«Сравнительный теизм». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 24 июля 2011 года, Сочи

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, размер неизвестен)

Содержание лекции:

Позавчера вечером, когда мы с вами уже встречались здесь, мы пообещали вам, что этим вечером мы подробно рассмотрим сравнения различных концепций теизма, используя санскритское понятие «раса» в качестве эталона, или метода измерения.

Вначале я хотел бы заметить, что есть один христианский богослов, который говорил, что ныне христианство находится на пороге коперниковской революции. Что он имеет в виду? До Коперника существовала геоцентрическая система: Земля в центре, а Солнце и многие другие планеты обращаются вокруг Земли. Но Коперник предложил гелеоцентрическую систему, утверждая, что мы живем в Солнечной системе, то есть в центре находится Солнце, а Земля, наряду с другими планетами, обращается вокруг Солнца.

Итак, тот богослов говорит, что христианство сейчас подобным же родом находится на пороге коперниковской революции, имея в виду, что ранее мы были убеждены, что христианство это центральнаяконцепция и есть множество других, побочных проявлений этой идеи. Однако, этот богослов утверждал, что ныне христианство находится на пороге богословской революции. То есть понимание, что существует одна абсолютная истина, а христианство, наряду с множеством других теистических концепций, обращается вокруг этой абсолютной истины.

Я люблю приводить один пример для того, чтобы показать, как после принятия плюрализма, наличия множественности идей, так же необходимым образом мы должны определить систему определения, что выше, что ниже сравнительные ценности различных идей.

Недавно я увидел фотографию польских купюр. Может быть, вы слышали злоты. Что интересно, на одной из купюр большого достоинства изображен Коперник. И я подумал: «Они, должно быть, сделали эту купюру для меня, как дар Божий». Потому что здесь прослеживается одна параллель: так же, как в мире денег есть множество валют: доллары, евро, рупии, йены. В Сочи еще не ввели своих собственных денег? Олимпийские деньги?

Итак, есть много видов валют в мире денег и каждая из этих валют обладает своей ценностью. Но их ценности не соотносятся один к одному. Для того, чтобы определить сравнительную ценность той или иной валюты, необходимо сравнивать их относительно универсально принятого эталона. Давайте назовем это абсолютным эталоном. И тогда, сравнивая с этим абсолютным эталоном, мы увидим, что пять единиц вот этой валюты равны одной вот этой, или десяти вот этим, или ста вот этим. Это метод, который позволяет нам признать не только ценность каждого из этих проявлений, но и понять градацию, их сравнительную ценность.

Итак, в прошлый раз задали вопрос: каков же этот абсолютный эталон? Этот эталон раса. Слово раса иногда переводят как «жидкая любовь». Но чаще значение этого слова «любовная близость». И мы слышим, что до той степени, до какой теистическая система допускает возможность развития близких, любовных отношений, до той степени система показывает свое превосходство. Большинство теистических, богоцентрических систем поглощены отношением к Богу в духе благоговения. И это вполне уместно. Однако это мы не можем назвать любовной близостью. Можно уподобить подобные отношения тому, как обычные люди относятся к какой-то высшей личности, например, к президенту.

[00:08:48]

По какой-то причине в этой связи мне хотелось бы упомянуть имя Путина. Пусть формально он премьер-министр. Быть может потому, что он связан с Петербургом. Поскольку господин Путин является премьер-министром, то если бы он сейчас внезапно открыл эту дверь и вошел сюда, то все мы, разумеется, встали бы и почтительно его приветствовали. Не так ли? И это было бы уместной реакцией. Но задолго до того, как он сам вошел, сюда вошли бы люди из его окружения, чтобы позаботиться о безопасности. И в этом окружении мы увидим некоторых людей, которых он знает по именам, он знает что-то об их семейном положении, быть может, он знаком с их женами, детьми, есть большая близость отношений. Хотя они по-прежнему уважительно к нему относятся, но в их отношениях присутствует элемент дружбы.

Но есть и другие люди, которые, возможно, были его друзьями детства в Петербурге. И они знают его как совсем не президента и совсем не премьер-министра. Они помнят, как они играли вместе с ним, шалили, как и любые мальчики. И сейчас они, конечно, понимают, что он достиг столь высокого положения, но они все еще помнят свои отношения с ним. Они, возможно, помнят прозвища, которые давали ему еще в детстве. И подобные прозвища, шутки, не будут чем-то оскорбительным. Скорее, если они будут относиться к нему не как к премьер-министру, а как к личности, близкому человеку, то это скорее принесет ему радость. Наконец, есть его жена. И она знает его с еще большей близостью. Есть его матушка. Она может придти к нему, схватить его за ухо и сказать: «Послушай меня, премьер-министр!», «Мама, мама, не надо, ладно, ладно !» И это человек, которого многие боятся, но он боится свою маму. Ему придется послушаться свою маму. Человек даже в высочайшем положении должен все равно вынужден слушаться свою маму.

И что мы увидим при анализе этой картины это что чем более мы переходим от отношения с благоговением и почтением, от отношений, которые свойственны обычным людям, ко все более и более близким отношениям, тем в большей степени его величественный аспект, аспект его могущества, уходит на задний план и становится чем-то несущественным.

[00:13:40]

И это суть Кришна-концепции: на более низких уровнях есть преданность в духе благоговения и почтения. Но, когда появляется большая любовная близость, наступают отношения дружбы, равенства, шутливые отношения. Когда Его друзья вызывают Его на бой и иногда даже побеждают Его.

В Кришна-лиле есть некоторые эпизоды, какие-то из них вы можете увидить на картинах этой выставки. Например, когда Кришна нашалил, сделал что-то дурное, то Его матушка Яшода гонится за Ним с палкой в руке, чтобы отхлестать Его, и Кришна убегает от нее. При этом глаза Его полны страха, из них текут слезы. Такова преданность Его матушки, она превзошла эти ограничения, заняла высшее положение. Что уж тогда говорить о браджа-гопи, о друзьях-пастушках и пастушках Вриндавана, близких друзьях Кришны?

Кто-то может сказать: «Ну, зачем Богу хотеть играть таким образом?» Можно ответить так: мы сотворены по образу и подобию Божьему. Поэтому те склонности, что есть в нас, указывают на подобные же склонности в божественном.

[00:16:05]

джанмадй асйа йато… йато ва имани бхутани джайанте

(«Тайттирия-упанишад», 3.1)

Высшая истина, Абсолют, это то, из чего все проявилось, из чего все изошло, даже все человеческие склонности.

Недавно я был в Италии и известный голливудский актер, Джордж Клуни не так давно переехал в Италию. Ему нравится там жить. Он собрался жить в маленьком итальянском городке Кома. Он собрал всех жителей этого городка и сказал: «Я хочу жить среди вас как один из вас, как простой человек. Я хочу жить анонимно. Обращайтесь со мной как с обычным человеком». И ему сказали: «Окей, Джорж». И он переехал туда и живет там счастливо, как один из жителей этого города. И они стараются забыть, кто он такой.

Иногда мы слышим жалобы от людей, которые очень знамениты или очень богаты, что они не могут найти искренних взаимоотношений с таким человеком, который любил бы их такими, какие они есть. Обычно люди, обращающиеся к ним, думают о том, сколь богат, сколь знаменит, сколь известен человек, с которым они общаются.

Можно провести здесь параллель с теистической культурой. Есть те, кого переполняет чувство благоговения перед божественным, перед Богом. Но в мирах более высокой преданности величественный аспект Господа отходит на задний план и обитатели тех миров любят его таким, какой Он есть, не думая о том, что Он Бог.

[00:19:20]

В ведических писаниях говорится, что есть три уровня постижения Бога. Они называются брахма, параматма и бхагаван. Брахма означает всеобъемлющий дух. Параматма всепронизывающий аспект Господа, это предмет медитации йогов-мистиков. Бхагаван означает личность Бога, личностный аспект. Наш Гуру Махарадж однажды выразил это таким образом: на лицо два крайних проявления безграничного — бесконечно большой, всеобъемлющий; бесконечно малый, всепронизывающий.

Но какова золотая середина? Какова центральная концепция бесконечного? Это всепривлекающий. Тот, чьи черты похожи на человеческие. Любовь, Очарование и Красота Собственной Персоной. Это означает Личность Бога. Хотя обычно мы привыкли думать о бесконечном в абстрактных терминах.

Но если мы примем, что по определению Бог — это первоисточник всего. Даже с научной точки зрения можно сказать, что существует нечто, что является первоисточником всего. Из этого первоисточника произошло все, что мы видим в этом мире, в том числе и такое явление, как пол мужское и женское начало. Вправе ли мы отказывать первоисточнику всего в таком качестве, как пол мужское и женское? Можно ли считать, что то, что породило все это разнообразие мужского и женского, само по себе бесполое, нейтральное? Вполне разумно предположить, что первоисточник всего мужского мужчина. А первоисточник всего женского женщина. Первоисточник всего мужского и женского обладает и мужскими и женскими качествами.

Сам Зигмунд Фрейд говорит нам, что весь этот мир обращается вокруг силы Эроса. Всеми формами жизни в этом мире управляет эта сила эрос. Должны ли мы думать, что первоисточник всего эроса сам лишен эротического потенциала?

Только сегодня нам удалось чувствовать аромат удивительных цветов. Следует ли нам думать, что первоисточник всех ароматов сам лишен обонятельной способности? Мы видим столь много красивых людей. Вы знаете, что в Сочи очень много красивых людей. В особенности красивые женщины сосредоточены в Сочи. Должны ли мы думать, что первоисточник всей красоты лишен способности оценить женскую красоту? С чего нам так думать? Скорее следует предположить обратное. И это обратное дает нам экстатические возможности, а именно потенциал любовных отношений.

[00:25:05]

Что сейчас способствует развитию интернета? Две вещи. Группу первых этих вещей можно собрать под единым заголовком: «Дать всеобщий доступ к любому знанию». Это позволяет нам искать и находить то, что нам нужно. Другой аспект проявляется через социальные сети и сайты знакомств. Когда человек заполняет анкету того, кого он ищет, задает критерии того, кого он ищет на сайте знакомств, он указывает критерии того, каков должен быть их идеальный партнер. Они говорят: он или она должен выглядеть так, у него или у нее должны быть такие-то вкусы, и так дают описание своего идеала и начинают искать идеал. Если в двух словах, то так все и происходит.

Но если кто-то не вполне идеален, не соответствует идеалу, способен ли он сполна ответить всем ожиданиям второй половины? Мы можем проецировать свои идеальные ожидания на другого человека, но позже, когда видим, что этот человек не соответствует нашим ожиданиям, мы неизбежно разочаровываемся. Но этот поиск идеала не ослабевает внутри нас. Статистика убеждает нас: более половины брака неизбежно распадаются. Даже, несмотря на такую статистику, мы будем искать свою половину.

Но опять же мы ищем свой идеал. Но теистическая культура утверждает, что та самая вторая половина, которую каждый из нас ищет на протяжении всей своей жизни это никто иной, как Сам Господь, личность Бога. Если мы рассматриваем личность Бога как что-то абстрактное, то мы не сможем даже вообразить возможность взаимоотношений, полных любви.

Поэтому первая книга, которую мы опубликовали для Гуру Махараджа, была озаглавлена: «Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности». Высшая Реальность это Любовь, Красота, Сладость и Очарование Собственной персоной. И мы можем вступить в полные любви и взаимности взаимоотношения. Таков краткий обзор того, о чем мы хотели побеседовать сегодня вечером.

Танскрипция: Анандини Деви Даси
Редактор: Сваранги Деви Даси

 

← «Мировое турне Шрилы Говинды Махараджа» (часть 3). Шрила Б. К. Ашрам Махарадж. 13 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· День явления Шри Нрисимхадева. Субботняя программа в Лахте →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования