«Нисшествие надмирного знания». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Наставления учителя»


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Нисшествие надмирного знания

 

Много жизней у нас с вами позади, много еще впереди, но вопрос рождения и смерти так и не разрешен.

Наделенные энергией, мы вынуждены что-то делать — хорошее или плохое. Энергия оживляет мышление, волю и чувства нашей души, поэтому мы должны как-то действовать: однако если мы будем действовать неправильно, последствия будут плохими, будем действовать правильно — хорошими. Нужно понять, что действительно хорошо, а что — плохо. Человеческое тело — лучшая форма жизни, в которой можно найти верный путь и разрешить проблемы. Мы претерпели множество перерождений, однако подобного шанса не было; теперь же у нас появилась некоторая возможность. Благодаря хорошему общению мы поймем, в чем наше благо в этой жизни и будущих; также, оглядываясь назад, сможем оценить, правильно ли мы поступали в прошлом — все это мы можем осознать теперь, в человеческом рождении. Родиться человеком очень непросто, такое случается очень редко, но это является необходимым условием для прогресса души. Теперь этот шанс перед нами.

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте,
ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣…
1

Все религии подчеркивают ценность человеческого рождения. Все говорят, что в этом рождении мы можем покончить с миром страданий. Мы тоже проповедуем это, однако существует определенная разница между нашей целью и их. Большинство религий учит благочестивой жизни ради спокойного, благостного будущего. Но вайшнавизм вечен: безостановочное движение в мир Голоки Вриндаваны.

Св-алпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т — если вы стремитесь совершить истинно благое дело, результат будет вечен2. Сейчас мы родились в человеческом теле, поэтому, насколько в наших силах, мы должны стремиться к цели священной, и на пути к ней мы можем пренебречь материальным долгом.

а̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча,
са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм…
3

Существует принципиальная разница между человеком и животными, и нам надлежит понять, в чем она. Однако просто понимать мало, это не даст нам ответа на все вопросы, здесь необходима некоторая сила — сила ума, сила вечной души, и приходит она благодаря Гуру и вайшнавам. Следует общаться с теми, кто обладает должным сознанием. В общении с ними наша духовная сила, бхакти, будет расти все больше и больше. Это называется садху-санга, общение со святым, садху.

са̄дху-сан̇ге кр̣ш̣н̣а-на̄ма — эи ма̄тра ча̄и
сам̇са̄ра джините а̄ра кона васту на̄и
4

Куда бы мы ни направлялись и чему бы ни следовали, всегда необходима помощь знающих, иначе можно ошибиться и наломать дров. Перед нами так много всего — но этим нужно правильно воспользоваться. Из набора разных радиодеталей только опытный сборщик может выбрать необходимые для магнитофона, кассетного плеера или радиоприемника. Подобным образом повсюду, при различных обстоятельствах, нам нужна помощь специалиста в соответствующей отрасли, — это главный принцип прогресса. Однако следует различать, кто действительно специалист, а кто таковым не является. В духовной науке мы на самом деле не способны определить, насколько человек сведущ, опытен, духовно богат... Нам остается только молить Нитьянанду Прабху и Махапрабху, чтобы по Их милости мы обрели благое общение. Согласно чистоте нашей молитвы Они и одарят нас.

Иногда мы чувствуем подъем, а иногда — отчаяние. Глядя на преданных, повсеместно воспевающих маха-мантру и танцующих, нас переполняет энтузиазм, но стоит заметить, что некоторые из них, тем не менее, находятся в плену неправильных представлений, что хоть они и обрели многое, но правильно использовать не смогли, — нас охватывает отчаяние. Иногда кто-то из преданных задает один и тот же вопрос, удивляя нас непониманием очевидно простых вещей. Однако он спрашивает потому, что ему это непонятно; и, видя, как он в который раз бьется над разрешением своего вопроса, мы можем впасть в отчаяние. Книги Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа полны различных советов и предписаний, и если мы поймем их суть, то обретем все. Единственное, что мешает нам понять ее, — недостаток духовного знания. Вот чего нам воистину недостает; поэтому нам нужна помощь специалиста.

йа̄ха, бха̄гавата пад̣а ваиш̣н̣авера стха̄не
эка̄нта а̄ш́райа кара чаитанйа-чаран̣е
5

В этом стихе говорится: чтобы понять «Шримад-Бхагаватам», нужно слушать его от человека, полностью утвердившегося в преданном служении, и нужно предаться Шри Чайтанье Махапрабху. Почему «Шри Чайтанья-чаритамрита» советует это? Дело в том, что «Шримад-Бхагаватам» содержит в себе все, однако правильно воспринять это знание мы не можем, поэтому и важно всегда иметь благое общение.

Мы не желаем ни денег, ни женщин, ни славы. Во всем мире живые существа стремятся к этому, однако подлинная цель нашей жизни в другом: обрести надмирное знание. Благодаря ему мы сможем продвигаться по пути к высшему совершенству.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был очень рад тому, что его ученики организуют матхи, проповеднические центры, храмы и возводят здания. Однако он предупреждал: «Мы пришли в этот мир не для того, чтобы плотничать и строить; наш долг — служить Гуру, вайшнавам и Бхагавану. Это наша основная обязанность; мы возводим храмы и дома лишь для того, чтобы привлечь души-дживы».

Если в матхе не живут преданные, какой толк в куче кирпичей? Если преданные не испытывают счастья от своего служения, зачем нужны все эти работы? Поэтому для обусловленных душ так важно общаться с тем, кто может вести их умы в правильном, духовном направлении. Нужно искать такого общения. Нужно искать живое течение сампрадаи. Не всегда доподлинно известны дикша-гуру многих наших ачарьев. Кто был Гуру Рупы Госвами? Кто был Гуру Рагхунатха Даса Госвами? Гопала Бхатты Госвами? Прабходананды Сарасвати? Некоторые сведения имеются, однако они очень расплывчаты. Наша гуру-парампара нисходит через канал шикша-гуру. Важно найти живой поток.

Йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас6. Упанишады говорят, что надмирное знание нисходит свыше. Его следует воспринимать в духе служения и быть готовым идти туда, где оно себя являет. Обрести надмирное знание возможно лишь благодаря носителю живой традиции, ее патриарху. Довольный нашим служением, он может передать это знание нам. Другого пути не дано.

 


1 Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т — «После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святую преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

2 Неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти пратйава̄йо на видйате / св-алпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т — «Те, кто идет по этому пути, не знают потерь, ни одно их усилие не пропадает даром! Даже незначительное продвижение по нему спасает от всепоглощающего страха материального существования» (Бхагавад-гита, 2.40).

3 А̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча, са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм / дхармо хи теш̣āм адхико виш́еш̣о, дхармен̣а хӣ̄нāх̣ паш́убхих̣ самāнāх̣ — «Еда, сон, совокупление и самозащита — на этих четырех принципах основана жизнь и людей, и животных. Различие же между ними заключается в том, что люди могут искать Бога, а животные — нет. В этом вся разница. Поэтому человек, не испытывающий потребности искать Бога, ничем не лучше животного» («Хитопадеша»).

4 «Единственный совершенный метод, позволяющий пересечь безграничный океан материального существования — это воспевание святых имен в обществе преданных» («Према-виварта», 6.13; «Джайва-дхарма», глава седьмая).

5 Шри Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила, 5.131.

6 На̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо, на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена / йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас, тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м — «Верховного Господа не обрести благодаря глубочайшим разъяснениям, проницательному интеллекту или длительному слушанию. Он открывается лишь тому, кого выберет Сам. Такой удачливой душе Господь являет Свой божественный облик» («Катха-упанишад», 1.2.23; «Мундака-упанишад», 3.2.3).




←  Вайшнавский фестиваль. Прасада-сева. 2006 год. Серия роликов, посвященных вайшнавским фестивалям, проведенным в лахтинском храме. ·• Архив новостей •· Агнихотра. 2006 год. Из серии роликов, посвященных вайшнавскому фестивалю в лахтинском храме  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Нисшествие надмирного знания

 

Много жизней у нас с вами позади, много еще впереди, но вопрос рождения и смерти так и не разрешен.

Наделенные энергией, мы вынуждены что-то делать — хорошее или плохое. Энергия оживляет мышление, волю и чувства нашей души, поэтому мы должны как-то действовать: однако если мы будем действовать неправильно, последствия будут плохими, будем действовать правильно — хорошими. Нужно понять, что действительно хорошо, а что — плохо. Человеческое тело — лучшая форма жизни, в которой можно найти верный путь и разрешить проблемы. Мы претерпели множество перерождений, однако подобного шанса не было; теперь же у нас появилась некоторая возможность. Благодаря хорошему общению мы поймем, в чем наше благо в этой жизни и будущих; также, оглядываясь назад, сможем оценить, правильно ли мы поступали в прошлом — все это мы можем осознать теперь, в человеческом рождении. Родиться человеком очень непросто, такое случается очень редко, но это является необходимым условием для прогресса души. Теперь этот шанс перед нами.

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте,
ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣…
1

Все религии подчеркивают ценность человеческого рождения. Все говорят, что в этом рождении мы можем покончить с миром страданий. Мы тоже проповедуем это, однако существует определенная разница между нашей целью и их. Большинство религий учит благочестивой жизни ради спокойного, благостного будущего. Но вайшнавизм вечен: безостановочное движение в мир Голоки Вриндаваны.

Св-алпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т — если вы стремитесь совершить истинно благое дело, результат будет вечен2. Сейчас мы родились в человеческом теле, поэтому, насколько в наших силах, мы должны стремиться к цели священной, и на пути к ней мы можем пренебречь материальным долгом.

а̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча,
са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм…
3

Существует принципиальная разница между человеком и животными, и нам надлежит понять, в чем она. Однако просто понимать мало, это не даст нам ответа на все вопросы, здесь необходима некоторая сила — сила ума, сила вечной души, и приходит она благодаря Гуру и вайшнавам. Следует общаться с теми, кто обладает должным сознанием. В общении с ними наша духовная сила, бхакти, будет расти все больше и больше. Это называется садху-санга, общение со святым, садху.

са̄дху-сан̇ге кр̣ш̣н̣а-на̄ма — эи ма̄тра ча̄и
сам̇са̄ра джините а̄ра кона васту на̄и
4

Куда бы мы ни направлялись и чему бы ни следовали, всегда необходима помощь знающих, иначе можно ошибиться и наломать дров. Перед нами так много всего — но этим нужно правильно воспользоваться. Из набора разных радиодеталей только опытный сборщик может выбрать необходимые для магнитофона, кассетного плеера или радиоприемника. Подобным образом повсюду, при различных обстоятельствах, нам нужна помощь специалиста в соответствующей отрасли, — это главный принцип прогресса. Однако следует различать, кто действительно специалист, а кто таковым не является. В духовной науке мы на самом деле не способны определить, насколько человек сведущ, опытен, духовно богат... Нам остается только молить Нитьянанду Прабху и Махапрабху, чтобы по Их милости мы обрели благое общение. Согласно чистоте нашей молитвы Они и одарят нас.

Иногда мы чувствуем подъем, а иногда — отчаяние. Глядя на преданных, повсеместно воспевающих маха-мантру и танцующих, нас переполняет энтузиазм, но стоит заметить, что некоторые из них, тем не менее, находятся в плену неправильных представлений, что хоть они и обрели многое, но правильно использовать не смогли, — нас охватывает отчаяние. Иногда кто-то из преданных задает один и тот же вопрос, удивляя нас непониманием очевидно простых вещей. Однако он спрашивает потому, что ему это непонятно; и, видя, как он в который раз бьется над разрешением своего вопроса, мы можем впасть в отчаяние. Книги Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа полны различных советов и предписаний, и если мы поймем их суть, то обретем все. Единственное, что мешает нам понять ее, — недостаток духовного знания. Вот чего нам воистину недостает; поэтому нам нужна помощь специалиста.

йа̄ха, бха̄гавата пад̣а ваиш̣н̣авера стха̄не
эка̄нта а̄ш́райа кара чаитанйа-чаран̣е
5

В этом стихе говорится: чтобы понять «Шримад-Бхагаватам», нужно слушать его от человека, полностью утвердившегося в преданном служении, и нужно предаться Шри Чайтанье Махапрабху. Почему «Шри Чайтанья-чаритамрита» советует это? Дело в том, что «Шримад-Бхагаватам» содержит в себе все, однако правильно воспринять это знание мы не можем, поэтому и важно всегда иметь благое общение.

Мы не желаем ни денег, ни женщин, ни славы. Во всем мире живые существа стремятся к этому, однако подлинная цель нашей жизни в другом: обрести надмирное знание. Благодаря ему мы сможем продвигаться по пути к высшему совершенству.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был очень рад тому, что его ученики организуют матхи, проповеднические центры, храмы и возводят здания. Однако он предупреждал: «Мы пришли в этот мир не для того, чтобы плотничать и строить; наш долг — служить Гуру, вайшнавам и Бхагавану. Это наша основная обязанность; мы возводим храмы и дома лишь для того, чтобы привлечь души-дживы».

Если в матхе не живут преданные, какой толк в куче кирпичей? Если преданные не испытывают счастья от своего служения, зачем нужны все эти работы? Поэтому для обусловленных душ так важно общаться с тем, кто может вести их умы в правильном, духовном направлении. Нужно искать такого общения. Нужно искать живое течение сампрадаи. Не всегда доподлинно известны дикша-гуру многих наших ачарьев. Кто был Гуру Рупы Госвами? Кто был Гуру Рагхунатха Даса Госвами? Гопала Бхатты Госвами? Прабходананды Сарасвати? Некоторые сведения имеются, однако они очень расплывчаты. Наша гуру-парампара нисходит через канал шикша-гуру. Важно найти живой поток.

Йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас6. Упанишады говорят, что надмирное знание нисходит свыше. Его следует воспринимать в духе служения и быть готовым идти туда, где оно себя являет. Обрести надмирное знание возможно лишь благодаря носителю живой традиции, ее патриарху. Довольный нашим служением, он может передать это знание нам. Другого пути не дано.

 


1 Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т — «После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святую преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

2 Неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти пратйава̄йо на видйате / св-алпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т — «Те, кто идет по этому пути, не знают потерь, ни одно их усилие не пропадает даром! Даже незначительное продвижение по нему спасает от всепоглощающего страха материального существования» (Бхагавад-гита, 2.40).

3 А̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча, са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм / дхармо хи теш̣āм адхико виш́еш̣о, дхармен̣а хӣ̄нāх̣ паш́убхих̣ самāнāх̣ — «Еда, сон, совокупление и самозащита — на этих четырех принципах основана жизнь и людей, и животных. Различие же между ними заключается в том, что люди могут искать Бога, а животные — нет. В этом вся разница. Поэтому человек, не испытывающий потребности искать Бога, ничем не лучше животного» («Хитопадеша»).

4 «Единственный совершенный метод, позволяющий пересечь безграничный океан материального существования — это воспевание святых имен в обществе преданных» («Према-виварта», 6.13; «Джайва-дхарма», глава седьмая).

5 Шри Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила, 5.131.

6 На̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо, на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена / йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас, тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣н̣уте танӯм̇ сва̄м — «Верховного Господа не обрести благодаря глубочайшим разъяснениям, проницательному интеллекту или длительному слушанию. Он открывается лишь тому, кого выберет Сам. Такой удачливой душе Господь являет Свой божественный облик» («Катха-упанишад», 1.2.23; «Мундака-упанишад», 3.2.3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования