«Миссия Чайтаньи, Его последователи. Гаура-Нитай. Лалита и Вишакха. Шри Гуру». Манас Кришна Прабху. 4 сентября 2010 года, день. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 138.29M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Манас Кришна Прабху

Миссия Чайтаньи, Его последователи.
Гаура-Нитай. Лалита и Вишакха.
Шри Гуру

(4 сентября 2010 года, день. Лахта, Санкт-Петербург)


#00:01:16#

Как говорится, во Вриндаване «каждое слово — песня, каждый шаг — это танец»[1]. Во Вриндаване постоянно проходит фестиваль божественной любви.

#00:02:02#

Этот фестиваль перетекает к гаура-лиле — из настроения внутренней сладости [мадхурьи] в настроение раздачи [аударьи] Шри Чайтаньи Махапрабху. И говорится: когда Господь нисходит, Он нисходит со Своим вооружением, чтобы уничтожить демонов, безбожников. Он берет с Собой некое оружие.

#00:03:05#

Но когда Кришна приходит в форме Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Чайтанье Махапрабху не нужно оружие, Его оружием является любовь, Его сладость. Его оружие — это према, божественная любовь.

#00:03:55#

Его миссия как юга-аватара состояла [в том, чтобы] распространить эту божественную любовь, кришна-прему, дать ее падшим душам Кали-юги. Это одна из причин Его явления. Внешняя причина Его явления. Но внутренняя причина Его явления состояла [в том], чтобы вкусить сладость любви Шримати Радхарани к Кришне.

#00:04:50#

джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле
кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле[2]

Каждое утро мы поем этот бхаджан: джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле. Это игры распространения санкиртаны, которые явил Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:05:23#

Махапрабху, словно генерал, дует в раковину и поднимает всех на войну. Он дует в раковину, в рог. От Махапрабху исходил такой призыв.

#00:06:01#

Санкиртаной Шри Чайтанья Махапрабху будил спящие души, пробуждал в них их настоящие обязанности, их настоящий долг в служении в божественном мире вечности.

#00:06:28#

Как это ни удивительно, в «Шримад-Бхагаватам» в скрытой форме упоминалось об этом явлении Шри Чайтаньи Махапрабху в [эту] эпоху.

…йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣[3]

Там написано, что в эту югу те, у кого [есть] какие-то духовные заслуги, сукрити, привлекутся; истинно разумные люди привлекутся в эту эпоху санкиртаной Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:07:44#

Эта шлока описывает качества [того], кто придет в Кали-югу, каким будет кали-юга-аватар. Он низойдет со Своими спутниками. В этот век Он провозгласит, начнет самое сокровенное жертвоприношение — санкиртана-ягью.

#00:08:45#

антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇,
дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам…[4]

Параллельно Джива Госвами привел эту шлоку. В ней сказано, что внутри этот аватар будет сам Кришна — черный пастушок, а внешне Он будет золотого цвета, Его сияние будет золотым.

#00:09:51#

И когда Он [Шри Чайтанья Махапрабху] выполнял эту миссию распространения [санкиртаны] освобождающим всех звуком божественного святого имени, в помощь Ему у Него были инструменты для этого.

#00:10:17#

Флейта Кришны, которой владеет Господь, со Шри Чайтаньей Махапрабху явилась как мриданга и караталы. Я не уверен в истинности этого [утверждения], потому что не слышал этого от Шрилы Гурудева или Шрилы Гуру Махараджа.

#00:10:50#

Но все равно из этого можно понять, что с помощью мриданги и каратал до сих пор распространяется святое имя Шри Чайтаньи. И эти инструменты выбрал именно сам Шри Чайтанья Махапрабху для распространения святого имени. В наше [же] время используется много инструментов. Фисгармония — одна из них.

#00:12:04#

После того, как Шри Чайтанья Махапрабху ушел из этого мира, сформировалось очень много сахаджийских последователей, которые упростили Его учение, но неправильно толковали его.

#00:12:30#

Бхактивинод Тхакур являлся спасителем, он восстановил истинное учение Шри Чайтаньи Махапрабху и устранил все несовершенства. Когда он был на этой земле, он восстановил чистоту концепции Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:13:05#

В этом ему также помог Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который, как говорится, снизошел прямиком из духовного мира. Это очень мистическая история. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — это тот, кто продолжил эту миссию, продолжил блюсти чистоту [учения] Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:14:09#

Бхактивинод Тхакур сделал учение Шри Чайтаньи Махапрабху [чистым и понятным], он представил его таким образом, чтоб каждый человек, [даже] низкорожденный, необразованный, мог соприкоснуться с учением Шри Чайтаньи Махапрабху в его первозданной чистоте.

#00:14:33#

Потом родился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И, следуя наставлениям Шрилы Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх.

#00:15:42#

В это время обычным делом было, что сахаджии, аулы, баулы [и другие лжепоследователи Шри Чайтаньи Махапрабху] имитировали признаки духовных экстазов во время своих киртанов, играли на флейтах, подражали возвышенным чувствам Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:16:29#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ясно понять, что на самом деле святое имя, сам этот [божественный] звук, его не может породить ничто материальное, никакая сладостная мелодия флейт, сладостное пение. И он доказывал это вплоть до самых последних дней своей жизни.

#00:17:31#

Перед своим уходом из жизни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал Шрилу Шридхара Махараджа и попросил его спеть гимн рупануга-сампрадаи «Шри Рупа-Манджари-пада».

#00:17:50#

Шрила Шридхар Махарадж был немного взволнован, потому что он никогда не умел петь сладостно, и в то же время он увидел, что вокруг него очень много квалифицированных вайшнавов, кто бы мог спеть красиво, в том числе и секретарь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

#00:18:35#

Секретарь Гаудия Матха, ближайший помощник Бхактисиддханты Сарасвати, пригласить спеть Шрилу Джаджавара Махараджа, который был известен своим красивым пением киртанов. Вообще он был очень известным в кругах преданных, почитаемым [вайшнавом]. Он пригласил его спеть. Так как Шрила Шридхар Махарадж смущался, Тиртха Махарадж попросил Джаджавара Махараджа: «Пожалуйста, спойте вы».

#00:19:57#

Вообще Бхактисиддханта Сарасвати в это время уходил и чувствовал себя очень плохо, он двадцать четыре часа [в сутки] был прикован к своей постели. Но когда запели эту песню, он привстал, несмотря на свою немощь, с постели, привстал и сказал: «Мне не нужна сладостная мелодия, я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж исполнил этот бхаджан».

#00:20:28#

Он сказал: «Мне не нужна сладостная песнь, сладостная мелодия, правильное произношение. Я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж пел эту песню».

#00:21:12#

Множество духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, возвышенных вайшнавов, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, вспоминая об этом, говорили: «В тот момент мы видели, что на самом деле мистическим образом Бхактисиддханта Сарасвати передал Шриле Шридхару Махараджу „ключи“ от сампрадаи, от его миссии».

#00:21:49#

И они прославляли Шрилу Шридхара Махараджа, говоря ему: «Бхактисиддханта Сарасвати вручил тебе „ключи“ к рупануга-сампрадае».

#00:22:07#

Они ему говорили: «Он ввел тебя к Шри Рупе, туда внутрь [его концепции]». Но в силу своего смирения Шрила Шридхар Махарадж заявлял: «На самом деле я считаю, что он просто сделал меня хранителем на воротах, хранителем врат. И я [теперь] не пускаю туда всех и каждого». И об этом говорит его санньяса-имя: Бхакти Ракшак — «Хранитель преданности». Шрила Шридхар Махарадж славился тем, что он был даже более строгим в своей практике, даже строже, чем сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

#00:23:44#

Один из учеников Шрилы Шридхара Махараджа из Лондона — Девашиш Прабху, как-то был с Гурудевом, спустя много лет после ухода Шрилы Гуру Махараджа, и он сказал Шриле Гурудеву: «Иногда я сокрушаюсь, что не присутствовал в ранние дни в Матхе, [Шри Чайтанья] Сарасват Матхе. Иногда я испытываю сожаления, что не мог быть с вами, когда вы были юны и когда Гуру Махарадж был молод». И когда он выразил подобные чувства, Гурудев повернулся к нему и так на него [выразительно] посмотрел и сказал: «Поверь мне, ты ничего не пропустил». Он сказал: «На самом деле ты не можешь даже себе представить, через что нам пришлось пройти, живя рядом со Шрилой Шридхаром Махараджем».

#00:25:40#

И как бы в противовес тому, что обычно сахаджии устраивали большие фестивали [киртана], [во время которых] у них девушки и мужчины разбивались по парам, плясали, водили хороводы, курили гашиш (там был хипповский такой релакс), Шрила Шридхар Махарадж и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур придерживались в своих Матхах того, что [их приверженцы] играли [во время киртана] только на караталах и мриданге, без всяких [иных] инструментов.

#00:26:23#

Но у Прабхупады, Шрилы Свами Махараджа, была миссия, когда он приехал на Запад, привлечь западных людей. Он очень широко проповедовал, действовал [с размахом] в своей проповеди.

#00:26:47#

И он подумал: «Если я сделаю киртаны сладостными, мелодичными, то европейские люди привлекутся этим в большей степени». Поэтому он ввел в свои киртаны фисгармонию, разные [иные] инструменты.

#00:27:17#

Вообще Шрила Прабхупада, поехав на Запад, сделал очень много революционных вещей, которые ранее не практиковались, во времена Бхактисиддханты Сарасвати, в [Гаудия-]матхах. Он очень много всего [нетрадиционного] использовал в проповеди.

#00:27:45#

Например, он стал устанавливать божества [Господа] Джаганнатхи, Субхадры, Нрисимхадева, Кришны-Баларамы, что на самом деле в Гаудия Матхе не практиковалось. Там не было таких божеств никогда.

#00:28:04#

Обычно в Гаудия Матхе устанавливались божества Шри Чайтаньи, Кришны и Радхарани. Это божества миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В его концепции Махапрабху — всё для нас.

#00:28:43#

Также до явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура никогда не было, чтобы Махапрабху и Радха-Кришна устанавливались на одном алтаре. Обычно было так, что Радхарани и Кришна стояли на одном алтаре, а Махапрабху — на другом. И [устанавливался] ближайший спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, Сварупа Дамодар, который является инкарнацией Лалиты-сакхи в кришна-лиле.

#00:29:54#

В соответствии с тем, как Сварупа Дамодар описывал то, как он видел Шри Чайтанью Махапрабху, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввел (из многих шлок он [эту истину] почерпнул) [положение], что Махапрабху неотличен он Радхи-Кришны, поэтому в соответствии с этим он установил Их на один алтарь.

#00:30:20#

Это очень сокровенное видение последователей рупануга-сампрадаи, настоящих хранителей чистоты [концепции Шри Чайтаньи Махапрабху] в служении Шримати Радхарани, в Ее божественном служении.

#00:31:01#

Но в миссию Шрилы Свами Махараджа Прабхупады входило широкое распространение, поэтому он подавал Кришну со всех сторон, очень широко.

#00:31:36#

Шрила Гуру Махарадж сохранил традицию. В [Шри Чайтанья Сарасват] Матхе, допустим, [во время киртанов и арати] в храмах играют [только] на караталах и мриданге, но если мы идем проповедовать, то все может быть задействовано.

#00:31:59#

В Австралии обычно играют на диджериду во время киртана. Там это нормально. Это нормально [для той местности] и люди привлекаются. Вообще это хорошо.

Есть ли еще вопросы?

#00:32:27#

Преданная: В [храме Шри Чайтанья Сарасват Матха в] Пури, если я не ошибаюсь, [божества] Гаура-Нитай установлены на алтаре. Почему?

#00:32:55#

Манас Кришна Прабху: Это очень сложный, обширный вопрос. Есть история о том, как Гаура-Нитай пришли в Джаганнатха Пури [в храм Шри Чайтанья Сарасват Матха], явились там. Вообще Они снизошли из сердца нашего Гурудева — Шрилы Говинды Махараджа.

#00:33:33#

Есть одна забавная история, связанная с этим. Как Шрила Гурудев рассказывал, в свои последние дни, когда Шрила Шридхар Махарадж уходил, он непрестанно повторял имена Гауры-Нитая — Гауранги и Нитьянанды.

#00:34:20#

Гурудев знал, что на самом деле Шри Чайтанья Сарасват Матх — даже вот это здание, — все, что связано [в единое целое Шрилой Шридхаром Махараджем], глубоко связано с милостью Господа Нитьянанды Прабху.

#00:34:51#

После ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, когда Гаудия Матх распался и Шрила Шридхар Махарадж покинул его, он поселился в уединении, жил один, у него не было никаких идей, чтобы проповедовать, принимать учеников, быть Гуру. Через какое-то время он пришел в одно место, где хотел на самом деле просто провести последние дни своей жизни.

#00:35:34#

И он жил долгое время в хижине на берегу Ганги и поклонялся своей говардхан-шиле, которая у него была. Он погружался в глубокий, интенсивный внутренний бхаджан.

#00:36:18#

И когда он жил в уединении, у него было две идеи на будущее: [первая:] отправиться во Вриндаван, где было [установлено] самадхи Шрилы Рупы Госвами. Все же в процессе своего бхаджана Шрила Шридхар Махарадж подумал, что Вриндаван — это место для возвышенных освобожденных душ.

#00:37:02#

И он подумал, что [вторая идея] для него Навадвипа будет более подходящим местом, потому что он считал себя неквалифицированным. И говорится, [что] Господь Нитьянанда — Дхамешвара Навадвипа-дхамы, хранитель Навадвипа-дхамы, ее защитник и хранитель.

#00:37:32#

[Поэтому] сначала он [Шрила Шридхар Махарадж] отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху, [чтобы] попросить Его о милости, чтобы Он позволил ему остаться в Навадвипа-дхаме. Мы все эту историю слышали много раз. В то время Шрила Шридхар Махарадж просил, молил Нитьянанду о милости, о [духовном] прибежище.

#00:38:30#

И он думал: «Как я могу просить Нитьянанду Прабху о милости, если я сам не смог выполнить наставления своего учителя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Я не могу распространять его учение. Как я могу просить о милости Нитьянанду Прабху?»

#00:39:04#

Нитьянанда Прабху явился к нему и сказал: «Если ты будешь давать [духовное] прибежище падшим, то Мое прибежище ты обретешь автоматически». Таким образом. Он сказал ему: «Оставайся в Навадвипе, и к тебе придут искренние ученики, давай им прибежище».

#00:39:59#

Гурудев, вспомнив об этом моменте, обратился к Шриле Шридхару Махараджу, он знал, что в Матхе не было божеств Гауры-Нитьянанды. [Шрила Гурудев] спросил: «А возможно ли где-то Их установить?» И в этом месте, в Джаганнатха Пури, они установили божество Гауры-Нитьянанды.

#00:40:31#

Когда он отправился туда на машине в путешествие, у них сломалась машина. Эту историю Гурудев всегда рассказывал и очень смеялся, все время вспоминая о ней. Очень смешная история. Эти божества были сделаны из металла, и машина сломалась.

#00:41:16#

Он говорил: «Им, наверное, просто не понравилось, что я таким образом перевозил Их. И тогда я отправил Их первым классом, поездом».

#00:41:55#

Я мог бы очень много историй рассказать о явлении в Джаганнатха Пури божеств Гауры-Нитьянанды, но сейчас время [почтения] прасада, поэтому не хватит времени.

#00:42:47#

В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, что когда Радха-Кришна предаются Своим сокровенным играм, то Господь Баларама, будучи братом Кришны, не входит туда, Он как бы держится поодаль, чтобы не мешать.

#00:43:31#

Говорится, что именно в Пури Шри Чайтанья Махапрабху провел Свои последние дни, вкушая глубину чувств Радхарани к Кришне.

#00:43:50#

Очень много бенгальцев, людей из Бенгалии, приезжают на Ратха-ятру как раз в Джаганнатха Пури. В то время [в XVI веке] Махапрабху оттуда отправил Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалию.

#00:44:42#

И такой вопрос [возникает]: в соответствии с видением нашей гуру-варги Махапрабху неотличен от Кришны и Радхарани, Они стоят на одном алтаре, но в Пури Махапрабху пребывает в разлуке, испытывает чувства к Кришне Шримати Радхарани, и там же находится Нитьянанда — почему? Это очень-очень глубокая тема.

#00:45:25#

Гурудев для божеств Гауры-Нитьянанды в Джаганнатха Пури написал арати, в котором он поклоняется [Гауре-Нитаю]. И там описывается, что Нитьянанда Прабху видел Махапрабху очень особым образом.

#00:46:16#

Как описывает «Шри Чайтанья-чаритамрита»: когда Чайтанья Махапрабху испытывал кришна-прему, испытывал эти сокровенные чувства, Нитьянанда Прабху на расстоянии мог узреть Его форму, неотличную от Радхи-Кришны.

#00:46:43#

И, должно быть, в песеннике, который [составил] Садху Прия [Прабху] (большая книга на английском), есть «Шри Шри Нитай-Чайтанья-арати». Вы можете почитать, там очень много красивых описаний этих божеств. Вообще [там сказано] об этом месте, где находятся Нитьянанда и Шри Чайтанья.

Какие-нибудь есть небольшие вопросы или комментарии?

#00:47:26#

Преданная: Я хотела спросить про качества приближенных гопи Шримати Радхарани, Лалиты и Вишакхи.

Манас Кришна Прабху: У меня нет квалификации рассказывать о духовных качествах приближенных Шримати Радхарани.

#00:48:41#

Как мы знаем вообще, Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гурудев, они говорили, что Лалита и Вишакха — это правая и левая рука Шримати Радхарани. Лалита и Вишакха знают самое сокровенное, что есть на сердце у Шримати Радхарани. Они могут это дать.

#00:49:42#

Как мы знаем, Шрила Гуру Махарадж говорил, что Лалита-сакхи отличается [особым] рвением в служении Шримати Радхарани, расторопностью. Иногда она ругает Кришну. И она ругает Его за то, что Шримати Радхарани больно ранят всякие выходки Кришны, жестокие выходки. В Своих отношениях с Радхарани Кришна иногда проявляет, можно сказать, жестокость. Но Шримати Радхарани очень любит Кришну, Она никогда не допускает со Своей стороны никаких обвинений в Его адрес.

#00:51:27#

И поэтому, видя это, Ее подруги, Лалита-сакхи [прежде всего] кричит на Кришну. Есть такая шлока, стих, который прославляет Лалиту Деви[5]. Это стих, который описывает настроение служения Лалиты Деви, ее отношение [к Шри Шри Радхе-Кришне].

#00:52:23#

Она говорит, что она готова на все в своем служении. Она не терпит [и] малейшего изъяна в служении Шримати Радхарани и Кришне. А Вишакха Деви — эксперт в области песен и танцев.

#00:53:34#

На самом деле, чтобы глубже постичь их природу, нужно обратиться к [их экспансиям в гаура-лиле]… Они [Вишакха и Лалита] пришли в гаура-лиле как Рамананда Рай и Сварупа Дамодар. В Гамбхире Сварупа Дамодар находился рядом с Махапрабху. Когда Он [Махапрабху] переживал сокровенные чувства, он всегда был рядом с Ним.

#00:54:38#

Чтобы воистину понять, кто были эти божественные личности, Лалита и Вишакха, нам нужно сконцентрироваться на нашем Шриле Гурудеве.

#00:55:32#

Когда мы становимся учениками, мы ищем Кришну. А Гурудев является тем, кто приводит нас к Кришне. Когда в процессе практики со временем мы углубимся в личность Шрилы Гурудева, то сделаем революционное открытие в самих себе.

#00:56:28#

Как говорил Гурудев: Кришна подобен огромной горе, вершине. И когда вы будете взбираться на эту гору, то вы на своем пути встретите очень много препятствий, подъемов.

#00:57:14#

Вообще описывается, что Шри Гуру неотличен от Кришны. Гуру неотличен от Нитьянанды Прабху. Также мы могли слышать, что Гуру неотличен от Радхарани. Как привести в гармонию эти противоречия? Это тоже обширная тема.

#00:58:03#

Когда наше видение углубится, как говорит Гурудев, то мы в личности нашего Гуру увидим то, что в нем пребывают все божественные качества, все это есть в нем.

#00:58:27#

И мы увидим, что Гуру на самом деле неотличен от Шримати Радхарани. В то же время мы видим, что настроение нашего Гуру, вообще настроение Гурудева — это настроение слуги.

#00:59:58#

Гуру как проводник божественной энергии, ее потока. Электрический заряд сам по себе обладает электрическим полем и электрический провод создает электрическое поле.

#01:00:39#

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам[6]

Качества Гуру описываются в этой шлоке, которую мы поем по утрам, в песне «Ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам».

#01:01:05#

Здесь описано, что Гуру является единым с Кришной, неотличным от Него, но в то же время является и отличным от Него. С такой же точки зрения он является самой Шримати Радхарани, но в то же время отличается от Нее.

#01:01:45#

Если мы заглянем еще глубже, то на самом деле мы увидим, что Шрила Гурудев является ближайшим слугой Шримати Радхарани. А если вы хотите узнать природу Лалиты, Вишакхи Деви, то в Шриле Гурудеве вы увидите все эти качества, они пребывают в нем.

Переводчик: Двиджарадж Дас
Транскрипцию выполнила: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво / друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там / катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ / чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча / са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н / нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣ / бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇ / видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение не отчуждается прошлым и будущим… Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома она — лишь очень немногим чистым преданным Господа Кришны, и они знают ее как Голоку» («Шри Брахма-самхита», 5.56).

2  «Господь Гауранга взывает: „Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы Майи“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодойа-киртан», песня вторая, стих 1).

3  Кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам / йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣ — «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

4  Антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇, дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам / калау сан̇кӣртана̄дйаих̣ сма, кр̣ш̣н̣а-чаитанйам а̄ш́рита̄х̣ — «Я вручаю себя Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, который внешне имеет золотистый цвет тела, но по сути неотличен от Кришны. В век Кали Он приходит со Своими экспансиями (ангами и упангами) и вместе с ними поет святое имя Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.81).

5  Речь идет о стихах «Лалита-аштаки» Шрилы Рупы Госвами. Но если конкретнее, то Манас Кришна Прабху, скорее всего, ссылается на ее первый стих: ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-, нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м, девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

6 «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от высшей личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Всевышнего, Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» («Шри Шри Гурваштака», стих  7).




←  Вайшнавский фестиваль 2010: 5 сентября. Утренняя лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа в Лахте. ·• Архив новостей •· «Верность и преданность традициям». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 10 марта 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 192.4 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Манас Кришна Прабху

Миссия Чайтаньи, Его последователи.
Гаура-Нитай. Лалита и Вишакха.
Шри Гуру

(4 сентября 2010 года, день. Лахта, Санкт-Петербург)


#00:01:16#

Как говорится, во Вриндаване «каждое слово — песня, каждый шаг — это танец»[1]. Во Вриндаване постоянно проходит фестиваль божественной любви.

#00:02:02#

Этот фестиваль перетекает к гаура-лиле — из настроения внутренней сладости [мадхурьи] в настроение раздачи [аударьи] Шри Чайтаньи Махапрабху. И говорится: когда Господь нисходит, Он нисходит со Своим вооружением, чтобы уничтожить демонов, безбожников. Он берет с Собой некое оружие.

#00:03:05#

Но когда Кришна приходит в форме Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Чайтанье Махапрабху не нужно оружие, Его оружием является любовь, Его сладость. Его оружие — это према, божественная любовь.

#00:03:55#

Его миссия как юга-аватара состояла [в том, чтобы] распространить эту божественную любовь, кришна-прему, дать ее падшим душам Кали-юги. Это одна из причин Его явления. Внешняя причина Его явления. Но внутренняя причина Его явления состояла [в том], чтобы вкусить сладость любви Шримати Радхарани к Кришне.

#00:04:50#

джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле
кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле[2]

Каждое утро мы поем этот бхаджан: джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле. Это игры распространения санкиртаны, которые явил Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:05:23#

Махапрабху, словно генерал, дует в раковину и поднимает всех на войну. Он дует в раковину, в рог. От Махапрабху исходил такой призыв.

#00:06:01#

Санкиртаной Шри Чайтанья Махапрабху будил спящие души, пробуждал в них их настоящие обязанности, их настоящий долг в служении в божественном мире вечности.

#00:06:28#

Как это ни удивительно, в «Шримад-Бхагаватам» в скрытой форме упоминалось об этом явлении Шри Чайтаньи Махапрабху в [эту] эпоху.

…йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣[3]

Там написано, что в эту югу те, у кого [есть] какие-то духовные заслуги, сукрити, привлекутся; истинно разумные люди привлекутся в эту эпоху санкиртаной Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:07:44#

Эта шлока описывает качества [того], кто придет в Кали-югу, каким будет кали-юга-аватар. Он низойдет со Своими спутниками. В этот век Он провозгласит, начнет самое сокровенное жертвоприношение — санкиртана-ягью.

#00:08:45#

антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇,
дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам…[4]

Параллельно Джива Госвами привел эту шлоку. В ней сказано, что внутри этот аватар будет сам Кришна — черный пастушок, а внешне Он будет золотого цвета, Его сияние будет золотым.

#00:09:51#

И когда Он [Шри Чайтанья Махапрабху] выполнял эту миссию распространения [санкиртаны] освобождающим всех звуком божественного святого имени, в помощь Ему у Него были инструменты для этого.

#00:10:17#

Флейта Кришны, которой владеет Господь, со Шри Чайтаньей Махапрабху явилась как мриданга и караталы. Я не уверен в истинности этого [утверждения], потому что не слышал этого от Шрилы Гурудева или Шрилы Гуру Махараджа.

#00:10:50#

Но все равно из этого можно понять, что с помощью мриданги и каратал до сих пор распространяется святое имя Шри Чайтаньи. И эти инструменты выбрал именно сам Шри Чайтанья Махапрабху для распространения святого имени. В наше [же] время используется много инструментов. Фисгармония — одна из них.

#00:12:04#

После того, как Шри Чайтанья Махапрабху ушел из этого мира, сформировалось очень много сахаджийских последователей, которые упростили Его учение, но неправильно толковали его.

#00:12:30#

Бхактивинод Тхакур являлся спасителем, он восстановил истинное учение Шри Чайтаньи Махапрабху и устранил все несовершенства. Когда он был на этой земле, он восстановил чистоту концепции Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:13:05#

В этом ему также помог Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который, как говорится, снизошел прямиком из духовного мира. Это очень мистическая история. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — это тот, кто продолжил эту миссию, продолжил блюсти чистоту [учения] Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:14:09#

Бхактивинод Тхакур сделал учение Шри Чайтаньи Махапрабху [чистым и понятным], он представил его таким образом, чтоб каждый человек, [даже] низкорожденный, необразованный, мог соприкоснуться с учением Шри Чайтаньи Махапрабху в его первозданной чистоте.

#00:14:33#

Потом родился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И, следуя наставлениям Шрилы Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх.

#00:15:42#

В это время обычным делом было, что сахаджии, аулы, баулы [и другие лжепоследователи Шри Чайтаньи Махапрабху] имитировали признаки духовных экстазов во время своих киртанов, играли на флейтах, подражали возвышенным чувствам Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:16:29#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ясно понять, что на самом деле святое имя, сам этот [божественный] звук, его не может породить ничто материальное, никакая сладостная мелодия флейт, сладостное пение. И он доказывал это вплоть до самых последних дней своей жизни.

#00:17:31#

Перед своим уходом из жизни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал Шрилу Шридхара Махараджа и попросил его спеть гимн рупануга-сампрадаи «Шри Рупа-Манджари-пада».

#00:17:50#

Шрила Шридхар Махарадж был немного взволнован, потому что он никогда не умел петь сладостно, и в то же время он увидел, что вокруг него очень много квалифицированных вайшнавов, кто бы мог спеть красиво, в том числе и секретарь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

#00:18:35#

Секретарь Гаудия Матха, ближайший помощник Бхактисиддханты Сарасвати, пригласить спеть Шрилу Джаджавара Махараджа, который был известен своим красивым пением киртанов. Вообще он был очень известным в кругах преданных, почитаемым [вайшнавом]. Он пригласил его спеть. Так как Шрила Шридхар Махарадж смущался, Тиртха Махарадж попросил Джаджавара Махараджа: «Пожалуйста, спойте вы».

#00:19:57#

Вообще Бхактисиддханта Сарасвати в это время уходил и чувствовал себя очень плохо, он двадцать четыре часа [в сутки] был прикован к своей постели. Но когда запели эту песню, он привстал, несмотря на свою немощь, с постели, привстал и сказал: «Мне не нужна сладостная мелодия, я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж исполнил этот бхаджан».

#00:20:28#

Он сказал: «Мне не нужна сладостная песнь, сладостная мелодия, правильное произношение. Я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж пел эту песню».

#00:21:12#

Множество духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, возвышенных вайшнавов, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, вспоминая об этом, говорили: «В тот момент мы видели, что на самом деле мистическим образом Бхактисиддханта Сарасвати передал Шриле Шридхару Махараджу „ключи“ от сампрадаи, от его миссии».

#00:21:49#

И они прославляли Шрилу Шридхара Махараджа, говоря ему: «Бхактисиддханта Сарасвати вручил тебе „ключи“ к рупануга-сампрадае».

#00:22:07#

Они ему говорили: «Он ввел тебя к Шри Рупе, туда внутрь [его концепции]». Но в силу своего смирения Шрила Шридхар Махарадж заявлял: «На самом деле я считаю, что он просто сделал меня хранителем на воротах, хранителем врат. И я [теперь] не пускаю туда всех и каждого». И об этом говорит его санньяса-имя: Бхакти Ракшак — «Хранитель преданности». Шрила Шридхар Махарадж славился тем, что он был даже более строгим в своей практике, даже строже, чем сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

#00:23:44#

Один из учеников Шрилы Шридхара Махараджа из Лондона — Девашиш Прабху, как-то был с Гурудевом, спустя много лет после ухода Шрилы Гуру Махараджа, и он сказал Шриле Гурудеву: «Иногда я сокрушаюсь, что не присутствовал в ранние дни в Матхе, [Шри Чайтанья] Сарасват Матхе. Иногда я испытываю сожаления, что не мог быть с вами, когда вы были юны и когда Гуру Махарадж был молод». И когда он выразил подобные чувства, Гурудев повернулся к нему и так на него [выразительно] посмотрел и сказал: «Поверь мне, ты ничего не пропустил». Он сказал: «На самом деле ты не можешь даже себе представить, через что нам пришлось пройти, живя рядом со Шрилой Шридхаром Махараджем».

#00:25:40#

И как бы в противовес тому, что обычно сахаджии устраивали большие фестивали [киртана], [во время которых] у них девушки и мужчины разбивались по парам, плясали, водили хороводы, курили гашиш (там был хипповский такой релакс), Шрила Шридхар Махарадж и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур придерживались в своих Матхах того, что [их приверженцы] играли [во время киртана] только на караталах и мриданге, без всяких [иных] инструментов.

#00:26:23#

Но у Прабхупады, Шрилы Свами Махараджа, была миссия, когда он приехал на Запад, привлечь западных людей. Он очень широко проповедовал, действовал [с размахом] в своей проповеди.

#00:26:47#

И он подумал: «Если я сделаю киртаны сладостными, мелодичными, то европейские люди привлекутся этим в большей степени». Поэтому он ввел в свои киртаны фисгармонию, разные [иные] инструменты.

#00:27:17#

Вообще Шрила Прабхупада, поехав на Запад, сделал очень много революционных вещей, которые ранее не практиковались, во времена Бхактисиддханты Сарасвати, в [Гаудия-]матхах. Он очень много всего [нетрадиционного] использовал в проповеди.

#00:27:45#

Например, он стал устанавливать божества [Господа] Джаганнатхи, Субхадры, Нрисимхадева, Кришны-Баларамы, что на самом деле в Гаудия Матхе не практиковалось. Там не было таких божеств никогда.

#00:28:04#

Обычно в Гаудия Матхе устанавливались божества Шри Чайтаньи, Кришны и Радхарани. Это божества миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В его концепции Махапрабху — всё для нас.

#00:28:43#

Также до явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура никогда не было, чтобы Махапрабху и Радха-Кришна устанавливались на одном алтаре. Обычно было так, что Радхарани и Кришна стояли на одном алтаре, а Махапрабху — на другом. И [устанавливался] ближайший спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, Сварупа Дамодар, который является инкарнацией Лалиты-сакхи в кришна-лиле.

#00:29:54#

В соответствии с тем, как Сварупа Дамодар описывал то, как он видел Шри Чайтанью Махапрабху, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввел (из многих шлок он [эту истину] почерпнул) [положение], что Махапрабху неотличен он Радхи-Кришны, поэтому в соответствии с этим он установил Их на один алтарь.

#00:30:20#

Это очень сокровенное видение последователей рупануга-сампрадаи, настоящих хранителей чистоты [концепции Шри Чайтаньи Махапрабху] в служении Шримати Радхарани, в Ее божественном служении.

#00:31:01#

Но в миссию Шрилы Свами Махараджа Прабхупады входило широкое распространение, поэтому он подавал Кришну со всех сторон, очень широко.

#00:31:36#

Шрила Гуру Махарадж сохранил традицию. В [Шри Чайтанья Сарасват] Матхе, допустим, [во время киртанов и арати] в храмах играют [только] на караталах и мриданге, но если мы идем проповедовать, то все может быть задействовано.

#00:31:59#

В Австралии обычно играют на диджериду во время киртана. Там это нормально. Это нормально [для той местности] и люди привлекаются. Вообще это хорошо.

Есть ли еще вопросы?

#00:32:27#

Преданная: В [храме Шри Чайтанья Сарасват Матха в] Пури, если я не ошибаюсь, [божества] Гаура-Нитай установлены на алтаре. Почему?

#00:32:55#

Манас Кришна Прабху: Это очень сложный, обширный вопрос. Есть история о том, как Гаура-Нитай пришли в Джаганнатха Пури [в храм Шри Чайтанья Сарасват Матха], явились там. Вообще Они снизошли из сердца нашего Гурудева — Шрилы Говинды Махараджа.

#00:33:33#

Есть одна забавная история, связанная с этим. Как Шрила Гурудев рассказывал, в свои последние дни, когда Шрила Шридхар Махарадж уходил, он непрестанно повторял имена Гауры-Нитая — Гауранги и Нитьянанды.

#00:34:20#

Гурудев знал, что на самом деле Шри Чайтанья Сарасват Матх — даже вот это здание, — все, что связано [в единое целое Шрилой Шридхаром Махараджем], глубоко связано с милостью Господа Нитьянанды Прабху.

#00:34:51#

После ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, когда Гаудия Матх распался и Шрила Шридхар Махарадж покинул его, он поселился в уединении, жил один, у него не было никаких идей, чтобы проповедовать, принимать учеников, быть Гуру. Через какое-то время он пришел в одно место, где хотел на самом деле просто провести последние дни своей жизни.

#00:35:34#

И он жил долгое время в хижине на берегу Ганги и поклонялся своей говардхан-шиле, которая у него была. Он погружался в глубокий, интенсивный внутренний бхаджан.

#00:36:18#

И когда он жил в уединении, у него было две идеи на будущее: [первая:] отправиться во Вриндаван, где было [установлено] самадхи Шрилы Рупы Госвами. Все же в процессе своего бхаджана Шрила Шридхар Махарадж подумал, что Вриндаван — это место для возвышенных освобожденных душ.

#00:37:02#

И он подумал, что [вторая идея] для него Навадвипа будет более подходящим местом, потому что он считал себя неквалифицированным. И говорится, [что] Господь Нитьянанда — Дхамешвара Навадвипа-дхамы, хранитель Навадвипа-дхамы, ее защитник и хранитель.

#00:37:32#

[Поэтому] сначала он [Шрила Шридхар Махарадж] отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху, [чтобы] попросить Его о милости, чтобы Он позволил ему остаться в Навадвипа-дхаме. Мы все эту историю слышали много раз. В то время Шрила Шридхар Махарадж просил, молил Нитьянанду о милости, о [духовном] прибежище.

#00:38:30#

И он думал: «Как я могу просить Нитьянанду Прабху о милости, если я сам не смог выполнить наставления своего учителя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Я не могу распространять его учение. Как я могу просить о милости Нитьянанду Прабху?»

#00:39:04#

Нитьянанда Прабху явился к нему и сказал: «Если ты будешь давать [духовное] прибежище падшим, то Мое прибежище ты обретешь автоматически». Таким образом. Он сказал ему: «Оставайся в Навадвипе, и к тебе придут искренние ученики, давай им прибежище».

#00:39:59#

Гурудев, вспомнив об этом моменте, обратился к Шриле Шридхару Махараджу, он знал, что в Матхе не было божеств Гауры-Нитьянанды. [Шрила Гурудев] спросил: «А возможно ли где-то Их установить?» И в этом месте, в Джаганнатха Пури, они установили божество Гауры-Нитьянанды.

#00:40:31#

Когда он отправился туда на машине в путешествие, у них сломалась машина. Эту историю Гурудев всегда рассказывал и очень смеялся, все время вспоминая о ней. Очень смешная история. Эти божества были сделаны из металла, и машина сломалась.

#00:41:16#

Он говорил: «Им, наверное, просто не понравилось, что я таким образом перевозил Их. И тогда я отправил Их первым классом, поездом».

#00:41:55#

Я мог бы очень много историй рассказать о явлении в Джаганнатха Пури божеств Гауры-Нитьянанды, но сейчас время [почтения] прасада, поэтому не хватит времени.

#00:42:47#

В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, что когда Радха-Кришна предаются Своим сокровенным играм, то Господь Баларама, будучи братом Кришны, не входит туда, Он как бы держится поодаль, чтобы не мешать.

#00:43:31#

Говорится, что именно в Пури Шри Чайтанья Махапрабху провел Свои последние дни, вкушая глубину чувств Радхарани к Кришне.

#00:43:50#

Очень много бенгальцев, людей из Бенгалии, приезжают на Ратха-ятру как раз в Джаганнатха Пури. В то время [в XVI веке] Махапрабху оттуда отправил Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалию.

#00:44:42#

И такой вопрос [возникает]: в соответствии с видением нашей гуру-варги Махапрабху неотличен от Кришны и Радхарани, Они стоят на одном алтаре, но в Пури Махапрабху пребывает в разлуке, испытывает чувства к Кришне Шримати Радхарани, и там же находится Нитьянанда — почему? Это очень-очень глубокая тема.

#00:45:25#

Гурудев для божеств Гауры-Нитьянанды в Джаганнатха Пури написал арати, в котором он поклоняется [Гауре-Нитаю]. И там описывается, что Нитьянанда Прабху видел Махапрабху очень особым образом.

#00:46:16#

Как описывает «Шри Чайтанья-чаритамрита»: когда Чайтанья Махапрабху испытывал кришна-прему, испытывал эти сокровенные чувства, Нитьянанда Прабху на расстоянии мог узреть Его форму, неотличную от Радхи-Кришны.

#00:46:43#

И, должно быть, в песеннике, который [составил] Садху Прия [Прабху] (большая книга на английском), есть «Шри Шри Нитай-Чайтанья-арати». Вы можете почитать, там очень много красивых описаний этих божеств. Вообще [там сказано] об этом месте, где находятся Нитьянанда и Шри Чайтанья.

Какие-нибудь есть небольшие вопросы или комментарии?

#00:47:26#

Преданная: Я хотела спросить про качества приближенных гопи Шримати Радхарани, Лалиты и Вишакхи.

Манас Кришна Прабху: У меня нет квалификации рассказывать о духовных качествах приближенных Шримати Радхарани.

#00:48:41#

Как мы знаем вообще, Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гурудев, они говорили, что Лалита и Вишакха — это правая и левая рука Шримати Радхарани. Лалита и Вишакха знают самое сокровенное, что есть на сердце у Шримати Радхарани. Они могут это дать.

#00:49:42#

Как мы знаем, Шрила Гуру Махарадж говорил, что Лалита-сакхи отличается [особым] рвением в служении Шримати Радхарани, расторопностью. Иногда она ругает Кришну. И она ругает Его за то, что Шримати Радхарани больно ранят всякие выходки Кришны, жестокие выходки. В Своих отношениях с Радхарани Кришна иногда проявляет, можно сказать, жестокость. Но Шримати Радхарани очень любит Кришну, Она никогда не допускает со Своей стороны никаких обвинений в Его адрес.

#00:51:27#

И поэтому, видя это, Ее подруги, Лалита-сакхи [прежде всего] кричит на Кришну. Есть такая шлока, стих, который прославляет Лалиту Деви[5]. Это стих, который описывает настроение служения Лалиты Деви, ее отношение [к Шри Шри Радхе-Кришне].

#00:52:23#

Она говорит, что она готова на все в своем служении. Она не терпит [и] малейшего изъяна в служении Шримати Радхарани и Кришне. А Вишакха Деви — эксперт в области песен и танцев.

#00:53:34#

На самом деле, чтобы глубже постичь их природу, нужно обратиться к [их экспансиям в гаура-лиле]… Они [Вишакха и Лалита] пришли в гаура-лиле как Рамананда Рай и Сварупа Дамодар. В Гамбхире Сварупа Дамодар находился рядом с Махапрабху. Когда Он [Махапрабху] переживал сокровенные чувства, он всегда был рядом с Ним.

#00:54:38#

Чтобы воистину понять, кто были эти божественные личности, Лалита и Вишакха, нам нужно сконцентрироваться на нашем Шриле Гурудеве.

#00:55:32#

Когда мы становимся учениками, мы ищем Кришну. А Гурудев является тем, кто приводит нас к Кришне. Когда в процессе практики со временем мы углубимся в личность Шрилы Гурудева, то сделаем революционное открытие в самих себе.

#00:56:28#

Как говорил Гурудев: Кришна подобен огромной горе, вершине. И когда вы будете взбираться на эту гору, то вы на своем пути встретите очень много препятствий, подъемов.

#00:57:14#

Вообще описывается, что Шри Гуру неотличен от Кришны. Гуру неотличен от Нитьянанды Прабху. Также мы могли слышать, что Гуру неотличен от Радхарани. Как привести в гармонию эти противоречия? Это тоже обширная тема.

#00:58:03#

Когда наше видение углубится, как говорит Гурудев, то мы в личности нашего Гуру увидим то, что в нем пребывают все божественные качества, все это есть в нем.

#00:58:27#

И мы увидим, что Гуру на самом деле неотличен от Шримати Радхарани. В то же время мы видим, что настроение нашего Гуру, вообще настроение Гурудева — это настроение слуги.

#00:59:58#

Гуру как проводник божественной энергии, ее потока. Электрический заряд сам по себе обладает электрическим полем и электрический провод создает электрическое поле.

#01:00:39#

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам[6]

Качества Гуру описываются в этой шлоке, которую мы поем по утрам, в песне «Ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам».

#01:01:05#

Здесь описано, что Гуру является единым с Кришной, неотличным от Него, но в то же время является и отличным от Него. С такой же точки зрения он является самой Шримати Радхарани, но в то же время отличается от Нее.

#01:01:45#

Если мы заглянем еще глубже, то на самом деле мы увидим, что Шрила Гурудев является ближайшим слугой Шримати Радхарани. А если вы хотите узнать природу Лалиты, Вишакхи Деви, то в Шриле Гурудеве вы увидите все эти качества, они пребывают в нем.

Переводчик: Двиджарадж Дас
Транскрипцию выполнила: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво / друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там / катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ / чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча / са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н / нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣ / бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇ / видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение не отчуждается прошлым и будущим… Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома она — лишь очень немногим чистым преданным Господа Кришны, и они знают ее как Голоку» («Шри Брахма-самхита», 5.56).

[2] «Господь Гауранга взывает: „Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы Майи“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодойа-киртан», песня вторая, стих 1).

[3] Кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам / йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣ — «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

[4] Антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇, дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам / калау сан̇кӣртана̄дйаих̣ сма, кр̣ш̣н̣а-чаитанйам а̄ш́рита̄х̣ — «Я вручаю себя Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, который внешне имеет золотистый цвет тела, но по сути неотличен от Кришны. В век Кали Он приходит со Своими экспансиями (ангами и упангами) и вместе с ними поет святое имя Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.81).

[5] Речь идет о стихах «Лалита-аштаки» Шрилы Рупы Госвами. Но если конкретнее, то Манас Кришна Прабху, скорее всего, ссылается на ее первый стих: ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-, нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м, девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[6] «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от высшей личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Всевышнего, Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» («Шри Шри Гурваштака», стих  7).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования