«Муниципальная истина». Из лекции Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта. 12 сентября 2009 года


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.4 МБ)

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Муниципальная истина

(Санкт-Петербург, Лахта, 12 сентября 2009 года)

 

Истина и ее представители

Вопрос: Я слышала много раз, что важно не то, что ты знаешь, а важно, кого ты знаешь. Не могли бы вы прокомментировать это?

Шрипад Авадхут Махарадж: Важно понять, каково подлинное положение того, кого ты знаешь. Как определить в Интернете положение человека? Может ли человек, занимая некое положение, в чем-то ошибаться? Или мы определяем ту истину, которую он в данный момент несет? При нашем анализе оказывается, что истина, которую в данный момент несет человек, гораздо важнее, чем его собственное положение. Так, сейчас, например, я говорю вам правду, а через пять минут могу вам врать. Как человек, я могу быть проводником и того, и другого, но истина, прошедшая через меня, не утратит своих качеств. Мало того, истина, которая прошла через меня в какой-то момент, может вдохновить вас и трансформировать.

Итак, мы пришли к тому, что, – говоря о лекции, например, в Интернете, – важно, кто это говорит в определенный момент, но потом может оказаться, что через пять или десять лет сказанное совсем не актуально, потому что это были локального, местного значения слова. Когда я соприкасаюсь с какими-либо местными религиями, то называю их муниципалами. Почему? Потому что это муниципальная истина. Муниципальная истина отличается от абсолютной тем, что она действует где-то, в определенной местности, в определенных условиях, в определенное время – это аналогично тому, как соотносятся муниципальный и федеральный законы. Хотя теоретически они и должны соответствовать друг другу, но на практике могут несколько расходиться. Если муниципальный закон создан с нарушением от федерального закона, то он признается незаконным.

 

Абсолютное и относительное

Когда мы говорим о совершенстве духовного пути, совершенстве религии, мы должны понимать, что эта религия должна соотноситься с Абсолютом. И, если нам посчастливилось соприкоснуться с совершенной религией, согласующейся со светскими законами, но при этом мы совершаем какие-то противоправные действия, что тогда происходит? Это всё очень тонкие вопросы, которые мы должны рассмотреть в нашей жизни.

Мы существуем в иллюзорной системе ценностей, такой, например, как демократия, капитализм или коммунизм. Тем не менее, в этой системе ценностей существуют определенные координаты, существуют определенные законы – как социальные, так и концептуальные. Но если мы говорим о некой высшей системе ценностей, к которой мы стремимся, существуют ли в ней свои законы? В этой связи есть идея, о которой говорит Шрила Шридхар Махарадж: «Система ценностей всегда покоится на базисном принципе». Базисный принцип – это принцип, благодаря которому существует эта система координат. В категории высших ценностей не могут действовать принципы, действующие на местных уровнях.

 

Справедливость и милосердие

Например, мы живем в мире справедливости, а духовный мир основан на сострадании. Можем ли мы соприкоснуться с божественным планом бытия и его удовлетворить? Если принцип справедливости действует в высшем духовном мире, как главный основополагающий принцип, то – нет. Но, если мы принимаем, что в божественном мире действует принцип сострадания, то – да; и, как говорят наши духовные учителя, – это самый важный принцип.

На что указывает Христос в христианской онтологии? Сам он совершенно не затрагивает идею справедливости, в своих беседах он не осуждает, скажем, Понтия Пилата с точки зрения справедливости. Наоборот, он говорит, что принцип справедливости – это не тот принцип, с которым пришел, хотя мы и видим, что сам он несправедливо осужден, говоря современным языком, по политическим мотивам, так как от него пытались добиться признания, что он – царь Иудейский.

 

«Друзья», «враги» и общество преданных Богу

В материальном мире мы оцениваем всех, делим на врагов и друзей, «приклеивая» им ярлыки. Мы вынуждены четко определяться: кто не с нами, тот против нас, т. е. если ты не наш друг, то наш враг. А в духовном мире – иначе. Преданные говорят: «Мы разделяем людей на два типа: тех, кто предан Господу, и тех, кто не предан».

Почему мы избегаем тех, кто не предан Богу? Не потому, что они враги, так как гипотетически все – преданные Кришны: индусы, арабы, мусульмане, христиане. Разницы нет, но ты рассматриваешь человека в связи с тем, насколько он проявляет интерес к Божественному. Если его интерес находится не в сфере поиска Божественного, не в сфере поиска [внутренней] трансформации, то он наверняка ищет что-то другое и неизбежно вынужден деградировать. Поскольку мы всё равно должны встречаться с людьми, мы не можем рассматривать их как врагов, ибо понимаем это, не исходя из категории мирских отношений. Мирские отношения нас совершенно не волнуют, так как они существуют в рамках законов этого мира. Это категория наших внутренних приоритетов общения. Мы ищем кого-то, кому хотим открыть свое сердце. Это сокровенное общение, когда мы можем говорить о самом сокровенном – Боге.

 

Градация теизма

«Бог» – это условное понятие. О Боге можно говорить с евреями, мусульманами, и, если не употреблять нехарактерную для их религии лексику, то будет полное взаимопонимание, поскольку «Бог» – это обобщенное понятие. Но, когда вы скажете, что Бог красив, прекрасен, с Ним можно танцевать, то сразу увидите, что большинство представителей муниципальных религий не согласятся с таким подходом к Богу. Мы знаем, что такой характер отношений возможен только с Кришной. Поэтому мы будем вынуждены искать тех, кто принимает наши убеждения. Сокровенные духовные истины можно обсуждать в обществе преданных, но тогда целевая аудитория сразу же резко сократится до очень узкой группы людей.

Всегда ли вы в своей жизни находили взаимопонимание и гармонию с широкой массой людей? Если вы наряду с привычными лозунгами скажете людям: «Харе Кришна!», им это будет, мягко говоря, не совсем понятно. Поэтому в среде людей мы вынуждены искать очень близкое общество преданных, и только в близком кругу преданных мы можем через призму их вúдения, через священные писания, через их сердца увидеть Кришну. Здесь мы спокойно произносим: «Кришна!», – для нас это естественно. Но если спросить какого-нибудь очень религиозного человека: «Бог умеет танцевать?», он ответит: «Судить Он умеет, а танцевать – нет».

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор: Традиш дас

 

← Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Санкт-Петербург, Лахта. 12 июня 2010 года. ·• Архив новостей •· «Тхакур Харидас» (часть 1). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования