«Как относиться к концу света». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Сочи. 22 июля 2011 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, размер неизвестен)

                                   Содержание лекции:

#00:00:17#

Вопрос: Что думают на Востоке о конце света?

Шрила Б. С. Госвами Махарадж: В Ведах приведены обширные, подробные описания как творения, так и уничтожения мира. Веды считают, что мир цикличен, как мы видим сейчас. Но этот цикл занимает очень долгое время. И существуют циклы частичного уничтожения, растворения и полного растворения. Подобно тому, как мы знаем времена года весна, лето, осень, зима, также они говорят, что есть четыре эпохи Сатья, Трета, Двапара и Кали. И у каждой из них есть своя длительность. Когда эти четыре эпохи заканчиваются, цикл начинается заново. Но после завершения большого количества таких циклов происходит большое уничтожение.

Как мы уже говорили, мы говорим о субстанции, из которой всё изошло, которой всё поддерживается и в которую всё уйдёт.Какое-то время проходит в состоянии, подобном сну и потом наступает новый цикл творения. Поэтому индийские писания говорят, что существует бесчисленное число творений. Творение происходит одно за другим. Несмотря на то, что есть бесконечное число живых существ, всё равно все они растут, развиваются, являются новые.

В соответствии с разными условиями эпох временем, местом и расстоянием, в каждую из эпох даётся определённый процесс духовного развития. Например, мы знаем, что сейчас йога популярна по всему миру, и её популярность только растёт. Даже обычные люди начинают интересоваться йогой. В основном, современная йога это только физические упражнения и здоровый режим дня.  Но, когда-то очень давно, в первую из эпох сатья-югу, именно йога была процессом, рекомендованным для духовного роста крите йад дхйайато вишнум (Господу Вишну поклонялись с помощью медитации) [«Шримад-Бхагаватам», 12.3.52].

Прежде всего, давайте оговоримся, что сейчас мы описываем картину, которая даётся в ведических писаниях. Поэтому некоторые из записываемых там значений достигают астрономических величин. Просто попытайтесь понять, о чём говорится.

Итак, первая эпоха длится примерно 2 миллиарда лет. Люди в то время очень квалифицированы и живут очень долго. Средняя продолжительность жизни 100 000 лет. И живут они в таких условиях, которые мы сейчас назвали бы идеальной экологией, совершенным миром. В мире нет грязи. Если угодно, этакие «Эдемские сады» подобный мир. Но живя в ту эпоху, люди медитируют иногда 60 000 лет подряд, чтобы достичь результата.

Но время идёт, и вслед за сатья-югой наступает Трета-юга. Третайам йаджато макхаих [«Шримад-Бхагаватам», 12.3.52]. Говорится, что длительность жизни и качества, которыми наделены люди, уменьшаются, поэтому средняя продолжительность жизни сокращается со 100 000 лет до 10 000 лет. И хотя некоторые люди в эту эпоху всё ещё обладают качествами, которые позволяют им практиковать йогу, но основное внимание уделяется процессу ягьи огненных церемоний, ритуала жертвоприношения.

Затем приходит следующая эпоха Двапара-юга. Жизнь сокращается с 10 000 лет до 1000 лет. К примеру, в Библии можно найти примеры, где говорится, что такой-то человек прожил 800 лет. Это не исключено. И в эту эпоху главное внимание людей переключается с церемонии жертвоприношения на храмовое поклонение.

Затем мы переходим в эпоху, в которой мы с вами живём сейчас Кали-юга. Длительность этой эпохи примерно полмиллиона лет. И длительность жизни человека сократилась до 100 лет. И в отличии от людей Сатья-юги, первой эпохи, когда они могли медитировать 60 000 лет, люди сейчас не способны медитировать даже 60 минут. Одно из проклятий нашего времени это синдром дефицита внимания, когда человек не способен сосредоточиться на чём-либо на длительное время. И нас бесконечно отвлекают самые разные вещи.

В «Шримад-Бхагаватам» есть знаменитый стих:

#00:09:27#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа мукта-сан́гах̣ парам̇ враджет  

 («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51)

Он в переводе означает: «Если бы вы захотели перечислить все изъяны, недостатки этой эпохи, в которой мы с вами живём, то этот список достиг бы океанических размеров». И из этого мы можем сделать такой вывод: «Ну, значит мы с вами кучка бесконечных неудачников. Но далее, в этом же стихе сказано: «асти хй эко маха̄н гун̣ах̣» — в эту эпоху есть одно великое качество, которое одно компенсирует целый океан других недостаток. «Кӣртана̄д эва кр̣̣ш̣н̣асйа мукта-сан́гах̣ парам́ враджет» через пение Харе Кришна маха̄-мантры вы можете избавиться от всего негативного и достичь тех же самых результатов, которые раньше можно было достичь только через медитацию в 60 000 лет.

Иногда мы думаем: «Вот те эпохи, которые были миллионы лет назад вот тогда были времена. Вот тогда бы родиться. А сейчас, поскольку мы стали кучкой безнадёжных неудачников, то поэтому нам дали столь простой способ повторения имени Кришны».

Как однажды один поэт А. Гинзбург сказал Шриле Прабхупаде на Западе: «Возможно ли такое, что Бог стал настолько милостив к людям, что воплотился, инкарнировал в форме ЛСД?» Возможно ли, что люди настолько деградировали, настолько погрузились в материализм, что Бог воплотился в форме ЛСД, чтобы люди, просто приняв это вещество, могли соприкоснуться с Богом? Но наш Гуру Махарадж говорил: «Никакая совокупность ограниченного никогда не даст безграничного». Но это безграничное милостиво снизошло в форме своего Святого имени. И это не что-то второсортное.

Это как, если больной окажется в почти безнадежном состоянии. Тогда врачи говорят: «Ну, всё, у нас нет иного выбора, даем ему самое сильное средство, маха-лекарство водородную бомбу». Имя Кришны подобно этой водородной бомбе духовного сознания в Кали-югу. Но оно очень концентрированно. Может быть, даже больше похоже на нейтронную бомбу, но наделено огромной силой, влиянием.

Поэтому, несмотря на то, что мы с вами сейчас живем в эпоху наибольшей деградации, в то же время мы с вами наиболее удачливы, поскольку величайшая духовная возможность была также дана нам. Поэтому, если отвечать предельно кратко: если вас волнует 2012 год просто повторяйте Харе Кришна. Но это все равно, что 2014. Было бы забавно, не так ли, если бы в Сочи 2014 год так и не наступил? Я уверен, что где-то наверняка есть ребята, которые говорят: «Не бойтесь, нам не придется возвращать эти кредиты, поскольку всё равно в 2012 году наступит конец света. 2014? Да, да, конечно, заказывайте. Да-да, я немедленно забронирую ваш номер, без проблем».

Мир есть мир. Он всегда был такой. Как весна, лето, осень, зима немного отличаются, но суть всегда остается одинакова. Живете ли вы 100 000 лет, или 10 000 лет, или 1000 лет, или 100 лет вы не можете жить вечно в объективном мире. Даже с точки зрения ученых мы слышим, что срок годности вселенной ограничен, её жизнь ограничена. Разные ученые делают разные оценки: кто-то говорит, что это десять в двенадцатой или десять в восемнадцатой, или десять в тридцать второй степени лет, но все они сходятся, что рано или поздно всё закончится.

Итак, поскольку наше с вами время ограничено, как понять, что является приоритетом? Полжизни вы проводите во сне. Ещё двадцать пять лет просто ничего не делая. И потом, у вас появляются обязанности, которые вы должны исполнять. Поэтому у вас остаётся очень мало времени, которое вы можете посвятить духовному развитию. Это что-то вроде страховки. Нам нужно вложить хотя бы какую-то часть своего времени во внутреннее развитие. Это вполне разумно и реалистично.

Есть старый пример: если вы живёте в квартире, которую снимаете в аренду, вы, может быть, не знаете точной даты, но знаете наверняка, что вам придётся освободить эту квартиру, будь это через полгода, девять месяцев или через год. Зная это, станете ли вы тратить своё время, деньги и силы на то, чтобы устраивать капитальный ремонт в этой квартире? Скорее, вы постараетесь делать минимальное, что необходимо и постараетесь поскорее выяснить, что вы будете делать после этого, что дальше. Подобный подход это вовсе не фантазия, напротив, это самый практичный подход.

Итак, сколько ещё это тело, в котором мы находимся, будет в нашем распоряжении, мы не знаем. Поэтому вполне разумно задуматься о будущих перспективах. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:

#00:19:43#

йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣

(Бхагавад-гита, 8.6)

«О чём бы ты ни думал в момент смерти, на что бы ты не медитировал, именно это станет фундаментом, основой для твоего следующего рождения». Речь идёт не только о буквальных мыслях в самый момент смерти, потому что это могло бы приводить к странным результатам. Произошло что-то внезапное и «О!». Но здесь речь идёт о том, к чему мы стремились в жизни. Я знаю, вы знаете у каждого внутри есть определённый внутренний диалог. Мы все так живём. Во что бы мы ни верили, чем бы мы ни занимались, внутри у каждого из нас идёт определённый внутренний диалог, дискуссия. Именно это внутреннее развитие, то, что мы пронесли сквозь всю свою жизнь, именно это станет фундаментом для нашего следующего рождения.

Это разумно, ведь мы сейчас живём так же. Так же как молодёжь, дети они сейчас учатся в школе. И то, насколько хорошо они будут учиться в школе, определит то, какие перспективы перед ними откроются, какова будет их дальнейшая жизнь. Это не что-то взятоес потолка, это вполне разумный подход. Но хорошая новость заключается  в том, что мы с вами все наделённые сознанием живые существа и, соответственно, способны заняться внутренним развитием.

Именно поэтому что-то изнутри подталкивает нас к тому, чтобы, например, пойти в музей на выставку «Загадочная Индия». Это что-то очень простое, но это правда. Это необходимо для внутреннего развития. Мы можем на таких выставках соприкоснуться с чем-то, что позволит нам почувствовать: да, это обогатило меня. Если в течение дня своей жизни вы сумели соприкоснуться с чем-то таким, то вы в порядке.

Мы хотим двигаться, приближаться к нашему идеалу, мы не хотим топтаться на месте или деградировать. А значит, нам необходимо внутреннее развитие, культура, субъективное развитие.

Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 

← «Достойный ученик». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Лахта, Санкт-Петербург. 26 февраля 2005 года ·• Архив новостей •· Открытие пушпа-самадхи Шрилы Б. C. Говинды Дев-Госвами Махараджа на Говардхане →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования