«Эпоха поиска». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 октября 2011 года | Москва, Ветошный | Выставка «Загадочная Индия»



скачать (формат MP3, 16.21M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Эпоха поиска

(29 октября 2011 года. Москва, Ветошный)


#00:00:10#

Нобелевский лауреат Ромен Ролан произнес удивительные слова, называя западных людей «неудовлетворенными детьми Запада». Что же именно он подразумевает, когда говорит «неудовлетворенные дети западного духа»? Он говорит о том, что есть западный взгляд на мир, который можно противопоставить восточному. На этой выставке вы видите различные аспекты восточного, индийского взгляда на мир. Это новый взгляд на мир. Ведь сказано, что задача художника — это дать людям новое видение.

#00:01:49#

То же самое является задачей великих духовных мыслителей, великих духовных представителей Индии, а именно — научить людей по-новому смотреть на мир. Обычно мы смотрим на окружающее нас, опираясь на ограниченный опыт ограниченного мира, на накопленный нами опыт. Ведь все мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем вкусы, обрабатываем эти сигналы и на основе этого опыта строим свои предположения, выстраиваем картину мира. Однако подобный подход позволяет нам сосредоточиться лишь на узком диапазоне явлений. А задача выставок, таких, как эта, — это предложить нам альтернативный взгляд на мир, позволить нам взглянуть на вещи иначе.

#00:03:26#

Великий писатель Уильям Блейк сравнивал чувства с дверьми восприятия. Он говорил, что если очистить эти «двери восприятия», то есть чувства, тогда мы сумеем видеть все таким, каким оно является на самом деле, то есть безграничный мир. И задача духовного искателя — это позволить человеку увидеть связь всего в этом ограниченном мире, связь всего с Безграничным.

Однажды наш Гуру Махарадж давал лекцию на некоем собрании, подобном этому, и кто-то из аудитории сказал ему: «Если ограниченное способно познать Безграничное, то это не Безграничное». На это он ответил: «Если Безграничное не в состоянии явить Себя ограниченному, то это не Безграничное».

Не кто иной, как Сократ, сказал: «Жизнь, которая не была подвергнута изучению, анализу, не стоит того, чтобы ее прожить». Веды говорят о подобном, а именно они утверждают, что человеческое рождение предназначено для духовного исследования, для того, чтобы задаться вопросами о духовном.

#00:05:40#

Одна из самых известных восточных идей и ныне существующая в западном мире — это идея кармы и реинкарнации. Веды говорят, что мы уже прошли через миллионы различных рождений, восемь миллионов четыреста тысяч разных форм жизни, прежде чем сумели родиться людьми. Каждая из форм жизни обладает особой функцией, особым предназначением, ведь вкупе с каждым телом вы получаете особый набор чувств. Вы обретаете особое зрение, особый слух, обоняние, осязание. Вот, например, то, что вы видите здесь: эта спираль — это язык бабочки. Бабочка способна ощущать вкус этим языком.

#00:07:02#

А это глаза комара. Приз тому, кто сможет догадаться, что это. Это микроскопическое насекомое. Вы видите, что даже столь крошечное существо наделено способностью есть, наслаждаться вкусом.

Вот еще другие виды живых существ, которые пользуются своими антеннами для того, чтобы получать информацию. Это их версия Google. Одно насекомое говорит другому: «Ну, погугли, найди это», и то начинает антеннами исследовать окружающий мир. А другой говорит: «Нет, мои антенны гораздо лучше, видите, сколько на них тонких волосинок! Они гораздо лучше приспособлены для получения информации».

#00:08:22#

Сейчас мы с вами живем в эпоху поиска. Когда мы опираемся на свой собственный индивидуальный опыт, добавляем к нему опыт окружающих, коллективный опыт, то получаем совокупность информации. Мы хотим создать базу данных, чтобы делиться друг с другом. В этом состоит основная идея интернета, а именно — сделать всю информацию, накопленную человечеством, доступной каждому человеку в любое время по желанию. Но какова цель подобного накопления информации? На бытовом, потребительском уровне цель нам понятна — как выбрать для себя товары лучше.

Но в конечном счете чего мы ищем на самом деле? Ведь мы можем воспользоваться интернетом, например, чтобы найти свою идеальную вторую половину. Есть много сайтов знакомств — matchmaker.com и многие другие. Это означает, что также мы ищем внутреннего счастья. Мы пытаемся обрести свою вторую половину, потому что, помимо того, что мы с вами живые существа, мы также нуждаемся во внутреннем счастье.

#00:10:38#

Один ученый (с научной точки зрения) полушутя сказал, что мы с вами не более чем набор проворных химических элементов. Мы всего лишь основанные на углероде формы жизни. Но когда мы пытаемся завести хорошие знакомства, мы не пишем объявления в таком роде: «Я, основанная на углероде форма жизни, ищу другую основанную на углероде форму жизни для близких взаимоотношений». Если же, и правда, вы находитесь в таком поиске, всего лишь основанном на углеродной форме жизни, то прошу вас, пожалуйста, примите более высокие стандарты, ищите чего-то более возвышенного. Вы способны на большее.

По сути, упрощенно говоря, мы с вами все ищем любви, красоты, очарования, сладости, нежности. Это то, что лежит в основе субъективных понятий. Ведь на самом деле все предметы, даже объективного мира, основаны на субъективных идеях. О любом материальном объекте мы можем сказать, что он твердый или мягкий, тяжелый или легкий, у него есть длина и ширина, он обладает цветом, твердостью и другими качествами. Фактически объект — это не что иное, как совокупность субъективных концепций.

#00:13:08#

Наш Гуру Махарадж говорил, что объективный мир — это не более чем айсберг, плавающий в океане сознания, поэтому предмет нашего поиска заключен в субъективном мире. Это то, что не может быть доказано. Невозможно доказать ценность субъективного.

Говоря о субъективном, можно привести пример: вот эта картина Пабло Пикассо была продана на аукционе за сто миллионов евро. Если мы проанализируем ценность этой картины объективно, то, учтя стоимость холста, рамы, красок, мы поймем, что объективная ценность ее ничтожна. Но как же вышло, что эта картина была продана за сто миллионов евро? Дело в том, что эксперты, ценители в состоянии увидеть особую субстанцию, особую ценность в этой картине. На самом деле именно эта субстанция — цель сознания.

#00:15:03#

Мы слышим, что с научной точки зрения сознание — это нечто, что крайне незначительно проявлено в огромном объективном мире. Например, нам говорят, что в неизвестной нам Вселенной существует порядка триллиона триллионов звезд. И среди этого триллиона триллионов звезд есть только одна планета — Земля, которая, насколько мы знаем, способна поддерживать жизнь. Поэтому в данном случае речь идет не об одном шансе из миллиона, а об одном шансе из миллиона миллионов миллионов. Таковы шансы стать представителем, членом элиты, наделенном сознанием, какими мы с вами являемся. Вы, будучи представителем этой элиты, в удачный день можете испытать крупицу счастья.

Нам говорят при описании этой картины мира, что объективный мир, физическая вселенная практически безгранична. В этой огромной вселенной существует незначительная количественно, наделенная сознанием элита. А счастье — это неуловимая, крайне малая, незаметная субстанция.

#00:17:05#

Но ведическая концепция, восточная точка зрения прямо противоположна. Согласно этой идее, как мы уже говорили, объективный мир — это айсберг, плавающий по поверхности океана сознания, сознание же безгранично. То, к чему устремлено сознание, цель поиска сознания — это любовь, экстаз, счастье. Эта субстанция (любовь, экстаз и счастье) еще более обширна, нежели сознание. Но вместо того, чтобы направлять нас на поиск своего счастья во внутреннем, субъективном мире, нас сейчас направляют на поиск счастья во внешнем, объективном мире. Мы знаем это под названием «соблазнение духа».

Откуда к нам приходит это давление? Конечно же, из рекламы. В наши дни люди учатся жизни, обретают свои концепции из рекламы, из рекламных кампаний. Например, наверняка вам знаком этот символ — MasterCard. Почему название MasterCard? Потому что они хотят, чтобы вы считали, что вы — хозяин положения. Они хотят, чтобы вы приняли следующую картину мира — «Да, мы были рабами когда-то давно, в Средние века, когда только один человек, царь или король, был хозяином, а остальные были его рабами». Современная же пропаганда говорит каждому: «На самом деле теперь ты хозяин, и при помощи нашей карты MasterCard ты сможешь стать хозяином всех возможностей».

#00:19:49#

Какая еще одна очень известная рекламная кампания? «Просто сделай это!». Ведь если ты хозяин положения, то просто сделай это! Нет, тебе не нужно с кем-то советоваться. Не прислушивайся даже к голосу своей совести, просто делай это! А почему? Лореаль отвечает нам на этот вопрос: «Ведь я этого достойна».

На примере этих трех рекламных слоганов вы можете увидеть образец материалистической пропаганды, которая влияет на каждого. Именно из рекламы в наши дни мы черпаем свои представления о себе, свои представления о том, где искать счастье.

Одна рекламная компания выразила этот лозунг в совершенно неприкрытой, наиболее откровенной форме, а именно: «Можно все! Никакой вины!». Но если мы присмотримся к этим идеям получше, попристальнее, то увидим, что эти идеи разваливаются на глазах, поскольку, чего эти лозунги не учитывают, так это научного утверждения: «Каждое действие влечет за собой равное противодействие». Речь идет об ответственности.

#00:22:27#

Итак, цель художника — явить нам красоту, а красота сосредоточена во внутреннем, субъективном мире. Именно поэтому существуют художественные выставки, такие, как эта. Именно поэтому существует культура как таковая в человеческой цивилизации.

Один поэт из Бенгалии однажды сказал: «Если вы будете культивировать человеческое сердце, какого же рода золото оно породит?» Духовное культивирование, духовное развитие заключено именно в подобном поиске красоты — поиске красоты в субъективном мире.

Таковы некоторые из вещей, о которых я хотел рассказать сегодня.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Принцип ачинтья-бхедабхеда». Шрила Бхактивинод Тхакур. Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» ·• Архив новостей •· Посвящение Валлабхи Чайтаньи Прабху. Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Август 2012 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Эпоха поиска

(29 октября 2011 года. Москва, Ветошный)


#00:00:10#

Нобелевский лауреат Ромен Ролан произнес удивительные слова, называя западных людей «неудовлетворенными детьми Запада». Что же именно он подразумевает, когда говорит «неудовлетворенные дети западного духа»? Он говорит о том, что есть западный взгляд на мир, который можно противопоставить восточному. На этой выставке вы видите различные аспекты восточного, индийского взгляда на мир. Это новый взгляд на мир. Ведь сказано, что задача художника — это дать людям новое видение.

#00:01:49#

То же самое является задачей великих духовных мыслителей, великих духовных представителей Индии, а именно — научить людей по-новому смотреть на мир. Обычно мы смотрим на окружающее нас, опираясь на ограниченный опыт ограниченного мира, на накопленный нами опыт. Ведь все мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем вкусы, обрабатываем эти сигналы и на основе этого опыта строим свои предположения, выстраиваем картину мира. Однако подобный подход позволяет нам сосредоточиться лишь на узком диапазоне явлений. А задача выставок, таких, как эта, — это предложить нам альтернативный взгляд на мир, позволить нам взглянуть на вещи иначе.

#00:03:26#

Великий писатель Уильям Блейк сравнивал чувства с дверьми восприятия. Он говорил, что если очистить эти «двери восприятия», то есть чувства, тогда мы сумеем видеть все таким, каким оно является на самом деле, то есть безграничный мир. И задача духовного искателя — это позволить человеку увидеть связь всего в этом ограниченном мире, связь всего с Безграничным.

Однажды наш Гуру Махарадж давал лекцию на некоем собрании, подобном этому, и кто-то из аудитории сказал ему: «Если ограниченное способно познать Безграничное, то это не Безграничное». На это он ответил: «Если Безграничное не в состоянии явить Себя ограниченному, то это не Безграничное».

Не кто иной, как Сократ, сказал: «Жизнь, которая не была подвергнута изучению, анализу, не стоит того, чтобы ее прожить». Веды говорят о подобном, а именно они утверждают, что человеческое рождение предназначено для духовного исследования, для того, чтобы задаться вопросами о духовном.

#00:05:40#

Одна из самых известных восточных идей и ныне существующая в западном мире — это идея кармы и реинкарнации. Веды говорят, что мы уже прошли через миллионы различных рождений, восемь миллионов четыреста тысяч разных форм жизни, прежде чем сумели родиться людьми. Каждая из форм жизни обладает особой функцией, особым предназначением, ведь вкупе с каждым телом вы получаете особый набор чувств. Вы обретаете особое зрение, особый слух, обоняние, осязание. Вот, например, то, что вы видите здесь: эта спираль — это язык бабочки. Бабочка способна ощущать вкус этим языком.

#00:07:02#

А это глаза комара. Приз тому, кто сможет догадаться, что это. Это микроскопическое насекомое. Вы видите, что даже столь крошечное существо наделено способностью есть, наслаждаться вкусом.

Вот еще другие виды живых существ, которые пользуются своими антеннами для того, чтобы получать информацию. Это их версия Google. Одно насекомое говорит другому: «Ну, погугли, найди это», и то начинает антеннами исследовать окружающий мир. А другой говорит: «Нет, мои антенны гораздо лучше, видите, сколько на них тонких волосинок! Они гораздо лучше приспособлены для получения информации».

#00:08:22#

Сейчас мы с вами живем в эпоху поиска. Когда мы опираемся на свой собственный индивидуальный опыт, добавляем к нему опыт окружающих, коллективный опыт, то получаем совокупность информации. Мы хотим создать базу данных, чтобы делиться друг с другом. В этом состоит основная идея интернета, а именно — сделать всю информацию, накопленную человечеством, доступной каждому человеку в любое время по желанию. Но какова цель подобного накопления информации? На бытовом, потребительском уровне цель нам понятна — как выбрать для себя товары лучше.

Но в конечном счете чего мы ищем на самом деле? Ведь мы можем воспользоваться интернетом, например, чтобы найти свою идеальную вторую половину. Есть много сайтов знакомств — matchmaker.com и многие другие. Это означает, что также мы ищем внутреннего счастья. Мы пытаемся обрести свою вторую половину, потому что, помимо того, что мы с вами живые существа, мы также нуждаемся во внутреннем счастье.

#00:10:38#

Один ученый (с научной точки зрения) полушутя сказал, что мы с вами не более чем набор проворных химических элементов. Мы всего лишь основанные на углероде формы жизни. Но когда мы пытаемся завести хорошие знакомства, мы не пишем объявления в таком роде: «Я, основанная на углероде форма жизни, ищу другую основанную на углероде форму жизни для близких взаимоотношений». Если же, и правда, вы находитесь в таком поиске, всего лишь основанном на углеродной форме жизни, то прошу вас, пожалуйста, примите более высокие стандарты, ищите чего-то более возвышенного. Вы способны на большее.

По сути, упрощенно говоря, мы с вами все ищем любви, красоты, очарования, сладости, нежности. Это то, что лежит в основе субъективных понятий. Ведь на самом деле все предметы, даже объективного мира, основаны на субъективных идеях. О любом материальном объекте мы можем сказать, что он твердый или мягкий, тяжелый или легкий, у него есть длина и ширина, он обладает цветом, твердостью и другими качествами. Фактически объект — это не что иное, как совокупность субъективных концепций.

#00:13:08#

Наш Гуру Махарадж говорил, что объективный мир — это не более чем айсберг, плавающий в океане сознания, поэтому предмет нашего поиска заключен в субъективном мире. Это то, что не может быть доказано. Невозможно доказать ценность субъективного.

Говоря о субъективном, можно привести пример: вот эта картина Пабло Пикассо была продана на аукционе за сто миллионов евро. Если мы проанализируем ценность этой картины объективно, то, учтя стоимость холста, рамы, красок, мы поймем, что объективная ценность ее ничтожна. Но как же вышло, что эта картина была продана за сто миллионов евро? Дело в том, что эксперты, ценители в состоянии увидеть особую субстанцию, особую ценность в этой картине. На самом деле именно эта субстанция — цель сознания.

#00:15:03#

Мы слышим, что с научной точки зрения сознание — это нечто, что крайне незначительно проявлено в огромном объективном мире. Например, нам говорят, что в неизвестной нам Вселенной существует порядка триллиона триллионов звезд. И среди этого триллиона триллионов звезд есть только одна планета — Земля, которая, насколько мы знаем, способна поддерживать жизнь. Поэтому в данном случае речь идет не об одном шансе из миллиона, а об одном шансе из миллиона миллионов миллионов. Таковы шансы стать представителем, членом элиты, наделенном сознанием, какими мы с вами являемся. Вы, будучи представителем этой элиты, в удачный день можете испытать крупицу счастья.

Нам говорят при описании этой картины мира, что объективный мир, физическая вселенная практически безгранична. В этой огромной вселенной существует незначительная количественно, наделенная сознанием элита. А счастье — это неуловимая, крайне малая, незаметная субстанция.

#00:17:05#

Но ведическая концепция, восточная точка зрения прямо противоположна. Согласно этой идее, как мы уже говорили, объективный мир — это айсберг, плавающий по поверхности океана сознания, сознание же безгранично. То, к чему устремлено сознание, цель поиска сознания — это любовь, экстаз, счастье. Эта субстанция (любовь, экстаз и счастье) еще более обширна, нежели сознание. Но вместо того, чтобы направлять нас на поиск своего счастья во внутреннем, субъективном мире, нас сейчас направляют на поиск счастья во внешнем, объективном мире. Мы знаем это под названием «соблазнение духа».

Откуда к нам приходит это давление? Конечно же, из рекламы. В наши дни люди учатся жизни, обретают свои концепции из рекламы, из рекламных кампаний. Например, наверняка вам знаком этот символ — MasterCard. Почему название MasterCard? Потому что они хотят, чтобы вы считали, что вы — хозяин положения. Они хотят, чтобы вы приняли следующую картину мира — «Да, мы были рабами когда-то давно, в Средние века, когда только один человек, царь или король, был хозяином, а остальные были его рабами». Современная же пропаганда говорит каждому: «На самом деле теперь ты хозяин, и при помощи нашей карты MasterCard ты сможешь стать хозяином всех возможностей».

#00:19:49#

Какая еще одна очень известная рекламная кампания? «Просто сделай это!». Ведь если ты хозяин положения, то просто сделай это! Нет, тебе не нужно с кем-то советоваться. Не прислушивайся даже к голосу своей совести, просто делай это! А почему? Лореаль отвечает нам на этот вопрос: «Ведь я этого достойна».

На примере этих трех рекламных слоганов вы можете увидеть образец материалистической пропаганды, которая влияет на каждого. Именно из рекламы в наши дни мы черпаем свои представления о себе, свои представления о том, где искать счастье.

Одна рекламная компания выразила этот лозунг в совершенно неприкрытой, наиболее откровенной форме, а именно: «Можно все! Никакой вины!». Но если мы присмотримся к этим идеям получше, попристальнее, то увидим, что эти идеи разваливаются на глазах, поскольку, чего эти лозунги не учитывают, так это научного утверждения: «Каждое действие влечет за собой равное противодействие». Речь идет об ответственности.

#00:22:27#

Итак, цель художника — явить нам красоту, а красота сосредоточена во внутреннем, субъективном мире. Именно поэтому существуют художественные выставки, такие, как эта. Именно поэтому существует культура как таковая в человеческой цивилизации.

Один поэт из Бенгалии однажды сказал: «Если вы будете культивировать человеческое сердце, какого же рода золото оно породит?» Духовное культивирование, духовное развитие заключено именно в подобном поиске красоты — поиске красоты в субъективном мире.

Таковы некоторые из вещей, о которых я хотел рассказать сегодня.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования