«Предаться и служить». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Божественный слуга»


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Предаться и служить

 

Мы не санньяси, не отреченные, скорее, мы грихастхи, но этот гриха (дом) — дом Шри Шри Гуру-Гауранги-Гандхарвы-Говиндасундара. Мы обитатели Их дома, а не санньяси. Мы составляем группу прислуги в доме Шри Шри Гуру-Гауранги-Гандхарвы-Говиндасундара и потому у нас много обязанностей. И первейшая обязанность — это служение садху, Гуру и вайшнавам. В писаниях говорится, что грихастха должен совершать определенную вайшнава-севу, гуру-севу и таким образом будет развиваться его преданность. Наше служение Шри Шри Гуру-Гауранге-Гандхарве-Говиндасундару схоже со служением домохозяина. Много преданных навещает нас, для развития проповеди мы организовываем много программ, и все это является составной частью жизни грихастхи. В «Бхакти-расамрита-синдху» приводятся такие слова Рупы Госвами:

ана̄сактасйа вишайа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате

Мы следуем Прабхупаде Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, Шри Махапрабху и Шриле Гуру Махараджу.

И, конечно, мы пытаемся жить духовной жизнью в соответствии с принципом юкта-вайрагьи. Следует привнести в свою жизнь то, что благоприятствует развитию преданности, и исторгнуть все вредоносное. Махапрабху учил, что мы не брахманы, не кшатрии, не вайшьи, не шудры, не ванапрастхи, не санньяси, не грихастхи... Наше внутреннее определение — слуга слуг слуги Кришны. И какого проявления Кришны?

...гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

Не Кришны Курукшетры и не Кришны Двараки. Мы слуги преданных Защитника коров, Владыки всех гопи, играющего во Вриндаване и на холме Говардхан. Служить таким слугам — цель нашей жизни:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣
1

В полном самопредании мы должны пытаться привнести и естественно утвердить это понимание в самой нашей жизни. Двадцатичетырехчасовое служение Господу необходимо, но оно осуществляется в отношении близко явленного Бога — Гуру, вайшнавов и Махапрабху. На них направленно наше самопредание, но не самопредание, ограниченное всего лишь поклоном и лежанием у стоп, а самопредание, выраженное в служении. Самопредание и служение должно совершаться с максимально возможными усилиями двадцать четыре часа в сутки, и тогда мы сможем достичь высшей цели, избегнув множества беспокойств. Таков дух преданности.

Однажды, переведя с санскрита на бенгали уникальную шлоку из «Бхакти-расамрита-синдху», множество пандитов отправились в навадвипский матх. Эта шлока очень сложна и пандиты были не в состоянии понять ее значение. В ней говорится: «Я занят моим непосредственным служением настолько, что меня не особо заботит Баладева, а так же я не обращаю особенного внимания на Рукмини или Сатьябхаму». Осознать это невероятно сложно. Баладева — это Гуру, а Сатьябхама — великая преданная Кришны, так как же кто-либо может заявлять подобное? Почему же Рупа Госвами составил такую шлоку?

В замешательстве пандиты обратились к Шриле Гуру Махараджу. Услышав ответ Гуру Махараджа, они испытали чувство глубокой удовлетворенности. Шрила Гуру Махарадж сказал: «Рупа Госвами составил эту шлоку, дабы продемонстрировать, чтó есть высшая цель преданного. О Баладева, о Сатьябхама, вы — объекты моего поклонения, но сейчас, пожалуйста, не беспокойте меня. Я полностью поглощен моим служением и у меня нет свободного времени. Мне известно, что вы — возлюбленные слуги Господа Кришны, но я слуга ваших слуг и потому у меня много обязанностей».

Если стол наставника запылился, должен ли наставник мыть его? Нет! Если он захочет сделать это, ученик попытается протестовать: «Пожалуйста, уступите мне эту удачную возможность: воспользоваться ей — мой долг, а не ваш». Только таким образом может проявляться некоторое эго преданных: они должны служить своему наставнику, своему владыке. «Пожалуйста, не препятствуйте мне, садитесь и отдыхайте, а я буду поклоняться вашим лотосоподобным стопам». Так был явлен смысл этой шлоки.

Среди пришедших были выдающиеся пандиты, включая Шри Рама Гопала Видьябхушана, знатока санскрита и великого преданного Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Сами пандиты не могли проникнуть в смысл этой шлоки, однако после объяснений Шрилы Гуру Махараджа все сомнения были рассеяны. Это объяснение включено в комментарии Шрилы Гуру Махараджа к «Бхакти-расамрита-синдху».

Природа слуги такова, что он стремится никогда не волновать и не беспокоить своего господина. Даже когда господин ложится отдыхать, слуга не прекращает своего служения. Ничто не может отстранить его от служения Господу. Он никогда не оставит служения, подобно муравью, который не ослабит хватку челюстей, даже если ему отсекут голову.

Но в действительности один слуга не может делать абсолютно все. Потому во Вриндаване, как и всюду, существует много групп служителей. В каждой группе есть старшие, есть высший лидер, и уже под их руководством остальные совершают свое служение. И в таком служении божественный мир купается в блаженстве. Такова Голока Вриндавана.

ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво,
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майӣ тойам амр̣там
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ,
чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча
2

Это замечательная шлока из «Брахма-самхиты» (5.56), и тот, кто читал «Брахма-самхиту», никогда не забудет ее. Из путешествия по Южной Индии Махапрабху вернулся с двумя книгами. Когда Он прочел первую из них, «Брахма-самхиту», то в удивлении воскликнул: «Это Мое учение!» и взял с собой копию книги. Другая книга именуется «Кришна-карнамритам». В «Брахма-самхите» изложена суть сиддханты, а в «Кришна-карнамритам» аналогичным образом рассматриваются расы. Шри Махапрабху взял в левую руку «Кришна-карнамритам», а в правую — «Брахма-самхиту». Для нашего понимания «Брахма-самхита» несколько сложна, поэтому Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и другие ачарьи составили множество вайшнавских писаний в помощь нам. Явлена «Шри Хари-бхакти-виласа», Шри Рупой Госвами написана «Бхакти-расамрита-синдху», а Шри Санатана Госвами даровал преданным «Брихат-бхагаватамритам». Шрила Рупа Госвами составил «Лагху-бхагаватамритам» и множество наток (описывающих лилу), таких как «Уджджвала-ниламани».

Множество трудов было написано для нашего духовного развития, но мы не имеем достаточной квалификации для чтения абсолютно всех книг. Чтобы читать некоторые из этих книг, необходимо прежде обрести определенную квалификацию. Если же мы попытаемся читать эти книги без надлежащих качеств, то немедленно падем в мир материалистического сознания, прямо в когти духа сахаджии. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур постоянно рекомендовал нам избегать всяческих чтений или обсуждений тем, связанных с мадхура-расой. Также и Шрила Гуру Махарадж не советовал читать эти книги, но первым делом читать книги для начинающих под руководством вайшнавов, и это обернется несказанным благом для нашей духовной жизни.

Среди многих книг Бхагавад-гита с комментариями Шрилы Гуру Махараджа наиболее благодатна для нас. Но в то же время интерпретации других сампрадай могут и не помочь нам.

Совершенно необходимо видеть истинную цель в жизни; и эта цель — служение Гуру и вайшнавам, это самое ценное в нашей жизни. Занять какое-то положение или усесться на возвышении может каждый. Обрести же милость Гуру и вайшнавов очень сложно, хотя их милость — это величайшее богатство, без которого наша садхана невозможна. Наша святая надежда, что Гурудев, гуру-бхаи и другие вайшнавы не оставят нас. Они всегда одаривают нас беспричинной милостью, таким образом совершенствуя нашу духовную жизнь.

дурдаиве севака йади йа̄йа анйа стха̄не
сеи т̣ха̄кура дханйа та̄ре чуле дхари’ а̄не

Нет сомнений, мы обусловленные души и потому можем заблуждаться. Это вполне возможно. Однако Гуру — сознающий Истину, и он никогда не покидает нас, ибо его удел спасать нас. Таковы качества Шри Гуру. Величие нашего Гурудева безгранично и потому мы должны освободиться от всех собственных соображений, предложив свой ум лотосоподобным стопам Шри Гуру и полностью посвятив себя беззаветному служению ему. У меня есть некоторый опыт в этом отношении. В свое время я мог многого не знать, но это не особо мешало мне в попытках выполнять волю учителя. Я должен пытаться, а результат в руках Кришны, Гуру и вайшнавов. Они будут видеть, что мое внимание не приковано к результату.

Я должен совершать служение. Я должен пытаться жить этим и никогда не забывать о своем долге. Мы прошли сквозь лакхи воплощений и теперь обрели человеческое рождение, требующее правильного применения. Вместе с этим телом нам дан уникальный шанс.

По благословенной удаче обретаются семена кришна-премы, из которых прорастет бхакти-лата (росток преданности), и если мы будем его правильно взращивать, то легко преодолеем сферу иллюзорности. Но мы не просто покинем область иллюзии и поднимемся к Вирадже и Брахмалоке, силой своей преданности мы сможем превзойти даже эти планы бытия. Благодаря силе, заложенной в бхакти-лате, душа может подняться даже на Голоку Вриндавана. Когда мы действительно принимаем прибежище у древа желаний, лотосоподобных стоп Шри Кришны, тогда все будет достигаться спонтанно. Теперь у нас есть человеческое воплощение, но мы не знаем, что придет в будущем, куда законы кармы отправят нас после смерти.

йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣
3

Если, умирая, я буду помнить о собаке, то отправлюсь в собачью утробу. Это реальная опасность.

Мы должны совершать служение Шриле Гуру Махараджу, и тогда мы будем защищены от различных бедствий. Совершенно необходимо, чтобы наш разум был поглощен Божественным. Если мы добьемся этого, тогда все можно будет посвятить служению Господу. Такова парамахамса-дхарма.

 


1 «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80).

2 «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший Супруг, Кришна, — единственный их Возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса».

3 Господь Кришна, обращаясь к Своему другу Арджуне, провозглашает: «Сын Кунти, живое существо, покидая свое тело, достигает любого объекта, на котором сосредотачивает свой ум» (Бхагавад-гита, 8.6).




←  Шрила Гурудев и дети. 2007 год. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Встреча Шрилы Гурудева. 2007 год. Серия роликов, посвященных вайшнавским фестивалям, проведенным в лахтинском храме с участием Шрилы Гурудева.  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Предаться и служить

 

Мы не санньяси, не отреченные, скорее, мы грихастхи, но этот гриха (дом) — дом Шри Шри Гуру-Гауранги-Гандхарвы-Говиндасундара. Мы обитатели Их дома, а не санньяси. Мы составляем группу прислуги в доме Шри Шри Гуру-Гауранги-Гандхарвы-Говиндасундара и потому у нас много обязанностей. И первейшая обязанность — это служение садху, Гуру и вайшнавам. В писаниях говорится, что грихастха должен совершать определенную вайшнава-севу, гуру-севу и таким образом будет развиваться его преданность. Наше служение Шри Шри Гуру-Гауранге-Гандхарве-Говиндасундару схоже со служением домохозяина. Много преданных навещает нас, для развития проповеди мы организовываем много программ, и все это является составной частью жизни грихастхи. В «Бхакти-расамрита-синдху» приводятся такие слова Рупы Госвами:

ана̄сактасйа вишайа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате

Мы следуем Прабхупаде Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, Шри Махапрабху и Шриле Гуру Махараджу.

И, конечно, мы пытаемся жить духовной жизнью в соответствии с принципом юкта-вайрагьи. Следует привнести в свою жизнь то, что благоприятствует развитию преданности, и исторгнуть все вредоносное. Махапрабху учил, что мы не брахманы, не кшатрии, не вайшьи, не шудры, не ванапрастхи, не санньяси, не грихастхи... Наше внутреннее определение — слуга слуг слуги Кришны. И какого проявления Кришны?

...гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

Не Кришны Курукшетры и не Кришны Двараки. Мы слуги преданных Защитника коров, Владыки всех гопи, играющего во Вриндаване и на холме Говардхан. Служить таким слугам — цель нашей жизни:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣
1

В полном самопредании мы должны пытаться привнести и естественно утвердить это понимание в самой нашей жизни. Двадцатичетырехчасовое служение Господу необходимо, но оно осуществляется в отношении близко явленного Бога — Гуру, вайшнавов и Махапрабху. На них направленно наше самопредание, но не самопредание, ограниченное всего лишь поклоном и лежанием у стоп, а самопредание, выраженное в служении. Самопредание и служение должно совершаться с максимально возможными усилиями двадцать четыре часа в сутки, и тогда мы сможем достичь высшей цели, избегнув множества беспокойств. Таков дух преданности.

Однажды, переведя с санскрита на бенгали уникальную шлоку из «Бхакти-расамрита-синдху», множество пандитов отправились в навадвипский матх. Эта шлока очень сложна и пандиты были не в состоянии понять ее значение. В ней говорится: «Я занят моим непосредственным служением настолько, что меня не особо заботит Баладева, а так же я не обращаю особенного внимания на Рукмини или Сатьябхаму». Осознать это невероятно сложно. Баладева — это Гуру, а Сатьябхама — великая преданная Кришны, так как же кто-либо может заявлять подобное? Почему же Рупа Госвами составил такую шлоку?

В замешательстве пандиты обратились к Шриле Гуру Махараджу. Услышав ответ Гуру Махараджа, они испытали чувство глубокой удовлетворенности. Шрила Гуру Махарадж сказал: «Рупа Госвами составил эту шлоку, дабы продемонстрировать, чтó есть высшая цель преданного. О Баладева, о Сатьябхама, вы — объекты моего поклонения, но сейчас, пожалуйста, не беспокойте меня. Я полностью поглощен моим служением и у меня нет свободного времени. Мне известно, что вы — возлюбленные слуги Господа Кришны, но я слуга ваших слуг и потому у меня много обязанностей».

Если стол наставника запылился, должен ли наставник мыть его? Нет! Если он захочет сделать это, ученик попытается протестовать: «Пожалуйста, уступите мне эту удачную возможность: воспользоваться ей — мой долг, а не ваш». Только таким образом может проявляться некоторое эго преданных: они должны служить своему наставнику, своему владыке. «Пожалуйста, не препятствуйте мне, садитесь и отдыхайте, а я буду поклоняться вашим лотосоподобным стопам». Так был явлен смысл этой шлоки.

Среди пришедших были выдающиеся пандиты, включая Шри Рама Гопала Видьябхушана, знатока санскрита и великого преданного Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Сами пандиты не могли проникнуть в смысл этой шлоки, однако после объяснений Шрилы Гуру Махараджа все сомнения были рассеяны. Это объяснение включено в комментарии Шрилы Гуру Махараджа к «Бхакти-расамрита-синдху».

Природа слуги такова, что он стремится никогда не волновать и не беспокоить своего господина. Даже когда господин ложится отдыхать, слуга не прекращает своего служения. Ничто не может отстранить его от служения Господу. Он никогда не оставит служения, подобно муравью, который не ослабит хватку челюстей, даже если ему отсекут голову.

Но в действительности один слуга не может делать абсолютно все. Потому во Вриндаване, как и всюду, существует много групп служителей. В каждой группе есть старшие, есть высший лидер, и уже под их руководством остальные совершают свое служение. И в таком служении божественный мир купается в блаженстве. Такова Голока Вриндавана.

ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво,
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майӣ тойам амр̣там
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ,
чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча
2

Это замечательная шлока из «Брахма-самхиты» (5.56), и тот, кто читал «Брахма-самхиту», никогда не забудет ее. Из путешествия по Южной Индии Махапрабху вернулся с двумя книгами. Когда Он прочел первую из них, «Брахма-самхиту», то в удивлении воскликнул: «Это Мое учение!» и взял с собой копию книги. Другая книга именуется «Кришна-карнамритам». В «Брахма-самхите» изложена суть сиддханты, а в «Кришна-карнамритам» аналогичным образом рассматриваются расы. Шри Махапрабху взял в левую руку «Кришна-карнамритам», а в правую — «Брахма-самхиту». Для нашего понимания «Брахма-самхита» несколько сложна, поэтому Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и другие ачарьи составили множество вайшнавских писаний в помощь нам. Явлена «Шри Хари-бхакти-виласа», Шри Рупой Госвами написана «Бхакти-расамрита-синдху», а Шри Санатана Госвами даровал преданным «Брихат-бхагаватамритам». Шрила Рупа Госвами составил «Лагху-бхагаватамритам» и множество наток (описывающих лилу), таких как «Уджджвала-ниламани».

Множество трудов было написано для нашего духовного развития, но мы не имеем достаточной квалификации для чтения абсолютно всех книг. Чтобы читать некоторые из этих книг, необходимо прежде обрести определенную квалификацию. Если же мы попытаемся читать эти книги без надлежащих качеств, то немедленно падем в мир материалистического сознания, прямо в когти духа сахаджии. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур постоянно рекомендовал нам избегать всяческих чтений или обсуждений тем, связанных с мадхура-расой. Также и Шрила Гуру Махарадж не советовал читать эти книги, но первым делом читать книги для начинающих под руководством вайшнавов, и это обернется несказанным благом для нашей духовной жизни.

Среди многих книг Бхагавад-гита с комментариями Шрилы Гуру Махараджа наиболее благодатна для нас. Но в то же время интерпретации других сампрадай могут и не помочь нам.

Совершенно необходимо видеть истинную цель в жизни; и эта цель — служение Гуру и вайшнавам, это самое ценное в нашей жизни. Занять какое-то положение или усесться на возвышении может каждый. Обрести же милость Гуру и вайшнавов очень сложно, хотя их милость — это величайшее богатство, без которого наша садхана невозможна. Наша святая надежда, что Гурудев, гуру-бхаи и другие вайшнавы не оставят нас. Они всегда одаривают нас беспричинной милостью, таким образом совершенствуя нашу духовную жизнь.

дурдаиве севака йади йа̄йа анйа стха̄не
сеи т̣ха̄кура дханйа та̄ре чуле дхари’ а̄не

Нет сомнений, мы обусловленные души и потому можем заблуждаться. Это вполне возможно. Однако Гуру — сознающий Истину, и он никогда не покидает нас, ибо его удел спасать нас. Таковы качества Шри Гуру. Величие нашего Гурудева безгранично и потому мы должны освободиться от всех собственных соображений, предложив свой ум лотосоподобным стопам Шри Гуру и полностью посвятив себя беззаветному служению ему. У меня есть некоторый опыт в этом отношении. В свое время я мог многого не знать, но это не особо мешало мне в попытках выполнять волю учителя. Я должен пытаться, а результат в руках Кришны, Гуру и вайшнавов. Они будут видеть, что мое внимание не приковано к результату.

Я должен совершать служение. Я должен пытаться жить этим и никогда не забывать о своем долге. Мы прошли сквозь лакхи воплощений и теперь обрели человеческое рождение, требующее правильного применения. Вместе с этим телом нам дан уникальный шанс.

По благословенной удаче обретаются семена кришна-премы, из которых прорастет бхакти-лата (росток преданности), и если мы будем его правильно взращивать, то легко преодолеем сферу иллюзорности. Но мы не просто покинем область иллюзии и поднимемся к Вирадже и Брахмалоке, силой своей преданности мы сможем превзойти даже эти планы бытия. Благодаря силе, заложенной в бхакти-лате, душа может подняться даже на Голоку Вриндавана. Когда мы действительно принимаем прибежище у древа желаний, лотосоподобных стоп Шри Кришны, тогда все будет достигаться спонтанно. Теперь у нас есть человеческое воплощение, но мы не знаем, что придет в будущем, куда законы кармы отправят нас после смерти.

йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣
3

Если, умирая, я буду помнить о собаке, то отправлюсь в собачью утробу. Это реальная опасность.

Мы должны совершать служение Шриле Гуру Махараджу, и тогда мы будем защищены от различных бедствий. Совершенно необходимо, чтобы наш разум был поглощен Божественным. Если мы добьемся этого, тогда все можно будет посвятить служению Господу. Такова парамахамса-дхарма.

 


1 «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80).

2 «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший Супруг, Кришна, — единственный их Возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса».

3 Господь Кришна, обращаясь к Своему другу Арджуне, провозглашает: «Сын Кунти, живое существо, покидая свое тело, достигает любого объекта, на котором сосредотачивает свой ум» (Бхагавад-гита, 8.6).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования