«Молитва и самопредание — два необходимых элемента искреннего ученика». Манас Кришна Прабху. 6 сентября 2010 года, Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 53.21M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Манас Кришна Прабху 

Молитва и самопредание —
два необходимых элемента искреннего ученика

(6 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Благодаря этому — через смирение, терпение, уважение к другим, не ожидание почтения к себе — мы сумеем соприкоснуться с тем планом бытия, на котором живут наши Гуру. О самом первом и самом главном служении, которое поручил нам Гуру, сказано в первом стихе «Шикшакштаки»: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇[1] — повторение Святого Имени, которое очищает пыль с зеркала нашего сознания. Мы не можем на самом деле отделить свой процесс духовной практики и повторение Святого Имени от [культивирования] этих качеств (терпение, смирение, почтение к другим).

#00:02:12#

Следующий этап духовной жизни после анартха-нивритти называется ништха — это означает устойчивость, стабильность. Речь идет о состоянии, когда мы постоянно погружены в сознание Кришны, чувствуем присутствие сознания Кришны во всех аспектах жизни. Двадцать четыре часа в сутки мы погружены в это.

#00:02:51#

Тогда этот процесс приводит к появлению того, что Рупа Госвами называет бхаванкур, или «первая почка», из которой позже будет явлен весь лотос, все растение нашей преданности. Этот следующий этап называется ручи, или [духовный] вкус. Мы обретаем настоящий вкус ко всему, что связано с сознанием Кришны.

#00:03:46#

Вплоть до этого момента нам надлежит набраться терпения. Потому что это процесс избавления от всевозможных сорняков, внимательного их выпалывания и процесс разборки, демонтажа нашего ложного эго.

#00:04:28#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что на этом среднем этапе духовной жизни, если угодно, в «серой зоне» духовной жизни иногда настроение самопредания, стремление к служению преданного может понемногу сойти на нет, стать чем-то почти непроявленным. Тогда может возникнуть ситуация, которая называется вишая-сагара, — склонность к материалистичному наслаждению, которая раньше уже была оставлена, снова проникает в сознание преданного. В нем снова просыпается желание материалистичного наслаждения.

#00:05:31#

Если мы замечаем, что нам становится свойственна излишняя фамильярность, мы воспринимаем святую дхаму, в которой мы живем, и все, что в ней происходит, как нечто знакомое, рутинное, обыденное, то в этом случае нам следует обратиться с молитвой с особой силой о том, чтобы нам была дарована сила, чтобы преодолеть этот недостаток, преодолеть такое восприятие.

#00:06:14#

Тогда нам необходимо молиться о том, чтобы нам было явлено более глубокое понимание, более глубокое значение, что на самом деле означает смирение, что на самом деле такое терпение и что на самом деле оказывать почтение всем и не ожидать почтения к себе.

#00:07:12#

Однажды я услышал от Шрилы Гурудева одну вещь, которая перевернула мое понимание. Потому что в тот момент я никак не мог понять, что такое на самом деле, по сути, смирение. Гурудев тогда сказал, что когда ограниченное соприкасается с чем-то воистину великим, то смирение рождается естественным образом. То есть когда ограниченная душа, частичка сознания, приходит в область Безграничного, соприкасается с Безграничным, то чувство смирения само собой рождается у этой души.

#00:07:58#

Это смирение, терпение, почтение не являются механическим процессом, хотя поначалу нам может потребоваться действовать механически. Это естественное чувство нашего сердца — признательность, когда мы учимся ценить те драгоценности, с которыми удалось соприкоснуться нашему сердцу.

#00:08:36#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Нам необходимо научиться владеть наукой благодарности». Это прекраснейшая концепция, это нечто замечательное. Потому что если мы будем пребывать в этом настроении (признательности, благодарности), то в этом случае мы никогда не будет удовлетворены до конца своим нынешним состоянием. Также мы будем с особым чувством, с особой нежностью относиться к попыткам других преданных, что находятся рядом с нами, соприкоснуться с тем бесконечным источником, которым является наш Гуру.

#00:10:04#

Мы знаем, что наш Гурудев часто-часто, много-много раз говорил: «Если какой-то человек приходит и отдает себя служению, предлагает себя в служении Гуру Махараджу, то я принадлежу этому человеку, я становлюсь рабом такого человека». Нам необходимо молиться об обретении такого восприятия, такой точки зрения. Каждый день молиться, чтобы такое восприятие пришло к нам.

#00:10:48#

Ни в коем случае не стоит недооценивать силу молитвы. Шрила Гурудев говорит, что на самом деле маха-мантра — это не просто набор звуков, но это глубочайшее настроение молитвы, обращения. Это не просто какая-то формула, которая загадочным образом раскроет нас. Но мы должны что-то предложить со своей стороны, потому что Кришна — это реальность, живая динамичная реальность. По выражению Гуру Махараджа, Он ждет, надеется обрести наше служение. Мы слышали о том, что если мы делаем один шаг к Кришне, то Он делает тысячу навстречу нам. Что это означает на практике? Кришна говорит:

#00:12:17#

ман-мана̄ бхава мад-бхакто…[2]

«Отдай Мне свое сердце, отдай Мне свой ум, посвяти себя Мне полностью». Поэтому следует не просто бездумно, рассеянно заниматься служением, но следует пребывать в настроении молитвы для того, чтобы Кришна сумел раскрыться перед нами, снизойти к нам. Мы всегда смотрим на нашего Гурудева как на совершенный пример.

#00:13:44#

Шрила Гуру Махарадж советовал нам следовать благодетельному отношению к окружающему миру, дхарма-буддхи. Мы можем обсудить это позже, так как сейчас время прасада. Но главный момент заключается в том, что, как говорит Гуру Махарадж, нам необходимо глубоко погрузиться в реальность, глубоко нырнуть в нее. И, таким образом, нам необходимо постоянно прилагать усилия, чтобы погрузиться в ту реальность, чтобы понять, с чем мы соприкоснулись.

#00:15:10#

Мы можем завершить нашу лекцию очень сильными словами Шрилы Гуру Махараджа: «Молитва и самопредание являются двумя неотъемлемыми, необходимыми элементами каждого искреннего ученика». Гуру Махарадж говорит: «Раскройтесь перед Безграничным, и тогда Он сумеет дать вам что-то, Он сумеет бросить Свои бесконечные лучи на вашу душу».

#00:16:20#

Наши хранители, опекуны — живые. Они наблюдают за нами. Они помогают нам. Шрипад Госвами Махарадж все время напоминает нам: «Кришна — живой, Он реальный». Наши опекуны живые, они реальные, они помогают нам. Поэтому с нашей стороны требуется пусть и небольшая, но искренняя попытка, тогда помощь обязательно придет.

#00:17:03#

Шрила Гурудев приводил примеры с ударом молнии. Когда бьет молния, то сперва этот процесс начинается с земли. Особый энергетический канал должен подняться и сделать возможным прохождение этого потока энергии, который нисходит свыше и ударяет в землю. Тогда может ударить молния. Нам необходимо продолжать двигаться вперед. Зачастую при этом нам нужно выходить за пределы своей зоны комфорта. Нам необходимо создать внутри себя фундамент для раскрытия своего более глубокого «я».

#00:18:01#

Преданный, практикующий сознание Кришны, подобен рудокопу. Рудокоп не может ожидать, что он найдет драгоценные камни, если он не будет продолжать копать, копать и копать. Это копание — не внешний процесс, но внутренний. Разумеется, это будет выражаться и в чем-то внешнем. Но прежде всего это процесс раскрытия своего подлинного «я», как назвал это Шрила Прабхупада.

#00:19:01#

Это наша великая удача, что у нас есть такое надежное прибежище и такая хорошая компания, такое хорошее общество, которое поможет нам в этом процессе.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12).

2  В Бхагавад-гите содержатся два похожих стиха, начинающихся с этих слов. Первый: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34). Второй: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваишйаси сатйам̇ те, пратиджа̄не прийо ’си ме — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, жертвуй ради Меня и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю это тебе, поскольку ты — Мой дорогой друг» (Бхагавад-гита, 18.65).




←  Говардхан-пуджа. 7 ноября 2010 года. Томск ·• Архив новостей •· Садху Прия Прабху в Оренбурге на нама-хатте. Ноябрь 2010 года. Проводы в аэропорту  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 50.2 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Манас Кришна Прабху 

Молитва и самопредание —
два необходимых элемента искреннего ученика

(6 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Благодаря этому — через смирение, терпение, уважение к другим, не ожидание почтения к себе — мы сумеем соприкоснуться с тем планом бытия, на котором живут наши Гуру. О самом первом и самом главном служении, которое поручил нам Гуру, сказано в первом стихе «Шикшакштаки»: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇[1] — повторение Святого Имени, которое очищает пыль с зеркала нашего сознания. Мы не можем на самом деле отделить свой процесс духовной практики и повторение Святого Имени от [культивирования] этих качеств (терпение, смирение, почтение к другим).

#00:02:12#

Следующий этап духовной жизни после анартха-нивритти называется ништха — это означает устойчивость, стабильность. Речь идет о состоянии, когда мы постоянно погружены в сознание Кришны, чувствуем присутствие сознания Кришны во всех аспектах жизни. Двадцать четыре часа в сутки мы погружены в это.

#00:02:51#

Тогда этот процесс приводит к появлению того, что Рупа Госвами называет бхаванкур, или «первая почка», из которой позже будет явлен весь лотос, все растение нашей преданности. Этот следующий этап называется ручи, или [духовный] вкус. Мы обретаем настоящий вкус ко всему, что связано с сознанием Кришны.

#00:03:46#

Вплоть до этого момента нам надлежит набраться терпения. Потому что это процесс избавления от всевозможных сорняков, внимательного их выпалывания и процесс разборки, демонтажа нашего ложного эго.

#00:04:28#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что на этом среднем этапе духовной жизни, если угодно, в «серой зоне» духовной жизни иногда настроение самопредания, стремление к служению преданного может понемногу сойти на нет, стать чем-то почти непроявленным. Тогда может возникнуть ситуация, которая называется вишая-сагара, — склонность к материалистичному наслаждению, которая раньше уже была оставлена, снова проникает в сознание преданного. В нем снова просыпается желание материалистичного наслаждения.

#00:05:31#

Если мы замечаем, что нам становится свойственна излишняя фамильярность, мы воспринимаем святую дхаму, в которой мы живем, и все, что в ней происходит, как нечто знакомое, рутинное, обыденное, то в этом случае нам следует обратиться с молитвой с особой силой о том, чтобы нам была дарована сила, чтобы преодолеть этот недостаток, преодолеть такое восприятие.

#00:06:14#

Тогда нам необходимо молиться о том, чтобы нам было явлено более глубокое понимание, более глубокое значение, что на самом деле означает смирение, что на самом деле такое терпение и что на самом деле оказывать почтение всем и не ожидать почтения к себе.

#00:07:12#

Однажды я услышал от Шрилы Гурудева одну вещь, которая перевернула мое понимание. Потому что в тот момент я никак не мог понять, что такое на самом деле, по сути, смирение. Гурудев тогда сказал, что когда ограниченное соприкасается с чем-то воистину великим, то смирение рождается естественным образом. То есть когда ограниченная душа, частичка сознания, приходит в область Безграничного, соприкасается с Безграничным, то чувство смирения само собой рождается у этой души.

#00:07:58#

Это смирение, терпение, почтение не являются механическим процессом, хотя поначалу нам может потребоваться действовать механически. Это естественное чувство нашего сердца — признательность, когда мы учимся ценить те драгоценности, с которыми удалось соприкоснуться нашему сердцу.

#00:08:36#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Нам необходимо научиться владеть наукой благодарности». Это прекраснейшая концепция, это нечто замечательное. Потому что если мы будем пребывать в этом настроении (признательности, благодарности), то в этом случае мы никогда не будет удовлетворены до конца своим нынешним состоянием. Также мы будем с особым чувством, с особой нежностью относиться к попыткам других преданных, что находятся рядом с нами, соприкоснуться с тем бесконечным источником, которым является наш Гуру.

#00:10:04#

Мы знаем, что наш Гурудев часто-часто, много-много раз говорил: «Если какой-то человек приходит и отдает себя служению, предлагает себя в служении Гуру Махараджу, то я принадлежу этому человеку, я становлюсь рабом такого человека». Нам необходимо молиться об обретении такого восприятия, такой точки зрения. Каждый день молиться, чтобы такое восприятие пришло к нам.

#00:10:48#

Ни в коем случае не стоит недооценивать силу молитвы. Шрила Гурудев говорит, что на самом деле маха-мантра — это не просто набор звуков, но это глубочайшее настроение молитвы, обращения. Это не просто какая-то формула, которая загадочным образом раскроет нас. Но мы должны что-то предложить со своей стороны, потому что Кришна — это реальность, живая динамичная реальность. По выражению Гуру Махараджа, Он ждет, надеется обрести наше служение. Мы слышали о том, что если мы делаем один шаг к Кришне, то Он делает тысячу навстречу нам. Что это означает на практике? Кришна говорит:

#00:12:17#

ман-мана̄ бхава мад-бхакто…[2]

«Отдай Мне свое сердце, отдай Мне свой ум, посвяти себя Мне полностью». Поэтому следует не просто бездумно, рассеянно заниматься служением, но следует пребывать в настроении молитвы для того, чтобы Кришна сумел раскрыться перед нами, снизойти к нам. Мы всегда смотрим на нашего Гурудева как на совершенный пример.

#00:13:44#

Шрила Гуру Махарадж советовал нам следовать благодетельному отношению к окружающему миру, дхарма-буддхи. Мы можем обсудить это позже, так как сейчас время прасада. Но главный момент заключается в том, что, как говорит Гуру Махарадж, нам необходимо глубоко погрузиться в реальность, глубоко нырнуть в нее. И, таким образом, нам необходимо постоянно прилагать усилия, чтобы погрузиться в ту реальность, чтобы понять, с чем мы соприкоснулись.

#00:15:10#

Мы можем завершить нашу лекцию очень сильными словами Шрилы Гуру Махараджа: «Молитва и самопредание являются двумя неотъемлемыми, необходимыми элементами каждого искреннего ученика». Гуру Махарадж говорит: «Раскройтесь перед Безграничным, и тогда Он сумеет дать вам что-то, Он сумеет бросить Свои бесконечные лучи на вашу душу».

#00:16:20#

Наши хранители, опекуны — живые. Они наблюдают за нами. Они помогают нам. Шрипад Госвами Махарадж все время напоминает нам: «Кришна — живой, Он реальный». Наши опекуны живые, они реальные, они помогают нам. Поэтому с нашей стороны требуется пусть и небольшая, но искренняя попытка, тогда помощь обязательно придет.

#00:17:03#

Шрила Гурудев приводил примеры с ударом молнии. Когда бьет молния, то сперва этот процесс начинается с земли. Особый энергетический канал должен подняться и сделать возможным прохождение этого потока энергии, который нисходит свыше и ударяет в землю. Тогда может ударить молния. Нам необходимо продолжать двигаться вперед. Зачастую при этом нам нужно выходить за пределы своей зоны комфорта. Нам необходимо создать внутри себя фундамент для раскрытия своего более глубокого «я».

#00:18:01#

Преданный, практикующий сознание Кришны, подобен рудокопу. Рудокоп не может ожидать, что он найдет драгоценные камни, если он не будет продолжать копать, копать и копать. Это копание — не внешний процесс, но внутренний. Разумеется, это будет выражаться и в чем-то внешнем. Но прежде всего это процесс раскрытия своего подлинного «я», как назвал это Шрила Прабхупада.

#00:19:01#

Это наша великая удача, что у нас есть такое надежное прибежище и такая хорошая компания, такое хорошее общество, которое поможет нам в этом процессе.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12).

[2] В Бхагавад-гите содержатся два похожих стиха, начинающихся с этих слов. Первый: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34). Второй: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваишйаси сатйам̇ те, пратиджа̄не прийо ’си ме — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, жертвуй ради Меня и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю это тебе, поскольку ты — Мой дорогой друг» (Бхагавад-гита, 18.65).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования