«Литературное наследие, наставления и руководство Шрилы Говинды Махараджа». Садху Прия Прабху. День 3 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 142.41M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Садху Прия Прабху

Литературное наследие, наставления и руководство Шрилы Говинды Махараджа

(День 3 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Садху Прия Прабху. Когда я завершил работу, Гурудев захотел взглянуть на эту книгу [песенник, «Гаудия-гитанджали»] прежде, чем отправлять ее на печать. У меня был черновик. Гурудев получил этот черновик и стал медленно листать его страница за страницей, не спеша. Я думал: «Ой, теперь-то он точно там что-нибудь найдет». И так он дошел до страницы, где была написана пранама, написанная Гурудевом Прабхупаде. И он сказал, что необходимо убрать ее. Я убрал ее из книги, и теперь весь мир на меня жалуется. Потому что все привыкли произносить эту мантру как часть ванданы. И вдруг этой мантры нет. Но когда Гурудев сказал это мне, он объяснил это таким образом: «Он [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада] не в нашей сампрадае, поэтому я не хочу, чтобы эта пранама-мантра была здесь, в этих молитвах, как часть ванданы». Можно взглянуть на это с иной стороны. Примерно в то же самое время Шрила Гурудев сказал: «Не читайте какие-либо книги каких-либо других миссий». Эти слова также до какой-то степени шокировали преданных.

#00:02:14#

Мои собственные впечатления по этому поводу таковы: Гурудев начал свою проповедь в 1992 году, в то время наша миссия была очень маленькая. Но к 2006 или 2007 году мы уже издали большинство главных книг. Поэтому Гурудев имел в виду, что мы к этому времени уже издали нашу Бхагавад-гиту, нашу «Брахма-самхиту», нашу «Прапанна-дживанамритам». Он имел в виду, что мы имеем вполне достаточно своих книг, поэтому нет необходимости обращаться к сторонним источникам, потому что то, что в них содержится, может быть хорошо, может быть плохо, но лучше действовать наверняка. Некоторое время я размышлял над этими словами, и несколько дней назад, буквально недавно, ко мне пришло понимание по этому поводу. Сейчас я работаю над следующим изданием нашего песенника, потому что те песни, которые любит петь Ачарья Махарадж, не включены в наш нынешний песенник, поэтому мне необходимо обновить его.

#00:04:15#

Однажды, когда я готовил прошлое издание этой книги, она была уже готова в такой степени, что я даже сказал типографии, собственно, начинать печатать. И в этот момент, одним утром, Гурудев сказал мне: «А могу ли я внести еще кое-какое изменение?» К этому моменту было уже слишком поздно, несколько дней назад было бы вовремя, но сейчас было уже поздно. И что он хотел изменить? На обложке песенника, как он был издан, я добавил на заднюю обложку некоторые избранные высказывания Шрилы Гуру Махараджа. Гурудев увидел это и сказал: «А как же мои сочинения?» Он сказал: «А можешь ли ты поместить в эту книгу какие-то из моих произведений?» Я тогда подумал: «Ой, опоздали на несколько дней». На самом деле это была в каком-то смысле грустная ситуация, потому что к тому времени запасы наших прошлых песенников уже несколько месяцев как закончились, нам срочно были нужны новые, и запускать новый цикл продолжительностью в три месяца, для того чтобы внести новые изменения от Гурудева и завершить новое издание, такой возможности просто не было.

#00:06:16#

Гурудев своим всезнающим взглядом, я думаю, заметил это, понял все это по моему взгляду, по выражению моего лица. Поэтому он сказал: «Хорошо, можешь включить это в следующее издание». На самом деле это приключение стало сигналом к тому, чтобы я начал поиск всех произведений Гурудева, всего того, что он писал. Он очень много писал. Есть множество вещей, о которых он никогда не рассказывал, и которые «погребены» в самых неожиданных местах. У большинства людей впечатление о Гурудеве, мнение о нем было таково, что это очень милый, очень добрый, обаятельный человек, этакий добрый папа или добрый дедушка. Иногда мы видим какие-то намеки [о его литературном вкладе]. Например, только что мы пели «Говардхан-ароти», написанное Гурудевом, и еще некоторые моменты. Мы видим: да, он написал некоторые неплохие вещи. Но на самом деле он написал просто чудесные вещи.

#00:08:25#

Для меня это крайне сложная задача, потому что включить в песенник я могу не более пяти-шести сочинений. Для меня крайне сложная задача — выбрать [что-то избранное] из всего количества произведений, что написал Гурудев. Сейчас я насчитал их шестьдесят пять, и подсчет продолжается. И из этих шестидесяти пяти [произведений] широким массам людей были известны не более десяти произведений. Например, он написал замечательную песню на бенгали, посвященную известному стиху из Бхагавад-гиты, — даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ, мама ма̄йа̄ дуратйайа̄[1]. В этой песне он передает, выделяет самую суть этого стиха. Иногда бывали случаи, когда на даршане Гурудев цитировал одну-две строки откуда-то, и кто-то из присутствующих спрашивал: «Гурудев, скажите, откуда эта строка?» Выяснялось, что это из произведения самого Гурудева. Иногда он просто вспоминал произведения, написанные им же, погружался в экстаз, вспоминая о них.

#00:10:07#

Однажды мы были [рядом] с Гурудевом в дождливое время года [в Индии], примерно это время года, как сейчас. Дождь хлестал изо всех сил каждый день, несколько дней подряд. И что самое интересное: он написал эту песню, это произведение во время поездки на поезде из Навадвипы в Калькутту или обратно. В поезде он достал бумажку и начал на ней что-то нацарапывать, но при этом санскрит, явленный в этом произведении, — это что-то, выходящее за рамки этого мира. Так Гурудев написал тогда этот стих. И одним утром, когда мы были с ним, он снова и снова вспоминал об этом стихе. Поскольку в этот день в небе грохотал гром, лился дождь, все это напоминало ему об этом стихе. Однажды Гурудев сказал, что дхама — в природе. Мы также слышали от Госвами Махараджа, как иногда Шрила Шридхар Махарадж давал лекцию, и в это время окружающая погода менялась в соответствии с тем, что говорил Шридхар Махарадж. Здесь происходит нечто загадочное.

#00:12:14#

Так или иначе Гурудев написал эту шлоку, она прославляет Шрилу Гуру Махараджа. Почти все, что писал Гурудев, было прославлением Шрилы Гуру Махараджа. В этом стихе он написал, что хари-катха Гуру Махараджа подобна раскатам грома. Подобно тому, как от грома все начинает трястись, вибрировать, хари-катха Гуру Махараджа обладает подобным эффектом, подобной силой. Так в ту погоду он вспоминал об этом. В другой раз он сказал мне: «Мне нужно найти одну вещь, которую я написал (опять же) в прославление Гуру Махараджа». История такова, что мы все слышали о Кришнадасе Бабаджи Махарадже, духовном брате Шридхара Махараджа. Он пел, пел святые имена весь день, он один из тех преданных, что поют весь день, день и ночь. И он очень любил петь произведения Гуру Махараджа.

#00:14:31#

Иногда он отправлялся во время парикрамы в Хапанию. И, отправляясь туда, он пел, например, стихи из «Према-дхама-дева-стотрам» Шрилы Шридхара Махараджа. Он просто помнил наизусть многие его произведения. Кришнадас Бабаджи Махарадж на самом деле разбирается в санскрите, он знает, что такое качественные произведения, что такое настоящий санскрит, он знает все подробности. А Гурудеву во время истории, которую мы рассказываем, было лет двадцать пять. В это время началось издание журнала «Гаудия-даршан». Там Гурудев опубликовал некоторые статьи собственного авторства. И тогда Бабаджи Махарадж пришел к Гурудеву и бросил ему вызов, а именно он сказал: «Я не верю, что это ты написал столь прекрасные вещи! Наверняка это Гуру Махарадж пишет все эти вещи, а ты только подписываешься». Тогда он усадил Гурудева перед собой, дал ему бумагу и ручку и сказал: «Напиши что-нибудь прямо сейчас передо мной».

#00:16:20#

Гурудев улыбается, вспоминая об этом случае, он говорит: «Это была моя экзаменационная комната». И он написал тогда замечательное поэтическое произведение, поэму о Гуру Махарадже на санскрите, при этом используя тот же самый метр, тот же самый размер стиха, которым написана «Гита-Говинда» Джаядева Госвами. А это одна из высочайших книг в нашей сампрадае. Там раскрываются самые сокровенные вещи. Это произведение, которым наслаждался Махапрабху в обществе ближайших спутников, Рамананды [Рая] и Сварупы [Дамодара]. Гурудев взял этот поток, этот размер стиха и в этой форме написал прекрасное светлое произведение, прославляющее Шрилу Гуру Махараджа. Есть много удивительных вещей, которые преданным только предстоит узнать о Шриле Говинде Махарадже. Реализация, что пришла ко мне несколько дней назад, мое понимание той беседы с Гурудевом, что мне следует включить его пранаму Шриле Прабхупаде в раздел сочинений Шрилы Говинды Махараджа. Эти вещи, эти произведения будут изданы на английском и на русском языке уже в этом году. Издание песенника — это наш приоритет.

#00:18:42#

На самом деле я ни разу не слышал лекции Гурудева на Нандотсав, он всегда дает лекцию на Джанмаштами. Он, конечно, упоминает, говорит что-то на утреннем даршане [на Нандотсав], но как таковой отдельной большой лекции в этот день он обычно не дает, поскольку в Индии празднование Джанмаштами — это не такой уж большой праздник в нашем Матхе. Разумеется, это очень особенный день, однако Шри Радхаштами — это день, который ценится, быть может, еще выше. Это день, когда наши учителя и их служители в особенной степени внимательны и осторожны в том, что они делают, в каком настроении они это делают. Это лишь мое личное впечатление, но оно таково, что на Джанмаштами они просто заботятся, чтобы Кришне было предложено достаточное количество блюд для еды, а на Радхаштами они на самом деле заботятся, медитируют на то, в каком настроении все должно быть сделано, как и что.

#00:20:51#

Забавно, у нас в Австралии есть такая традиция, что утром в этот день преданные просыпаются и отправляются на охоту, на охоту за тортом, который дарят Кришне на день рождения, потому что в предыдущий день из-за поста его нельзя было съесть, а теперь можно. Кто-то всегда прячет этот торт где-нибудь. Итак, подобным утром я однажды проснулся, пришел на кухню, а торта нет. Я сказал тогда преданным: «Знаете, ребята, вам придется идти в ад, знаете? Кришне на день рождения не подарить торта?!» Сколько свечек ставить в торт, зависит от того, с какой точки зрения вы хотите все рассматривать.

#00:22:12#

Шачи Сута Прабху. Насколько в ад идти?

Садху Прия Прабху. Я думаю, по аналогии здесь можно вспомнить историю о Мукунде. Помните преданного, которого Махапрабху изгнал из Своего общества? Но когда Мукунда услышал, что у него есть надежда, что когда-нибудь через миллион рождений он снова будет с Махапрабху, он обрадовался. Увидев такую реакцию, Махапрабху сказал: «Да, все хорошо, его миллион рождений закончился, ведите его сюда». В связи с этим мне вспоминается кое-что, что я слышал о кришна-лиле. Мы понимаем, что на самом деле Кришна не рождается. Это просто определенная лила, игра. Мы слышали, что несколько лет Кришна прожил во Вриндаване, но большую часть Своей жизни Он прожил за его пределами. Быть может, Он жил двадцать пять лет во Вриндаване, а затем еще сто лет за его пределами. Вриндаваси пришлось пережить сто лет разлуки [с Кришной].

#00:24:22#

Я прочел в одном месте, что развитие разлуки обладает определенным качеством. Я слышал, что со временем (разумеется, иллюзию времени создает Йога-майя, но все же), с течением времени Нанда и Яшода начинают все более отдаленным образом вспоминать о рождении Кришны, начинают думать: «А правда ли у нас был ребенок? А был ли у нас Кришна?» Воспоминания о Нем, о Его рождении становятся настолько размытыми и отдаленными, что они начинают сомневаться в том, что у них вообще был сын. Это кажущееся забвение достигает такого предела, когда они готовы вновь дать рождение Кришне, для того чтобы лила, развивающаяся циклическим образом, смогла выйти на свой следующий круг.

#00:26:18#

Это становится критической точкой, в которой все меняется. Сто лет разлуки с Кришной, затем они погружаются в такое настроение, когда они готовы снова дать рождение Кришне, и тогда снова Кришна приходит к ним, рождается у них, и они снова в восторге, что у них родился этот ребенок. Таким образом эта лила продолжается циклическим образом снова и снова. Еще можно вспомнить, часто мы слышим, что кришна-лила, рассказы о ней — это лучшее лекарство от материализма, от материальной жизни. Но в то же время есть определенные лилы, о которых вам самим не захочется слушать. Как Гурудев однажды пошутил: «Если вы будете слушать об этом, то вы от этого забеременеете». Мы можем достаточно свободно и спокойно обсуждать лилы Кришны вплоть до балья-лилы, детских игр Кришны, когда Он проявляет Свою силу, независимость, начинает воровать масло, играть с друзьями и так далее. Но как только речь заходит об отношениях с гопи, когда проявляется определенное качество мадхуры, в отношении этих игр нам следует проявлять крайнюю осторожность.

#00:28:33#

Также мы можем понять, что «Прапанна-дживанамритам» являет собой самую суть садханы Чайтанья Сарасват Матха. Концепция об исключительном положении балья-лилы также присутствует и в этой книге. Шрила Гуру Махарадж выбрал удивительный стих, который он включил в «Прапанна-дживанамритам». Гурудев повторял этот стих, читал этот стих так часто, как только мог. Сколько я слышал лекции Гурудева, каждый раз, когда ему предоставлялась возможность так или иначе каким-то образом затронуть эту тему, он обязательно обращался к этой теме и цитировал этот стих. Причина, почему это важно для нас, — потому что сам Господь Чайтанья на самом деле сочинил, составил, написал лишь небольшое количество стихов. Он передал служение по написанию, записи всего, что нужно, госвами [Вриндавана]. Поэтому нам остается «Шикшаштака» [которую составил сам Шри Чайтанья] и мало что, помимо этого.

#00:30:26#

Конечно, на бенгали есть многие места: Кришнадас Кавирадж Госвами записывает бенгальские изречения Шри Чайтаньи Махапрабху, Его советы, слова, однако, что касается оригинальных санскритских произведений Махапрабху, то таких примеров крайне мало. Но этот стих — это оригинальное произведение Махапрабху:

#00:30:48#

дадхи-матхана-нина̄даис тйакта-нидрах̣ прабха̄те…

…кавалита-наванӣтах̣ па̄ту ма̄м̇ ба̄ла-кр̣ш̣н̣ах̣[2]

Эта шлока — это прекрасный, красивый санскрит. В этой шлоке сказано: «Я склоняюсь перед этим Бала-Кришной, маленьким мальчиком Кришной, который ворует масло». По сути, это макханчор-шлока. В этой шлоке говорится о рассвете, о самом начале дня, когда все во Вриндаване спят, а Кришна распахивает глаза, встает и прижимает руками Свои колокольчики на лодыжках, чтобы они не звенели. Тайком [Он] подбирается к горящей свече и Своими лотосоподобными устами задувает эту свечу, чтобы все погрузилось в полную темноту, чтобы даже если у кого-то в это время и открыты глаза, они ничего не смогли бы увидеть. Подкрадывается к кухне, находит там горшки со свежим маслом и начинает их опустошать.

#00:33:15#

Махапрабху говорит: «Я склоняюсь перед этим Кришной. Я принимаю полное прибежище у него, у того самого Кришны, что являет подобные игры. Вриндаванский Кришна». Есть много разных «-ский», но вриндаванский — это особая категория. Когда мы слушаем о подобных вещах, о подобных историях, то они необычайно сладостны, приятны, красивы и крайне благотворны для нашей духовной жизни. А также безопасны. В отличие от иных вещей, услышав о которых, наш ум может прийти в беспокойство. Все эти другие вещи, что могут обеспокоить нас, были запрещены Сарасвати Тхакуром. И для этого были хорошие причины.

#00:35:20#

Гурудев также оберегает нас, защищает нас от слушания ненужных вещей. Таким образом он заботится о нашей духовной жизни, поддерживает нас. Гуру Махараджу нравилась пословица на английском языке: «Дураки рвутся туда, где ангелы ступить боятся». Если мы сейчас будем рваться туда, куда нам сейчас еще не следует ступать, то мы можем совершить какое-то оскорбление, которое остановит наш дальнейший духовный рост. Поэтому мы всегда думаем так: «Время для меня приблизиться к этим высшим играм придет тогда, когда представители этих игр, того мира сами придут ко мне, найдут меня и за руку отведут в тот мир». Мы знаем, что Гурудев иногда говорил тем или иным людям: «Я хочу, чтобы сейчас ты остался со мной». Это был своеобразный процесс апгрейда, то есть возвышения человека на следующий уровень. Гурудев говорил: «Я хочу, чтобы сейчас ты остался со мной, чтобы я смог перевести тебя на более высокий уровень понимания». Нам нет особой нужды беспокоиться о том, чтобы получить доступ к чему-то более высокому. Наши хранители знают, когда мы будем готовы. И когда мы будем готовы, они придут и найдут нас.

#00:37:43#

Именно поэтому мы приходим и представляем себя, показываем себя, являемся на все ароти перед Господом. Потому что мы не хотим оказаться в положении, когда нас зовут, а нас нет. Когда приходит зов: «Знаешь, тебе пора вступить в эти игры!», — а тебя нет, ты ушел куда-то. Я много раз слышал, как Гурудев говорил: «Ну куда ушел этот мальчик? Куда ушел тот человек? Куда они уходят? Я так долго ждал. Сейчас самый нужный момент, но именно сейчас этого человека нет. Где он?» Что это означает? Что нам нужно стать внимательными к тому, чтобы двигаться в соответствии с волей и желаниями Гуру. Нам следует приготовиться действовать согласно плану Гурудева, нам следует быть готовыми, чтобы, когда Гурудев скажет нам выступать, начинать активные действия, чтобы мы были готовы, а не остались позади.

#00:39:43#

Это на самом деле смешно. Некоторые вещи, что говорил мне Гурудев, наверное, до конца моей жизни так и будут звучать в моих ушах, болтаться в моей голове туда и обратно, и я, наверное, никогда не смогу забыть их. Иногда он говорил некоторые вещи лично тебе. Эти вещи пронизывали все те слои и щиты, которыми мы пытались закрыться, все эти слои невежества, проникали в самую глубину [нашего естества]. Однажды он посмотрел мне прямо в глаза и сказал: «Все, что ты делаешь, нужно делать совершенно». На самом деле это очень и очень высокий стандарт жизни. Это уровень слуг Кришны. Все, что они делают, они делают совершенно. Мы можем задуматься, просто себя проанализировать, сколько вещей в течение дня мы делаем, и сколько из них мы делаем совершенно. Гурудев часто напоминал нам о таких вещах и говорил об этом, дабы напомнить, что на самом деле наш идеал намного-намного выше всего, и именно этот идеал является нашей целью. Ведь мы здесь даже не для того, чтобы удовлетвориться обычной Кришна-концепцией, наша цель не в этом.

#00:42:14#

Да, Кришна — наш Господь, но тем не менее нас снова и снова подталкивают, побуждают, вдохновляют на то, чтобы мы двигались, изменялись, модифицировали себя. Таким образом нас принуждают к тому, чтобы мы придвигались к самому тонкому, самому глубокому пониманию, что такое Кришна-концепция. Госвами Махарадж однажды сказал забавную вещь: «Лучше вам пойти добровольно и радостно, иначе вас силком попрут». Выбирайте. Вы можете на цыпочках пройти по поверхности, а можете нырнуть в самую грязь и с трудностями, с огромными проблемами преодолевать это все.

Может быть сейчас у кого-то есть маленький вопрос, а если нет, то перейдем к прасаду.

#00:43:27#

Шьям Сундар Прабху. Что значит — легко пройти по поверхности?

Садху Прия Прабху. Это напрямую связано с тем, что Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев говорили нам. Гурудев очень часто говорил о смирении, терпении и почтении[3]. В большинстве лекций он упоминал об этом хотя бы раз. Можно рассматривать эту шлоку, эту концепцию с различных точек зрения, с разных углов. Один из углов зрения на эту идею — это, как объясняет Гурудев: подобное поведение освобождает вас, освобождает вас, чтобы у вас было больше времени, больше возможности жить духовной жизнью. В особенности идея почтения к другим. Обычно смирение — это легко, от терпения никуда не деться, но выражать почтение — это сложно. Да?

#00:45:35#

Но что вы обнаружите, если вы уважаете, почитаете других, то это освобождает вас. К примеру, вы можете встретиться с кем-то, кто очень хочет с вами поспорить. И вы можете решить: «Ну ладно, я буду спорить с этим человеком», — и проспорить два-три часа. Но на самом деле, что хочет этот человек? Высосать из вас энергию. Но что говорит Гурудев, о чем он говорит? Просто выразите почтение, уважьте этого человека с самого начала, потратьте пять, десять, пятнадцать, ну, двадцать минут, выразите ему это почтение, дайте ему ту энергию, которую он от вас ищет, и тогда у вас остается еще два-три часа, которые вы можете потратить на служение. Это лишь небольшой пример, но Шрила Гуру Махарадж не зря говорил, что весь этот мир дружно марширует, направляясь в пасть смерти. Старайтесь как можно меньше иметь общего с этим. Сберегите это время, силы, энергию для духовной жизни.

#00:47:28#

Главный план Майи Деви — отвлечь, чтобы вы впустую тратили время. Идея Майи Деви такова: день прошел, и в конце дня [вы осознаете, что] по тем или иным причинам у вас так и не было времени, вы так и не смогли заняться [духовной] практикой. Она [Майя Деви] идет на любые ухищрения, прибегает к любым методам, чтобы похитить у вас это время, силы, энергию, чтобы отвлечь вас от главного. Один старший вайшнав нашей миссии однажды сказал (он уже оставил, покинул этот мир, он отправился в духовный мир, Гурудев подтвердил это, он оставил свое тело в Навадвипе), за несколько дней до того, как он ушел, он дал прекрасные наставления одному из наших духовных братьев. Он сказал: «Единственное, что у тебя есть, это твоя утренняя садхана и наставления Гурудева. Все остальное — иллюзия».

#00:49:55#

Почему утренняя садхана обладает такой исключительной важностью? Потому что это возможность потратить три-четыре-пять часов своей жизни на духовную жизнь, прежде чем посланники Майи получат возможность прийти к вам и отвлечь на что-то. Гуру Махарадж говорит: «Постарайтесь извлечь максимум из невыгодной сделки». Эта ситуация означает, что каждое утро у вас есть возможность обрести что-то ценное, качественное, прежде чем наступит день и поглотит вас. Эта идея в еще большей степени важна для семейных людей. Поскольку, живя в храме, у нас так или иначе в течение дня есть возможность обрести связь с духовной жизнью, но в особенности [этот подход важен] для семейных людей: им следует особенно ценить всякую возможность на протяжении дня обрести какую-то качественную связь [с духовным]. Я знаю одних домохозяев в Австралии, они несколько раз в неделю проводят у себя дома мангала-ароти и приглашают на это мангала-ароти преданных, которые живут рядом по соседству, потому что они понимают, что утренняя программа крайне важна. Если утром правильно потратить свое время, то день проходит лучше.

#00:52:23#

Поэтому скользить по поверхности на цыпочках — означает избегать всех этих ловушек майи, которые стремятся отвлечь вас на что-то другое. Это также означает, как Гурудев однажды сказал: «Всех сделайте своими друзьями». Иногда он говорил так: «Будьте терпеливы, смиренны и дружите со всеми». Потому что, если вы будете соприкасаться с другими людьми, словно они ваши друзья, будете общаться только с друзьями, то в этом случае вы сможете легко идти по этому миру. В противном случае, если ваше поведение приносит беспокойство другим людям, то связанные с этим действия и последствия будут неминуемо стягивать вас вниз. Опять же это очень концептуальный и внутренний момент, но нам не следует также беспокоить других. В особенности, учитывая, что наша природа самих по себе — это совершать оскорбления, относиться к другим оскорбительно.

#00:54:19#

Но главное, что говорил Гурудев, не прекращайте попыток, не прекращайте стараться. Со временем у вас начнет получаться лучше, и наконец вы обретете успех.

#00:54:45#

Преданный. [Неразборчиво. Вопрос о том, почему Гурудев сказал, что Шрила Прабхупада не из нашей сампрадаи. Связано ли это с другим настроением [преданности]?]

Садху Прия Прабху. Сампрадая означает преемственность от учителя к ученику, от учителя к ученику. Наша сампрадая продолжается от Сарасвати Тхакура к Шриле Шридхару Махараджу, к Шриле Говинде Махараджу, сейчас — к Шриле Ачарье Махараджу. А в случае с Прабхупадой эта линия шла от Сарасвати Тхакура к Прабхупаде, от него к ДжиБиСи, к ключевым лидерам [ИСККОН] и так далее. Это другая сампрадая, другая преемственность. Поэтому, хотя в отношениях присутствует любовь, присутствует уважение, но тем не менее это две разных сампрадаи. Вот и все, что он имел в виду. Что он хочет сказать? Что наше служение должно проходить через этот поток Шри Чайтанья Сарасват Матха. Ведь на самом деле наша связь проходит именно через этот поток.

#00:56:49#

В каких-то случаях, конечно, бывают обстоятельства, когда люди служат и в других храмах. В таких случаях Гурудев говорит: «Главное убедитесь, что вы служите в месте, где нет оскорбительного отношения к Гуру нашей сампрадаи». Но в идеале нам следует быть связанными исключительно с этим потоком Шри Чайтанья Сарасват Матха и служить исключительно ему. Мы видим, что у одного Гуру может быть много учеников. И тогда с каждым новым поколением появляются новые и новые сампрадаи. Все они связаны со Шри Чайтаньей Махапрабху и восходят к Его линии, однако, тем не менее, в рамках своей линии, своего служения их задача, задача служителей каждой из этих линий — сохранять целомудрие и верность своим учителям.

#00:58:40#

Гурудев говорит нам эти вещи для нашего блага, для нас, как для его учеников. В более широком смысле, в какой-то публичной обстановке, когда мы говорим в общем, мы имеем право сказать, что да, на самом деле все духовные братья Гуру Махараджа также являются частью этой сампрадаи, в широком смысле это можно сказать. Но при этом он хочет, чтобы мы, как его ученики, сосредоточились исключительно на этой парампаре, на Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Это одна из особенностей сознания Кришны, что, как только вы меняете контекст, значения слов меняются. Градация существует во всем. Какие-то слова могут иметь один смысл, но как только вы переносите это в иную ситуацию, в другой контекст — смысл меняется.

#01:00:22#

В каком контексте были произнесены эти слова Гурудева, о которых идет речь? Я издавал, по сути дела, руководство по садхане для нашей линии, для учеников Гурудева, для последователей нашей линии. Он хотел сохранить целомудрие, сберечь верность учеников нашей линии. В другой раз Гурудев услышал новости о некоем конфликте, сражении между несколькими другими Гаудия-миссиями, различными сампрадаями. Он опечалился и сказал: «Но ведь мы все — внуки Сарасвати Тхакура. Почему мы так деремся друг с другом?» Опять же, это ачинтья-бхед-абхеда. Одновременно различные вещи могут считаться чем-то отдельно существующим, отдельно стоящим, и в то же время их можно рассматривать как часть единого целого. Наша миссия для нас — это наши ближайшие родственники. То есть непосредственно наши братья и сестры, наш духовный отец, учитель. Конечно же, у нас есть духовные дяди, тети, духовные двоюродные братья и сестры и так далее. Но также, как и в обычной жизни, самое главное для нас — это ближайшие родственники. Своих двоюродных братьев, своих дядей я вижу, может быть, раз в год на Рождество. Что-то в этом роде.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ, мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ / ма̄м̇ эва йе прападйанте, ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те — «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

2  Дадхи-матхана-нина̄даис тйакта-нидрах̣ прабха̄те, нибхр̣та-падам ага̄рам̇ баллавӣна̄м̇ правиш̣т̣ах̣ / мукха-камала-самӣраир а̄ш́у нирва̄пйа дӣпа̄н, кавалита-наванӣтах̣ па̄ту ма̄м̇ ба̄ла-кр̣ш̣н̣ах̣ — «Да защитит меня малыш Кришна, который, пробуждаясь от звуков пахтания масла, прокрадывается тайком в дома пастушек, быстро задувает лампы упоительным ветром дыхания, исходящего из Его лотосоподобных уст, и поглощает свежее масло» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 143).

3  Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).




←  Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Вечерняя лекция 3 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Вечерняя лекция 2 сентября 2010 года. Шри Кришна-джанмаштами. Лахта, Санкт-Петербург  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 184.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Садху Прия Прабху

Литературное наследие, наставления и руководство Шрилы Говинды Махараджа

(День 3 сентября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Садху Прия Прабху. Когда я завершил работу, Гурудев захотел взглянуть на эту книгу [песенник, «Гаудия-гитанджали»] прежде, чем отправлять ее на печать. У меня был черновик. Гурудев получил этот черновик и стал медленно листать его страница за страницей, не спеша. Я думал: «Ой, теперь-то он точно там что-нибудь найдет». И так он дошел до страницы, где была написана пранама, написанная Гурудевом Прабхупаде. И он сказал, что необходимо убрать ее. Я убрал ее из книги, и теперь весь мир на меня жалуется. Потому что все привыкли произносить эту мантру как часть ванданы. И вдруг этой мантры нет. Но когда Гурудев сказал это мне, он объяснил это таким образом: «Он [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада] не в нашей сампрадае, поэтому я не хочу, чтобы эта пранама-мантра была здесь, в этих молитвах, как часть ванданы». Можно взглянуть на это с иной стороны. Примерно в то же самое время Шрила Гурудев сказал: «Не читайте какие-либо книги каких-либо других миссий». Эти слова также до какой-то степени шокировали преданных.

#00:02:14#

Мои собственные впечатления по этому поводу таковы: Гурудев начал свою проповедь в 1992 году, в то время наша миссия была очень маленькая. Но к 2006 или 2007 году мы уже издали большинство главных книг. Поэтому Гурудев имел в виду, что мы к этому времени уже издали нашу Бхагавад-гиту, нашу «Брахма-самхиту», нашу «Прапанна-дживанамритам». Он имел в виду, что мы имеем вполне достаточно своих книг, поэтому нет необходимости обращаться к сторонним источникам, потому что то, что в них содержится, может быть хорошо, может быть плохо, но лучше действовать наверняка. Некоторое время я размышлял над этими словами, и несколько дней назад, буквально недавно, ко мне пришло понимание по этому поводу. Сейчас я работаю над следующим изданием нашего песенника, потому что те песни, которые любит петь Ачарья Махарадж, не включены в наш нынешний песенник, поэтому мне необходимо обновить его.

#00:04:15#

Однажды, когда я готовил прошлое издание этой книги, она была уже готова в такой степени, что я даже сказал типографии, собственно, начинать печатать. И в этот момент, одним утром, Гурудев сказал мне: «А могу ли я внести еще кое-какое изменение?» К этому моменту было уже слишком поздно, несколько дней назад было бы вовремя, но сейчас было уже поздно. И что он хотел изменить? На обложке песенника, как он был издан, я добавил на заднюю обложку некоторые избранные высказывания Шрилы Гуру Махараджа. Гурудев увидел это и сказал: «А как же мои сочинения?» Он сказал: «А можешь ли ты поместить в эту книгу какие-то из моих произведений?» Я тогда подумал: «Ой, опоздали на несколько дней». На самом деле это была в каком-то смысле грустная ситуация, потому что к тому времени запасы наших прошлых песенников уже несколько месяцев как закончились, нам срочно были нужны новые, и запускать новый цикл продолжительностью в три месяца, для того чтобы внести новые изменения от Гурудева и завершить новое издание, такой возможности просто не было.

#00:06:16#

Гурудев своим всезнающим взглядом, я думаю, заметил это, понял все это по моему взгляду, по выражению моего лица. Поэтому он сказал: «Хорошо, можешь включить это в следующее издание». На самом деле это приключение стало сигналом к тому, чтобы я начал поиск всех произведений Гурудева, всего того, что он писал. Он очень много писал. Есть множество вещей, о которых он никогда не рассказывал, и которые «погребены» в самых неожиданных местах. У большинства людей впечатление о Гурудеве, мнение о нем было таково, что это очень милый, очень добрый, обаятельный человек, этакий добрый папа или добрый дедушка. Иногда мы видим какие-то намеки [о его литературном вкладе]. Например, только что мы пели «Говардхан-ароти», написанное Гурудевом, и еще некоторые моменты. Мы видим: да, он написал некоторые неплохие вещи. Но на самом деле он написал просто чудесные вещи.

#00:08:25#

Для меня это крайне сложная задача, потому что включить в песенник я могу не более пяти-шести сочинений. Для меня крайне сложная задача — выбрать [что-то избранное] из всего количества произведений, что написал Гурудев. Сейчас я насчитал их шестьдесят пять, и подсчет продолжается. И из этих шестидесяти пяти [произведений] широким массам людей были известны не более десяти произведений. Например, он написал замечательную песню на бенгали, посвященную известному стиху из Бхагавад-гиты, — даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ, мама ма̄йа̄ дуратйайа̄[1]. В этой песне он передает, выделяет самую суть этого стиха. Иногда бывали случаи, когда на даршане Гурудев цитировал одну-две строки откуда-то, и кто-то из присутствующих спрашивал: «Гурудев, скажите, откуда эта строка?» Выяснялось, что это из произведения самого Гурудева. Иногда он просто вспоминал произведения, написанные им же, погружался в экстаз, вспоминая о них.

#00:10:07#

Однажды мы были [рядом] с Гурудевом в дождливое время года [в Индии], примерно это время года, как сейчас. Дождь хлестал изо всех сил каждый день, несколько дней подряд. И что самое интересное: он написал эту песню, это произведение во время поездки на поезде из Навадвипы в Калькутту или обратно. В поезде он достал бумажку и начал на ней что-то нацарапывать, но при этом санскрит, явленный в этом произведении, — это что-то, выходящее за рамки этого мира. Так Гурудев написал тогда этот стих. И одним утром, когда мы были с ним, он снова и снова вспоминал об этом стихе. Поскольку в этот день в небе грохотал гром, лился дождь, все это напоминало ему об этом стихе. Однажды Гурудев сказал, что дхама — в природе. Мы также слышали от Госвами Махараджа, как иногда Шрила Шридхар Махарадж давал лекцию, и в это время окружающая погода менялась в соответствии с тем, что говорил Шридхар Махарадж. Здесь происходит нечто загадочное.

#00:12:14#

Так или иначе Гурудев написал эту шлоку, она прославляет Шрилу Гуру Махараджа. Почти все, что писал Гурудев, было прославлением Шрилы Гуру Махараджа. В этом стихе он написал, что хари-катха Гуру Махараджа подобна раскатам грома. Подобно тому, как от грома все начинает трястись, вибрировать, хари-катха Гуру Махараджа обладает подобным эффектом, подобной силой. Так в ту погоду он вспоминал об этом. В другой раз он сказал мне: «Мне нужно найти одну вещь, которую я написал (опять же) в прославление Гуру Махараджа». История такова, что мы все слышали о Кришнадасе Бабаджи Махарадже, духовном брате Шридхара Махараджа. Он пел, пел святые имена весь день, он один из тех преданных, что поют весь день, день и ночь. И он очень любил петь произведения Гуру Махараджа.

#00:14:31#

Иногда он отправлялся во время парикрамы в Хапанию. И, отправляясь туда, он пел, например, стихи из «Према-дхама-дева-стотрам» Шрилы Шридхара Махараджа. Он просто помнил наизусть многие его произведения. Кришнадас Бабаджи Махарадж на самом деле разбирается в санскрите, он знает, что такое качественные произведения, что такое настоящий санскрит, он знает все подробности. А Гурудеву во время истории, которую мы рассказываем, было лет двадцать пять. В это время началось издание журнала «Гаудия-даршан». Там Гурудев опубликовал некоторые статьи собственного авторства. И тогда Бабаджи Махарадж пришел к Гурудеву и бросил ему вызов, а именно он сказал: «Я не верю, что это ты написал столь прекрасные вещи! Наверняка это Гуру Махарадж пишет все эти вещи, а ты только подписываешься». Тогда он усадил Гурудева перед собой, дал ему бумагу и ручку и сказал: «Напиши что-нибудь прямо сейчас передо мной».

#00:16:20#

Гурудев улыбается, вспоминая об этом случае, он говорит: «Это была моя экзаменационная комната». И он написал тогда замечательное поэтическое произведение, поэму о Гуру Махарадже на санскрите, при этом используя тот же самый метр, тот же самый размер стиха, которым написана «Гита-Говинда» Джаядева Госвами. А это одна из высочайших книг в нашей сампрадае. Там раскрываются самые сокровенные вещи. Это произведение, которым наслаждался Махапрабху в обществе ближайших спутников, Рамананды [Рая] и Сварупы [Дамодара]. Гурудев взял этот поток, этот размер стиха и в этой форме написал прекрасное светлое произведение, прославляющее Шрилу Гуру Махараджа. Есть много удивительных вещей, которые преданным только предстоит узнать о Шриле Говинде Махарадже. Реализация, что пришла ко мне несколько дней назад, мое понимание той беседы с Гурудевом, что мне следует включить его пранаму Шриле Прабхупаде в раздел сочинений Шрилы Говинды Махараджа. Эти вещи, эти произведения будут изданы на английском и на русском языке уже в этом году. Издание песенника — это наш приоритет.

#00:18:42#

На самом деле я ни разу не слышал лекции Гурудева на Нандотсав, он всегда дает лекцию на Джанмаштами. Он, конечно, упоминает, говорит что-то на утреннем даршане [на Нандотсав], но как таковой отдельной большой лекции в этот день он обычно не дает, поскольку в Индии празднование Джанмаштами — это не такой уж большой праздник в нашем Матхе. Разумеется, это очень особенный день, однако Шри Радхаштами — это день, который ценится, быть может, еще выше. Это день, когда наши учителя и их служители в особенной степени внимательны и осторожны в том, что они делают, в каком настроении они это делают. Это лишь мое личное впечатление, но оно таково, что на Джанмаштами они просто заботятся, чтобы Кришне было предложено достаточное количество блюд для еды, а на Радхаштами они на самом деле заботятся, медитируют на то, в каком настроении все должно быть сделано, как и что.

#00:20:51#

Забавно, у нас в Австралии есть такая традиция, что утром в этот день преданные просыпаются и отправляются на охоту, на охоту за тортом, который дарят Кришне на день рождения, потому что в предыдущий день из-за поста его нельзя было съесть, а теперь можно. Кто-то всегда прячет этот торт где-нибудь. Итак, подобным утром я однажды проснулся, пришел на кухню, а торта нет. Я сказал тогда преданным: «Знаете, ребята, вам придется идти в ад, знаете? Кришне на день рождения не подарить торта?!» Сколько свечек ставить в торт, зависит от того, с какой точки зрения вы хотите все рассматривать.

#00:22:12#

Шачи Сута Прабху. Насколько в ад идти?

Садху Прия Прабху. Я думаю, по аналогии здесь можно вспомнить историю о Мукунде. Помните преданного, которого Махапрабху изгнал из Своего общества? Но когда Мукунда услышал, что у него есть надежда, что когда-нибудь через миллион рождений он снова будет с Махапрабху, он обрадовался. Увидев такую реакцию, Махапрабху сказал: «Да, все хорошо, его миллион рождений закончился, ведите его сюда». В связи с этим мне вспоминается кое-что, что я слышал о кришна-лиле. Мы понимаем, что на самом деле Кришна не рождается. Это просто определенная лила, игра. Мы слышали, что несколько лет Кришна прожил во Вриндаване, но большую часть Своей жизни Он прожил за его пределами. Быть может, Он жил двадцать пять лет во Вриндаване, а затем еще сто лет за его пределами. Вриндаваси пришлось пережить сто лет разлуки [с Кришной].

#00:24:22#

Я прочел в одном месте, что развитие разлуки обладает определенным качеством. Я слышал, что со временем (разумеется, иллюзию времени создает Йога-майя, но все же), с течением времени Нанда и Яшода начинают все более отдаленным образом вспоминать о рождении Кришны, начинают думать: «А правда ли у нас был ребенок? А был ли у нас Кришна?» Воспоминания о Нем, о Его рождении становятся настолько размытыми и отдаленными, что они начинают сомневаться в том, что у них вообще был сын. Это кажущееся забвение достигает такого предела, когда они готовы вновь дать рождение Кришне, для того чтобы лила, развивающаяся циклическим образом, смогла выйти на свой следующий круг.

#00:26:18#

Это становится критической точкой, в которой все меняется. Сто лет разлуки с Кришной, затем они погружаются в такое настроение, когда они готовы снова дать рождение Кришне, и тогда снова Кришна приходит к ним, рождается у них, и они снова в восторге, что у них родился этот ребенок. Таким образом эта лила продолжается циклическим образом снова и снова. Еще можно вспомнить, часто мы слышим, что кришна-лила, рассказы о ней — это лучшее лекарство от материализма, от материальной жизни. Но в то же время есть определенные лилы, о которых вам самим не захочется слушать. Как Гурудев однажды пошутил: «Если вы будете слушать об этом, то вы от этого забеременеете». Мы можем достаточно свободно и спокойно обсуждать лилы Кришны вплоть до балья-лилы, детских игр Кришны, когда Он проявляет Свою силу, независимость, начинает воровать масло, играть с друзьями и так далее. Но как только речь заходит об отношениях с гопи, когда проявляется определенное качество мадхуры, в отношении этих игр нам следует проявлять крайнюю осторожность.

#00:28:33#

Также мы можем понять, что «Прапанна-дживанамритам» являет собой самую суть садханы Чайтанья Сарасват Матха. Концепция об исключительном положении балья-лилы также присутствует и в этой книге. Шрила Гуру Махарадж выбрал удивительный стих, который он включил в «Прапанна-дживанамритам». Гурудев повторял этот стих, читал этот стих так часто, как только мог. Сколько я слышал лекции Гурудева, каждый раз, когда ему предоставлялась возможность так или иначе каким-то образом затронуть эту тему, он обязательно обращался к этой теме и цитировал этот стих. Причина, почему это важно для нас, — потому что сам Господь Чайтанья на самом деле сочинил, составил, написал лишь небольшое количество стихов. Он передал служение по написанию, записи всего, что нужно, госвами [Вриндавана]. Поэтому нам остается «Шикшаштака» [которую составил сам Шри Чайтанья] и мало что, помимо этого.

#00:30:26#

Конечно, на бенгали есть многие места: Кришнадас Кавирадж Госвами записывает бенгальские изречения Шри Чайтаньи Махапрабху, Его советы, слова, однако, что касается оригинальных санскритских произведений Махапрабху, то таких примеров крайне мало. Но этот стих — это оригинальное произведение Махапрабху:

#00:30:48#

дадхи-матхана-нина̄даис тйакта-нидрах̣ прабха̄те…

…кавалита-наванӣтах̣ па̄ту ма̄м̇ ба̄ла-кр̣ш̣н̣ах̣[2]

Эта шлока — это прекрасный, красивый санскрит. В этой шлоке сказано: «Я склоняюсь перед этим Бала-Кришной, маленьким мальчиком Кришной, который ворует масло». По сути, это макханчор-шлока. В этой шлоке говорится о рассвете, о самом начале дня, когда все во Вриндаване спят, а Кришна распахивает глаза, встает и прижимает руками Свои колокольчики на лодыжках, чтобы они не звенели. Тайком [Он] подбирается к горящей свече и Своими лотосоподобными устами задувает эту свечу, чтобы все погрузилось в полную темноту, чтобы даже если у кого-то в это время и открыты глаза, они ничего не смогли бы увидеть. Подкрадывается к кухне, находит там горшки со свежим маслом и начинает их опустошать.

#00:33:15#

Махапрабху говорит: «Я склоняюсь перед этим Кришной. Я принимаю полное прибежище у него, у того самого Кришны, что являет подобные игры. Вриндаванский Кришна». Есть много разных «-ский», но вриндаванский — это особая категория. Когда мы слушаем о подобных вещах, о подобных историях, то они необычайно сладостны, приятны, красивы и крайне благотворны для нашей духовной жизни. А также безопасны. В отличие от иных вещей, услышав о которых, наш ум может прийти в беспокойство. Все эти другие вещи, что могут обеспокоить нас, были запрещены Сарасвати Тхакуром. И для этого были хорошие причины.

#00:35:20#

Гурудев также оберегает нас, защищает нас от слушания ненужных вещей. Таким образом он заботится о нашей духовной жизни, поддерживает нас. Гуру Махараджу нравилась пословица на английском языке: «Дураки рвутся туда, где ангелы ступить боятся». Если мы сейчас будем рваться туда, куда нам сейчас еще не следует ступать, то мы можем совершить какое-то оскорбление, которое остановит наш дальнейший духовный рост. Поэтому мы всегда думаем так: «Время для меня приблизиться к этим высшим играм придет тогда, когда представители этих игр, того мира сами придут ко мне, найдут меня и за руку отведут в тот мир». Мы знаем, что Гурудев иногда говорил тем или иным людям: «Я хочу, чтобы сейчас ты остался со мной». Это был своеобразный процесс апгрейда, то есть возвышения человека на следующий уровень. Гурудев говорил: «Я хочу, чтобы сейчас ты остался со мной, чтобы я смог перевести тебя на более высокий уровень понимания». Нам нет особой нужды беспокоиться о том, чтобы получить доступ к чему-то более высокому. Наши хранители знают, когда мы будем готовы. И когда мы будем готовы, они придут и найдут нас.

#00:37:43#

Именно поэтому мы приходим и представляем себя, показываем себя, являемся на все ароти перед Господом. Потому что мы не хотим оказаться в положении, когда нас зовут, а нас нет. Когда приходит зов: «Знаешь, тебе пора вступить в эти игры!», — а тебя нет, ты ушел куда-то. Я много раз слышал, как Гурудев говорил: «Ну куда ушел этот мальчик? Куда ушел тот человек? Куда они уходят? Я так долго ждал. Сейчас самый нужный момент, но именно сейчас этого человека нет. Где он?» Что это означает? Что нам нужно стать внимательными к тому, чтобы двигаться в соответствии с волей и желаниями Гуру. Нам следует приготовиться действовать согласно плану Гурудева, нам следует быть готовыми, чтобы, когда Гурудев скажет нам выступать, начинать активные действия, чтобы мы были готовы, а не остались позади.

#00:39:43#

Это на самом деле смешно. Некоторые вещи, что говорил мне Гурудев, наверное, до конца моей жизни так и будут звучать в моих ушах, болтаться в моей голове туда и обратно, и я, наверное, никогда не смогу забыть их. Иногда он говорил некоторые вещи лично тебе. Эти вещи пронизывали все те слои и щиты, которыми мы пытались закрыться, все эти слои невежества, проникали в самую глубину [нашего естества]. Однажды он посмотрел мне прямо в глаза и сказал: «Все, что ты делаешь, нужно делать совершенно». На самом деле это очень и очень высокий стандарт жизни. Это уровень слуг Кришны. Все, что они делают, они делают совершенно. Мы можем задуматься, просто себя проанализировать, сколько вещей в течение дня мы делаем, и сколько из них мы делаем совершенно. Гурудев часто напоминал нам о таких вещах и говорил об этом, дабы напомнить, что на самом деле наш идеал намного-намного выше всего, и именно этот идеал является нашей целью. Ведь мы здесь даже не для того, чтобы удовлетвориться обычной Кришна-концепцией, наша цель не в этом.

#00:42:14#

Да, Кришна — наш Господь, но тем не менее нас снова и снова подталкивают, побуждают, вдохновляют на то, чтобы мы двигались, изменялись, модифицировали себя. Таким образом нас принуждают к тому, чтобы мы придвигались к самому тонкому, самому глубокому пониманию, что такое Кришна-концепция. Госвами Махарадж однажды сказал забавную вещь: «Лучше вам пойти добровольно и радостно, иначе вас силком попрут». Выбирайте. Вы можете на цыпочках пройти по поверхности, а можете нырнуть в самую грязь и с трудностями, с огромными проблемами преодолевать это все.

Может быть сейчас у кого-то есть маленький вопрос, а если нет, то перейдем к прасаду.

#00:43:27#

Шьям Сундар Прабху. Что значит — легко пройти по поверхности?

Садху Прия Прабху. Это напрямую связано с тем, что Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев говорили нам. Гурудев очень часто говорил о смирении, терпении и почтении[3]. В большинстве лекций он упоминал об этом хотя бы раз. Можно рассматривать эту шлоку, эту концепцию с различных точек зрения, с разных углов. Один из углов зрения на эту идею — это, как объясняет Гурудев: подобное поведение освобождает вас, освобождает вас, чтобы у вас было больше времени, больше возможности жить духовной жизнью. В особенности идея почтения к другим. Обычно смирение — это легко, от терпения никуда не деться, но выражать почтение — это сложно. Да?

#00:45:35#

Но что вы обнаружите, если вы уважаете, почитаете других, то это освобождает вас. К примеру, вы можете встретиться с кем-то, кто очень хочет с вами поспорить. И вы можете решить: «Ну ладно, я буду спорить с этим человеком», — и проспорить два-три часа. Но на самом деле, что хочет этот человек? Высосать из вас энергию. Но что говорит Гурудев, о чем он говорит? Просто выразите почтение, уважьте этого человека с самого начала, потратьте пять, десять, пятнадцать, ну, двадцать минут, выразите ему это почтение, дайте ему ту энергию, которую он от вас ищет, и тогда у вас остается еще два-три часа, которые вы можете потратить на служение. Это лишь небольшой пример, но Шрила Гуру Махарадж не зря говорил, что весь этот мир дружно марширует, направляясь в пасть смерти. Старайтесь как можно меньше иметь общего с этим. Сберегите это время, силы, энергию для духовной жизни.

#00:47:28#

Главный план Майи Деви — отвлечь, чтобы вы впустую тратили время. Идея Майи Деви такова: день прошел, и в конце дня [вы осознаете, что] по тем или иным причинам у вас так и не было времени, вы так и не смогли заняться [духовной] практикой. Она [Майя Деви] идет на любые ухищрения, прибегает к любым методам, чтобы похитить у вас это время, силы, энергию, чтобы отвлечь вас от главного. Один старший вайшнав нашей миссии однажды сказал (он уже оставил, покинул этот мир, он отправился в духовный мир, Гурудев подтвердил это, он оставил свое тело в Навадвипе), за несколько дней до того, как он ушел, он дал прекрасные наставления одному из наших духовных братьев. Он сказал: «Единственное, что у тебя есть, это твоя утренняя садхана и наставления Гурудева. Все остальное — иллюзия».

#00:49:55#

Почему утренняя садхана обладает такой исключительной важностью? Потому что это возможность потратить три-четыре-пять часов своей жизни на духовную жизнь, прежде чем посланники Майи получат возможность прийти к вам и отвлечь на что-то. Гуру Махарадж говорит: «Постарайтесь извлечь максимум из невыгодной сделки». Эта ситуация означает, что каждое утро у вас есть возможность обрести что-то ценное, качественное, прежде чем наступит день и поглотит вас. Эта идея в еще большей степени важна для семейных людей. Поскольку, живя в храме, у нас так или иначе в течение дня есть возможность обрести связь с духовной жизнью, но в особенности [этот подход важен] для семейных людей: им следует особенно ценить всякую возможность на протяжении дня обрести какую-то качественную связь [с духовным]. Я знаю одних домохозяев в Австралии, они несколько раз в неделю проводят у себя дома мангала-ароти и приглашают на это мангала-ароти преданных, которые живут рядом по соседству, потому что они понимают, что утренняя программа крайне важна. Если утром правильно потратить свое время, то день проходит лучше.

#00:52:23#

Поэтому скользить по поверхности на цыпочках — означает избегать всех этих ловушек майи, которые стремятся отвлечь вас на что-то другое. Это также означает, как Гурудев однажды сказал: «Всех сделайте своими друзьями». Иногда он говорил так: «Будьте терпеливы, смиренны и дружите со всеми». Потому что, если вы будете соприкасаться с другими людьми, словно они ваши друзья, будете общаться только с друзьями, то в этом случае вы сможете легко идти по этому миру. В противном случае, если ваше поведение приносит беспокойство другим людям, то связанные с этим действия и последствия будут неминуемо стягивать вас вниз. Опять же это очень концептуальный и внутренний момент, но нам не следует также беспокоить других. В особенности, учитывая, что наша природа самих по себе — это совершать оскорбления, относиться к другим оскорбительно.

#00:54:19#

Но главное, что говорил Гурудев, не прекращайте попыток, не прекращайте стараться. Со временем у вас начнет получаться лучше, и наконец вы обретете успех.

#00:54:45#

Преданный. [Неразборчиво. Вопрос о том, почему Гурудев сказал, что Шрила Прабхупада не из нашей сампрадаи. Связано ли это с другим настроением [преданности]?]

Садху Прия Прабху. Сампрадая означает преемственность от учителя к ученику, от учителя к ученику. Наша сампрадая продолжается от Сарасвати Тхакура к Шриле Шридхару Махараджу, к Шриле Говинде Махараджу, сейчас — к Шриле Ачарье Махараджу. А в случае с Прабхупадой эта линия шла от Сарасвати Тхакура к Прабхупаде, от него к ДжиБиСи, к ключевым лидерам [ИСККОН] и так далее. Это другая сампрадая, другая преемственность. Поэтому, хотя в отношениях присутствует любовь, присутствует уважение, но тем не менее это две разных сампрадаи. Вот и все, что он имел в виду. Что он хочет сказать? Что наше служение должно проходить через этот поток Шри Чайтанья Сарасват Матха. Ведь на самом деле наша связь проходит именно через этот поток.

#00:56:49#

В каких-то случаях, конечно, бывают обстоятельства, когда люди служат и в других храмах. В таких случаях Гурудев говорит: «Главное убедитесь, что вы служите в месте, где нет оскорбительного отношения к Гуру нашей сампрадаи». Но в идеале нам следует быть связанными исключительно с этим потоком Шри Чайтанья Сарасват Матха и служить исключительно ему. Мы видим, что у одного Гуру может быть много учеников. И тогда с каждым новым поколением появляются новые и новые сампрадаи. Все они связаны со Шри Чайтаньей Махапрабху и восходят к Его линии, однако, тем не менее, в рамках своей линии, своего служения их задача, задача служителей каждой из этих линий — сохранять целомудрие и верность своим учителям.

#00:58:40#

Гурудев говорит нам эти вещи для нашего блага, для нас, как для его учеников. В более широком смысле, в какой-то публичной обстановке, когда мы говорим в общем, мы имеем право сказать, что да, на самом деле все духовные братья Гуру Махараджа также являются частью этой сампрадаи, в широком смысле это можно сказать. Но при этом он хочет, чтобы мы, как его ученики, сосредоточились исключительно на этой парампаре, на Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Это одна из особенностей сознания Кришны, что, как только вы меняете контекст, значения слов меняются. Градация существует во всем. Какие-то слова могут иметь один смысл, но как только вы переносите это в иную ситуацию, в другой контекст — смысл меняется.

#01:00:22#

В каком контексте были произнесены эти слова Гурудева, о которых идет речь? Я издавал, по сути дела, руководство по садхане для нашей линии, для учеников Гурудева, для последователей нашей линии. Он хотел сохранить целомудрие, сберечь верность учеников нашей линии. В другой раз Гурудев услышал новости о некоем конфликте, сражении между несколькими другими Гаудия-миссиями, различными сампрадаями. Он опечалился и сказал: «Но ведь мы все — внуки Сарасвати Тхакура. Почему мы так деремся друг с другом?» Опять же, это ачинтья-бхед-абхеда. Одновременно различные вещи могут считаться чем-то отдельно существующим, отдельно стоящим, и в то же время их можно рассматривать как часть единого целого. Наша миссия для нас — это наши ближайшие родственники. То есть непосредственно наши братья и сестры, наш духовный отец, учитель. Конечно же, у нас есть духовные дяди, тети, духовные двоюродные братья и сестры и так далее. Но также, как и в обычной жизни, самое главное для нас — это ближайшие родственники. Своих двоюродных братьев, своих дядей я вижу, может быть, раз в год на Рождество. Что-то в этом роде.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ, мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ / ма̄м̇ эва йе прападйанте, ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те — «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[2] Дадхи-матхана-нина̄даис тйакта-нидрах̣ прабха̄те, нибхр̣та-падам ага̄рам̇ баллавӣна̄м̇ правиш̣т̣ах̣ / мукха-камала-самӣраир а̄ш́у нирва̄пйа дӣпа̄н, кавалита-наванӣтах̣ па̄ту ма̄м̇ ба̄ла-кр̣ш̣н̣ах̣ — «Да защитит меня малыш Кришна, который, пробуждаясь от звуков пахтания масла, прокрадывается тайком в дома пастушек, быстро задувает лампы упоительным ветром дыхания, исходящего из Его лотосоподобных уст, и поглощает свежее масло» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 143).

[3] Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования