорее антирелигиозным человеком, у меня не было никакого сочувствия к какой бы то ни было религиозной системе. Но поскольку родители моей мамы были католиками, они воспитали ее в этом духе, поэтому моя мама также однажды дала мне совет: «Если когда-нибудь ты почувствуешь отчаяние, потребность в помощи, то молись. Бог всегда слышит тебя. Может быть, ты Его не слышишь, но Он всегда слышит, Он всегда видит тебя, всегда слышит тебя».

#00:12:04#

Итак, со слезами на глазах, с чувством отчаяния в груди я взмолился Богу: «Пожалуйста, покажи мне, каков мой путь». И на следующий день я познакомился с людьми, которые приехали на фестиваль. Это были веселые люди, они пели и танцевали. Они также приехали на этот фестиваль и пригласили меня в прекрасный ашрам, расположенный в горах неподалеку от того места, где проходил фестиваль. Это были очень приятные люди, от них исходили тепло и доброта, поэтому мы приняли их приглашение, и мы с братом, мой брат был за рулем, на следующий день отправились в их ашрам. Пожалуй, это было самое важное событие во всей моей жизни. Ведь в то время в тот ашрам как раз приехал один из величайших духовных учителей Индии. Он приехал из Индии на две недели в Австралию, и поскольку он был там, у нас была возможность встретиться с ним.

#00:14:13#

Когда мы приехали в этот ашрам, едва только выйдя из машины, я почувствовал необычайное умиротворение, я почувствовал очарование, мистическую природу этого места. Затем нам показали дом, в котором находился тот самый учитель и беседовал [с учениками и последователями]. Одного взгляда этого учителя, брошенного на меня, было достаточно, чтобы перевернуть в корне всю мою жизнь. Иногда говорят, что глаза — зеркало души. Так вот взгляд этого человека напоминал мне рентгеновское зрение супермена. Я почувствовал, что его взгляд пронизывает меня до самой глубины души, он видит меня насквозь. Если рассказывать обо всем во всех подробностях, то наша встреча затянется на несколько часов, поэтому расскажу только вкратце. То самое ощущение совершенства, что я почувствовал двумя годами ранее, [вернулось ко мне]; я почувствовал, что этот старик, ему было, быть может, семьдесят лет, этот индийский садху, святой человек олицетворяет собой это ощущение, это ощущение счастья живет внутри него.

#00:16:45#

Даже просто находясь рядом с ним, всякий человек чувствовал, что, словно магнитное притяжение, необычайная сладость, очарование, нежность так и текли из его сердца и проливались на всех окружающих. И я знал, что этот человек никогда никого не обманет. Веды говорят, что мы, будучи людьми, наделены четырьмя особыми [несовершенными] свойствами [изъянами][1], и одно из этих свойств — обманывать. Обманывать других и обманывать себя. Почему у нас есть такая склонность? Потому что мы несовершенны, человеку свойственно ошибаться. Наши чувства также несовершенны. Мы можем увидеть своими глазами только ограниченный спектр света, своими ушами — [услышать] только ограниченный спектр звуков. Но, несмотря на все наши несовершенства, в глубине в каждом из нас живет что-то, что стремится к тому самому совершенству.

#00:18:36#

И, встретившись с этим учителем, я немедленно почувствовал, что он олицетворяет в себе это совершенство и что он не способен обмануть кого-либо просто потому, что он не нуждается в чем-либо, ему ничего ни от кого не нужно. Позже мы споем песню об этом, но я почувствовал, что он обладает всем знанием, всей мудростью. Находясь рядом с ним, я почувствовал, что это очень мудрый человек. И так я задержался в этом ашраме на неделю. Затем я, по сути, бросил все, чем я когда-либо занимался в жизни, и посвятил себя только этому. То есть я переехал в этот ашрам, на протяжении полугода жил там, изучал Веды, изучал эту культуру. А полгода спустя впервые отправился в Индию. С тех пор я ездил в Индию уже, пожалуй, двадцать пять раз. Каждый раз, приезжая в Индию, я оставался там иногда на месяц, а иногда и на два года.

#00:21:11#

Итак, я погрузился в изучение этой науки — бхакти-йоги, которой учит нас наш учитель. И бхакти-йога имеет интересную особенность, что музыка [в ней] используется как один из инструментов для самоосознания. Мы знаем эти библейские слова, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но за тысячи лет до библейских событий Веды также обсуждали эти вопросы. И Веды отвечали на следующий вопрос: что это было за слово? Веды говорят, что изначальное слово — это Ом. Веды говорят, что Ом — это изначальная вибрация, вибрация, которая стала семенем, из которого проявилось все творение. Один великий учитель сказал однажды, что Ом переводится как большое «Да». То есть: «Да, то, что вы ищете в своем сердце, существует». Ом — это подтверждение: «Да, это реально. То, чего вы ищете, даже в этом мире существует, но это существует таким образом, что вы и представить себе не можете, насколько это чудесно».

#00:23:28#

Веда означает «знай», просто «знай». То есть, если кто-то родился человеком, то это его долг — познать это, постичь это знание. Веды говорят, что интеллект, склонность разобраться в себе, склонность найти счастье достигает совершенства, когда человек постигает атма-гьяну, знание о своем духовном начале. А в более широком смысле сказано: брахма-джигьяса — займитесь поиском духа, займитесь поиском того духовного начала, которое объединяет в себе все сущее, брахма.

#00:25:01#

Однажды известный классический композитор XVII века, Людвиг ван Бетховен сказал: «Музыка — большее откровение, нежели философия». Но за тысячи лет до этого великие ведические исследователи и ученые также поняли, что звук — это величайшее, важнейшее начало всего. Или, как выразил эту мысль Фридрих Ницше: «Без музыки жизнь была бы сплошной ошибкой». Веды [как бы] говорят, что Бетховен был наполовину прав. Но Веды идут дальше и «сливают» воедино музыку и философию. Сами по себе Веды — это крупнейшее и глубочайшее собрание знаний из всех, когда-либо известных человечеству. Сказано, что все это необъятное знание было рождено из изначальной вибрации, из изначального звука-семени, того самого Ом. Поэтому все знание, вся культура Вед исходят из звука. Веды говорят, чем отличается звук от шума. Шум так же, как и звук, способен сотрясти наши барабанные перепонки и вызвать в нас какие-то ощущения, это вибрация, которая рождает ощущения.

#00:28:03#

Но Веды говорят: звук — это нечто большее, это то, что несет в себе смысл. То есть всякий звук в глубине своей обязательно заключает в себе какое-то послание, какой-то смысл. Здесь мы приходим к идее мантры. Мантры подобны ключам, это ключи, которые способны раскрыть самое главное сокровище, главное предназначение существования человека. Чуть позже мы еще будем говорить о мантрах, о смысле мантр, поскольку в целом наша встреча озаглавлена — «Мистерия звука». Здесь у нас есть этот удивительный инструмент, он называется мриданга. Мриданга означает «рожденная из земли». Оболочка мриданги сделана из глины, поэтому в этом смысле — буквально из земли. Это неповторимый инструмент. Иногда его называют танцевальный барабан, потому что у него есть этот ремень, и он позволяет вам быть совершенно свободным [во время игры на инструменте]. В отличие от других барабанов, таких как табла и джембе, которые более стационарны, мриданга специально предназначена для того, чтобы одновременно петь и танцевать.

#00:30:26#

Мриданга — это инструмент, который традиционно используют в храмах, в ашрамах в Индии. И, как и во всех ведических мантрах, гимнах, песнях, его предназначение — возвысить сознание. То есть этот инструмент предназначен не для того, чтобы рождать в нас [физические] ощущения от музыки, но для того, чтобы донести нам более глубокий смысл. Ведь музыка способна коснуться сердца, она проникает в сердце гораздо глубже, чем любое другое явление. Музыка, звук. Но когда мы говорим «сердце», о каком сердце идет речь? Речь идет о нашем центре, самой сердцевине нашего существа. Иногда сердце сравнивают с луковицей, то есть в нас есть много слоев. Вы знаете, что, если разрезать луковицу, вы начинаете плакать. Так же иногда, если музыка достигает самой глубины вашего сердца, то ваше сердце словно раскрывается, и иногда слезы текут из ваших глаз.

#00:32:21#

Но Веды говорят о звуке еще и совершенно другого рода, о звуке, который называют шабда-брахман, или, иначе говоря, трансцендентный звук. Обычно на этом инструменте играют именно в процессе киртана, как части процесса медитации. И сама игра на мриданге также основана на искусстве мантры. Есть много разных мантр, которые вместе составляют фундамент игры на этом инструменте. Как и в обучении классической индийской музыке, обучение игры на мриданге происходит через передачу знаний от учителя к ученику, когда из поколения в поколение это знание передается от учителя к ученику и дальше, и дальше. Таким образом это знание может сохраняться в линии ученической преемственности учителей и учеников.

#00:34:20#

Есть два вида мантр. Это тренировочные мантры, которые предназначены не для игры на музыкальном инструменте, но только для того, чтобы приучить ученика к правильной постановке рук. Затем, в дальнейшем, эти мантры развиваются в более сложные мантры, игровые, которые используются в игре. Сейчас я покажу некоторые из простых тренировочных мантр. Прежде всего ученик изучает мантру «те-ре-ке-та». Эта мантра является фундаментом для всех мантр, используемых при игре на мриданге.

[Играет «те-ре-ке-та» на мриданге.]

#00:35:22#

Сперва, когда учитель дает ученику эту мантру, ученик должен тренироваться одной этой мантрой, отрабатывать ее на протяжении нескольких месяцев, только одну эту мантру. Хотя эта мантра может показаться монотонной и даже простой, но на самом деле это самая важная из всех мантр. Так же, как Веды говорят, что все знание, все звуки Вед были рождены из изначальной звуковой вибрации Ом, так же и все мантры, используемые для игры на мриданге, рождены из этой изначальной мантры — те-ре-ке-та.

#00:36:25#

Затем ученик может перейти к более сложным тренировочным мантрам.

[Показывает более сложные мантры на мриданге.]

#00:37:25#

Есть очень много тренировочных мантр. Обычно ученик начинает с более простых и понемногу переходит ко все более и более сложным мантрам. Чтобы научиться играть на мриданге по-настоящему, необходимо посвятить себя этому не на один год. Сперва необходимо заложить фундамент этих тренировочных мантр, подобно тому, как, строя дом, сперва вы закладываете фундамент, вы заливаете фундамент бетоном, и тогда на этом надежном фундаменте вы можете возвести дом. Так же и здесь необходим фундамент тренировочных мантр.

#00:38:23#

Далее мы переходим к игровым мантрам. И первый вид игровых мантр называется кахарба.

[Показывает на мриданге.]

Есть еще одна более длинная мантра. Мы покажем вам эту более сложную мантру, а затем покажем, как все эти мантры используются для собственно игры и пения в том процессе, что называется киртаном. Мы споем песню, которая написана на санскрите. Эта песня — прославление духовного учителя, или Гуру. Мы знаем, что во всех восточных традициях Гуру, или сенсей, учитель, занимает особо высокое положение, поскольку именно через учителя к ученику приходит высшее знание.

#00:40:47#

Эта песня выражает почтение Гуру, даже не просто [конкретному] Гуру, а общему принципу Гуру, поскольку у каждого из нас есть много Гуру: наши отец и мать, по жизни у нас есть много разных учителей. Эта песня выражает почтение всем Гуру в целом как общему принципу, но в особенности выражает почтение такого рода учителю, который способен дать ученику дивья-гьяну — трансцендентное духовное знание. Караталы еще есть? Хорошо, если кто-то еще будет подыгрывать на караталах. Традиционно в Индии в храмах, в ашрамах используются только эти два инструмента: мриданга, этот барабан, и караталы, ручные цимбалы. По мере того, как эта традиция пришла в западный мир, многие инструменты также стали использовать в киртане как аккомпанемент для мриданги и каратал. Флейты, гитары, различные другие инструменты. Но мы покажем простую, более традиционную форму киртана. Итак, мантра такая.

#00:42:29#

[Играет мантру на мриданге.]

Есть еще одна вариация этой мантры.

[Играет мантру на мриданге.]

[Поет «Шри Гуру чарана-падма».]

#00:50:09#

[Аплодисменты.]

Словно аплодисменты из ниоткуда. Я все еще никого не вижу. Но это нормально. Я верю, что вы где-то там.

#00:50:49#

Итак, когда мы говорим о мантре, технически мантра означает то, что освобождает ум. Ман. Мое имя Манаса. Ман означает ум. Ман-тра означает то, что освобождает человека от ума. Когда мы повторяем мантры или медитируем на них, то можем получить доступ к тому состоянию бытия, что находится в основе всего ума. Поэтому каждый день так много разных мыслей приходит и уходит в «небеса» нашего ума, подобно облакам в небе, приходят и уходят. И многие из этих облаков мы считаем собой. Мы держимся за них. Некоторые из этих мыслей совершенно бесполезны. Может быть, даже большая часть наших мыслей бесполезна. Но, может быть, бывают и ценные. Суть в том, что все мысли подобны облакам, поэтому многие трудности, что мы видим в современном человеческом обществе, возникают из-за того, что люди принимают себя за свой ум.

#00:52:18#

Поэтому великие святые, просветленные учителя, ведические мудрецы стараются объяснить нам, что такое ум внутри нас, какова его природа, и что есть сознание, которое является основой ума. Это называют душой. Само первоначальное сознание, которое дает жизнь самой жизни. Следующую песню, которую мы споем, написал великий поэт. Многие из просветленных учителей прошлого были одновременно и великими поэтами, а значит были в состоянии взять всю огромную мудрость, необъятное знание Вед, и сосредоточить, выразить в краткой форме, такой как стихи или песни, для того чтобы у обычных людей появился доступ к этому знанию. Эти великие святые свое понимание, свои [духовные] реализации выразили в этой прекрасной форме стихов или песен. И практика бхакти-йоги включает в себя пение многих из этих песен. Таким образом мы черпаем руководство, мы понемногу знакомимся с самой сутью всего необъятного ведического знания, мудрости. Поэтому, если вы когда-нибудь ловили себя на том, что вы разговариваете с собственным умом, иногда говорят, что это первый признак безумия. И говорят, что второй признак безумия, это когда вы отвечаете своему уму. Но, как правило, мы просто говорим своему уму: «Все, сядь куда-нибудь подальше, забейся в уголок и замолчи».

#00:54:29#

Как сказал один из наших учителей: «Каждое утро вам следует брать тапок и бить свой ум тапком. Заткнись, мой ум!» В одной из великих йога-шастр, йогических писаний, сказано, что, когда ум очищается, когда ум спокоен, умиротворен, только тогда истинная природа «я», природа сознания может раскрыться. Поэтому предназначение мантры на самом деле в том, чтобы очистить ум, сделать его чистым. И самая сильная из всех мантр известна как маха-мантра. Маха-мантра — это суть всех мантр. В наше время повторение этой мантры считается самым мощным, самым практичным процессом, называемом самоосознанием, а в конечном счете и осознанием Бога. Следующая песня, которую мы споем, говорит: на самом деле все в этом мире в той или иной степени связаны страхом, у каждого есть много разных страхов, мы боимся жизни, боимся мира, а в конечном счете мы боимся смерти. Это всепожирающий страх, который превосходит все остальные, ведь как правило мы боимся того, что неизвестно. Но все страхи живут в уме. Стресс, беспокойства, все эти признаки современного общества, стали самой серьезной причиной болезней.

#00:56:34#

Поэтому освободиться от страха, освободиться от беспокойств, от забот, путь к этому идет через успокоение ума. А это означает, что мы должны понять, какова природа ума, где живет это нечто, что мы зовем умом. Мантра-медитация означает внутреннее исследование. Для того, чтобы в конце концов понять: то, что я ищу, то счастье, в котором я нуждаюсь, невозможно найти, потребляя, накапливая, эксплуатируя предметы окружающего мира. Невозможно обрести счастье, «препарируя» все предметы на своем «лабораторном столе». Но только через самоосознание, через внутренний поиск. На самом деле то, чего мы все ищем, эта радость, счастье, экстаз, можно найти внутри. И в этой песне поэт обращается к собственному уму. Он молится своему уму: «О мой дорогой брат, мой дорогой друг, пожалуйста, обратись к слушанию великих просветленных святых, великих учителей, которые победили весь страх, которые поднялись над всеми стрессами, беспокойствами, волнениями, и сумели достичь постоянного умиротворения, счастья, удовлетворенности».

#00:58:26#

Иногда этот мир сравнивают с океаном. А человеческое рождение Веды сравнивают с кораблем. При помощи этого корабля мы способны пересечь океан материальной жизни и достичь состояния вечного счастья, бессмертия. И мы можем прикоснуться к этому ощущению, даже оставаясь в этом теле. Но поскольку наш корабль очень мал, а океан столь огромен, то потоки, волны и ветры океана могут носить наш корабль из стороны в сторону. Значит, нам нужен капитан. Капитан умеет ориентироваться по звездам, он знает, куда плыть, для того чтобы преодолеть все штормы. И говорят, что этот капитан и есть Гуру, то есть просветленный духовный учитель. Когда мы начинаем внимательно слушать наставления такого великого учителя, то тогда мы в состоянии безопасно пересечь этот огромный океан материального бытия. На протяжении своей жизни, многих жизней мы накопили множество предрассудков, отпечатки, мнения, привычку судить. Эмоции, ум, рассудок — все это вместе связывается воедино в так называемое эго. Это и есть то, за что мы себя принимаем. Мы думаем, что мы и есть вот эта конструкция.

#01:00:28#

В этой песне поэт обращается к своему уму: «Пожалуйста, прекрати впустую тратить свое время на глупые попытки найти счастье. Ведь все эти попытки найти счастье во внешнем мире приводят к разочарованию. Но обрати свое внимание к центру, к самому корню». И этот центр иногда называют прекрасной реальностью, поиск Шри Кришны — прекрасной реальности. Это очень красивая песня, в ней много изумительных стихов. Может быть, после пения мы объясним их подробнее. В конце этой песни мы немножко попоем маха-мантру. Если кто-то знает слова маха-мантры, то не стесняйтесь подпевать. А в конце у нас останется еще немного времени. Если у кого-то будут вопросы, то мы постараемся ответить на них.

#01:01:53#

[Поют «Бхаджаху ре мана».]

#01:11:52#

[Аплодисменты.]

Спасибо. На самом деле ведическое знание и мудрость, как мы уже упоминали, многие великие ученые мира прославляли то, какой вклад Веды дали миру. Артур Шопенгауэр, великий немецкий философ и мыслитель, сказал: «Знание Вед, пожалуй, вознаграждает человека больше всего среди всех знаний этого мира». Любой, кто ищет чего бы то ни было, найдет что-то для себя в Ведах. Например, «Сама-веда». Вся индийская классическая музыка происходит из «Сама-веды». Это классическое писание, посвященное искусству музыки. Но, пожалуй, величайший вклад Вед, или сформулируем так — самая суть всего необъятного знания Вед в том, чтобы донести до нас простую мысль: «Счастье человеческой жизни не в том, чтобы обрести счастье знания, рассудка, но знание достигает своего совершенства, когда мы рождаем что-то в сердце. Вся суть знания в том, чтобы научиться любить».

#01:13:42#

Один великий китайский учитель [по имени] Лао Цзы сказал: «Величайшее путешествие человечества — это прийти из головы в сердце». Поэтому процесс, практика бхакти-йоги, поскольку бхакти-йога — это самая суть всех путей йоги, бхакти-йогу называют йогой сердца. Однажды Джимми Хендрикс сказал: «Музыка — это моя религия». Повторение божественных звуков — это самая суть практики бхакти-йоги. Я надеюсь, что, когда вы сегодня уйдете с программы, вы заберете с собой не просто воспоминания о том, что вы услышали, что вы увидели, но что вы унесете с собой что-то, что поможет вам начать задавать вопросы о самом смысле человеческого бытия. О том, для чего предназначена человеческая жизнь. И самые главные вопросы: «Кто я такой? Почему я оказался здесь? В чем предназначение жизни? Кто такой Бог? Что есть Бог?» Такие вопросы.

#01:15:30#

У нас здесь есть много книг, основанных на лекциях наших учителей. Но если вы сможете взять с собой что-то, что поможет вам продолжать свой поиск, поиск настоящего счастья человеческой жизни, полноты сердца, [это будет хорошо]. Не просто счастья знания, не счастья учености, но [необходимо понять, как обрести полноту] счастья всей жизни, как обрести полноту всего бытия. Итак, как сказал Лао Цзы, путешествие из головы в сердце. То есть перейти от общества, которое основано на уме, голове, к обществу, которое будет основано на сердце, сердечных чувствах. На это и надеялись великие святые, что в человечестве сможет произойти подобная перемена к сердцу, чтобы мы научились состраданию, нежным чувствам и [научились] чувствовать любовь ко всем существам, не только к своей семье, не только к своим близким и дорогим, но [смогли] суметь глубже понять жизнь. Так или иначе есть много, о чем можно поговорить, но я думаю, что наше время подошло к концу. Может быть, я болтал слишком долго. Но если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, не стесняйтесь.

#01:17:25#

Вопрос. Вы споете что-нибудь еще?

Манас Кришна Прабху. Если вы об этом просите, то обязательно.

[Аплодисменты.]

Буду считать, что это да. После этого мы еще останемся здесь. Если у кого-то есть особо важные вопросы, можно будет подойти и пообщаться в более неформальной обстановке. К сожалению, наш барабан сегодня чуть-чуть глуховат, поэтому звук не настолько живой, как обычно. Но, как говорится, даже из самой невыгодной сделки следует извлечь наибольшую выгоду. Бывали случаи и похуже. Например, на Украине нам приходилось играть на барабане, у которого была совершенно разбита и погнута стенка, это был пластиковый барабан. Но гениальные русские инженеры каким-то образом сумели починить этот барабан, чтобы он звучал более-менее пристойно. Только русские в состоянии починить такой барабан, инженеры, построившие спутники.

#01:19:14#

Это очень красивая песня на санскрите, которая описывает бесконечные привлекательные качества Кришны. Кришну называют безграничным воплощением всей благости, [Он есть] абсолютная любовь, абсолютная красота. Ведическое представление говорит, что абсолютная любовь и красота находится в центре всего, а все остальное происходит из любви и красоты. Песня называется «Яшомати нандана».

#01:19:54#

[Поют «Яшомати нандана».]

#01:26:43#

[Санкиртана.]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Чувства обусловленной души всегда подвержены четырем недостаткам: 1) она пребывает в иллюзии (бхрама); 2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает себя и других (випралипса); 4) ее чувства всегда несовершенны (каранапатава).

1. Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие обусловленной дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все увиденное им будет лишь несуществующей иллюзией.

2. Разум порабощенной души всегда ограничен; если джива пытается понять безграничную абсолютную истину (пара-таттву), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Примером тому могут служить размышления человека, который, опираясь на свой разум, ограниченный пространством и временем, пытается понять то, каким образом Всевышний смог создать материальный мир, обладающий такими же пространственно-временными характеристиками, что и разум размышляющего.

3. Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для обусловленной дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

4. Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства порабощенной души являются несовершенными инструментами для обретения духовного знания. По этой причине джива, если она полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с чем-то другим и прийти к неправильному умозаключению.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования