«Что есть норма?» Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 3 мая 2008 года | Смоленск
Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж
Что есть норма?
(3 мая 2008 года. Смоленск)
…Это ненормально, извините. Это на самом деле ненормально, это глупо. Но весь окружающий мир говорит нам: нет, это и есть норма, ты должен жить так. Глас народа говорит нам: живи так, как все. И даже самые близкие нам люди (люди, которые любят нас) говорят: нормальная жизнь, так и надо. Все нам говорят, что это нормально.
#00:00:45#
Допустим, я сегодня открыл банк, назвал его «Банк Шравы» и сказал: «Если вы сегодня разместите ваши деньги в моем банке, тогда я дам вам замечательные чековые книжки, может быть, даже дам пластиковые карточки этого банка. Но только один момент: назад вы своих денег не получите. Эту карточку вы сможете использовать только для того, чтобы вкладывать новые деньги в банк, снять вы не сможете, но карточка очень красивая. Это великий престиж, большая честь — получить такую карточку. В итоге из моего банка вы не сможете получить назад ничего, ни одной копейки».
#00:01:39#
Итак, многие ли из вас при таких условиях решат вкладывать деньги в такой банк? Верите или нет, но дураки находятся. Если в интернете разместить такое объявление, найдутся люди, которые захотят вложить деньги даже в такой банк, потому что мы на самом деле большие глупцы. Разумеется, ни один разумный человек на это не пошел бы, мы ни за что не стали бы вкладывать свои деньги в то, что (как мы знаем заведомо) не принесет нам ни копейки возврата. «Мама, папа! Я тут открыл такой классный счет в банке! У них такие отличные условия: вкладываешь все деньги, а назад не получаешь ни копейки!»
#00:02:38#
Но что же мы делаем, проживая свою жизнь? Именно это.
мр̣тйух̣ сарва-хараш́ ча̄хам...[1]
В момент смерти мы оставляем все, лишаемся всего. И это универсальный принцип применим ко всем: к людям, к другим живым существам. Все в момент смерти лишаются того, во что вкладывали столь много сил и средств. К чему сводятся наши достижения? К нулю. Снять с этого счета мы ничего не сможем, ничего… Репутация, доброе имя, близкие отношения с другими людьми — даже этого мы не сможем забрать с собой из этой жизни.
#00:03:58#
Поэтому духовная жизнь, духовность — это чрезвычайно важная возможность для нас, поскольку она дает нам возможность вложить свои силы, средства в то место, где мы сможем удержать что-то, оставить навсегда, особенно если мы обращаемся к Кришна-концепции. Большинство западных религий, если вы начинаете духовную практику, но оставляете ее по тем или иным причинам, говорит вам: вы отправляетесь в ад. В Бхагавад-гите Арджуна задает Кришне такой же вопрос: «Скажи, что происходит с человеком, который начинает духовную практику, но оставляет этот процесс, сходит с этого пути?» Кришна отвечает: «Ты попадаешь в рай». Правда.
#00:05:00#
каччин нобхайа-вибхраш̣т̣аш́
чхинна̄бхрам ива наш́йати
апратиш̣т̣хо маха̄-ба̄хо
вимӯд̣хо брахман̣ах̣ патхи[2]
Он спрашивает: «Скажи, о могучерукий Кришна, что происходит с человеком, который идет по духовному пути, но его смущают какие-то факты, он запутывается и так или иначе оставляет свой духовный путь? Что происходит с таким человеком?»
#00:05:39#
...на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид
дургатим̇ та̄та гаччхати[3]
В ответ Кришна говорит: «Прежде всего, если ты идешь благим путем, совершаешь благие поступки, то ты никогда не придешь к дурному результату».
#00:05:58#
па̄ртха наивеха на̄мутра
вина̄ш́ас тасйа видйате
на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид
дургатим̇ та̄та гаччхати
пра̄пйа пун̣йа-кр̣та̄м̇ лока̄н
уш̣итва̄ ш́а̄ш́ватӣх̣ сама̄х̣
ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе
йога-бхраш̣т̣о ’бхиджа̄йате[4]
#00:06:40#
Вы все знаете смысл этих шлок. Он говорит: «Тогда ты отправляешься на Пунья-локу (на небеса, в рай). Если тебя что-то соблазнило уйти с духовного пути, ты наслаждаешься этим в райских условиях какое-то время, затем возвращаешься вновь сюда, на Землю, и обретаешь очень возвышенное, очень хорошее рождение. Тем самым ты получаешь возможность продолжить свой духовный путь в точности с той же позиции, на которой остановился».
#00:07:08#
атхава̄ йогина̄м эва
куле бхавати дхӣмата̄м
этаддхи дурлабхатарам̇
локе джанма йад ӣдр̣ш́ам[5]
«Ты можешь родиться в семье практикующих йогов. Такое рождение крайне редко достижимо, но ты можешь обрести его».
#00:07:37#
пӯрва̄бхйа̄сена тенаива
хрийате хй аваш́о ’пи сах̣[6]
«Желание [духовности] в твоем сердце благодаря прошлой духовной практике снова пробудится в тебе, и ты продолжишь свое движение по духовному пути».
Итак, разве не следует хотя бы какую-то часть своих сил, энергии потратить на это? Ведь это такое легкое занятие, так легко и доступно! Это не болезненно, это не трудно, для этого не нужно от чего-то отказываться, что-то прекращать.
#00:08:38#
Например, вчера мне задали вопрос в записке, попросили прокомментировать некие диетические пристрастия индийских студентов. Но кто я такой, чтобы рассуждать о вашей диете, чем вам надлежит питаться, если я сам являюсь млеччхой? Я не имею права ни на какое мнение по поводу ваших диетических или любых других привычек. Это неважно, [не играет] никакой роли. Что важно — это чтобы вы приняли какую-либо духовную практику, а для духовной практики нет никаких предварительных условий.
#00:09:29#
В своей жизни каждому из вас уже приходилось сталкиваться с этой болью, с этими страданиями, когда, для того чтобы заняться чем-то, необходимо соответствовать неким предварительным требованиям, вступительным испытаниям. Даже для достижения самых незначительных вещей в этом мире нам приходится проходить некие исследования, экзамены, соответствовать неким предварительным условиям. Например, тем из вас, кто является студентами, сколько испытаний пришлось пройти, чтобы поступить в институт? И даже когда вы получите образование, через что вам придется пройти, сколько вам всего придется преодолеть, чтобы найти работу?
#00:10:36#
Я не могу говорить за другие страны, но скажу об Америке: сколько сложностей вам придется пройти ради того, чтобы просто арендовать квартиру? Сколько всевозможных форм, бумаг придется заполнить ради такого, казалось бы, несложного дела — найти квартиру! Однако при всем при этом для того, чтобы принять высшую форму духовной практики, от нас не требуется никаких предварительных качеств, предварительных квалификаций, никакого исследования нашего прошлого, никаких условий.
#00:11:22#
И что удивительно: несмотря на все это, люди все равно продолжают задавать этот вопрос: «Скажите, а Бог милостив или нет? Насколько Он милостив?» Даже если вы падаете, сходите с духовного пути, в результате вы попадаете в рай! Насколько Он милостив! Вас не наказывают, но вас ждет награда, и вы обретаете удивительный шанс продолжить свое движение. Насколько это мило! И такое вы найдете только в Кришна-концепции.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Джахнави Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас
[1] Мр̣тйух̣ сарва-хараш́ ча̄хам, удбхаваш́ ча бхавиш̣йата̄м / кӣртих̣ ш́рӣр ва̄к ча на̄рӣн̣а̄м̇, смр̣тир медха̄ дхр̣тих̣ кш̣ама̄йа — «Среди грабителей Я смерть, из шести неизбежных изменений тела живого существа Я рождение. Среди женщин Я семь великих жен Дхармы: слава, красота, изящная речь, память, рассудительность, терпение и умение прощать» (Бхагавад-гита, 10.34).
[2] «О сильнорукий Кришна! Не пропадает ли человек, павший жертвой иллюзии и оставивший путь йоги, подобно разорванному облаку, не обретя прибежища ни в этом, ни в высшем мире?» (Бхагавад-гита, 6.38).
[3] Ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча: па̄ртха наивеха на̄мутра, вина̄ш́ас тасйа видйате / на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати — Всевышний ответил: «Партха! Не достигший совершенства йог ничего не теряет ни в материальном, ни в духовном мире. Того, кто искренен в поиске Истины, никогда не постигнет злой удел» (Бхагавад-гита, 6.40).
[4] «После долгих лет жизни на райских планетах материального мира, доступных лишь для тех, кто совершает благие дела, он рождается в семье праведных или богатых людей, либо в семье, обладающей обоими достоинствами» (Бхагавад-гита, 6.41).
[5] «Также он может родиться в семье йогов, погруженных в осознание духовных истин. Такое рождение в этом мире чрезвычайно редко достижимо» (Бхагавад-гита, 6.42).
[6] Пӯрва̄бхйа̄сена тенаива, хрийате хй аваш́о ’пи сах̣ / джиджн̃а̄сур апи йогасйа, ш́абда-брахма̄тивартате — «В нем естественным образом проявляется склонность к духовной практике, развитая в прошлых жизнях. Лишь интересуясь Истиной за пределами рождения и смерти, являющейся предметом йоги, он превосходит последователей ритуалов Вед, которые стремятся обрести мирские блага» (Бхагавад-гита, 6.44).
Наверх