Шаг к Абсолюту. Глава первая

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию книги, которую наш брат, Бхуван Сундар Прабху, составил на основе лекций Шрипада Б.С. Госвами Махараджа и книг наших ачарьев.

Введение


У каждого человека однажды в жизни наступает момент, когда он начинает осознавать свое место в окружающем мире. Выйдя из-под родительского крыла, он вдруг открывает для себя, что перед ним лежит огромный мир, который ему неизвестен. До сих пор он был под опекой семьи и имел ограниченный круг общения, но теперь перед ним открывается океан, в котором он всего лишь песчинка. Теперь он должен идти по жизни самостоятельно, строя отношения с ним один на один. Свои поступки он будет совершать на основе свободного выбора, руководствуясь накопленным опытом, и результаты их будут не всегда предсказуемы. Когда неудачи последуют одна за другой, возникнет ощущение, что предпринимаемые действия не совпадают с каким-то невидимым потоком, который движется в опреленном направлении.
Где найти правильный ориентир, как избежать ошибок и обрести твердую почву под ногами? Как узнать, какие силы взаимодействуют, чтобы правильно ориентироваться в происходящем? Чтобы дать ответы на эти вопросы, прежнего накопленного опыта уже недостаточно. Нужны фундаментальные знания о природе вещей. Они не лежат на поверхности и недоступны простому обывателю. Это знание надмирное. Его можно обрести только по милости свыше. Чувство безысходности рождает в человеке мольбу о помощи. В ответ на эту мольбу в его сердце просыпается голос и начинает вести его по жизни. Этот голос еще слаб, человек то слышит, то не слышит его, часто теряется в догадках и движется в разных направлениях. Но, тем не менее, шаг за шагом он приближается к заветной цели. Успех его поиска зависит от чистоты и искренности его устремлений. Его ведёт внутреннее чутье и, как лакмусовая бумажка, определяет: «Это не то, это не то, а вот это стоит попробовать». Рано или поздно наступает момент, когда внутренний поводырь приводит его к стопам Духовного Учителя, чтобы услышать истину из первых уст. Это и является первым шагом к Абсолюту.

Пролог

…Когда мне было 16 лет, я жил недалеко от города. Темными ноябрьскими ночами, когда земля покрывалась первым снегом, а мороз слегка сковывал водоемы, я жадно всматривался в безграничное звездное небо, которое будоражило мое воображение. «Где тот центр, вокруг которого вертится всё в этом мире? - думал я, и мой взгляд непроизвольно устремлялся в сторону созвездия Большой Медведицы. «Каждый человек рождается под какой-либо звездой. Пусть эта третья от края станет моей путеводной звездой. К ней я вознесу свои молитвы». Склонив голову и с трудом подбирая слова, я искренне молился: «Мой Господин! Я не знаю, кто Ты и, где Ты, но будь моим Хранителем! Мир так велик, а я так мал. Мне так нужна твоя помощь и защита. Прими мою душу и стань моим Покровителем». Я не услышал грома среди ночного неба, но неожиданно в моей голове сами собой потекли мысли: «Что ты хочешь в этом мире? Богатства? Могущества? Славы? Знания?» По своей молодости я размышлял просто и бесхитростно: «Быть богатым хорошо, но богатство можно отнять силой. Быть сильным - лучше. Но сила бесполезна, если о ней никто не знает. Силе нужна слава. В этом мире слава у того, кто богат и силен. Но… к чему все это, если не знаешь, что случится в следующий миг. В одно мгновение можно лишиться и богатства, и силы и славы. Лишь тот, кто знает Истину, находится на верном пути. Мой Повелитель, я хочу знать Истину!» Я обратил свой взор в бесконечность, но не услышал ответа. Прошло много лет, которые я провел в поиске. Кто-то вел меня по жизни, направляя в нужную сторону, храня и оберегая от опасностей. Я с жадностью впитывал знания, читая и перечитывая множество книг, но постепенно стал ощущать, что это знание сухо. В нём нет радости, счастья и упоения. Много позже, вспоминая об этом эпизоде своей молодости, я все чаще ловил себя на мысли, что тогда мне надо было попросить себе немного любви и счастья.

Лекция

Как-то раз на мои глаза попалось объявление, где говорилось, что один странствующий индийский монах дает лекцию в храме на окраине города. До этого времени я не особо интересовался чем-то индийским, но на этот раз мое любопытство одержало верх. В тот вечер таких, как я, собралось несколько десятков человек. Это были в основном молодые люди и немного людей старшего поколения. Все находились в приподнятом настроении и в ожидании чего-то необычного. В зал вошел невысокий и худощавый человек в очках, поднял глаза и внимательно осмотрел всех присутствующих. В его взгляде чувствовалась сила и уверенность, а на лице сияла загадочная улыбка. Речь его была эмоциональная и проникновенная: «Я рад видеть вас среди присутствующих в этом зале. Почему вы здесь, а остальные там? - и он показал в сторону мегаполиса. - Потому что вы не хотите больше жить так, как живут они. Свободу для чувств они воспринимают как животный инстинкт, но вы пережили этот опыт в прошлых жизнях, и вас это больше не интересует. Вы поднялись над властью чувств и находитесь в поиске чего-то более ценного и совершенного, чем простая способность есть, спать, размножаться и защищаться. Было бы величайшей глупостью полагать, - он окинул взглядом всех присутствующих в зале и с улыбкой продолжал, - что Господь создал этот мир для наслаждения тех, кто забыл о нем, и страдания тех, кто о нем помнит. Это было бы в высшей степени несправедливо. В действиях Господа есть скрытый смысл, который открывается тем, кто обладает духовным зрением. Если бы в прежних жизнях вы не приобрели хотя бы каплю духовных заслуг перед Богом, вас бы здесь не было. Это духовное богатство толкает человека на поиск смысла жизни и приводит его в общество вайшнавов, которые являются носителями трансцендентного знания. Они являются связующим звеном между нашим и духовным миром. Если бы не вайшнавы, то не существовало бы самого понятия «Бог» и «духовный мир». Через них Господь дает нам личное руководство, как вырваться из материального плена и достичь его обители. Для этого не надо строить космические корабли. Достаточно изменить наше сознание. Когда оно меняется, начинается переход от сознания «двуногого животного» к сознанию духовного человека.

Кто я?

Первым признаком такого перехода является желание получить ответ на вопрос: «Кто я?» Ответ на этот вопрос крайне важен, так как от того, кем мы себя считаем, в дальнейшем будет зависеть развитие нашего сознания. Если мы считаем себя телом, то привязываемся к тленной материи, если душой – восстанавливаем неразрывную связь с Богом. Материализм утверждает, что мы есть тело, а сознание – ум, разум - являются продуктами мозга. Но разве может камень породить сознание, тень дать свет, а болезнь - здоровье! В этой концепции Бога нет, а душа отвергается. Всевышний свергается со своего законного пьедестала, а человек с его животными инстинктами водружается на его место и объявляется венцом творения. Свое сознание он развивает собственными усилиями, двигаясь снизу вверх, без участия Бога. Получается, что внешнее - форма, порождает внутреннее – сознание. Человек предстает в виде биологического существа, лишенного духовной опоры. Сознание человека привязывается к материи и постепенно деградирует. Теистическая концепция утверждает, что мы есть души, и являемся неотъемлемыми частицами Бога. Душа не исчезла, а лишь покрылась различными материальными оболочками. Тонкими – в виде ложных представлений о природе реальности и грубыми – в виде материального тела. С течением времени, проведя бесконечное количество жизней во вселенной, мы забыли о своей истинной духовной природе – быть частью Абсолютного Целого и его слугами. Нам надо очистить сознание и восстановить связь с Богом. Как только это произойдет, перед нашим взором откроется духовный мир, который является нашим домом. Ученые все время пытаются найти ответ, что является первоисточником бытия. Они ищут начало, из которого всё исходит, благодаря которому все поддерживается, и в котором всё завершает своё существование. Но ведические писания утверждают, что этим «нечто» является сфера сознания. Сознание является изначальной субстанцией, а материя, подобно айсбергу, плавает на поверхности океана сознания. Этот айсберг представляется огромным, если на него смотреть из нашего нынешнего земного положения, но если его рассматривать с точки зрения океана сознания, он кажется всего лишь пылинкой по своим размерам.


Сат, чит, ананда

Основой бытия, которому подчинено всё сущее, являются три начала: сат – вечное бытие (я есть, я существую), чит – сознание (я знаю о своём существовании) и анандам – наслаждение (я хочу быть счастливым). Суть существования не только в том, чтобы просто быть или даже сознавать это, но и быть счастливым. Зачем узнику жизнь, если в ней нет радости и счастья! Для материалистов сфера сознания незначительна и не стоит внимания. В их представлении значение этих реалий перевернуто с ног на голову, и, кажется, что число тех, кто имеет право на счастье, ограничено лишь узким кругом избранных на планете Земля. Эти счастливчики, по их мнению, являются плодом развития сознания из огромного «океана грязи и пены» - материи, неживого начала, наполняющего космос. В их представлении, сознание по сравнению с материей занимает мизерное положение, а количество живых существ, способных переживать счастье, и того меньше. Создаётся иллюзия, что «сат», бытие, является наиболее обширным началом, а «анандам», наслаждение – удел лишь немногих. Ученые, исследуя тысячи галактик, пытаются найти присутствие сознания хотя бы в одной из них, но, действуя материальными методами, не могут достичь успеха. Духовное мышление прямо противоположно материалистическому взгляду на природу вещей.

Источник

Ведические Писания утверждают, что Абсолютное Существо, известное, как Говинда, Кришна, является источником всего сущего. Основа Безграничного Бытия обозначается санскритским понятием расы. Раса - изначальная и первозданная субстанция. В ней такое начало, как «анандам», наслаждение, является самой обширной, первозданной и фундаментальной реальностью. Даже сознание по сравнению с анандой – нечто узкое, ограниченное и малоценное. Оно само ищет состояния полноты и реализации себя посредством блаженства, а материальное существование предстаёт как нечто третьесортное и второстепенное.
Шри Кришна описывается как Личность, вмещающая в себя всё бытие, сознание и блаженство. Его природа выражается словами акхила расамрита муртих – "океан экстатической радости", и Он - живое олицетворение этого океана. Бог – не гермафродит. Кришна не совершает свои игры в одиночестве. В них присутствует дополняющее начало, Женское проявление Абсолюта. Её имя - Шримати Радхарани. Имя и природа Её в Писаниях прямо не открываются, но Радха и Кришна, Энергия и Источник образуют единую, неделимую Абсолютную Реальность, которая предстаёт как Высший Наслаждающийся и Высший Слуга. Природа духовного мира чиста и соткана из сознания жертвенности. Высшее наслаждение испытывает не тот, кто принимает, а тот, кто жертвует. Чистота определяется степенью жертвенности. В состязании, движимом духом жертвенности, нет потерь. Природа жертвенности неуязвима. Она - бессмертие и блаженство. В Кришна-лиле царит гармония. Когда Кришна удовлетворён, все остальные также удовлетворены. Самозабвенное служение Кришне является внутренней сутью Шримати Радхарани и среди самых преданных слуг выдвигает Её на передний план в духовной иерархии. Чтобы почувствовать внутреннее состояние Её любящей души, Господь Кришна принял Её настроение и 500 лет назад пришёл в материальный мир в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. В греческой мифологии Прометей принёс людям свет знания, а Шри Чайтанья Махапрабху - дух служения, царящий в трансцендентном мире. Этот дух является основой духовного бытия, и мы называем его сознанием Кришны. Обретение его является нашей желанной мечтой.

Поиск

Ваш поиск привел вас сюда, – продолжал докладчик, – Вы не пошли в православную церковь, иудейскую синагогу или в мусульманскую мечеть, потому что всё, о чем там говорится, в разной степени является смесью материального и духовного. Все они сходятся в одном, говоря, что благодаря религии человек может уменьшить свои страдания и успешно устроиться в мире эксплуатации. В этой связи приводится пример с преступниками, которых наказывали тем, что садили в чан с испражнениями. Они лишь на короткое время могли вдохнуть воздух, а затем над ними проносился ятаган, и они снова погружались на дно. Если сравнить нашу жизнь с их пребыванием в бочке, то этот свободный вдох трудно назвать счастьем. Но именно это нам предлагается в качестве истины!
Когда дело касается духовных истин, многие люди становятся удивительно неразборчивыми: «Бог есть Бог, - говорят они. – Для одних он - Иисус, для других – Аллах, а для третьих – Ишвара. Зачем нам слишком углубляться в эти реалии, ведь все пути ведут к Богу. Нам не о чем беспокоиться!» Такое странное положение в мире теизма наводит на мысль, что понятие «религия» со временем девальвировалось и не соответствует тому значению, которое вытекает из истинной природы души.

Истинная и приобретённая природа

В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивенода Тхакур подробно разъясняет понятие «религия»: «Истинной религией или вечной природой (дхармой) живого существа является Божественная любовь, према, принимающая форму кришна-дасьям - преданного служения Господу. Когда по воле Господа происходит творение какого-либо объекта, вместе с ним из небытия проявляется и неотделимая от него природа. Именно она определяется как дхарма, вечное предназначение. Однако когда данный объект приходит в соприкосновение с другими явлениями бытия, его изначальная природа искажается. С течением времени это искаженное состояние закрепляется за ним и создаёт впечатление, что это и есть его вечная и неотъемлемая характеристика. Но такое искаженное состояние не отражает его истинную природу, которая в Ведах называется свабхавой. Ложная природа обозначается термином нисарга — природа, приобретенная в результате контакта с посторонними факторами внешнего окружения. Таким образом, нисарга замещает собой свабхаву, выдавая себя за неё». Например, сладость сахара – это его свабхава, а горечь при желтухе – это его нисарга. Пройдёт болезнь, и сахар снова станет сладким. Свабхавой воды является её способность быть жидкой. Когда под влиянием низкой температуры вода превращается в лёд, приобретенное свойство твердости замещает собой органически присущую ей природу — быть жидкой. Приобретенная природа проявляется в определенных обстоятельствах, какое-то время существует и затем, когда причина, породившая ее, исчезает, она также автоматически исчезает. Свабхава же объекта, его истинная природа, существует вечно. Даже будучи искаженной, она не исчезает, а пребывает в дремлющем состоянии, сохраняя неразрывную связь с объектом. Когда время и обстоятельства сложатся иным образом, вечная природа объекта снова проявится и будет вновь существовать как объективный фактор. Истинная природа объекта есть его нитья-дхарма, вечное предназначение, тогда как приобретенная природа объекта есть его наймитика-дхарма, временное и случайное предназначение. Попавшие в иллюзию обусловленные души руководствуются наймитика-дхармой, тогда как чистые души – всегда нитья-дхармой». Душа по своей природе является вечно существующей, исполненной знания и блаженства, но, находясь в материальном мире, такие изначальные качества души как вечность, затмеваются временностью, сознание превращается в невежество, а блаженство становится страданием. Поэтому сила любви и степень предания Господу в разных религиях неодинакова.

Причина разнообразия в мире религий

Существует огромное разнообразие, похожее на разнообразие в мире валют. В России – это рубли, в Индии - рупии, в Америке – доллары. Когда речь идёт о деньгах, каждый подразумевает именно свою местную валюту. Сравнивая их, можно сказать, что каждая из них обладают некой ценностью, но занимает лишь относительное положение. Их абсолютная ценность не может быть измерена с точки зрения страны, где эта валюта имеет хождение. Существует стандарт, на основании которого можно судить о реальной стоимости той или иной валюты. И, поскольку валюты обладают разной ценностью, в пределах мировой денежной системы существует общепринятый стандарт, где определённое количество рублей можно обменять на определённое количество долларов. Таким стандартом в мире денег является золото, и ценность той или иной валюты определяется по тому, сколько рублей, долларов, йен и марок дадут за один грамм золота. Точно так же в разных странах света люди имеют разные религиозные концепции и разные представления о Боге. Образно говоря, каждая религия является чем-то вроде духовной валюты. Когда в какой-то стране говорят о Боге, люди представляют себе определённый местный образ Бога. Поэтому, признавая религиозный плюрализм, мы заявляем, что все религии и представления о Боге обладают некой ценностью, но то, что они равнозначны, не соответствует действительности! Если в мире денег абсолютным эквивалентом ценности той или иной валюты является золото, то в мире теизма этим абсолютным стандартом является раса. На санскрите «раса» означает интимность или близость. Раса - анандам (радость, счастье) и сундарам (красота) - это начала, которые контролируют всё Творение. Каждый стремится к расе. Её хотят все - верующие и неверующие, пьяницы, бандиты и даже дикие звери. Раса - это тот абсолютный стандарт, согласно которому можно оценить и измерить относительную ценность той или иной религиозной концепции. Та религия, в которой между человеком и Богом возможны наиболее близкие и интимные отношения, занимает верховное положение. И тогда все религии предстают как планеты веры, которые вращаются на разных орбитах вокруг одной центральной Абсолютной Истины. Одни из них имперсональны и рисуют Бога как нечто абстрактное и безличное. Они как будто описывают Его с очень большого расстояния. Такие взаимоотношения тоже реальны и имеют право на существование. Например, подлетая к многомиллионному городу, вначале мы видим издали только слабое свечение и лишь потом начинаем различать его огромные очертания. Но, тем не менее, хотя нас охватывает чувство трепета и благоговения, мы не можем полюбить Бога как нечто абстрактное и безличное. Другие религии этого мира фокусируются на «президентском положении» Бога, и их господствующим настроением является «страх божий». В них отсутствует близость и интимность отношений с Богом. Это схоже с тем, как простые граждане относятся к своему президенту, человеку номер один в государстве. Для них он является настолько далёким, что единственное, что граждане страны могут испытывать к нему - это чувство некоего почтения и трепета перед его положением. Но эти отношения не являются пределом, которым можно ограничиться.

Кришна-концепция

Мы видим, что глава государства имеет свою свиту, и там, куда он приезжает – создается чрезвычайная ситуация. Это придаёт людям из его окружения особое положение. Простые граждане видят, что президент имеют с ними более тесные и доверительные отношения. Хотя они так же испытывают трепет и благоговение перед его положением, их отношения более близкие и фамильярные. У них есть одна привилегия – они видят, что у президента есть своя частная жизнь, где есть друзья, родственники, родители, жена и дети. Они замечают, что друзья детства в отношениях с ним иногда пренебрегают его президентским положением, и оно отходит на второй план. Для них он - друг, а не президент. Они шутят, смеются, общаются, разыгрывают друг друга, и глава государства не находит это непочтительным и возмутительным. Наоборот, в силу своей близости эти отношения становятся для него чарующими и привлекательными, и он перестает быть сдержанным и отдалённым. Друзья знают, что у президента есть отец, мать, и степень их близости с ним еще больше. С точки зрения матери, его президентское положение для неё вообще ничего не значит. Её не волнует, является ли он президентом или нет. Она видит в нём сына и заботится о его благе больше, чем о себе самой. Ещё более близкие отношения у президента с женой и детьми. Жена видит в нем не президента, а своего возлюбленного. Когда он возвращается домой, она не вытягивается по стойке «смирно» и не отдает ему честь, а дети не говорят ему: «Здравия желаем, папа! Мы тебя любим!» Жена ласково называет его различными прозвищами, а дети спокойно кататься у него на плечах. Их совершенно не интересует, что он - президент огромной страны, и это является для него огромным источником счастья. На чаше весов оказывается «президентское положение» Бога и любовь близких Ему людей, однако ясно одно - смысл «счастья» для президента заключается в близких отношениях с членами семьи, так как они целиком и полностью основаны на любви. Когда «президентское положение» Бога отходит на задний план и становится несущественным, исключительность принимает характер обманчивой простоты. Поток чистой спонтанной любви живого существа устремляется к Нему, и тогда любовь, о которой говорят, как об основополагающем принципе мироздания и оси, вокруг которой вращается всё в бытии, в своём высочайшем проявлении достигается. Ни в одной религиозной концепции мира нет такого уровня интимных, близких и доверительных отношений с Богом, как в Кришна-концепции Божественного. Она занимает верховное положение среди всех остальных религиозных представлений, так как её основой являются духовная страсть и чувства преданных. Преданные Кришны способны превзойти ограниченность трепета и благоговения перед Богом благодаря безграничной степени влюблённости. Это тот критический момент, в котором истинная преданность начинает проявлять себя. Насколько же чарующими и сладостными для Бога являются отношения, когда ограниченное живое существо смотрит на Него как на равного себе! Вы пришли в Шри Чайтанья Сарасват Матх, который занимается трансформацией человеческого сознания в высшее Божественное сознание. Высшим идеалом Божественного сознания является сознание Верховной Личности Бога - Шри Кришны. Вы, как истинные искатели истины, - лектор посмотрел на первые ряды присутствующих, - можете спросить, почему сознание Кришны является наивысшим. И я отвечу вам – потому что Кришна обладает наивысшей красотой и сладостью. Мы ищем личность, идеал, героя, который олицетворял бы любовь.

Могущество Красоты

Мы хотим получить экстаз переживаний на все сто процентов, и нас не может удовлетворить что-то половинчатое. В этом мире даже несовершенная эгоистическая любовь доставляет человеку неописуемое счастье. Что же говорить о том, какое счастье обретает душа, когда вступает в любовные отношения с Верховной Личностью Бога. В писаниях говорится, что единственной личностью, которая обладает абсолютной красотой, силой, славой, богатством, знанием и любовью является Шри Кришна. Он обладает такой огромной притягательной силой, что если кто-то соприкасается с Ним, то испытывает спонтанное желание любить Его и служить Ему. Среди всех качеств Шри Кришны красота занимает верховное положение. Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил, что красота является Верховным Контролирующим принципом. Люди ошибочно думают, что красоту можно эксплуатировать, но она сама является эксплуатирующим началом. Картина Пикассо «Мальчик с трубкой» в мае 2004 г. на аукционе Сотбис была продана за 104, 2 млн. долларов. В сравнении с ценой картины стоимость использованного холста и красок всего лишь мелочь, но цена субъективного достигла эквивалента обогащенного урана. Покупатели стали жертвой всепокоряющего могущества красоты, способного превращать человека в раба и играть им как куклой. Говоря о рабстве, мы подразумевает Божественную любовь. Если это рабство любви, то насколько же оно прекрасно! Аллах, Иисус, Будда, Кришна – это разные имена одного и того же Бога. Кришна обладает бесконечным количеством имён, но в каждом из них содержатся разные представления о Нём. Есть два крайних полюса Абсолюта, в которых Он выступает как самое великое и самое малое начало. Можно сказать: «Аллах – акбар! Махато махиян, величайший из величайшего!» И это означает, что всё находится в рамках этой концепции. Анор аниян, наименьший из наименьшего означает, что Бог всепроникающий. Он – в каждом атоме и в сердце каждого живого существа. Две экстремальные сферы бытия, вмещающие всё и присутствующие во всём, образуют третью - всепривлекающую сферу. Точка, которая привлекает к себе Бесконечность и каждую точку этой Бесконечности, называется Кришна. Слово «Кришна» от санскритского «каршан» означает привлекать всё и каждого. Джива Госвами говорит, что сочетание всевмещающей формы и всепроникающего сознания образует центр Безграничной Духовной Реальности – Бхагавана, Абсолютную Божественную Личность.

Прекрасная Реальность

Кришна-концепция Божественного – это представление о Боге как о Прекрасной Реальности. Высшая Абсолютная Реальность прекрасна, и Кришна является той Центральной Абсолютной Личностью, которая привлекает все живое и неживое во всей вселенной своей красотой, нежностью и любовью! Абсолют существует для Себя и ради Себя. Его благосклонности можно достичь, лишь познав Его. В связи с этим некто однажды бросил вызов Шриле Шридхару Махараджу, сказав: «Если ваш Бог может быть познан вами, тогда Он не Бог». Действительно, никакой объем ограниченных начал не может постичь Безграничное, но есть Верховная Божественная Личность и её воля. Шрила Шридхар Махарадж дал гениальный ответ: «Если бы Безграничное, Бог, не мог дать познать Себя ограниченному, человеку, Он не был бы всемогущим Богом». В этом заключена наша надежда и перспектива на счастье. Сам Кришна, Всепривлекающий, привлекается бхакти, преданностью. Когда в сердце преданного присутствует любовь к Богу, этого достаточно, чтобы Безграничное снизошло к нему. Преданность настолько могущественна, что Безграничное становится покорным и занимает подчиненное положение по отношению к ограниченному. В высочайшем измерении духовной реальности Всевышний является рабом своих преданных. Это непостижимо, но это факт! И в этом красота сознания Кришны! Мы предлагаем людям наивысший идеал и ведем к нему. Наши учителя являются хранителями древних священных писаний и нашими гарантами. Как увеличительные стёкла они образуют телескопическую связь и дают представление о том мире, откуда пришли. Благодаря этой связи мы получаем непосредственное видение того мира и руководство свыше.

Принцип парампары

В мире полно людей, которые распространяют фальшивые деньги. Они выглядят в точности, как настоящие, но не имеют никакой ценности. Почему распространение одних бумажек является великодушным деянием, в то время как распространение других бумажек является уголовно наказуемым преступлением? Настоящие деньги имеют сертификат, подтверждение от центрального правительства. Поэтому в духовной традиции существует нисходящая свыше парампара, сампрадая – система, которая позволяет оценить ценность того или иного явления. В этом мире Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж был единственным, кто обладал подобного рода сертификатом с точки зрения признания Духовным Миром. Следую примеру своего духовного учителя, Шрилы Шридхара Махараджа, уходя, он заверил всех преданных ШЧСМ, что Шрила Нирмал Ачарья Махарадж обладает всеми необходимыми духовными качествами, чтобы принять из его рук сертификат Шри Рупануга-сампрадайи и возглавить её. «За пеленой материи, - докладчик сделал широкий жест рукой, - находится безграничный трансцендентный мир, где идет вечное служение Богу. Мы находимся по эту сторону реальности и не можем видеть, что происходит в духовном мире. Но, тем не менее, мы можем быть тоже причастны к служению Богу, если будем следовать указаниям Его представителей - Гуру и вайшнавов. Они координируют наши действия здесь. Так постепенно в общении с ними наше сознание приобретёт качества, необходимые для того, чтобы вступить в божественный мир. Когда это произойдет, мир Прекрасной Реальности предстанет перед нами во всей своей красоте и великолепии». Махарадж на минуту замолчал, и в зале установилась мертвая тишина. Было слышно только, как ручеёк журчит в оранжерее. Прошло несколько мгновений, и тихим голосом он сказал: «Господь бесконечно милостив к нам. Когда безбожие окутывает мир, сын идет против отца, а брат на брата, Он приходит, чтобы разогнать тьму невежества и восстановить основы религии. 500 лет назад в этот мир явился Шри Кришна Чайтанья – Золотой Господь и принёс человечеству религию нового века.

Путь к божественному сознанию

В наше динамичное время, когда память коротка, а ум беспокоен, когда люди не хотят ходить в храмы и поклоняться Богу, единственным средством обретения божественного сознания является санкиртана – совместное воспевание святых имен Господа. Ни йога, ни гьяна, ни буддизм, ни другие религиозные концепции не являются этим путём. Нет времени, чтобы тратить его на то, что является изобретением людей и смесью материального и духовного. Имена Господа неотличны от Него и обладают всеми Его качествами. В писаниях сказано, что в век Кали аватарой Господа является Кришна-нам, который приходит в виде Харе Кришна махамантры. Совершая служение Господу в виде непрерывного воспевания Маха-мантры, человек изменяет свое сознание и придает ему первозданную духовную чистоту. Очистившись таким образом, он получает право войти в божественную семью. «Харер нама, харер нама!… - провозгласил Шри Кришна Чайтанья. – Воспевайте Харинам! Нет, нет и нет иного пути в духовный мир!» Монах умолк и потянулся к мриданге, который лежал неподалеку. Послышались звуки мелодии: «Яшомати-нандана…» Весь зал дружно подхватил мелодию, сопровождая пение ритмичными ударами колокольчиков. Чем дальше продолжал ведущий, тем более эмоциональным и проникновенным становилось его пение. Голос зала неотступно следовал за голосом певца, стараясь в точности повторять все его оттенки. Экстатические волны выплескивались наружу и прокатывались по залу. Голоса звучали все проникновеннее и заполняли окружающее пространство. Когда эмоциональное состояние достигло наивысшей точки, казалось, что сознание присутствующих слилось в едином порыве и как луч пронзило пространство. Когда пение смолкло, монах поднял глаза и, медленно подбирая слова, сказал: «Веды говорят: «Атхато брахма-джигьяса!.. Вы – дети мира нектара, который вечен, полон сознания и блаженства. Это ваш дом. Вы будете искать его, пока не найдете. Ничто другое в этом мире не удовлетворит вас. Самое любящее существо во всей вселенной ждет вас, чтобы принять в свои объятия. Вы здесь, чтобы начать путь домой!..» Я шел назад, спотыкаясь и не разбирая дороги. Тело мое двигалось, а душа всё ещё оставалась позади. К груди я прижимал книгу, которую подарил мне настоятель храма. В темноте слезы текли по моим щекам, когда я вспоминал слова Господа: «Я - твой самый близкий друг. Нет никого лучше Меня. Прими Меня таким, какой Я есть. Где бы ты ни был, Я жду тебя. Иди ко Мне, Я так соскучился без тебя!..» Я брел, а губы все время повторяли: «Мой возлюбленный Хранитель! Я склоняю голову перед Тобой и благодарю Тебя за то, что Ты дал мне связь с этим! Я так долго искал это и, наконец, нашёл!» Когда я вернулся домой, я не находил себе места. Экстатическое настроение всё ещё не покидало меня. Соприкоснувшись с чем-то невиданным, но таким близким и желаным, я долго не мог уснуть. Я лежал с открытыми глазами и глядел в темноту ночи. Мысли одна за другой кружились в моей голове: “Кто я? Откуда я? Что ждет меня в будущем?..” Когда на востоке забрезжил рассвет, сон стал медленно овладевать мной. Мне снилось, что я стал одним из учеников того самого странствующего монаха. Мы сидели перед ним, задавали вопросы, а он подробно на них отвечал. Чем дольше мы слушали, тем больше в нас росла уверенность: «Да, мир Прекрасной Реальности существует, и мы стоим у его порога. Чтобы достигнуть его, нам надо сделать хотя бы первый шаг в этом направлении».

 

← 31 декабря 2010 г. Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа в Москве, в Культурном центре на Кисельном. ·• Архив новостей •· Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа на Кисельном →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования