«Призыв Шри Чайтаньядева» (часть 2). Глава из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утвердил, прежде всего, в Бенгалии, традицию триданда-санньясы, вайшнавского отшельничества. До этого существовала эка-данда-санньяса, распространенная в среде майявади. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возродил много традиций, показав их в новом свете, в их первозданной чистоте. И практику повторения Святого Имени, и методы проповеди он привел в согласие с основами подлинной ведической культуры, чтобы подвести нас к сфере, недосягаемой для человеческой мысли.

Однажды я вместе со Шрилой Гуру Махараджем отправился навестить его духовного брата, Саурена Бабу. На этой встрече также присутствовал знаменитый пандит, бывший ярым противником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Гуру Махарадж выступил с лекцией, после чего Саурен Бабу предоставил слово этому пандиту. И тот признал: «Теперь я вижу, что ошибался, а Шрила Бхактисиддханта Прабхупада был прав. В молодости я был рьяным противником его проповеди, и это было огромной ошибкой с моей стороны. Теперь же я заявляю: он возродил настоящую праведность, а мы, все его противники,  были неправы. Госани, пандитысахаджии  все». В ту пору так называемый вайшнавизм считался низкопробной религией. Но после Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады вайшнавизм снова достиг высот былой славы.

На фасаде нашего нат-мандира вы можете прочесть две строки из одного совершенно особенного бхаджана:

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге,
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

В этих строках воплотился сам Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами1. Какой вид почтения к Богу он открыл нам? Как оно осуществляется? Ответ содержится в этих строках. В прежние времена, стоило вайшнаву только показаться на пороге, все видели либо грязного оборванца, либо человека с одной лишь каупиной на бедрах, с тилакой на лбу и четками в руках: ма̄тха̄ нед̣а̄ копанӣ пад̣а̄, на̄ке тилак гала̄й ма̄ла̄. Так описывал псевдо-вайшнава Бхактивинод Тхакурэхо та’ эк калӣра чела̄  «Он похож на слугу Кали, дьявола»2. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур навсегда покончил с этим безобразием. Он открыл большие матхи (монастыри) и мандиры (храмы). Он использовал самые последние достижения материалистической науки и техники: автомобили, печатные станки и прочее  для проповеди сознания Кришны по всему миру. 

Он начал проповедовать в доме на перекрестке Улта Динги в Калькутте. Это было двухэтажное здание, в котором он занимал всего лишь одну комнату. В четырех комнатах на первом этаже жили четыре вайшнавских семьи  все его ученики. Благодаря их пожертвованиям он жил и снимал комнату наверху. Я сам ее видел. Там и началась его проповедь. Позднее он снял под проповеднический центр другой дом. И хотя начало было более чем скромным, сегодня весь мир видит плоды проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами.

Шрила Вриндаван Дас Тхакур приводит такие слова Махапрабху:

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126)

«Мое Имя будут проповедовать во всех городах и деревнях по всему миру».

Предсказание сбылось: сегодня мы видим, как преданные в разных уголках Земли поют и танцуют с именами Нитай-Гауранги на устах. Харе Кришна маха-мантра распространилась по всему миру. Несомненно, знание это духовно, однако необходимо сохранить традицию Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Иначе, может пройти какое-то время  пятьдесят или сто лет,  и мы окажемся в яме сахаджии (подражательства). Мы должны всегда быть очень осторожными и стараться следовать принципам, установленным Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром Прабхупадой.

Мы видели, что наш Шрила Гуру Махарадж также признавал только подлинный вайшнавизм. Псевдо-вайшнавизм допускает множество компромиссов, но Гуру Махарадж никогда не шел на уступки. Он все излагал ясно и без искажений, в соответствии с традициями чистой преданности, которой учил Шри Чайтанья Махапрабху. Гуру Махарадж проповедовал в этом мире чистую преданность, и проповедь его также была чиста.

Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада во время своих проповеднических поездок регулярно приезжал в Индию и встречался с Гуру Махараджем. Об этом знали все. Он считал Гуру Махараджа не только своим близким другом, но и своим шикша-гуру, и приезжал к нему, чтобы посмотреть, как у него идут дела, а также рассказать об успехах в своей проповеднической деятельности. Свами Махарадж сказал как-то Гуру Махараджу: «Я доставляю с Запада сырой материал. Очисти его и используй в служении Махапрабху и Господу Кришне».

Проповедуя, Свами Махарадж принес Харе Кришна маха-мантру во все уголки земного шара. Это была широкая проповедь. Однако это не означает, что он не знал, что такое глубокая проповедь,  знал прекрасно. Но ему, как в свое время и Махапрабху, приходилось себя сдерживать. Когда вокруг Махапрабху, опьяненного танцем божественной любви, собиралось слишком много людей, Он переходил в бахья-дасу, сдерживал порывы Своих чувств.

Мы видим, скольким душам из разных стран мира посчастливилось обрести сознание Кришны по милости Свами Махараджа. Он знал, что некоторым из них обязательно понадобится высшее духовное образование. Поэтому он и говорил Гуру Махараджу: «Я доставляю с Запада сырой материал. Очисти его и используй в служении Махапрабху».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами пришел в этот мир, чтобы проповедовать истинный вайшнавизм. Именно по его милости у нас есть наш Гуру Махарадж. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати  Гуру Шрилы Свами Махараджа и Шрилы Гуру Махараджа. Величие их безгранично, и прославить их сполна не в наших силах. Возможно ли перечислить все достоинства столь возвышенных вайшнавов? Нам никогда не оценить их заслуг. Мы можем всего лишь пытаться делать это, будучи ограничены временем.

Сегодня очень благоприятный день  Шри Кришна-панчами. Нам остается только припасть к лотосоподобным стопам Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура и молить его о милости. Хотя он и так всегда милостив к нам, иначе, как могли бы мы быть принятыми в его сампрадаю? Особенно  в линии столь дорогого ему Шрилы Шридхара Махараджа. Нам необычайно повезло, ибо Шрила Гуру Махарадж взял нас под свое покровительство. Но это не означает завершения нашего пути. Мы должны идти вперед, к нашей цели. И на этом пути нам всегда нужны благословения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура и других вайшнавов. В духовной жизни мы нуждаемся в благословениях каждого.

Шриман Махапрабху сказал: 

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор ива сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣

(«Шри Шикшаштакам», 3)

Махапрабху милостиво оставил нам эти три наставления. «Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена: никому не причиняйте беспокойств, будьте смиреннее травинки. Тарор ива сахишн̣уна̄: терпеливо переносите все невзгоды в этом мире, подобно деревьям. Ама̄нина̄ ма̄надена: жизнь, посвященная служению,  вечное достояние возвышенных душ, свободных от оков майи, и достояние каждого. Именно поэтому необходимо ко всем относиться с почтением, не ожидая почестей и уважения в ответ. Следуйте этим наставлениям и неустанно прославляйте Всевышнего, Господа Хари». Этому учили нас Шриман Махапрабху Чайтаньядев и Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

В их учении есть такие тонкости, понять которые может лишь тот, кто принадлежит к истинной духовной традиции. Этой традиции невозможно следовать, не укрывшись под сенью лотосоподобных стоп подлинного Гуру. Так учил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами. До него в мире было много шастр, много разных вайшнавов и различных религий, но только после прихода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами стало совершенно очевидно: единственное, что нам нужно, это посвятить жизнь Кришне и служить Ему под руководством истинного Гуру и вайшнава.

Пусть же Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур будет к нам милостив. Шрила Гуру Махарадж посвятил ему немало своих стихов, написанных на санскрите. Они столь возвышенны, что стоит погрузиться в смысл хотя бы одного, и часы пролетят незаметно. После ухода Шрилы Прабхупады Шрила Гуру Махарадж написал в его честь такую шлоку:

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ3

Шрила Гуру Махарадж говорил, что если бы Шрила Прабхупада был здесь и услышал эту шлоку, то сказал бы, что в этих четырех строках о нем сказано все. Гуру Махарадж написал еще одну шлоку о том, какое положение Шрила Прабхупада занимает в духовном мире:

вр̣шабха̄ну-сута̄-дайита̄нучарам̇
чаран̣а̄ш́рита-рен̣у-дхарас там ахам
махад-адбхута-па̄вана-ш́акти-падам̇
пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам

(«Шри Шри Прабхупада-падма-ставаках», 11)

«Я буду вечно преклоняться перед лотосоподобными стопами Шрилы Прабхупады. Он служит самой Вришабхану-нандини и очень дорог Ей. Осенив себя пылью с его лотосоподобных стоп (чаран̣а̄ш́рита-рен̣у-дхарас), я стал Шридхаром Махараджем. Эта пыль чудесна: она очищает все вокруг удивительным и непостижимым образом. Махад-адбхута-па̄вана-ш́акти-падам̇: его стопы, подобные лотосам, очищают от материальной скверны, их будут славить в веках».


1 «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных».

2 Приведены две строки одного стиха из «Баул Сангита» (песнь шестая, стих первый).

3 «Своим первым шагом он разрушил мир эксплуатации, а вторым – сокрушил спекулятивные рассуждения философов и идею безличного освобождения. Третий его шаг смягчил виддхи-бхакти прикосновением божественной любви (рага-марги). Возвысив нас над Вайкунтхой, он подвел нас к наивысшему поклонению Шри Радхе и Шри Говинде».

← «Шри Гарга-самхита» (часть 3). Говардхана-кханда (главы 5-6). Ананда Мой Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 19 ноября 2011 года ·• Архив новостей •· «Чайтанья-лила и Кришна-лила». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1987 год. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования