«Служение Кришне напрямую». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. Лахта, Санкт-Петербург. 16 июня 2005 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.5 МБ)

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Служение Кришне напрямую

(16 июня 2005 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж говорил, что летом устраивается множество различных мероприятий и фестивалей, в том числе и на свежем воздухе. И требуется присутствие кого-то из санньяси на этих фестивалях. И я счастлив каким-то образом помочь Авадхуту Махараджу, поскольку вижу, что он совершает здесь огромное количество служения. И Авадхут Махарадж, и Виджай Раман Прабху совершили воистину чудесное служение здесь, в России. Они сумели построить этот замечательный храм, где установлены эти Божества, также они сумели открыть храм в Москве, который расположен в удивительном месте. Несмотря на то, что он расположен в самом центре, в самом сердце Москвы, тем не менее, это место удивительно уютное и тихое, хотя рядом с ним, буквально в нескольких метрах, проходят потоки из тысяч людей. Авадхут Махарадж путешествует по многим различным местам России и проповедует там, обращая многих людей в вайшнавов.

#00:02:17#

Частью философии вайшнавизма является утверждение о том, что если мы можем служить вайшнавам, если мы можем каким-то образом удовлетворить их своим служением, то это является нашей удачей, и в этом ключ к успеху. И хотя обычно мы говорим о служении Богу (и это очень хорошо, если мы способны сделать что-то как служение Богу), однако если мы можем послужить вайшнаву, то это еще лучше, чем служить Богу.

#00:03:02#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра…1

Эта цитата из Вед означает, что поскольку вайшнав всегда занят служением Господу, то Господь также стремится послужить вайшнаву. Однако природа вайшнава такова, что он не хочет никому позволять служить себе. Подлинный вайшнав никогда не принимает служения от кого бы то ни было. Таким образом, вайшнав пытается изо всех сил служить Кришне, и Кришна в ответ пытается также служить вайшнаву, но вайшнав всегда очень осторожен, чтобы не позволить Кришне послужить себе.

#00:04:26#

В писаниях приведено множество историй, когда Кришна пытается послужить вайшнавам, но вайшнавы не стремятся принимать такое служение. Однако если некий другой вайшнав пытается служить вайшнаву, и ему удается это делать, то тогда Кришна становится очень доволен этим вторым вайшнавом, поскольку Он Сам хотел бы служить тому вайшнаву, но Ему это не удается.

#00:05:20#

И хотя в целом мы говорим о служении Богу, на самом деле мы говорим о служении другому преданному. И это именно тот путь, благодаря которому мы можем удовлетворить Кришну, — служить другому преданному. И на самом деле на практике мы можем это увидеть: Кришна находится где-то очень-очень далеко от нас, на огромном расстоянии, и поэтому крайне тяжело служить Ему. Однако преданный — это тот, кто находится рядом с нами, тот, кто живет, кто действует в этом мире. К примеру, если мы живем здесь, в Санкт-Петербурге, то есть преданные, живущие здесь же, в Питере. Таким образом, существуют эти тонкие отношения, связывающие Кришну и Его преданного. Эти преданные таковы, что Кришна всегда очень счастлив, очень доволен, если кому-то удается послужить Его преданному.

#00:07:11#

Мы знаем эту историю, когда Кришна был младенцем, и Он лежал на коленях у матери Яшоды. Матушка Яшода в целом не знает, что Кришна — Бог, она считает Его своим любимым сыном, младенцем. И мама Яшода думает, что Кришна обладает необычайными, удивительнейшими качествами, что это необычный ребенок. Однако такова природа любой матери: каждая мать считает, что ее ребенок очень чудесен.

#00:08:10#

Однажды, когда Кришна ел глину, матушка Яшода заметила это, заставила Его открыть рот и пыталась достать эту глину из Его рта. Однако когда мама Яшода заглянула в рот Кришне, она увидела там целую вселенную: множество планетных систем, множество звезд, множество солнц, и все это проплыло перед ней, находясь во рту Кришны. Мама Яшода не испытывала счастья от этого зрелища и заставила Кришну закрыть Свой рот. Она не хотела даже этого видеть, потому что она хотела считать, что Кришна — ее ребенок, обычное человеческое дитя. И она была счастлива благодаря своему служению Ему как ребенку, подобно обычной матери, которая служит своему младенцу.

#00:09:47#

Это пример того, почему мы не хотим на самом деле служить Богу напрямую: потому что Бог — это нечто чересчур великое, это чересчур для нас. Это, скорее, нас запутает и смутит.

#00:10:26#

Однако если мы сможем служить обычному преданному, находящемуся рядом с нами, то тогда мы сможем быть удовлетворены своим служением. Мы не найдем удовлетворения в служении некоему деду, сидящему на облаке где-то за миллионы-миллионы километров у нас над головами, нам необходимо служение кому-то, находящемуся рядом с нами.

#00:10:50#

Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно — поэтому Кришна говорит: «Если кто-то служит Моему преданному, тогда Я воистину счастлив». Поэтому если мы обретем это стремление — стремление служить преданным Кришны, — тогда мы будем в безопасном положении, мы обретем прочную основу в духовной жизни. Это то, в чем мы нуждаемся: нам необходимо прочное основание, крепкая основа для нашей духовной жизни.

#00:12:01#

Вчера я говорил о том, что сейчас Россия понемногу приходит в состояние стабильности с материальной точки зрения, и таким образом люди обретают некое твердое положение в жизни. Однако помимо материальной основы, что нам воистину необходимо — это крепкая основа в духовной жизни, и эта основа называется вера или Шраддха Деви.

#00:12:45#

Шрила Гурудев всегда говорит, что если мы сумеем развить эту прочную основу, если наша основа, наша вера будет действительно прочной, тогда наша духовная жизнь будет очень проста и естественна. И как я уже упоминал, все религии говорят, что вера является основой духовной жизни, что на вере зиждется сама духовная жизнь.

#00:13:26#

Когда мы учились в школе, мы слышали, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. К примеру, все эти предметы, находящиеся вокруг нас: это дерево состоит из крошечных частичек дерева, этот пластик состоит из крошечных-крошечных частичек пластмассы. Подобным же образом те «кирпичики» или те элементарные частицы, из которых состоит духовная реальность, называются вера или Шраддха Деви.

#00:14:12#

Если мы сумеем развить свою веру, обрести определенную веру в духовную практику, тогда наша жизнь станет гораздо легче, потому что если у нас нет веры, то все кажется как будто перевернутым с ног на голову, все смутно и расплывчато. Однако мы можем развить эту веру через служение преданным, которые уже обладают верой. И это будет очень благотворно для нас, если мы сумеем укрепить свою веру в Кришну через служение преданным, тогда мы увидим, что в нашей духовной практике все станет намного легче. Однако если мы попытаемся практиковать духовную жизнь сами по себе, независимо, то мы обнаружим, что это крайне затруднительно. И это то, чему пришел учить в этот мир Махапрабху. Он пришел для того, чтобы дать людям этот процесс воспевания Харе Кришна маха-мантры, и этот процесс не так сложен.

#00:16:14#

Разумеется, есть множество других методов духовной практики, такие как пути медитации и аскезы, йоги, совершаемые в различных храмах или мечетях, однако в отличие от них путь, принесенный Махапрабху, путь повторения Святого Имени — чрезвычайно прост и доступен. Махапрабху учил, что можно петь любое Святое Имя Господа, и так, благодаря такому воспеванию в обществе преданных, мы будем укреплять свою веру.

#00:17:36#

При этом при воспевании Святого Имени нет никаких правил и предписаний, само Оно не подчинено никаким правилам. Разумеется, также присутствуют некие, мы можем сказать, общественные или социальные правила и предписания. Так же, как и в любой стране, будь то Россия или Америка, есть некие общественные традиции и устои, которым надо следовать, подобным же образом у нас, в обществе практикующих духовную жизнь, есть определенные общественные или социальные традиции, устои и правила, однако что касается самого воспевания Святого Имени, то не существует абсолютных правил, регулирующих этот процесс.

#00:18:25#

Почему же не существует правил и предписаний для повторения Святого Имени Кришны? Потому что это — трансцендентная звуковая вибрация, которая нисходит в этот мир из трансцендентной, духовной реальности. Поэтому она не затрагивается материальным миром ни в какой степени. Подобно Солнцу: когда оно восходит, оно светит одинаково везде, и его не затрагивает никакая грязь или чистота, находящаяся в этом мире. Иначе говоря, освещает ли оно грязное или чистое место, в любом случае само Солнце остается не затронуто этим, напротивоно способно очистить как это грязное место, так и чистое. Однако само Солнце в любом случае остается за пределами этих понятий.

#00:19:49#

Итак, Махапрабху дал миру эту удивительную, трансцендентную звуковую вибрацию, и Он попросил людей просто повторять эти звуки, просто повторять эти имена, не заботясь ни о чем, Он просто свободно раздал этот звук всем. Однако Он не только даровал нам эту звуковую вибрацию, этот звук, но также Он дал некоторые наставления, которые подсказывают нам, каким образом мы можем достичь наилучшего результата, получить наилучший плод от нашего повторения.

#00:20:40#

Если вы покупаете в магазине какую-либо вещь, какой-либо предмет, будь то новая видеокамера или компьютер, с этим предметом, с этой вещью всегда в комплекте идет инструкция, руководство. И если вы уже знаете, как работать с такой камерой или с таким компьютером, то эта инструкция вам не нужна, однако если вы не столь уверены в себе и не так хорошо знаете этот предмет, тогда вам необходимо ознакомиться с инструкцией.

#00:21:27#

Подобным же образом, когда речь заходит о повторении Харе Кришна маха-мантры, Махапрабху также дал определенные наставления о том, каким образом следует это делать. И Он говорил, что мы обретем наилучший результат, если будем повторять вместе с другими преданными, которые также повторяют. Разумеется, если мы будем повторять сами по себе, то мы также получим очень хороший результат. Однако если мы будем повторять вместе с другими преданными, которые уже повторяют, то результат будет наилучшим, самым лучшим из возможных.

#00:22:29#

Однако Он также говорит: когда вы воспеваете вместе с другими людьми, будьте осторожны, чтобы не оскорбить этих людей, потому что все эти преданные, с которыми мы находимся рядом, все они заняты так или иначе в преданном служении, служении Кришне, и мы не знаем, кто из них является хорошим преданным, а кто из них — нет. Поэтому Махапрабху нам советует быть крайне, крайне осторожными.

#00:23:15#

апи чет судура̄ча̄ро,
бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к...
2

В целом мы не можем определить, кто служит Кришне, а кто нет. Напротив, зачастую бывают ситуации, когда нам кажется: очевидно, что человек не служит Кришне, однако на самом деле Кришна принимает его служение. Поэтому мы не в состоянии определить, кто служит, а кто нет. Поэтому Он нам советует быть всегда очень осторожными в своих отношениях, в наших суждениях о том, кто служит Кришне, а кто нет.

#00:24:30#

Итак, мы помним о том, что сейчас мы говорим о вере. Кришна советует нам: для того, чтобы мы смогли укрепить свою индивидуальную веру, которая пришла к нам, мы должны быть чрезвычайно, крайне осторожны и всегда помнить, что у нас у всех есть индивидуальные, частные или личные отношения, каждого связывают личные отношения с Кришной.

#00:25:05#

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’...3

Каждое живое существо является неотъемлемой частичкой Кришны, и поэтому каждую душу связывают подобные узы отношений в служении Ему. Мы можем сказать, что таков вечный дар Кришны для нас, Он никогда не заберет эти индивидуальные отношения, основанные на свободе выбора, свободе воли.

#00:25:51#

Однако также Он советует нам повторять Святое Имя и делать это в обществе, совместно с другими преданными. Поэтому есть два аспекта: с одной стороны, есть наши индивидуальные отношения, которые связывают каждого с Кришной, с другой стороны, присутствуют групповые или общие отношения. Поэтому нам следует помнить: да, меня связывают индивидуальные отношения с Кришной, однако также есть эта группа преданных, вместе с которыми я занимаюсь служением, которые помогают мне служить.

#00:27:01#

Если этот процесс сознания Кришны подлинен, если он настоящий, тогда мы в этом процессе также почувствуем удовлетворение. Если мы не будем ощущать счастья от повторения Святых Имен Кришны, то тогда, разумеется, мы начнем искать счастья где-то еще. Поэтому в каком-то смысле мы сами себе судьи, мы сами себе на уме, можно сказать, когда речь заходит о том, как работает сознание Кришны, насколько оно работает для нас.

#00:27:51#

...а̄тмаива хй а̄тмано бандхур,
а̄тмаива рипур а̄тманах̣
4

Кришна произносит такие слова в писаниях, которые гласят: «Мы сами себе или лучшие друзья, или же сами себе злейшие враги». Мы можем решать сами для себя, что есть правильно. Мы — сами себе лучшие друзья, но если мы хотим стать себе злейшими врагами, то мы становимся себе злейшими врагами. Поэтому в каком-то смысле все зависит от нас, но в высшем смысле все зависит от Кришны и от Его преданных.

#00:29:06#

Махапрабху дал этот чудесный процесс, и наш Шрила Гурудев приезжал сюда, в Россию, несколько раз, и он открыл этот замечательный центр в Санкт-Петербурге. Мы можем попробовать этот процесс, проверить его на себе, принять его сами, и если он работает, то мы можем начать принимать его во все большей и большей степени. Но если у нас есть сомнения, то мы не обязаны принимать его в такой серьезной степени, ведь никто же не принуждает нас принимать сознание Кришны. Это должно основываться на искреннем искании и стремлении — лаульям. И это — наша свобода воли, ведь, как я уже упоминал, Кришна даровал нам свободу воли, чтобы мы могли жить в этом мире, как мы того захотим. Поэтому в целом выбор остается за нами: мы можем попробовать, и если результат нам понравится, то мы продолжим следовать этому пути, если нет, то мы можем продолжить свои поиски где-то еще.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Джахнави Прия Деви Даси
 Редактор: Динанатх Дас

 


1 Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

2 Апи чет судура̄ча̄ро, бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к / са̄дхур эва са мантавйах̣, самйаг вйавасито хи сах̣ — «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути» (Бхагавад-гита, 9.30).

3 Джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

4 Уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет / а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣ — «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом». (Бхагавад-гита, 6.5).

← «Источник жизни — служение Кришне». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Первый приезд в Россию. 18 августа 1996 года. Москва ·• Архив новостей •· «Брешь в облаке атеизма». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Вайшнавский фестиваль, Санкт-Петербург, 2001 год →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования