«Прямой путь». Из лекции Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Украина, Харьков, 2003 год

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 4.1 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Прямой путь

(2003 год, Харьков, Украина)

 

Нет, это не единственный путь. Но это простейший путь, наиболее прямой и быстро приносящий плоды. И это наиболее сладостный, наиболее чарующий путь. 

#00:00:37#

Обратимся вновь к примеру с президентом, который мы привели. Зададим вопрос: «Можно ли к этой личности, человеку номер один в государстве, обратиться как-то иначе? Можно ли установить с ним какие-либо иные взаимоотношения?» Конечно, другие варианты возможны. Но, рассматривая те явления, о которых мы говорим, мы будем пользоваться следующим критерием оценки: «что выше, а что ниже?» Нашим критерием станет понятие «близость». 

#00:01:39#

Подавляющее большинство граждан страны не знакомы с президентом лично, никогда его не встречали. И хотя они связаны с ним некими отношениями, но эти отношения — очень далекие, поэтому они окрашены в такие тона, как трепет и благоговение перед человеком номер один в государстве. 

#00:02:04#

Когда мы говорим о Боге, о наших взаимоотношениях с Ним, это утверждение становится справедливым относительно большинства религиозных концепций этого мира. Большинство религиозных идей этого мира страдают отсутствием близости или интимности между человеком и Богом. Эти представления о Боге, бытующие в этом мире, в большей или меньшей степени имперсональны, то есть Бог предстает в них как нечто безличное. 

#00:02:37#

Здесь не следует совершать ошибку — эти взаимоотношения реальны. Точно так же, как граждане этой страны связаны с человеком, который олицетворяет верховную власть в стране, они связаны с Господом пусть поверхностными, пусть по характеру абстрактными, но все-таки реальными взаимоотношениями. 

#00:03:14#

У президента есть свой антураж — свита или окружение. Эта свита, его ближайшее окружение — это люди, которые занимают более близкое положение по отношению к президенту, и, соответственно, степень близости их отношений с этим человеком выше. Трепет, определенный страх и благоговение перед этим человеком по-прежнему остаются в людях, которые находятся в близком его окружении, но поскольку они близко взаимодействуют с ним, иногда в их отношениях могут проявиться нотки фамильярности или некоего дружеского участия. 

#00:04:23#

У президента, помимо рядовых граждан, помимо его свиты, есть близкие друзья. Это друзья, которые, возможно, знали его с детства. Для этих людей, знающих его с детства, он остается президентом. Они помнят о том, что их старый школьный друг стал человеком номер один в государстве, но поскольку они связаны с ним давними, приятельскими отношениями, его президентство отходит для них на второй план, оно совершенно несущественно в их взаимоотношениях. 

#00:05:21#

Кроме близких друзей, у президента есть семья, есть родные. И для них его президентское положение — совершенно вторично. Вторично настолько, что иногда оно полностью затмевается близостью их отношений. Мать видит в этом человеке своего сына. Она практически не способна видеть в своем сыночке президента. 

#00:06:13#

Его же сын — маленький ребенок, младенец, который ползает по полу, — еще более не способен видеть в своем папе могущественного человека. Точно так же и его жена не воспринимает его в качестве президента. Она считает, что его президентское положение и все остальное — это для внешнего круга людей. 

#00:06:44#

Тем не менее, все эти взаимоотношения и все подобные взгляды на него реальны, их следует принимать, они имеют место быть. Но если бы мы стали судить об этих отношениях непредвзято или объективно, взяв за критерий оценку: «Какие отношения выше, а какие ниже?», мы бы прибегли именно к этому показателю — степень близости. 

#00:07:30#

Мы осознаем, что существуют разные способы приближения к этой личности. Когда мы говорим о Боге, существуют разные способы обращения к Нему. Однако бхакти, то есть путь любви и нежности или неких теплых чувств к Нему, — наиболее прямой. Этот путь наиболее прямой, поскольку не имеет ничего общего с интеллектом и умом, здесь речь идет исключительно о сердце. 

Переводчик: Муралишвар дас
Транскрипт выполнил: Лочан дас
Редактор: Традиш дас

← "Смирение в святой Дхаме" (часть 2). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Москва. 27 апреля 2010 года. ·• Архив новостей •· "Внутренняя потребность". Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Томск, 11 мая 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования