«Положение женщины в ведическом и современном обществе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 6)



Russian
 

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Положение женщины в ведическом и современном обществе

(«Простые и сладостные истины», часть 6)

(Цикл неформальных бесед. 90-ые года ХХ-го столетия)


Собеседница: Махарадж! Мы часто слышим вопросы о Чанакье Пандите. Когда люди читают «Бхагавад-гиту как она есть» Свами Махараджа, его комментарии, то некоторые не способны понять утверждения Чанакьи Пандита о том, что женщины наделены меньшим разумом, нежели мужчины. Не могли бы вы объяснить?

#00:01:18#

Шрила Говинда Махарадж: Ее вопрос о Чанакье Пандите, да? Он говорил: «Не следует верить женщинам», или «доверять женщинам».

#00:01:31#

Собеседница: Он говорил: «Женщины не слишком разумны».

Шрила Говинда Махарадж: Подобный совет Чанакьи Пандита нормален для индийцев, поскольку он не относится к горожанам. Он относится к индийским крестьянам. Функции женщин в индийских деревнях ограничены. Они занимаются в основном кухней и детьми. Такой была система в то время, в ту эпоху. По этой причине [Чанакья Пандит так говорил]… И он цитировал «Махабхарату», многие шлоки из «Махабхараты», многие шлоки из Пуран.

#00:02:43#

…виш́ва̄со наива картавйах̣ стрӣш̣у ра̄джа-кулеш̣у ча

Такие шлоки.

#00:02:51#

…ш́рин̇гина̄м ча надӣна̄м ча…

…ш́рин̇гина̄м ча накхина̄м ча…

надӣна̄м ча ш́астрапа̄н̣ина̄м…

…виш́ва̄со наива картавйах̣ стрӣш̣у ра̄джа-кулеш̣у ча[1]

Эту шлоку, многие шлоки, подобные этой. Ш́рин̇ги — те, у кого есть рога. Не следует верить существам, у которых есть рога. Можно приближаться к такому существу, но с опаской, осторожно. Можно гладить корову, но ты должен быть осторожен, ты должен опасаться ее рогов.

#00:03:34#

Нельзя доверять существам, у которых есть когти, — кошкам, тиграм, — таким существам, которые способны использовать свои когти в качестве оружия. Их когти — это их оружие. Иногда это могут быть птицы, мангуст — такие существа. И собаки также.

#00:04:16#

...надӣна̄м...

Ты стоишь на берегу реки, ты можешь построить на берегу реки какую-то хижину, но не следует делать эту хижину своим постоянным местом жительства, поскольку река может разрушить эту хижину. Течение реки может повернуть, русло может измениться, и твое жилище окажется разрушенным, поэтому не селись на берегу реки. Ты не должен доверять реке. И нельзя доверять тому, кто носит оружие. Тот, кто носит меч, револьвер, тот, кто всегда носит с собой оружие для защиты или по любой иной причине, — не доверяй такому человеку в полной мере. Можно доверять ему, но с опаской, осторожно. Доверяй, но проверяй такого человека.

#00:05:52#

...надӣна̄м ча... ш́астрапа̄н̣ина̄м

...ра̄джа-кулеш̣у...

Что означает ра̄джа-кулеш̣у? Тот, кто занимает «высокое сиденье» буквально, обладает властью, скажем, министр, царь, сын царя, чиновники царя, правители — [любой] человек, обладающий правом абсолютного суждения. Если ты даешь ему какой-то совет, то он может его отвергнуть, он обладает подобной властью. Понимаете, да?

#00:06:59#

Таким образом, когда ты разговариваешь с ра̄джа-кулеш̣у, то есть с правительственным слугой, с человеком, который занимает какой-либо высокий пост, ты можешь говорить, ты можешь встречаться, ты можешь хорошо к нему относиться, но ты должен проявлять осторожность, должен выдерживать дистанцию. Скажем, одна машина и другая машина: их должны отделять семь футов, подобное расстояние. Десять футов или семь футов — такое расстояние должно разделять два автомобиля.

#00:07:47#

И женщины относятся к этой категории, к категории людей, которым не следует слишком доверять. Женщины очень могущественны. Этим могуществом их наделил Творец. Естественным образом, автоматически они наделены силой, могуществом от Творца. Если женщина гневается, если она разозлена, то она способна сделать с кем угодно все что угодно. Если женщина тобой недовольна, то она может…

#00:08:48#

Необходимо сохранять дистанцию, когда речь идет о женщинах, всегда, поскольку ты не мукта, ты не контролируешь свои чувства, и тебя привлекает иллюзия в женском образе. Женщина обладает этой естественной силой — привлекать к себе.

#00:09:28#

Женщина — мать всего мироздания, поэтому женщина наделена этой властью, способностью контролировать. В целом женщины лишены качеств, когда речь идет об индийской деревне в ту эпоху. Эти шлоки Чанакьи Пандита были написаны где-то четыре тысячи лет тому назад. В то время в индийской деревне женщины были безграмотны, но они обладали силой, данной им от рождения, врожденной силой. Женщины способны контролировать, если они хотят контролировать.

#00:10:53#

Так или иначе, я не могу объяснить это на английском, но речь идет о том, что индийский закон, гражданское право основано на «Ману-самхите» главным образом, и англичане следовали этому. Согласно индийскому гражданскому праву женщина лишена прав, когда речь идет об общественной жизни. Например, о собственности и наследстве. Право наследования принадлежит мужчинам, а женщины имеют право получать пищу, получать все, но у них нет права получать в наследство собственность, недвижимость и тому подобное, какое-то имущество.

#00:12:01#

Гуру Махарадж говорил: «Причина такова: женщина уже контролирует всю семью. Для нее нет необходимости [в юридическом праве]… Сила контроля, власти, дополнительная власть ей не нужна. Мать контролирует всю семью. У матери есть сыновья, дочери, у нее есть мать, отец, свекор, свекровь, слуги — широкий круг людей в семье. Отец — глава семьи официально, но мать контролирует отца, поэтому в действительности мать контролирует всю семью своей естественной силой, природной силой. Женщины естественным образом обладают властью, поэтому нет необходимости давать им дополнительную власть».

#00:13:27#

Подобное установление существовало во времена «Ману-самхиты», во времена Ману, но в наши дни все изменилось. На дворе Кали-юга. На Западе это уже случилось в прошлом, а сейчас Индия приходит к подобному положению вещей. Законы изменились — сыновья и дочери в равной степени могут наследовать, обладают юридически теми же самыми правами наследования и так далее. Если отец умирает, собственность может отойти как к сыну, так и к дочери.

#00:14:32#

Это правда. Я видел это неоднократно. Но не все женщины таковы, что им нельзя доверять. Такие женщины, как Гарги, Майтреи, контролируют свои чувства, и наделены многими высокими качествами, и превосходят мужчин. Многие женщины наделены высоким разумом. Сейчас женщины очень разумны и обладают подобной силой. То, что раньше спало, сейчас проснулось. Они должны есть, спать, им нужно дарить украшения, кормить их, наряжать, и они будут есть и спать нарядные и украшенные.

#00:15:52#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Нет, сейчас, Махарадж, их это не радует.

Шрила Говинда Махарадж: Да, сейчас не радует. Сейчас весь мир изменился повсюду. Так было в прошлом. Сейчас… Индия в прошлом была матри-тантрик-деш, сейчас Индия — питри-тантрик-деш. В части Индии по-прежнему царит матри-тантрик, как в Манипуре например. Женщина в Манипуре — все и вся в семье, альфа и омега, а отец сидит себе целыми днями или курит хуку — пуф-пуф-пуф. Курит табак через хуку, а мать занимается всем. Я видел это. Мать доверяет какое-то служение отцу, отец его выполняет и счастлив, а мать контролирует все. Это называется матри-тантрик.

#00:17:12#

Мать действительно заботится обо всем, это действительно так. На Гитлера оказала влияние эта теория. Когда немецкие женщины захотели принимать участие в войне, Гитлер заявил: «Нет, поле битвы — это не ваш удел. Вы должны вернуться домой, вы должны рожать здоровых детей. Войну выиграю я для вас» — то были слова Гитлера. Я слышал об этом от Шрилы Гуру Махараджа.

#00:18:06#

Гитлер испытывал значительное влияние индийской культуры. Он очень любил Веду, Веданту, Упанишады. Это правда. Он сказал женщинам: «Возвращайтесь домой и рожайте детей, заботьтесь о детях, воспитывайте детей, а я подарю вам победу. Но поле битвы — не для вас». На поле битвы женщины также могут создать проблемы в силу своей естественной влиятельности.

#00:19:15#

Один преданный сказал мне: «Это наш австралийский стиль — если ты хочешь удовлетворить женщину, то ты должен попытаться удовлетворить ее детей. Если ты сумеешь удовлетворить женщину, то ее муж автоматически станет твоим слугой». То была идея этого преданного, поэтому я постоянно спрашиваю его, задаю мужчинам этот вопрос: «Как поживает твоя жена?» И он знает об этом. Он смеется, когда слышит этот вопрос.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Лочан Дас,
Сварнанги Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас




1  Накхина̄м ча надӣна̄м ча ш́рин̇гина̄м ш́астрапа̄н̣ина̄м / виш́ва̄со наива картавйах̣ стрӣш̣у ра̄джа-кулеш̣у ча (Чанакья Пандит. «Аватараника», 27).




←  «Наш первостепенный долг». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 20 декабря 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Семья и сознание Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Колката, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 7)  →

Russian
 

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Положение женщины в ведическом и современном обществе

(«Простые и сладостные истины», часть 6)

(Цикл неформальных бесед. 90-ые года ХХ-го столетия)


Собеседница: Махарадж! Мы часто слышим вопросы о Чанакье Пандите. Когда люди читают «Бхагавад-гиту как она есть» Свами Махараджа, его комментарии, то некоторые не способны понять утверждения Чанакьи Пандита о том, что женщины наделены меньшим разумом, нежели мужчины. Не могли бы вы объяснить?

#00:01:18#

Шрила Говинда Махарадж: Ее вопрос о Чанакье Пандите, да? Он говорил: «Не следует верить женщинам», или «доверять женщинам».

#00:01:31#

Собеседница: Он говорил: «Женщины не слишком разумны».

Шрила Говинда Махарадж: Подобный совет Чанакьи Пандита нормален для индийцев, поскольку он не относится к горожанам. Он относится к индийским крестьянам. Функции женщин в индийских деревнях ограничены. Они занимаются в основном кухней и детьми. Такой была система в то время, в ту эпоху. По этой причине [Чанакья Пандит так говорил]… И он цитировал «Махабхарату», многие шлоки из «Махабхараты», многие шлоки из Пуран.

#00:02:43#

…виш́ва̄со наива картавйах̣ стрӣш̣у ра̄джа-кулеш̣у ча

Такие шлоки.

#00:02:51#

…ш́рин̇гина̄м ча надӣна̄м ча…

…ш́рин̇гина̄м ча накхина̄м ча…

надӣна̄м ча ш́астрапа̄н̣ина̄м…

…виш́ва̄со наива картавйах̣ стрӣш̣у ра̄джа-кулеш̣у ча[1]

Эту шлоку, многие шлоки, подобные этой. Ш́рин̇ги — те, у кого есть рога. Не следует верить существам, у которых есть рога. Можно приближаться к такому существу, но с опаской, осторожно. Можно гладить корову, но ты должен быть осторожен, ты должен опасаться ее рогов.

#00:03:34#

Нельзя доверять существам, у которых есть когти, — кошкам, тиграм, — таким существам, которые способны использовать свои когти в качестве оружия. Их когти — это их оружие. Иногда это могут быть птицы, мангуст — такие существа. И собаки также.

#00:04:16#

...надӣна̄м...

Ты стоишь на берегу реки, ты можешь построить на берегу реки какую-то хижину, но не следует делать эту хижину своим постоянным местом жительства, поскольку река может разрушить эту хижину. Течение реки может повернуть, русло может измениться, и твое жилище окажется разрушенным, поэтому не селись на берегу реки. Ты не должен доверять реке. И нельзя доверять тому, кто носит оружие. Тот, кто носит меч, револьвер, тот, кто всегда носит с собой оружие для защиты или по любой иной причине, — не доверяй такому человеку в полной мере. Можно доверять ему, но с опаской, осторожно. Доверяй, но проверяй такого человека.

#00:05:52#

...надӣна̄м ча... ш́астрапа̄н̣ина̄м

...ра̄джа-кулеш̣у...

Что означает ра̄джа-кулеш̣у? Тот, кто занимает «высокое сиденье» буквально, обладает властью, скажем, министр, царь, сын царя, чиновники царя, правители — [любой] человек, обладающий правом абсолютного суждения. Если ты даешь ему какой-то совет, то он может его отвергнуть, он обладает подобной властью. Понимаете, да?

#00:06:59#

Таким образом, когда ты разговариваешь с ра̄джа-кулеш̣у, то есть с правительственным слугой, с человеком, который занимает какой-либо высокий пост, ты можешь говорить, ты можешь встречаться, ты можешь хорошо к нему относиться, но ты должен проявлять осторожность, должен выдерживать дистанцию. Скажем, одна машина и другая машина: их должны отделять семь футов, подобное расстояние. Десять футов или семь футов — такое расстояние должно разделять два автомобиля.

#00:07:47#

И женщины относятся к этой категории, к категории людей, которым не следует слишком доверять. Женщины очень могущественны. Этим могуществом их наделил Творец. Естественным образом, автоматически они наделены силой, могуществом от Творца. Если женщина гневается, если она разозлена, то она способна сделать с кем угодно все что угодно. Если женщина тобой недовольна, то она может…

#00:08:48#

Необходимо сохранять дистанцию, когда речь идет о женщинах, всегда, поскольку ты не мукта, ты не контролируешь свои чувства, и тебя привлекает иллюзия в женском образе. Женщина обладает этой естественной силой — привлекать к себе.

#00:09:28#

Женщина — мать всего мироздания, поэтому женщина наделена этой властью, способностью контролировать. В целом женщины лишены качеств, когда речь идет об индийской деревне в ту эпоху. Эти шлоки Чанакьи Пандита были написаны где-то четыре тысячи лет тому назад. В то время в индийской деревне женщины были безграмотны, но они обладали силой, данной им от рождения, врожденной силой. Женщины способны контролировать, если они хотят контролировать.

#00:10:53#

Так или иначе, я не могу объяснить это на английском, но речь идет о том, что индийский закон, гражданское право основано на «Ману-самхите» главным образом, и англичане следовали этому. Согласно индийскому гражданскому праву женщина лишена прав, когда речь идет об общественной жизни. Например, о собственности и наследстве. Право наследования принадлежит мужчинам, а женщины имеют право получать пищу, получать все, но у них нет права получать в наследство собственность, недвижимость и тому подобное, какое-то имущество.

#00:12:01#

Гуру Махарадж говорил: «Причина такова: женщина уже контролирует всю семью. Для нее нет необходимости [в юридическом праве]… Сила контроля, власти, дополнительная власть ей не нужна. Мать контролирует всю семью. У матери есть сыновья, дочери, у нее есть мать, отец, свекор, свекровь, слуги — широкий круг людей в семье. Отец — глава семьи официально, но мать контролирует отца, поэтому в действительности мать контролирует всю семью своей естественной силой, природной силой. Женщины естественным образом обладают властью, поэтому нет необходимости давать им дополнительную власть».

#00:13:27#

Подобное установление существовало во времена «Ману-самхиты», во времена Ману, но в наши дни все изменилось. На дворе Кали-юга. На Западе это уже случилось в прошлом, а сейчас Индия приходит к подобному положению вещей. Законы изменились — сыновья и дочери в равной степени могут наследовать, обладают юридически теми же самыми правами наследования и так далее. Если отец умирает, собственность может отойти как к сыну, так и к дочери.

#00:14:32#

Это правда. Я видел это неоднократно. Но не все женщины таковы, что им нельзя доверять. Такие женщины, как Гарги, Майтреи, контролируют свои чувства, и наделены многими высокими качествами, и превосходят мужчин. Многие женщины наделены высоким разумом. Сейчас женщины очень разумны и обладают подобной силой. То, что раньше спало, сейчас проснулось. Они должны есть, спать, им нужно дарить украшения, кормить их, наряжать, и они будут есть и спать нарядные и украшенные.

#00:15:52#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Нет, сейчас, Махарадж, их это не радует.

Шрила Говинда Махарадж: Да, сейчас не радует. Сейчас весь мир изменился повсюду. Так было в прошлом. Сейчас… Индия в прошлом была матри-тантрик-деш, сейчас Индия — питри-тантрик-деш. В части Индии по-прежнему царит матри-тантрик, как в Манипуре например. Женщина в Манипуре — все и вся в семье, альфа и омега, а отец сидит себе целыми днями или курит хуку — пуф-пуф-пуф. Курит табак через хуку, а мать занимается всем. Я видел это. Мать доверяет какое-то служение отцу, отец его выполняет и счастлив, а мать контролирует все. Это называется матри-тантрик.

#00:17:12#

Мать действительно заботится обо всем, это действительно так. На Гитлера оказала влияние эта теория. Когда немецкие женщины захотели принимать участие в войне, Гитлер заявил: «Нет, поле битвы — это не ваш удел. Вы должны вернуться домой, вы должны рожать здоровых детей. Войну выиграю я для вас» — то были слова Гитлера. Я слышал об этом от Шрилы Гуру Махараджа.

#00:18:06#

Гитлер испытывал значительное влияние индийской культуры. Он очень любил Веду, Веданту, Упанишады. Это правда. Он сказал женщинам: «Возвращайтесь домой и рожайте детей, заботьтесь о детях, воспитывайте детей, а я подарю вам победу. Но поле битвы — не для вас». На поле битвы женщины также могут создать проблемы в силу своей естественной влиятельности.

#00:19:15#

Один преданный сказал мне: «Это наш австралийский стиль — если ты хочешь удовлетворить женщину, то ты должен попытаться удовлетворить ее детей. Если ты сумеешь удовлетворить женщину, то ее муж автоматически станет твоим слугой». То была идея этого преданного, поэтому я постоянно спрашиваю его, задаю мужчинам этот вопрос: «Как поживает твоя жена?» И он знает об этом. Он смеется, когда слышит этот вопрос.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Лочан Дас,
Сварнанги Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас




[1] Накхина̄м ча надӣна̄м ча ш́рин̇гина̄м ш́астрапа̄н̣ина̄м / виш́ва̄со наива картавйах̣ стрӣш̣у ра̄джа-кулеш̣у ча (Чанакья Пандит. «Аватараника», 27).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования