«Ответы на вопросы. Раса. Понятие отношений». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 августа 2011 года. Киев, Украина



скачать (формат MP3, 8.00M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Ответы на вопросы. Раса. Понятие отношений

(7 августа 2011 года. Киев, Украина)

 

Вопрос: Существует ли такой перечень теистических школ, который мог бы открыть, какая теистическая школа обладает самым высоким коэффициентом расы? 

#00:00:31#

Шрила Госвами Махарадж: Есть книги, посвященные науке расы, где описываются пять основных видов расы, то есть нейтральные отношения, служение, дружба, родительские отношения и супружество.

Мы можем обрести представление о том Высшем мире, наблюдая за этим миром. В этом мире также любовь принимает самые разнообразные формы. Бывают нейтральные отношения — например, с предметами, которые нам принадлежат. Бывают отношения хозяина и слуги, именно в этом типе отношений преобладает дух благоговения. Когда мы приходим к дружбе, появляется равенство, а это означает большую близость отношений. Когда речь заходит о родительской любви, появляется зависимость, и, наконец, близость достигает своего зенита в супружеских отношениях. 

#00:02:32#

Допустим, в некой стране есть президент, к которому все обычные граждане страны относятся с уважением. Отношения простого человека с президентом — очень далекие, но у того же президента могут быть друзья детства. Во взаимоотношениях с этими друзьями детства, поскольку они общаются на равных, они могут говорить друг другу вещи, которые, вообще говоря, можно счесть оскорбительными, но из уст друзей эти слова не обижают. Поскольку их связывают более тесные отношения, тот факт, что этот человек — президент, отходит на задний план.

Наконец, мама президента может прийти к нему, взять его за ухо и начать говорить: «Послушай-ка меня, господин президент!» — «Мама! Прекрати, прекрати!» Он будет вынужден выслушать свою маму. Не важно, что он президент. Если он не слушает свою маму — у него будут большие проблемы, кем бы он ни являлся. Она видит перед собой не президента, а своего мальчика, своего сына. 

#00:04:27#

Итак, вы видите в этом примере, что о чем более близких взаимоотношениях идет речь, тем в большей степени факт президентства отходит на задний план. Мы никогда не применяли подобный анализ к Богу, но в индийских писаниях они делают это!

К примеру, книга «Бхакти-расамрита-синдху» — это наука о расе и преданности. В этих книгах признается, что чаще всего речь об отношениях с Богом идет в контексте отношений хозяина и слуги, а это означает дух благоговения и почтения. Но это еще не все. Есть потенциал дружеских отношений. Согласно Ведам, такие отношения интересуют Бога больше, нежели отношения хозяина и слуги. Бог предпочитает находиться в обществе людей, для которых Его величественный «президентский» аспект пребывает на заднем плане. Подобное описано в этой книге. 

#00:06:18#

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том периоде жизни, когда вы стали духовным учителем. 

#00:06:40#

Шрила Госвами Махарадж: Я бы сказал, что отверг западное образование в весьма юном возрасте, когда мне было лет пятнадцать. Только позже я осознал, что какая-то польза в нем есть. Но в то время западная культура и образование представлялись мне чем-то не обладающим ценностью. С очень юного возраста я предпочитал углубляться исключительно в философию. Когда я изучал западную философию, она казалась мне очень сухой. В восточной философии можно услышать такие вещи, что Высшая реальность прекрасна, Высшая реальность исполнена экстаза, Высшая реальность исполнена божественных деяний, игривости. Все эти утверждения подтверждались соответствующей философией. Этому вторят такие философы, как Гегель. Он говорил: «Реальность существует сама по себе и сама для себя». 

#00:08:22#

Меня очаровала перспектива возможности существования Личности Бога. Первая книга моего Гуру Махараджа, которую я опубликовал, называлась «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». В ней мой учитель говорит: «Управляет миром прежде всего Любовь и Красота». Это меня привлекло в большей степени. 

#00:09:02#

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о пользе эгоизма и его вреде в нашей мирской жизни. 

#00:09:22#

Шрила Госвами Махарадж: На санскрите есть такой термин «аханкара» — ложное эго. Причина существования ложного эго в том, что мы принимаем свое тело за себя. Ману говорит: «В настоящее время мы носим свое тело как одежду. Форма нашего тела — это следствие многих наших прошлых поступков». Мы слышали это выражение — «Каждое действие влечет за собой равное противодействие». Подобно этому, тело — следствие выражения наших прошлых поступков. Можно сформулировать так: «Наше тело — биологическое выражение заблуждений души». В чем же это заблуждение души заключается? — В ложном эго, ложном представлении о себе: «Я должен наслаждаться, я должен потреблять, я должен управлять всем». 

#00:11:06#

Гуманистические слоганы, используемые в современной рекламе, обращены именно к этим, самым низменным нашим склонностям, эгоизму. Nike заверяет: «Just do it!» — «Просто сделай это!» Подразумевается, что даже если твоя совесть говорит тебе, что, может быть, этого делать не следует — не обращай внимания, просто делай это!

L’Oreal: «Ведь я этого достойна!» Они обращаются к женщинам. Если некая женщина стеснительна по своей природе, они говорят: «Отбросьте свою стеснительность и застенчивость — вы этого достойны!» Одна компания была настолько бесстыдна и откровенна в своих слоганах, что сформулировала предельно откровенно: «Можно все! Никакой вины!» Все эти слоганы — результат ложного эго. Master Card предлагает: «Станьте хозяином своих возможностей!» Все эти слоганы и реклама непосредственно обращаются к вам, предлагая: «Стань хозяином жизни!» При помощи этой карты Master Card ты станешь хозяином своей жизни. Ты сможешь покупать то, что хочешь и когда захочешь. Все это обращения к склонности нашего ложного эго эксплуатировать. Какова же противоположность этого? — Стать единицей самоотдачи. Есть радость воровства, а есть радость самопожертвования.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «Виды бхакти». Шрила Бхактивинод Тхакур. Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» ·• Архив новостей •· Московская международная книжная выставка-ярмарка  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Ответы на вопросы. Раса. Понятие отношений

(7 августа 2011 года. Киев, Украина)

 

Вопрос: Существует ли такой перечень теистических школ, который мог бы открыть, какая теистическая школа обладает самым высоким коэффициентом расы? 

#00:00:31#

Шрила Госвами Махарадж: Есть книги, посвященные науке расы, где описываются пять основных видов расы, то есть нейтральные отношения, служение, дружба, родительские отношения и супружество.

Мы можем обрести представление о том Высшем мире, наблюдая за этим миром. В этом мире также любовь принимает самые разнообразные формы. Бывают нейтральные отношения — например, с предметами, которые нам принадлежат. Бывают отношения хозяина и слуги, именно в этом типе отношений преобладает дух благоговения. Когда мы приходим к дружбе, появляется равенство, а это означает большую близость отношений. Когда речь заходит о родительской любви, появляется зависимость, и, наконец, близость достигает своего зенита в супружеских отношениях. 

#00:02:32#

Допустим, в некой стране есть президент, к которому все обычные граждане страны относятся с уважением. Отношения простого человека с президентом — очень далекие, но у того же президента могут быть друзья детства. Во взаимоотношениях с этими друзьями детства, поскольку они общаются на равных, они могут говорить друг другу вещи, которые, вообще говоря, можно счесть оскорбительными, но из уст друзей эти слова не обижают. Поскольку их связывают более тесные отношения, тот факт, что этот человек — президент, отходит на задний план.

Наконец, мама президента может прийти к нему, взять его за ухо и начать говорить: «Послушай-ка меня, господин президент!» — «Мама! Прекрати, прекрати!» Он будет вынужден выслушать свою маму. Не важно, что он президент. Если он не слушает свою маму — у него будут большие проблемы, кем бы он ни являлся. Она видит перед собой не президента, а своего мальчика, своего сына. 

#00:04:27#

Итак, вы видите в этом примере, что о чем более близких взаимоотношениях идет речь, тем в большей степени факт президентства отходит на задний план. Мы никогда не применяли подобный анализ к Богу, но в индийских писаниях они делают это!

К примеру, книга «Бхакти-расамрита-синдху» — это наука о расе и преданности. В этих книгах признается, что чаще всего речь об отношениях с Богом идет в контексте отношений хозяина и слуги, а это означает дух благоговения и почтения. Но это еще не все. Есть потенциал дружеских отношений. Согласно Ведам, такие отношения интересуют Бога больше, нежели отношения хозяина и слуги. Бог предпочитает находиться в обществе людей, для которых Его величественный «президентский» аспект пребывает на заднем плане. Подобное описано в этой книге. 

#00:06:18#

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том периоде жизни, когда вы стали духовным учителем. 

#00:06:40#

Шрила Госвами Махарадж: Я бы сказал, что отверг западное образование в весьма юном возрасте, когда мне было лет пятнадцать. Только позже я осознал, что какая-то польза в нем есть. Но в то время западная культура и образование представлялись мне чем-то не обладающим ценностью. С очень юного возраста я предпочитал углубляться исключительно в философию. Когда я изучал западную философию, она казалась мне очень сухой. В восточной философии можно услышать такие вещи, что Высшая реальность прекрасна, Высшая реальность исполнена экстаза, Высшая реальность исполнена божественных деяний, игривости. Все эти утверждения подтверждались соответствующей философией. Этому вторят такие философы, как Гегель. Он говорил: «Реальность существует сама по себе и сама для себя». 

#00:08:22#

Меня очаровала перспектива возможности существования Личности Бога. Первая книга моего Гуру Махараджа, которую я опубликовал, называлась «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». В ней мой учитель говорит: «Управляет миром прежде всего Любовь и Красота». Это меня привлекло в большей степени. 

#00:09:02#

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о пользе эгоизма и его вреде в нашей мирской жизни. 

#00:09:22#

Шрила Госвами Махарадж: На санскрите есть такой термин «аханкара» — ложное эго. Причина существования ложного эго в том, что мы принимаем свое тело за себя. Ману говорит: «В настоящее время мы носим свое тело как одежду. Форма нашего тела — это следствие многих наших прошлых поступков». Мы слышали это выражение — «Каждое действие влечет за собой равное противодействие». Подобно этому, тело — следствие выражения наших прошлых поступков. Можно сформулировать так: «Наше тело — биологическое выражение заблуждений души». В чем же это заблуждение души заключается? — В ложном эго, ложном представлении о себе: «Я должен наслаждаться, я должен потреблять, я должен управлять всем». 

#00:11:06#

Гуманистические слоганы, используемые в современной рекламе, обращены именно к этим, самым низменным нашим склонностям, эгоизму. Nike заверяет: «Just do it!» — «Просто сделай это!» Подразумевается, что даже если твоя совесть говорит тебе, что, может быть, этого делать не следует — не обращай внимания, просто делай это!

L’Oreal: «Ведь я этого достойна!» Они обращаются к женщинам. Если некая женщина стеснительна по своей природе, они говорят: «Отбросьте свою стеснительность и застенчивость — вы этого достойны!» Одна компания была настолько бесстыдна и откровенна в своих слоганах, что сформулировала предельно откровенно: «Можно все! Никакой вины!» Все эти слоганы — результат ложного эго. Master Card предлагает: «Станьте хозяином своих возможностей!» Все эти слоганы и реклама непосредственно обращаются к вам, предлагая: «Стань хозяином жизни!» При помощи этой карты Master Card ты станешь хозяином своей жизни. Ты сможешь покупать то, что хочешь и когда захочешь. Все это обращения к склонности нашего ложного эго эксплуатировать. Какова же противоположность этого? — Стать единицей самоотдачи. Есть радость воровства, а есть радость самопожертвования.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования