«Грихастха-ашрам. Три плана бытия». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 27.42M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Грихастха-ашрам. Три плана бытия

(2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Махарадж, пожалуйста, поясните еще раз роль грихастха-ашрама в духовном развитии. Мне видится, что именно в этом институте привязанность и любовь мирская, так сказать, проявлены с большей силой. Вот я, например, не могу сказать о своем отце, что он джентльмен.

#00:00:59#

Госвами Махарадж: Для начала: что такое ашрам? Ашрам — это место, где можно заниматься духовной практикой. Поэтому если семейное положение человека допускает и способствует духовному развитию, то в этом случае мы можем называть это положение грихастха-ашрамом.

#00:01:49#

Можно каким-то образом жить мужчинам и женщинам вместе в рамках этого ашрама, который называется грихастха-ашрамом, так, чтобы это приносило духовное благо или по крайней мере позволяло духовно расти им обоим. Это нелегко. Люди знают об этом, это непросто. Если какая-то ситуация не допускает или не дает возможности для духовного развития, то по отношению к такой ситуации мы не употребляем термин грихастха-ашрам.

#00:02:47#

Но в каком бы положении мы ни оказались, главное препятствие в нас самих. Духовной жизнью нам мешают жить вовсе не муж или жена, или родственники, или кто-то еще, но наше собственное нежелание.

#00:03:10#

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣[1]

#00:03:48#

Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Пойми, что ты сам себе злейший враг или лучший друг. Не надо винить в своих проблемах окружающих людей или сложившиеся обстоятельства. Пойми, что проблема, если она и есть, только в тебе самом». Когда мы понимаем, в чем именно проблема, понимаем, в какой области лежит проблема, а именно в нашем «я», в ложных представлениях о себе, тогда мы можем двигаться вперед, исправить эту проблему.

#00:04:20#

Вопрос: Я читаю книгу на английском языке[2]. Там написано, что существуют три плоскости, three planes: plane of mundane enjoyment — [сфера] мирского удовольствия, plane of renunciation — плоскость отказа, отречения [от мира эксплуатации], и plane of dedication [сфера преданности, посвящения себя Высшему]… Можно это пояснить?

#00:05:07#

Госвами Махарадж: Эти термины используются в анализе, который проводит Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж. Гуру Махарадж утверждает, что все эти понятия, о которых мы говорим, можно подразделить на три категории. Первая [категория] — мир эксплуатации, в котором мы с вами живем сейчас, где всем правит закон дарвиновской эволюции: выживание сильнейших, и законы физики: каждое действие влечет за собой равное противодействие.

#00:06:12#

Те, кто хотят избежать подобных страданий, привязанностей этого мира, могут выбрать одно из возможных решений — это отрешение, отреченность от всего. Люди обращаются и стремятся достичь этого мира отречения, мира отрешенности. Если мы принимаем мир эксплуатации за минус, то мир отрешенности можно назвать нулем или миром полного спокойствия — «Швейцарией», но духовным эквивалентом Швейцарии.

#00:07:06#

Где же тогда плюс? Это называется миром преданности. В этом [материальном] мире одно живое существо выживает за счет других существ, эксплуатируя их в той или иной степени. В духовном мире, напротив, вы живете за счет служения другим. Здесь на каждом шагу вашей жизни, вашему существованию угрожает смерть. Как, например, только этой зимой нам всем довелось пережить эпидемию свиного гриппа.

#00:08:15#

Есть много других опасностей: терроризм и заболевания, передаваемые половым путем, — огромный список. Но существует иной мир — духовная реальность, в которой даже самый низший элемент, даже почва заботится о нашем благе, о нашем бессмертии в высшей степени.

#00:09:02#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[3]

В духовном мире у нас также есть свой облик, духовный облик. Подобно тому, как в этом мире наш облик или наша форма определяются нашими склонностями к эксплуатации, так же и в духовном мире наш облик, наша форма определяются нашими склонностями служить.

#00:09:53#

Поэтому перед нами проблема самоопределения: достигнем ли мы полноты жизни, реализуем ли себя полностью в мире эксплуатации или в мире отрешения, или в мире преданности.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом» (Бхагавад-гита, 6.5).

2  По всей видимости, речь идет о книге Шрилы Шридхара Махараджа, которая на английском языке называется “Home Comfort”.

3  «Естественное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).




←  «Вакрешвар Пандит». Подборка упоминаний из книг «Шри Чайтанья Бхагавата» и «Шри Чайтанья-чаритамрита» ·• Архив новостей •· “The Ideal Is The Form.” Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur describes the spiritual structure of Sri Gaudiya Math →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 36.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Грихастха-ашрам. Три плана бытия

(2 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Махарадж, пожалуйста, поясните еще раз роль грихастха-ашрама в духовном развитии. Мне видится, что именно в этом институте привязанность и любовь мирская, так сказать, проявлены с большей силой. Вот я, например, не могу сказать о своем отце, что он джентльмен.

#00:00:59#

Госвами Махарадж: Для начала: что такое ашрам? Ашрам — это место, где можно заниматься духовной практикой. Поэтому если семейное положение человека допускает и способствует духовному развитию, то в этом случае мы можем называть это положение грихастха-ашрамом.

#00:01:49#

Можно каким-то образом жить мужчинам и женщинам вместе в рамках этого ашрама, который называется грихастха-ашрамом, так, чтобы это приносило духовное благо или по крайней мере позволяло духовно расти им обоим. Это нелегко. Люди знают об этом, это непросто. Если какая-то ситуация не допускает или не дает возможности для духовного развития, то по отношению к такой ситуации мы не употребляем термин грихастха-ашрам.

#00:02:47#

Но в каком бы положении мы ни оказались, главное препятствие в нас самих. Духовной жизнью нам мешают жить вовсе не муж или жена, или родственники, или кто-то еще, но наше собственное нежелание.

#00:03:10#

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣[1]

#00:03:48#

Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Пойми, что ты сам себе злейший враг или лучший друг. Не надо винить в своих проблемах окружающих людей или сложившиеся обстоятельства. Пойми, что проблема, если она и есть, только в тебе самом». Когда мы понимаем, в чем именно проблема, понимаем, в какой области лежит проблема, а именно в нашем «я», в ложных представлениях о себе, тогда мы можем двигаться вперед, исправить эту проблему.

#00:04:20#

Вопрос: Я читаю книгу на английском языке[2]. Там написано, что существуют три плоскости, three planes: plane of mundane enjoyment — [сфера] мирского удовольствия, plane of renunciation — плоскость отказа, отречения [от мира эксплуатации], и plane of dedication [сфера преданности, посвящения себя Высшему]… Можно это пояснить?

#00:05:07#

Госвами Махарадж: Эти термины используются в анализе, который проводит Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж. Гуру Махарадж утверждает, что все эти понятия, о которых мы говорим, можно подразделить на три категории. Первая [категория] — мир эксплуатации, в котором мы с вами живем сейчас, где всем правит закон дарвиновской эволюции: выживание сильнейших, и законы физики: каждое действие влечет за собой равное противодействие.

#00:06:12#

Те, кто хотят избежать подобных страданий, привязанностей этого мира, могут выбрать одно из возможных решений — это отрешение, отреченность от всего. Люди обращаются и стремятся достичь этого мира отречения, мира отрешенности. Если мы принимаем мир эксплуатации за минус, то мир отрешенности можно назвать нулем или миром полного спокойствия — «Швейцарией», но духовным эквивалентом Швейцарии.

#00:07:06#

Где же тогда плюс? Это называется миром преданности. В этом [материальном] мире одно живое существо выживает за счет других существ, эксплуатируя их в той или иной степени. В духовном мире, напротив, вы живете за счет служения другим. Здесь на каждом шагу вашей жизни, вашему существованию угрожает смерть. Как, например, только этой зимой нам всем довелось пережить эпидемию свиного гриппа.

#00:08:15#

Есть много других опасностей: терроризм и заболевания, передаваемые половым путем, — огромный список. Но существует иной мир — духовная реальность, в которой даже самый низший элемент, даже почва заботится о нашем благе, о нашем бессмертии в высшей степени.

#00:09:02#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[3]

В духовном мире у нас также есть свой облик, духовный облик. Подобно тому, как в этом мире наш облик или наша форма определяются нашими склонностями к эксплуатации, так же и в духовном мире наш облик, наша форма определяются нашими склонностями служить.

#00:09:53#

Поэтому перед нами проблема самоопределения: достигнем ли мы полноты жизни, реализуем ли себя полностью в мире эксплуатации или в мире отрешения, или в мире преданности.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом» (Бхагавад-гита, 6.5).

[2] По всей видимости, речь идет о книге Шрилы Шридхара Махараджа, которая на английском языке называется “Home Comfort”.

[3] «Естественное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования