«Божественное солнце». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Москва, Кисельный. 12 декабря 2011 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.8 МБ)

Содержание лекции:

Сознание Кришны на пороге Ленина

В рассказе «Пятнадцатилетний капитан» описана прекрасная история о том, как корабль плыл, как вы помните, в Америку. Один очень хитрый повар подсунул маленький кусочек железа в компас этого корабля. Корабль в результате приплыл в Африку.

Шридхар Махарадж говорит: «Наши собственные корыстные интересы являются тем самым маленьким кусочком железа, который мы подсовываем под компас нашего сердца». Изначально мы делаем ошибку — отклонение от истины на один градус. Потом мы постоянно отклоняемся от истины. Поэтому вайшнавы не признают истину как саму идею. Они признают процесс служения истине и постоянного очищения.

И вот в этой связи положение Шрилы Говинды Махараджа уникально. Он не просто провозгласил какие-то уникальные духовные идеи. Ведь провозгласить уникальные духовные идеи, которым никто не будет следовать, очень просто. Он раздал себя. И в качестве его духовной энергии появились такие духовные центры, как центры в России.

Когда он приехал в Россию и установил поклонения Божествам Гуру-Гауранга-Радха-Мадхава, одна из самых популярных газет в Индии написала: «Chaitanya on the Lenin's doorstep». Коммунисты мечтали: «От каждого — по возможностям, каждому — по потребностям». Но получилось так, что у всех есть бесконечные потребности и никаких возможностей.

Но если взять настоящего преданного [преданные — это люди, которые обладают бесконечными возможностями, потому что они всегда готовы служить и отдавать бескорыстно], вы увидите, что его потребности в этом мире сведены к минимуму. Любой человек, который живет здесь и занимается служением, очень аскетичен. Ему нужно минимум для себя самого. А его способность отдавать безгранична. Представляете, если бы таких людей было больше?

Мой друг говорит: «В Индии появились рестораны только сейчас». Почему? Потому что любой человек в Индии знал, что путник — это представитель Господа, его надо накормить, поселить. Путник  — это не тот человек, который просто перемещался из одного места в другое. Это был человек, который шел в святые места.

Сама по себе идея взаимодействия между людьми в служении — это прекрасная идея. И нигде как здесь, в мире атеизма, она не является отдушиной. Но мы с вами прекрасно понимаем, что исторически то, о чем мы говорим, на сегодняшний день невыполнимо. Однако это вовсе не значит, что это невыполнимо сейчас. Я гарантирую вам, что в ближайшие 150, 200, 300 лет все изменится. Вы скажете: «А меня не будет». Это не так. Даже европейские этики всегда говорили, что человек создает искусство, культуру, ценности. Достоевский же не писал свои книги только для людей своего времени. Их до сих пор читает весь мир. Лев Толстой не говорил, что его истина актуальна в его время. Идеи Льва Толстого в крепостной России, где его предавали анафеме, вообще казались нереальными. Но он создал первый ашрам и так далее.

Ганди, Толстой, Достоевский... А что уж говорить о Пуранах и Упанишадах. Мудрецы рассчитывали, что рано или поздно их идеи будут доступны для людей. Поэтому мы вовсе не должны расстраиваться из-за того, что на сегодняшний день мы видим лишь феномены сознания Кришны. Этот храм — феномен. Возможно его может не стать по каким-то причинам, но дело не в этом. Прогресс невозможно остановить. Поэтому когда святые приходят в этот мир, они приносят то духовное знание и тот божественный поток, который невозможно никаким образом остановить.

Вы знаете, что люди, которые приходят в сознание Кришны, приходят добровольно и посвящают всю свою жизнь? Они не ищут себе платы или положения, потому что когда твое сердце очаруется идеей сознания Кришны, ты отдашь этому всего себя.

 

 История о пуджари из Лахты

У нас часто программы. Программы происходят в разных республиках. Сейчас, например, у нас были лекции в Украине, и к нам все время приходили спецслужбы. Ну, вы понимаете, — такой дяденька-полковник с фотоаппаратиком. Я показал ему  новогодний ролик — поздравление Шрилы Говинды Махараджа. Наш пуджари из Лахты был когда-то майором милиции. Я ему сказал: «Посмотрите на майора милиции». И Ананда Мой в шафрановой одежде рассказывает: «Я получил Бхагавад-гиту и пел всю ночь в отделении Харе Кришна. Потом комиссия меня признала невменяемым, и теперь я здесь, в храме». Я говорю: «Вы не боитесь, что будете к нам ходить часто, потом вот так закончится? Вы же наверняка мечтаете до пенсии получить звание полковника. А тут, представляете, придете в отдел и будете петь и танцевать перед начальником и прасадом его кормить?» Он почесал голову и сказал: «Я человек здравомыслящий». Я говорю: «А вы думаете, он не был здравомыслящим человеком? Или я не был здравомыслящим человеком? Вы что думаете, я предполагал когда-то, что одену на себя простыню индийскую?» Он посмотрел на меня с опаской и сказал: «Георгий, что вы такое говорите?» А я ему: «Пути Господни неисповедимы. Смотрите, вы уже подсели на прасад, а это первый шаг. А реально, чтобы все это понять, вам надо очень много прочесть. Потом задать очень много вопросов. Вы приходите на каждую лекцию. И на каждой лекции вы мне задаете минимум пятнадцать вопросов. Что же с вами будет в конце вашего исследования?»

Это была, конечно, шутка, но мы понимаем, что действительно это произошло именно так. Ведь относительно верующий человек может очень быстро придти к духовной жизни. Но не в этом была суть учения Чайтаньи Махапрабху.

 

Суть учения Махапрабху и пример Шрилы Б. С. Говинды Махараджа

Учение Чайтаньи Махапрабху и, на самом деле, проповедь — это превратить атеистов в теистов. Именно поэтому сознание Кришны пришло сюда, в Россию, и здесь оно успешно развивается. Почему? Потому что это страна атеистов, по большому счету. Даже такое как «Дай, прости, свечку Тебе поставлю» — это же атеизм. Даже подобные идеи поклонения Богу не являются теизмом. Поклонением Богу является только настроение любви. Это все равно, что я люблю свою девушку за то, что она мне что-то делает с материалистической точки зрения. Нет. Искренность и отношения любви могут быть построены только на чистоте чувства сердца.

Именно о таком поклонении говорил Шрила Говинда Махарадж. Он был олицетворением этого поклонения. При этом мы знаем, что он не был каким-то мифическим облаком. Как нечто подобное: Гуру — мифическое облако, которое прилетело и говорит: «Здравствуйте, вы все должны быть хорошими», — но это не так. Он был очень доступной личностью, он был очень открытой личностью. Мы знали его с возраста шестидесяти лет, но свои последние двадцать лет он вел себя как ребенок. Он был как один из нас. Если бы он сидел здесь сейчас, он очаровал бы всех своей харизмой, своим юмором, своей простотой. Первое, что он делал, когда человек приходил к нему, он обнимал его.

С одной стороны, мы часто говорим, что мы вроде как персоналисты, то есть мы служим Господу как Личности. Часто получается так, что в нашем центре мы не можем уделить всем людям внимание. Но Говинда Махарадж был другим. Он мог поднести чемоданы преданным. Был момент, когда приехали западные преданные. У них засорился туалет во время фестиваля, и Говинда Махарадж показывал, как надо правильно прочищать канализацию. То есть понимаете, это был человек, который не гнушался ничем. И он всегда говорил: «Я из простой сельской семьи, я привык к сельскому труду». Он был настолько прекрасен, что перед ним склонились многие западные интеллектуалы. Такие философы-богословы, как Госвами Махарадж, были очарованы его личностью. Потому что он был настолько простым и доступным, настолько совершенным в общении, что великие умы склонили перед ним свои головы. Именно поэтому говорится: почему Кришна живет в деревне, среди односельчан? Знаете почему? Потому что там, где деревня, там, где односельчане, не может быть какого-то подвоха, неискренности. Там нет никакого пафоса, помпезности, там отношения сердец.

Преданным Кришна всегда проявляется через Гуру, Кришна проявляет Свое трансцендентное сияние. Удивительна жизнь Говинды Махараджа. Но при этом мы знаем, что даже он, будучи великим святым, великим духовным деятелем, столкнулся с большой оппозицией в своей жизни. Даже обладая духовными качествами, харизмой, он столкнулся с большой оппозицией индусов, некоторых преданных и так далее.

Это удивительно, но материальный мир построен именно таким образом. Еще Сократ сказал своим судьям: «Я не сомневаюсь, что вы меня казните. Вы же казнили до этого многих. Потом сказали «извините». Я не сомневаюсь, что с помощью грубой силы любой может быть уничтожен. Но у меня есть кое-что, чего вы никогда не сможете лишить меня, — мои идеи. [Помните, как сказал Коперник: «Я отказываюсь»! Потом сказал: «Вообще-то она круглая, конечно»]. Поэтому я предпочту умереть, нежели жить».

 

  Гуру подобен Солнцу

Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил, что человек настолько ценен, насколько ценны его идеалы. Так вот, Шрила Говинда Махарадж всю жизнь прожил с этими идеалами и ушел из этого мира, поддерживая эти идеалы. И сейчас, когда мы говорим о его дне явления, мы понимаем, что Гуру подобен солнцу. Солнце восходит и освещает своим светом все. Иногда в какой-то момент оно заходит, или могут набежать тучи, может стать холодно. Но солнце всегда продолжает двигаться. Поэтому рождение и жизнь вайшнава сравнивают с движением солнца. Солнце существует, но для каждого оно заходит в какой-то определенный момент.

Каждый из нас в определенный момент своей жизни встречается с Гуру. И мы говорим: «А как это понять — солнце? Как это понять — Гуру?» Писания говорят: «Когда ты увидишь солнце, ты его узнаешь, ты ни с чем его не спутаешь». Ты можешь увидеть фонарик — это солнце? лампочка — это солнце? Когда ты увидишь настоящее солнце, ты никогда его не спутаешь ни с фонариком, ни с лампочкой.

Поэтому этот мистический процесс — приход Шри Гуру в жизнь человека — происходит как восход солнца. Для каждого его учитель являет ему свет. Cолнце не требует никаких других приборов. Глупо говорить: «Ребята, давайте возьмем фонарик и пойдем на солнце посмотрим». В мире материи мы все можем использовать свой опыт, какие-то свои наработки, какие-то свои технологии, но это все равно что с фонариком пойти смотреть на солнце. Никогда не хватит силы фонарика нашего ума и интеллекта, чтобы увидеть солнце. Солнце самоочевидно. Поэтому принцип постижения истины в Ведах называется амнайа прахат-таттвам (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Таттва-вивека», 1).  Это значит не применить свой интеллект к распознанию истины, а открыть свое сердце.

 

Солнце освещает путь к свободе и любви

Ребята на танцевальном фестивале очень хорошо сделали. Они сделали маленький ролик о том, что такое предрассудки. Там очень простые примеры: считается, что только тот человек, который ест мясо, может быть сильным. Но тогда возникает вопрос: почему корова? Шрила Прабхупад всегда говорил: «Вы считаете, что коровы, быки слабые?» И множество других предрассудков, которые сформированы в невежестве.

Солнце предназначено для того, чтобы развеять все наше невежество. Возникает только вопрос: до какой степени мы с вами способны это солнце видеть? Каково качество распознания истины? Чето-дарпана-марджджанам — когда мы соприкасаемся с духовным учителем, Господь являет нам откровение. Но дальше все зависит от нас. Почему все зависит от нас? Господь всегда открыт нам. Но у нас есть потрясающая, ужасно радостная вещь — свобода. Свобода — это настолько прекрасная вещь, что можно бежать по полю, как белка из «Ледникового периода» с шишкой, помните? Это называется свободой. Но эта свобода построена на том, чтобы осязать осязаемое. Поэтому белка с шишкой пользуется всей своей свободой.

Писания говорят: нет, свобода дана не для этого. Поэтому эта белка очень смешна. Свобода нужна только для одного — чтобы поменять ее на любовь. Чтобы обрести любовь, нужно полностью отказаться от свободы. На самом деле мы увидим, что подлинная свобода проявляется в любви — с духовной точки зрения и со всех остальных. А свобода, которая опьяняет обитателей материального мира, даже свобода, за которую были готовы умереть Че Гевара, Фидель Кастро… Многие революционеры сражались за свободу, а в итоге к чему они пришли? Они пришли к иллюзии. Но с духовной точки зрения наша задача — осознать цену любви. И там, где любовь, там свобода неприемлема, потому что любовь претендует на все права. Она заберет все. Поэтому любовь выше, чем свобода. Сат, чит, ананда. Сат — это вечность. Чит — способность желать, чувствовать и проявлять волю. Но ананда —  любовь — выше, чем все остальное. Писания говорят так: у сознания есть одна функция — это свобода. Но только ради любви мы можем ей пожертвовать.

Когда мы стремимся к свободе, в итоге мы жертвуем очень многим, но не приходим ни к чему. Поэтому Шридхар Махарадж и наши учителя говорили: существует мир отречения, где все основано на свободе. Существует мир эксплуатации, где все основано на наслаждении. И существует мир любви, где все основано на преданности. Мы с вами идем по пути преданности, потому что преданность — это единственное величайшее качество, которое привлекает Бога. Кришну не привлекают ни знания, ни интеллект, ни богатства, ни средства. Поэтому Шрила Говинда Махарадж отвечал на все вопросы людей, высказывая одну идею: разовьете преданность в себе, и все будет прекрасно.

 

Любовь к Господу достигается преданностью Гуру

Как развить преданность? Вчера ко мне пришел человек и спросил: «А как правильно произносить мантру? Рама, Раме, Раму?» Я говорю: «Ну, а если у человека выбито три зуба и он не выговаривает двенадцать букв? То есть, по вашему, ему надо к логопеду идти?» Он думал, что идея — это некая ментально-физическая концепция, но святые объясняют, что это не вопрос обращения к логопеду. Когда мы желаем обрести Святое Имя, мы не к логопеду идем, а к Гуру. Гуру тоже логопед в своем образе, но он учит нас чистому воспеванию. Не чистому воспеванию с точки зрения произнесения всех звуков, а он объясняет нам наше умонастроение. Если какой-то калека, не способный произносить какие-либо звуки, склонится перед Господом и скажет Ему: «Харе Кришна!», Господь это поймет. С другой стороны, если какой-то совершенный человек, который обладает физическими, ментальными качествами, интеллектом, без предания будет произносить Святое Имя, максимум — это будет нама-апарадха, потому что без любви невозможно воспевать Имя Бога.

Мы приходим к великому святому, обращаемся к нему, и через него Имя нисходит. Некоторые религиозные функционеры, поверхностные, у которых представления только о поверхностной духовной жизни, говорили: «А почему я не вижу Говинду Махараджа с четками?» Я им говорю: «Вы представляете его уровень воспевания Святого Имени? Каждый раз, когда он воспевает Имя, он посвящает кого-то другого. Иногда он давал четыре посвящения в день, иногда восемь, иногда шестнадцать, в праздники — больше ста. Представляете его уровень воспевания Харе Кришна маха-мантры? Его уровень духовной практики состоял в том, что он мог зажигать другие сердца. И это было подлинное воспевание. В «Шримад-Бхагаватам» [11.2.45] сказано: бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣Когда ты видишь бхагавата-вайшнава, в твоем сердце зарождается вера. И в его присутствии у людей зарождалась вера в их сердцах. На самом деле люди — очень недоверчивые существа. Но когда они видят чистого вайшнава, в их сердцах рождается вера и желание посвятить себя. И вот таким был наш духовный учитель.

 

Гурудев живет в своих преданных

Поэтому каждый, кто сидит здесь, каждый из его учеников или друзей его учеников, несет частичку этих качеств. Неофиты, как правило, хотят общаться непосредственно с духовным учителем или со старшим преданным. Но если вы возьмете всех наших преданных в центре, то увидите, что о нашем Гуру от них можно узнать многое, достаточно понаблюдать, как они живут, для чего они живут. Необязательно они будут одеты в индийские одежды, с развивающимися дредами, с большими четками. В нашей миссии очень много людей, которые могут внешне выполнять какие-то простые функции; они могут быть бухгалтерами, дежурными на ресепшене. Но если вы начнете с ними разговаривать, то увидите, что они полностью очарованы духовной жизнью.

Вчера был очень интересный момент: к нам зашел один преданный, скажем так, стремящийся к идеям сознания Кришны. Он стал говорить: «По аюрведе необходимо есть в определенное время, а вы едите поздно». Ему девушка из нашей Миссии говорит: «Так это же прасадам, это же божественное». Он спрашивает: «Да?» Он не понимает, что идея саттва-гуны — когда правильно есть, когда правильно что-то делать, — это поверхностная идея, потому что это формирует образ жизни. Но духовную составляющую и веру формирует то, что поднесено Господу. Это как милость Господа.

И я подумал: «Как прекрасно Гурудев действует. Через эту девушку этому человеку было дано глубочайшее наставление». Еще Христос сказал: «Человека оскверняет не то, что в него входит, а то, что из него выходит» — то, во что он верит. Этот мальчик пришел с охапкой ведических книг. Но простая девушка здесь, в храме Шри Чайтанья Сарасват Матха, на ресепшене, дала ему наставление, которое не имеет цены, потому что то, что мы делаем, — трансцендентно. Мы верим не в свои усилия, мы верим в то, что нисходит от Господа. Прасадам — это то, что нисходит от Господа, это Его милость. Я подумал тогда: «Как прекрасно Гурудев действует через своих преданных». Другое дело, что этот преданный не может от нее принять это. У него не хватает определенного духовного интеллекта принять истину от девушки.

Писания говорят так: где бы ты ни услышал истину, преклони там голову. И мы увидим в писаниях, что один из учителей Билвамангала Тхакура был имперсоналистом, второй — проституткой. У него хватило ума получить наставление от проститутки и направить свою жизнь на преданность. Когда он ей сказал, что пришел за любовью, она стала рассказывать о любви к Богу. И тогда он увидел, что Господь говорит с ним через проститутку. И он был полностью очарован этой идеей.

Таким образом, ведическая культура показывает нам, что Божественное может действовать через то, что кажется нам внешне несовершенным, и трансформировать нас. Это очень важный момент. Гурудев пришел в этот мир и дал очень многим душам посвящение. Все мы несовершенны. Но, тем не менее, он очень хотел задействовать нас в служении, он хотел, чтобы через нас этот поток проходил. И сейчас, когда его нет с нами, мы признаем свое несовершенство, безусловно, потому что он был великим святым и мистиком. Мы — простые обыватели, но при этом мы знаем, что в нас есть что-то настоящее. Я очень счастлив, что наши преданные в этом московском центре искренне пытаются служить, поддерживать духовные программы, поддерживать этот центр Гурудева. Он был здесь один раз. Он сидел здесь в этом кресле и пел.

Когда мы въехали сюда [здесь неподалеку находится учреждение ФСБ], я сказал: «Махарадж, мы только что въехали, и мы в таких одеждах — они подумают, что мы какие-то мусульманские террористы». Он говорит: «Хорошо, хорошо. Когда Чайтанья Махапрабху начал петь санкиртану, Он стал играть руками». Гурудев сказал: «Не играйте на барабанах». Он сидел в этом кресле и очень тихо пел маха-мантру.

 

Святое место там, где живут преданные

Но если вы сюда приходите, вы можете подойти к любому охраннику на входе и спросить, где здесь кришнаиты, он скажет: «Прямо, налево, вниз». На самом деле все эти охранники охраняют наш храм, мы можем машины оставлять здесь и так далее. Мы видим, что Господу служат все. Здесь находится Гирирадж. Оказывается, это святая гора. Понимаете, да? Здесь когда-то была святая гора. Почему она была святой? Потому что сюда должен был придти Гирирадж. Здесь рядом еще есть некий монастырь, какие-то мощи. В общем, это очень святое место! Если вы придете к православным, они скажут нам: «Это очень святое место. Ну, просто очень святое». Вы можете улыбнуться и сказать: «Я знаю почему. Потому что здесь Гирирадж, Гири Говардхан. Вот шила, которой мы поклоняемся, она низошла из Голоки Вриндавана. Мы, конечно, можем трогать ее пальцем: «Это что, метеорит? А у вас есть анализ состава?» Но мы не поклоняемся камням. Мы знаем, что это часть нашей духовной прародины, и она не из Антарктиды, а из Голоки Вриндавана». У нас есть все необходимое, чтобы очень быстро развить в себе любовь к Богу. Единственное, чего у нас нет, это особого желания, но и с этим тоже не проблема — по милости Гурудева нам всегда дадут пинка. Да?

Транскрипция: Анандини Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш дас

 

← «Проповедь Шрилы Госвами Махараджа». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 27 марта 2001 года. Москва ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья Сарасват Матх в Пури. Джаганнатхадев и Его Дхама» (часть 2). Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования