«День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 150.18M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа

(10 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Я уверен, что Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, очень удовлетворен этим праздником, который проходит у нас сегодня. Этот праздник празднуется сейчас во всех наших центрах — как в Навадвипе, так и по всему миру, и через нашего учителя Шрилу Говинду Махараджа мы предлагаем наше подношение Его Божественной Милости Шриле Шридхару Махараджу. Мы даже не можем представить, какую нежность и любовь они испытывали друг к другу. Но иногда мы видели примеры того, как они проявляли любовь и нежность друг к другу.

#00:02:37#

Обычно мы говорим о том, что отношения Гуру и ученика [таковы:] они состоят друг с другом в дасья-расе — слуга и господин. Но это не единственная возможность. И мы видим, что в случае со Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем, это отношения дружбы, то есть они были на равных. И хотя Шрила Гурудев всегда сохранял подчиненное положение, хотя он всегда себя считал слугой, но тем не менее они всегда взаимодействовали очень близко, как друзья.

#00:04:06#

Настолько было проявлено это взаимное любящее чувство друг к другу у них, что Шрила Гурудев понимал, как велик его учитель, только тогда, когда его прославляли духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, когда они приходили в Матх и говорили: «О, как велик Шрила Шридхар Махарадж, ученик прославленного Шрилы Сарасвати Тхакура!» Тогда Шрила Гурудев признавал: «Я понимал, насколько я его величия не замечаю».

#00:05:22#

Шрила Гурудев в арати Шриле Шридхару Махараджу пишет: «Когда ты воспеваешь на четках Харе Кришна маха-мантру, то другие вспоминают про Прабху (здесь подразумевается Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати), другие вспоминают о нем»[1]. Это не самый главный момент. И он [Шрила Шридхар Махарадж] сразу же был отмечен и своим собственным духовным учителем и духовными братьями как необыкновенная личность, он был способен слушать очень внимательно и также очень замечательно представлять [услышанное духовное знание] публике.

#00:06:56#

На самом деле Шрила Гуру Махарадж с такой внимательностью, с такой чуткостью слушал слова своего учителя, что один из его духовных братьев заподозрил его в том, что он шпион правительства, который слушает, нет ли здесь политической подоплеки. Однажды Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, пришел на лекцию Шрилы Сарасвати Тхакура и ему сказали: «Тебе нельзя». Естественным образом Шрила Шридхар Махарадж оскорбился. Можете представить себя на его месте: вы пришли к своему учители и вам сказали: «Нет, вам нельзя». Тогда он отправился на прогулку, он прогуливался по берегам Ганги. И он думал следующим образом: «Кто-то из его окружения может чинить [мне] какие-то препятствия».

[Шрила Госвами Махарадж прославляет Притху Прабху. Далее переводит Ашутош Кришна Прабху.]

#00:08:42#

Когда Шрилу Шридхара Махараджа не допустили на лекцию Сарасвати Тхакура, он отправился, чтобы прогуляться по берегу Ганги, для того чтобы обдумать ситуацию. Он думал: «То, чего жаждет мое сердце, — связь со Шри Чайтаньей Махапрабху, — я вижу, что возможность этой связи находит свое олицетворение в личности Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. То, к чему я стремлюсь, — он обладает этим, он может дать мне связь с этой божественной субстанцией. Поэтому можно стерпеть все что угодно».

#00:09:48#

йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣…[2]

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Как бы ни поступал великий человек, обычные люди следуют его примеру». И в данном случае Шрила Шридхар Махарадж своим примером показывает нам нечто особенное. А именно, что мы должны быть готовы стерпеть что угодно, стерпеть все ради сохранения своей связи со Шри Гуру.

#00:10:44#

И вы можете сказать, с одной стороны: «О, вы просто прославляете Гуру Махараджа этими словами, что он великая личность, что другие следуют его примеру, потому что вы его ученик». На что я могу ответить, что сам Сарасвати Тхакур в связи с приходом Шрилы Шридхара Махараджа процитировал этот стих. Сарасвати Тхакур сказал тогда о Шридхаре Махарадже: «Если люди такого уровня, таких качеств будут присоединяться к нашей миссии, тогда это поднимет престиж нашей миссии и позволит нам более успешно вести пропаганду».

#00:11:41#

Прочтя одну из статей, написанных Шрилой Шридхаром Махараджем, Сарасвати Тхакур сделал такое заключение, дал такой совет редактору одного из печатных изданий Гаудия Матха: «Если вы будете включать в наши издания больше произведений, таких как статьи Шридхара Махараджа, то уровень наших публикаций повысится». Это весьма поразительное утверждение: «Добавьте статью его авторства и в результате уровень всего издания поднимется».

#00:12:40#

Лекции Шрилы Сарасвати Тхакура, как мы слышали, были крайне возвышенны, их было крайне тяжело понять обычным людям. Мы слышали об этом. Мы также можем составить свое представление, прочтя транскрипции некоторых из его лекций. В конце концов он снизошел из самой сердцевины, из самых сокровенных покоев, глубин Голоки Вриндавана. И попытка передать эти концепции высочайшей сферы духовного мира обычным языком — очень сложная задача.

#00:13:56#

Мы все, находящиеся здесь, за исключением, быть может, Нитья Гопала Прабху, являемся новичками, новообращенными в сознание Кришны. Но среди учеников Шрилы Сарасвати Тхакура было множество крайне возвышенных душ. Среди них были люди, родившиеся в святой дхаме, в Гаура-мандале, среди них были многие видные санскритологи, ученые. И даже для людей такого калибра было крайне сложно понять предмет лекции своего учителя, понять его должным образом. И очень часто после лекции Сарасвати Тхакура они собирались и обращались к Шриле Шридхару Махараджу со словами: «Мы только что слышали лекцию Гуру Махараджа, Сарасвати Тхакура. Можете объяснить?»

#00:15:25#

Шрила Шридхар Махарадж объяснял это, передавал это идеальным образом, чтобы эти идеи, Кришна-концепция Сарасвати Тхакура была доведена до их сознания совершенным образом. После того, как Шрила Шридхар Махарадж получил посвящение в Харинам, вскоре после этого лидеры Гаудия Матха — Васудев Прабху и другие — спросили Шрилу Шридхара Махараджа: «Скажите, во время инициации какого рода хари-катху давал Сарасвати Тхакур?»

#00:16:27#

Прежде нам следует заметить, что предыдущее имя Шрилы Гуру Махараджа было Рамендра Бхаттачарья, а Шрила Сарасвати Тхакур дал ему имя Рамендра Сундар.

#00:17:02#

И когда Васудев Прабху задал Шридхару Махараджу этот вопрос, тот отвечал ему, что Сарасвати Тхакур говорил ему, что Рама, о котором мы говорим в Харе Кришна маха-мантре, — это Раман, Радха-Раман Кришна. Это указывает на мадхура-расу. Васудев Прабху и другие сказали: «О, вы очень удачливы, что Сарасвати Тхакур говорил, обращаясь к вам таким образом».

#00:17:50#

Он был известен своей непревзойденной способностью извлекать самую суть из слов Сарасвати Тхакура и представлять эту суть с непревзойденной точностью. Шрила Шридхар Махарадж был членом проповеднической группы, которую Сарасвати Тхакур обычно называл: «Моя группа».

#00:18:43#

Шрипад Бон Махарадж, старший духовный брат Шрилы Шридхара Махараджа, у которого было много опыта, слышал лекции как самого Сарасвати Тхакура, так и всех своих духовных братьев, и он сказал об одной из лекций самого Шрилы Шридхара Махараджа, которую тот дал в Южной Индии: «Это была лучшая лекция из всех, которые мне когда-либо от кого-либо доводилось слышать». Он сказал это о лекции Шридхара Махараджа.

#00:19:20#

Во времена Второй мировой войны у Шрипада Бона Махараджа было организовано бомбоубежище. Я не знаю, быть может, всех подробностей, но, по всей видимости, похоже в какой-то период была опасность бомбардировок Японией территории Индии. И однажды Кришнадас Бабаджи Махарадж, Бон Махарадж и Шрила Гуру Махарадж были в этом бомбоубежище. Они хотели, чтобы Шрила Шридхар Махарадж рассказал им о «Бхрамара-гите». Когда Кришна и Радхарани и другие гопи Вриндавана были разлучены столь долгое время, то Кришна опасался, что они проявят то, что является десятой стадией чувства острой разлуки. Десятая стадия — это смерть. И, чтобы избежать этого, Кришна послал отчаянное послание через Уддхаву, для того чтобы убедить Шримати Радхарани и других враджа-гопи продержаться еще чуть-чуть. Также Кришна хотел, чтобы Уддхава своими собственными глазами увидел преданность Радхарани и враджа-гопи.

#00:22:12#

Когда Уддхава передавал им сообщение Кришны, весть от Кришны, в этот момент Шримати Радхарани начала обращаться к шмелю. (На санскрите шмель — это «бхрамар», поэтому «Бхрамара-гита».) Видя, что этот шмель желто-черный и подобен Кришне (Кришна — черный и всегда одет в желтые одежды), Она начала обращаться к этому шмелю, принимая его в своем божественном безумии то за посланника Кришны, то за самого Кришну. Она произносила слова, выражающие самые глубокие чувства Ее сердца в разлуке. Эти чувства непостижимы для кого бы то ни было.

#00:23:18#

Но Бон Махарадж и Кришнадас Бабаджи Махарадж знали, что Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, способен извлечь некую внутреннюю суть этих слов, поскольку именно в этом была его особенная способность. И то, что говорил Шрила Шридхар Махарадж, было чем-то настолько высоким, превосходным, что Бабаджи Махарадж заметил в связи с этим: «Поразительно, есть некоторая ирония в этой ситуации, что настолько возвышенные беседы происходят в столь низком месте, под землей в бомбоубежище».

#00:24:32#

Шрила Гуру Махарадж рассказывал о себе. Он размышлял о том, где провести остаток своих дней, где найти место для себя. То место, где была произнесена «Бхрамара-гита», было одним из вариантов, которые он рассматривал. Однако его неизменно совершенное мышление привело его к выводу, что Вриндаван предназначен для высочайшей категории освобожденных душ, а неосвобожденные могут обрести свою удачу в Навадвипе.

#00:25:24#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
              даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа,
              мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те[3]

В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что кришна-лила является сутью, средоточием всего нектара. Но как тогда понять положение чайтанья-лилы? Как сравнить кришна- и чайтанья-лилы? Гаура-лила — это когда та самая высочайшая божественная нектарная субстанция, которая является исключительным достоянием высочайшей категории душ, начинает великодушно раздаваться во всех десяти направлениях. Это великодушная гаура-лила — распространение мадхура-расы [кришна-лилы].

#00:27:14#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣[4]

Прабодхананда Сарасвати Тхакур пишет о том, что те, кто обладает особым богооткровенным разумом, сукр̣ти ван сумедхасах̣, сумеют понять, что они обретут свою высочайшую удачу, посвятив себя гаура-лиле, и в этом случае спонтанным, естественным образом они окажутся в самой сердцевине божественной субстанции кришна-лилы.

#00:28:45#

Итак, Шрила Шридхар Махарадж решает отправиться в Навадвипу, но прежде, чем сделать это, он отправляется в Экачакру, для того чтобы там получить дозволение, благословение Дхамешвара, Нитьянанды Прабху. Ведь перед этим как обстояла ситуация? Многие люди обращались к Шриле Шридхару Махараджу за посвящением и прибежищем, в числе этих великих душ была сестра Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которую нежно называли Пишима (ее настоящее имя Бхаватарини Диди), но Шрила Шридхар Махарадж неизменно отказывался сам давать посвящение, первое или второе, и неизменно всех отсылал к Бхакти Саранге Госвами Махараджу.

#00:30:12#

Итак, Шрила Шридхар Махарадж, придя в Экачакру, упал в полном дандавате у стоп Нитьянанды Прабху, молясь: «Пожалуйста, я знаю, что Ты Патита-павана, спаситель падших! Даруй мне прибежище в Навадвипе». И тогда к нему пришло особое вдохновение от Нитьянанды Прабху, выражалось оно следующим образом: «Но ты сам не даешь прибежище патита, падшим», имея в виду, что Шрила Шридхар Махарадж отказывался давать инициации. Это означало: «Когда ты начнешь давать прибежище падшим, тогда Мое прибежище тебе будет гарантировано». Это одно из событий.

#00:31:36#

Далее другой аспект: Шрила Джива Госвами говорит о том, что если вы обладаете богатством, сокровищем, рядом с вами есть люди, которые нуждаются в этом богатстве, но вы пренебрегаете ими, вы не одариваете их этим, то это ошибка, изъян с вашей стороны. И процитируем слова самого Шридхара Махараджа: «Моя склонность была скорее к накоплению (разумеется, речь не идет о [материальных] пожертвованиях), но в меньшей степени к распространению, поэтому, хотя я смог накопить несметные [духовные] сокровища, которые сумел извлечь из наставлений моего Гуру Махараджа, Сарасвати Тхакура, но моя склонность распространять, раздавать их была не столь велика».

#00:33:23#

Далее, Шриле Шридхару Махараджу вспомнилась история о том, что однажды один человек был крайне богат, но при этом был крайне скуп — никогда никому не давал ни копейки своего богатства, и в следующем рождении он стал манговым деревом, на котором росло множество превосходных, успевавших созреть плодов манго, но никто, даже птицы, не прикасались ни к одному из этих плодов. Иными словами, все эти манго пропадали даром.

#00:34:21#

Эти три наблюдения сподвигли Шрилу Гуру Махараджа к тому, чтобы прийти в Навадвипу и там основать Шри Чайтанья Сарасват Матх, и как он говорит: «Я пришел, чтобы скромным образом основать там Матх, чувствуя обязательства перед моим Гуру Махараджем, перед сокровищами, полученными от него».

#00:35:15#

Шрила Гуру Махарадж рассказывал нам, что хотя он сам ожидал, что в свои последние дни он будет скорее погружен во внутренний диалог, размышление о глубинных откровениях сиддханты, но тем не менее, говорил он: «Сложилось так, что вы (имея в виду представителей западного мира) приходите ко мне, и я делюсь с вами той сокровищницей Сарасвати Тхакура, которая хранилась во мне столь долгое время», и это удивляло и радовало его.

#00:35:53#

Ранее Шрила Сарасвати Тхакур попросил Шридхара Махараджа отправиться на Запад. «Но сейчас, — говорил Шрила Шридхар Махарадж, — сейчас западные люди приезжают ко мне», и цитировал высказывания, что Магомет не смог отправиться к горе, но гора пришла к Магомету. По поводу проповеди на Западе один из духовных братьев однажды спросил Шридхара Махараджа: «А разве вам не хотелось бы стать тем самым выдающимся, тем, на чьей ответственности будет успех первым проповедовать широко сознание Кришны на Западе?» Гуру Махарадж отвечал: «У меня нет таких устремлений, но я хочу быть слугой слуги Махапрабху, это мое устремление».

#00:37:25#

В день Ратха-ятры в 1942 году, после того как он был в Навадвипе на протяжении одного года, он поднял флаг Шри Чайтанья Сарасват Матха и составил эту прекрасную шлоку, которая вмещает в себя концептуальную архитектуру Матха:

#00:37:51#

ш́рӣмач чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм̇
бибхрат сам̇бха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже
йатра ш́рӣ-[гаура-]са̄расвата-мата-нирата̄ гаура-га̄тха̄ гр̣н̣анти
нитйам̇ рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄[5]

В этих словах он объясняет, что такое Шри Чайтанья Сарасват Матх. Где он находится, чем заняты его члены, в чем его миссия — все это содержится в этой шлоке. Удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм̇. Предназначение Матха, цель Матха в том, чтобы возвестить славу Шримати Радхарани, как ее возвестил Шри Чайтанья Махапрабху, возвестить ее по всему миру.

#00:39:11#

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’
према-раса-сӣма̄ ра̄дха̄ра махима̄, джагате джа̄на̄та ке?[6]

Махапрабху снизошел для того, чтобы возвестить всему миру о славе Шримати Радхарани. Только подумайте, насколько это прекрасно: есть столь много воплощений Кришны, и они делают много разных вещей. Вы можете прочесть подробности в Пуранах. Но здесь, когда снисходит сам Сваям Бхагаван Кришна, то, чем Он занят, в чем Его миссия, — в том, чтобы возвестить всему миру ра̄дха̄ра махима̄, славу Шримати Радхарани. Ра̄дха̄ра махима̄, према-раса-сӣма̄: и рассказать о высочайших пределах Ее божественной любви.

#00:40:53#

Когда вы слышите подобные выражения из уст Шрилы Шридхара Махараджа, в этом случае вы можете почувствовать присутствие Шри Чайтаньи Махапрабху и Шримати Радхарани. Если вы будете соприкасаться с ним, то это преображение обязательно произойдет. Преображение такого рода, что Махапрабху и Радхарани займут для вас первейшее, главнейшее положение, а Кришна отойдет на второй план. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Когда я думаю о Шримати Радхарани, я теряю свое существование», поэтому он рупануга-дхара, тот, кто несет в себе поток Рупы Госвами.

#00:42:07#

Иногда можно дать такое толкование имени Шридхар. Дхара можно перевести как «поток», шри — Шримати Радхарани: поток Шримати Радхарани. Также дхара — это становится Радхой.

#00:42:40#

Однажды так получилось, что Кришнадас Бабаджи Махарадж и другие отправились в Хапанию, место явления Шрилы Шридхара Махараджа. Сам Шридхар Махарадж не был в том месте более тридцати или сорока лет. И в то время там был Джаджавар Махарадж. И он сказал, что мы можем считать, что Хапания подобна Варшане. И это говорит духовный брат Шридхара Махараджа, последний санньяса-ученик Сарасвати Тхакура.

#00:43:30#

Так он был объектом столь великой привязанности и почтения, благоговения со стороны своих духовных братьев. Ведь сами духовные братья Шридхара Махараджа были Гуру, у которых было много учеников. Но когда им нужно было посоветоваться с тем, кто выше, они приходили в Шри Чайтанья Сарасват Матх к Шриле Гуру Махараджу.

#00:44:00#

…бибхрат сам̇бха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже…

Далее в этой шлоке о Матхе сказано, где находится он — находится на берегах Ганги. Далее: кола̄дри-ра̄дже. Адрирадж означает Гирирадж, Гири-Говардхан.

#00:44:33#

[санскрит]

Это указание на Гупта Говардхан.

#00:44:50#

…гаура-га̄тха̄ гр̣н̣анти…

Далее он говорит: каков основной род занятий членов этого Матха? Основная их деятельность в том, чтобы возвещать о славе Гауранги Махапрабху. Нитйам̇ рӯпа̄нуга ш́рӣ: в линии Шрилы Рупы Госвами. Ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇: стремясь обрести служение Шри Шри Радхе-Говинде[7].

#00:45:52#

Шрила Шридхар Махарадж представлял идеи Сарасвати Тхакура настолько совершенным и точным образом, что сам Сарасвати Тхакур однажды сказал: «Я могу уйти из этого мира, но, по крайней мере, один человек способен совершенным и точным образом передавать то, что я пришел дать, и этот человек — Шрила Шридхар Махарадж».

#00:46:21#

Далее: Шрила Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, пришел [в Шри Чайтанья Сарасват Матх] в 1947 году. И Шрила Свами Махарадж, Бхактиведанта Свами Прабхупада, и другие духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа тогда сделали такое замечание, наблюдение: если сам Шрила Шридхар Махарадж склонен к уединению, пребывает в своем внутреннем настроении в Навадвипе, но сейчас, когда к нему пришел столь способный ученик Шрила Говинда Махарадж, теперь он, наконец, получил того, кто ему был нужен, теперь мы увидим, что произойдет.

#00:47:21#

И мы видели, как Шрила Говинда Махарадж взял флаг Шри Чайтанья Сарасват Матха и пронес его по всему миру двадцать два раза, при этом открыв множество возвышенных матхов, таких как этот. Но я склонен думать, что этот Матх очень особенный. Потому что здесь присутствуют Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу.

#00:48:13#

В комнате Гурудева, на веранде Гурудева в Калькутте, рядом с местом, где он все время сидел, слева от его кресла была приклеена на стену газетная статья, которая была озаглавлена следующим образом: «Храм Чайтаньи на пороге города Ленина». И я уверяю вас, что когда вести об открытии этого храма достигли духовного мира, то Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж стал безумно танцевать от радости на Голоке, они устроили безумный киртан, и он возглавил танец в честь этого радостного события. Так же, как Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Гуру Махарадж — вся эта группа.

#00:49:33#

В случае Сарасвати Тхакура: его учитель Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж сказал ему: «Прабху, никогда не отправляйтесь в Калькутту, это центр сосредоточения майи. Лучше оставайтесь здесь под прибежищем святой дхамы». На что Сарасвати Тхакур сказал: «У меня столь большая вера в очищающую силу ваших лотосоподобных стоп, что я убежден, что пыль с ваших лотосоподобных стоп способна очистить тысячи Калькутт». «Поэтому, — продолжал он, — если этот город Калькутта является сердцем майи, то именно там я хочу начать проповедовать и именно там хочу установить трон с Радхой-Говиндой и Махапрабху».

#00:50:45#

Ранее это место (Советский Союз имеется в виду) было известно как воплощение атеизма. Великая Октябрьская социалистическая революция началась совсем недалеко отсюда. Быть может, можно даже увидеть это место в окно — место, откуда произвела выстрел «Аврора».

#00:51:19#

Мы знаем, все, что бы ни делал Виджай Раман Прабху, получается похожим на корабль. Его дом выглядит как корабль. Он моряк. Его дом выглядит как корабль. Этот домик, где мы живем, выглядит как корабль. Этот храм, эти винтовые лестницы — это все как на корабле, сейчас мы с вами находимся на этом большом корабле.

#00:51:55#

Об этом идет речь в одиннадцатой песни «Бхагаватам». Там сказано, что корабль лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху переправляет всех из мира неведения на Голоку Вриндавана. И эти Божества установлены на нашем «корабле». Я знаю, что Они очень счастливы благодаря этому. Этот храм — гордость Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа, и нашей гуру-варги.

#00:52:52#

гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇…[8]

Мы знаем, что Шрила Гуру Махарадж сам написал пранама-мантру для своего ученика и преемника Шрилы Говинды Махараджа. Эта пранама-мантра начинается со слов «гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇» — «он [Шрила Говинда Махарадж] совершенным образом исполняет самые сокровенные желания своего Гуру [Шрилы Шридхара Махараджа]». И одно из желаний, которое было у Шрилы Шридхара Махараджа, касалось Говинда-кунды. На протяжении многих лет, кто знает, сорок-пятьдесят лет Говинда-кунда пребывала в одном и том же состоянии, а именно: было построено ограждение, [возведена] арка с надписью «Шри Говинда-кунда», и этим все заканчивалось, все остальное пребывало в непроявленном состоянии. И это желание Шрилы Шридхара Махараджа было рассказано Шрилой Говиндой Махараджем Шриле Ачарьядеву, Шриле Бхакти Нирмалу Ачарье Махараджу.

#00:55:11#

Подробности этой лилы, связанной со строительством храма на Говинда-кунде, на озере, и строительством севак-бхавана на ее берегу и строительством Гангадхар-Садашива-мандира, храма Господа Шивы на ее берегу, может быть мы расскажем в другой раз, но вкратце: это все было построено на твердом фундаменте никого иного, как Курма-аватары, воплощения Господа как божественной черепахи, по совету Шрилы Говинды Махараджа. Курма-аватар — воплощение Господа в образе божественной черепахи. Строительство этого комплекса Шрилой Ачарьей Махараджем удовлетворило Шрилу Гурудева и Шрилу Шридхара Махараджа, всю гуру-варгу, они были крайне удовлетворены этим.

#00:56:38#

Шрила Говинда Махарадж пишет в прославление Шри Говинда-кунды о том, что некоторые удачливые души, принимая омовение в этой кунде, иногда могут почувствовать вкус молока коровы Сурабхи, которая явилась там. Корова Сурабхи пролила свое молоко во время события, после которого Кришна стал известен как Говинда.

#00:57:21#

Мы не можем даже представить пределы величия того, с чем нам довелось соприкоснуться по милости наших учителей, гуру-варги. Шрила Говинда Махарадж обладал столь огромной верой в Шрилу Гуру Махараджа, что однажды сказал: «Даже одного слова, услышанного из уст Шрилы Гуру Махараджа, достаточно, чтобы сделать вас его рабом навечно». И он счастлив, когда его признают рабом Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Подобное отношение приводит к тому, что Шрила Гуру Махарадж отвечает ему столь же огромным потоком нежности, привязанности, любви. Харе Кришна.

#00:58:52#

Я однажды сказал Шриле Гурудеву: «Вы фанатик Шрилы Гуру Махараджа». Кто-то мог бы сказать: «Кажется, не очень удачные слова». Но Шрила Гурудев был крайне счастлив, он сказал: «Да! Я фанат Шрилы Шридхара Махараджа». И позже не раз он мне напоминал: «О, Махарадж (обращаясь ко мне), Махарадж, помните, как вы назвали меня фанатом Шридхара Махараджа?»

#00:59:43#

И фактически все, что мы видим перед собой, вся наша миссия — это подношение Шрилы Говинды Махараджа Шриле Шридхару Махараджу. И хотя я сам лично совершил бесчисленное количество непростительных оскорблений, но Шрила Говинда Махарадж не обращал на них ни малейшего внимания, потому что я всегда прославлял Шрилу Шридхара Махараджа. И сам Гурудев говорил: «Если кто-то прославляет Шрилу Гуру Махараджа, я становлюсь рабом этих людей». Были люди, которые оказали значительное служение Шриле Шридхару Махараджу, особенно в прошлое время, при его жизни, особенно во времена великой необходимости, потребности в их служении, и Шрила Говинда Махарадж был не в состояние забыть об этом их служении ни на мгновение и всегда окружал их всевозможным почетом, уважением, благоговением, всем необходимым.

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж тиробхав-маха-махотсава ки ки ки джай!

Гаура-премананде!

Аудитория: Харибол!

Переводчики: Притху Дас,
Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Туласӣ-ма̄лика̄-хасте ш́рӣ-на̄ма̄-грахана / декхи’ сакалера хой ‘прабху’ уддӣпана (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. «Шри Гуру Арати-стути», 14).

2  Йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣ / са йат прама̄н̣ам̇ куруте, локас тад анувартате — «Что бы ни сделал великий человек, остальные следуют его примеру. Какую бы истину он ни провозгласил, она принимается всем миром» (Бхагавад-гита, 3.21).

3  «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

4  «Чем больше преданности лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара обретает удачливая душа, тем сильнее океан нектара — служение лотосоподобным стопам Шри Радхики — спонтанно проявляется в ее сердце» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

5  «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвипа-дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх.

В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных.

С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатхи, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного [Святого] Имени и качеств наиболее великодушного изначального Верховного Господа Шри Гаурасундара.

Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии».

(Написано Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем в то время, когда он жил в хижине на берегу Ганги в 1941 году.)

6  «Если бы Господь Гаура не явился, что стало бы с нами? Как бы мы жили? Если бы Он не пришел, как бы мы узнали о славе Шри Радхи и высочайшей любви к Кришне, исполненной экстаза?» (Шрила Васудев Гхош).

7  На̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇, рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм / ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇, пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми — «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Шри Мукта-чаритам»).

8  Гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».





←  «Тхакур Харидас» (часть 3). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 9 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 166.4 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа

(10 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Я уверен, что Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, очень удовлетворен этим праздником, который проходит у нас сегодня. Этот праздник празднуется сейчас во всех наших центрах — как в Навадвипе, так и по всему миру, и через нашего учителя Шрилу Говинду Махараджа мы предлагаем наше подношение Его Божественной Милости Шриле Шридхару Махараджу. Мы даже не можем представить, какую нежность и любовь они испытывали друг к другу. Но иногда мы видели примеры того, как они проявляли любовь и нежность друг к другу.

#00:02:37#

Обычно мы говорим о том, что отношения Гуру и ученика [таковы:] они состоят друг с другом в дасья-расе — слуга и господин. Но это не единственная возможность. И мы видим, что в случае со Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем, это отношения дружбы, то есть они были на равных. И хотя Шрила Гурудев всегда сохранял подчиненное положение, хотя он всегда себя считал слугой, но тем не менее они всегда взаимодействовали очень близко, как друзья.

#00:04:06#

Настолько было проявлено это взаимное любящее чувство друг к другу у них, что Шрила Гурудев понимал, как велик его учитель, только тогда, когда его прославляли духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, когда они приходили в Матх и говорили: «О, как велик Шрила Шридхар Махарадж, ученик прославленного Шрилы Сарасвати Тхакура!» Тогда Шрила Гурудев признавал: «Я понимал, насколько я его величия не замечаю».

#00:05:22#

Шрила Гурудев в арати Шриле Шридхару Махараджу пишет: «Когда ты воспеваешь на четках Харе Кришна маха-мантру, то другие вспоминают про Прабху (здесь подразумевается Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати), другие вспоминают о нем»[1]. Это не самый главный момент. И он [Шрила Шридхар Махарадж] сразу же был отмечен и своим собственным духовным учителем и духовными братьями как необыкновенная личность, он был способен слушать очень внимательно и также очень замечательно представлять [услышанное духовное знание] публике.

#00:06:56#

На самом деле Шрила Гуру Махарадж с такой внимательностью, с такой чуткостью слушал слова своего учителя, что один из его духовных братьев заподозрил его в том, что он шпион правительства, который слушает, нет ли здесь политической подоплеки. Однажды Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, пришел на лекцию Шрилы Сарасвати Тхакура и ему сказали: «Тебе нельзя». Естественным образом Шрила Шридхар Махарадж оскорбился. Можете представить себя на его месте: вы пришли к своему учители и вам сказали: «Нет, вам нельзя». Тогда он отправился на прогулку, он прогуливался по берегам Ганги. И он думал следующим образом: «Кто-то из его окружения может чинить [мне] какие-то препятствия».

[Шрила Госвами Махарадж прославляет Притху Прабху. Далее переводит Ашутош Кришна Прабху.]

#00:08:42#

Когда Шрилу Шридхара Махараджа не допустили на лекцию Сарасвати Тхакура, он отправился, чтобы прогуляться по берегу Ганги, для того чтобы обдумать ситуацию. Он думал: «То, чего жаждет мое сердце, — связь со Шри Чайтаньей Махапрабху, — я вижу, что возможность этой связи находит свое олицетворение в личности Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. То, к чему я стремлюсь, — он обладает этим, он может дать мне связь с этой божественной субстанцией. Поэтому можно стерпеть все что угодно».

#00:09:48#

йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣…[2]

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Как бы ни поступал великий человек, обычные люди следуют его примеру». И в данном случае Шрила Шридхар Махарадж своим примером показывает нам нечто особенное. А именно, что мы должны быть готовы стерпеть что угодно, стерпеть все ради сохранения своей связи со Шри Гуру.

#00:10:44#

И вы можете сказать, с одной стороны: «О, вы просто прославляете Гуру Махараджа этими словами, что он великая личность, что другие следуют его примеру, потому что вы его ученик». На что я могу ответить, что сам Сарасвати Тхакур в связи с приходом Шрилы Шридхара Махараджа процитировал этот стих. Сарасвати Тхакур сказал тогда о Шридхаре Махарадже: «Если люди такого уровня, таких качеств будут присоединяться к нашей миссии, тогда это поднимет престиж нашей миссии и позволит нам более успешно вести пропаганду».

#00:11:41#

Прочтя одну из статей, написанных Шрилой Шридхаром Махараджем, Сарасвати Тхакур сделал такое заключение, дал такой совет редактору одного из печатных изданий Гаудия Матха: «Если вы будете включать в наши издания больше произведений, таких как статьи Шридхара Махараджа, то уровень наших публикаций повысится». Это весьма поразительное утверждение: «Добавьте статью его авторства и в результате уровень всего издания поднимется».

#00:12:40#

Лекции Шрилы Сарасвати Тхакура, как мы слышали, были крайне возвышенны, их было крайне тяжело понять обычным людям. Мы слышали об этом. Мы также можем составить свое представление, прочтя транскрипции некоторых из его лекций. В конце концов он снизошел из самой сердцевины, из самых сокровенных покоев, глубин Голоки Вриндавана. И попытка передать эти концепции высочайшей сферы духовного мира обычным языком — очень сложная задача.

#00:13:56#

Мы все, находящиеся здесь, за исключением, быть может, Нитья Гопала Прабху, являемся новичками, новообращенными в сознание Кришны. Но среди учеников Шрилы Сарасвати Тхакура было множество крайне возвышенных душ. Среди них были люди, родившиеся в святой дхаме, в Гаура-мандале, среди них были многие видные санскритологи, ученые. И даже для людей такого калибра было крайне сложно понять предмет лекции своего учителя, понять его должным образом. И очень часто после лекции Сарасвати Тхакура они собирались и обращались к Шриле Шридхару Махараджу со словами: «Мы только что слышали лекцию Гуру Махараджа, Сарасвати Тхакура. Можете объяснить?»

#00:15:25#

Шрила Шридхар Махарадж объяснял это, передавал это идеальным образом, чтобы эти идеи, Кришна-концепция Сарасвати Тхакура была доведена до их сознания совершенным образом. После того, как Шрила Шридхар Махарадж получил посвящение в Харинам, вскоре после этого лидеры Гаудия Матха — Васудев Прабху и другие — спросили Шрилу Шридхара Махараджа: «Скажите, во время инициации какого рода хари-катху давал Сарасвати Тхакур?»

#00:16:27#

Прежде нам следует заметить, что предыдущее имя Шрилы Гуру Махараджа было Рамендра Бхаттачарья, а Шрила Сарасвати Тхакур дал ему имя Рамендра Сундар.

#00:17:02#

И когда Васудев Прабху задал Шридхару Махараджу этот вопрос, тот отвечал ему, что Сарасвати Тхакур говорил ему, что Рама, о котором мы говорим в Харе Кришна маха-мантре, — это Раман, Радха-Раман Кришна. Это указывает на мадхура-расу. Васудев Прабху и другие сказали: «О, вы очень удачливы, что Сарасвати Тхакур говорил, обращаясь к вам таким образом».

#00:17:50#

Он был известен своей непревзойденной способностью извлекать самую суть из слов Сарасвати Тхакура и представлять эту суть с непревзойденной точностью. Шрила Шридхар Махарадж был членом проповеднической группы, которую Сарасвати Тхакур обычно называл: «Моя группа».

#00:18:43#

Шрипад Бон Махарадж, старший духовный брат Шрилы Шридхара Махараджа, у которого было много опыта, слышал лекции как самого Сарасвати Тхакура, так и всех своих духовных братьев, и он сказал об одной из лекций самого Шрилы Шридхара Махараджа, которую тот дал в Южной Индии: «Это была лучшая лекция из всех, которые мне когда-либо от кого-либо доводилось слышать». Он сказал это о лекции Шридхара Махараджа.

#00:19:20#

Во времена Второй мировой войны у Шрипада Бона Махараджа было организовано бомбоубежище. Я не знаю, быть может, всех подробностей, но, по всей видимости, похоже в какой-то период была опасность бомбардировок Японией территории Индии. И однажды Кришнадас Бабаджи Махарадж, Бон Махарадж и Шрила Гуру Махарадж были в этом бомбоубежище. Они хотели, чтобы Шрила Шридхар Махарадж рассказал им о «Бхрамара-гите». Когда Кришна и Радхарани и другие гопи Вриндавана были разлучены столь долгое время, то Кришна опасался, что они проявят то, что является десятой стадией чувства острой разлуки. Десятая стадия — это смерть. И, чтобы избежать этого, Кришна послал отчаянное послание через Уддхаву, для того чтобы убедить Шримати Радхарани и других враджа-гопи продержаться еще чуть-чуть. Также Кришна хотел, чтобы Уддхава своими собственными глазами увидел преданность Радхарани и враджа-гопи.

#00:22:12#

Когда Уддхава передавал им сообщение Кришны, весть от Кришны, в этот момент Шримати Радхарани начала обращаться к шмелю. (На санскрите шмель — это «бхрамар», поэтому «Бхрамара-гита».) Видя, что этот шмель желто-черный и подобен Кришне (Кришна — черный и всегда одет в желтые одежды), Она начала обращаться к этому шмелю, принимая его в своем божественном безумии то за посланника Кришны, то за самого Кришну. Она произносила слова, выражающие самые глубокие чувства Ее сердца в разлуке. Эти чувства непостижимы для кого бы то ни было.

#00:23:18#

Но Бон Махарадж и Кришнадас Бабаджи Махарадж знали, что Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, способен извлечь некую внутреннюю суть этих слов, поскольку именно в этом была его особенная способность. И то, что говорил Шрила Шридхар Махарадж, было чем-то настолько высоким, превосходным, что Бабаджи Махарадж заметил в связи с этим: «Поразительно, есть некоторая ирония в этой ситуации, что настолько возвышенные беседы происходят в столь низком месте, под землей в бомбоубежище».

#00:24:32#

Шрила Гуру Махарадж рассказывал о себе. Он размышлял о том, где провести остаток своих дней, где найти место для себя. То место, где была произнесена «Бхрамара-гита», было одним из вариантов, которые он рассматривал. Однако его неизменно совершенное мышление привело его к выводу, что Вриндаван предназначен для высочайшей категории освобожденных душ, а неосвобожденные могут обрести свою удачу в Навадвипе.

#00:25:24#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
              даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа,
              мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те[3]

В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что кришна-лила является сутью, средоточием всего нектара. Но как тогда понять положение чайтанья-лилы? Как сравнить кришна- и чайтанья-лилы? Гаура-лила — это когда та самая высочайшая божественная нектарная субстанция, которая является исключительным достоянием высочайшей категории душ, начинает великодушно раздаваться во всех десяти направлениях. Это великодушная гаура-лила — распространение мадхура-расы [кришна-лилы].

#00:27:14#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣[4]

Прабодхананда Сарасвати Тхакур пишет о том, что те, кто обладает особым богооткровенным разумом, сукр̣ти ван сумедхасах̣, сумеют понять, что они обретут свою высочайшую удачу, посвятив себя гаура-лиле, и в этом случае спонтанным, естественным образом они окажутся в самой сердцевине божественной субстанции кришна-лилы.

#00:28:45#

Итак, Шрила Шридхар Махарадж решает отправиться в Навадвипу, но прежде, чем сделать это, он отправляется в Экачакру, для того чтобы там получить дозволение, благословение Дхамешвара, Нитьянанды Прабху. Ведь перед этим как обстояла ситуация? Многие люди обращались к Шриле Шридхару Махараджу за посвящением и прибежищем, в числе этих великих душ была сестра Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которую нежно называли Пишима (ее настоящее имя Бхаватарини Диди), но Шрила Шридхар Махарадж неизменно отказывался сам давать посвящение, первое или второе, и неизменно всех отсылал к Бхакти Саранге Госвами Махараджу.

#00:30:12#

Итак, Шрила Шридхар Махарадж, придя в Экачакру, упал в полном дандавате у стоп Нитьянанды Прабху, молясь: «Пожалуйста, я знаю, что Ты Патита-павана, спаситель падших! Даруй мне прибежище в Навадвипе». И тогда к нему пришло особое вдохновение от Нитьянанды Прабху, выражалось оно следующим образом: «Но ты сам не даешь прибежище патита, падшим», имея в виду, что Шрила Шридхар Махарадж отказывался давать инициации. Это означало: «Когда ты начнешь давать прибежище падшим, тогда Мое прибежище тебе будет гарантировано». Это одно из событий.

#00:31:36#

Далее другой аспект: Шрила Джива Госвами говорит о том, что если вы обладаете богатством, сокровищем, рядом с вами есть люди, которые нуждаются в этом богатстве, но вы пренебрегаете ими, вы не одариваете их этим, то это ошибка, изъян с вашей стороны. И процитируем слова самого Шридхара Махараджа: «Моя склонность была скорее к накоплению (разумеется, речь не идет о [материальных] пожертвованиях), но в меньшей степени к распространению, поэтому, хотя я смог накопить несметные [духовные] сокровища, которые сумел извлечь из наставлений моего Гуру Махараджа, Сарасвати Тхакура, но моя склонность распространять, раздавать их была не столь велика».

#00:33:23#

Далее, Шриле Шридхару Махараджу вспомнилась история о том, что однажды один человек был крайне богат, но при этом был крайне скуп — никогда никому не давал ни копейки своего богатства, и в следующем рождении он стал манговым деревом, на котором росло множество превосходных, успевавших созреть плодов манго, но никто, даже птицы, не прикасались ни к одному из этих плодов. Иными словами, все эти манго пропадали даром.

#00:34:21#

Эти три наблюдения сподвигли Шрилу Гуру Махараджа к тому, чтобы прийти в Навадвипу и там основать Шри Чайтанья Сарасват Матх, и как он говорит: «Я пришел, чтобы скромным образом основать там Матх, чувствуя обязательства перед моим Гуру Махараджем, перед сокровищами, полученными от него».

#00:35:15#

Шрила Гуру Махарадж рассказывал нам, что хотя он сам ожидал, что в свои последние дни он будет скорее погружен во внутренний диалог, размышление о глубинных откровениях сиддханты, но тем не менее, говорил он: «Сложилось так, что вы (имея в виду представителей западного мира) приходите ко мне, и я делюсь с вами той сокровищницей Сарасвати Тхакура, которая хранилась во мне столь долгое время», и это удивляло и радовало его.

#00:35:53#

Ранее Шрила Сарасвати Тхакур попросил Шридхара Махараджа отправиться на Запад. «Но сейчас, — говорил Шрила Шридхар Махарадж, — сейчас западные люди приезжают ко мне», и цитировал высказывания, что Магомет не смог отправиться к горе, но гора пришла к Магомету. По поводу проповеди на Западе один из духовных братьев однажды спросил Шридхара Махараджа: «А разве вам не хотелось бы стать тем самым выдающимся, тем, на чьей ответственности будет успех первым проповедовать широко сознание Кришны на Западе?» Гуру Махарадж отвечал: «У меня нет таких устремлений, но я хочу быть слугой слуги Махапрабху, это мое устремление».

#00:37:25#

В день Ратха-ятры в 1942 году, после того как он был в Навадвипе на протяжении одного года, он поднял флаг Шри Чайтанья Сарасват Матха и составил эту прекрасную шлоку, которая вмещает в себя концептуальную архитектуру Матха:

#00:37:51#

ш́рӣмач чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм̇
бибхрат сам̇бха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже
йатра ш́рӣ-[гаура-]са̄расвата-мата-нирата̄ гаура-га̄тха̄ гр̣н̣анти
нитйам̇ рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄[5]

В этих словах он объясняет, что такое Шри Чайтанья Сарасват Матх. Где он находится, чем заняты его члены, в чем его миссия — все это содержится в этой шлоке. Удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм̇. Предназначение Матха, цель Матха в том, чтобы возвестить славу Шримати Радхарани, как ее возвестил Шри Чайтанья Махапрабху, возвестить ее по всему миру.

#00:39:11#

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’
према-раса-сӣма̄ ра̄дха̄ра махима̄, джагате джа̄на̄та ке?[6]

Махапрабху снизошел для того, чтобы возвестить всему миру о славе Шримати Радхарани. Только подумайте, насколько это прекрасно: есть столь много воплощений Кришны, и они делают много разных вещей. Вы можете прочесть подробности в Пуранах. Но здесь, когда снисходит сам Сваям Бхагаван Кришна, то, чем Он занят, в чем Его миссия, — в том, чтобы возвестить всему миру ра̄дха̄ра махима̄, славу Шримати Радхарани. Ра̄дха̄ра махима̄, према-раса-сӣма̄: и рассказать о высочайших пределах Ее божественной любви.

#00:40:53#

Когда вы слышите подобные выражения из уст Шрилы Шридхара Махараджа, в этом случае вы можете почувствовать присутствие Шри Чайтаньи Махапрабху и Шримати Радхарани. Если вы будете соприкасаться с ним, то это преображение обязательно произойдет. Преображение такого рода, что Махапрабху и Радхарани займут для вас первейшее, главнейшее положение, а Кришна отойдет на второй план. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Когда я думаю о Шримати Радхарани, я теряю свое существование», поэтому он рупануга-дхара, тот, кто несет в себе поток Рупы Госвами.

#00:42:07#

Иногда можно дать такое толкование имени Шридхар. Дхара можно перевести как «поток», шри — Шримати Радхарани: поток Шримати Радхарани. Также дхара — это становится Радхой.

#00:42:40#

Однажды так получилось, что Кришнадас Бабаджи Махарадж и другие отправились в Хапанию, место явления Шрилы Шридхара Махараджа. Сам Шридхар Махарадж не был в том месте более тридцати или сорока лет. И в то время там был Джаджавар Махарадж. И он сказал, что мы можем считать, что Хапания подобна Варшане. И это говорит духовный брат Шридхара Махараджа, последний санньяса-ученик Сарасвати Тхакура.

#00:43:30#

Так он был объектом столь великой привязанности и почтения, благоговения со стороны своих духовных братьев. Ведь сами духовные братья Шридхара Махараджа были Гуру, у которых было много учеников. Но когда им нужно было посоветоваться с тем, кто выше, они приходили в Шри Чайтанья Сарасват Матх к Шриле Гуру Махараджу.

#00:44:00#

…бибхрат сам̇бха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никат̣а-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже…

Далее в этой шлоке о Матхе сказано, где находится он — находится на берегах Ганги. Далее: кола̄дри-ра̄дже. Адрирадж означает Гирирадж, Гири-Говардхан.

#00:44:33#

[санскрит]

Это указание на Гупта Говардхан.

#00:44:50#

…гаура-га̄тха̄ гр̣н̣анти…

Далее он говорит: каков основной род занятий членов этого Матха? Основная их деятельность в том, чтобы возвещать о славе Гауранги Махапрабху. Нитйам̇ рӯпа̄нуга ш́рӣ: в линии Шрилы Рупы Госвами. Ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇: стремясь обрести служение Шри Шри Радхе-Говинде[7].

#00:45:52#

Шрила Шридхар Махарадж представлял идеи Сарасвати Тхакура настолько совершенным и точным образом, что сам Сарасвати Тхакур однажды сказал: «Я могу уйти из этого мира, но, по крайней мере, один человек способен совершенным и точным образом передавать то, что я пришел дать, и этот человек — Шрила Шридхар Махарадж».

#00:46:21#

Далее: Шрила Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, пришел [в Шри Чайтанья Сарасват Матх] в 1947 году. И Шрила Свами Махарадж, Бхактиведанта Свами Прабхупада, и другие духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа тогда сделали такое замечание, наблюдение: если сам Шрила Шридхар Махарадж склонен к уединению, пребывает в своем внутреннем настроении в Навадвипе, но сейчас, когда к нему пришел столь способный ученик Шрила Говинда Махарадж, теперь он, наконец, получил того, кто ему был нужен, теперь мы увидим, что произойдет.

#00:47:21#

И мы видели, как Шрила Говинда Махарадж взял флаг Шри Чайтанья Сарасват Матха и пронес его по всему миру двадцать два раза, при этом открыв множество возвышенных матхов, таких как этот. Но я склонен думать, что этот Матх очень особенный. Потому что здесь присутствуют Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу.

#00:48:13#

В комнате Гурудева, на веранде Гурудева в Калькутте, рядом с местом, где он все время сидел, слева от его кресла была приклеена на стену газетная статья, которая была озаглавлена следующим образом: «Храм Чайтаньи на пороге города Ленина». И я уверяю вас, что когда вести об открытии этого храма достигли духовного мира, то Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж стал безумно танцевать от радости на Голоке, они устроили безумный киртан, и он возглавил танец в честь этого радостного события. Так же, как Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Гуру Махарадж — вся эта группа.

#00:49:33#

В случае Сарасвати Тхакура: его учитель Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж сказал ему: «Прабху, никогда не отправляйтесь в Калькутту, это центр сосредоточения майи. Лучше оставайтесь здесь под прибежищем святой дхамы». На что Сарасвати Тхакур сказал: «У меня столь большая вера в очищающую силу ваших лотосоподобных стоп, что я убежден, что пыль с ваших лотосоподобных стоп способна очистить тысячи Калькутт». «Поэтому, — продолжал он, — если этот город Калькутта является сердцем майи, то именно там я хочу начать проповедовать и именно там хочу установить трон с Радхой-Говиндой и Махапрабху».

#00:50:45#

Ранее это место (Советский Союз имеется в виду) было известно как воплощение атеизма. Великая Октябрьская социалистическая революция началась совсем недалеко отсюда. Быть может, можно даже увидеть это место в окно — место, откуда произвела выстрел «Аврора».

#00:51:19#

Мы знаем, все, что бы ни делал Виджай Раман Прабху, получается похожим на корабль. Его дом выглядит как корабль. Он моряк. Его дом выглядит как корабль. Этот домик, где мы живем, выглядит как корабль. Этот храм, эти винтовые лестницы — это все как на корабле, сейчас мы с вами находимся на этом большом корабле.

#00:51:55#

Об этом идет речь в одиннадцатой песни «Бхагаватам». Там сказано, что корабль лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху переправляет всех из мира неведения на Голоку Вриндавана. И эти Божества установлены на нашем «корабле». Я знаю, что Они очень счастливы благодаря этому. Этот храм — гордость Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа, и нашей гуру-варги.

#00:52:52#

гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇…[8]

Мы знаем, что Шрила Гуру Махарадж сам написал пранама-мантру для своего ученика и преемника Шрилы Говинды Махараджа. Эта пранама-мантра начинается со слов «гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇» — «он [Шрила Говинда Махарадж] совершенным образом исполняет самые сокровенные желания своего Гуру [Шрилы Шридхара Махараджа]». И одно из желаний, которое было у Шрилы Шридхара Махараджа, касалось Говинда-кунды. На протяжении многих лет, кто знает, сорок-пятьдесят лет Говинда-кунда пребывала в одном и том же состоянии, а именно: было построено ограждение, [возведена] арка с надписью «Шри Говинда-кунда», и этим все заканчивалось, все остальное пребывало в непроявленном состоянии. И это желание Шрилы Шридхара Махараджа было рассказано Шрилой Говиндой Махараджем Шриле Ачарьядеву, Шриле Бхакти Нирмалу Ачарье Махараджу.

#00:55:11#

Подробности этой лилы, связанной со строительством храма на Говинда-кунде, на озере, и строительством севак-бхавана на ее берегу и строительством Гангадхар-Садашива-мандира, храма Господа Шивы на ее берегу, может быть мы расскажем в другой раз, но вкратце: это все было построено на твердом фундаменте никого иного, как Курма-аватары, воплощения Господа как божественной черепахи, по совету Шрилы Говинды Махараджа. Курма-аватар — воплощение Господа в образе божественной черепахи. Строительство этого комплекса Шрилой Ачарьей Махараджем удовлетворило Шрилу Гурудева и Шрилу Шридхара Махараджа, всю гуру-варгу, они были крайне удовлетворены этим.

#00:56:38#

Шрила Говинда Махарадж пишет в прославление Шри Говинда-кунды о том, что некоторые удачливые души, принимая омовение в этой кунде, иногда могут почувствовать вкус молока коровы Сурабхи, которая явилась там. Корова Сурабхи пролила свое молоко во время события, после которого Кришна стал известен как Говинда.

#00:57:21#

Мы не можем даже представить пределы величия того, с чем нам довелось соприкоснуться по милости наших учителей, гуру-варги. Шрила Говинда Махарадж обладал столь огромной верой в Шрилу Гуру Махараджа, что однажды сказал: «Даже одного слова, услышанного из уст Шрилы Гуру Махараджа, достаточно, чтобы сделать вас его рабом навечно». И он счастлив, когда его признают рабом Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Подобное отношение приводит к тому, что Шрила Гуру Махарадж отвечает ему столь же огромным потоком нежности, привязанности, любви. Харе Кришна.

#00:58:52#

Я однажды сказал Шриле Гурудеву: «Вы фанатик Шрилы Гуру Махараджа». Кто-то мог бы сказать: «Кажется, не очень удачные слова». Но Шрила Гурудев был крайне счастлив, он сказал: «Да! Я фанат Шрилы Шридхара Махараджа». И позже не раз он мне напоминал: «О, Махарадж (обращаясь ко мне), Махарадж, помните, как вы назвали меня фанатом Шридхара Махараджа?»

#00:59:43#

И фактически все, что мы видим перед собой, вся наша миссия — это подношение Шрилы Говинды Махараджа Шриле Шридхару Махараджу. И хотя я сам лично совершил бесчисленное количество непростительных оскорблений, но Шрила Говинда Махарадж не обращал на них ни малейшего внимания, потому что я всегда прославлял Шрилу Шридхара Махараджа. И сам Гурудев говорил: «Если кто-то прославляет Шрилу Гуру Махараджа, я становлюсь рабом этих людей». Были люди, которые оказали значительное служение Шриле Шридхару Махараджу, особенно в прошлое время, при его жизни, особенно во времена великой необходимости, потребности в их служении, и Шрила Говинда Махарадж был не в состояние забыть об этом их служении ни на мгновение и всегда окружал их всевозможным почетом, уважением, благоговением, всем необходимым.

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж тиробхав-маха-махотсава ки ки ки джай!

Гаура-премананде!

Аудитория: Харибол!

Переводчики: Притху Дас,
Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Туласӣ-ма̄лика̄-хасте ш́рӣ-на̄ма̄-грахана / декхи’ сакалера хой ‘прабху’ уддӣпана (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. «Шри Гуру Арати-стути», 14).

[2] Йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣ / са йат прама̄н̣ам̇ куруте, локас тад анувартате — «Что бы ни сделал великий человек, остальные следуют его примеру. Какую бы истину он ни провозгласил, она принимается всем миром» (Бхагавад-гита, 3.21).

[3] «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

[4] «Чем больше преданности лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара обретает удачливая душа, тем сильнее океан нектара — служение лотосоподобным стопам Шри Радхики — спонтанно проявляется в ее сердце» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[5] «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвипа-дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх.

В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных.

С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатхи, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного [Святого] Имени и качеств наиболее великодушного изначального Верховного Господа Шри Гаурасундара.

Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии».

(Написано Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем в то время, когда он жил в хижине на берегу Ганги в 1941 году.)

[6] «Если бы Господь Гаура не явился, что стало бы с нами? Как бы мы жили? Если бы Он не пришел, как бы мы узнали о славе Шри Радхи и высочайшей любви к Кришне, исполненной экстаза?» (Шрила Васудев Гхош).

[7] На̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇, рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм / ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇, пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми — «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Шри Мукта-чаритам»).

[8] Гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви».



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования