«Стадии садханы ради высшей цели». Манас Кришна Прабху. 8 октября 2011 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 31.26M)

Russian

Манас Кришна Прабху

Стадии садханы ради высшей цели

(8 октября 2011 года. Москва, Кисельный)

 

Ради куска металла они [спортсмены] тратят свои годы, ради того, чтобы почувствовать удовлетворение от того, что стали лучше, заняли первое место на престижном соревновании. И Гуру Махарадж говорил: «Так представьте, какая степень самоотдачи требуется, чтобы достичь Безграничного. Что мы должны быть готовы отдать ради того, чтобы обрести все?»

#00:01:00#

Поэтому Гуру Махарадж объясняет, что фундамент настоящей веры — это убежденность в понимании, что, обретя Кришну, я получу все, и познав Кришну — я познаю все. Мне не потребуется в этом случае тратить свое время на область «А», область «Б», область «В», область «Г», бегая по разным ветвям дерева знаний. И каждый раз, добегая до конца ветки, обнаруживать, что там кирпичная стена, о которую я вынужден ударяться головой. Но если мы будем поливать корень дерева, то в этом случае каждая ветвь, каждый листок, каждый атом этого дерева получит максимальное питание и поддержку[1].

#00:02:26#

Гурудев сказал: «Никто не говорил, что духовная жизнь будет легка. На своем пути к Безграничному нам придется преодолеть много препятствий». И Гуру Махарадж объясняет, что нам необходимо научиться правильно смотреть на вещи, чтобы понять, что это путешествие, в которое мы пустились, — это не путешествие, которое можно завершить за один день, за одну неделю, месяц, за год, десять лет или даже за сто лет.

#00:03:37#

Этот процесс также нельзя сравнивать с усилиями спортсмена, который тратит много лет своей жизни, для того чтобы завоевать золотую медаль, стать лучшим, а потом уходит на пенсию, когда его тело устает, становится немощным, когда он более не может заниматься этим. Гурудев говорил, в сознании Кришны нет пенсии, не уйдешь на пенсию. И нельзя это сравнивать с учебой, когда человек тратит много лет, чтобы получить степень кандидата наук, потом доктора наук, потом становится учителем. А потом говорит: «Все, я могу закрыть учебник, я знаю все».

#00:04:48#

Гуру Махарадж поясняет нам, что это путь к Безграничному. Поэтому нам не нужно рассчитывать, что это путешествие к Безграничному будет закончено даже за одну жизнь. К Шриле Гуру Махараджу приходили многие люди, которые придерживались мнения, что если мы будем просто следовать четырем регулирующим принципам и повторять каждый день шестнадцать кругов [маха-мантры], тогда мы обязательно в конце этой жизни вернемся домой, назад к Богу. Многие из молодежи, соприкоснувшись со Шрилой Прабхупадой, пришедшие к Бхактиведанте Свами Прабхупаде, позже пришли к Шриле Гуру Махараджу, придерживаясь этой идеи. Но Шрила Гуру Махарадж в ответ на это улыбался. Он в ответ лишь предложил им свой взгляд на ситуацию, взгляд со стороны вечности.

#00:06:52#

Шрила Гурудев сказал: «Несомненно, садхана — этот тот самый генератор, который будет поддерживать огонь в твоем движении вперед». И все правила духовной жизни, все правила преданности, которые нам дают, и которые мы должны соблюдать, они даются ради того, чтобы в конечном счете привести нас к свободной любви и свободной вере. Именно это выражение использовал Шрила Гуру Махарадж: свободная любовь и свободная вера. Шрила Гурудев говорил так: «Несомненно, мы следуем рага-марге, пути спонтанной преданности, но следуем, находясь в тени дерева виддхи-марга, пути следования согласно правилам, нормам, предписаниям».

#00:08:36#

Шрила Гурудев говорил: «Мы пытаемся достичь мира, где царит спонтанная любовь, где царит спонтанная преданность к первоисточнику любви и красоты». Но как мы придем туда? Через садхану, через духовную практику. И Гурудев говорил: «Поэтому твоя садхана будет развиваться таким образом: она будет идти вверх, потом немножко вниз, потом опять вверх, потом еще немножко вниз, потом опять вверх, потом еще немножко вниз, и снова вверх, и снова вниз». Так мы следуем своей практике. Иногда у нас есть вдохновение, иногда нет сил. И то, и другое — это часть духовной жизни, часть нашей практики жизни в преданности [Богу].

#00:10:39#

Шрила Бхактивинод Тхакур в своей «Чайтанья-шикшамрите» описывает, через какие этапы пути будет проходить душа, практикующая духовную жизнь, путь преданности. И он пишет, что сперва идет этап утсаха-майи, когда преданный полон энтузиазма, вдохновения, когда он готов полностью окунуться, нырнуть в эту реку служения в преданности, чувствовать глубокое вдохновение. Разные люди в разной степени могут чувствовать это вдохновение на первых этапах.

#00:12:02#

Но после этого этапа утсаха-майи идет множество других этапов: гхана-тарала, таранга-рангини и прочие, и это означает, что преданный к концу своего этапа утсаха-майи понимает: «Ага, Кришна оказывается не так-то и близок, не так-то легко Его поймать». Гурудев объясняет: в этом случае преданный может почувствовать депрессию в своей практике. И его настроение служения может сойти на нет.

#00:12:56#

И тогда [наступает] этап вишая-сангара, когда волны наслаждения, волны жажды наслаждения этого мира снова начинают влиять на преданного. Таранга-рангини — это означает, что волны материального мира, волны наслаждения снова захлестывают этого человека, и прошлая карма этого человека снова начинает на него влиять. Шрила Гурудев объясняет, что в этом случае преданный идет вперед, и в одной руке у него связь с трансцендентным миром, связь с духовной жизнью, а в другой руке его связь с материальным миром. Гурудев объясняет, что этот этап может быть очень долгим и трудным.

#00:14:26#

Крайне важно при этом понять одну вещь, а именно: как выживать, как сохранить себя. Однако мы не хотим всего лишь выжить, мы не хотим барахтаться в этих волнах всю свою жизнь, мы хотим двигаться вперед. Поэтому, чтобы спасти нас, Гурудев и другие наши учителя дают нам спасательный плот, за который мы можем ухватиться и благодаря которому мы можем двигаться вперед. Этот спасательный плот есть садхана-бхакти.

#00:15:41#

Самые сильные аспекты садханы — это шраванам и киртанам. Шраванам означает слушание кришна-катхи, хари-катхи, из уст садху, слушание преданных. А киртанам означает рассказ, передачу, что, в частности, подразумевает [необходимость] делиться услышанным с другими. Шрила Гуру Махарадж объясняет, что самый важный, самый главный принцип духовной жизни — это сохранить свою связь с садху, со святым. Садху соприкасается с этим нектаром духовной жизни. Он не знает ничего иного, кроме этого нектара. Благодаря своей связи с садху мы также будем постоянно вспоминать: «Да, я тоже хочу соприкоснуться с этим нектаром, я тоже хочу жить, будучи постоянно связан с этим нектаром».

#00:17:16#

Поэтому слушание и повторение. Повторение подразумевает в том числе и повторение нашей джапы, ведь повторение нашей индивидуальной джапы — это первое служение, которое попросил нас выполнять Гурудев. Поэтому нам необходимо каждый день находить время, когда мы можем остаться наедине, наедине с именем Кришны, ведь повторение индивидуальной джапы — это индивидуальный процесс, это время, когда мы остаемся наедине с собой и именем Кришны, кришна-намом.

#00:18:31#

Чем в большей степени мы сможем продолжать слушать, слушать нектар кришна-катхи, тава катха̄мр̣там̇, нектар слов о Кришне и Его преданных, тем в большей степени мы будем чувствовать вдохновение, продолжать это погружение, продолжать свою садхану, духовную практику. Одно из значений этого стиха, что начинается [со слов] тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, в том, что кришна-катха, слова о Кришне, слова Кришны — это нектар, дарующий нам жизнь, это [то, что] дает нам настоящую жизнь[2]. И чем в большей степени мы будем посвящать себя этим двум видам практики: слушанию и повторению, тем в большей степени мы сможем двигаться вперед.

#00:20:08#

Каков же следующий этап? Смаранам — памятование о Кришне. Это позволит нам в большей степени помнить даже в повседневной жизни о Кришне — нама-рупа-гуна-лила: о Его имени, облике, качествах, деяниях. Бхактивинод Тхакур говорит, что если ваш ум будет полностью сосредоточен на воспевании, на повторении имен Кришны, то в этом случае вы обретете квалификацию, для того чтобы повторять имя Кришны.

#00:21:25#

Далее идут следующие этапы: пада-севанам — мы можем прийти к служению Кришне [Его стопам], арчанам — поклонение Кришне [как божеству в храме], ванданам — возношение Ему молитв, дасьям — принятие положения Его вечного слуги, сакхьям [дружба с Кришной] и т. д. И, наконец, девятый процесс служения в преданности — атма-ниведанам — самопредание, самоотдача. Шрила Гуру Махарадж говорит, что из всех девяти процессов [духовной практики] именно атма-ниведанам главный. Можно выразить этот принцип следующим образом. [Это] понимание: «Все принадлежит Кришне, в том числе я сам». И это означает, что всем остальным видам практики служения в преданности мы также будем следовать именно в этом настроении, в этом сознании, помня, что все принадлежит Кришне, в том числе я сам.

#00:23:22#

Поэтому Шрила Гуру Махарадж объясняет, [что] на самом деле все можно свести к всего лишь одному правилу и одному ограничению: одно правило — это всегда помнить о Кришне, а единственное ограничение — никогда не забывать о Кришне. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Что бы ты ни делал, какие бы благие поступки ни совершал, на какие бы жертвы ни шел, какие бы пожертвования ни совершал…» И пожертвование означает: все, что вы делаете, [совершайте как подношение Кришне], и когда вам не хочется что-либо делать, но вы все же это делаете. «Какие бы жертвы ты ни совершал, — говорит Кришна, — какие бы пожертвования для других ты ни делал, делай это сознательно, осознавай Меня, помни обо Мне», — говорит Кришна[3].

#00:25:06#

На протяжении всей Бхагавад-гиты Кришна снова и снова дает нам намеки на то, каким образом мы можем помнить о Нем даже в повседневной жизни, или, если сказать точнее, как мы можем развивать в своей повседневной жизни осознание Его, сознания Кришны. Шрила Гуру Махарадж цитировал стих из «Бхагаватам», в котором сказано: ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣, кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти — памятование о Кришне, осознание Кришны способно уничтожить все нежелательное в сердце, все, что можно счесть дурным, нежелательным, препятствующим [сознанию Кришны], память о Кришне уничтожит все это[4]. Шрила Гуру Махарадж иногда формулировал это такими словами: «Не забывайте о памятовании Кришны». Слово ависмр̣тих̣ в этом стихе означает именно это: постоянное памятование о Кришне — [необходимо] не забывать, помнить о Нем.

#00:27:33#

Шрила Гурудев описывал это так: «Так твоя садхана может идти вверх, потом вниз, потом вверх, потом вниз, но в конце концов (и Гурудев делал этот жест, подняв руку вверх), в конце концов твоя садхана пойдет вверх, устремится вверх». И это называется этапом ништха, устойчивости, стойкости в нашей духовной жизни. Далее мы можем обрести следующий этап — ручи. Когда Шрила Гуру Махарадж объяснял тот самый стих о важности памятования о Кришне, он объяснял, что памятование о Кришне не только уничтожает все неблагоприятное в нас, но более того, рождает в нас нечто всеблагое, шуддха-саттву, то, что приносит высшее благо. Это способствует развитию высочайшего представления о себе, высочайшего аспекта нашего «я». Величайшая благость.

#00:30:00#

Далее Гуру Махарадж объясняет, что после этого мы достигаем уровня шуддха-саттвы — постоянного нахождения в этой вечности и блаженстве. Затем — гьяна-вигьяна. Сперва гьяна — смутное, расплывчатое, общее представление о высшей реальности, но затем вигьяна — более детальное, конкретное преставление о высшем мире. Тогда мы соприкасаемся с этой системой, очень детальной и многообразной системой сладости. И тогда каждый атом нашего «я» насыщается этой многообразной сладостью. Гуру Махарадж объясняет: «Тогда каждый атом моего бытия устремляется навстречу соответствующему атому высшего существа». И когда такое понимание пробудится в нас, тогда все остальное в этом мире покажется нам чем-то незначительным, безвкусным.

#00:32:32#

Шрила Гуру Махарадж объясняет: но если мы будем продолжать свою практику, тогда, выражаясь словами Гурудева, [Господь] обязательно, всенепременно явится в вашем сердце. Шрила Гурудев говорит нам: «На самом деле, находясь здесь, мы не в состоянии представить себе, не в состоянии вообразить, сколь много сладости, блаженства, счастья ждет нас в трансцендентном мире, будущее там мы не можем [себе] представить». Сколько нежности, сколько экстаза, сколько всего того, что только можно вообразить хорошего.

#00:33:57#

Абсолютное благо. Иногда говорят, что Кришна — это абсолютное благо, но что это такое? Шрила Гуру Махарадж объясняет это так: «Все, что можно представить себе как благое, хорошее, все, что только можно себе представить хорошего или имеющего связь с хорошим, все это заключено в Кришне». Это позитивно, очень хорошо. Макханчор Прабху и наша лахтинская студия «Джив джаго», они выразили это такими словами в своей песне: «Не забывать о памятовании о Кришне». Это самый главный элемент, который будет поддерживаться в нас благодаря тому, что будем находиться в [практике] садху-санги, шраванам, киртанам и прочего.

#00:35:21#

Есть ли у кого-нибудь какие-нибудь сомнения или подозрения, которые он или она не постеснялись бы озвучить, или какие-нибудь вопросы, на которые мы могли бы кратко ответить?

#00:35:39#

Преданный: Что преданные думают о том, что для человека лучше? Заслуга сукрити более [важна], чем [способность] возлюбить Бога? Но человек ближе к нам, Бог-то далеко.

#00:36:26#

Манас Кришна Прабху: Вайшнавское понимание этого момента Шрила Бхактивинод Тхакур очень красиво изложил в песне. Там сказано, что чистый преданный, вайшнав (те, кого мы называем в полном смысле этого слова, — преданные Кришны), такой человек всегда видит, что в каждом человеке, в каждой душе без исключения присутствует частичка Кришны. Поэтому, поскольку вайшнав чувствует, что частичка Бога присутствует в каждом сердце, в каждой душе, то естественно он выражает почтение и уважение к каждому.

#00:38:35#

В Бхагавад-гите Кришна говорит: что такое души этого мира, те, кого мы называем людьми, но что такое души? Кришна объясняет: «Они — частички Меня, они как члены Моего тела, как частички Моего тела, неотъемлемые его части». И когда человек осознает это, понимает это, как может он не испытывать любви и уважения ко всякой душе? Всякий, кто понимает, кто видит, что всякая душа — это неотъемлемая часть, неотъемлемая частичка Кришны, как может он не испытывать любовь ко всякой душе, не только к людям, не только к каждому человеку, но ко всякой душе?

#00:40:14#

Наши учителя объясняют: тот, кто осознает такие вещи, — естественным образом [в нем] рождаются чувства смирения, терпения и уважения к другим, естественным образом, потому что он понимает, что есть что. Вайшнав также понимает: даже если я буду любить все души, но отдельно от Бога, это не принесет добра. Все должно быть связано со своим Источником. Источник всякого страдания — разлука. Нам кажется, что все, что мы видим, — разлучено, отделено от Бога, от Источника. Итак, когда мы поливаем корень дерева, это естественным образом питает все ветки и листья дерева. Когда я осознаю, что… когда я обрету любовь к Богу, Источнику всего, тогда естественным образом я пойму: как я могу не любить всех своих братьев и сестер, всех живых существ в этом мире?

#00:42:46#

Но если я направлю свою любовь, сосредоточу свое внимание на одной душе, направлю свою любовь на одну душу отдельно от Бога, то в этом случае моя душа не найдет своего полного [выражения], моя любовь не найдет своего полного выражения, не обретет полного потенциала, потому что она не соприкоснется с Источником всего. Если только это другая душа, другой человек сам не имеет связи, не имеет связи с Богом, и в этом случае я буду служить этому человеку, [выполняя это служение] как служение Богу.

#00:43:47#

Через служение мы обретаем связь со всем одновременно — и с Центром, и со всем. Каждая душа одновременно связана с Богом, но не является Богом, [являясь лишь] частичкой Его. Мы хотим обрести связь с Целым, а не с частью. Опять тот же пример: если мы попытаемся полить все листья дерева, то дереву это никак не поможет, дерево, скорее, будет стоять и смотреть на вас, как на барана. Дерево, конечно, не будет жаловаться, деревья очень терпеливы. Но если вы обратите свои силы на полив корня дерева, то в этом случае все его части, все ветви и листья обретут поддержку.

#00:45:21#

Я ответил на ваш вопрос?

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Наянамани Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».

2  Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

3  Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

А также: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34).

4  Ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣, кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти / саттвасйа ш́уддхим̇ парама̄тма-бхактим̇, джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам — «Памятование о лотосоподобных стопах Господа Кришны уничтожает все неблагоприятное и награждает величайшим счастьем. Оно очищает сердце и дарует преданность Высшей Душе, наряду со знанием, обогащенным реализацией и отречением» («Шримад-Бхагаватам», 12.12.55).




←  «Начало духовной жизни». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 15 июня 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Смещение поиска с материи к духу. Месяц Картика. Дух служения». Садху Прия Прабху. 8 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 32.8 МБ)

Russian

Манас Кришна Прабху

Стадии садханы ради высшей цели

(8 октября 2011 года. Москва, Кисельный)

 

Ради куска металла они [спортсмены] тратят свои годы, ради того, чтобы почувствовать удовлетворение от того, что стали лучше, заняли первое место на престижном соревновании. И Гуру Махарадж говорил: «Так представьте, какая степень самоотдачи требуется, чтобы достичь Безграничного. Что мы должны быть готовы отдать ради того, чтобы обрести все?»

#00:01:00#

Поэтому Гуру Махарадж объясняет, что фундамент настоящей веры — это убежденность в понимании, что, обретя Кришну, я получу все, и познав Кришну — я познаю все. Мне не потребуется в этом случае тратить свое время на область «А», область «Б», область «В», область «Г», бегая по разным ветвям дерева знаний. И каждый раз, добегая до конца ветки, обнаруживать, что там кирпичная стена, о которую я вынужден ударяться головой. Но если мы будем поливать корень дерева, то в этом случае каждая ветвь, каждый листок, каждый атом этого дерева получит максимальное питание и поддержку[1].

#00:02:26#

Гурудев сказал: «Никто не говорил, что духовная жизнь будет легка. На своем пути к Безграничному нам придется преодолеть много препятствий». И Гуру Махарадж объясняет, что нам необходимо научиться правильно смотреть на вещи, чтобы понять, что это путешествие, в которое мы пустились, — это не путешествие, которое можно завершить за один день, за одну неделю, месяц, за год, десять лет или даже за сто лет.

#00:03:37#

Этот процесс также нельзя сравнивать с усилиями спортсмена, который тратит много лет своей жизни, для того чтобы завоевать золотую медаль, стать лучшим, а потом уходит на пенсию, когда его тело устает, становится немощным, когда он более не может заниматься этим. Гурудев говорил, в сознании Кришны нет пенсии, не уйдешь на пенсию. И нельзя это сравнивать с учебой, когда человек тратит много лет, чтобы получить степень кандидата наук, потом доктора наук, потом становится учителем. А потом говорит: «Все, я могу закрыть учебник, я знаю все».

#00:04:48#

Гуру Махарадж поясняет нам, что это путь к Безграничному. Поэтому нам не нужно рассчитывать, что это путешествие к Безграничному будет закончено даже за одну жизнь. К Шриле Гуру Махараджу приходили многие люди, которые придерживались мнения, что если мы будем просто следовать четырем регулирующим принципам и повторять каждый день шестнадцать кругов [маха-мантры], тогда мы обязательно в конце этой жизни вернемся домой, назад к Богу. Многие из молодежи, соприкоснувшись со Шрилой Прабхупадой, пришедшие к Бхактиведанте Свами Прабхупаде, позже пришли к Шриле Гуру Махараджу, придерживаясь этой идеи. Но Шрила Гуру Махарадж в ответ на это улыбался. Он в ответ лишь предложил им свой взгляд на ситуацию, взгляд со стороны вечности.

#00:06:52#

Шрила Гурудев сказал: «Несомненно, садхана — этот тот самый генератор, который будет поддерживать огонь в твоем движении вперед». И все правила духовной жизни, все правила преданности, которые нам дают, и которые мы должны соблюдать, они даются ради того, чтобы в конечном счете привести нас к свободной любви и свободной вере. Именно это выражение использовал Шрила Гуру Махарадж: свободная любовь и свободная вера. Шрила Гурудев говорил так: «Несомненно, мы следуем рага-марге, пути спонтанной преданности, но следуем, находясь в тени дерева виддхи-марга, пути следования согласно правилам, нормам, предписаниям».

#00:08:36#

Шрила Гурудев говорил: «Мы пытаемся достичь мира, где царит спонтанная любовь, где царит спонтанная преданность к первоисточнику любви и красоты». Но как мы придем туда? Через садхану, через духовную практику. И Гурудев говорил: «Поэтому твоя садхана будет развиваться таким образом: она будет идти вверх, потом немножко вниз, потом опять вверх, потом еще немножко вниз, потом опять вверх, потом еще немножко вниз, и снова вверх, и снова вниз». Так мы следуем своей практике. Иногда у нас есть вдохновение, иногда нет сил. И то, и другое — это часть духовной жизни, часть нашей практики жизни в преданности [Богу].

#00:10:39#

Шрила Бхактивинод Тхакур в своей «Чайтанья-шикшамрите» описывает, через какие этапы пути будет проходить душа, практикующая духовную жизнь, путь преданности. И он пишет, что сперва идет этап утсаха-майи, когда преданный полон энтузиазма, вдохновения, когда он готов полностью окунуться, нырнуть в эту реку служения в преданности, чувствовать глубокое вдохновение. Разные люди в разной степени могут чувствовать это вдохновение на первых этапах.

#00:12:02#

Но после этого этапа утсаха-майи идет множество других этапов: гхана-тарала, таранга-рангини и прочие, и это означает, что преданный к концу своего этапа утсаха-майи понимает: «Ага, Кришна оказывается не так-то и близок, не так-то легко Его поймать». Гурудев объясняет: в этом случае преданный может почувствовать депрессию в своей практике. И его настроение служения может сойти на нет.

#00:12:56#

И тогда [наступает] этап вишая-сангара, когда волны наслаждения, волны жажды наслаждения этого мира снова начинают влиять на преданного. Таранга-рангини — это означает, что волны материального мира, волны наслаждения снова захлестывают этого человека, и прошлая карма этого человека снова начинает на него влиять. Шрила Гурудев объясняет, что в этом случае преданный идет вперед, и в одной руке у него связь с трансцендентным миром, связь с духовной жизнью, а в другой руке его связь с материальным миром. Гурудев объясняет, что этот этап может быть очень долгим и трудным.

#00:14:26#

Крайне важно при этом понять одну вещь, а именно: как выживать, как сохранить себя. Однако мы не хотим всего лишь выжить, мы не хотим барахтаться в этих волнах всю свою жизнь, мы хотим двигаться вперед. Поэтому, чтобы спасти нас, Гурудев и другие наши учителя дают нам спасательный плот, за который мы можем ухватиться и благодаря которому мы можем двигаться вперед. Этот спасательный плот есть садхана-бхакти.

#00:15:41#

Самые сильные аспекты садханы — это шраванам и киртанам. Шраванам означает слушание кришна-катхи, хари-катхи, из уст садху, слушание преданных. А киртанам означает рассказ, передачу, что, в частности, подразумевает [необходимость] делиться услышанным с другими. Шрила Гуру Махарадж объясняет, что самый важный, самый главный принцип духовной жизни — это сохранить свою связь с садху, со святым. Садху соприкасается с этим нектаром духовной жизни. Он не знает ничего иного, кроме этого нектара. Благодаря своей связи с садху мы также будем постоянно вспоминать: «Да, я тоже хочу соприкоснуться с этим нектаром, я тоже хочу жить, будучи постоянно связан с этим нектаром».

#00:17:16#

Поэтому слушание и повторение. Повторение подразумевает в том числе и повторение нашей джапы, ведь повторение нашей индивидуальной джапы — это первое служение, которое попросил нас выполнять Гурудев. Поэтому нам необходимо каждый день находить время, когда мы можем остаться наедине, наедине с именем Кришны, ведь повторение индивидуальной джапы — это индивидуальный процесс, это время, когда мы остаемся наедине с собой и именем Кришны, кришна-намом.

#00:18:31#

Чем в большей степени мы сможем продолжать слушать, слушать нектар кришна-катхи, тава катха̄мр̣там̇, нектар слов о Кришне и Его преданных, тем в большей степени мы будем чувствовать вдохновение, продолжать это погружение, продолжать свою садхану, духовную практику. Одно из значений этого стиха, что начинается [со слов] тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, в том, что кришна-катха, слова о Кришне, слова Кришны — это нектар, дарующий нам жизнь, это [то, что] дает нам настоящую жизнь[2]. И чем в большей степени мы будем посвящать себя этим двум видам практики: слушанию и повторению, тем в большей степени мы сможем двигаться вперед.

#00:20:08#

Каков же следующий этап? Смаранам — памятование о Кришне. Это позволит нам в большей степени помнить даже в повседневной жизни о Кришне — нама-рупа-гуна-лила: о Его имени, облике, качествах, деяниях. Бхактивинод Тхакур говорит, что если ваш ум будет полностью сосредоточен на воспевании, на повторении имен Кришны, то в этом случае вы обретете квалификацию, для того чтобы повторять имя Кришны.

#00:21:25#

Далее идут следующие этапы: пада-севанам — мы можем прийти к служению Кришне [Его стопам], арчанам — поклонение Кришне [как божеству в храме], ванданам — возношение Ему молитв, дасьям — принятие положения Его вечного слуги, сакхьям [дружба с Кришной] и т. д. И, наконец, девятый процесс служения в преданности — атма-ниведанам — самопредание, самоотдача. Шрила Гуру Махарадж говорит, что из всех девяти процессов [духовной практики] именно атма-ниведанам главный. Можно выразить этот принцип следующим образом. [Это] понимание: «Все принадлежит Кришне, в том числе я сам». И это означает, что всем остальным видам практики служения в преданности мы также будем следовать именно в этом настроении, в этом сознании, помня, что все принадлежит Кришне, в том числе я сам.

#00:23:22#

Поэтому Шрила Гуру Махарадж объясняет, [что] на самом деле все можно свести к всего лишь одному правилу и одному ограничению: одно правило — это всегда помнить о Кришне, а единственное ограничение — никогда не забывать о Кришне. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Что бы ты ни делал, какие бы благие поступки ни совершал, на какие бы жертвы ни шел, какие бы пожертвования ни совершал…» И пожертвование означает: все, что вы делаете, [совершайте как подношение Кришне], и когда вам не хочется что-либо делать, но вы все же это делаете. «Какие бы жертвы ты ни совершал, — говорит Кришна, — какие бы пожертвования для других ты ни делал, делай это сознательно, осознавай Меня, помни обо Мне», — говорит Кришна[3].

#00:25:06#

На протяжении всей Бхагавад-гиты Кришна снова и снова дает нам намеки на то, каким образом мы можем помнить о Нем даже в повседневной жизни, или, если сказать точнее, как мы можем развивать в своей повседневной жизни осознание Его, сознания Кришны. Шрила Гуру Махарадж цитировал стих из «Бхагаватам», в котором сказано: ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣, кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти — памятование о Кришне, осознание Кришны способно уничтожить все нежелательное в сердце, все, что можно счесть дурным, нежелательным, препятствующим [сознанию Кришны], память о Кришне уничтожит все это[4]. Шрила Гуру Махарадж иногда формулировал это такими словами: «Не забывайте о памятовании Кришны». Слово ависмр̣тих̣ в этом стихе означает именно это: постоянное памятование о Кришне — [необходимо] не забывать, помнить о Нем.

#00:27:33#

Шрила Гурудев описывал это так: «Так твоя садхана может идти вверх, потом вниз, потом вверх, потом вниз, но в конце концов (и Гурудев делал этот жест, подняв руку вверх), в конце концов твоя садхана пойдет вверх, устремится вверх». И это называется этапом ништха, устойчивости, стойкости в нашей духовной жизни. Далее мы можем обрести следующий этап — ручи. Когда Шрила Гуру Махарадж объяснял тот самый стих о важности памятования о Кришне, он объяснял, что памятование о Кришне не только уничтожает все неблагоприятное в нас, но более того, рождает в нас нечто всеблагое, шуддха-саттву, то, что приносит высшее благо. Это способствует развитию высочайшего представления о себе, высочайшего аспекта нашего «я». Величайшая благость.

#00:30:00#

Далее Гуру Махарадж объясняет, что после этого мы достигаем уровня шуддха-саттвы — постоянного нахождения в этой вечности и блаженстве. Затем — гьяна-вигьяна. Сперва гьяна — смутное, расплывчатое, общее представление о высшей реальности, но затем вигьяна — более детальное, конкретное преставление о высшем мире. Тогда мы соприкасаемся с этой системой, очень детальной и многообразной системой сладости. И тогда каждый атом нашего «я» насыщается этой многообразной сладостью. Гуру Махарадж объясняет: «Тогда каждый атом моего бытия устремляется навстречу соответствующему атому высшего существа». И когда такое понимание пробудится в нас, тогда все остальное в этом мире покажется нам чем-то незначительным, безвкусным.

#00:32:32#

Шрила Гуру Махарадж объясняет: но если мы будем продолжать свою практику, тогда, выражаясь словами Гурудева, [Господь] обязательно, всенепременно явится в вашем сердце. Шрила Гурудев говорит нам: «На самом деле, находясь здесь, мы не в состоянии представить себе, не в состоянии вообразить, сколь много сладости, блаженства, счастья ждет нас в трансцендентном мире, будущее там мы не можем [себе] представить». Сколько нежности, сколько экстаза, сколько всего того, что только можно вообразить хорошего.

#00:33:57#

Абсолютное благо. Иногда говорят, что Кришна — это абсолютное благо, но что это такое? Шрила Гуру Махарадж объясняет это так: «Все, что можно представить себе как благое, хорошее, все, что только можно себе представить хорошего или имеющего связь с хорошим, все это заключено в Кришне». Это позитивно, очень хорошо. Макханчор Прабху и наша лахтинская студия «Джив джаго», они выразили это такими словами в своей песне: «Не забывать о памятовании о Кришне». Это самый главный элемент, который будет поддерживаться в нас благодаря тому, что будем находиться в [практике] садху-санги, шраванам, киртанам и прочего.

#00:35:21#

Есть ли у кого-нибудь какие-нибудь сомнения или подозрения, которые он или она не постеснялись бы озвучить, или какие-нибудь вопросы, на которые мы могли бы кратко ответить?

#00:35:39#

Преданный: Что преданные думают о том, что для человека лучше? Заслуга сукрити более [важна], чем [способность] возлюбить Бога? Но человек ближе к нам, Бог-то далеко.

#00:36:26#

Манас Кришна Прабху: Вайшнавское понимание этого момента Шрила Бхактивинод Тхакур очень красиво изложил в песне. Там сказано, что чистый преданный, вайшнав (те, кого мы называем в полном смысле этого слова, — преданные Кришны), такой человек всегда видит, что в каждом человеке, в каждой душе без исключения присутствует частичка Кришны. Поэтому, поскольку вайшнав чувствует, что частичка Бога присутствует в каждом сердце, в каждой душе, то естественно он выражает почтение и уважение к каждому.

#00:38:35#

В Бхагавад-гите Кришна говорит: что такое души этого мира, те, кого мы называем людьми, но что такое души? Кришна объясняет: «Они — частички Меня, они как члены Моего тела, как частички Моего тела, неотъемлемые его части». И когда человек осознает это, понимает это, как может он не испытывать любви и уважения ко всякой душе? Всякий, кто понимает, кто видит, что всякая душа — это неотъемлемая часть, неотъемлемая частичка Кришны, как может он не испытывать любовь ко всякой душе, не только к людям, не только к каждому человеку, но ко всякой душе?

#00:40:14#

Наши учителя объясняют: тот, кто осознает такие вещи, — естественным образом [в нем] рождаются чувства смирения, терпения и уважения к другим, естественным образом, потому что он понимает, что есть что. Вайшнав также понимает: даже если я буду любить все души, но отдельно от Бога, это не принесет добра. Все должно быть связано со своим Источником. Источник всякого страдания — разлука. Нам кажется, что все, что мы видим, — разлучено, отделено от Бога, от Источника. Итак, когда мы поливаем корень дерева, это естественным образом питает все ветки и листья дерева. Когда я осознаю, что… когда я обрету любовь к Богу, Источнику всего, тогда естественным образом я пойму: как я могу не любить всех своих братьев и сестер, всех живых существ в этом мире?

#00:42:46#

Но если я направлю свою любовь, сосредоточу свое внимание на одной душе, направлю свою любовь на одну душу отдельно от Бога, то в этом случае моя душа не найдет своего полного [выражения], моя любовь не найдет своего полного выражения, не обретет полного потенциала, потому что она не соприкоснется с Источником всего. Если только это другая душа, другой человек сам не имеет связи, не имеет связи с Богом, и в этом случае я буду служить этому человеку, [выполняя это служение] как служение Богу.

#00:43:47#

Через служение мы обретаем связь со всем одновременно — и с Центром, и со всем. Каждая душа одновременно связана с Богом, но не является Богом, [являясь лишь] частичкой Его. Мы хотим обрести связь с Целым, а не с частью. Опять тот же пример: если мы попытаемся полить все листья дерева, то дереву это никак не поможет, дерево, скорее, будет стоять и смотреть на вас, как на барана. Дерево, конечно, не будет жаловаться, деревья очень терпеливы. Но если вы обратите свои силы на полив корня дерева, то в этом случае все его части, все ветви и листья обретут поддержку.

#00:45:21#

Я ответил на ваш вопрос?

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Наянамани Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».

[2] Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

[3] Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

А также: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34).

[4] Ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣, кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти / саттвасйа ш́уддхим̇ парама̄тма-бхактим̇, джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам — «Памятование о лотосоподобных стопах Господа Кришны уничтожает все неблагоприятное и награждает величайшим счастьем. Оно очищает сердце и дарует преданность Высшей Душе, наряду со знанием, обогащенным реализацией и отречением» («Шримад-Бхагаватам», 12.12.55).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования