«Шри Кришна-санкиртана — высшее из благоприятного». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 7 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP4, 148.37M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Шри Кришна-санкиртана — высшее из благоприятного

(7 августа 2011 года, вечерняя лекция. Чиангмай, Таиланд)

    

…предлагают гирлянды, гирлянды всегда влажные. Если я буду без жилетки, то простужусь, поэтому каждое утро Гурудев был в жилетке. Так никто не смог выиграть пять рупий у Шрилы Гурудева.

#00:01:06#

Мы будем читать третью главу «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Кто из вас уже читал эту книгу, пожалуйста, поднимите руку.

Вишакха Деви Даси: Если чуть-чуть читали, считается?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, если даже чуть-чуть читали, можете поднять. Все остальные сегодня будут дисциплинарно избиты после лекции.

#00:03:04#

Это очень важная книга, потому что она посвящена самопреданию, шаранагати. Шаранагати имеет принципиальное значение, потому что только через самопредание мы можем соприкоснуться с Кришной, двигаться по направлению к Кришне. Мы будем сегодня читать третью главу — «Изречения преданных», — где собраны слова преданных, посвященные первой составляющей самопредания, принятию всего благоприятного.

#00:04:09#

[Амия Синдху Прабху: Махарадж просит перевести, что его также после лекции нужно будет наказать за то, что он забывает иногда остановиться для перевода. Поэтому он примет участие в совместном, взаимном избиении.]

#00:04:28#

Шрипад Вайшнав Махарадж:

кр̣ш̣н̣а-ка̄рш̣н̣ага-сад-бхакти-прапаннатва̄нукӯлаке
кр̣тйатва-ниш́чайаш́-ча̄ну-кӯлйа-сан̇калпа учйате[1]

«Чувство острой необходимости сделать все, что помогает служению Кришне и Его преданному, и благотворно настроению самопредания, называется анукульясья-санкалпах — принятие благоприятного».

[Преданный кладет возле Махараджа айфон для записи звука.]

#00:04:58#

Обычное дело: стоит начать лекцию, как люди делают подношения в виде айфонов, других записывающих устройств. Я всегда счастливо принимаю такие дары. [Смех.]

#00:05:15#

Итак, первая шлока в этой главе гласит: следует делать все, что полезно для служения Шри Кришне и Его преданному, следует выполнять все, что ведет к безраздельной преданности. Твердая убежденность в этом называется анукульясья-санкалпах — принятие благоприятного. Итак, здесь описывается то, что благоприятно для служения в преданности. Это мы должны принимать и развивать к этому привязанность (или зависимость, как мы говорили сегодня утром). Невозможно служить Кришне напрямую, поэтому мы принимаем служение преданным Кришны как служение самому Кришне, в противном случае служение Кришне будет невозможным вообще.

#00:06:41

йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха
на ме бхактāш́ ча те джанāх̣
мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс
те ме бхакта-тамā матāх̣[2]

Кришна говорит в этой шлоке: «Любой, кто утверждает, что он — Мой преданный, на самом деле не Мой преданный. Но тот, кто говорит, что он предан Моему преданному, тот действительно Мой преданный».

#00:07:36#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам эва тат пада̄ш́рита̄на̄м̇ парама̄нукӯлам[3]

Эта книга составлена следующим образом: сначала идет сутра (афоризм) Шрилы Шридхара Махараджа, далее — шлока из писаний или из уст преданных, которая выступает как доказательство этой сутры.

#00:09:17#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам эва тат пада̄ш́рита̄на̄м̇ парама̄нукӯлам

«Высшее из благоприятного — шри кришна-санкиртана, совершаемая душами, которые преданы стопам Хари». Нет ничего выше, чем шри кришна-санкиртана, совершаемая обществом преданных. Это самая важная, самая ключевая составляющая, необходимая для духовного прогресса.

#00:10:19#

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам[4]

В доказательство этого изречения Шрила Шридхар Махарадж приводит шлоку Чайтаньи Махапрабху: «Да воссияет победоносно шри кришна-санкиртана в своей непорочной чистоте и славе. Совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит свирепый лесной пожар материального бытия и разливает благодатный лунный свет, под которым расцветает лотос сердца. Это пение — жизнь и душа божественного супружества. И, углубляя океан чистейшей радости, оно каждый миг благоухает совершенным нектаром, омывая и освежая все естество души».

#00:12:00#

Когда мы получаем кришна-нам, Святое Имя Кришны, мы даже не можем оценить, представить, насколько это ценно, насколько могущественно то, что мы получили. В этой шлоке сам Кришна описывает все богатство, всю силу этого Святого Имени. Говорится, что один из первых эффектов Святого Имени — очищение нашего ума и нашего сердца. Это невероятно ценно и важно, потому что мы можем существовать в этом мире, будучи какими-нибудь крутыми математиками, учеными, программистами, но если наше сердце нечисто, если наш ум нечист, тогда мы можем никогда и не увидеть нечто действительно подлинное и важное.

#00:13:35#

Например, в семидесятые, когда сознание Кришны начало распространяться на Западе, считалось, что все примкнувшие к движению сознания Кришны прошли через зомбирование, их мозги были «промыты». В России начинающие преданные сталкивались с очень серьезными проблемами из-за такого общественного мнения: их помещали в психиатрические клиники и так далее. Нам даже сложно представить, как много великих героев в сознании Кришны есть в России. Это люди, которые прошли через невероятные страдания только ради своего права повторять Святое Имя Кришны.

#00:15:20#

Я очень горд и счастлив, что мне выпала возможность встретить некоторых из них во время моих визитов в Россию. Общаясь с ними, я чувствовал гордость и огромное смирение перед их героическими личностями. С какой-то точки зрения мы можем согласиться: да, действительно, члены сознания Кришны проходят через определенное «промывание мозгов», потому что в нашем сознании, в нашем уме так много различных представлений и концепций, которые просто необходимо выкинуть, от которых нас необходимо очистить.

#00:16:29#

Бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ — следующий эффект Святого Имени: Оно гасит всепожирающий огонь материального существования.

Прахлада Махарадж был маленьким мальчиком, ему было всего пять лет, но он сочинил множество прекрасных шлок, прославляющих Шри Нрисимхадева.

#00:17:47#

Когда Сарасвати Тхакур совершал браджа-мандала-парикраму, обход святых мест Вриндавана, с ним также путешествовало большое количество преданных, включая наших Гуру — Шрилу Шридхара Махараджа и Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Все думали, что во время браджа-мандала-парикрамы Сарасвати Тхакур будет говорить о Радхе и Кришне, но всю парикраму Сарасвати Тхакур говорил о Прахладе Махарадже.

#00:18:29#

йасма̄т прийа̄прийа-вийога-сам̇йога-джанма-
ш́ока̄гнина̄ сакала-йониш̣у дахйама̄нах̣…[5]

Итак, что же такое «всепожирающий огонь материального существования»? В своей шлоке пятилетний Прахлада Махарадж объясняет это так: «всепожирающий огонь материального существования» — это постоянная разъединенность желания наслаждаться материальными объектами и самих этих объектов, то есть наши желания неисполнимы. Мы хотим удовлетворить наши желания, но они появляются снова и снова.

#00:19:45#

В материальном мире постоянно случается так, что сначала мы слышим что-нибудь приятное для своего уха, и мы счастливы. Но следом мы слышим что-нибудь неприятное, отрицательное и снова разочаровываемся. Сначала мы слышим: «Я люблю тебя, ты для меня все, я не смогу без тебя жить!» На следующий день мы слышим от этого же человека: «Не звони сюда больше!» Это тот самый «всепожирающий огонь материального существования», и он постоянно сжигает нас.

#00:20:42#

Ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ — благодаря Святому Имени эта луна появляется на небосклоне нашей жизни, и благодатный лунный свет останавливает этот всепожирающий пожар, дает нам покой и радость. Видйа̄-вадху-джӣванам̇ переводится как «суть всех священных писаний», но если вы прочтете комментарий к «Шикшаштакам» Шрилы Шридхара Махараджа, то вы увидите, что он трактует эти слова более глубоко.

#00:22:12#

А̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇ обычно переводится так: «Святое Имя дарует все больше и больше божественного нектара, который вкушает наше сердце». Но Шрила Шридхар Махарадж переводил это так: «Святое Имя позволяет нам все глубже и глубже ценить экстаз и красоту Святого Имени, вкушать все больше этого нектара».

#00:23:25#

Из опыта материальной жизни мы знаем, что наша возможность наслаждаться, наша возможность «вкушать» некие блага со временем уменьшается. У меня восемь детей — четыре сына и четыре дочери. Всего несколько лет назад, если мои дети отправлялись играть в баскетбол и не брали меня с собой, я был крайне разочарован. Если они уходили, не сказав мне, что идут играть в баскетбол, я был просто подавлен. Теперь я знаю, что если я избежал необходимости играть в баскетбол, то мне очень повезло. Это происходит потому, что наши способности, наши возможности постоянно уменьшаются.

#00:25:27#

Шрила Гурудев говорил, что его возможности также с каждым днем уменьшаются. Для нас это было совершенно непостижимо, было невозможно принять такие слова Гурудева о себе. Но, действительно, с годами, чтобы вспомнить тысячи шлок, которые раньше появлялись в его сознании, ему требовалось чуть больше времени.

#00:25:55#

…сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Для воспевания святых имен даже необязательно идти на улицу. Это здорово, это хорошо, но необязательно. Несколько минут назад мы с вами пели шри кришна-санкиртану. Мы делали это, потому что все собравшиеся здесь — преданные, все стремятся к преданности Кришне. Мы знаем, что санкиртана, кришна-нам — это самое важное, самое благоприятное, поэтому мы пели все вместе с вами.

#00:27:17#

татра сампати-чатуш̣т̣айам̇ парама̄нукӯлам[6]

«Четыре драгоценных качества — величайшие сокровища, благотворные для хари-киртана».

#00:27:34#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[7]

Итак, эти четыре величайших сокровища, необходимые для хари-киртана, следующие: непрестанно славить Господа Хари сможет лишь тот, кто признает себя ничтожнее травинки, кто столь же терпелив, как дерево, кто воздает почтение другим и не ждет его для себя.

#00:28:17#

Чтобы улучшить качества нашей санкиртаны, необходимы эти четыре принципа. Это — основа вайшнавизма. Здесь Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Они очень благотворны, и мы должны принять их».

#00:29:08#

Есть люди, которые любят наставлять о важности четырех регулирующих принципов. Все, что они делают, — лишь говорят о том, что нужно соблюдать четыре регулирующих принципа[8]. Мы также хотим говорить снова и снова об этом, мы также хотим соблюдать их, но [соблюдать] те четыре регулирующих принципа, о которых только что прочитали. Другие [запретительные] регулирующие принципы не имеют прямого отношения к духовной жизни, они просто делают нас людьми. К духовной жизни они не относятся напрямую. Это не мои идеи, это не мои наблюдения, это то, что я лично слышал из лотосоподобных уст нашего Шри Гурудева, в противном случае я бы не делал таких резких, весомых утверждений.

#00:30:36#

Однажды один из моих друзей беседовал со Шрилой Гурудевом: «Шрила Гурудев, вы знаете, у меня есть одна реализация». [Садху Прия Прабху смеется.] И Гурудев, с одной стороны, чтобы раздразнить его, а с другой — чтобы пошутить над ним, сказал: «О, Прабху, у тебя не будет в этой жизни ни единой реализации». Поверьте мне, я здесь не для того, чтобы делиться с вами своими реализациями, это было бы просто тратой времени — и моего, и вашего. То, что я говорю, — правда, я это услышал из лотосоподобных уст нашего Шрилы Гурудева.

#00:32:00#

Мне случалось быть обвиненным в нарушении регулирующих принципов, в том, что я разрушу всю сампрадаю, во множестве вещей. Но мне по большому счету абсолютно все равно, потому что я повторяю нечто, что услышал от высочайшего вайшнава, который когда-либо существовал.

#00:33:12#

Да, мы должны соблюдать четыре регулирующих принципа, но другие регулирующие принципы [данные Шри Чайтаньей Махапрабху]. Как сказал Махапрабху: «Эхо ба̄хйа — это нечто поверхностное. Иди глубже». Четыре принципа, на которые указал Махапрабху, — это нечто действительно необходимое, что действительно должно стать нашей, так сказать, амуницией.

#00:34:07#

Говорится: мы должны быть смиреннее травинки. Если вы будете читать Шрилу Шридхара Махараджа, то увидите, как он, используя цитаты Бхактивинода Тхакура, доказывает, что мы действительно ниже и действительно более незначительны травинки. Травинка клонится в ту сторону, куда дует ветер, она будет податлива ветру независимо от того, будет он для нее благоприятен или нет. Мы же имеем возможность поддаться божественному ветру, который несет нас в божественную обитель, но все равно предпочитаем противиться ему и идем своим путем.

#00:36:05#

Наше «я» не будет сломлено, если мы поддадимся божественному потоку. Это не значит, что мы потеряем свое самоопределение или будем зависимы от консультации психолога. Травинка просто поддается этому ветру, который направляет ее, ей не нужно идти каждый раз к психологу, чтобы он замотивировал ее и объяснил, почему ей действительно нужно наклониться на северо-запад или на восток. Травинка просто следует потоку.

#00:37:44#

Тр̣на̄д апи сунӣчена — это состояние нашего сердца, это даже глубже, чем ум. Тарор апи сахиш̣н̣уна̄ — а дерево никогда не станет протестовать. Даже если вы будете вбивать в него гвозди, оно все равно продолжит давать вам тень, оно также будет давать вам фрукты. Ама̄нина̄ ма̄надена значит не хотеть почтения к себе и оказывать почтение всем. Гурудев переводил ама̄нина̄ так: даже если кто-нибудь недостоин почитания, мы все равно будем почитать его. Тогда кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — мы сможем всегда повторять Святое Имя по-настоящему.

#00:39:51#

Как мы сможем нарушать регулирующие принципы, если мы всегда повторяем Святое Имя? Это невозможно. Если мы будем следовать этому, мы получим все, что нам необходимо.

#00:42:35#

Вопрос по интернету: Не могли бы вы пояснить, что такое терпение и что такое «выказывать почтение другим»?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Например, люди, которым вы раздаете прасад, начинают говорить вам некие оскорбительные вещи, но если вы продолжаете раздавать прасад и, более того, делаете это в правильном, счастливом умонастроении, тогда это будет подлинное терпение, подобное терпению дерева, в которое забивают гвозди.

#00:43:20#

У нас есть один преданный в Сингапуре — Рабиндра Кришна. Он долгое время работал в полиции, [он] не был полицейским, но у него была какая-то работа в институте полиции в Сингапуре. Он рассказывал, что долгое время в Сингапуре существовала практика наказания — удары палкой. К наказуемому был приставлен врач, который следил за тем, чтобы наказуемый всегда был в сознании. Если человек потеряет сознание, его отколошматят палкой, он не прочувствует все наказание в полной мере.

#00:44:51#

Так вот, через подобное наказание проходил Харидас Тхакур. Его били на двадцати двух рыночных площадях снова и снова. Обычно после двух площадей наказуемый расставался с жизнью. Но Харидас Тхакур по неким, совершенно непостижимым для стражников, причинам оставался в живых. Когда они поняли, что он не оставит тело, то взмолились ему: «Пойми, если мы не сможем забить тебя до смерти, то у нас будут очень большие проблемы: мы сами будем убиты». Когда Харидас Тхакур увидел, насколько они напуганы и растеряны, он почувствовал глубокое сострадание к ним. Он сказал: «Не волнуйтесь: сейчас я испущу дух, и вы сможете выкинуть мое тело в Гангу». Итак, он был более терпелив, чем дерево, непостижимо терпелив!

#00:47:36#

По всему миру многие люди пострадали за то, что они были причастны к сознанию Кришны. Но эти люди никогда не стремятся к тому, чтобы те, от кого они пострадали, получили некое отмщение, понесли суровое наказание. Они молятся даже за тех, кто причинил им страдания. Они надеются, что даже эти люди получат милость и смогут соприкоснуться с прекрасным сознанием Кришны.

#00:48:14#

Насколько терпелив был наш Шрила Гурудев! Те, кому он дал больше всего нежности, больше всего любви, предали его. Мы можем видеть пример подлинного терпения повсюду вокруг нас.

#00:50:00#

Манас Кришна Прабху: Означает ли это самопредание, терпение и почтение к другим, что иногда мы не должны заботиться о себе, о своей, так сказать, физической сохранности?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Есть один преданный, наш брат в Боге, который, находясь долгое время в Индии, вернулся в Америку и там распространял книги нашей миссии. Он подвергся суровому нападению со стороны других, так сказать, членов движения «Харе Кришна» из параллельной организации. После того как они его сильно избили, он решил приобрести пистолет для самообороны. Люди, которые его избили, были учениками Тамала Кришны Махараджа.

#00:51:36#

Когда этот преданный вернулся назад в Индию к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа и рассказал ему всю эту историю, он также сказал ему: «С тех пор для своей безопасности я всегда с собой ношу пистолет», на что Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Когда вернешься назад в Америку, пожалуйста, возьми этот пистолет, приди к Тамалу Кришне Махараджу и поднеси его ему. Пусть у него будет возможность сделать с этим пистолетом и тобой все, что ему захочется».

#00:52:18#

Можно представить, насколько шокирован и насколько был застигнут врасплох этот преданный, который рассказывал историю: «Не нужно останавливать или мешать ему. Напротив — вы поможете ему, вы предоставите все необходимое для его устремлений».

#00:53:30#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж был недоволен Гурудевом и хотел ударить его, но не смог сделать это достаточно сильно. Тогда Гурудев подошел чуть ближе, и Шридхар Махарадж спросил: «Почему ты подходишь ближе, я же хотел ударить тебя?» Гурудев ответил: «Вы не знаете, как правильно бить, поэтому мне приходится подходить к вам ближе». После этого Шрила Гурудев даже научил Шрилу Шридхара Махараджа нескольким приемчикам. Но это на самом деле лишний пример, который я привел по собственной инициативе, он никак не относится к обсуждаемой нами теме. Он, скорее, из раздела обмена нежными чувствами между вайшнавами.

#00:55:29#

Харидас Тхакур терпел побои не потому, что в душе лелеял мысли о том, что наступит сладкое время отмщений. Он был сострадателен к тем, кто избивал его, и хотел, чтобы им было наиболее удобно. Харидас Тхакур зовется намачарьей, потому что никто другой не может так удивительно следовать этим четырем принципам.

#00:56:50#

Харидас Тхакур никогда не принимал участие в пирах Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был настолько смирен и настолько скромен, что никогда не решался принять в них участие. Хотя, безусловно, каждый раз он был лично приглашен на все пиры самим Шри Чайтаньей Махапрабху, но всегда стоял поодаль, снаружи и с великим счастьем, упоением наблюдал за тем, как происходит это пиршество преданных.

#00:57:45#

Когда учителя нашей сампрадаи — Шрила Рупа и Санатана Госвами — пришли в Пури и присоединились к Харидасу Тхакуру, они следовали его примеру. Это невероятно прекрасно и удивительно: мы получили связь с этой замечательной сампрадаей!

#00:58:35#

Каждый раз, когда мы приезжали в Пури со Шрилой Гурудевом, он хотя бы раз отправлялся в храм Господа Джаганнатха. Кланяясь Господу Джаганнатху, он молился Ему: «Господь, я здесь, я приехал. Пожалуйста, задействуй меня в служении. Пожалуйста, прими меня». И пока Гурудев был в храме Господа Джаганнатха, мы все ждали его у симха-двары, у ворот храма. Я никогда не был расстроен, обижен тем, что не могу войти в храм Господа Джаганнатха, я всегда был счастлив участвовать в этом даже снаружи.

#01:00:05#

Я не смог зайти в храм Господа Джаганнатха, но Шрила Гурудев заходил туда, и когда Шрила Гурудев кланялся Господу, он в сердце помнил обо всех нас. Почему я должен чувствовать себя, так сказать, ущемленным? Я уже обрел эту высочайшую, прекрасную связь с этой реальностью.

(Шрипад Вайшнав Махарадж (шутит): Если наш дорогой телезритель из Украины доволен ответом, то он всегда может пожертвовать деньги в нашу церковь поддержки вайшнавов. [Смех.] Амия Синдху Прабху: Подробности у Анукришны в скайпе.)

#01:01:33#

[обрыв записи]

Шрипад Вайшнав Махарадж: …из прекрасной реальности, напротив, нас всячески подбадривают и говорят: «Что бы ни случилось, пожалуйста, не теряй связь с этим прекрасным миром».

#01:02:10#

Я не профессиональный лектор. Может быть, я не могу объяснить некие вещи достаточно четко и подробно. Но если мы будем просто собираться вместе и читать об этом замечательном, невероятном сознании Кришны, то мы будем испытывать огромное счастье, потому что сам процесс, само сознание Кришны невероятно радостно. Просто обсуждать сознание Кришны радостно и прекрасно, упоительно.

#01:03:12#

Мне посчастливилось соприкоснуться со многими великими вайшнавами, и я очень часто видел, как они теряли контроль, как они просто погружались в океан, поток восторга и упоения красотой сознания Кришны.

#01:04:18#

У меня была запись, я просил выставить ее на веб-сайт. Может быть, она сейчас там выставлена, может быть, еще нет. В этой записи Шрила Гурудев читает целиком вторую главу Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

#01:05:03#

Эта запись была сделана следующим образом: однажды Гурудев, сидя у себя на веранде, по какой-то причине процитировал одну шлоку из этой главы. Соприкоснувшись с этой шлокой, произнеся ее, он произнес следующую шлоку. И так он не смог остановить этот поток, пока не прочитал наизусть всю главу до конца. В первые же минуты, услышав это, я догадался сбегать к себе в комнату, взять свой старенький кассетный диктофон, принести и положить его перед Шрилой Гурудевом. Так я записал практически полглавы.

#01:06:04#

Когда через какое-то время мы оказались с ним в Навадвипе, я обратился к нему: «Шрила Гурудев, у меня есть запись, где вы читаете половину главы из Мадхья-лилы. Не могли бы вы прочитать теперь еще раз, специально под запись первую часть этой главы, потому что я не смог ее записать в прошлый раз?»

#01:06:43#

Шрила Гурудев согласился. Так я записал первую часть этой главы. Если вы будете слушать эту запись, вы сможете услышать, почувствовать, насколько непостижимо счастлив был Гурудев, произнося эту главу, читая эти шлоки. Где-то посредине записи Шрила Гурудев говорит: «Я хотел процитировать конкретную шлоку, но они все настолько прекрасны, что я читаю одну за другой и не могу остановиться». В промежутках между чтением шлок он говорит невероятно прекрасные вещи.

#01:08:07#

Когда я обратился к нему с просьбой прочитать первую часть главы, он, начиная читать шлоки, очень сильно кашлял, чувствовал себя плохо. Тогда я сказал: «Шрила Гурудев, для меня совершенно необязательно иметь эту запись». Но он даже не услышал мои слова, он не обратил на них никакого внимания — настолько он был уже затянут в процесс, едва начав. Если кто-нибудь хочет послушать эту запись, пожалуйста, дайте знать, мы всегда можем поделиться ей.

#01:09:02#

Это то, ради чего все: ради красоты и сладости сознания Кришны. Нет других причин и другой ценности.

#01:09:52#

Сегодня мы читали утром об обращении Пракашананды Сарасвати в преданного. Махапрабху обратил этого великого ученого-майявади не с помощью неких сложных философских дебатов. Да, Он привел несколько доводов, показывающих, почему философия Шанкарачарьи неверна. Но Он превратил его и всех собравшихся ученых в преданных не с помощью философии, а посредством красоты, смирения и сладости сознания Кришны.

Может быть, есть вопросы?

[Анукришна Деви Даси передает по-английски слова признательности Вайшнаву Махараджу от Харидаси Деви Даси.]

#01:11:09#

Вишакха Деви Даси: Один из наших преданных высказал мнение, что эта зависимость [от преданных] есть нечто материальное и не очень желательна для нас, как бы зависимость от впечатлений [неразборчиво].

#01:14:31#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Привязанность к эмоциям может быть и хорошей, и плохой. Но когда ты находишься в обществе преданных, твои эмоции трансформируются в нечто позитивное. Например, я привязан к эмоциям, которые я испытываю, общаясь с вами. Я счастлив находиться с вами вместе, я счастлив обсуждать сознание Кришны вместе с вами. Возможно, эти эмоции, чувства, которые я испытываю при этом, материальны. Бог с ним, пусть они материальны. Но я во что бы то ни стало сохраню эту привязанность и буду поддерживать ее.

#01:16:01#

Действительно, Гурудев часто говорил об этих двух разных понятиях: emotion и devotion, то есть эмоции и преданность. Он всегда говорил, что мы должны сосредотачиваться на преданности, что это нечто высшее. Но эмоции в общении с преданными — это также нечто очень прекрасное, как в данном случае. Если это связывает вас с преданными, если это заставляет вас чувствовать себя хорошо с преданными, если это заставляет вас снова и снова быть с преданными, то это невероятно прекрасно и невероятно ценное и замечательное чувство. Если бы оно было не только у вас, а у всех, то в наших центрах было бы гораздо больше вдохновленных преданных. В противном случае отчего нам получать радость внутри себя: от того, что мы свободны от чувств, что мы не испытываем никаких эмоций, что мы как роботы?

#01:18:43#

Если удастся, я снова приеду сюда к вам и в следующий раз, и тогда мы сможем прочитать «Рамананда-самваду». «Рамананда-самвада» — это наивозвышеннейший диалог между Махапрабху и Раманандой [Раем]. Этот диалог возвышается над нашими головами, мы никогда не сможем полностью постичь его. Глубоко обсуждать его не следует, но услышать о нем для нас более чем благоприятно. Этот диалог состоит из двух частей. В первой части Махапрабху задает, так сказать, контрольные вопросы Рамананде, и после того как тот отвечает на них правильно, они переходят ко второй части, в которой говорят о науке расы, о том, что такое раса, какова она, какие в ней стадии, кто такая Радха, кто такой Кришна, какие между Ними отношения. Они говорят о самых высочайших вещах.

#01:19:54#

Но до того, как они переходят к этой второй части, Махапрабху задает контрольные вопросы. Он спрашивает: «Какой из людей самый лучший? Какие вещи наиболее замечательные?» И один из таких Его вопросов: «Какая боль, какое страдание самое сильное?» Рамананда Рай ответил: «Я вообще не знаю в этом мире никаких страданий. Но есть одно страдание, которое действительно мучительно: разлука с преданными». Если у вас есть чувство счастья от того, что вы находитесь среди преданных, то невозможно представить, насколько вы удачливы, насколько вам повезло.

#01:21:55#

На начальных стадиях сознания Кришны, на которых мы все находимся, это одно из самых прекрасных, самых ценных чувств, которое может быть у преданного: чувство радости общения с преданными. На последующих стадиях существуют другие, более глубокие и радостные чувства, но на нашем уровне это самое ценное, самое замечательное чувство.

#01:22:27#

сва-джӣвана̄дхикам̇ пра̄ртхйам̇
ш́рӣ-виш̣н̣у-джана-сан̇гатах
виччхедена кш̣ан̣ам̇ ча̄тра
на сукха̄м̇ш́ам̇ лабха̄махе[9]

В «Брихад-бхагаватамрите» говорится, что огромнейшее богатство в этой жизни — это обрести общение с преданными. Без общения с преданными совершенно невозможно, непостижимо продолжать свою жизнь. Я прошу прощения за столь длинный ответ на твой вопрос.

#01:23:34#

Вишакха Деви Даси: Получается, что надо общаться с преданными, открывать сердце, но не со всеми, и эти личности всегда меняются. То есть тот, кто мог не вызывать доверия, буквально через некий промежуток времени может тебе раскрыться?

#01:24:39#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, это действительно так. Сейчас ты можешь получать радость от общения с одним преданным, потом другой преданный откроется для тебя. Все преданные несут в себе сокровища Гурудева, и сейчас ты можешь увидеть это в одном преданном, завтра ты увидишь это в другом преданном, это вполне нормально. Но ты должен понимать, что если сейчас ты не видишь в ком-то этого вдохновения, радости, то это, скорее, связано лишь с тем, что для тебя это не открыто. Не стоит думать, что этот преданный сам по себе плох. Мы никогда не должны думать плохо о других. Если кто-то не приносит нам сейчас радости или не вызывает чувства вдохновения, то это не значит, что он плох. Это значит, что для нас Гурудев в нем еще просто не раскрылся. Нам не стоит оскорблять его, как-то принижать, мы должны относиться к нему со всем почтением.

#01:27:08#

Давайте сегодня закончим. Если у вас будет желание, мы сможем немножко пообщаться завтра с утра. Вылет в 10:45, соответственно, надо выехать где-то в 9:45, чтобы не опоздать.

[Анукришна Деви Даси уточняет у Махараджа время завтрашней лекции. Махарадж подтверждает, что в восемь утра будет удобно.]

Амия Синдху Прабху: Тогда завтра в 8:00 по тайскому времени подключайтесь.

Амия Синдху Прабху: По российскому времени это во сколько будет?

[Кто-то подсказывает: «Пять».]

Амия Синдху Прабху: Да, вот в пять утра, пожалуйста, подключайтесь.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Все, кто смотрит нас по скайпу, получают особое разрешение завтра утром не приходить на лекцию.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Хемалата Деви Даси
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас



1  Шри Шри Прапанна-дживанамритам, 3.1.

2 «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана». Этот стих также приводится в «Лагху-бхагаватамрите» (2.6) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28)).

3 Афоризм перед стихом 3.2 «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».

4 Шри Шикшаштака, 1; Шри Шри Прапанна-дживанамритам, 3.2.

5 Йасма̄т прийа̄прийа-вийога-сам̇йога-джанма-, ш́ока̄гнина̄ сакала-йониш̣у дахйама̄нах̣ / дух̣кхауш̣адхам̇ тад апи дух̣кхам атад-дхийа̄хам̇, бхӯман бхрама̄ми вада ме тава да̄сйа-йогам — «О великий Верховный Господь, то и дело соприкасаясь с источниками удовольствий и страданий, а потом расставаясь с ними, живые существа и на райских, и на адских планетах пребывают в плачевном состоянии, ибо они, словно пламенем, всегда охвачены скорбью. Хотя в материальном мире есть много средств, с помощью которых люди пытаются избавиться от своих бед, эти средства причиняют им еще больше страданий, чем сами беды. Поэтому я думаю, что единственное средство от страданий — служить Тебе. Научи же меня, пожалуйста, как я могу служить Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.17).

6 Афоризм перед стихом 3.3 «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».

7 «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» («Шри Шикшаштакам», 3; «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.3).

8 Речь идет о так называемых запретительных принципах. В «Шримад-Бхагаватам» (1.17.38) сказано: абхйартхитас тада̄ тасмаи, стха̄на̄ни калайе дадау / дйӯтам̇ па̄нам̇ стрийах̣ сӯна̄, йатра̄дхармаш́ чатур-видхах̣ — «В ответ на мольбу олицетворения Кали Парикшит Махарадж позволил ему жить там, где играют в азартные игры, употребляют алкоголь, занимаются проституцией и убивают животных». Таким образом, для тех, кто хочет избавиться от пороков и желает духовно прогрессировать, существуют четыре основных запретительных принципа: воздерживаться от употребления одурманивающих веществ, не употреблять в пищу плоть убиенных животных, не вступать в незаконные сексуальные отношения и не предаваться азартным играм.

9 «Из всего, что нам уготовано в жизни, самым желанным является общение с преданными Господа. Когда же мы разлучаемся с преданным даже на мгновение, счастье покидает нас» («Брихад-бхагаватамрита», 1.5.44; стих приводится в комментарии Шрилы Бхактиведанты Свами в «Шри Чайтанья-чаритамрите» на стих 8.248 Мадхья-лилы).




←  «Божественный звук». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 27 апреля 2008 года | Тамбов ·• Архив новостей •· «Важность общества преданных». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 16 марта 2005 года | Санкт-Петербург  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 240.9 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Шри Кришна-санкиртана — высшее из благоприятного

(7 августа 2011 года, вечерняя лекция. Чиангмай, Таиланд)

    

…предлагают гирлянды, гирлянды всегда влажные. Если я буду без жилетки, то простужусь, поэтому каждое утро Гурудев был в жилетке. Так никто не смог выиграть пять рупий у Шрилы Гурудева.

#00:01:06#

Мы будем читать третью главу «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Кто из вас уже читал эту книгу, пожалуйста, поднимите руку.

Вишакха Деви Даси: Если чуть-чуть читали, считается?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, если даже чуть-чуть читали, можете поднять. Все остальные сегодня будут дисциплинарно избиты после лекции.

#00:03:04#

Это очень важная книга, потому что она посвящена самопреданию, шаранагати. Шаранагати имеет принципиальное значение, потому что только через самопредание мы можем соприкоснуться с Кришной, двигаться по направлению к Кришне. Мы будем сегодня читать третью главу — «Изречения преданных», — где собраны слова преданных, посвященные первой составляющей самопредания, принятию всего благоприятного.

#00:04:09#

[Амия Синдху Прабху: Махарадж просит перевести, что его также после лекции нужно будет наказать за то, что он забывает иногда остановиться для перевода. Поэтому он примет участие в совместном, взаимном избиении.]

#00:04:28#

Шрипад Вайшнав Махарадж:

кр̣ш̣н̣а-ка̄рш̣н̣ага-сад-бхакти-прапаннатва̄нукӯлаке
кр̣тйатва-ниш́чайаш́-ча̄ну-кӯлйа-сан̇калпа учйате[1]

«Чувство острой необходимости сделать все, что помогает служению Кришне и Его преданному, и благотворно настроению самопредания, называется анукульясья-санкалпах — принятие благоприятного».

[Преданный кладет возле Махараджа айфон для записи звука.]

#00:04:58#

Обычное дело: стоит начать лекцию, как люди делают подношения в виде айфонов, других записывающих устройств. Я всегда счастливо принимаю такие дары. [Смех.]

#00:05:15#

Итак, первая шлока в этой главе гласит: следует делать все, что полезно для служения Шри Кришне и Его преданному, следует выполнять все, что ведет к безраздельной преданности. Твердая убежденность в этом называется анукульясья-санкалпах — принятие благоприятного. Итак, здесь описывается то, что благоприятно для служения в преданности. Это мы должны принимать и развивать к этому привязанность (или зависимость, как мы говорили сегодня утром). Невозможно служить Кришне напрямую, поэтому мы принимаем служение преданным Кришны как служение самому Кришне, в противном случае служение Кришне будет невозможным вообще.

#00:06:41

йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха
на ме бхактāш́ ча те джанāх̣
мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс
те ме бхакта-тамā матāх̣[2]

Кришна говорит в этой шлоке: «Любой, кто утверждает, что он — Мой преданный, на самом деле не Мой преданный. Но тот, кто говорит, что он предан Моему преданному, тот действительно Мой преданный».

#00:07:36#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам эва тат пада̄ш́рита̄на̄м̇ парама̄нукӯлам[3]

Эта книга составлена следующим образом: сначала идет сутра (афоризм) Шрилы Шридхара Махараджа, далее — шлока из писаний или из уст преданных, которая выступает как доказательство этой сутры.

#00:09:17#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам эва тат пада̄ш́рита̄на̄м̇ парама̄нукӯлам

«Высшее из благоприятного — шри кришна-санкиртана, совершаемая душами, которые преданы стопам Хари». Нет ничего выше, чем шри кришна-санкиртана, совершаемая обществом преданных. Это самая важная, самая ключевая составляющая, необходимая для духовного прогресса.

#00:10:19#

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам[4]

В доказательство этого изречения Шрила Шридхар Махарадж приводит шлоку Чайтаньи Махапрабху: «Да воссияет победоносно шри кришна-санкиртана в своей непорочной чистоте и славе. Совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит свирепый лесной пожар материального бытия и разливает благодатный лунный свет, под которым расцветает лотос сердца. Это пение — жизнь и душа божественного супружества. И, углубляя океан чистейшей радости, оно каждый миг благоухает совершенным нектаром, омывая и освежая все естество души».

#00:12:00#

Когда мы получаем кришна-нам, Святое Имя Кришны, мы даже не можем оценить, представить, насколько это ценно, насколько могущественно то, что мы получили. В этой шлоке сам Кришна описывает все богатство, всю силу этого Святого Имени. Говорится, что один из первых эффектов Святого Имени — очищение нашего ума и нашего сердца. Это невероятно ценно и важно, потому что мы можем существовать в этом мире, будучи какими-нибудь крутыми математиками, учеными, программистами, но если наше сердце нечисто, если наш ум нечист, тогда мы можем никогда и не увидеть нечто действительно подлинное и важное.

#00:13:35#

Например, в семидесятые, когда сознание Кришны начало распространяться на Западе, считалось, что все примкнувшие к движению сознания Кришны прошли через зомбирование, их мозги были «промыты». В России начинающие преданные сталкивались с очень серьезными проблемами из-за такого общественного мнения: их помещали в психиатрические клиники и так далее. Нам даже сложно представить, как много великих героев в сознании Кришны есть в России. Это люди, которые прошли через невероятные страдания только ради своего права повторять Святое Имя Кришны.

#00:15:20#

Я очень горд и счастлив, что мне выпала возможность встретить некоторых из них во время моих визитов в Россию. Общаясь с ними, я чувствовал гордость и огромное смирение перед их героическими личностями. С какой-то точки зрения мы можем согласиться: да, действительно, члены сознания Кришны проходят через определенное «промывание мозгов», потому что в нашем сознании, в нашем уме так много различных представлений и концепций, которые просто необходимо выкинуть, от которых нас необходимо очистить.

#00:16:29#

Бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ — следующий эффект Святого Имени: Оно гасит всепожирающий огонь материального существования.

Прахлада Махарадж был маленьким мальчиком, ему было всего пять лет, но он сочинил множество прекрасных шлок, прославляющих Шри Нрисимхадева.

#00:17:47#

Когда Сарасвати Тхакур совершал браджа-мандала-парикраму, обход святых мест Вриндавана, с ним также путешествовало большое количество преданных, включая наших Гуру — Шрилу Шридхара Махараджа и Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Все думали, что во время браджа-мандала-парикрамы Сарасвати Тхакур будет говорить о Радхе и Кришне, но всю парикраму Сарасвати Тхакур говорил о Прахладе Махарадже.

#00:18:29#

йасма̄т прийа̄прийа-вийога-сам̇йога-джанма-
ш́ока̄гнина̄ сакала-йониш̣у дахйама̄нах̣…[5]

Итак, что же такое «всепожирающий огонь материального существования»? В своей шлоке пятилетний Прахлада Махарадж объясняет это так: «всепожирающий огонь материального существования» — это постоянная разъединенность желания наслаждаться материальными объектами и самих этих объектов, то есть наши желания неисполнимы. Мы хотим удовлетворить наши желания, но они появляются снова и снова.

#00:19:45#

В материальном мире постоянно случается так, что сначала мы слышим что-нибудь приятное для своего уха, и мы счастливы. Но следом мы слышим что-нибудь неприятное, отрицательное и снова разочаровываемся. Сначала мы слышим: «Я люблю тебя, ты для меня все, я не смогу без тебя жить!» На следующий день мы слышим от этого же человека: «Не звони сюда больше!» Это тот самый «всепожирающий огонь материального существования», и он постоянно сжигает нас.

#00:20:42#

Ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ — благодаря Святому Имени эта луна появляется на небосклоне нашей жизни, и благодатный лунный свет останавливает этот всепожирающий пожар, дает нам покой и радость. Видйа̄-вадху-джӣванам̇ переводится как «суть всех священных писаний», но если вы прочтете комментарий к «Шикшаштакам» Шрилы Шридхара Махараджа, то вы увидите, что он трактует эти слова более глубоко.

#00:22:12#

А̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇ обычно переводится так: «Святое Имя дарует все больше и больше божественного нектара, который вкушает наше сердце». Но Шрила Шридхар Махарадж переводил это так: «Святое Имя позволяет нам все глубже и глубже ценить экстаз и красоту Святого Имени, вкушать все больше этого нектара».

#00:23:25#

Из опыта материальной жизни мы знаем, что наша возможность наслаждаться, наша возможность «вкушать» некие блага со временем уменьшается. У меня восемь детей — четыре сына и четыре дочери. Всего несколько лет назад, если мои дети отправлялись играть в баскетбол и не брали меня с собой, я был крайне разочарован. Если они уходили, не сказав мне, что идут играть в баскетбол, я был просто подавлен. Теперь я знаю, что если я избежал необходимости играть в баскетбол, то мне очень повезло. Это происходит потому, что наши способности, наши возможности постоянно уменьшаются.

#00:25:27#

Шрила Гурудев говорил, что его возможности также с каждым днем уменьшаются. Для нас это было совершенно непостижимо, было невозможно принять такие слова Гурудева о себе. Но, действительно, с годами, чтобы вспомнить тысячи шлок, которые раньше появлялись в его сознании, ему требовалось чуть больше времени.

#00:25:55#

…сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Для воспевания святых имен даже необязательно идти на улицу. Это здорово, это хорошо, но необязательно. Несколько минут назад мы с вами пели шри кришна-санкиртану. Мы делали это, потому что все собравшиеся здесь — преданные, все стремятся к преданности Кришне. Мы знаем, что санкиртана, кришна-нам — это самое важное, самое благоприятное, поэтому мы пели все вместе с вами.

#00:27:17#

татра сампати-чатуш̣т̣айам̇ парама̄нукӯлам[6]

«Четыре драгоценных качества — величайшие сокровища, благотворные для хари-киртана».

#00:27:34#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[7]

Итак, эти четыре величайших сокровища, необходимые для хари-киртана, следующие: непрестанно славить Господа Хари сможет лишь тот, кто признает себя ничтожнее травинки, кто столь же терпелив, как дерево, кто воздает почтение другим и не ждет его для себя.

#00:28:17#

Чтобы улучшить качества нашей санкиртаны, необходимы эти четыре принципа. Это — основа вайшнавизма. Здесь Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Они очень благотворны, и мы должны принять их».

#00:29:08#

Есть люди, которые любят наставлять о важности четырех регулирующих принципов. Все, что они делают, — лишь говорят о том, что нужно соблюдать четыре регулирующих принципа[8]. Мы также хотим говорить снова и снова об этом, мы также хотим соблюдать их, но [соблюдать] те четыре регулирующих принципа, о которых только что прочитали. Другие [запретительные] регулирующие принципы не имеют прямого отношения к духовной жизни, они просто делают нас людьми. К духовной жизни они не относятся напрямую. Это не мои идеи, это не мои наблюдения, это то, что я лично слышал из лотосоподобных уст нашего Шри Гурудева, в противном случае я бы не делал таких резких, весомых утверждений.

#00:30:36#

Однажды один из моих друзей беседовал со Шрилой Гурудевом: «Шрила Гурудев, вы знаете, у меня есть одна реализация». [Садху Прия Прабху смеется.] И Гурудев, с одной стороны, чтобы раздразнить его, а с другой — чтобы пошутить над ним, сказал: «О, Прабху, у тебя не будет в этой жизни ни единой реализации». Поверьте мне, я здесь не для того, чтобы делиться с вами своими реализациями, это было бы просто тратой времени — и моего, и вашего. То, что я говорю, — правда, я это услышал из лотосоподобных уст нашего Шрилы Гурудева.

#00:32:00#

Мне случалось быть обвиненным в нарушении регулирующих принципов, в том, что я разрушу всю сампрадаю, во множестве вещей. Но мне по большому счету абсолютно все равно, потому что я повторяю нечто, что услышал от высочайшего вайшнава, который когда-либо существовал.

#00:33:12#

Да, мы должны соблюдать четыре регулирующих принципа, но другие регулирующие принципы [данные Шри Чайтаньей Махапрабху]. Как сказал Махапрабху: «Эхо ба̄хйа — это нечто поверхностное. Иди глубже». Четыре принципа, на которые указал Махапрабху, — это нечто действительно необходимое, что действительно должно стать нашей, так сказать, амуницией.

#00:34:07#

Говорится: мы должны быть смиреннее травинки. Если вы будете читать Шрилу Шридхара Махараджа, то увидите, как он, используя цитаты Бхактивинода Тхакура, доказывает, что мы действительно ниже и действительно более незначительны травинки. Травинка клонится в ту сторону, куда дует ветер, она будет податлива ветру независимо от того, будет он для нее благоприятен или нет. Мы же имеем возможность поддаться божественному ветру, который несет нас в божественную обитель, но все равно предпочитаем противиться ему и идем своим путем.

#00:36:05#

Наше «я» не будет сломлено, если мы поддадимся божественному потоку. Это не значит, что мы потеряем свое самоопределение или будем зависимы от консультации психолога. Травинка просто поддается этому ветру, который направляет ее, ей не нужно идти каждый раз к психологу, чтобы он замотивировал ее и объяснил, почему ей действительно нужно наклониться на северо-запад или на восток. Травинка просто следует потоку.

#00:37:44#

Тр̣на̄д апи сунӣчена — это состояние нашего сердца, это даже глубже, чем ум. Тарор апи сахиш̣н̣уна̄ — а дерево никогда не станет протестовать. Даже если вы будете вбивать в него гвозди, оно все равно продолжит давать вам тень, оно также будет давать вам фрукты. Ама̄нина̄ ма̄надена значит не хотеть почтения к себе и оказывать почтение всем. Гурудев переводил ама̄нина̄ так: даже если кто-нибудь недостоин почитания, мы все равно будем почитать его. Тогда кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — мы сможем всегда повторять Святое Имя по-настоящему.

#00:39:51#

Как мы сможем нарушать регулирующие принципы, если мы всегда повторяем Святое Имя? Это невозможно. Если мы будем следовать этому, мы получим все, что нам необходимо.

#00:42:35#

Вопрос по интернету: Не могли бы вы пояснить, что такое терпение и что такое «выказывать почтение другим»?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Например, люди, которым вы раздаете прасад, начинают говорить вам некие оскорбительные вещи, но если вы продолжаете раздавать прасад и, более того, делаете это в правильном, счастливом умонастроении, тогда это будет подлинное терпение, подобное терпению дерева, в которое забивают гвозди.

#00:43:20#

У нас есть один преданный в Сингапуре — Рабиндра Кришна. Он долгое время работал в полиции, [он] не был полицейским, но у него была какая-то работа в институте полиции в Сингапуре. Он рассказывал, что долгое время в Сингапуре существовала практика наказания — удары палкой. К наказуемому был приставлен врач, который следил за тем, чтобы наказуемый всегда был в сознании. Если человек потеряет сознание, его отколошматят палкой, он не прочувствует все наказание в полной мере.

#00:44:51#

Так вот, через подобное наказание проходил Харидас Тхакур. Его били на двадцати двух рыночных площадях снова и снова. Обычно после двух площадей наказуемый расставался с жизнью. Но Харидас Тхакур по неким, совершенно непостижимым для стражников, причинам оставался в живых. Когда они поняли, что он не оставит тело, то взмолились ему: «Пойми, если мы не сможем забить тебя до смерти, то у нас будут очень большие проблемы: мы сами будем убиты». Когда Харидас Тхакур увидел, насколько они напуганы и растеряны, он почувствовал глубокое сострадание к ним. Он сказал: «Не волнуйтесь: сейчас я испущу дух, и вы сможете выкинуть мое тело в Гангу». Итак, он был более терпелив, чем дерево, непостижимо терпелив!

#00:47:36#

По всему миру многие люди пострадали за то, что они были причастны к сознанию Кришны. Но эти люди никогда не стремятся к тому, чтобы те, от кого они пострадали, получили некое отмщение, понесли суровое наказание. Они молятся даже за тех, кто причинил им страдания. Они надеются, что даже эти люди получат милость и смогут соприкоснуться с прекрасным сознанием Кришны.

#00:48:14#

Насколько терпелив был наш Шрила Гурудев! Те, кому он дал больше всего нежности, больше всего любви, предали его. Мы можем видеть пример подлинного терпения повсюду вокруг нас.

#00:50:00#

Манас Кришна Прабху: Означает ли это самопредание, терпение и почтение к другим, что иногда мы не должны заботиться о себе, о своей, так сказать, физической сохранности?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Есть один преданный, наш брат в Боге, который, находясь долгое время в Индии, вернулся в Америку и там распространял книги нашей миссии. Он подвергся суровому нападению со стороны других, так сказать, членов движения «Харе Кришна» из параллельной организации. После того как они его сильно избили, он решил приобрести пистолет для самообороны. Люди, которые его избили, были учениками Тамала Кришны Махараджа.

#00:51:36#

Когда этот преданный вернулся назад в Индию к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара Махараджа и рассказал ему всю эту историю, он также сказал ему: «С тех пор для своей безопасности я всегда с собой ношу пистолет», на что Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Когда вернешься назад в Америку, пожалуйста, возьми этот пистолет, приди к Тамалу Кришне Махараджу и поднеси его ему. Пусть у него будет возможность сделать с этим пистолетом и тобой все, что ему захочется».

#00:52:18#

Можно представить, насколько шокирован и насколько был застигнут врасплох этот преданный, который рассказывал историю: «Не нужно останавливать или мешать ему. Напротив — вы поможете ему, вы предоставите все необходимое для его устремлений».

#00:53:30#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж был недоволен Гурудевом и хотел ударить его, но не смог сделать это достаточно сильно. Тогда Гурудев подошел чуть ближе, и Шридхар Махарадж спросил: «Почему ты подходишь ближе, я же хотел ударить тебя?» Гурудев ответил: «Вы не знаете, как правильно бить, поэтому мне приходится подходить к вам ближе». После этого Шрила Гурудев даже научил Шрилу Шридхара Махараджа нескольким приемчикам. Но это на самом деле лишний пример, который я привел по собственной инициативе, он никак не относится к обсуждаемой нами теме. Он, скорее, из раздела обмена нежными чувствами между вайшнавами.

#00:55:29#

Харидас Тхакур терпел побои не потому, что в душе лелеял мысли о том, что наступит сладкое время отмщений. Он был сострадателен к тем, кто избивал его, и хотел, чтобы им было наиболее удобно. Харидас Тхакур зовется намачарьей, потому что никто другой не может так удивительно следовать этим четырем принципам.

#00:56:50#

Харидас Тхакур никогда не принимал участие в пирах Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был настолько смирен и настолько скромен, что никогда не решался принять в них участие. Хотя, безусловно, каждый раз он был лично приглашен на все пиры самим Шри Чайтаньей Махапрабху, но всегда стоял поодаль, снаружи и с великим счастьем, упоением наблюдал за тем, как происходит это пиршество преданных.

#00:57:45#

Когда учителя нашей сампрадаи — Шрила Рупа и Санатана Госвами — пришли в Пури и присоединились к Харидасу Тхакуру, они следовали его примеру. Это невероятно прекрасно и удивительно: мы получили связь с этой замечательной сампрадаей!

#00:58:35#

Каждый раз, когда мы приезжали в Пури со Шрилой Гурудевом, он хотя бы раз отправлялся в храм Господа Джаганнатха. Кланяясь Господу Джаганнатху, он молился Ему: «Господь, я здесь, я приехал. Пожалуйста, задействуй меня в служении. Пожалуйста, прими меня». И пока Гурудев был в храме Господа Джаганнатха, мы все ждали его у симха-двары, у ворот храма. Я никогда не был расстроен, обижен тем, что не могу войти в храм Господа Джаганнатха, я всегда был счастлив участвовать в этом даже снаружи.

#01:00:05#

Я не смог зайти в храм Господа Джаганнатха, но Шрила Гурудев заходил туда, и когда Шрила Гурудев кланялся Господу, он в сердце помнил обо всех нас. Почему я должен чувствовать себя, так сказать, ущемленным? Я уже обрел эту высочайшую, прекрасную связь с этой реальностью.

(Шрипад Вайшнав Махарадж (шутит): Если наш дорогой телезритель из Украины доволен ответом, то он всегда может пожертвовать деньги в нашу церковь поддержки вайшнавов. [Смех.] Амия Синдху Прабху: Подробности у Анукришны в скайпе.)

#01:01:33#

[обрыв записи]

Шрипад Вайшнав Махарадж: …из прекрасной реальности, напротив, нас всячески подбадривают и говорят: «Что бы ни случилось, пожалуйста, не теряй связь с этим прекрасным миром».

#01:02:10#

Я не профессиональный лектор. Может быть, я не могу объяснить некие вещи достаточно четко и подробно. Но если мы будем просто собираться вместе и читать об этом замечательном, невероятном сознании Кришны, то мы будем испытывать огромное счастье, потому что сам процесс, само сознание Кришны невероятно радостно. Просто обсуждать сознание Кришны радостно и прекрасно, упоительно.

#01:03:12#

Мне посчастливилось соприкоснуться со многими великими вайшнавами, и я очень часто видел, как они теряли контроль, как они просто погружались в океан, поток восторга и упоения красотой сознания Кришны.

#01:04:18#

У меня была запись, я просил выставить ее на веб-сайт. Может быть, она сейчас там выставлена, может быть, еще нет. В этой записи Шрила Гурудев читает целиком вторую главу Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

#01:05:03#

Эта запись была сделана следующим образом: однажды Гурудев, сидя у себя на веранде, по какой-то причине процитировал одну шлоку из этой главы. Соприкоснувшись с этой шлокой, произнеся ее, он произнес следующую шлоку. И так он не смог остановить этот поток, пока не прочитал наизусть всю главу до конца. В первые же минуты, услышав это, я догадался сбегать к себе в комнату, взять свой старенький кассетный диктофон, принести и положить его перед Шрилой Гурудевом. Так я записал практически полглавы.

#01:06:04#

Когда через какое-то время мы оказались с ним в Навадвипе, я обратился к нему: «Шрила Гурудев, у меня есть запись, где вы читаете половину главы из Мадхья-лилы. Не могли бы вы прочитать теперь еще раз, специально под запись первую часть этой главы, потому что я не смог ее записать в прошлый раз?»

#01:06:43#

Шрила Гурудев согласился. Так я записал первую часть этой главы. Если вы будете слушать эту запись, вы сможете услышать, почувствовать, насколько непостижимо счастлив был Гурудев, произнося эту главу, читая эти шлоки. Где-то посредине записи Шрила Гурудев говорит: «Я хотел процитировать конкретную шлоку, но они все настолько прекрасны, что я читаю одну за другой и не могу остановиться». В промежутках между чтением шлок он говорит невероятно прекрасные вещи.

#01:08:07#

Когда я обратился к нему с просьбой прочитать первую часть главы, он, начиная читать шлоки, очень сильно кашлял, чувствовал себя плохо. Тогда я сказал: «Шрила Гурудев, для меня совершенно необязательно иметь эту запись». Но он даже не услышал мои слова, он не обратил на них никакого внимания — настолько он был уже затянут в процесс, едва начав. Если кто-нибудь хочет послушать эту запись, пожалуйста, дайте знать, мы всегда можем поделиться ей.

#01:09:02#

Это то, ради чего все: ради красоты и сладости сознания Кришны. Нет других причин и другой ценности.

#01:09:52#

Сегодня мы читали утром об обращении Пракашананды Сарасвати в преданного. Махапрабху обратил этого великого ученого-майявади не с помощью неких сложных философских дебатов. Да, Он привел несколько доводов, показывающих, почему философия Шанкарачарьи неверна. Но Он превратил его и всех собравшихся ученых в преданных не с помощью философии, а посредством красоты, смирения и сладости сознания Кришны.

Может быть, есть вопросы?

[Анукришна Деви Даси передает по-английски слова признательности Вайшнаву Махараджу от Харидаси Деви Даси.]

#01:11:09#

Вишакха Деви Даси: Один из наших преданных высказал мнение, что эта зависимость [от преданных] есть нечто материальное и не очень желательна для нас, как бы зависимость от впечатлений [неразборчиво].

#01:14:31#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Привязанность к эмоциям может быть и хорошей, и плохой. Но когда ты находишься в обществе преданных, твои эмоции трансформируются в нечто позитивное. Например, я привязан к эмоциям, которые я испытываю, общаясь с вами. Я счастлив находиться с вами вместе, я счастлив обсуждать сознание Кришны вместе с вами. Возможно, эти эмоции, чувства, которые я испытываю при этом, материальны. Бог с ним, пусть они материальны. Но я во что бы то ни стало сохраню эту привязанность и буду поддерживать ее.

#01:16:01#

Действительно, Гурудев часто говорил об этих двух разных понятиях: emotion и devotion, то есть эмоции и преданность. Он всегда говорил, что мы должны сосредотачиваться на преданности, что это нечто высшее. Но эмоции в общении с преданными — это также нечто очень прекрасное, как в данном случае. Если это связывает вас с преданными, если это заставляет вас чувствовать себя хорошо с преданными, если это заставляет вас снова и снова быть с преданными, то это невероятно прекрасно и невероятно ценное и замечательное чувство. Если бы оно было не только у вас, а у всех, то в наших центрах было бы гораздо больше вдохновленных преданных. В противном случае отчего нам получать радость внутри себя: от того, что мы свободны от чувств, что мы не испытываем никаких эмоций, что мы как роботы?

#01:18:43#

Если удастся, я снова приеду сюда к вам и в следующий раз, и тогда мы сможем прочитать «Рамананда-самваду». «Рамананда-самвада» — это наивозвышеннейший диалог между Махапрабху и Раманандой [Раем]. Этот диалог возвышается над нашими головами, мы никогда не сможем полностью постичь его. Глубоко обсуждать его не следует, но услышать о нем для нас более чем благоприятно. Этот диалог состоит из двух частей. В первой части Махапрабху задает, так сказать, контрольные вопросы Рамананде, и после того как тот отвечает на них правильно, они переходят ко второй части, в которой говорят о науке расы, о том, что такое раса, какова она, какие в ней стадии, кто такая Радха, кто такой Кришна, какие между Ними отношения. Они говорят о самых высочайших вещах.

#01:19:54#

Но до того, как они переходят к этой второй части, Махапрабху задает контрольные вопросы. Он спрашивает: «Какой из людей самый лучший? Какие вещи наиболее замечательные?» И один из таких Его вопросов: «Какая боль, какое страдание самое сильное?» Рамананда Рай ответил: «Я вообще не знаю в этом мире никаких страданий. Но есть одно страдание, которое действительно мучительно: разлука с преданными». Если у вас есть чувство счастья от того, что вы находитесь среди преданных, то невозможно представить, насколько вы удачливы, насколько вам повезло.

#01:21:55#

На начальных стадиях сознания Кришны, на которых мы все находимся, это одно из самых прекрасных, самых ценных чувств, которое может быть у преданного: чувство радости общения с преданными. На последующих стадиях существуют другие, более глубокие и радостные чувства, но на нашем уровне это самое ценное, самое замечательное чувство.

#01:22:27#

сва-джӣвана̄дхикам̇ пра̄ртхйам̇
ш́рӣ-виш̣н̣у-джана-сан̇гатах
виччхедена кш̣ан̣ам̇ ча̄тра
на сукха̄м̇ш́ам̇ лабха̄махе[9]

В «Брихад-бхагаватамрите» говорится, что огромнейшее богатство в этой жизни — это обрести общение с преданными. Без общения с преданными совершенно невозможно, непостижимо продолжать свою жизнь. Я прошу прощения за столь длинный ответ на твой вопрос.

#01:23:34#

Вишакха Деви Даси: Получается, что надо общаться с преданными, открывать сердце, но не со всеми, и эти личности всегда меняются. То есть тот, кто мог не вызывать доверия, буквально через некий промежуток времени может тебе раскрыться?

#01:24:39#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, это действительно так. Сейчас ты можешь получать радость от общения с одним преданным, потом другой преданный откроется для тебя. Все преданные несут в себе сокровища Гурудева, и сейчас ты можешь увидеть это в одном преданном, завтра ты увидишь это в другом преданном, это вполне нормально. Но ты должен понимать, что если сейчас ты не видишь в ком-то этого вдохновения, радости, то это, скорее, связано лишь с тем, что для тебя это не открыто. Не стоит думать, что этот преданный сам по себе плох. Мы никогда не должны думать плохо о других. Если кто-то не приносит нам сейчас радости или не вызывает чувства вдохновения, то это не значит, что он плох. Это значит, что для нас Гурудев в нем еще просто не раскрылся. Нам не стоит оскорблять его, как-то принижать, мы должны относиться к нему со всем почтением.

#01:27:08#

Давайте сегодня закончим. Если у вас будет желание, мы сможем немножко пообщаться завтра с утра. Вылет в 10:45, соответственно, надо выехать где-то в 9:45, чтобы не опоздать.

[Анукришна Деви Даси уточняет у Махараджа время завтрашней лекции. Махарадж подтверждает, что в восемь утра будет удобно.]

Амия Синдху Прабху: Тогда завтра в 8:00 по тайскому времени подключайтесь.

Амия Синдху Прабху: По российскому времени это во сколько будет?

[Кто-то подсказывает: «Пять».]

Амия Синдху Прабху: Да, вот в пять утра, пожалуйста, подключайтесь.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Все, кто смотрит нас по скайпу, получают особое разрешение завтра утром не приходить на лекцию.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Хемалата Деви Даси
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас



[1] Шри Шри Прапанна-дживанамритам, 3.1.

[2] «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана». Этот стих также приводится в «Лагху-бхагаватамрите» (2.6) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28)).

[3] Афоризм перед стихом 3.2 «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».

[4] Шри Шикшаштака, 1; Шри Шри Прапанна-дживанамритам, 3.2.

[5] Йасма̄т прийа̄прийа-вийога-сам̇йога-джанма-, ш́ока̄гнина̄ сакала-йониш̣у дахйама̄нах̣ / дух̣кхауш̣адхам̇ тад апи дух̣кхам атад-дхийа̄хам̇, бхӯман бхрама̄ми вада ме тава да̄сйа-йогам — «О великий Верховный Господь, то и дело соприкасаясь с источниками удовольствий и страданий, а потом расставаясь с ними, живые существа и на райских, и на адских планетах пребывают в плачевном состоянии, ибо они, словно пламенем, всегда охвачены скорбью. Хотя в материальном мире есть много средств, с помощью которых люди пытаются избавиться от своих бед, эти средства причиняют им еще больше страданий, чем сами беды. Поэтому я думаю, что единственное средство от страданий — служить Тебе. Научи же меня, пожалуйста, как я могу служить Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.17).

[6] Афоризм перед стихом 3.3 «Шри Шри Прапанна-дживанамритам».

[7] «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» («Шри Шикшаштакам», 3; «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.3).

[8] Речь идет о так называемых запретительных принципах. В «Шримад-Бхагаватам» (1.17.38) сказано: абхйартхитас тада̄ тасмаи, стха̄на̄ни калайе дадау / дйӯтам̇ па̄нам̇ стрийах̣ сӯна̄, йатра̄дхармаш́ чатур-видхах̣ — «В ответ на мольбу олицетворения Кали Парикшит Махарадж позволил ему жить там, где играют в азартные игры, употребляют алкоголь, занимаются проституцией и убивают животных». Таким образом, для тех, кто хочет избавиться от пороков и желает духовно прогрессировать, существуют четыре основных запретительных принципа: воздерживаться от употребления одурманивающих веществ, не употреблять в пищу плоть убиенных животных, не вступать в незаконные сексуальные отношения и не предаваться азартным играм.

[9] «Из всего, что нам уготовано в жизни, самым желанным является общение с преданными Господа. Когда же мы разлучаемся с преданным даже на мгновение, счастье покидает нас» («Брихад-бхагаватамрита», 1.5.44; стих приводится в комментарии Шрилы Бхактиведанты Свами в «Шри Чайтанья-чаритамрите» на стих 8.248 Мадхья-лилы).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования